[Киргизская Республика; киргиз. Кыргызстан, Кыргыз Республикасы], гос-во на северо-востоке Ср. Азии. На севере граничит с Казахстаном, на востоке и юго-востоке - с Китаем, на западе - с Узбекистаном, на юго-западе - с Таджикистаном. Территория 199,9 тыс. кв. км. Столица - Бишкек (894,6 тыс. чел., 2013 г.). Крупные города: Ош (255,8 тыс. чел.), Джалал-Абад (89 тыс. чел.), Каракол (63,4 тыс. чел.), Токмак (53,2 тыс. чел.), Балыкчы (42,8 тыс. чел.). Гос. язык - киргизский, статус официального имеет рус. язык. Адм. деление - 7 областей и 2 города республиканского подчинения. К.- член СНГ (1991), Орг-ции Договора о коллективной безопасности (1992), ООН (1992), ОБСЕ (1992), Орг-ции экономического сотрудничества (1992), Орг-ции исламского сотрудничества (1992), МВФ (1992), МБРР (1992), ВТО (1998), Шанхайской орг-ции сотрудничества (2001), Евразийского экономического сообщества (2001).
К. расположена в пределах горных систем Тянь-Шаня (высота до 7439 м, пик Победы) на северо-востоке и Памиро-Алая на юго-западе. Почти 90% территории находится выше 1500 м над уровнем моря. Для рельефа типична ярусность. На территории К. представлены холмисто-увалистые предгорья (адыры), расчлененные низкогорья, крутосклонные эрозионные среднегорья, альпийские высокогорья с пиками, карами, трогами и моренными грядами. Горные хребты, занимающие свыше 3 / 4 территории К., имеют преимущественно широтное и субширотное простирание. На севере страны расположены хребты Зап. и Сев. Тянь-Шаня: Киргизский (4875 м), Талас-Ала-Тоо (4484 м), Кюнгёй-Ала-Тоо (4771 м), Терскей-Ала-Тоо (5216 м), разделенные высокогорными долинами (Чуйская, Таласская) и котловинами (Иссык-Кульская, Джумгальская). В центральной части К., в пределах Внутреннего Тянь-Шаня, хребты Молдо-Тоо (4099 м), Джетим (4896 м) и др. чередуются с впадинами, днища к-рых лежат на высоте от 1000-1500 м на западе (Нарынская, Токтогульская и др.) до 3000-3600 м на востоке (Ак-Сайская долина). Cамый протяженный в К. хребет Какшаал-Тоо простирается вдоль юго-вост. границы страны. На западе Ферганский хребет отделяет Ферганскую долину от Внутреннего Тянь-Шаня. На крайнем юго-западе К. расположены хребты горной системы Памиро-Алая - Туркестанский и Алайский. Климат континентальный. Средняя температура в янв. от -1 до -8°С в долинах, в высокогорье до -27°С, в июле от +20-27 до +15-17°С в долинах и +5°С в высокогорье. В высокогорьях К. насчитывается свыше 7,6 тыс. ледников (Юж. и Сев. Энгильчек, Кайынгды, Мушкетова, Семёнова и др.). К. обладает значительными запасами водных ресурсов. Реки большей частью относятся к бассейну Аральского м. Долины рек имеют большой перепад высот и ступенчатый профиль. Много живописных ущелий-каньонов. Главные реки: Нарын, Чаткал, Талас, Чу. Наиболее крупные озера: Иссык-Куль, Сонгкёль, Чатыр-Кёль. В стране 34 водохранилища (крупнейшее из них - Токтогульское). Повсеместно распространены степи; в горах - арчовники, орехоплодовые и еловые леса. Леса из тянь-шаньской ели произрастают на высоте от 1600 до 3100 м, выше 3600 м - холодные пустыни и горные тундры.
Численность населения К. достигла 5 663 100 чел. (2013). В городах проживает 1 900 200 чел., сельской местности - 3 762 900 чел. Средняя продолжительность жизни составляет 66,1 года для мужчин и 74,1 года для женщин. Коэффициент естественного прироста населения - 21,1. Большую часть населения К. составляют киргизы - 4 099 400 чел. Доля киргизов в общей численности населения возросла с 64,9% в 1999 г. до 72,4% в 2013 г., что объясняется высоким естественным приростом и репатриацией граждан К. из Таджикистана. На 2-м месте по численности узбеки - 816,2 тыс. (14,4% от всего населения), затем русские - 375,4 тыс. (6,6%). Узбеки компактно проживают в Оше, Джалал-Абаде и сельских районах, граничащих с Узбекистаном. В К. проживают также дунгане (63 тыс., 1,1%), уйгуры (51,4 тыс., 0,9%), таджики (49,1 тыс., 0,9%), турки-месхетинцы (40,4 тыс., 0,7%), казахи (33,4 тыс., 0,6%), татары (28,3 тыс., 0,5%), азербайджанцы (18,5 тыс., 0,3%), корейцы (16,8 тыс., 0,3%), украинцы (15,5 тыс., 0,3%), немцы (8,6 тыс., 0,2%) и др.
К.- унитарное гос-во. Конституция К. принята 5 мая 1993 г. (действует в редакции, одобренной на референдуме 21 окт. 2007). Форма правления - президентская республика. Глава гос-ва - президент, избираемый на 5 лет (с правом одного переизбрания). Президент является высшим должностным лицом, определяющим основные направления внутренней и внешней политики гос-ва и т. п. Высший орган законодательной власти - однопалатный парламент (Жогорку Кенеш), который осуществляет законодательную власть в пределах своих полномочий. Состоит из 90 депутатов, избираемых сроком на 5 лет по партийным спискам. Высший орган исполнительной власти - правительство, возглавляемое премьер-министром - представителем политической партии, получившей более 50% мандатов депутатов парламента. В К. существует многопартийная политическая система (Мин-вом юстиции зарегистрировано 188 политических партий).
Большинство населения К. исповедует ислам - ок. 80%, Православие - 5%. В стране зарегистрировано 2330 религ. орг-ций и объединений (2012). Из них 1943 мусульм. орг-ций, 371 - христианская, 1 иудаистская, 1 буддистская, неск. общин бахаи религии и харизматических церквей. Церковь объединения Мун Сан Мёна и секта Фалунгунь официально запрещены на территории К. Также запрещены движения салафитской направленности: «Жайшуль Махди», «Джун-уль-Халифат», «Ансаруллах», «Ат-Такфир валь-Хиджра», «Хизб ут-Тахрир».
