КАФИЗМА
Том XXXII , С. 114-119
опубликовано: 16 января 2018г.

КАФИЗМА

Содержание

[греч. κάθισμα], обозначение разделов богослужебной Псалтири в совр. правосл. традиции: в рукописях и изданиях Псалтири, предназначенных для богослужения или келейного молитвенного чтения, 150 библейских псалмов разделены на 20 К., за которыми, как правило, следует серия библейских песней.

Термин

В визант. текстах слово κάθισμα, образованное от глагола «καθίζω» (сидеть), употребляется в различных значениях: к.-л. сиденья вообще, имп. ложи на К-польском ипподроме и проч. (см.: Lampe. Lexicon. P. 690; ODB. Vol. 2. P. 1116). В визант. гимнографии термином κάθισμα обозначается один из видов монострофных песнопений - седален (см.: Arranz. Typicon. P. 407; ODB. Vol. 2. P. 1116).

В отношении частей Псалтири слово κάθισμα стало систематически употребляться с VIII-IX вв. В более древних памятниках разделы Псалтири, соответствующие скорее совр. «Славам», а не К., называются «антифонами» либо «статиями» (στάσεις), т. е. «стояниями», поскольку псалмопение осуществлялось стоя (ПБЭ. Т. 9. С. 302). Периоды псалмопения чередовались с периодами отдыха, когда разрешалось присесть (в это время молящиеся могли, напр., слушать уставные чтения), и для указания на это в Псалтирях могла ставиться особая пометка: κάθισμα. Но со временем подобные пометки, вероятно, стали восприниматься уже в качестве обозначения самих разделов Псалтири. При этом до XIV в. в греч. рукописной традиции слово «кафизма» все еще ставилось в конце, а не в начале разделов Псалтири (см.: Parpulov. 2010. P. 89. Not. 52).

Впервые в этом значении термин κάθισμα зафиксирован в хранящейся в центральной б-ке Цюриха «пурпурной» Псалтири (ркп. выполнена на пергамене соответствующего цвета - см.: Crisci Е., Eggenberger Chr., Fuchs R., Oltrogge D. Il Salterio purpureo Zentralbibliothek Zürich, RP 1 // Segno e testo. Cassino, 2007. Vol. 5. P. 31-98). Термин встречается здесь 20 раз, причем он был добавлен в оригинальный текст не позже 80-х гг. VIII в. (также см.: Parpulov. 2010. Р. 89. Not. 51). В том же значении слово κάθισμα употребляется в некоторых синайских Псалтирях IX в. (напр., Sinait. gr. 30 - см.: Weitzmann, Galavaris. 1990. Pl. XXIX, 3).

До XI-XII вв. термин «кафизма» в отношении разделов Псалтири оставался особенностью т. н. Иерусалимской (или Святоградской) Псалтири, т. е. воспринимался как признак палестинской литургической традиции. При этом в груз. Псалтирях начиная с X в. вместо термина «кафизма» часто употреблялся термин კანონი (kanoni) (напр.: Sinait. iber. 22, 29, 42; Tbilisi. A-38). В арм. Псалтири для обозначения ее частей использовалось аналогичное слово կաճռճ (kanon). Поскольку арм. Псалтирь отражает раннюю редакцию Иерусалимской Псалтири, а груз. богослужение до XI в. ориентировалось на палестинскую литургическую традицию, можно предположить, что в ранних редакциях Иерусалимской Псалтири предшественником термина «кафизма» было греч. слово κανών. Впрочем, в отличие от длительной греч. традиции употребления термина «кафизма» в конце разделов Псалтири в груз. и арм. рукописях синонимичное слово «канон» стоит в начале разделов.

Деление Псалтири на К.

