КИШКА
Том XXXV , С. 216-219
опубликовано: 14 февраля 2019г.

КИШКА

Содержание

Лев (мирское имя Лука; ок. 1668, г. Ковель, ныне Волынской обл., Украина - 19.11.1728, с. Купичев, ныне Турийского р-на Волынской обл., Украина), греко-католич. митр. Киевский, Галицкий и всея Руси. Род. в обедневшей семье западнорусских шляхтичей, принадлежавших к дворянскому роду Кишек (герб Домброва). В 1683 г. поступил в новициат Троицкого мон-ря греко-католического ордена василиан в с. Бытень (ныне деревня Ивацевичского р-на Брестской обл., Белоруссия), где принес монашеские обеты. В 1687 г. отправлен на обучение в Греческую коллегию св. Афанасия в Риме. В 1693 г. он окончил папскую Урбанианскую коллегию в Риме, получил степень д-ра теологии и был рукоположен во пресвитера. В 1694 г. вернулся во Владимир-Волынский, где стал преподавать риторику в василианском училище при Успенском соборе. В 1696 г. вступил в братию василианского виленского во имя Св. Троицы мужского монастыря; в 1697 г. избран настоятелем. В том же году на конгрегации василиан в Бытенском мон-ре К. инициировал судебную тяжбу ордена с Полоцким архиеп. Маркианом Белозором и Пинским еп. Антонием Жолкевским, к-рые на основании привилеев, ранее полученных от польск. короля, претендовали на управление Виленским мон-рем и его доходами. 26 авг. 1698 г. конгрегация василиан в Бытене избрала К. секретарем ордена. С 1699 г. являлся настоятелем полоцкого Бельчицкого во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря, участвовал в конфликте с полоцкими иезуитами, к-рые пытались переводить униатов в лат. обряд и требовали от учеников василианского уч-ща при Софийском соборе г. Полоцка перейти в местную иезуитскую коллегию. К. отправил неск. писем в Рим, прося защитить полоцких униатов от гонений со стороны иезуитов, после чего конфликты прекратились.

Митр. Л. Кишка. Гравюра из кн.: Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. СПб., 1890 г.Митр. Л. Кишка. Гравюра из кн.: Батюшков П. И. Белоруссия и Литва. СПб., 1890 г.

8 сент. 1703 г. на капитуле в Новогрудке избран протоархимандритом (генеральным настоятелем) ордена василиан. Управляя орденом, К. проводил частые визитации мон-рей, добился возвращения в орденское подчинение 17 мон-рей, к-рые ранее на правах епархиальных были подчинены униат. епископам (Лавришевский, Минский, Пустынский, Мстиславский, Черейский, Тороканский и др.). Был администратором Полоцкого архиеп-ства в 1707-1709 гг., в период его вакации. Благодаря хорошим отношениям с литов. великим канцлером К. С. Радзивиллом и его покровительству в 1709 г. К. успешно завершил тяжбу с архиеп. М. Белозором, к-рому пришлось отказаться от к.-л. прав на управление виленским Троицким мон-рем и заплатить мон-рю 18,5 тыс. злотых.

После смерти униатского Киевского митр. Льва Заленского (июль или авг. 1708) администратором Киевской кафедры стал Перемышльский еп. Юрий (Гавриил) Винницкий, к-рый организовал собственное избрание на митрополичий престол. Однако выборы состоялись без участия К., что противоречило постановлению Новогрудского капитула 1686 г., регулировавшего отношения василиан и униат. митрополитов («Nexus»). К. обратился к Ю. Винницкому с протестом и оспорил его выборы, ссылаясь на 11-й пункт «Nexus», согласно которому униат. Киевский митрополит должен был избираться по согласованию с протоархимандритом и членами совета (консуляторами) василиан. Испросив прощение у К., сославшись на незнание обычаев ордена и согласившись на переизбрание, еп. Ю. Винницкий получил одобрение конгрегации василиан, собравшейся в 1709 г. в Беле (ныне Бяла-Подляска Люблинского воеводства, Польша). Та же конгрегация повторно избрала К. протоархимандритом ордена.