К числу верующих РПЦ относят (в силу отождествления этнической и религ. принадлежности) русских и русскоязычных жителей республики. Правосл. приходы К. входят в Бишкекскую и Киргизскую епархию (с 4 окт. 2012 Бишкекская и Кыргызстанская), образованную 27 июля 2011 г. в гос. границах страны решением Свящ. Синода, выделившим ее из состава Ташкентской и Среднеазиатской епархии. Кафедральным является Свято-Воскресенский собор в Бишкеке. 4 дек. 2011 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил хиротонию архим. Феодосия (Гажу) во епископа Бишкекского и Киргизского. В составе епархии 40 приходов, включая жен. монастырь (данные 2012 г.), объединенных в 6 благочиннических округов: Бишкекский (кафедральный Свято-Воскресенский собор и храм во имя равноап. вел. кн. Владимира - в Бишкеке, церкви Покрова Пресв. Богородицы в г. Кант, в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Новопокровка, Покрова Пресв. Богородицы в с. Таш-Дёбё, св. мучеников князей Бориса и Глеба в с. Военно-Антоновка, в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Васильевка, Рождества Пресв. Богородицы в с. Ленинском, прав. Иоанна Кронштадтского в с. Манас); Чуй-Токмокский (церкви во имя вмч. Георгия Победоносца в г. Токмак, в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Орловка, во имя ап. и евангелиста Иоанна Богослова в с. Ивановка, прп. Серафима Саровского в с. Красная Речка, в честь Покрова Пресв. Богородицы в пос. Кемин); Беловодский (церкви архистратига Михаила в с. Беловодском, Св. Духа в с. Сокулук, свт. Николая Чудотворца в с. Панфиловском, вмч. Димитрия Солунского в с. Сосновка, Покрова Пресв. Богородицы в с. Чалдыбар); Таласский (церкви вмч. Димитрия Солунского в г. Талас и Покрова Пресв. Богородицы в с. Покровка); Иссык-Кульский (церкви во имя Св. Троицы в г. Каракол, во имя блж. Ксении Петербургской в г. Балыкчы, во имя сщмч. Вениамина, митр. Петроградского, в г. Чолпон-Ата, во имя свт. Николая Чудотворца в с. Ананьеве, в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Кызыл-Суу, в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Тюп, во имя вмч. Димитрия Солунского в с. Теплоключенка (Теплоключинское), во имя архистратига Михаила в с. Семёновка, в честь Покрова Пресв. Богородицы в с. Григорьевка); Ошский (церкви во имя архистратига Михаила в г. Ош, в честь Успения Пресв. Богородицы в г. Джалал-Абад, Рождества Пресв. Богородицы в г. Кёк-Джангак, в честь Владимирской иконы Божией Матери в г. Майлуу-Суу, Покрова Пресв. Богородицы в с. Куршаб, храм-часовня в честь Тихвинской иконы Божией Матери в пос. Айдаркен, во имя прор. Божия Илии в г. Кызыл-Кыя, во имя прп. Серафима Саровского в г. Кара-Кёль). В с. Калининском близ г. Кара-Балта расположен жен. мон-рь в честь Казанской иконы Божией Матери.
В К. существуют также старообрядческие приходы: приход РПСЦ и 2 прихода Древлеправославной поморской церкви.
Римско-католическая Церковь в К. представлена Апостольской администратурой с центром в Бишкеке (апостольский администратор - еп. Николай Мессмер). Общее число католиков в К.- ок. 4,8 тыс. чел. (2011), в основном это поляки, немцы и русские. Апостольской администратуре К. подчиняются 3 прихода (в Бишкеке, Таласе и Джалал-Абаде) и ок. 30 католических общин в сельских регионах по всей стране. В К. служат 6 священников-иезуитов, 2 епархиальных клирика и францисканские сестры, оказывающие правовую, медицинскую и др. помощь. Единственная католич. церковь в К.- костел св. арх. Михаила в Бишкеке. Он был построен в 1969 г. этническими немцами, переселенными в этот регион из Поволжья в 30-40-х гг. ХХ в. (в 1991 местная община достроила 2-й этаж).
Первые свидетельства появления на территории совр. К. католич. миссионеров относятся к XIII-XIV вв.: католич. священники по поручению Римских пап и европ. правителей ездили к монг. ханам (миссии францисканцев Джованни дель Плано Карпини в 1245-1247 и Гильома де Рубрука в 1253-1255).
В 20-30-х гг. XIV в. на этой территории действовали миссии францисканцев, прибывших из Китая, где к тому времени уже были созданы католич. епископства. В кон. XIX в. на территории К. проповедовали миссионеры Кульджинской католич. миссии и появилось много католиков в лице польск. и нем. переселенцев. В нач. XX в. в К. переселялись выходцы из католич. областей Российской империи - Вост. Польши, Зап. Украины, Белоруссии. Во время первой мировой войны, в 1915-1918 гг., здесь находились военнопленные из Австро-Венгрии и Германии, однако католики не имели своего прихода.
В 1918-1930 гг. территория К. входила в состав Туркестанского деканата (с 1921 являлся частью апостольского викариата Сибири). В 20-30-х гг. XX в. число католиков значительно выросло за счет репрессированных и ссыльных поволжских немцев, зап. украинцев, поляков и белорусов. В 1928 г. в с. Люксембург (ныне Ысык-Атинского р-на) появилась 1-я католич. община. В годы второй мировой войны среди депортированных поволжских немцев и поляков было организовано тайное пастырское служение. В послевоенное время тайные общины действовали в Кантском р-не и в с. Сузак Ошской обл. В 1969 г. был зарегистрирован 1-й католич. приход во Фрунзе (ныне Бишкек). После обретения К. независимости в 1991 г. католич. общины вошли в состав апостольской администратуры Казахстана и Ср. Азии.
22 дек. 1997 г. папа Римский Иоанн Павел II учредил в К. автономную католич. миссию sui iuris, получившую статус самоуправления. 18 марта 2006 г. папа Римский Бенедикт XVI присвоил миссии sui iuris в республике звание Апостольской администратуры.
Евангелическо-лютеранская Церковь в К. представлена 17 общинами и имеет 21 молитвенный дом. Епископ - Альфред Айххольц (с 2005). В XIX в. в К. уже существовали общины евангеликов-лютеран, образованные переселившимися из Саратовской губ. немцами-колонистами. Второй поток немцев, среди которых было много верующих лютеран, переселился в К. в 1929-1933 гг. К 1980 г. в К. насчитывалось ок. 50 общин евангеликов-лютеран, как зарегистрированных, так и не прошедших регистрацию. В кон. XX в., после массовой репатриации немцев в Германию, число общин резко сократилось. В наст. время на территории К. действует ок. 20 лютеран. общин, большая часть которых находится в Бишкеке и Оше. Евангелическо-лютеранская Церковь в К. входит в состав Евангелическо-лютеранской Церкви в России, на Украине, в Казахстане и Средней Азии, а также во Всемирный лютеранский союз в Женеве.
