(Ковалевский Евграф Евграфович; 26.03.1905, C.-Петербург - 30.01.1970, Париж), бывший еп. Сен-Денийский РПЦЗ, основатель и первоиерарх Французской Православной Церкви галликанского обряда (см. ст. Галликанский обряд в Православной Церкви). Из дворянской семьи, сын известного церковно-общественного деятеля Е. П. Ковалевского, брат рус. композитора М. Е. Ковалевского. В февр. 1920 г. выехал с родителями из Севастополя во Францию. Жил в Ницце, где 18 окт. 1921 г. был посвящен во чтеца в рус. соборе св. Николая, затем переехал в Париж, завершил там среднее образование и окончил филологический фак-т Сорбонны и Православный богословский институт преподобного Сергия Радонежского (1928). Вместе с братьями прислуживал в Александра Невского соборе в Париже, был членом братства св. Александра Невского. В 1925 г. вместе с В. Н. Лосским основал Фотия святителя правосл. братство в Париже, одной из главных задач которого провозглашалась проповедь Православия на Западе. В кон. 1927 г. по благословению митр. Евлогия (Георгиевского) при участии Ковалевского и других членов братства свт. Фотия в Париже был основан приход в честь Преображения Господня и во имя св. Женевьевы (Геновефы), где богослужение впервые совершалось на французском языке. В 1931 г. после перехода митр. Евлогия в юрисдикцию К-польского Патриархата Ковалевский остался в каноническом подчинении РПЦ.
В 1930 г. Е. Ковалевский совместно с иером. Львом (Жилле) впервые принял участие в обсуждении вопроса о присоединении к Православию бывш. католич. пресвитера, а затем старокатолич. еп. Луи Шарля Винарта (см. Ириней (Винарт)), возглавлявшего т. н. католич. евангелическую Церковь. Желая присоединиться к правосл. Церкви, Винарт и его сторонники в то же время настаивали на сохранении в богослужении зап. обряда, в связи с чем Ковалевский и иером. Лев (Жилле) рекомендовали Винарту обратиться к К-польскому Патриарху Фотию II. После неудачных переговоров с К-польским и Александрийским Патриархатами Ковалевский выступил одним из посредников обращения Винарта в Московский Патриархат. 16 июня 1936 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) и Свящ. Синод РПЦ по ходатайству братства свт. Фотия издали указ № 1249, в котором было оговорено, как будут приняты в Православие Винарт и его последователи (см. в ст. Галликанский обряд в Православной Церкви). 1 дек. 1936 г. Винарт был присоединен к Православию в сане пресвитера, а 5 февр. 1937 г. пострижен в монашество с именем Ириней и возведен в сан архимандрита. В янв. 1937 г. при братстве свт. Фотия была создана «комиссия по делам Западного Православия», одним из членов которой стал Ковалевский. Главной задачей комиссии была выработка чина литургии для использования в правосл. общинах зап. обряда.
Прот. Евграф Ковалевский. Фотография. 50-е гг. ХХ в.После кончины архим. Иринея (Винарта; † 3 марта 1937), согласно его завещанию, руководство правосл. приходом зап. обряда в честь Вознесения Господня было поручено Люсьену Шамбо (см. Дионисий (Шамбо), архим.) и Е. Ковалевскому. 5 марта 1937 г. управляющий западноевроп. приходами РПЦ Виленский и Литовский митр. Елевферий (Богоявленский) рукоположил Ковалевского во диакона, 6 марта - во иерея и назначил в Вознесенский приход. 10 нояб. 1937 г. в результате конфликта между Шамбо и Ковалевским по вопросу введения исправленных богослужебных чинов зап. обряда митр. Елевферий издал распоряжение о командировании иерея Евграфа для временного исполнения пастырских обязанностей в храм Державной иконы Божией Матери в Ницце. В 1939 г. с разрешения митр. Елевферия свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где при поддержке братства свт. Фотия организовал и 27 авг. того же года открыл новый приход зап. обряда во имя сщмч. Иринея Лионского, настоятелем к-рого и был назначен. Однако с началом второй мировой войны 3 сент. он был призван во франц. армию, и деятельность нового прихода была остановлена. 13 мая 1940 г. свящ. Е. Ковалевский попал в нем. плен. Впосл. он по собственному желанию был переведен в лагерь для советских военнопленных, чтобы заниматься их духовным окормлением. Через некоторое время он был арестован и отправлен в тюрьму за антифашистскую пропаганду, но по причине болезни был вновь переведен в лагерь для пленных французов.
