[от англ. covenant - завет, торжественная клятва, договор], участники религ. движения в Шотландии, выступившие против введения в стране епископальной системы управления Церковью и одобрившие «Национальный Завет» (National Covenant, 1638) и «Славную Лигу и Завет» (Solemn League and Covenant, 1643), которые закрепляли пресвитерианскую форму управления Церковью. Приняв идею ограничения королевской власти, движение К. приобрело религиозно-политический характер. Религиозно-политические соглашения (Заветы) являлись отличительной чертой Церкви Шотландии, основоположники реформатской Церкви Дж. Нокс (ок. 1514-1572) и Э. Мелвилл (1545-1622) взяли за образец ветхозаветные прецеденты - Заветы с Богом, к-рые заключали Авраам, Моисей и др. пророки. В Шотландии принятие «Заветов» служило делу защиты реформатской Церкви и происходило, как правило, в периоды объединения национальных и религ. устремлений шотландцев.
Реформация в Шотландии началась довольно поздно, что было связано со слабой централизацией власти и постоянным соперничеством между протестант. Англией и католич. Францией за влияние на территории страны. Шотл. король Яков III Стюарт (1460-1488) присвоил себе право назначения епископов без их избрания собранием каноников и без папского одобрения. При Якове V Стюарте (1513-1542) процветала симония, большую часть высших церковных должностей получали королевские бастарды и фавориты, не только не достигшие совершеннолетия, но и не имевшие духовного сана. Т. о., доходы Церкви уходили семьям знати. В период правления Якова V в Шотландии впервые появились проповедники протестант. вероучения и начались преследования его сторонников. Так, 29 февр. 1528 г. на костре инквизиции был сожжен П. Гамильтон, ученик М. Лютера. Разрыв Генриха VIII Тюдора (1509-1547) с Римом и династический союз Шотландии и Франции (Яков V был женат на дочери Франциска I Мадлен Валуа, а затем на Марии де Гиз) сделали отношения между Шотландией и Англией довольно напряженными. В авг. 1542 г. Генрих VIII вторгся в Шотландию, но его войско было разбито Дж. Гордоном, графом Хантли, при Хаддон-Риге. Однако 24 нояб. шотл. отряд, посланный королем Яковом, потерпел поражение от англичан при Солуэй-Моссе, а сам король умер спустя несколько дней и через 6 дней после рождения дочери Марии. Регентом при малолетней королеве стал Дж. Гамильтон, граф Арранский, проводивший проангл. политику. Он прекратил преследования протестантов и начал переговоры о браке Марии Стюарт с наследником англ. престола принцем Эдуардом. Был подписан Гринвичский договор, по к-рому после заключения брака должно было состояться объединение королевств. Однако требование Генриха VIII отдать ему малолетнюю королеву привело к протестам шотл. дворянства и приходу к власти профранц. партии во главе с королевой-матерью Марией де Гиз и кард. Д. Битоном. В ответ в 1544-1545 гг. англ. отряды Э. Сеймура, графа Хартфорда, регулярно вторгались на шотл. земли. В сент. 1547 г. шотландцы потерпели поражение от англичан при Пинки и потеряли основные крепости на востоке страны. Мария де Гиз подписала договор о браке Марии Стюарт с франц. дофином Франциском, и в Шотландию были отправлены франц. войска. К 1550 г. англичане были изгнаны. Свадьба Марии Стюарт и дофина Франциска состоялась 24 апр. 1558 г. в соборе Парижской Богоматери. Согласно секретному приложению к брачному договору, в случае отсутствия детей от этого брака Шотландия переходила под скипетр франц. монарха. В кон. 1558 г. на англ. престол взошла кор. Елизавета I Тюдор, которая поддерживала шотл. протестантов. С т. зр. католич. Церкви Елизавета являлась незаконнорожденной, а Мария Стюарт как правнучка Генриха VII Тюдора обладала всеми правами на престол. Поэтому Мария Стюарт также объявила себя королевой Англии. В 1559 г. муж Марии Стюарт взошел на франц. престол под именем Франциска II, а Мария стала королевой Франции. 11 июня 1560 г. в Шотландии скончалась Мария де Гиз, а 6 июля был заключен Эдинбургский договор, закрепивший победу протестантов, по к-рому Шотландию покинули франц. и англ. войска.
Хотя лютеране были первыми протестантами, в Шотландии шире распространились идеи кальвинизма. На раннем этапе большую роль сыграли попавшие под влияние женевских реформаторов эмигранты Дж. Уишарт (ок. 1513-1546), который был сожжен на костре, и Нокс. Вскоре после изгнания Нокс написал «Увещевание»: главная идея трактата заключалась в том, что «верующие должны быть в завете с Богом», к-рый основан на том, что «только Он наш Бог, а мы - Его народ… мы будем обращаться к Нему и избегать чуждых богов» (Greaves R. L. Theology and Revolution in the Scottish Reformation: Studies in the Thought of J. Knox. Grand Rapids (Mich.), 1980. P. 116), а также сопротивляться «папскому идолопоклонству». В работах 1556-1558 гг. Нокс систематизировал свои представления о завете, понимая и толкуя его в терминах ВЗ, через него объясняя связь и обязанности правительства и народа на основании Закона Божия. Нокс ссылается на призыв царя Иосии к израильтянам «соблюдать заповеди (Господни) и откровения Его и уставы Его... чтобы выполнить слова завета сего, написанные в книге» (4 Цар 23). С его т. з., правители должны проводить необходимые религ. реформы и искоренять идолопоклонство. Он полагал, что ветхозаветные принципы иудейской теократии вполне способны работать в современном ему европ. гос-ве. В «Письме к народу Шотландии» Нокс, разочарованный поведением шотландского дворянства, практически предвосхищает более позднее учение о гражданском сопротивлении. Простой народ, полагал он, обязан следить за правильностью проповедования учения Христа и уничтожением идолопоклонства в случае, если дворянство и др. сословия уклоняются от выполнения этой обязанности. Основной его аргументацией стали примеры библейских заветов между Богом и всем Его народом (а не только с правителями, напр. Исх 34). Нокс утверждал, что те, кто отказываются бороться с властями, поддерживающими идолопоклонство, рискуют «потерять свою бессмертную душу». 3 дек. 1557 г. группа шотл. дворян (А. Кэмпбелл, граф Аргайл, Дж. Дуглас, граф Мортон, А. Кэмпбелл, лорд Лорн, и др.) подписали в Эдинбурге 1-й Ковенант (First band), в к-ром поклялись поддерживать распространение идей реформации и защищать их от сторонников папства («идолопоклонства») с оружием в руках; подобный Ковенант был заключен также в 1559 г. в Перте.