В Союзе евангельских христиан-баптистов (Союз ЕХБ) Киргизии считается, что в 1907 г., когда в г. Пишпек (ныне Бишкек) поселилась 1-я баптист. семья Р. Г. Бершадского, была основана церковь евангельских христиан-баптистов в К. К 1916 г. число адептов церкви превысило 100 чел. Первый молитвенный дом был построен в городе в 1923-1924 гг. В кон. 80-х гг. XX в. его посещали уже 1,9 тыс. чел., 2/3 из них составляли русские и 1/3 - немцы. В это время церкви христиан-баптистов были в Канте и Токмаке (в каждой по 1 тыс. членов) и в др. населенных пунктах К.; всего в республике было 16 зарегистрированных баптист. церквей. В 1993 г. в К. насчитывалось уже 19 баптистских церквей и 10 групп, в 2003 г.- 50 церквей и 80 групп. Союзом ЕХБ была создана миссия милосердия «Луч надежды» и Бишкекская библейская школа, в к-рой за 10 лет получили образование 184 студента. Было приобретено 35 молитвенных домов; рукоположено 28 пресвитеров, 7 благовестников, 36 диаконов. В 2010 г. церковь объединяла ок. 2,8 тыс. членов. Большинство адептов рус. национальности.
Объединенная церковь христиан веры евангельской (пятидесятники) (ОЦХВЕ). В 1928 г. во Фрунзе была организована 1-я группа пятидесятников, в нее вошли 37 чел. В 10-х гг. XXI в. общины пятидесятников существовали в Бишкеке, Токмаке, Чолпон-Ате, Таласе (их количество достигло 49). Отделения этой церкви имеются в большинстве населенных пунктов по Чуйскому тракту и севернее его, в городах Кара-Кёл, Таш-Кумыр, Майлуу-Суу, Кёк-Джангак, Джалал-Абад, Ош. В с. Беловодском (Чуйская долина) расположена резиденция Среднеазиатского епископа ОЦХВЕ.
Меннониты. В 1882 г. в К. прибыли из России несколько десятков семей немцев-меннонитов, которые основали села в Таласской (Николайполь) и Чуйской (Люксембург) долинах. В 1963 г. представители братских меннонитов примкнули к Союзу ЕХБ.
В 1906 г. в с. Орловка (ныне Кеминского р-на Чуйской обл.) начал проповедовать свое учение адвентист Ф. Триппель, и вскоре здесь появилась группа христиан, объединившихся в «Первую церковь христиан-адвентистов седьмого дня в Туркестане». В 1911 г. община обратилась к властям Сырдарьинской обл. с просьбой разрешить строительство молитвенного дома, к-рая была удовлетворена в 1915 г. Община в с. Орловка, насчитывавшая в то время 50 чел., стала 1-й официально зарегистрированной адвентистской церковью в Туркестане. В 1928 г. появилась церковь адвентистов в Кара-Балте, в 30-х гг. XX в.- в Таласе, в 1933 г.- в с. Калининском Таласской обл., в 1953 г.- в Токмаке, в 1956 г.- во Фрунзе, в 60-х гг. XX в.- в Караколе. Всего на территории К. насчитывается 30 общин адвентистов седьмого дня.
Иеговы свидетели ведут особо активную прозелитическую деятельность. Приверженцев этой религ. орг-ции в республике насчитывается более 6 тыс. чел., объединенных в 49 общин.
Мормоны представлены Церковью Иисуса Христа святых последних дней. Действует с окт. 1991 г. Объединяет ок. 14 тыс. прихожан, 35% из к-рых составляют этнические киргизы. Церковь получила регистрацию 3 нояб. 1992 г. в Мин-ве юстиции К. и 3 нояб. 1998 г. в Гос. комиссии при Правительстве К. по делам религий. Отд-ния работают в Бишкеке, Канте, Караколе, Чолпон-Ате, Оше, Таласе.
В К. имеется 6 общин Объединенной методистской церкви.
В К. почти все мусульмане - сунниты ханифитского мазхаба, шиитов крайне незначительное количество. Ислам наиболее распространен в юж. областях республики, Ошской и Джалал-Абадской, и в сельской местности по всей стране. Мусульм. община полиэтнична: в ней представлено ок. 20 народностей; среди мусульман киргизы составляют 60%, узбеки - ок. 15%, остальные - дунгане, уйгуры, турки, казахи, башкиры, чеченцы, карачаевцы, балкарцы, курды, даргинцы, русские и др.
До 1991 г. в стране было открыто 39 мечетей, мусульмане К. находились в юрисдикции Среднеазиатского духовного управления мусульман. Весной 1991 г. мусульмане всех национальностей республики на учредительном съезде создали Исламский центр Республики Киргизия, а в 1993 г. был образован Муфтият - высший духовный орган мусульман К. В 1996 г. Муфтият преобразовали в Духовное управление мусульман Киргизии (ДУМК), состоящее из областных, районных и сельских подразделений. 26 дек. 1996 г. прошел 1-й Курултай мусульман республики (присутствовало более 450 делегатов), на к-ром был принят устав ДУМК. В это время был утвержден Совет улемов из 25 видных ислам. деятелей К. В 2011 г. наибольшее количество мечетей действовало в Ошской обл.- 722; в Джалал-Абадской - 549, в Баткенской - 295, в Чуйской - 161, в Таласской - 73, в Иссык-Кульской - 56, в Нарынской обл.- 52 мечети.
В Госкомиссии по делам религий К. официально зарегистрировано 1800 мечетей (2013). В июне 2012 г. в Оше у подножия горы Сулайман-Тоо построена крупнейшая в стране мечеть (на 5 тыс. чел.). В К. действуют 7 ислам. высших учебных заведений, в т. ч. ун-т. По решению 2-го Курултая мусульман К. Бишкекский исламский ин-т в 2003 г. был преобразован в Исламский ун-т. В стране существуют суфийские ордены, наиболее влиятельные среди них - Накшбандия и Кадирия. Выходят мусульм. периодические издания: «Ислам маданияты», «Шарият» и др.
Для мусульман-киргизов, бывш. кочевников, характерно широко распространенное почитание могил, к-рое отражает веру в духов предков, покровительствующих живым. Киргизы возводили монументальные мавзолеи - гумбезы - родственникам и народным героям. Сохранились мавзолеи Узгена, построенные в XI-XII вв. Др. особенностью местного ислама является культ св. мест - мазаров, включающих мавзолеи, кладбища и различные природные объекты: реки и источники, рощи и отдельные деревья, горы и камни. К мазарам, часто заменявшим местным жителям мечети, устраиваются паломничества.