В окт. 1943 г., после освобождения из лагеря, свящ. Е. Ковалевский вернулся в Париж, где в дек. того же года при часовне сщмч. Иринея Лионского, открытой в 1942 г. в Париже на о-ве Сен-Луи, им был основан литургический центр св. Иринея, в задачу к-рого входило воссоздание галликанского обряда на основе исследований литургических рукописей VI-VIII вв. 11 нояб. 1944 г. часовня сщмч. Иринея была преобразована в западноправосл. приход, настоятелем которого был назначен иерей Евграф. В том же году он стал одним из наиболее активных членов возобновившей работу комиссии по делам Зап. Православия, к-рая предприняла попытку создания унифицированного чина литургии для всех западноправосл. приходов. К весне 1945 г. был выработан текст, получивший название «литургии согласно св. Герману Парижскому». 1 мая 1945 г. свящ. Е. Ковалевский впервые совершил богослужение по этому чину в храме сщмч. Иринея. 15 нояб. 1944 г. при поддержке франц. интеллектуальных кругов был открыт Французский православный институт святого Дионисия в Париже, 1-м ректором к-рого был избран Ковалевский. 25 авг. 1945 г. во время посещения Парижа Крутицким митр. Николаем (Ярушевичем) возведен в сан протоиерея. 21 нояб. 1946 г. Патриаршим экзархом в Зап. Европе митр. Серафимом (Лукьяновым) назначен администратором (благочинным) всех западноправосл. приходов РПЦ. 14 июля 1952 г. Свящ. Синод РПЦ присудил прот. Е. Ковалевскому одновременно с В. Н. Лосским и В. Н. Ильиным степень доктора богословия honoris causa. 1 нояб. того же года он совершил чин присоединения к Православию О. Клемана.
Несмотря на рост числа западноправосл. приходов РПЦ в кон. 40-х гг., авторитарные действия и неоправданные финансовые расходы прот. Е. Ковалевского привели его к конфликту со мн. членами братства свт. Фотия, клириками Западноевропейского Экзархата и западноправосл. приходов. В 1946 г. без ведома священноначалия прот. Е. Ковалевский официально зарегистрировал устав «Французской Православной Церкви», а в 1948 г.- организацию с таким же названием. В нач. 50-х гг. XX в. он пытался добиться от Свящ. Синода РПЦ своего рукоположения во епископа, обосновывая это необходимостью развития правосл. миссии среди французов. Особую критику вызывали осуществляемые им литургические нововведения, что было отмечено в отчете Патриарху Алексию I Орловским и Брянским архиеп. Фотием (Топиро), совершившим поездку во Францию с 10 авг. по 25 окт. 1946 г.: «Литургическая часть во французских православных приходах оставляет желать много лучшего. В особенности это приходится сказать о прот. Е. Ковалевском. Он часто не столько служит, сколько импровизирует, и притом не всегда удачно. Это производит неблагоприятное впечатление на молящихся и заставляет сожалеть как об отсутствии устойчивого литургического текста, так и о поверхностном отношении к совершению богослужения по западному обряду» (ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 1. Д. 135. Л. 279). Распространявшаяся прот. Ковалевским реконструкция галликанской литургии была отрицательно оценена как частью западноправосл. клира во главе с архим. Дионисием (Шамбо), так и видными литургистами, в т. ч. Н. Д. Успенским.
17 янв. 1953 г. Свящ. Синод РПЦ отстранил прот. Е. Ковалевского от должности администратора и настоятеля церкви сщмч. Иринея, однако тот не подчинился решению Синода и 25 янв. заявил о выходе из РПЦ вместе с большей частью приходов зап. обряда. 27 марта 1953 г. за попытку создать «независимую французскую православную церковь», а также за грубые нарушения церковной дисциплины (в т. ч. причащение инославных) решением Свящ. Синода РПЦ и указом Патриарха Алексия I прот. Ковалевский был исключен из клира Московского Патриархата, но не был подвергнут каноническим прещениям.
17 февр. 1953 г. Ковалевский обратился к экзарху Западноевропейского Экзархата рус. приходов К-польского Патриархата митр. Владимиру (Тихоницкому) с просьбой принять западноправосл. общины в свою юрисдикцию. 23 февр. митр. Владимир согласился на принятие прот. Ковалевского и оставшихся с ним общин при условии временного совершения в них богослужения по визант. обряду. В мае 1954 г. комиссия, созданная по распоряжению митр. Владимира из профессоров богословского ин-та прп. Сергия Радонежского, пришла к выводу о невозможности богослужебного использования в Православной Церкви предложенной Ковалевским реконструкции галликанского обряда. В окт. 1954 г. прот. Е. Ковалевский был принят К-польским Патриархом Афинагором I (Спиру), к-рый одобрительно отнесся к возможности совершения богослужений по галликанскому обряду. Однако ознакомившись с представленными Ковалевским богослужебными текстами и отзывом профессоров Свято-Сергиевского ин-та, 28 окт. Свящ. Синод К-польского Патриархата не дал разрешения на совершение богослужений по галликанскому обряду и на рукоположение Ковалевского во епископа, а также на создание автономной Французской Православной Церкви. 10 нояб. 1954 г. прот. Ковалевский заявил о разрыве отношений с К-польским Патриархатом. Весной 1955 г. митр. Владимир исключил Ковалевского из клира Экзархата.
