КАДОК
Том XXIX , С. 89-92
опубликовано: 4 января 2017г.

КАДОК

[лат. Cadocus; валлийское Cadoc, Catwg] (VI в.?), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 25 сент.), основатель мон-ря Лланкарван (Нанткарван; ныне сел. Лланкарван, Юго-Вост. Уэльс). Основные источники сведений о К.- 2 Жития, составленные в XI-XII вв. Ливрис, автор пространного Жития К. (кон. XI в.), сын Гламорганского (Лландафского) еп. Херевальда (1056-1104), был архидиаконом Гламоргана и главой школы в Лланкарване. Текст Жития с рядом более поздних вставок и дополнений, в т. ч. авторских, сохранился в 3 рукописях, самая ранняя - Lond. Brit. Lib. Cotton. Vespasian. A. XIV (ок. 1200). Житие, составленное Ливрисом, получило известность в Уэльсе и повлияло на творчество валлийских агиографов. Менее популярной оставалась переработка Жития, выполненная в 1-й пол. XII в. Карадоком из Лланкарвана, ему принадлежит также Житие св. Гильды (BHL, N 3542) и, возможно, еще нек-рые жития валлийских святых (Davies J. R. 2003. P. 133-138). Текст Жития К., составленного Карадоком, сохранился только в рукописи Goth. MS 1. 81. Fol. 156r - 161r (нач. XIV в.), где приведено лат. двустишие: «Это сочинение Карадока Нанткарванского; кто прочтет, пусть поправит - так пожелал сочинитель» (Nancarbanensis dictamina sunt Caradoci: qui legat, emendet; placet illi compositori). В сб. «Новая легенда Англии» содержится краткая версия Жития К., составленная Иоанном из Тайнмута (BHL, N 1493). В средние века в аббатстве Св. Креста в Кемперле (Бретань) хранилась рукопись Жития К., впосл. утраченная. Вероятно, к ней восходят чтения оффиция на день памяти святого в бревиарии мон-ря Кемперле. Эти чтения были положены в основу сказания о К., составленного Альбером Ле Граном. О К. упоминается в житиях др. валлийских святых, прежде всего св. Ильтуда (BHL, N 4268) и св. Татея (Татана) (BHL, N 7987), а также в ирл. и лат. версиях Жития св. Финниана (Vitae Sanctorum Hiberniae ex Codice olim Salmanticensi nunc Bruxellensi / Ed. W. W. Heist. Brux., 1965. P. 97-99; Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 75-76; там К. назван Катмаэлом). В рукописи Cotton. Vespasian. A. XIV к Житию, составленному Ливрисом, приложены родословия К., согласно к-рым святой якобы происходил от имп. Октавиана Августа и от ирл. правителей, а также документы по истории Лланкарвана.

