ЙЕЗДИН
Том XXVIII , С. 684-685
опубликовано: 23 ноября 2016г.

ЙЕЗДИН

[Йаздин; арабо-персид.   - божественный; сир.  ] (Ɨ после 620), иран. несторианин, состоявший на службе у сасанидского шаха Хосрова II Парвиза (590-628). Вероятно, Й.- это родовое имя влиятельной христианской семьи иран. происхождения из г. Карка-де-Бет-Селох (ныне Киркук, Ирак), представители к-рой известны по источникам с V в.: один из них был дядей мч. Петиона (Ɨ 447), а в доме другого, инспектора таможни, в кон. V в. проходил поместный несторианский Собор (Greg. bar Hebr. Chron. eccl. Vol. 3. Col. 69-72).

В несторианской араб. «Хронике Сеерта» Й. назван 2-м в списке из 5 христиан, занимавших особое положение при сасанидском дворе («щедрым и благочестивым, слава о котором распространялась среди людей так же, как и его щедрость»). Хосров наделил его полномочиями губернатора неск. провинций в Сев. Месопотамии (от обл. Бет-Гармай до визант. земель). Отдельно отмечено содействие Й. единоверцам в анафематствовании главы Ниневийской школы Хенаны Адиабенского за его богословские взгляды и врача Гавриила Шигарского, одного из приближенных Хосрова, за двоеженство и содержание наложниц. Последний, согласно «Хронике Сеерта», после отлучения стал яковитом (монофизитом) и причинил множество бед несторианской общине Ирана.

Более конкретную информацию о характере и занятиях Й. сообщает анонимная сир. хроника сер. VII в. Заступничество Й. за Церковь сравнивается с деяниями императоров равноап. Константина I Великого и Феодосия I Великого, а благорасположение Хосрова к Й.- с любовью фараона к прав. Иосифу. Подобное отношение монарха объяснялось тем, что Й. успешно справлялся с порученной ему должностью главного налогового инспектора и казначея страны. Кроме того, каждое утро он посылал шаху тысячу золотых статиров. Значительную часть средств Й. расходовал на строительство мон-рей и церквей в разных провинциях Ирана и Византии и поэтому был почитаем «в обоих государствах персов и ромеев». Он посетил отшельника Бабая Нисибинского в его келье и впосл. прислал ему золотой крест, инкрустированный драгоценными камнями, и др. дары для украшения мон-ря. На 1-м, удачном для Ирана этапе ирано-визант. войны Й. находился в действующей армии и занимался учетом военной добычи, следя за тем, чтобы положенная доля исправно поступала в казну. После захвата персами Иерусалима (614) он руководил отправкой Животворящего Древа Креста Господня в специально построенную в Ктесифоне царскую сокровищницу. Позже Й., получив от Хосрова II позволение, на собственные средства восстановил храмы в Иерусалиме.

Влияние Й. на иран. власти проявлялось и в том, что он выступал ходатаем за преследуемых новообращенных христиан из числа зороастрийцев. Ему удалось спасти от смерти мч. Ишосаврана, однако после повторного ареста Ишосавран был казнен (620/1).

После 620 г., когда военные действия с территории Византии переместились в пределы сасанидского Ирана, Й. впал в немилость и по распоряжению Хосрова II был арестован. Год его смерти неизвестен. Согласно «Хронографии» прп. Феофана Исповедника, в 627 г. имп. Ираклий со своим войском праздновал Рождество Христово во владениях Й., однако однозначного указания, что это произошло еще при жизни Й., источник не дает.