Свт. Иоанн (Максимович) и еп. Иоанн-Нектарий (Ковалевский). Фотография. 11 нояб. 1964 г.11 нояб. 1959 г. Архиерейский Синод РПЦЗ по ходатайству архиеп. свт. Иоанна (Максимовича), являвшегося тогда правящим архиереем Западноевропейской епархии РПЦЗ, решил принять в свою юрисдикцию прот. Е. Ковалевского и общины зап. обряда, поручив общее руководство ими свт. Иоанну. 8 мая 1960 г. свт. Иоанн отслужил в храме сщмч. Иринея в Париже литургию по галликанскому обряду. В июне 1960 г. делегация западноправосл. общин во главе с прот. Е. Ковалевским встретилась с Первоиерархом РПЦЗ митр. Анастасием (Грибановским). В домовом синодальном храме в Нью-Йорке была совершена «литургия согласно св. Герману Парижскому». 29 июня 1960 г. прот. Ковалевский был официально принят в клир Западноевропейской епархии РПЦЗ. По предложению архиеп. Иоанна (Максимовича) приходы зап. обряда получили название Французская Православная Кафолическая Церковь (ФПКЦ; франц. Église Catholique Orthodoxe de France, ECOF). В 1961 г. комиссия при Архиерейском Синоде РПЦЗ одобрила представленные прот. Е. Ковалевским богослужебные тексты и допустила использование в общинах ФПКЦ галликанского обряда и григорианского календаря с сохранением вост. пасхалии. В 1963 г. архиеп. Иоанн был назначен на Сан-Францисскую кафедру, однако он продолжил окормлять общины ФПКЦ. 9 окт. 1964 г. Архиерейский Синод РПЦЗ разрешил свт. Иоанну избрать и рукоположить викария для помощи в руководстве ФПКЦ. В качестве кандидата на эту должность был избран прот. Ковалевский. 8 нояб. 1964 г. он принял монашество с именем Иоанн-Нектарий в честь св. прав. Иоанна Кронштадтского и свт. Нектария Эгинского. 11 нояб. 1964 г. в Сан-Франциско свт. Иоанн (Максимович) и управляющий румынскими приходами в Сев. Америке в подчинении РПЦЗ Дейтройтский еп. Феофил (Ионеску) хиротонисали И.-Н. во епископа Сен-Денийского; он стал викарием Западноевропейской епархии РПЦЗ. Тогда же И.-Н. был назначен управляющим приходами ФПКЦ. Несмотря на санкцию, к-рая была дана высшей властью РПЦЗ на совершение этой хиротонии, рукоположение И.-Н. во епископа стало одной из причин временного отстранения архиеп. Иоанна (Максимовича) от управления епархией. Над архиеп. Иоанном (Максимовичем) был учинен суд Архиерейского Синода РПЦЗ, к-рый, впрочем, оправдал его. Тем не менее глава Западноевропейской епархии РПЦЗ еп. Антоний (Бартошевич) заявил, что не признает епископскую хиротонию И.-Н., и отказался от контактов с приходами зап. обряда.
После смерти свт. Иоанна (2 июля 1966) Синод РПЦЗ поручил руководство делами ФПКЦ архиеп. Виталию (Устинову). 9 окт. 1966 г. архиеп. Виталий на Генеральной ассамблее ФПКЦ заявил о необходимости прекратить совершение богослужений по галликанскому обряду и перейти на визант. обряд. В ответ на это 19 окт. 1966 г. И.-Н. заявил о выходе ФПКЦ из состава РПЦЗ. В кон. 1966 г. И.-Н. обратился к Предстоятелям Поместных Православных Церквей с просьбой о принятии ФПКЦ с сохранением в ней галликанского обряда. 10 февр. 1967 г. И.-Н. был исключен из клира РПЦЗ, а 17 марта 1967 г. Архиерейский Собор РПЦЗ лишил его сана и отлучил от Церкви. В нач. 1967 г. готовность принять ФПКЦ в свою юрисдикцию высказал Румынский Патриарх Иустиниан (Марина). В апр. 1967 г. И.-Н. встретился с Патриархом Иустинианом, к-рый даровал св. миро для нужд ФПКЦ. Однако процесс присоединения ФПКЦ к Румынскому Патриархату продолжался неск. лет и завершился в 1972 г., уже после смерти И.-Н. Похоронен на кладбище Пер-Лашез в Париже.