Первые евр. общины появились в городах, лежащих на Великом шелковом пути. Араб. географ аль-Мукаддаси (946 - ок. 1000) писал о евр. купцах и менялах в городах Ош, Баласагун, Узген, Тараз. К нач. XIX в. на территории К. проживали неск. тыс. евреев-сефардов. Евреи-ашкеназы начали селиться в К. в 60-70-х гг. XIX в., после присоединения Ср. Азии к России. С установлением советской власти во Фрунзе продолжала действовать синагога. В сер. 90-х гг. XX в. в Бишкеке была зарегистрирована евр. религ. община, при синагоге организованы начальная, средняя и воскресная школы. В неск. городах Ферганской долины действуют молельные дома.
Представители бахаи религии в К. появились в 90-х гг. ХХ в. 28 июля 1992 г. 1-я община была зарегистрирована в Мин-ве юстиции. На I съезде бахаистов, который состоялся в 1994 г., делегаты от местных Духовных собраний избрали руководящий орган - Национальное Духовное собрание. По данным 2011 г., в республике насчитывалось 12 местных Духовных собраний приверженцев религии бахаи (в городах Бишкек, Кара-Балта, Талас, Каракол, Балыкчы, Ош, Кызыл-Кыя, Майлуу-Суу, Кочкор-Ата и др.). В бахаистских организациях состояло 2200 чел. Идеи бахаи находят все больше сторонников в К. Более 90% адептов являются представителями преимущественно интеллигенции, имеют высшее образование. Состав бахаистов отличается многонациональностью, но преобладают киргизы.
6 нояб. 2008 г. парламент К. принял закон «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Киргизской Республике». Он представляет собой новую редакцию ранее действовавшего и утратившего силу закона от 1991 г. «О свободе вероисповедания и религиозных организациях». Закон был подписан Президентом страны Курманбеком Бакиевым и вступил в силу со дня его офиц. публикации - 16 янв. 2009 г. Структурным подразделением исполнительной власти, проводящим работу по формированию и реализации гос. политики в религ. сфере и координирующим деятельность гос. органов К. в области религии, является Гос. комиссия при Правительстве К. по делам религий.
Закон 2008 г. «О свободе вероисповедания...» состоит из 30 статей. В ст. 1 говорится, что «настоящий закон направлен на обеспечение права человека на свободу вероисповедания, определен Конституцией Киргизской Республики и ратифицированными Киргизской Республикой международными договорами, а также на регулирование отношений по осуществлению религиозной деятельности, установление правового положения религиозных организаций, миссий зарубежных религиозных организаций в Киргизской Республике». Ст. 3 содержит уточненную терминологию настоящего закона. В К. каждому гражданину гарантируется право на свободу выбора вероисповедания или атеизма; граждане «равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии и религиозных либо атеистических убеждений» (ст. 4. 1-2). Запрещается к.-л. принуждение при определении гражданином своего отношения к религии, к участию или неучастию в богослужениях, религ. обрядах и церемониях, к обучению в религ. учебных заведениях (ст. 4. 3). Не допускается вовлечение детей в религ. орг-ции (ст. 4. 5).
Политика гос-ва в сфере свободы вероисповедания строится на следующих принципах: К.- светское гос-во, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, все религии и религ. орг-ции равны перед законом (ст. 5. 1). «Запрещаются настойчивые действия, направленные на обращение верующих одних конфессий в другие (прозелитизм), а также любая незаконная миссионерская деятельность» (ст. 5. 4).
Религ. орг-ция может быть создана по инициативе не менее 200 граждан К., достигших совершеннолетнего возраста и постоянно проживающих на территории республики (ст. 8. 3). Данная инициатива должна быть согласована с органами местного самоуправления. Для координации деятельности религ. организаций различных конфессий можно образовать «единые центральные органы - духовные управления, союзы, конференции и другие» (ст. 8. 4). Религ. объединения учреждаются при наличии не менее 10 религ. орг-ций единого вероисповедания, из к-рых хотя бы одна осуществляет свою деятельность на территории К. не менее 15 лет (ст. 8. 5). Деятельность миссий зарубежных религ. орг-ций на территории К. допускается только при прохождении ими регистрации в установленном порядке (ст. 8. 6). В ст. 9 определены положения устава религ. орг-ций и миссий.
Религ. орг-ции могут издавать, приобретать, вывозить из К. и ввозить в К. и распространять религ. лит-ру, иные печатные, аудио- и видеоматериалы, а также другие предметы религ. назначения в порядке, установленном законодательством страны (ст. 22. 1). Запрещается ввоз, издание и распространение религ. литературы, иных печатных, аудио- и видеоматериалов, в к-рых содержатся призывы к изменению конституционного строя, религ. нетерпимости, к разрушению нравственных устоев общества (ст. 22. 2).
Наиболее ранние археологические памятники К. относятся к палеолиту. Орудия нижнепалеолитического времени обнаружены в Центр. Тянь-Шане и на Иссык-Куле. Памятники неолита, позднего каменного века, изучены в меньшей степени: в основном это стоянки у совр. городов Бишкек, Токмак и Чолпон-Ата, в местностях Чак и Кара-Шиве в Алайской долине. Были открыты пещеры неолитического времени Теке-Секерик у г. Нарына и Ак-Чункур (сохр. наскальные изображения животных) на р. Сары-Джаз со следами обитания человека. В эту эпоху племена К. освоили технику обработки камня, изготавливали глиняную посуду и охотились с помощью лука и стрел. Появилось скотоводство и земледелие. По данным археологии, в эпоху бронзы (сер. II тыс.- нач. I тыс. до Р. Х.) на территории К. существовали земледельческая (поселения Боз-Тепе, Чимбай и Кара-Кочкор) и скотоводческая, т. н. андроновская (могильники и поселения на реках Чу, Талас, Нарын, на оз. Иссык-Куль, в Центр. Тянь-Шане), культуры. В VII-III вв. до Р. Х. на территории К. обитали ираноязычные племена саков, успешно сражавшиеся с мировыми империями - Персидской державой Ахеменидов и гос-вом Александра Македонского. Во II в. до Р. Х. саки были вытеснены или поглощены пришедшими с востока Центр. Азии усунями, основавшими в Семиречье и Прииссыккулье полукочевое гос-во, о к-ром сообщается в кит. источниках той эпохи. По гипотезам ученых, усуни были тюркоязычным народом. Одна часть усуней поддерживала связи с кочевой центральноазиат. империей Хунну, другая - с древнекит. империей Хань. Среднеазиат. соседями усуней были царства Канг (верховья Сыр-Дарьи), Хорезм и Давань (Ферганская долина). Есть основания предполагать родство древних усуней с уйшунами, позднее вошедшими в состав киргиз. народа и отмеченными в его родоплеменной структуре.