В кон. 1708 г. избран настоятелем супрасльского в честь Благовещения Пресвятой Богородицы мужского монастыря. 29 нояб. 1709 г. К. получил от польск. кор. Августа II Сильного «заручный лист» против притязаний виленского старосты К. Ходкевича на несколько имений, принадлежавших Супрасльскому мон-рю. В 1710 г. по просьбе К. кор. Август II даровал Супрасльскому мон-рю привилегию на восстановление типографии и издание книг на лат., польск. и рус. языках; в 1713 г. восстановление работы типографии было одобрено рим. Конгрегацией пропаганды веры. С 1711 по 1728 г. типография Супрасльского мон-ря издала 40 книг на польск. языке, 13 - на латыни, 12 - набранных кириллицей. Для нужд типографии К. организовал при монастыре бумажную фабрику.

В 1711 г. К. получил в управление Владимиро-Волынскую епархию, в том же году в г. Самбор митр. Ю. Винницкий единолично рукоположил его в сан епископа. Стремясь возродить при кафедральном соборе Владимира-Волынского капитул, К. встретил неодобрение местных василиан. Отставка К. с должности протоархимандрита ордена состоялась 30 июля 1713 г. на Виленской конгрегации василиан. Новым протоархимандритом был избран противник К. игум. Василий Процевич.

16 февр. 1714 г., после смерти митр. Ю. Винницкого (12 сент. 1713), К. был избран униат. Киевским митрополитом; он сохранил за собой управление Владимиро-Волынским и Брестским еп-ствами. С целью упорядочить церковную жизнь в епархиях К. провел во Владимире-Волынском расширенный епархиальный Собор (13-15 окт. 1715), а также создал епархиальную ДС на основе василианского уч-ща при Успенском соборе г. Владимира-Волынского. В качестве основы для учебной программы семинарии К. взял «Ratio studiorum» иезуитов, в к-рую добавил изучение литургики вост. обряда, но свел к минимуму преподавание церковнослав. языка и употребление русского. После смерти К. семинария прекратила существование.

Создание епархиальной ДС вместо уч-ща василиан еще более осложнило отношения нового митрополита с орденом василиан. В 1717 г. на конгрегации в Новогрудке протоархимандритом ордена был избран Максим Ветржинский, бывш. аудитор Киевской митрополии. Ветржинский вступил в конфликт с К. из-за Львовского Онуфриевского и Пустынского мон-рей, которые митрополит без согласия ордена передал в 1718 г. в управление Смоленскому еп. Лаврентию Друцкому-Соколинскому. В ответ К. 26 июля 1719 г. провел в Холме (ныне Хелм Люблинского воеводства, Польша) капитул с участием настоятелей большинства василианских обителей, на к-ром было вынесено решение о лишении Ветржинского должности протоархимандрита. 19 сент. того же года генеральная конгрегация василиан в Новогрудке под давлением К. была вынуждена подтвердить это решение.

Проведя в 1715 г. епархиальный Собор во Владимире-Волынском, К. хотел созвать Собор униат. Церкви, чтобы на нем были приняты решения по урегулированию частых конфликтов между католиками лат. обряда и униатами, по унификации литургической практики униатов, по созданию епархиальных семинарий для подготовки духовенства, а также по упорядочению взаимоотношений между униат. митрополитом и василианами. В том же году К. обратился к папскому нунцию в Речи Посполитой архиеп. Джироламо (Иерониму) Гримальди с просьбой о содействии в получении папского разрешения на созыв Собора. Среди др. причин для его созыва К. назвал распространение среди католиков вост. обряда ереси «филиппонов» (подразумевая под ними старообрядцев-филипповцев), а также необходимость установления границ епархий и упорядочения дисциплины униат. духовенства.

Папа Римский Климент XI бреве от 20 марта 1716 г. поручил нунцию в Речи Посполитой архиеп. Дж. Гримальди созвать и возглавить в качестве председателя «синод для рассуждения о делах, касающихся митрополичьей русской Церкви». Однако проведению Собора в 1716 г. скорее всего помешал ввод саксон. войск в Речь Посполитую. 11 мая 1720 г. К. отправил послание, в котором объявил о проведении Собора во Львове ради необходимости «исправления упавшей дисциплины и восстановления первоначальной чистоты нравов». Из-за «морового поветрия» 20 июня 1720 г. К. разослал уведомление о переносе Собора в г. Замостье (ныне Замосць Люблинского воеводства, Польша). Бреве от 19 июля 1720 г. папа Климент XI приветствовал созыв Собора униат. епископов и духовенства.