По сообщению Фомы Маргского, сыновья Й. Шамта и Курта (Кортак) в благополучные для семьи годы тоже состояли на царской службе. По поручению Хосрова II Шамта привез из Эдессы Свящ. Писание и богослужебные книги для мон-ря, основанного христ. женой шаха Ширин. Сыновья Й. посещали в заточении мч. Анастасия Персиянина (упомянуты в различных версиях его Жития). После смерти Й. Хосров уволил их со службы, приказал взять под стражу жену Й. и держал ее в заточении до тех пор, пока не отобрал все имущество семьи. В 628 г. Шамта принял участие в дворцовом перевороте, в результате которого Хосров II был свергнут и убит, а на престол взошел его сын Кавад-Широе. Однако вскоре Кавад приказал арестовать Шамту из опасения, что в случае победы византийцев он захватит сасанидский трон и создаст христианскую династию. Шамта бежал в Хиру, но был схвачен, ему отрубили руку и посадили его в тюрьму; по повелению Шахрбараза, воцарившегося в 629 г., Шамта был распят перед ц. Бет-Наркос.

Имя Й. было известно в Византии и в последующий период: имп. Константин VII Багрянородный (X в.) упоминает, что на торжественной церемонии в храме Св. Софии 1 янв. 639 г., в которой участвовали имп. Ираклий и его наследники, в числе высших сановников присутствовал «патрикий из рода Йездина» (ὁ πατρίκιος ὁ κατὰ ᾿Ιέσδην - Const. Porphyr. De cerem. P. 629).

Ист.: Histoire de Jésus-sabran, écrite par Jésus-yab d'Adiabène / Ed. J.-B. Chabot // Nouvelles archives des missions scientifiques et littéraires. P., 1897. Vol. 7. P. 490, 499, 582, 584; Chronicon anonymum // Chronica minora / Ed. I. Guidi. P., 1903. Pt. 1. P. 23, 26-29. (CSСO. Syr.; Ser. 3. T. 4) (рус. пер.: Пигулевская Н. В. Анонимная сирийская хроника о времени Сасанидов: Сирийские источники по истории Ирана и Византии // Зап. Ин-та востоковедения АН СССР. М.; Л., 1939. Вып. 7. С. 68-72); Thomas, Bishop of Margâ. The Book of Governors: The Historiа Monastica / Ed. E. A. Wallis Budge. L., 1893. Vol. 2. P. 79-82, 112-115; Nöldeke Th. Die von Guidi herausgegebene syrische Chronik: Übers. und Komment. // SAWW. Philos.-hist. Kl. 1893. Bd. 128. H. 9. S. 1-48; Hist. Nestor. Pt. 2(2). P. 449, 458-459, 473, 503-504, 524-525, 529-530, 532, 551-552, 556; Theoph. Chron. P. 320, 326.
Лит.: Nöldeke Th. Geschichte der Perser und Araber zur Zeit der Sasaniden: Aus der arab. Chronik des Tabari. Leiden, 1879. S. 383-384. Anm. 3; Justi F. Iranisches Namenbuch. Marburg, 1895. S. 147-148; Labourt. Christianisme dans l'empire perse. 1904. P. 136, 139, 230-236; Christensen A. L'Iran sous les Sassanides. Copenhague, 19442. P. 122-123, 451-452, 490-491; Flusin B. Saint Anastase le Perse et l'histoire de la Palestine au début du VIIe siècle. P., 1992. Vol. 2: Commentaire. P. 170-171, 246-252; Iesdem // PLRE. Vol. 3. P. 612-613; Кулаковский. История. Т. 3 (по указ.); Gignoux Ph., Jullien Chr., Jullien Fl. Noms propres syriaques d'origine iranienne // Iranisches Personennamenbuch. W., 2009. Bd. 7: Iranische Namen in semitischen Nebenüberlieferungen. Fasz. 5. N 452a - 452f.
А. И. Колесников
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВРААМ БАР ДАШАНДАДАД (VIII в.), сирийский несторианский богослов
  • АВРААМ БЕТ-РАББАНСКИЙ (сер. V в. - 569), сирийский богослов и писатель, принадлежавший к несторианской Церкви Востока
  • БОГОНОСНЫЙ термин, используемый в грекоязычной христ. лит-ре в качестве эпитета по отношению к ветхозаветным пророкам
  • ВИКТОР ТУННУНСКИЙ († ок. 567), еп. г. Туннуна (Тоннена) в Проконсульской Африке, лат. хронист