Вместе с широким распространением в визант. мире с X в. Святоградской Псалтири и др. богослужебных книг, основанных на палестинской традиции или тесно связанных с ней, организация библейских псалмов по 20 К., а внутри каждой из них - по 3 «Славам» (или статиям, или антифонам) становится известной повсеместно и постепенно вытесняет др. типы деления Псалтири (в т. ч. традиц. к-польский).

Совр. распределение псалмов по К. восходит примерно к VIII в. Оно наследует более ранним палестинским системам организации псалмов, отраженным в груз. и арм. переводах оригинальных богослужебных книг Иерусалимской Церкви. Так, в ранних (до XI в.) груз. переводах Псалтири псалмы внутри К. с 6-й по 16-ю и с 19-й по 20-ю организованы несколько иначе, чем в позднейшей традиции, и соответствуют указаниям древних иерусалимских Лекционария (в груз. переводе) и Тропология (Древнего Иадгари).

Еще более раннюю стадию развития этой традиции сохраняет арм. Псалтирь, разделенная на 57 подразделов (գռւբղայյ [гублай]), организованных в 8 «канонов». Эти 57 разделов близки по составу к 60 антифонам («Славам») классической Святоградской Псалтири и имеют параллель в восточносир. традиции, где Псалтирь тоже разделена на 57 частей.

Вероятно, в VI в. в рамках палестинской традиции произошло перераспределение псалмов Псалтири: 8 больших разделов были заменены 20 (т. е. собственно К.), а 57 отдельных частей превратились в 60 «Слав». Возможно, это было связано с появлением новой системы служб суточного круга, предполагающей ежедневное пение Псалтири (см.: Frøyshov (в печати)).

В восточносир. и западносир. Псалтирях, организация псалмов в к-рых близка к армянской и различным вариантам иерусалимской (см.: Frøyshov (в печати)), малые разделы также группируются в большие. Восточносир. эквивалент К.-  . Они имеют иную подборку псалмов, чем иерусалимские К., и количество малых разделов (т. е. «Слав») в них варьируется от 2 до 4. Западносир. Псалтирь состоит из 15 больших разделов ( ), но, как и восточносирийская, эта система позднего происхождения и не получила широкого распространения.

Современное распределение К. по службам и дням недели

(или система стихословия Псалтири) - это палестинская традиция, сформировавшаяся в нач. II тыс. по Р. Х. вместе с первоначальными редакциями Иерусалимского устава. Она зафиксирована уже в самых ранних (XII-XIII вв.) его рукописях (Sinait. gr. 1094, 1096; Tbilisi H-1349 и др.). К древнему богослужению Иерусалимской Церкви она восходит лишь опосредованно.

Древнейшая (V в.?) форма иерусалимской традиции стихословия Псалтири отражена в арм. системе поочередного исполнения 56 ее разделов (57-й разд., «хвалитные» псалмы 148-150, в эту систему не входил) за ночным богослужением. Число 56 образовано 7 գռւբղայյ [гублай] в каждом из 8 «канонов»; последняя цифра предположительно связана с зарождением в IV-V вв. в Иерусалиме системы осмогласия, неизвестной сир. литургическим традициям того времени.

В VI в., на следующей стадии развития палестинской системы стихословия Псалтири, произошло распределение всех псалмов по 24 службам («часам») дня и ночи. Эта система зафиксирована в Часослове Sinait. iber. 34 (см.: Frøyshov. 2003), принадлежащем к группе литургических книг, к-рые содержат перевод богослужебных книг храма Воскресения Христова в Иерусалиме. В этом Часослове для каждой из 24 служб суточного круга, кроме первого и последнего часов дня и ночи, назначено по 1 «канону» Псалтири, т. е. по 1 К. Многие К., т. о., приходятся на краткие, состоящие из одного псалма, промежуточные часы (по структуре напоминают визант. междочасия), на службе «11-го часа дня» (к-рая тождественна вечерне) установлена 18-я К. (см. Степенны), во «2-й час ночи» (соответствует полунощнице) - 17-я (см. Непорочны); на службе «12-го часа ночи» (соответствует утрене) К. отсутствует. Эта стадия развития иерусалимской системы стихословия Псалтири, судя по всему, была специфична только для храма Воскресения Христова и не получила широкого распространения где-либо еще, если не считать груз. литургической традиции, куда она перешла вместе с переводом иерусалимских литургических книг. В Часослове Sinait. iber. 34 эта система названа «грузинской»; она также зафиксирована в Часослове Sinait. iber. 23 (скопирован в К-поле в 986), представляющем более позднюю редакцию Часословов груз. типа.