В Шотландский парламент, созванный 1 авг. 1560 г. в Эдинбурге, была направлена петиция об упразднении папства, восстановлении чистоты богослужения, церковной дисциплины, о направлении церковных доходов на поддержку духовенства, развития образования и помощи бедным. В «Постановлении о папской юрисдикции», в гл. 2 парламент отменил полномочия папы в Шотландии, в 3-й - упразднялось идолопоклонство, в 4-й - месса была объявлена вне закона. Парламент учредил комитет во главе с Ноксом для подготовки текста нового Исповедания веры. «Шотландское исповедание» было написано всего за 4 дня «шестью Джонами»: Ноксом, Уинрамом, Уиллоком, Споттисвудом, Дугласом и Роу. Документ был зачитан и утвержден в парламенте 3 сословиями 17 авг. 1560 г. Основанное на библейской истории Искупления от Адама до Христа, оно формулирует классическое протестант. учение о знаках и символах «истинной Церкви»: «Мы утверждаем, что знамения, признаки и верные знаки, по которым беспорочная Невеста Христова отличается от зловещей блудницы - ложной церкви,- это не древность, незаконно полученный титул, линия наследования, назначаемое место и количество людей, одобряющих заблуждения… [но] истинная проповедь Слова Божиего… правильное отправление Таинств… церковная дисциплина» (The Scots Confession, 1560 / Ed., introd. G. D. Henderson, I. Bulloch. Edinb., 1960. Article 18). В принятом парламентом постановлении об Исповедании веры 1560 г. говорилось, что оно должно быть (Article 1): «Исповеданием веры, открыто заявляемым и признаваемым протестантами в пределах государства Шотландии, обнародованным ими в Шотландии, и сословиями, которые утвердили и одобрили его как полезное и здравое учение, основанное на непогрешимой истине Слова Божиего». Гражданская власть (парламент) только утверждает и одобряет Исповедание, т. е. утверждается, что оно не может быть предписано гражданской властью Церкви для исполнения (Lyall. P. 1980. 13-14). Комитет под рук. Нокса также составил конституцию для церкви, к-рая получила название «Первой книги порядка» (The First Book of Discipline). В дек. 1560 г. на 1-й Генеральной ассамблее Шотландской Церкви эта книга была одобрена и впосл. активно использовалась Церковью, но парламентского одобрения и легализации так и не получила из-за включенных в нее методов решения финансовых проблем. В книге сформулирована система церковного управления, основанная на христ. содружестве Церкви и гос-ва, но Церковь отвечает за благосостояние людей, а правительство управляет ими. Церковь должна заниматься образованием и помощью бедным, а также проповедованием и наказанием. Такая схема была неприемлема для лордов, т. к. в ней предполагалась передача наследия Римско-католической Церкви вновь созданной реформатской, а мн. лорды уже захватили церковную собственность или получали доходы от церковных имений.
«Первая книга порядка» определяет идолопоклонство как «все, почитающее Бога, но не содержащееся в Его Слове», поэтому шотл. пресвитериане исключили празднование «святых дней» (Рождества, Пасхи и др.), потому что «в Божием Писании они не имеют ни заповеди, ни уверенного заявления». В 1566 г., когда швейцар. кальвинисты попросили шотландцев одобрить 2-е Гельветическое исповедание, они сделали это, исключив отрывок, «касающийся праздника Рождества нашего Господа, обрезания, страстей, воскрешения, вознесения и сошествия Св. Духа на Его учеников». События в Шотландии 1559-1560 гг. позднее стали называть 1-й протестант. революцией.
После вынужденного отречения Марии Стюарт от престола (24 июля 1567) в пользу сына Якова VI регентом был назначен Дж. Стюарт, граф Морей. Мария бежала в Англию и просила помощи у Елизаветы I, которая после проведенного расследования признала низложение Марии справедливым. Парламент в 1567 г. вновь подтвердил свой отказ от папства и «Шотландское исповедание». Затем он приступил к учреждению Реформатской церкви. В 6-й главе постановления, к-рое с комментариями было вновь ратифицировано в 1579 г., утверждалось: «Наш всевышний Господь и Пресвятая Троица… заявлял и заявляет… что Его народ, открыто признающий Иисуса Христа, о котором возвещается в Евангелии, и причащающийся Святым Таинствам, которые преподаются в протестантских церквах этого королевства в согласии с Исповеданием веры, является единственной истинной и святой Церковью Иисуса Христа в пределах данного королевства (Ibid. P. 15). Т. о., в соответствии с данным законом Реформатская церковь стала единственной признанной Церковью Шотландии. В 12-й гл. Закона о юрисдикции Церкви 1567 г. объявлялось, что корона «признает и дарует юрисдикцию вышеуказанной Церкви, [которая] состоит в проповедовании истинного слова Иисуса Христа, исправлении нравов и проведении Святых Таинств… Нет иной сущности Церкви и религии, чем представление Божиего Спасителя, признаваемого в этом королевстве (Ibid. P. 16). Тем не менее специальные законодательные акты не определяли, какой именно тип управления Церковью должен существовать в Шотландии. В зависимости от внешних и внутренних факторов система церковного управления Шотландии в течение 25 лет переходила от полуепископальной формы к полупресвитерианской и обратно. Окончательная победа пресвитерианской формы управления в Шотландии во многом связана с именем преемника Нокса - Мелвилла, в 1574 г. вернувшегося из Женевы и обнаружившего, что «епископальная система, существовавшая в то время, использовалась короной для контроля над Церковью и знатью, дабы присваивать церковные фонды в свою казну» (Ibid. P. 17). Он сделал вывод, что корень всех зол - это епископальная форма церковного управления, к-рую необходимо заменить пресвитерианской, наподобие той, что существовала у франц. гугенотов. Ни Ж. Кальвин, ни Нокс не были против функций епископа, хотя и отрицали идею апостольского преемства. Мелвилл выступил против епископата, который, с его т. зр., умолял исключительность власти Христа и наносил ущерб свободе людей, в поддержку правления пресвитеров в Церкви на различных уровнях: от консистории местной Церкви до регионального Синода и национальной Генеральной ассамблеи. Мелвилл составил «Вторую книгу порядка», к-рая была принята Генеральной ассамблеей в 1578 г. В ней была осуждена епископальная форма управления Церковью и излагалось пресвитерианское учение об управлении Церковью на основании завета. Во «Второй книге» подтверждалась независимость Церкви от гражданских властей и тот факт, что права и власть Церкви происходят непосредственно от Бога. Христос, согласно НЗ, является главой Церкви и правит с помощью Своего Слова и Св. Духа, поэтому Церковь получила свои полномочия от Бога, без посредничества государя, как это утвердилось в Англии, где любая власть, духовная или гражданская, происходила от монарха. Т. о. было определено, что существуют 2 параллельные сферы полномочий (понятие «двух царств» подразумевалось, но не упоминалось).
