ГАЛАВДЕВОС
Том X , С. 285
опубликовано: 11 октября 2010г.

ГАЛАВДЕВОС

Галавде́вос [Клавдий; эфиоп.  ] (ок. 1521-1559), св., эфиоп. царь (царское имя Ацнаф Сагад означает «перед ним склонились пределы») (1540-1559) (пам. эфиоп. 27 магабита/23 марта). Г. был 2-м сыном царя Лебна Денгеля (1508-1540), в царствование к-рого Эфиопия подверглась сокрушительному мусульм. нашествию (джихаду) под водительством имама Ахмада Ибрахима аль-Гази. 3-й сын царя Лебна Денгеля Минас был пленен мусульманами 21 мая 1538 г., старший сын Виктор погиб 8 апр. 1538 г. в бою с одним из военачальников аль-Гази. Мусульмане преследовали и Лебна Денгеля, к-рый умер 3 сент. 1540 г. Став царем, Г. начал собирать разрозненные силы христ. сопротивления. Тем временем к эфиоп. побережью Красного м. в 1541 г. подошла португ. эскадра во главе с доном Эштеваном да Гамой, старшим сыном мореплавателя Васко да Гамы, посланная из Индии на помощь христ. царю Эфиопии, 9 июля в глубь страны отправился отряд под командованием младшего сына Васко - дона Криштована, состоявший из 400 португальцев и 130 слуг и рабов. Встреча португ. отряда с войском имама аль-Гази (15 тыс. пехотинцев, 1500 всадников и 200 тур. янычар) состоялась 4 апр. 1542 г. После того как имам был ранен в бедро и под ним пал конь, мусульмане дрогнули и стали отступать. Но 30 авг. аль-Гази захватил в плен раненого дона Криштована, к-рого подвергли пыткам и казнили. Португальцам удалось соединиться с войсками Г., и 22 февр. 1543 г., когда они вновь встретились в битве с войсками мусульман, имам был убит.

Однако после гибели аль-Гази джихад продолжился и существование христ. царства в Эфиопии и династии Г. оставалось под угрозой. Еще в XIV в., для того чтобы предотвратить внутридинастическую борьбу, эфиоп. цари учредили на горе Гешен место заточения для царских родственников муж. пола, способных претендовать на престол. Эта крепость была взята мусульманами, к-рые вырезали ее обитателей. Кроме Г., не имевшего сыновей, из представителей царской династии в живых оставались лишь двое его братьев: Минас, находившийся в мусульм. плену, и Иаков. Поэтому, когда царю удалось в 1547 г. захватить в плен сына имама, он обменял его на Минаса, впосл. ставшего его преемником (1559-1563).

Усилиями основателя ордена иезуитов Игнатия Лойолы папа назначил католич. патриарха для Эфиопии, к-рый должен был потребовать от эфиоп. царя перехода страны в католичество. Эти события осложняли положение Г., его благорасположение к португальцам, находившимся в стране, вызывало опасения эфиоп. духовенства, к-рое подозревало царя в симпатии к католичеству. Католич. патриарх Андрес Овьедо прямо обвинил Эфиопскую Церковь в ереси, поводом для чего послужили нек-рые обрядовые особенности, в частности почитание субботы наравне с воскресеньем. Овьедо не ограничился собственно богословской критикой и в февр. 1559 г. разослал всем португальцам в Эфиопии «циркулярное письмо», в к-ром повелел им прекратить всякие сношения с эфиоп. «схизматиками» и не повиноваться эфиоп. царю. В ответ Г. составил трактат, получивший название «Исповедание Клавдия», 1-я ч. к-рого представляет собой изложение монофизитского Символа веры, а 2-я посвящена умелой защите обрядовых особенностей Эфиопской Церкви, против к-рых выступали иезуиты, обвиняя эфиопов в жидовствовании. В трактате Г. с большим тактом устраняет эти обвинения.

В кон. 50-х гг. джихад шел на убыль. Г. основал столицу Эфиопии Тадбаба-Марьям близ мусульм. султаната Адаль. Правитель Адаля Нур ибн Муджахид, племянник аль-Гази, мечтавший о возрождении джихада, решил внезапным набегом покончить с победителем своего дяди и растущей мощью христиан. С превосходящими силами он напал на Тадбаба-Марьям. Придворные советовали Г. отступить и вернуться с большим войском. По словам хроники, Г. заявил: «Лучше мне умереть за Христа и стадо, что под моим пастырством. Если же умру я и рассеется стадо, не спросит с меня Господин пастырей ответа за рассеяние стада; если же рассею их из-за страха смерти, подобает мне дать ответ» (Тураев. Хроники. С. 163). В сражении 23 марта 1559 г. Г. погиб. Престол перешел Минасу. Эфиопская Церковь канонизировала Г.

Ист.: Sapeto G. Viaggio e missione cattolica fra i Mensâ i Bogos e gli Habab, con un cenno geografico e storico dell'Abissinia. R., 1857. Vol. 1. P. 442-444; Duensing H. Liefert das äthiopische Synaxar Materialien zur Geschichte Abessiniens? Gött., 1900. S. 33-36 [нем. пер. Жития Г. с коммент.]; Die Geschichte des Lebna-Dengel, Claudius und Minas / Hrsg. M. Kropp. Lovanii, 1988. (CSCO; 503. Aethiop; 83); Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв. М.; Л., 1936. С. 124-171.
Лит.: Conzelman W. Chronique de Galâwdêwos (Claudius) Roi d'Éthiopie. P., 1895; Тураев Б. А. Исследования в области агиологических источников истории Эфиопии. СПб., 1902. С. 11, 204, 236; Rey C. The Romance of the Portuguese in Abyssinia. L., [1929]; Чернецов С. Б. Эфиоп. феодальная монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 219, 222-226, 228-255, 301; Ullendorff E. The Confessio Claudii of King Claudius of Ethiopia // JSS. 1987. Vol. 32. P. 159-176.
С. Б. Чернецов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБРЭХА И АЦБЭХА легендарные цари Эфиопии
  • АКСУМ столица Аксумского царства
  • БАЭДА-МАРЬЯМ эфиопский царь (1468-1478)
  • ДЕВЯТЬ ПРЕПОДОБНЫХ группа монахов, прибывших в кон. V - нач. VI в. в Эфиопию из Византии
  • ЗАГВЕ [Загуэ, Загвеи], династия христ. царей Эфиопии, правившая после падения Аксумского царства (X или XII в.) до 1270 г.
  • ИОАНН I [Йоханнэс], царь Эфиопии (1667-1682), св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 15 хамле (9 июля))
  • ИЯСУ I [Иясу Великий] (1658/59-13.10.1706), царь Эфиопии (1682-1706), причислен Эфиопской Церковью к мученикам (пам. эфиоп. 5 тэкэмта (2 окт.))
  • ЙЭКУНО АМЛАК царь Эфиопии (1270-1285), основатель династии Соломонидов, правившей до 1974 г.
  • ААРОН ДИВНЫЙ [Чудотворец] (XIV в.), основатель и игумен монастыря Дэбрэ-Дэрэт в Эфиопии
  • АБИЯ ЭГЗИЭ аскет кон. XIII - нач. XIV в., подвизавшийся в Сев. Эфиопии в обителях келлиотского устава
  • АБСАДИ эфиопский церковный деятель 1-й пол. XIV в.
  • АДДИС-АБЕБА столица Эфиопии, центр Эфиопской Церкви