В I-IV вв. история юж. районов К. связана с Кушанским царством, господствующей религией в к-ром был буддизм. В VII в. К. являлась центром Западнотюркского каганата со столицей в г. Суяб в Чуйской долине (в районе г. Токмак), возникшем в 603 г. на руинах бывш. Тюркского каганата, чьи владения в период расцвета простирались от Кореи до Крыма и от Сибири до Ирана. Каганат выступил наследником всех завоеваний своего предшественника на западе - от Крыма и Кавказа до Тянь-Шаня и среднеазиат. оазисов. Часть населения была оседлой, занималась хлебопашеством, ремеслами и торговлей. С этого времени становится необратимым процесс тюркизации местного населения - ираноязычных народов, преимущественно согдийцев, главными городами к-рых были Бухара и Самарканд. В VI-VIII вв. только в Чуйской долине существовало не менее 18 крупных городов и намного больше мелких поселений. Способствовал развитию Западнотюркского каганата и Великий шелковый путь, проходивший через территорию К. со II в. до Р. Х. и соединявший цивилизации Зап. Европы и Ближ. Востока с Китаем, по которому не только шли товары, но и передавались духовные ценности. В каганате было распространено древнетюркское руническое письмо и согдийская письменность. Население придерживалось шаманизма и поклонялось языческим идолам - Тенгри (божеству неба), Умай (богине очага), Эрклигу (богу смерти). Существовал культ священных гор и культ огня. Часть населения исповедовала буддизм, зороастризм, манихейство, несторианство и иаковитство. В нач. VIII в., после распада Западнотюркского каганата, его преемником стал Тюргешский каганат, включивший большую часть совр. К. Тюркоязычные племена тюргешей стали во главе борьбы народов Ср. Азии против араб. завоевателей, с 712 г. неоднократно вторгавшихся в пределы региона. В сер. VIII в. власть в К. перешла к тюркам-карлукам, переселившимся в это время с Алтая на Тянь-Шань. Их верхушка приняла христианство несторианского толка и продолжила антиараб. борьбу. Господство карлуков продолжалось до сер. X в., когда арабы завоевали Ср. Азию. Письменные источники X в. впервые упоминают о тюркоязычных киргиз. племенах Тянь-Шаня. До этого времени этноним «кыргыз» был связан с Вост. Сибирью: в 840 г. енисейские киргизы, сокрушив Уйгурский каганат в Вост. Монголии, основали Кыргызский каганат. Есть предположения, что этноним «кыргыз» в форме «цюйше» встречается в кит. источниках, относящихся ко II в. до Р. Х. С сер. X до сер. XII в. территория К. входила в состав гос-ва Караханидов, его правители вышли из карлуков. Это гос-во включало Юж. Притяньшанье, Семиречье и зап. часть Вост. Туркестана (Кашгария). Именно с эпохи Караханидов К. стала частью мусульм. мира, когда в 960 г. здесь по воле кагана Сатук-Богра-хана, принявшего ислам (мусульм. имя Абдаль-Керим), эту религию приняли 200 тыс. шатров тюрок. Его сын Муса объявил ислам гос. религией. Время Караханидов - эпоха экономического и культурного подъема на территории К. С XI в. наряду с частным землевладением практикуется икта - условное пожалование земельного надела. В X-XII вв. производительные силы достигли достаточно высокого уровня развития. В Таласской долине разрабатывались месторождения серебра и добывались руды др. металлов. В городах Баласагун и Узген процветали ремесла и торговля. Выдающимися памятниками тюрк. языков и лит-ры X-XII вв. стали поэма Юсуфа Баласагуни «Знание, дающее счастье» (Кутадгу билиг) и труд Махмуда Кашгари «Словарь тюркских наречий» (Диван лугат-ат-тюрк). После исламизации региона тюрк. народы Ср. Азии сменили руническое письмо на араб. алфавит.
В нач. XIII в., накануне нашествия монголов во главе с Чингисханом на Ср. Азию, на территории К. находились разрозненные владения уже распавшегося к этому времени гос-ва Караханидов - владения карлуков в Узгене и в районе р. Или, кипчаков и канглы в Прииссыккулье. Они были вассалами гос-ва Хорезмшахов и Зап. Ляо - державы каракитаев, павших под ударами монголов, на сторону к-рых перешли правители карлуков, канглы и кипчаков в К., принявшие активное участие в монг. завоеваниях и строительстве мировой Монгольской империи. Вхождение в состав империи монголов вызвало переселение на территорию К. большого числа монг. и тюрк. кочевых племен, вовлеченных в монгольские походы. С выделением в 1224 г. из Монгольской империи Чагатайского (Джагатайского) улуса К. стала его частью. После распада Чагатайского улуса на его руинах образовалось гос-во Моголов, созданное тюркизированными кочевниками, называвшими себя «моголами» и подчинившими себе также Кашгарию и Семиречье с сев. частью Ферганской долины. Гос-во Моголов в XIV-XV вв. подвергалось нашествиям войск правителя Самарканда Тамерлана и его наследников, а в XV в.- кочевых узбеков и казахов. Однако в нач. XVI в. часть моголов из Ферганы ушла в Сев. Индию под натиском кочевых узбеков во главе с Бабуром (1483-1530), основавшим на завоеванных землях империю Великих Моголов, а остальные из-за нападений казахов - в Кашгарию.
Бурные события эпохи монг. завоеваний привели к тому, что обитавшие в IX-XIII вв. на Енисее киргизы были вынуждены переселиться в Саяно-Алтай, Прииртышье, Вост. Тянь-Шань и даже в Китай. Как предполагается, в послемонг. время потомки енисейских киргизов, переселившиеся в регион Центр. и Вост. Тянь-Шаня и на Памир, смешавшись с монголами и местными тюрк. племенами - карлуками, канглы, кипчаками (при преобладании последних), а позднее, в XVI-XVII вв.,- и с племенами казахско-ногайского и даже ойратского или западномонг. происхождения, стали основой сложившегося в Притяньшанье киргиз. тюркоязычного этноса. В кон. XV - нач. XVI в. сформировалось ядро киргиз. этноса на Тянь-Шане и в Прииссыккулье. Завершающим этапом формирования новой народности стал процесс сложения у киргизов дуальной этнополитической системы, что выразилось в объединении всех киргиз. племен в 2 крыла: «он канат» (правое крыло) и «сол канат» (левое крыло). С этого времени можно говорить об образовании на Тянь-Шане киргиз. народности как единой этнической общности, еще сохранявшей в основе своей роды и племена, во главе к-рых стояли их предводители - манапы. Сложившаяся система объединения киргиз. племен по группам носила не только и не столько этнический, сколько военно-политический и в определенной степени адм. характер, т. е. выполняла нек-рые гос. функции. В XVII в. киргиз. племена в союзе с казахами вели упорную борьбу против Джунгарского ханства - последней кочевой империи в Центр. Азии, созданной в 1635 г. ойратами - зап. монголами, известными среди тюрк. народов как калмыки или калмаки, подчинившими своей власти Зап. Монголию и Кашгарию. В XVII - нач. XVIII в. заметно участие киргизов в гос. жизни Кашгарии, где и поныне живут 200 тыс. киргизов, граждан совр. Китая.