В 1570 г., после убийства графа Морея, в Шотландии началась гражданская война между сторонниками Марии Стюарт и Якова VI, через 3 года при посредничестве Елизаветы I стороны подписали Пертское примирение (23 февр. 1573), по которому королем Шотландии признавался Яков VI. На неск. лет воцарился мир, к-рый удавалось поддерживать регенту короля графу Мортону. В 1578 г. радикально настроенные Дж. Стюарт, граф Атолл, и К. Кэмпбелл, граф Аргайл, захватили Якова и объявили его совершеннолетним, тем самым положив конец регентству графа Мортона. В 1579 г. шотландский парламент восстановил пресвитерианскую форму правления. В 1581 г. Дж. Крейг, последователь идей Нокса, составил документ, к-рый получил неск. названий: «Второе шотландское исповедание», «Королевское исповедание», «Негативное исповедание» и «Национальный завет». В нем подтверждалось Исповедание веры 1560 г. и вновь был выражен протест против папизма: «...тирании римского антихриста над Священным Писанием, над Церковью, гражданским магистратом и совестью людей; против всех его тиранических законов, направленных на свержение христианской свободы… против пяти его поддельных таинств со всеми их обрядами, церемониями и ложными учениями, добавленных к истинным Таинствам, но не имеющих подтверждения в Слове Божием; против его жестокого осуждения младенцев, лишенных Таинства крещения; против его учения об абсолютной необходимости крещения; против его богохульного взгляда на пресуществление; против его дьявольской мессы, богохульного священства, нечестивого жертвоприношения за грехи мертвых и живых... против его земной монархии и греховной иерархии; против трех его торжественных обетов, ошибочных и кровавых декретов, принятых на Тридентском Соборе, со всеми принадлежащими этой жестокой и кровавой организации подписавшими и одобрившими все это вопреки Церкви Божией» (цит. по: Shaff. 1877. P. 687). 28 янв. 1581 г. в Эдинбурге документ подписали Яков VI, его двор и многие дворяне и служители Церкви, а в марте того же года - утвердили Генеральная ассамблея и представители 3 сословий.
В июне 1583 г. Яков поставил во главе правительства умеренного консерватора Джеймса Стюарта, графа Арранского (с 1584 лорд-канцлер Шотландии), не поддерживавшего идей пресвитерианства о выводе церкви из-под контроля государства и заключившего союз с Англией. В мае 1584 г. был изданы «Черные акты», к-рыми утверждалась верховная власть короля в церковной сфере, осуждалась практика создания пресвитериев и подтверждались прерогативы епископов. В 1585 г. королю удалось объединить в Гос. совете консерваторов и пресвитериан. В 1586 г. с Англией был подписан договор о союзе и взаимопомощи. В 1589 г. Яков женился на Анне Датской, представительнице европ. протестант. дома. В дальнейшем он проводил крайне суровую политику в отношении как пресвитериан, так и католиков, подавив неск. мятежей. В 1592 г. парламент издал указ, получивший известность как «Золотой закон» (в историографии его часто называют «Великая хартия вольностей шотландского пресвитерианства» или «Великая хартия Церкви»). Этот закон с одобрения короля утвердил пресвитерианскую форму управления Церковью. Были признаны «Вторая книга порядка», институт пресвитерианства и церковные суды (Генеральная ассамблея, провинциальный синод, пресвитерия, церковная сессия), но епископат формально отменен не был. Важную роль в управлении церковными делами играли гос. инспекторы и уполномоченные. Корона также оставляла за собой право определять место и время созыва Генеральной ассамблеи (Зверева. 1995. С. 143). С 1596 г. Яков начал еще более активно вмешиваться в религ. ситуацию в стране. Он восстановил епископат и его право занимать места в парламенте, а также право короля назначать служителей в важнейшие приходы. После смерти Елизаветы I пресеклась линия Генриха VIII, и 25 июля 1603 г. Яков VI стал королем Англии с именем Яков I. После восстановления в Церкви Шотландии епископата и подчинения церковной иерархии королю Яков приступил к реформированию пресвитерианского богослужения, стараясь приблизить его к практике англикан. церкви. В 1617 г., во время поездки по Шотландии, он предложил ввести коленопреклонение при принятии причастия, частное причащение больных и немощных, крещение не только в т. н. День Господень, но и в любой другой, если это необходимо (напр. при угрозе смерти младенца), право епископов проводить конфирмацию и «соблюдение святых дней»: празднование Рождества, Страстной пятницы, Пасхи, Вознесения и Троицы. Нововведения короля были восприняты шотландцами как попытка реставрации католичества и вызвали волнение в обществе. В нояб. 1617 г. Генеральная ассамблея Церкви Шотландии отказалась принять королевские предложения и король созвал в Перте новую «национальную ассамблею», которая состояла в основном из его сторонников и утвердила законопроект, получивший название «Пять пертских статей». В 1621 г. парламент утвердил статьи, но король не стал настаивать на их строгом соблюдении, т. к. в стране уже ширилось новое протестант. оппозиционное движение. Осторожная политика, идеологом к-рой стал архиеп. Сент-Андрусский Дж. Споттисвуд, позволила временно удержать равновесие в шотл. обществе. Реформы Якова VI кон. XVI - нач. XVII вв. обеспечили достижение в шотл. пресвитерианской церкви определенного равновесия, удовлетворявшего и королевскую власть, и протестант. духовенство. Основные принципы и церковная иерархия пресвитерианства, заложенные Ноксом и Мелвиллом, были сохранены, однако усилилась власть короля, прежде всего в сферах назначения на должности духовенства и его финансового обеспечения. Так же был восстановлен епископат. Сложилась система «якобитского компромисса», главным идеологом к-рой стал архиеп. Дж. Споттисвуд. После вступления в 1625 г. на престолы Англии и Шотландии короля Карла I Стюарта влияние архиепископа усилилось. В 1633 г. он короновал Карла I шотл. королем, а в 1635 г. был назначен лорд-канцлером Шотландии. Карл I стал первым шотл. королем, постоянно отсутствовавшим в стране. Если Яков I пытался ввести новые порядки, в т. ч. епископат, действуя через традиц. органы управления страной, парламент и Генеральную ассамблею, то все нововведения Карла I были прямыми и не учитывали шотл. политических и религ. реалий. В 1625 г. король издал «Акт о ревокации», отменявший все королевские земельные пожалования, начиная с 1540 г. В основном это касалось бывш. церковных земель, к-рые дворяне могли сохранить в собственности при условии выплаты денежной компенсации в поддержку церкви. Этот указ затронул большую часть шотл. дворян и вызвал массовое недовольство, но король отказался рассматривать их письменный протест. В 1626 г. король прекратил созывы парламента и Генеральных ассамблей Церкви Шотландии и возобновил их лишь в 1633 г. для санкционирования королевских реформ в сфере богослужения. Но на парламенте 1633 г. король натолкнулся на решительное сопротивление своей политике со стороны оппозиции, потребовавшей восстановления прав и свобод парламента.