В IX в. в византийском мире широко распространилась студийская богослужебная традиция, включавшая элементы как палестинской, так и к-польской литургической практики. В частности, Студийский устав предполагает использование именно Иерусалимской Псалтири с ее 20 К., к-рые были распределены по службам следующим образом: на вечерне весь год стихословилась 18-я К., а на утренях - 1, 2 или 3 К. в зависимости от периода года (1 - в период Пятидесятницы, 2 - от Недели всех святых и до Великого поста или даже до середины Великого поста, 3 - в будние дни всего Великого поста или только его 2-й половины). Накануне воскресных дней и праздников 18-я К. заменялась 1-й (см. «Блажен муж»); на Светлой седмице и в некоторые большие праздники К. на вечерне и утрене отменялись вовсе. В период Великого поста по одной К. стихословилось еще и на часах в будние дни (см.: Пентковский. Типикон. С. 128-129; см. также изложение студийской системы стихословия Псалтири в Тактиконе прп. Никона Черногорца - Бенешевич В. Н., изд. Тактикон Никона Черногорца. Пг., 1917. Вып. 1. С. 29).

Впрочем, памятники студийской традиции имеют много вариантов распределения К. по службам суточного круга. Так, в студийском Ипотипосисе IX в. на вседневных утренях в течение Великого поста назначено стихословить по 4 К. (беспрецедентность этого указания может быть ошибкой переписчика) и по 1 К. на часах в течение Петрова поста. В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., который среди сохранившихся памятников наиболее близок к оригинальному Студийскому Синаксарю, в великопостный период 18-я К. на вечерне опускается, если совершается литургия Преждеосвященных Даров (аналогичные указания содержатся и в Евергетидском и Георгия Мтацминдели Типиконах). Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., 18-я К. опускается на вечерне в течение большей части Великого поста и периода Пятидесятницы; по одной К. назначено на 3-м и 6-м часах в течение Рождественского и Петрова постов.

В Иерусалимском Типиконе, который зависит от древней палестинской традиции не напрямую, а через посредство студийской, утреня без К. совершается только на Светлой седмице; в остальное время года, включая праздничные дни, на утрене 2 К., а в период от Недели по Воздвижении до Недели о блудном сыне (за исключением пред- и попразднств праздников Рождества Христова и Богоявления и праздников с великим славословием и выше) и во все будние дни Великого поста - по 3. На вечерне в те периоды, когда на утрене 3 К., Иерусалимский устав предписывает стихословить 18-ю К. (кроме 5-й седмицы Великого поста, имеющей свой устав); когда же на утрене 2 К., на вечерне стихословится еще 1 рядовая. Накануне воскресений и праздников с полиелеем и выше на вечерне поется 1-я К.- «Блажен муж». Вечером в дни праздников, имеющих статус бденных, и в воскресенья (т. е. под понедельник) К. на вечерне отменяется, если только память, случившаяся в понедельник, сама не требует пения «Блажен муж». В некоторые важнейшие праздники - Рождество Христово и др.- К. отменяется также и на вечерне накануне торжества. Как и Студийский устав, Иерусалимский добавляет К. на часах будних дней Великого поста, кроме 1-го часа по понедельникам и 1-го и 9-го по пятницам. К.- 17-я в будние дни и 11-я по субботам - также входят в состав полунощницы. Общий принцип распределения К. по дням недели сводится к тому, что Псалтирь должна быть полностью пропета в течение недели, а Великим постом - дважды за неделю.