26 авг. 1720 г. Собор открылся в г. Замостье в ц. Успения Пресв. Богородицы и св. Николая под председательством нунция Дж. Гримальди. В 1-й день работы Замойского Собора 129 участников подписали исповедание католической веры по составленной для греко-католиков формуле, утвержденной папой Римским Урбаном VIII. 1 сент. на 2-м заседании участникам Собора были зачитаны папские буллы и декреты, содержавшие вероучительные положения и дисциплинарные предписания (компилятивная булла «Coena Domini», конституция папы Климента XI «Unigenitus» против янсенизма и галликанизма и др.). Из-за того что Смоленский архиеп. Лаврентий Друцкий-Соколинский прибыл на Собор с опозданием и подписание им исповедания католич. веры состоялось позднее, 3-е и последнее заседание Замойского Собора открылось 17 сент. По пожеланию К. участникам Собора были зачитаны итоговые тексты соборных декретов, объединенные в 19 глав (титулов).

Согласно 1-й гл., вступающие на к.-л. церковные должности (митрополит, епископы, архимандриты, пресвитеры, др. клирики), монахи и монахини, а также те, кто получали академические степени, должны были обязательно ознакомиться с католич. исповеданием веры по формуле папы Урбана VIII, переведенным на понятный униатам язык, и подписать его. По окончании Собора всем указанным лицам в течение 3 месяцев надлежало под страхом лишения должности и отлучения от Церкви подписать текст исповедания веры. Во 2-й гл. митрополиту поручалось издание католического катехизиса для униатов, а духовенству вменялось в обязанность чтение проповедей или хотя бы отрывков катехизиса; за уклонение от проповеди и катехизации вводился штраф с духовенства в размере 10 злотых.

В 3-й гл., посвященной таинствам, излагались нормы, положившие начало процессу широкой латинизации богослужебных обрядов в униат. Церкви, становлению особой литургической традиции, отличной как от лат. обряда, так и от обрядов правосл. Церкви. Напр., при совершении таинства Крещения вводился запрет на использование формулы вост. обряда, к-рая заменялась латинской (с единичным «Аминь» в конце). Евхаристию предписывалось совершать на квасном хлебе без добавления теплоты в потир, а также вопреки практике правосл. Церкви причащать верных как Телом Христовым частицами, вынимаемыми на проскомидии в честь Пресв. Богородицы, святых, за живых и умерших. Собор одобрил введение в униат. Церкви практики служения «читаных месс» - литургий, совершавшихся вполголоса одним священником, без хора и иногда без молящихся. При совершении богослужений запрещалось пользоваться книгами в редакции правосл. Киевского митр. Петра (Могилы). Собор обязывал К. издать Требник, к-рый после одобрения Римом следовало распространять по умеренной цене по всем униат. приходам. В соответствии с определениями Тридентского Собора клирикам запрещалось вмешиваться в дела соседних приходов, в т. ч. совершать там требы без ведома местного настоятеля. Были сформулированы необходимые требования к ставленникам, в т. ч. относительно их грамотности, а также прохождения 6-недельного воспитания под руководством опытного духовного наставника. Собор определил избегать рукоположений во священство крепостных лиц без освобождения от крепостной повинности ставленников и их семей. Собор признал необязательным соблюдение Петрова поста, были добавлены лат. праздники Тела Христова и Страждущей Девы Марии, а также празднование памяти Иосафата Кунцевича (гл. 16), но при этом запрещено почитать святым свт. Григория Паламу (гл. 17).