Религ. политика Карла I связана с именем архиеп. Кентерберийского Уильяма Лода, к-рый стремился к унификации англикан. доктрины в соответствии с написанной им «Книгой общих молитв». Особое внимание уделялось борьбе с призывами к отмене епископата и переходу к пресвитерианским способам управления церковью. Лод в «Книге развлечений» (Book of Sports) запрещал пуританское соблюдение субботы и перечислял развлечения, позволительные в воскресный день. В 1637 г. введение «Книги общих молитв» на территории Шотландии спровоцировало восстание в Эдинбурге и затем охватило всю страну. Шотл. общество объединилось для оказания отпора королевскому абсолютизму и посягательствам на национальную религию. 28 февр. 1638 г. в Эдинбурге, в церкви Грейфрайрс, был подписан «Национальный Завет» (ковенант), к-рый призывал шотландцев объединиться и выступить в защиту реформатской веры, против королевской тирании. Первыми подписи поставили дворяне, лидеры восстания, а затем остальные присутствовавшие. Копии документа были разосланы и подписывались по всей стране; по некоторым данным, было собрано более 300 тыс. подписей, подписавших стали называть «Ковенантеры». Строго говоря, это было обновление Завета 1581 г. Документ, составленный А. Хендерсоном и А. Джонстоном, лордом Уорристоном, включал текст Исповедания 1581 г., акты парламента, осуждавшие папство, и протесты против епископального управления Церковью, а также порицание тех действий короля Карла I, которые «...стремятся к воссозданию папской религии и тирании и к свержению и краху Реформатской веры, наших свобод, законов и сословий».
Переговоры короля с шотландцами результата не принесли, в нояб. 1638 г. в Глазго Генеральная ассамблея Церкви Шотландии приняла решение об отмене «Пяти пертских статей», Высокой комиссии и ликвидации епископата как несовместимого с пресвитерианской верой. Попытка королевского комиссара лорда Дж. Гамильтона распустить ассамблею потерпела полную неудачу. Карл I, убежденный в необходимости существования епископата для осуществления королем контроля над церковью и как глава епископальной Церкви Англии, не признал решения Генеральной ассамблеи. Манифестом восставших стали решения Национального ковенанта 1638 г., идеи к-рого нашли широкий отклик у шотл. народа. Вся страна, за исключением немногих убежденных роялистов в Абердиншире, объединилась против посягательств короля. К. удалось закупить в континентальной Европе вооружение и обмундирование. Была также налажена система набора в шотл. армию, во главе которой встали вернувшиеся в страну командиры наемных отрядов, участвовавшие в Тридцатилетней войне (напр., А. Лесли). К. получили поддержку шотл. поселенцев в Ольстере и англ. пуритан, также боровшихся с усилением королевского абсолютизма и религ. реформой архиеп. У. Лода. Малочисленные сторонники короля в Шотландии объединились вокруг Дж. Гордона, маркиза Хантли, и Абердинского ун-та. Король не смог собрать большую армию, т. к. в казне не было денег, поэтому он мог опираться только на англ. подразделения, находившиеся в сев. англ. графствах. Однако и эти части были ненадежны, мн. солдаты симпатизировали шотл. пресвитерианам.
В нач. 1639 г., в ходе т. н. Первой епископской войны К. овладели королевскими замками Далкит и Дамбартон; Дж. Грэхем, маркиз Монтроз, захватил Абердин, А. Кэмпбелл, граф Аргайл, отбил попытку вторжения в Кинтайр, Лесли остановил королевскую армию, попытавшуюся форсировать р. Туид. 19 июня 1639 г. в Берике было подписано перемирие между королем и К.: обе стороны пообещали сложить оружие, а король дал клятву передать все спорные религ. вопросы на рассмотрение парламенту. Карл I начал переговоры с умеренными К. (включая маркиза Монтроза), но т. к. он продолжал настаивать на сохранении епископата, переговоры успеха не имели. Король вернулся в Лондон, отказавшись участвовать в работе шотл. парламента и Генеральной ассамблеи Церкви Шотландии. Ассамблея приступила к работе 12 авг. в Эдинбурге и подтвердила ликвидацию епископальной формы управления Церковью. 31 авг. 1939 г. парламент законодательно закрепил решения Генеральной ассамблеи.