Св. Кадок. Скульптура в капелле св. Кадока в Белзе, Франция. XVII в.Св. Кадок. Скульптура в капелле св. Кадока в Белзе, Франция. XVII в.Св. Кадок. Скульптура в капелле св. Кадока в Белзе, Франция. XVII в.Св. Кадок. Скульптура в капелле св. Кадока в Белзе, Франция. XVII в.Св. Кадок. Скульптура в капелле св. Кадока в Белзе, Франция. XVII в.Св. Кадок. Скульптура в капелле св. Кадока в Белзе, Франция. XVII в.Согласно Житию, составленному Ливрисом, К. был сыном Гвинллиу, правителя Юж. Уэльса, и его супруги Гуладис. К. был крещен ирл. отшельником Мейти (в др. источниках отождествляется со св. Татеем) и получил имя Катмаил. В возрасте 7 лет отрока отдали на попечение Мейти, к-рый воспитал его, преподал ему основы христ. веры и обучил лат. языку. Через 12 лет К. покинул наставника и отправился в обл. Гливисинг (Морганнуг), где правил его дядя Павел, от к-рого святой получил участок земли. На этой земле были построены мон-рь Лланкарван и укрепление, названное Кастелл-Кадог (крепость Кадока). Для изучения «свободных искусств» К. прибыл в Ирландию и прожил 3 года в церковном поселении Лес-Мор (ныне Лисмор, графство Уотерфорд). Вернувшись в Британию в сопровождении ирл. и бриттских учеников, К. брал уроки лат. риторики у знаменитого ритора Бахана, приехавшего из Италии. В благодарность за спасение местных жителей от голода (святой обнаружил подземные хранилища с зерном) правитель Брихан подарил ему землю для сооружения обители Ллансбиддид (совр. сел. Ллансбиддид близ г. Брекон). Поставив во главе обители Бахана, К. вернулся в Лланкарван и обнаружил, что мон-рь разрушен. Восстановив обитель, он собрал множество учеников, среди к-рых были св. Ильтуд и св. Гильда, управлявший мон-рем во время путешествия К. в Шотландию. Кроме того, К. совершил паломничества в Иерусалим и Рим. Нек-рое время святой жил в Арморике (Бретани). Поселившись на острове (совр. о-в Сен-Кадо, деп. Морбиан), он построил из камня церковь и мост, соединивший остров с материком. Оставив там монахов во главе с Кадваладром, святой вернулся в Британию.

В Житии К. много внимания уделено защите прав и привилегий общины Лланкарвана. В ряде эпизодов описывается покровительство, которое святой оказывал тем, кто относились к нему и к его церкви с почтением. Особое внимание уделено карам, настигавшим врагов святого. К. представлен «как «проклинающий святой», чья власть над стихиями, жизнью и смертью, силами природы равно проявляется в его способности причинять вред и приносить пользу» (Davies W. 1982. P. 177). В сочинении Ливриса описывается противостояние К. и могущественных правителей (Артура, Маэлгуна, Руна), притеснявших клириков. Агиограф утверждает, что среди валлийских святых К. пользовался наибольшим авторитетом. Во время его отсутствия св. Давид созвал Собор, на к-ром был признан старшим церковным иерархом Британии. К. был возмущен этим известием и стал молиться, чтобы Давида постигло наказание (описанный в Житии пост «против Бога» с целью добиться исполнения желаний известен в ирландской агиографии, см.: Binchy D. A. A Pre-Christian Survival in Mediaeval Irish Hagiography // Ireland in Early Mediaeval Europe: Studies in Memory of K. Hughes / Ed. D. Whitelock et al. Camb., 1982. P. 165-178). Явившийся ангел указал К. на то, что его поступок не соответствует христианскому милосердию. В утешение ангел дал святому ряд обещаний, в т. ч. о том, что все обитатели Лланкарвана будут спасены. В этом эпизоде, который является более поздней вставкой, отражено соперничество между крупными церковными общинами Уэльса.

Важную роль в Житии К. играет мотив странствий. Согласно Ливрису, святой много путешествовал, 3 раза посетил Иерусалим, 7 раз Рим, совершил паломничества к горе св. Михаила (о-в Сент-Майклс-Маунт у побережья п-ова Корнуолл) и в храм св. Андрея (на месте совр. г. Сент-Андрус, Шотландия).

К Житию добавлено сказание о кончине К., вероятно, написанное самим Ливрисом. Состарившись, святой поручил управление обителью Лланкарван ученику Элли, после чего скрылся в облаке и был чудесным образом перенесен в г. Беневент (ныне Беневенто, Италия), где в это время скончался аббат. По указанию ангела приор посоветовал жителям избрать на его место К., прозванного Софиас, т. к. он был исполнен мудрости. Ежегодно святого навещали Элли и другие ученики, оставшиеся в Британии (из них 8 чел. были похоронены в Беневенте). После кончины местного епископа К. по воле ангела был возведен на кафедру. Вскоре на город напали враги, к-рые убили святого в храме во время богослужения. Над могилой К. была построена базилика, бриттам был запрещен доступ в храм из опасения, чтобы они не похитили мощи святого. Тем не менее останки К. впосл. были вывезены в Лланкарван, где от них совершались чудеса. Согласно Карадоку, К. прибыл в Беневент во время паломничества в Рим, он не имел епископского сана и умер своей смертью.