Собор расширил полномочия Киевского митрополита: в 5-й гл. утверждалась обязанность митрополита наблюдать за порядком в епархиях, все епископы митрополии обязаны ему подчиняться. В случае смерти к.-л. епископа митрополит получал право заведовать вакантной кафедрой или назначать для этого др. епископа. При вакации Киевской кафедры заведование ее делами поручалось Полоцкому архиепископу, пока Папский престол не назначит нового митрополита. Согласно 6-й гл., требованием к кандидату в епископы было обязательное монашество в ордене василиан и новициат в ордене не менее года и 6 недель. Тем самым Замойский Собор закреплял сложившуюся практику подготовки униат. епископата и определял место василиан в этом процессе. В соответствии с требованиями Тридентского Собора епископ должен был проживать в своей епархии (исключение делалось для униат. архиепископа Смоленского) и не реже чем раз в 2 года совершать визитации приходов. В епархиях учреждались должности официала, которому поручалось ведение канонических дел (напр., бракоразводных) и к-рого рекомендовалось избирать из числа белого духовенства (гл. 7), а также канцлера или письмоводителя для ведения и упорядочения дел (гл. 8). Священники были обязаны постоянно жить в приходах, отлучаться они могли не более чем на 3 недели с разрешения благочинного (гл. 10).

Замойский Собор внес изменения в порядок взаимоотношений правящих униат. епископов и василиан (гл. 11). Все мон-ри, не входившие в орден и подчиненные епископам Владимиро-Волынской, Холмской, Львовской и Перемышльской епархий, должны были составить Русскую провинцию в ордене василиан, а Папский престол - назначить ее протоархимандрита. Основывать мон-рь можно было только с разрешения правящего епископа. С целью поднять образовательный уровень униат. духовенства Собор предписал открыть при каждом мон-ре, численность братии которого превышает 12 чел., школы для преподавания богословских предметов, а детей священников посылать во Львовскую коллегию (гл. 15).

Деяния Замойского Собора одобрили рим. Конгрегация Собора (5 дек. 1722) и рим. Конгрегация пропаганды веры (1 марта 1723), однако по неизвестным причинам папа затягивал с их утверждением. К. вынужден был обратиться к папе Римскому Бенедикту XIII с просьбой об утверждении актов Собора, к-рое состоялось 19 июля 1724 г. В 1725 г. соборные постановления были оглашены в Киевской униатской митрополии и с того времени стали обязательными.

В 1726 г. К. провел в Житомире Собор духовенства, на к-ром принудил значительную часть священников подписать решения Замойского Собора, однако ему не удалось добиться от василиан образования Русской провинции ордена. Незадолго до смерти К. назначил своим коадъютором с правом наследования кафедры Львовского еп. Афанасия Шептицкого.

В. Г. Пидгайко

Сочинения

К.- видный униат. проповедник, писатель и богослов. Ему принадлежат работы в области богословия, катехетики, сакраментологии, истории Церкви.

Изданное на польск. языке в Люблине в 1693 г. соч. «Nów różnych przypadków z pelni doktorów theologii moralnej» (Собрание разных случаев из опыта докторов нравственного богословия, т. е. казусы русскому духовенству) представляет собой сборник статей по догматическому и нравственному богословию. В 1697 г. с некоторыми сокращениями книга была переиздана на рус. языке в Полоцке (или Вильно) под названием «О таинствах».