Весной 1640 г. Карл I был вынужден созвать английский парламент, чтобы получить деньги для продолжения войны с Шотландией, но т. н. Короткий парламент, заседавший 13 апр.- 5 мая. 1640 г., отказал королю. В авг. того же года началась Вторая епископская война. 20 авг. войска К. под командованием Лесли вступили на территорию Англии, прошли Нортамберленд и одержали победу над английской армией в битве при Ньюбери, а 30 авг. захватили Ньюкасл. В королевской армии, где было много пуритан, начались волнения. Карл I был вынужден пойти на переговоры с шотландцами. 26 окт. 1640 г. воюющие стороны заключили Рипонское перемирие, по к-рому король обязался выплатить деньги шотл. войскам, занявшим 6 североангл. графств. Карл I созвал парламент для получения одобрения на введение нового налога, чтобы собрать деньги для выплаты шотландцам. Парламент, получивший название «Долгий», отказал королю, обвинил в гос. измене королевских советников и поддержал требования шотландских К. 21 июня 1641 г. между Англией и Шотландией был заключен Лондонский мир. Карл I обязался утвердить все постановления шотландского парламента, принятые с начала восстания в 1637 г., объявить амнистию участникам мятежа, армия К. должна была получить денежную компенсацию в размере 300 тыс. ф. ст., и до ее выплаты оставаться на территории занятых североанглийских графств.
Парламент Шотландии исключил из своего состава представителей духовенства, ликвидировал Комитет статей, а ковенант был объявлен обязательным к подписанию для всех граждан страны. На фоне начавшейся в Англии революции Карл I был вынужден утвердить решения шотландского парламента и цели, к-рые ставили перед собой К., были достигнуты.
Однако уже в парламенте 1639 г. проявились противоречия между 2 направлениями ковенантского движения: умеренного (маркиз Монтроз и лорд Гамильтон, выступившие за предоставление королю права назначить своих представителей в Комитете статей) и радикального во главе с графом Аргайлом, добивавшимся равного представительства всех сословий в комитете. После упразднения Комитета статей и исключения из парламента духовенства в Шотландии по примеру Англии был утвержден т. н. Трехгодичный акт: парламент должен был собираться не реже 1 раза в 3 года, а король лишался права на его роспуск; высшие должностные лица становились подотчетными парламенту. Т. о. в нач. 1641 г. в Шотландии образовалась парламентская монархия. Влияние умеренных К. (Дж. Лесли, графа Роутса, Дж. Элфинстона, лорда Балмерино, маркиза Монтроза) постепенно уменьшилось, и на 1-й план вышли радикалы во главе с графом Аргайлом. Визит короля в Шотландию осенью 1641 г. и его переговоры с К. не привели к увеличению числа его сторонников, хотя он и назначил Дж. Кэмпбелла, графа Лаудона, канцлером, графа Аргайла - казначеем, командующий А. Лесли получил титул графа Ливен. Гражданская война в Англии поставила К. перед выбором: принять сторону парламента или короля.
Предпосылки для сближения англ. и шотл. Церквей возникли в ходе развития Английской революции и движения К. в Шотландии. В Долгом парламенте Англии большинство перешло к пуританам, чьи религ. воззрения были близки к пресвитерианству. Начавшаяся в 1642 г. гражданская война между сторонниками короля и парламента и первые победы роялистов, помощь к-рым оказали ирл. католики, заставила англ. парламент обратиться за поддержкой к Шотландии. Значительная часть шотл. общества, прежде всего духовенство и радикально настроенная часть дворянства и горожан, симпатизировала борьбе англ. парламента против королевского абсолютизма. Кроме того, в отличие от национального по преимуществу характера англиканства пресвитерианское вероисповедание имело ярко выраженную универсалистскую окраску. Одним из центральных догматов шотл. пресвитерианства, заложенных в «Национальном завете» 1638 г., являлся тезис о мессианстве шотл. народа, призванного нести «истинную веру» миру. Поэтому обещания комиссаров англ. парламента об осуществлении в Англии пресвитерианских реформ были с восторгом восприняты в Шотландии. 17 авг. 1643 г. Хендерсон, один из авторов Завета 1638 г. и признанный лидер пресвитерианской церкви, представил на рассмотрение Генеральной ассамблеи Шотландии и членов английского парламента разработанный им проект англо-шотл. договора, получивший название «Торжественная Лига и Завет в защиту Реформации и религии, чести и счастья короля, а также мира и безопасности в трех королевствах Шотландии, Англии и Ирландии» («Торжественная Лига и Завет»). Этот документ представляет собой как бы связующее звено между шотл. пресвитерианством и англ. пуританством, между Генеральной ассамблеей и Вестминстерской ассамблеей, между шотландским парламентом и Долгим парламентом. Его целью было обеспечение единообразия религии в объединенных королевствах, тогда как «Национальный завет», как и Исповедание 1560 г., был сугубо шотландским. «Мы, пэры, бароны, рыцари, дворяне, граждане, члены парламента, служители Евангелия и простые люди королевств Шотландии, Англии и Ирландии, провидением Божиим, живя под властью одного Царя и исповедуя одну реформатскую веру... после долгого размышления решили вступить в совместную и Торжественную Лигу и Завет, под которым все подписываемся, каждый сам за себя, и, вознеся руки к Всевышнему, клянемся, что «каждый из нас… будет стремиться к сохранению в Церкви Шотландии реформатской веры, выражающейся в догматическом учении, богослужении, дисциплине и управлении. И мы будем прилагать все усилия для того, чтобы в согласии со Словом Божиим и примером лучших Реформатских Церквей в королевствах Англии и Ирландии преобразовать религию в ее вероучении, богослужении, дисциплине и управлении. Мы будем стараться привести Церкви Божии в этих трех королевствах к самому тесному союзу и единообразию в религии, исповедании веры, форме церковного управления, служебнике и катехизисе, дабы мы и последующие поколения могли жить как братья в вере и любви, и Господь был бы рад пребывать среди нас»; стремиться к «искоренению папства и прелатства (т. е. церковного правления архиепископов, епископов, их советников и представителей, деканов и каноников, архидиаконов и всех остальных церковных должностей в зависимости от иерархии); к «сохранению прав и привилегий парламентов и свобод королевств, защите личности и власти Его королевского Величества, охране истинной