В 1758 г. маньчжуро-кит. войска разгромили Джунгарское ханство и вышли на границы киргиз. кочевий. Угроза кит. вторжения вынудила киргиз. манапов искать защиты у Российской империи. Киргизско-российские отношения начались в кон. XVIII в., когда посольство чуйских киргизов прибыло в С.-Петербург. В 1814 и 1824 гг. посольства иссык-кульских киргизов были отправлены к рус. властям Зап. Сибири. Оказавшись в 1-й трети XIX в. под властью среднеазиат. Кокандского ханства, когда кокандцы возвели в киргиз. кочевьях крепости Пишпек (совр. Бишкек), Токмак, Куртка, Дараут-Курган, киргизы потеряли возможность поддерживать и развивать киргизско-российские связи, и они на неск. десятилетий были прерваны. Основным занятием киргизов в 1-й пол. XIX в. было экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Земледелие, домашние промыслы и ремесла имели подсобное значение, а торговля с купцами из соседних стран носила меновой характер. Хозяйственное развитие К. тормозилось кровавыми междоусобицами в киргиз. обществе. Во времена господства Кокандского ханства существовали различные формы землевладения: частное (мильк), духовное мусульманское (вакф), общинное (замини джамоат). Киргизы часто восставали против кокандских властей: в 1842-1843 гг. произошло восстание иссык-кульских киргизов, в 1845 г.- ошских, в 1857-1858 гг.- таласских и чуйских, в 1871 г.- алайских, в 1873-1876 гг.- всеобщее восстание юж. киргизов. В сер. XIX в. усилились позиции России среди киргиз. племен. Первыми приняли присягу на верность России иссык-кульские киргизы, затем - киргизы Чуйской долины, гор Тянь-Шаня и Таласской долины. К 1863 г. добровольно вошла в состав Российской империи вся Северная К., на территории к-рой проживало большинство киргиз. народа. Юж. районы К. стали ее частью после завоевания и ликвидации российскими властями Кокандского ханства (1876).
После присоединения к России К. в 1865-1867 гг. входила в состав Туркестанской обл., в 1867-1917 гг.- Туркестанского генерал-губернаторства. Земли, населенные киргизами, были разделены среди 4 областей: Семиреченской, Сырдарьинской, Ферганской и Самаркандской. С одной стороны, присоединение к России привело к колониальному гнету, увеличению налогов, изъятию земель в пользу российских колонистов-переселенцев, передаче всей полноты власти в К. не гражданским, а военным властям и силовым структурам Российской империи. С другой - вхождение К. в состав России способствовало приобщению киргизов к европ. культуре, запрету рабства, созданию основ совр. промышленности и сельского хозяйства, новых форм экономической деятельности. Был заложен фундамент совр. государственности - законодательной, исполнительной и судебной власти. Происходило становление и развитие новых экономических отношений. Меновая торговля уступила место денежной. Российские переселенцы вели товарное земледелие, проводили медицинские мероприятия (прививание киргизов от болезней). Киргиз. знать была приравнена в правах к рус. дворянству. Киргизам было предоставлено право обучать сыновей в учебных заведениях России на общих основаниях и проживать в любом месте страны. К. постепенно нашла свое место в общероссийском разделении труда и вошла во всероссийский рынок. Зарождение капиталистических отношений в К. привело к появлению горнодобывающей, кожевенной, маслодельной, пивоваренной отраслей промышленности и к возникновению различных кустарных предприятий. Зарождались рабочий класс и национальная буржуазия, начали работу первые кредитные учреждения и акционерные товарищества. Открылись культурно-просветительные учреждения, светские школы, первые больницы. Отношение коренного населения к деятельности политических партий в кон. XIX - нач. XX в. было пассивным. Тем не менее во время революции 1905-1907 гг. в России на киргиз. шахтах Кызыл-Кыи и Сулюкты бастовали горняки, выдвинувшие экономические и политические требования. В Пишпеке прошли политические митинги. В нояб. почтовики и телеграфисты Пишпека, Токмака и Пржевальска (ныне Каракол) присоединились к всероссийской политической стачке, в ряде уездов дехкане выступили против волостных правителей и старшин аилов. С кон. 1905 по 1909 г. 3 уезда на севере К. находилось под усиленной охраной. Значительное влияние на положение киргизов оказала Столыпинская земельная реформа, сопровождавшаяся изъятием земель у киргиз. крестьян в пользу российских колонистов, что вело к разорению кочевого населения и к подъему национально-освободительного движения киргизов. Данное обстоятельство, усиленное тяготами первой мировой войны и мобилизацией киргизов на тыловые работы в прифронтовую полосу, привело к восстанию 1916 г. и межэтническим столкновениям. После подавления восстания 300 тыс. казахов и киргизов бежали в Китай. Преследование повстанцев продолжалось и после Февральской революции 1917 г., при Временном правительстве.
Советская власть установилась в К. уже в сер. 1918 г. в основном мирным путем. В кон. апр. того же года К. вошла во вновь образованную Туркестанскую Советскую Республику, в свою очередь ставшую в 1920 г. частью РСФСР. Однако большевистский «красный террор» и проводимая новой властью экономическая политика встретили яростное сопротивление населения К. Киргизы, узбеки, таджики, уйгуры вступали в басмаческое движение, зародившееся еще во время восстания 1916 г., носившее в целом антиколониальный характер и смыкавшееся с политическим экстремизмом и бандитизмом. В антисоветское движение были вовлечены и рус. переселенцы, создавшие «крестьянскую армию» К. И. Монстрова. До 30-х гг. XX в. басмаческое движение боролось с советской властью и новыми порядками (обобществление всех сфер жизни общества, уничтожение института частной собственности, попрание религ. чувств киргиз. народа, массовое преследование инакомыслящих). Результатом такой политики стало бегство от 15 до 20% местного населения в Китай и Афганистан. 14 окт. 1924 г. в составе РСФСР была образована Кара-Киргизская автономная область, переименованная 25 мая 1925 г. в Киргизскую автономную область; 1 февр. 1926 г. она была преобразована в Киргизскую АССР.