К. в богослужебной практике РПЦ

В совр. рус. изданиях Типикона система стихословия К. Псалтири по дням седмицы и в зависимости от периода года подробно описана в 17-й гл. Типикона (см. также: Розанов. Устав. С. 234-239). На практике содержащиеся там указания редко соблюдаются буквально: или вместо целых К. поочередно стихословятся отдельные псалмы, так что Псалтирь пропевается больше чем за неделю, или вместо 2 положенных по уставу К. полностью стихословится только одна и т. д. К., специально выделенные из общего ряда - 1-я («Блажен муж»), 17-я (непорочны) и 18-я (степенны),- сохраняют те позиции в чинопоследованиях служб, какие предписаны уставом, но могут исполняться выборочно, в виде отдельных стихов (в дониконовской практике таким же образом могли исполняться и прочие К.: см. ниже раздел о пении К.).

При стихословии К. Псалтири разделяются на 3 малых раздела, или «Славы», названные так по завершающим каждый раздел словам: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже (трижды). Господи, помилуй (трижды). Слава... и ныне...» Часть этих слов - т. н. опев К.- поет хор, часть произносит стихословящий К. На 18-й К. на вечерне с литургией Преждеосвященных Даров после каждой из «Слав» произносится малая ектения (по уставу так же должна исполняться и 1-я К. на всенощном бдении под воскресенье, но она обычно сокращается до одной «Славы»). На утренях праздничных дней (начиная с великого славословия), воскресений и суббот, пред- и попразднств малая ектения произносится в конце К., в остальных случаях ее заменяет троекратное «Господи, помилуй». После К. на утрене следует седален (κάθισμα) - песнопение, после которого нужно сесть, чтобы выслушать уставное чтение; на др. службах этого нет.

Чтение К. в келейной молитвенной практике

В дополнение к стихословию Псалтири за общественным богослужением издревле существовала монашеская традиция келейного чтения Псалтири. Самые различные тексты, посвященные монашескому устроению, начиная с древних и вплоть до позднейших, упоминают в качестве идеала ежедневное прочтение Псалтири целиком.

Так, по груз. «Савваитскому келейному часослову» X в., к-рый также входит в состав сборника Sinait. iber. 34 (см.: Frøyshov. 2012. Р. 257), «исихаст (daqudebuli), живущий в келье в монастыре св. Саввы» должен прочитывать по 3 К. (kanoni) в 3-й, 6-й, 9-й часы и на вечерне, 5 К. на повечерии, 9, 12, 15 или 20 К. на утрене. Это савваитское (или Великой лавры в целом, или только груз. савваитов) келейное стихословие Псалтири отображает весьма гибкую систему, благодаря которой Псалтирь прочитывалась ежедневно целиком, а то и не один раз.

Согласно Карейскому, или Скитскому, уставу (нач. XIII в.), составленному свт. Саввой Сербским и получившему большое распространение в слав. мире (в т. ч. на Руси), в дополнение к обычным К. на утрене и вечерне монахам предписывается читать 3 К. на 3-м, 6-м и 9-м часах, а также после полунощницы (Списи св. Саве / Ред.: В. Ћоровић. Београд; Сремски Карловци, 1928. C. 10-11). Неясно, куда помещает этот устав 3 оставшиеся К., но в любом случае вся Псалтирь должна быть прочитана за сутки. Особенно близкое сходство с Часословами груз. типа проявляется здесь в отношении часов: и там и там нет К. на 1-м часе; а если каждый из «больших часов» дня (3-й, 6-й, 9-й) груз. Часослова объединить с последующими 2 «малыми часами», то каждый из 3 дневных часов получит по 3 К., как в Карейском уставе. Кроме того, каждая из К., согласно Карейскому уставу, начинается cо слов «Приидите, поклонимся» - возможно, это остаток фразы, относящейся к некогда самостоятельному «малому часу». Сходство в стихословии Псалтири между грузинскими Часословами, восходящими к традициям Палестины, и позднейшими иноческими и скитскими уставами предполагает единство традиции.