религии и свобод королевств, чтобы мир стал свидетелем нашей верности, а мы сами ни в коей мере не замышляли принизить власть и силу Его Величества»; будем «стремиться к раскрытию всех, кто является инструментом для действия зла, препятствуя преобразованию религии, отделяя короля от его народа, а одно государство от другого»; каждый из нас «будет стараться сохранять тесный мир и единство для последующих поколений и будем «помогать всем тем и защищать всех тех, кто входит в Лигу и Завет, поддерживает ее и неотступно следует ей, и не позволим себе прямо или косвенно, вследствие каких-либо объединений, убеждений или страхов, разделиться или отойти от этого благословенного союза»; в заключении говорится, что поскольку «эти королевства виновны во многих грехах и прегрешениях против Бога и Его Сына Иисуса Христа, о чём явно свидетельствуют плоды этого - наши сегодняшние беды и опасности, перед Богом и всем миром мы заявляем, что самым искренним образом желаем смириться за свои грехи и за грехи этих королевств; особенно же за то, что мы недооценивали, как следовало бы, бесценное благо Евангелия, не добивались его чистоты и силы и не стремились иметь Христа в своем сердце и подражать Ему в наших жизнях…» (цит. по: Shaff. 1877. P. 690-691). Быстрое возникновение этого интернационального религиозно-политического завета было результатом совместных усилий Английского парламента, находившегося тогда в состоянии войны с королем Карлом I, и Вестминстерской ассамблеи богословов. Их усилия были направлены на то, чтобы заручиться действенной помощью шотландцев, в основном придерживавшихся нейтралитета. Шестеро уполномоченных, 4 от парламента и 2 от Вестминстерской ассамблеи (С. Маршалл и Ф. Най) прибыли в Эдинбург в авг. 1643 г. с офиц. и личными письмами к парламенту и Генеральной ассамблеи. Англичане хотели создать гражданскую лигу, шотландцы же - религиозный завет; последнее они сделали условием первого. Англичане предложили некоторые изменения, придавая большее значение политической стороне дела. Черновой вариант был единогласно принят Генеральной ассамблеей и шотландским парламентом 17 авг. 1643 г. Затем последовало назначение шотл представителей на Вестминстерскую ассамблею, где они сыграли важную роль в подготовке Вестминстерских стандартов в учении, богослужении и церковной дисциплине. На Вестминстерской ассамблее обсуждение «Торжественной Лиги и Завета» проходило в течение 3-4 дней, а затем с некоторыми устными изменениями документ был одобрен всеми ее членами, за исключением англикан. 21 сент. парламент издал указ о его публикации и распорядился, чтобы он был подписан по всей Англии. 25 сент. члены палаты общин (228 человек) и участники Вестминстерской ассамблеи первыми поставили подписи в ц. св. Маргариты в Вестминстерском аббатстве. После молитвы и речей Дж. Уайта, Ная и Хендерсона с кафедры был зачитан документ, статья за статьей, и каждый член, вставая или поднимая правую руку вверх, давал клятву, а затем ставил подпись. 15 окт. подписи поставили члены палаты лордов и вскоре Завет подписали во всех городах и приходах, где была установлена власть парламента. 14 окт. 1643 г. в Эдинбурге большая часть дворян, включая 18 членов Тайного совета, также торжественно подписала Завет, а затем в течение нескольких месяцев проходила «всеобщая присяга» Завету по всей Шотландии (Shaff. 1877. P. 693).
«Торжественная Лига и Ковенант» 1643 г. имела двойную направленность. С одной стороны, это был договор о военно-политическом союзе Шотландии и английского парламента, с другой - религ. манифест, направленный на утверждение пресвитерианства в обоих государствах, а также в Ирландии. В политической сфере между Англией и Шотландией устанавливались союзнические отношения с обязательством совместных действий в защиту «истинной религии» против роялистов и короля. Надежда на англо-шотл. объединение на основе пресвитерианской веры надолго стала главной движущей силой национального движения в Шотландии.
Военно-политическая составляющая «Торжественной Лиги и Конвента» имела большее значение для Англии, чем для Шотландии, к-рая должна была предоставить в распоряжение парламента Англии армию (18 тыс. чел. пехоты и 2 тыс. чел. кавалерии). Для координации военных операций в нач. 1644 г. был создан Комитет обоих королевств, в к-рый вошли представители английского и шотландского парламентов. Комитет обоих королевств занимался стратегическим и тактическим планированием военных кампаний парламентских армий против роялистов. Координация комитетом деятельности шотл. и англ. войск стала одной из причин разгрома роялистов в битве при Марстон-Муре в 1644 г. и освобождения от войск короля сев. части Англии. Комитетом были разработаны новые принципы комплектования и обучения вооруженных сил и в 1645 г. создания армии нового образца, что принесло английскому парламенту к кон. 1646 г. победу в гражданской войне.
Переход части умеренных К. во главе с маркизом Монтрозом на сторону короля позволил роялистам в 1644 г. возобновить военные действия против парламента Шотландии и К. Восстание графа Хантли в Абердиншире и вторжение англо-шотл. армии маркиза Монтроза в юж. регионы страны весной 1644 г. провалились, но уже в авг. 1644 г. армия Аласдера Макдоналда по прозвищу Макколла, прибывшая из Ирландии, соединилась с отрядами Монтроза и под руководством последнего одержала победу над войсками К. в битве при Типпермуре 1 сент. 1644 г. Вскоре перед роялистами капитулировали Перт и Абердин. Затем армия Монтроза направилась в Аргайл, но армия К. заставила роялистов отступить на север. 2 февр. 1645 г. Монтроз разгромил армию К. в битве при Инверлохи, после чего на его сторону перешли кланы Макензи и Гордон. 15 авг. 1645 г. Монтроз разгромил последнюю, оставшуюся в Шотландии армию К. в сражении при Килсайте. Роялисты вошли в Глазго и объявили о созыве нового парламента. Однако Монтрозу не удалось добиться значительной поддержки своих действий, и, когда в сент. 1645 г. он двинулся на юг, на соединение с войсками Карла I, его армия насчитывала всего ок. тысячи солдат. Этим воспользовались К. 13 сент. 1645 г. отозванный из Англии Д. Лесли неожиданно атаковал роялистов при Филипхо и одержал победу над войском маркиза Монтроза. Эта победа решила исход гражданской войны в Шотландии. Постепенно на всей территории страны была восстановлена власть парламента и К.