В 1712 г. в недавно открытой типографии Супрасльского мон-ря К. издал агиографический сб. «Morze łask: О cudach Nayświetszej Panny Boruńskiej» (Море милостей: О чудесах Пресвятой Девы Борунской). Там же в 1714 г. он выпустил сборник проповедей униат. митр. Ипатия Потея, написав к нему в виде вступления пространную биографию митрополита и поместив в приложении неск. важных документов по истории унии (послание Александрийского патриарха Мелетия I Пигаса и полемический ответ митр. Ипатия Потея). В 1719 г. К. опубликовал сборник актов 26 конгрегаций василиан (на латыни), к-рый долгое время служил одним из источников нормативных актов ордена. Во исполнение решений Замойского Собора в 1722 г. К. выпустил в Супрасле на русском языке соч. «Собрание припадков краткое, и духовным особам потребное», называемое также «Замойский Катехизис». В нем содержатся пастырские наставления, краткое пояснение постановлений Замойского Собора, 37 вопросов и ответов, достаточно точно переведенных из лат. «Катехизиса» Хакобо Ледесмы. Для униат. духовенства, в целом плохо знавшего церковнослав. язык, К. издал польско-слав. словарь «Лексикон сиречь словесник словенский» (Супрасль, 1722). Из рукописного наследия К. дошло произведение, известное как «Рукопись Льва Кошки» (хранится в ЦГИА Украины во Львове), где собраны выдержки из творений древних авторов и комментарии на них, в основном историко-географического характера, а также содержатся сокращенный перевод на польск. язык Хлебниковского списка Ипатьевской летописи под названием «Annales S. Nestoris», жития древнерус. святых, заметки по истории Церкви, в т. ч. реестры иерархов Киевской митрополии. Др. документ (известен как «Холмский помянник») представляет собой переписанную К. рукопись древнего помянника, включающего краткие биографии униат. иерархов. Сохранилось также неск. сборников ежедневных записей и актов делопроизводства К., его служебной переписки, известных как «Actа Kiscianа»,- т. н. книги «понтификальных деяний», канцелярские и хроникальные записи 1702-1728 гг., являющиеся ценным источником сведений по истории униат. Церкви и ордена василиан.