Церковь св. Кадока в Лланкарване, Уэльс. XIII–XV вв.Церковь св. Кадока в Лланкарване, Уэльс. XIII–XV вв.У исследователей нет единого мнения относительно интерпретации этих сведений. Поскольку предание о том, что К. удалился в Италию и занимал Беневентскую епископскую кафедру, не может быть признано достоверным, исследователи предлагали локализовать упомянутый Ливрисом г. Беневент в Британии. По этой версии, К. погиб во время нападения саксов, его могила находилась на захваченной врагами территории и оставалась недоступной для бриттов (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 33-36). Др. исследователи указывали на существование в Беневенте храма Св. Софии, который служил дворцовой церковью лангобардских герцогов. Возможно, некий паломник из Уэльса посетил этот храм и отождествил с К. одного из святых, чьи мощи там почивали (Tatlock. 1939. P. 346). По мнению др. авторов, сказание о гибели К. в Беневенте - вымысел, позволявший объяснить отсутствие мощей святого в Лланкарване. Согласно этой версии, мощи К. были спрятаны во время англо-нормандского завоевания Юж. Уэльса, когда церковь в Лланкарване была подчинена аббатству св. Петра в Глостере (Brooke. 1963; Dumville. 1987).

Решение проблемы исторической достоверности Жития К. затрудняется немногочисленностью более ранних сведений о святом и хронологическими несоответствиями. Согласно Ливрису, К. был современником неск. известных брит. и ирл. церковных деятелей и правителей VI в. Агиограф утверждает, что К. учился в Лес-Море, но эта обитель, согласно ирл. анналам, была основана св. Мохуту (Картахом) незадолго до кончины († 637). В Житии сообщается, что по указанию К. его ученик Финниан разрешил спор между св. Гильдой и св. Давидом о церковном первенстве в обл. Дивед (Юго-Зап. Уэльс). В др. источниках Финниан отождествляется со св. Финнианом из Клуан-Ирарда (ныне Клонард, графство Мит, Ирландия), который скончался в 549 г. Кончина св. Гильды в ирл. анналах отнесена к 567, 570 или 577 г., в валлийских «Анналах Камбрии» - к 569 г. (см.: Чехонадская. 2003. С. 37-43). Св. Давид умер в 589 г. (согласно ирл. анналам) или в 601 г. (согласно «Анналам Камбрии»). Колокол, подаренный К. св. Гильдой, первоначально предназначался для Римского папы Александра (вымышленное лицо). Существование в VI в. паломнических центров на горе св. Михаила в Корнуолле или в Сент-Андрусе в Шотландии вызывает сомнение. С. Баринг-Гулд и Дж. Фишер предложили датировать рождение К. ок. 497 г., кончину - ок. 577 г. (Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 36), но эта датировка является условной.

Согласно Э. Хенкен, имя К. происходит от кельт. *cat cos - воитель. В Житии К. и в ирл. источниках указано др. имя святого - Катмаэл (Кадваэл). Возможно, Кадок является уменьшительной формой этого имени.