В мае 1646 г. Карл I был вынужден сдаться в плен шотл. армии графа Ливена, в июне парламент Шотландии выработал требования, согласно к-рым король должен был утвердить «Торжественную Лигу и Завет» и передать контроль над вооруженными силами обоих королевств их парламентам. После отказа короля от выполнения этих требований и опасения лидеров К., что пребывание Карла I в Шотландии вызовет восстание роялистов, 30 янв. 1647 г. король был передан английскому парламенту.
В 1647 г. к власти в Англии пришли индепенденты во главе с О. Кромвелем, к-рые подчинили себе парламент, арестовали короля и остановили пресвитерианские преобразования в стране. В результате часть К. решила пойти на сближение с Карлом I. 26 дек. посланцы парламента Шотландии граф Лаудон, У. Гамильтон, граф Ланарк, и Дж. Мейтленд, граф Лодердейл, заключили соглашение, вошедшее в историю под названием «Ингейджмент». Король обещал обеспечить введение в Англии пресвитерианства на пробный период в 3 года, а Шотландия брала на себя обязательство оказать поддержку в восстановлении королевской власти в Англии. В поддержку соглашения высказалось большинство членов парламента, однако Генеральная ассамблея и радикальная часть лордов и горожан выступили против. Впервые за многие годы шотл. общество оказалось разделенным практически поровну на 2 враждующих лагеря - ингейджеров и резолюционистов.
Власть Карла I оказалась под угрозой. Ингейджеры собрали армию, к-рую возглавил герц. Дж. Гамильтон, 8 июля 1648 г. она перешла границу, начав т. о. вторую гражданскую войну в Англии. 17 авг. 1648 г. в сражении при Престоне шотландцы были разбиты войсками Кромвеля, а герцог Гамильтон был схвачен и казнен в Лондоне.
Поражение умеренных К. открыло возможность для выступления радикалов. В Кайле и Каннингеме вспыхнуло восстание во главе с пресвитерианскими проповедниками, поддерживавшими маркиза Аргайла. Восставшие, получившие от дворян презрительное прозвище «виггаморы» (скотокрады), практически безоружные, захватили Эдинбург. Новое правительство Шотландии возглавил маркиз Аргайл, и оно сразу же обратилось за помощью к Кромвелю. 4 окт. 1648 г. войска Кромвеля вступили в столицу Шотландии. После его ухода в стране остался англ. экспедиционный корпус Дж. Ламберта. 23 янв. 1649 г. по соглашению с ним парламент Шотландии утвердил «Акт о классах», в соответствии с которым гос. и военные должности запрещалось занимать лидерам «ингейджеров» и участникам восстания маркиза Монтроза пожизненно; «ингейджерам» и роялистам на 10 лет; лицам, не выступившим против «Ингейджмента», на 5 лет; лицам, осужденным за аморальное поведение или пренебрегающим церковными службами, на год. Каждое назначение на государственную должность нуждалось в обязательном одобрении Церковью.
Казнь Карла I в Англии 30 янв. 1649 г. потрясла шотландцев, которые в большинстве своем не отвергали идею монархии. Шотландия была готова признать новым королем старшего сына казненного монарха Карла, находившегося в эмиграции. Однако правительство Аргайла, не возражавшее против сохранения монархии, потребовало от Карла II в качестве предварительного условия утвердить все завоевания революции и отказаться от сотрудничества с роялистами и «ингейджерами». Принц первоначально отказался от выполнения этих требований, надеясь на успех новых восстаний роялистов. В марте 1650 г. на Оркнейских о-вах высадился маркиз Монтроз, но 27 апр. его армия была разбита в битве при Карбисдейле, а сам маркиз 21 мая казнен в Эдинбурге. Карл II вынужден был пойти на уступки и подписать 1 мая 1650 г. Бредское соглашение, в котором определялись условия реставрации: король обязался подписать «Торжественную Лигу и Национальный Завет», утвердить все акты Шотландского парламента, принятые после 1641 г. Карл II также денонсировал все соглашения, заключенные им с ирл. католиками, и заявлял об осуждении экспедиции Монтроза. Лидеры К. в ответ на это обещали реставрацию монархии в Шотландии и провозглашение Карла II королем. Прибытие Карла II в Шотландию не привело к отставке правительства радикальных пресвитериан, и король оказался фактически под его контролем. Из армии были уволены офицеры «ингейджеры», в нее не принимали роялистов. Шотландскими войсками командовал Д. Лесли, который укрепился между Эдинбургом и Литом и успешно уклонялся от сражений с армией Кромвеля. 3 сент. 1650 г. в сражении при Данбаре Кромвель разгромил шотландскую армию, взяв в плен ок. 10 тыс. чел.
Поражение армии К. усилило позиции короля, что позволило набрать новую роялистскую армию во главе с Дж. Миддлтоном. Аргайл, осознавший недостаток сил у радикалов для отражения англ. угрозы, решил пойти на сближение с королем. Это вызвало возмущение экстремистского крыла, по-прежнему доминирующего в Генеральной ассамблее. 17 окт. в Дамфрисе была издана «ремонстранция», в которой осуждались попытки нарушения «Акта о классах» и возлагалась надежда на победу новой армии, формируемой из истинных К. Сторонники этой позиции, представлявшие собой крайнее крыло радикалов, получили название ремонстрантов. Им противостояло более реалистично настроенная фракция резолюционистов, которая составляла большинство в парламенте и доминировала в правительстве. В резолюции правительства 14 дек. было дано разрешение принимать в армию «ингейджеров» и иных лиц, не являвшихся кровными врагами «Торжественной Лиги и Завета».
В результате страна оказалась расколотой. На территории Шотландии одновременно находились 4 армии: армия резолюционистов во главе с Лесли, «священная армия» ремонстрантов, отряды роялистов Миддлтона и англ. корпус Ламберта. В дек. 1650 г. «священная армия» была разбита англичанами. 1 янв. 1651 г. в Сконе Карл II был коронован королем Шотландии, причем корону на него возложил маркиз Аргайл. 4 июня 1651 г. Генеральная ассамблея аннулировала «Акт о классах», и это позволило сформировать единую армию резолюционистов, «ингейджеров» и роялистов, во главе к-рой встал король. В июле 1651 г. англичане одержали победу над шотландцами у Инверкитинга и 2 авг. взяли Перт. 3 сент. 1651 г. в битве при Вустере шотландцы были разбиты полностью, а король бежал в Голландию. К весне 1652 г. вся Шотландия была захвачена войсками Кромвеля. В этом же году английским парламентом был принят и «Закон об устроении Шотландии» (дополненный в 1654 ордонансом об объединении Англии и Шотландии). Согласно этому закону, в Шотландии упразднялся независимый парламент, но ей было дано право посылать 30 депутатов в Английский парламент. Упразднялись все таможенные барьеры между Англией и Шотландией, вводилась англ. система судопроизводства и налогообложения. Конфискованные у шотл. роялистов земли передавались в руки англ. нового дворянства (офицеров армии Кромвеля), а оставшаяся часть распродавалась на аукционах. В 1653 г. была упразднена Генеральная ассамблея.