К. прошла через все преобразования советской эпохи - коллективизацию, индустриализацию, культурную революцию. Вместе с тем именно в советскую эпоху при помощи российских ученых киргизы обрели лит. норму киргиз. языка, с 1926 г. трижды изменявшего свой алфавит с араб. языка на латиницу, а в 1940 г.- на кириллицу. К этому времени была ликвидирована неграмотность и К. стала индустриально-аграрной республикой. Медицинские мероприятия, проведенные советской властью, способствовали стремительному росту рождаемости среди киргизов в XX в. В 30-х гг. XX в., во время сталинских репрессий, погибла половина членов республиканской партийной орг-ции ВКП(б). Большой урон был нанесен молодой национальной интеллигенции. 5 дек. 1936 г. статус К. в составе СССР был повышен до союзной республики.
В годы Великой Отечественной войны в К. были эвакуированы мн. предприятия и культурные учреждения из Москвы, что способствовало дальнейшему развитию республики в послевоенный период. К. была также местом поселения депортированных народов - немцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев, турок-месхетинцев. Политическая стабильность в стране была нарушена в 1990 г., когда в Оше произошли межнациональные столкновения между киргизами и узбеками. 27 окт. 1990 г. А. А. Акаев был избран Президентом Киргизской ССР. 31 июля 1991 г. парламент принял Декларацию о гос. независимости Республики Кыргызстан. Акаев провозгласил демократический путь развития страны. Однако проводимая им политика в условиях разрыва экономических и культурных связей с Россией и др. бывш. республиками СССР, ставшими независимыми гос-вами, привела к стагнации экономики К., носившей преимущественно сырьевой характер, к резкому падению жизненного уровня ее населения, к обострению межнациональных и социальных отношений и массовой миграции за пределы К. рус., укр. и нем. населения. Постоянно росло число киргизов, выезжавших на заработки за пределы республики. Переводимые ими денежные средства позволяли поддерживать экономическое развитие страны. После ввода американских войск в Афганистан К. в 2001 г. предоставила США базу ВВС в Манасе. Акаев предпринимал попытки превратить К. в «оазис демократии» в Центр. Азии, но в силу экономических и политических причин они оказались безуспешны.
25 апр. 2005 г. оппозиционные силы заняли столицу Бишкек. В результате политического кризиса Акаев оставил пост президента и эмигрировал в Россию. Правительство ушло в отставку. Президентом стал К. С. Бакиев, бывш. глава Правительства К., премьер-министром - Ф. Ш. Кулов. В 2007 г. были внесены изменения в Конституцию страны: К. из парламентской республики стала президентской. Бакиев заявил о необходимости установить более тесные отношения с Россией и решить вопрос о сроках пребывания военных баз США на территории К. Среди руководителей страны не было единства по этому вопросу, и пребывание президента и его сторонников у власти оказалось сравнительно недолгим. В результате антиправительственных выступлений 7-15 апр. 2010 г. Бакиев был свергнут и покинул страну. Главой Временного правительства республики стала Р. И. Отунбаева. 19 мая 2010 г. декретом Временного правительства провозглашена Президентом К. переходного периода. 30 окт. 2011 г. Президентом К. в 1-м туре был избран А. Ш. Атамбаев, кандидат от Социал-демократической партии Кыргызстана, вступивший в должность 1 дек. того же года. Особое место во внешней политике страны отведено военно-техническому сотрудничеству между Россией и К. Размещение антитеррористического центра в Бишкеке и авиационной группы в Канте, а также создание объединенной военной базы на основании соглашений на высшем уровне после визита в К. в сент. 2012 г. Президента России В. В. Путина способствуют предотвращению угрозы миру в Среднеазиатском регионе. 20 июня 2013 г. парламент К. проголосовал за денонсацию договора об аренде центра транзитных перевозок сил НАТО на базе аэропорта Манас. Россия продолжает поддерживать развитие многосторонних связей с К., что выразилось, в частности, в подписании в результате визита российской делегации соглашения о реализации совместных проектов в гидроэнергетике.
В I в. христианство на территории К. проповедовал ближайший ученик Христа св. ап. Фома-близнец: направляясь в Индию, апостол прошел через города Ош и Узген. Во II-III вв. христиане Сирии, спасаясь от гонений, бежали на земли совр. К., принеся с собой мощи претерпевшего мученическую кончину ап. и евангелиста Матфея. В сер. I тыс. христианство начало проникать на территорию К. после заселения согдийцами Таласской и Чуйской долин и освоения ими Великого шелкового пути. Самым древним христ. памятником на территории К. является небольшая церковь VII-VIII вв. в столице Тюргешского каганата Суябе (ныне городище Ак-Бешим). В результате раскопок, произведенных на городище в 1953-1954 гг. Л. Р. Кызласовым, были обнаружены керамические предметы с нанесенными на них несторианскими крестами, бронзовые нательные кресты. В 1988 г. археологи вскрыли здесь остатки 2-ярусной христ. церкви. Христ. общины тюрок-карлуков и каракиданей области Семиречья в VIII в. окормляла Невакетская митрополия, ее центр находился на территории К. в Невакете (совр. городище близ с. Красная Речка). Митрополия была утверждена персид. патриархом-католикосом Тимофеем I по просьбе правителя карлуков Арслана Иль-Тюргюка, к-рый крестился вместе со своим войском.
В средневековье в Ср. Азии возникли города исключительно с христ. населением. Среди них был Тарсакент (букв. перевод - «Город христиан», от персид. слова «тарса» - христианин и согдийского «кент» - город; совр. урочище Кара-Джигач близ Бишкека), существовавший уже в XII-XIV вв. и населенный тюрками. В древнем некрополе городища Кара-Джигач найдено более 3 тыс. надмогильных камней - кайраков, на которых имеются изображения креста и надписи на сир. и тюрк. языках (XII-XIV вв.). Неск. захоронений принадлежит священнослужителям, дважды упоминаются хорепископы. Нередко у христиан-тюрок было 2 имени: одно - данное при крещении, другое - тюркское. В Тарсакенте была большая арм. община. В 1323 г. здесь похоронили арм. еп. Иоанна. Имеется также свидетельство деятельности некоего местного проповедника еп. Тимофея. В IX в. в Таласе активно действовала христ. церковь и сам таласский эмир исповедовал христианство. На Иссык-Куле в XI-XII вв. постепенно сложились несторианские общины.