Псалтирь может также использоваться в практике келейной молитвы и без привязки к службам суточного круга, в связи с чем каждая К. в изданиях богослужебной Псалтири обычно сопровождается небольшим молитвенным последованием в конце: Трисвятым (включая «Пресвятая Троице» и «Отче наш»), серией из 3 тропарей, 40-кратным «Господи, помилуй» и специальной молитвой (своя для каждой К.). В самом начале и в конце Псалтири помещены аналогичные последования; в 1-м после молитвы - предваряющие К. слова «Приидите, поклонимся», во 2-м - отпуст. Т. о., в любое время суток все желающие могут совершить по сути особое богослужение, состоящее из вступительного последования, одной или неск. К. с некоторыми молитвословиями после каждой и заключительного последования.

Молитвы по К. начинают появляться в Псалтирях с XI в. (Athen. Soc. Hist. Ethn. 3; Ath. Vatop. 1231 и проч.). Современный цикл из 22 таких молитв (20 по К. и по одной в начале и в конце Псалтири) - далеко не единственный из представленных в рукописях (см.: Parpulov G. Toward a History of Byzantine Psalters: Diss. Chicago, 2004. Vol. 1. P. 306-358).

Вне рамок собственно монашеской практики келейное чтение одной или неск. К. также выполняется как по желанию дополнительно, так и в качестве епитимии, при совместной молитве мирян и т. д. См. также статьи Псалтирь, Псалмодия.

Лит.: Розанов. Устав. С. 234-239; Петровский А., свящ. Кафизма // ПБЭ. Т. 9. С. 301-303; Скабалланович. Типикон. Ч. 2. С. 631-636; Mateos J. La Psalmodie variable dans le rite Byzantin // Acta philosophica et theologica. R., 1964. Vol. 2. P. 327-339; Taft. Liturgy of the Hours; Weitzmann K., Galavaris G. The Monastery of St. Catherine at Mount Sinai: The Illuminated Greek Ms. Princeton, 1990. Vol. 1: 9th-12th Cent.; Пентковский. Типикон; Frøyshov S. R. L'Horologe «géorgien» du Sinaiticus Ibericus 34: Diss. [P., 2003]; idem. The Georgian Witness to the Jerusalem Liturgy: New Sources and Studies // Inquiries into Eastern Christian Worship: Selected Papers of the 2nd Intern. Congr. of the Soc. of Oriental Liturgy, Rome, 17-21 Sept. 2008 / Ed. B. J. Groen, S. Hawkes-Teeples, S. Alexopoulos. Leuven, 2012. P. 227-267. (Eastern Christian Studies; 12); idem. The Jerusalem Psalter and its Radiance: Investigations of Early Liturgical Psalter Divisions of the Syro-Palestinian Sphere (в печати); Getcha J. La réforme liturgique du métropolite Cyprien de Kiev. P., 2010; Parpulov G. Psalters and Personal Piety in Byzantium // The Old Testament in Byzantium / Ed. R. S. Nelson, P. Magdalino. Wash., 2010. P. 77-105.
С. Р. Фрейсхов