О почитании К. известно с VII в. В грамоте, сохранившейся в Книге из Лландафа и датируемой ок. 650 г., упоминается «Иаков, аббат св. Кадока, со своими старцами» (The Text of the Book of Llan Dâv / Ed. J. G. Evans, J. Rhys. Oxf., 1893. P. 140). Средневек. церкви и капеллы, посвященные К., наиболее многочисленны в Юж. Уэльсе, несколько находятся в Бретани, в Корнуолле и Шотландии. В Уэльсе наиболее значительными центрами почитания святого были Лланкарван, Ллансбиддид и Ллангадог-Ваур в обл. Дивед, а также Карлион. В раннее средневековье Лланкарван был одной из крупнейших церковных общин Юж. Уэльса, о нем упоминается в ряде грамот VII-XI вв., сохранившихся в Книге из Лландафа или приложенных к Житию К. в рукописи Cotton. Vespasian. A. XIV. В добавлениях к Житию, составленному Ливрисом, сообщается о 36 канониках, которых К. поселил в Лланкарване, и об отведенных для их содержания земельных владениях. Возможно, сведения о канониках - это не попытка перенести в раннее средневековье реалии XII в., а описание реально существовавшей общины клириков, к-рая также условно именовалась мон-рем. Из руководителей общины Лланкарвана упомянуты аббат, наставник (doctor), священник (sacerdos) и др.; аббату обители св. Кадока полагались епископские почести (Davies J. R. 2003. P. 15-16). О Лланкарване (Lann Gharban) известно из ирл. Жития св. Финниана, которое восходит к редакции IX-X вв. В этот период церковные общины Лланкарвана и Клуан-Ирарда поддерживали тесные отношения (Hughes K. The Historical Value of the Lives of St. Finnian of Clonard // EHR. 1954. Vol. 69. P. 364-367). Согласно Ливрису и Карадоку, среди святынь, хранившихся в Лланкарване, была рака с мощами К., а также «Евангелие Гильды» - миссал, который св. Гильда подарил К. Возможно, эта рукопись под названием «Книга Кадока» упоминается в грамотах, приложенных к Житию святого. В грамотах также сообщается, что хранившиеся в Лланкарване реликвии нередко посылали в др. места для поклонения.

В XI-XII вв. руководство Лланкарвана приняло активное участие в формировании еп-ства Лландаф, в состав которого вошла юго-вост. часть Уэльса. Епископские кафедры Лландаф и Меневия (Сент-Дейвидс) в спорах о юрисдикции апеллировали к образу К. В добавлениях к Житию, составленному Ливрисом, К. представлен как соперник св. Давида, покровителя Меневии. Англо-нормандское завоевание Юж. Уэльса привело к ухудшению положения Лланкарвана, к-рый был передан аббатству св. Петра в Глостере. На месте обители в сел. Лланкарван сохранилась приходская церковь, построенная в XIII-XV вв.

Сведения о почитании К. в средние века относятся в основном к Уэльсу и Бретани. К. упоминается в литании из бретонской Псалтири X в. (Salisbury. Cathedral Library. MS 180; Warren F. E. Un monument inédit de la liturgie celtique // Revue Celtique. 1888. T. 9. P. 91). В средневек. валлийских календарях память святого указана 24 янв., в бретонских и англ. литургических книгах названы др. даты. Так, в еп-стве Ван память К. совершалась 21 сент., на о-ве Сен-Кадо - в 3-е воскресенье сент. (см.: Baring-Gould, Fisher. 1908. P. 39). В наст. время в католич. архиеп-стве Кардифф К. поминается 25 сент., ему посвящены неск. католич. храмов в Уэльсе и в Шотландии.