Реставрация Стюартов (1660) ставила целью достижение в Шотландии религ. компромисса, как при Якове VI. Карл II, придя к власти, отказался от подтверждения клятвы «Торжественной Лиге и Национальному Завету», однако возобновил деятельность шотландского парламента. Вновь избранный парламент страны начал работу 8 мая 1661 г. Комитет статей был восстановлен в том виде, к-рый он приобрел при Карле I, вновь вступили в силу «Пять Пертских статей», восстановлены светские права епископов. Джеймс Шарп был назначен архиепископом Сент-Андрусе и Примасом Шотландии. Законодательство времен движения К. было аннулировано. В мае 1662 г. были изданы Акты единообразия (Acts of Uniformity), к-рые делали принадлежность к англикан. Церкви необходимым условием для права на пасторское служение и получение доходов с церковных владений; ок. 2 тыс. пресвитерианских пасторов были вынуждены покинуть свои приходы. Хотя реставрация и была принята в стране, недовольство зрело среди К., выступавших за неукоснительное выполнение положений «Торжественной Лиги и Национального Завета».
Пресвитерианские служители начали проповедовать для К. на специальных тайных собраниях, т. н. конвентиклях, проводившихся обычно за чертой городов и сельских поселений. Власти жестоко преследовали их участников (конвентиклеров). Конвентикли рассматривались как действия, направленные против властей или считались подготовкой мятежа. Произвол властей привел к восстанию в Галловее (1666), которое было подавлено, а его участники казнены или отправлены на плантации о-ва Барбадос. Политика чередования репрессий и послаблений, особенно «Письма снисхождения», которые Карл I издал в 1669, 1672, 1679 гг., сократили количество К.-радикалов. Король позволил выселенным из приходов пасторам вернуться к семьям и проповедям, если они обещали воздерживаться от обличительных или спорных заявлений.
В 1679 г. К. был убит архиеп. Дж. Шарп и вспыхнуло новое восстание К. во главе с Д. Грэхемом из Клейверхауса. Восставшие одержали победу в сражении при Драмклоге, но через неск. недель были разгромлены в битве при Ботуэлл-Бридж (Ботуэл-Бриг; недалеко от Глазго) из-за возникших в их лагере разногласий. 22 июня 1680 г. наиболее радикально настроенные К. приняли Санкарскую декларацию. Движение возглавили Р. Камерон, его последователи получили известность как камерониане. До этого времени многие К. сохраняли внешнюю лояльность по отношению к королю, несмотря на их противодействие религ. политике шотл. правительства. Камерон прервал традицию лояльного отношения, обличая Карла II и его брата Якова как папистов и призывая короля отречься от престола. Его соратник Д. Каргилл на одном из тайных собраний отлучил короля и его брата от Церкви. Камерониане призывали к восстановлению «истинного» пресвитерианства и призывали к активным выступлениям против королевской тирании и к неповиновению гражданским и церковным властям. Правительство ужесточило репрессии, начались казни (позднее этот период в истории К. получил название «Смертоносные времена»). Камерон был убит в июле 1680 г. в стычке с правительственными войсками в Эйрдс Мосс, но его последователи, хотя и немногочисленные, были известны еще и в 1-й пол. XVIII в. Всего же, по некоторым данным, в 1660-1681 гг. погибло ок. 18 тыс. К.
Англ. «Славная революция» 1688-1689 гг. была положительно встречена и поддержана большинством шотл. пресвитериан, в т. ч. и умеренными К. После заключения англо-шотл. династической унии Вильгельм III Оранский (1689-1702) и Мария II Стюарт (1689-1694) стали соправителями Англии (13 февр. 1689) и Шотландии (11 апр. 1689). В 1690 г. был принят закон о восстановлении Пресвитерианской Церкви Шотландии со всеми правами и привилегиями, данными «Золотым законом» 1592 г. Церковь Шотландии была обязана придерживаться «Вестминстерского исповедания веры» 1644 г. Высшим органом власти провозглашалась Генеральная ассамблея, но главой Церкви являлся монарх. Изменения в церковной организации становились законом только после соответствующей ратификации парламентом. Церковные власти вели решительную борьбу против сторонников епископата, выступавших в рядах якобитского движения, и против радикальных К. После смерти Вильгельма III в Шотландии возник конституционный кризис, закончившийся парламентской унией 1707 г., к-рая объединила Англию и Шотландию в единое гос-во с общим парламентом. «Акт о безопасности Церкви Шотландии» подтверждал ее пресвитерианское устройство. Хотя основная масса К. вошла в состав офиц. Церкви Шотландии, неск. радикальных групп, в т. ч. камерониане, остались за ее пределами. В 1743 г. они объединились в Реформированную пресвитерианскую церковь (Зверева. 1995. С. 145).
В кон. XVII - нач. XVIII в. К. переселялись в Ирландию (Ольстер), а оттуда - в Сев. Америку. Первым переселенцем-К. принято считать проповедника У. Теннанта, к-рый приехал с семьей в Филадельфию в 1717 г. Политические события в Ирландии, такие как восстание 1798 г., также привели к массовой эмиграции К. в Сев. Америку. Хотя К. и не поддерживали ни одну из сторон, они отказались принести клятву верности, и брит. власти стали преследовать их как мятежников. К., эмигрировавшие из Шотландии и Ирландии, создали в Сев. Америке Реформированную пресвитерианскую церковь. Они были ярыми сторонниками отделения Шотландии от Великобритании, и многие из К. стали добровольцами революционной армии. В наст. время Реформированная пресвитерианская церковь в Америке насчитывает ок. 4000 тыс. членов.