ДИЛИУ
Том XIV , С. 698-699
опубликовано: 27 апреля 2012г.

ДИЛИУ

Кафоликон мон-ря Дилиу. XIII в.Кафоликон мон-ря Дилиу. XIII в.Ди́лиу [греч. Ντίλιου], мон-рь во имя свт. Николая Чудотворца в сев.-вост. части острова на оз. Памвотида (Янина, Сев. Греция). Основан в XIII в. семьей Стратигопулов, переселившейся в Янину из К-поля после его завоевания крестоносцами (1204). С XVII в. мон-рь находился под покровительством семьи Дилиу. До наст. времени сохранились кафоликон, освященный во имя свт. Николая, 2-этажное здание келий, монастырская стена и фундаменты старого келейного корпуса.

Просторный однонефный кафоликон (XIII в.) с полукруглой апсидой и нартексом, при возведении к-рого была применена кладка смешанного типа, перекрыт деревянной крышей. Стены декорированы арочными поясами из плинфы. Над главным входом, расположенным в юж. части нартекса, находится фресковое изображение свт. Николая (1849).

«Иуда возвращает сребреники», «Повесившийся Иуда». Роспись кафоликона мон-ря Дилиу. 1542-1543 гг.«Иуда возвращает сребреники», «Повесившийся Иуда». Роспись кафоликона мон-ря Дилиу. 1542-1543 гг.

Живописный декор интерьера относится к 1542-1543 гг. Имена ктиторов известны из надписи, находящейся в нартексе над входом в храм: «Сей честной храм блаженного Мир Ликийских архиепископа Николая расписан трудами прославленного блестящего ученого святейшего Нифона и господина Софрония… в лето 7051». В кодексах, происходящих из Янины, в связи со строительством храма упоминаются иеромонахи Нифон († 1546) и Софроний.

Сцены, включающие редкие сюжеты уникальной иконографии, располагаются 3 ярусами (в верхнем частично утрачены). Реставрация живописи была проведена в 1970 г. В конхе алтаря представлен Христос Ангел Великого Совета в окружении небесных сил, символов евангелистов и полуфигур пророков; в среднем регистре алтаря - «Великий вход»; ниже - «Поклонение Жертве» (ὁ μελισμός - Богомладенец на дискосе, ангелы с рипидами и святители по сторонам престола). На левой стене рядом с конхой изображено «Жертвоприношение Авраама», на правой - «Благовещение». Нижний ярус храма занимают изображения святых в рост, выше располагаются сюжеты из НЗ, в т. ч. Страстной цикл (19 композиций). В цикле подробно проиллюстрирован суд над Христом, включающий композиции «Суд архиереев», «Первый суд Пилата», «Суд Ирода» и «Омовение рук», «Второй суд Пилата»; редкой иконографией являются сюжет «Пилат со свитой едет на Голгофу» и 2-частная композиция со сценами «Иуда возвращает сребреники» и «Повесившийся Иуда» (под корнями дерева, на к-ром повесился Иуда, изображена обнаженная распухшая фигура (пояснительная надпись к ней утрачена) - символ ада (Т. Лива-Ксантаки), или акелдама).

Крещение Господне. Роспись в нартексе кафоликона мон-ря Дилиу. 1542-1543 гг.Крещение Господне. Роспись в нартексе кафоликона мон-ря Дилиу. 1542-1543 гг.

Отличается от привычной иконография «Сошествие во ад»: выше фигуры Спасителя по контуру горок изображены 7 ангелов в софийных нимбах, с рипидами в руках, над ними - 2 ангела, несущие медальон с полуфигурным изображением жены в короне, с чашей в руке, возможно символизирующей Церковь.

На зап. стене нартекса находится единственная сцена из Жития небесного покровителя храма - «Успение свт. Николая». На вост. стене нартекса - композиция «Страшный Суд», на тимпане зап. стены - «Похвала Богоматери».

На стенах нартекса расположены 23 сюжета из Богородичного цикла. В нек-рых прослеживается влияние иконографии Акафиста Богородицы. Так, «Благовещение» состоит из 2 сцен - традиц. «Благовестие у колодца» и композиции с изображением Марии, возвращающейся с кувшином воды в дом, где Ее встречает служанка. Рядом с Богоматерью представлен Ее престол, на к-ром разложена пурпурная пряжа, символизирующая, согласно святоотеческим толкованиям, чистую кровь Той, у кого родится Богомладенец. В сцены из Богородичного цикла и во мн. др. композиции включены фигуры пророков с развернутыми свитками, содержащими фрагменты текста ВЗ.

В нижнем регистре изображены святые в рост, в 2 глухих аркосолиях находятся композиции «Крещение Господне» и «Свт. Иоанн Златоуст - источник премудрости».

Стиль росписей близок к традициям стенописи храмов Кастории XV в. Влияние итало-критской школы заметно в изображении причудливых поз персонажей из сцены «Поругание Христа», в деталях одежды и аксессуарах, в разнообразной посуде на огромном столе в сцене «Тайная вечеря», в экспрессивных жестах персонажей многофигурных сцен.

В храме сохранился резной 2-ярусный иконостас XVIII в. с иконами, написанными в разное время.

Лит.: Λίβα-Ξανθάκη Θ. Αἱ τοιχοϒραφίαι τῆς Μονῆς Ντίλιου. ᾿Ιωάννινα, 1980; Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. Ζητήματα μνημειακής ζωϒραφικής του 16ου αι. Η τοπική Ηπειρωτική σχολή // ϪΧΑΕ. 1991/1992. Τ. 16. Σ. 13-31; Garidis M., Paliouras A. Paiting: Monasteries of the Island of Ioannina. Ioannina, 1993; Γεωρϒιτσοϒιάννη Ε. Η σχέση των τοιχοϒραφίων των μονών Θιλανθρωπηνών και Ντίλιου με το «Ερϒαστήριο της Καστορίας» του τέλους του 15ου αι. // Πρακτικά Ϫιεθνούς Συμπόσιου ϒια τα Μοναστήρια της Νήσου Ιωαννίνων: 700 χρόνια 1292-1992, 29-31 Μαΐου 1992. Ιωάννινα, 1999. Σ. 85-96; Παπαδοπούλου Β. Τα μοναστήρια του Νησίου των Ιωαννίνων. Ιωάννινα, 2004. Σ. 59-74.
Е. М. Саенкова
Рубрики
Ключевые слова
См.также