В греческой певческой традиции

В греч. студийской практике, отразившейся в слав. Студийско-Алексиевском уставе, каждая К. исполнялась на один из 8 гласов недели. В певч. рукописях в каждом гласе записывались 9 мелодических моделей для распевания К. (как правило, 1-й, 2-й и 3-й или 2-й, 3-й и 4-й), по 1 модели для каждой «Славы» (статии), т. о., всего 72 модели, или «аллилуиария» (названы по припеву к псалмовым стихам - «Аллилуия»). Кроме того, для отдельных К. и их «Слав» были созданы дополнительные напевы (для 1-й «Славы» 1-й К., для полиелея (1-й «Славы» 19-й К., 2 напева), для 2-й «Славы» 7-й К. и для 3-й «Славы» 20-й К.; всего 5) (Пентковский. Типикон. С. 404-405). Наборы моделей на 8 гласов (разной степени полноты) известны по немногочисленным визант. нотированным рукописям XII-XIII вв. (Стихирарь. Sinait. gr. 1273, XII в.; Асматикон-Псалтикон. Mess. Salvad. 129, 2-я четв. XIII в.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. V, 1225 г.; Асматикон-Псалтикон. Crypt. Γ. γ. VII, 2-я пол. XII в.; см.: Shkolnik. 1997). Записи моделей в средневизант. интервальной нотации позволяют реконструировать простые по стилистике напевы.

С появлением в XIV в. нотированных Аколуфий, в которых фиксировался мелос песнопений всенощного бдения, в греч. традиции распространились различные мелизматические версии 1-й К. и полиелея (1-я «Слава» 19-й К.), в то время как певч. исполнение К. утрени на гласовые модели, по всей вероятности, постепенно исчезало из богослужебной практики (в нотированных рукописях их напевы отсутствуют).

В русской певческой традиции

Студийская практика псалмопения К. сохранилась в немногочисленных источниках; в наст. время выявлены 3 рукописи с моделями «аллилуиариев»: Типографский устав кон. XI - нач. XII в. (ГТГ. К-5349; см. изд.: Типографский Устав: Устав с кондакарем кон. XI - нач. XII в. / Ред.: Б. А. Успенский. М., 2006. Т. 1. (Памятники славяно-рус. письменности. Н. с.)), Ирмологий 1-й пол. XV в. (ГИМ. Барс. № 1348) и певч. сборник сер. XVI в. (РНБ. ОСРК. Q.I. № 184). В Типографском уставе нотированы стихи с припевом «Аллилуия» трех «Слав» трех К. (2-й, 3-й и 4-й) только для 5 гласов (разделы остальных гласов утрачены), в Ирмологии сохранились 70 мелодических моделей (18-й, 2-й и 3-й К.), в рукописи РНБ. ОСРК. Q.I. № 184 кроме моделей на 8 гласов выписаны дополнительные мелодические модели (для полиелея (1-й «Славы» 1-й К.), хвалитных псалмов (3-й «Славы» 20-й К.) и 2-й «Славы» 7-й К.).

Следующий этап нотирования моделей для распевания К. связан с периодом действия Иерусалимского устава. Со 2-й пол. XVI в. в певч. книгах стабильно фиксировались крюковой нотацией напевы 1-й К. на вечерне, 2-й и 3-й, 17-й К., полиелея и 20-й К. на утрене. Мелодическое содержание псалмовых моделей К. отличалось соединением архаичных черт и введением элементов новых мелизматических стилей (см. в ст. Псалмодия).

Для древнерусской богослужебной практики в отличие от византийской характерно сохранение певческой традиции исполнения утренних К.

В особенной рус. редакции Иерусалимского устава кон. XIV в. содержится указание стихословить каждую из двух К. на утрене «на три статьи в настоящий глас» (ГИМ. Син. № 329. Л. 18 об., кон. XIV в.). Подобная ремарка свидетельствует о бытовавшем еще в XIV в. преимущественно в устной практике способе исполнения К. на 8 гласов.

В дореформенных певческих книгах 2-й пол. XVI - 2-й пол. XVII в. (раздельноречной редакции) и в продолжающих древнерусскую традицию беспоповских старообрядческих нотированных рукописях можно встретить с нотацией, как правило, одну мелодическую версию для распевания стихов и припевов К. (всего 6 моделей для каждой из трех «Слав» двух К.). Сведения о пении К. на утрене были закреплены только в редакции первопечатного Устава 1641 г. (во 2-й и в 3-й главах; Л. 15, 20 об.), в то время как в 2 редакциях Иерусалимского устава «Око церковное» уточнение относительно способа исполнения отсутствует.