Православие на территорию К. принесли сибир. казаки, начавшие селиться в сев. части Семиречья с 1847 г. и затем проникавшие далее на юг и оседавшие в Пишпекском и Пржевальском уездах. Во 2-й пол. 60-х гг. XIX в. началось переселение крестьянских семей из Центр. России. Крестьяне жили около казачьих укреплений, в к-рых обустраивались походные военные церкви. Они представляли собой временные молитвенные дома и строились по образцу юрт - из войлока и досок, их называли кошемными. Церкви возводились большей частью на средства прихожан - купцов и чиновников и на небольшие суммы, выделенные гос. казной. Пожертвования также поступали из России и от местного мусульм. населения. В кон. 60-х гг. XIX в. правосл. приходы на территории совр. К. действовали в Токмаке, в 70-х гг.- в Оше, Нарыне и Пишпеке. Первоначально все правосл. приходы были военными, причты их состояли при воинских частях. Но с появлением в К. рус. населения начали строиться и др. постоянные церкви, а правосл. приходы постепенно утрачивали свой военный статус. Первая на территории К. кошемная церковь была сооружена в с. Теплоключинском, впосл. на ее месте возвели кирпичный храм. В 1864 г. в Пишпеке, при въезде в городскую крепость Лебединовка, был построен деревянный шатровый храм-часовня во имя вмч. Димитрия Солунского. Три года спустя выстроили из саманного кирпича храм свт. Николая Чудотворца, а в 1886 г. был возведен каменный собор. 4 мая 1871 г. указом имп. Александра II было утверждено решение Святейшего Синода РПЦ об образовании Ташкентской и Туркестанской епархии. В 1881 г. был основан Свято-Троицкий муж. мон-рь на сев. побережье оз. Иссык-Куль. Располагался мон-рь рядом с бухтой Курменты, между селами Светлый Мыс и Преображенское (ныне Тюп), тем самым местом, где, по предположению рус. географа П. П. Семёнова-Тян-Шанского, прежде находился арм. мон-рь, в к-ром хранились мощи св. евангелиста Матфея (позднее мон-рь был затоплен водами озера).
В результате землетрясения 1889 г. большинство кирпичных храмов К. было разрушено, впосл. начали строить более сейсмоустойчивые деревянные храмы по типовым проектам. Сохранились Свято-Троицкий собор в Караколе, церкви во имя арх. Михаила в с. Беловодском и вмч. Георгия Победоносца в Токмаке.
За 1-е десятилетие XX в. число правосл. храмов выросло более чем вдвое. Значительный вклад в строительство церквей в К. внес еп. Туркестанский и Ташкентский Димитрий (Абашидзе), занимавший кафедру с 1906 по 1912 г. Так, во имя прп. Серафима Саровского были сооружены храмы в Пишпеке, Красной Речке и Пржевальске. В 1916 г. все приходы К. оказались в ведении образованного тогда же Верненского викариатства. К 1917 г. в К. насчитывалось ок. 40 храмов. Больше всего церквей было в Прииссыккулье, в населенных пунктах Рыбачье, Пржевальск, Семёновка, Ананьево, Светлый Мыс, Николаевка, Преображенское, Михайловка, Отрадное, Орлиное, Покровка (ныне Кызыл-Суу), Вознесеновка, Теплоключинское. Церкви были построены во всех крупных населенных пунктах Чуйской долины: Пишпек, Кара-Балта, Сазановка, Преображенское, Беловодское, Чалдыбар, Сокулук, Кант, Васильевка, Ивановка, Красная Речка, Токмак, Быстровка (совр. Кемин). В Южной К. церкви и правосл. приходы были в Оше, Джалал-Абаде, Узгене, Караване, Кызыл-Кые, Кёк-Джангаке, Куршабе, Караколе, Сулюкте, храмы - в селах Дмитриевка (ныне Талас), Покровка, Грозное и Ключевка. Во мн. рус. и укр. селах были построены молитвенные дома, работали церковноприходские школы не только для русского, но и для коренного населения. Существовало неск. старообрядческих молитвенных домов на Иссык-Куле и в Чуйской долине.
Начавшиеся после Октябрьской революции 1917 г. гонения на РПЦ привели в 30-х гг. XX в. к массовому закрытию правосл. храмов, ликвидации приходов, аресту и высылке мн. церковно- и священнослужителей. К началу Великой Отечественной войны в К. не осталось ни одного действующего храма. Перелом в отношении гос-ва к правосл. верующим и Церкви произошел только во время войны. Были амнистированы и выпущены из тюрем и лагерей священники, стали вновь открываться приходы. В 1944 г. в результате обращения верующих к властям восстановлены приходы во Фрунзе, в Токмаке и селах Алексеевка, Калининское, Ленинское (ныне Куршаб Ошской обл.), Михайловка, Новониколаевка, Октябрьское, Советское. В 1945 г. зарегистрированы православные общины в городах Таласе и Кызыл-Кые, в селах Ананьево, Мырза-Ака, Покровка (ныне Кызыл-Суу Иссык-Кульской обл.) и Покровка (Фрунзенской обл.), Сокулук, Теплоключенка, Тюп. В 1944-1947 гг. был построен собор Воскресения Христова во Фрунзе. В Пржевальске верующим был передан Свято-Троицкий храм. В 1946 г. образованы приходы в селах Быстровка, Васильевка, Грозное, Ильичёвка, Ивановка, Ключевка, Кёк-Джангак, Семёновка и в городах Кант и Сулюкта; на юге К. действовали 9 приходов, на севере - 23.
В сер. 50-х гг. XX в. в связи с усилением атеистической пропагандыи началом новой кампании по закрытию церквей в К. прекратили существование 8 новопостроенных храмов. Только в 90-х гг. XX в., после распада СССР и образования независимой К., началось возрождение Православия. В столичном микрорайоне Асанбай был возведен храм во имя равноап. вел. кн. Владимира. Создавались приходы и велось строительство церквей: в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» в с. Новопокровка, в честь Казанской иконы Божией Матери в одноименном жен. мон-ре, блж. Ксении Петербургской в Балыкчы, часовня во имя Лазаря Четверодневного на правосл. кладбище Оша и др. В Свято-Троицком храме в Караколе, где хранится спасенный верующими чудотворный образ Тихвинской Иссык-Кульской иконы Божией Матери (написан на Св. Горе Афон в 1897), правящим епископом была возрождена традиция ежегодного крестного хода. Было принято решение о создании на территории кафедрального собора в Бишкеке Православного духовно-административного центра. В 1996 г. недалеко от Кара-Балты было организовано подворье Ташкентского Свято-Никольского жен. мон-ря, в 1999 г. оно было преобразовано в первую на Киргизской земле жен. обитель. В 1996 г. в связи с празднованием 125-летия Среднеазиатской епархии Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II с пастырским визитом посетил в Бишкеке Свято-Воскресенский кафедральный собор.