Л. В. Тимошенко

Соч.: Nów róznych przypadków z pelni doktorów Theologii Moralnej ziawiony, to jest: Kazusy ruskiemu duchowieństwu. Lublin, 1693; O Sakramentach. Połock, 1697; Morze łask: О cudach Nayświetszej Panny Boruńskiej. Supraśl, 1712; Kazania i Homilie Męża Bożego niśmiertelnej sławy y pamięci Hipacyusza Pocieja Metropolity Kijowskiego, Halickiego y calej Rusi, Biskupa Włodzimierskiego y Breskiego, z listem Melecyusza Patryarchy Aleksandryjskiego a responsem Hipacyusza z ruskiego języka na polski przetłumaczone y Światu ogłoszone. Supraśl, 1714; Собрание припадков краткое, и духовным особам потребное. Супрасль, 1722; Diarium excidis monasterii Polocensis Bazilianorum // Витебская старина / Изд.: А. П. Сапунов. 1888. Т. 5. Ч. 1. С. 559-566; Скрутень Й. Життєписи Василiян: (Виïмок з рукописного збiрника митр. Льва Кiшки) // Analecta OSBM. Ser. 1. Sect. 2. 1924. Т. 1. Fasc. 1. P. 105-130; 1925. Т. 1. Fasc. 2/3. P. 284-291; 1926. Т. 2. Fasc. 1/2. P. 123-138; Fasc. 3/4. P. 376-401; 1929. Т. 3. Fasc. 3/4. P. 496-520; 1931. Т. 4. Fasc. 1/2. P. 219-236; Epistolae metropolitarum kioviensium catholicorum Leonis Kiška, Athanasii Szeptyckyj, Floriani Hrebnyckyj: 1714-1762 // Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 3. R., 1959. T. 4.
Арх.: ЦГИАЛ. Ф. 201. Оп. 4б. Д. 413; НМ(Л). Ркл-113; СПбГИА. Ф. 823. Оп. 3. Д. 117.
Ист.: Synodus Provincialis Ruthenorum habita in civitate Zamoscia Anno 1720 Sanctissimo Domino Nostro Benedicto PP. XIII dicata. R., 1724 (укр. пер.: Руський провiнцiйний синод: Дано у мiстi Замостi року 1720 з благословення святiшого отця нашого Бенедикта XIII. Рим, 1858; То же / Пер. з лат.: I. Козовiк. Iвано-Франкiвськ, 2006); Амвросий (Лотоцкий), архим. Взгляд православного на Замосцьский Собор // ТКДА. 1862. № 8. С. 400-402, 404-406, 408-411; Deruga A. Regesta listów metropolity unickiego Leona Kiszki do ks. K. S. Radziwiłła, kanclerza W. Lit. i jego żony (1705-1728) // Ateneum Wileńskie. Wilno, 1935. T. 10. S. 225-235.
Лит.: Żagielski J. Vita et res gestae L. Kiszka. Supraśl, 1746; Недельский С., свящ. Униатский митр. Лев Кишка и его значение в истории унии. Вильна, 1893; Дурбак Р. Митр. Лев Кишка як церковний письменник // Нива. Львiв, 1938. N 9. С. 311-318; Федорiв Ю. Замойський синод 1720 р. Рим, 1972; Bendza M. Prawosławna diecezja przemyska w latach 1596-1681: Studium hist.-kanoniczne. Warsz., 1982. S. 31-32; Sraka J. L'attività di Leo Luca Kyska fino alla presa di possesso della Metropolita di Kiev (1714). R., 1983; Пiдручний П. В. Василiянський Чин вiд Берестейського з'єднання (1596) до 1743 р. // Нарис iсторiï Василiянського Чину св. Йосафата. Рим, 1992. С. 160-164, 168, 171, 199, 237, 241, 249, 305, 307, 621. (Analecta OSBM. Ser. 2. Sect. 1; 48); Cubrzyńska-Leonarczyk M. Oficyna Supraska. 1695-1803: Dzieje i publikacje unickiej drukarni ojców bazilianów. Warsz., 1993. S. 43-44; Блажейовський Д. Iєрархiя Киïвськоï Церкви (861-1996). Львiв, 1996. С. 252-253; Rzemieniuk F. Unici Polscy: 1596-1946. Siedlce, 1998. S. 23-24; Димид М. Єпископ Киïвськоï Церкви (1589-1891). Львiв, 2000. С. 93-96; Wereda D. Biskupi unickiej diecezji włodzimiersko-brzeskiej w XVIII w. // Szkice Podlaskie. Siedlce, 2001. T. 9. S. 61-75; Jaroszewicz-Pieresławcew Z. Druki cyrylickie z oficyn Wielkiego Księstwa Litewskiego w XV-XVIII w. Olsztyn, 2003; Гуцуляк Л. Д. Божественна Лiтургiя Йоана Золотоустого в Киïвськiй митрополiï пiсля унiï з Римом (перiод 1596-1839 рр.). Львiв, 2004; Толочко А. П. «История российская» Василия Татищева: Источники и известия. М.; К., 2005. С. 102, 116-122, 125-134, 137, 138; Gil A. Pomianyk chełmski: Z dziejów zaginionego żródła do dziejów ziemi chełmskiej // Rocznik Instytutu Ewropy Środkowo-Wschodniej. Lublin, 2005. Rok 3. S. 101-112; Корзо М. А. Украинская и белорусская катехитическая традиция кон. XVI-XVIII вв.: Становление, эволюция и проблема заимствований. М., 2007. С. 436-444; Баран О. Холмський пом'яник (за текстом збiрника Лева Кишки) // Вiсник Львiвського ун-ту: Сер.: Книгознавство, бiблiотекознавство та iнформацiйнi технологiï. 2007. Вип. 2. С. 192-208; Скочиляс I. Я. «Володимирськi Атени» XVII - початку XVIII ст.: вiд кафедральноï школи до єпархiальноï семiнарiï // Киïвська Академiя. 2009. Вип. 7. С. 54-72; он же. Галицька (Львiвська) єпархiя XII-XVIII ст.: Органiзацiйна структура та правовий статус. Львiв, 2010; Гiль А., Скочиляс I. Володимирсько-Берестейська єпархiя ХI-XVIII ст.: Iст. нариси. Львiв, 2013.
В. Г. Пидгайко, Л. В. Тимошенко
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БОЦЯН Иосиф (1879-1926), униатский еп. Луцкий
  • ГУЗАР Любомир (род. 1933), кард., верховный архиеп. Киевский и Галицкий, глава Украинской греко-католической Церкви
  • ЛЕМКОВЩИНЫ АПОСТОЛЬСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ особая единица в составе Галицко-Львовской униатской митрополии (Львовской церковной провинции), созданная для лемков Польши; существовала в 1934-1947 гг.
  • ЛИСОВСКИЙ Ираклий (мирское имя Иосиф; 1734 - 1809), униат. архиеп. Полоцкий (с 1784), митр. Киевский и Галицкий (с 1806)