Модели для пения стихов и припева «Аллилуия» 2-й К. (1-й в порядке появления на воскресной утрене) более просты по мелодическому содержанию и, возможно, по этой причине распространяются несколько ранее моделей для 3-й К.

3-я К. (2-я по порядку на воскресной утрене) отличается включением более мелодически развитых оборотов и наличием особых текстовых припевов, возможно, имеющих самобытное древнерусское происхождение («Господе утвержение мое», «Дивен еси Господи в делех руку Твоею», «Вскую остави мя далече от спасения моего»).

Для седмичных К. сложился иной, но близкий по составу набор текстовых припевов (напр., для 8-й К.- «Господи, не остави мене», «Дивен еси Господи спасая уповающия на Тя», «Вскую прискорбна еси душе уповай на Господа»).

Анализ формульного содержания К. свидетельствует об использовании во 2-й К. попевок 1-го и 5-го гласов знаменного распева, в 1-й «Славе» 3-й К.- мелизматических формул 5-го гласа, во 2-й и в 3-й «Славах» - попевок путевого распева, встречающихся в 6-м и 8-м гласах. Указание на гласы в рукописях присутствует только для 3-й К. (РГБ. Ф. 98. № 777; РНБ. Соф. № 480; ГИМ. Чуд. № 60, Хлуд. № 130; РНБ. ОСРК. Q.898, 1573 г., и др.); ремарка для 2-й К.- «на 1-й глас» - известна по одной рукописи, отражающей наречную редакцию текста (РГБ. Ф. 389. № 19, посл. четв. XVII в.). Примеры нотирования утренних К. в наречных рукописях единичны и не получили распространения.

В седмичные дни использовались эти же модели для распевания других К., которые нотируются в певческих рукописях с 1-й пол. XVII в. (напр., РНБ. № 587/844, 1-я пол. XVII в.; ГИМ. Син. певч. № 1191, 1658-1661 гг., и др.). В старообрядческих беспоповских «Обиходах» набор стихов седмичных К. фиксируется стабильно, обычно в разделе, имеющем подзаголовок «Кафизмы певчия» (РГБ. Ф. 173/II. № 80, XIX в.; МДА. № 235161, нач. XIX в.; Обиходник: [Первое изд. с рукописного поморского Обихода]. М., 1911, и др.).

Создание мелоса для распевания К. наиболее распространенной версии приписывается Маркеллу (Безбородому), которого отождествляют с игуменом Новгородского Хутынского мон-ря на основании ремарки в тексте «Предисловие, откуду и от коего времени начася быти в нашей рустей земли осмогласное пение, и от коего времени, и от кого пошло на оба лики пети в церкви», известном по неск. спискам XVII в. (см. опубл.: Ундольский В. М. Замечания для истории церковного пения в России. М., 1846. С. 19-23). Однако отсутствие указаний на это имя в певческих рукописях и скупость сведений в разд. «Предисловия...» заставляют сомневаться в справедливости этой идентификации.

Набор моделей для распевания утренних К. на 8 гласов сохранился лишь в одном списке - певческом сборнике СПГИАХМЗ. № 274, 1619-1624 гг. В отличие от традиц. версии утренних К., распространенной в большом количестве списков, «Осмогласная Псалтирь» содержит не 6 мелодических моделей для распевания 3 «Слав» двух К., но 48, согласно количеству гласов (8). Вполне возможно, что распевщик при создании своего осмогласного цикла ориентировался на древний принцип пения К. согласно Студийскому уставу, используя формульный материал современных ему мелодических стилей. До наст. времени эта редакция К. является единственной, не имеющей аналогов в рукописях, снабженных степенными пометами, что создает известные трудности при транскрипции. Тем не менее, по мнению иером. Павла (Коротких), анализ графики позволяет говорить об использовании в их мелосе формул знаменного и путевого распевов. Появление осмогласного цикла К. в рукописи XVII в. нек-рые исследователи (Парфентьев, Парфентьева. 2006) связывают с творчеством известного распевщика и уставщика Троице-Сергиевого мон-ря Логгина (Шишелова), поскольку эта мелодическая версия обнаружена в рукописи, к-рая считается его автографом либо, возможно, является списком с него.