Ист.: Lives of the Cambro-British Saints / Ed. W. J. Rees. Llandovery, 1853. P. 22-96, 309-395; Vitae Sanctorum Britanniae et Genealogiae / Ed. A. W. Wade-Evans. Cardiff, 1944. P. 23-141; Vie de Saint Cadoc par Caradoc de Llancarfan / Éd. P. Grosjean // AnBoll. 1942. T. 60. P. 35-67; Nova Legenda Anglie / Ed. C. Horstman. Oxf., 1901. Vol. 1. P. 167-173; Le Grand A. Les Vies des Saints de la Bretagne Armorique. Quimper, 1901 5. P. 547-552; ActaSS. Ian. T. 1. P. 602-606.
Лит.: O'Hanlon J. Lives of the Irish Saints. Dublin, [1875]. Vol. 1. P. 415-424; Baring-Gould S., Fisher J. The Lives of the British Saints. L., 1908. Vol. 2. P. 14-42; Doble G. H. Saint Cadoc in Cornwall and Brittany. Truro, 1937; idem. The Saints of Cornwall. Truro, 1965. Vol. 4. P. 55-66; Tatlock J. S. P. Caradoc of Llancarfan // Speculum. 1938. Vol. 13. N 2. P. 138-152; idem. The Dates of the Arthurian Saints' Legends // Ibid. 1939. Vol. 14. N 3. P. 345-365; Emanuel H. D. An Analysis of the Composition of the «Vita Cadoci» // National Library of Wales Journal. 1951/1952. Vol. 7. P. 217-227; Bowen E. G. The Settlements of the Celtic Saints in Wales. Cardiff, 1954; Brooke C. N. L. The Archbishops of St. David's, Llandaff and Caerleon-on-Usk // Chadwick N. K. et al. Studies in the Early British Church. Camb., 1958. P. 201-242; idem. St. Peter of Gloucester and St. Cadoc of Llancarfan // Celt and Saxon: Studies in the Early British Border / Ed. N. K. Chadwick. Camb., 1963. P. 258-322; Mostardi F. Cadoc, abbate di Llancarfan // BiblSS. Vol. 3. Col. 632-634; Kennerly E. St. Cadoc's Church, Caerleon // Gwent Local History. Newport, 1981. N 50. P. 3-12; Davies W. Wales in the Early Middle Ages. Leicester, 1982; Dumville D. N. St. Teilo, St. Cadog, and St. Buite in Italy // J. of Welsh Ecclesiastical History. 1987. Vol. 4. P. 1-8; Henken E. R. Traditions of the Welsh Saints. Camb., 1987. P. 89-98; eadem. The Welsh Saints: A Study in Patterned Lives. Camb., 1991; eadem. Cadoc // Celtic Culture: A Hist. Encyclopedia / Ed. J. T. Koch. Santa Barbara, 2006. Vol. 1. P. 314-315; Stephens S. D. G. St. Cadoc and the Healing of the Deaf // J. of Laryngology and Otology. 1990. Vol. 104. P. 1-3; Davies J. R. The Saints of South Wales and the Welsh Church // Local Saints and Local Churches in the Early Medieval West / Ed. A. Thacker, R. Sharpe. Oxf.; N. Y., 2002. P. 361-395; idem. The Book of Llandaf and the Norman Church in Wales. Woodbridge, 2003; Чехонадская Н. Ю. Гильда: Видение из иного мира // Гильда Премудрый. О погибели Британии. Фрагменты посланий. Житие Гильды / Изд. подгот.: Н. Ю. Чехонадская. СПб., 2003. С. 7-170; Torres G. L'escola hagiogràfica de Llandaff // Acta historica et archaeologica mediaevalia. 2003/2004. Vol. 25. P. 573-591.
А. К.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН († 604 или 605), архиеп. Кентерберийский, свт. катол. и англикан. Церквей (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, пам. католич. 27 мая с 1969; пам. англикан. 26 мая)
  • АЙДАН († 651), еп. Нортумбрии (с 635), свт. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших; зап. пам. 31 авг.)
  • ГИЛЬДА († ок. 570), прп. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 29 янв.)
  • ДАВИД (VI в.), еп. Меневии, почитается как покровитель Уэльса, св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 1 марта)
  • ИЛЬТУД [Эльтут] (VI в.), св. (пам. в Соборе святых, в земле Британской и Ирландской просиявших, зап. 6 нояб.), основатель мон-ря Лланильтуд (Лланиллтид-Ваур, на месте совр. сел. Ллантуит-Мейджор, Уэльс)
  • ААРОН первый ветхозаветный первосвященник