В более поздней традиции РПЦ различные распевы (в т. ч. авторские сочинения и гармонизации) применяются, как правило, только для избранных стихов 1-й «Славы» 1-й К. на вечерне (см. «Блажен муж») и 17-й К. на утрене и на отпевании (см. Непорочны) (Свод напевов. С. 36, 38-43, 426). Практика пения др. утренних К. сохранилась в старообрядческих беспоповских общинах и в старообрядческой поповской общине казаков-некрасовцев (в устной традиции).

См. также ст. Псалмодия.

Лит.: Владышевская Т. Ф. Типографский Устав как источник для изучения древнейших форм рус. певч. искусства // MAAS. 1975. T. 4. S. 607-620; Спирина Л. М. Малоизвестная певческая рукопись XVII в. из собр. СПГИАХМЗ // ПКНО, 1995. М., 1996. С. 159-168; Shkolnik I. Alleluiaria by Theodore the Studite and the Tradition of Distributed Psalter in Byzantine Rite // Musica Antiqua Europae Orientalis. Bydgoszcz, 1997. Vol. 11. P. 77-87; Коротких Д. (впосл. иером. Павел). Певчая Псалтырь в памятниках XVI-XVII вв. // Муз. академия. М., 2001. № 4. С. 136-142; Живаева О. О. О традиции исполнения кафизм в Русской Церкви // Церковное пение в историко-литургическом контексте: Восток-Русь-Запад. М., 2003. С. 150-158. (Гимнология; 3); она же. Гласовая древнерусская псалмодия: Уставные предписания и певческая практика // Устная и письменная трансмиссия церк.-певческой традиции. М., 2008. С. 107-113. (Гимнология; 5); Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. «Преславный певец» и распевщик Логин Шишелов (ум. 1624), его произведения и их исследование методом структурно-формульного анализа: (На примере стихир в честь св. Николая) // Традиции и новации в отечественной духовной культуре: Сб. мат-лов 3-й Южно-Уральской межвуз. науч.-практ. конф. Челябинск, 2006. С. 15-32; Старикова И. В. Первая кафизма в древнерус. церк.-певческой традиции // Вестн. ПСТГУ. Сер. 5: Вопросы истории и теории христ. искусства. 2011. Вып. 3(6). С. 47-70; она же. Особые формулы псалмовых циклов всенощного бдения в древнерус. певческой традиции // Музыковедение. М., 2012. № 11. С. 26-35; Швец Т. В. Древняя традиция псалмопения в певческой рукописи сер. XVI в. из собр. ОСРК Q.I.184 // Древнерусское песнопение: Пути во времени. СПб., 2011. Вып. 5: По мат-лам науч. конференций «Бражниковские чтения», 2008-2009 гг. С. 94-112.
И. В. Старикова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АКАФИСТ 1. Хвалебно-догматическое песнопение ко Пресв. Богородице; 2. жанр позднейших церковных песнопений Богородице
  • АПОСТОЛ в визант. обряде богослужебная книга, содержащая тексты Деяний и Посланий апостольских
  • АПРАКОС славянское название одного из 2-х типов служебного Апостола или Евангелия
  • БИТОЛЬСКАЯ ТРИОДЬ болгарская рукопись XIII в.
  • БЛАЖЕН МУЖ в правосл. богослужении - название 1-й кафизмы Псалтири
  • VESPERALE лат. богослужебная книга