ЛИБЕРАТ КАРФАГЕНСКИЙ
Том XL, С. 711-712
опубликовано: 25 июня 2020г.

ЛИБЕРАТ КАРФАГЕНСКИЙ

[Лат. Liberatus Carthaginensis] († после 566), диак. Карфагенской Церкви, лат. церковный писатель, автор «Краткой истории несториан и евтихиан» (Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum). О жизни Л. К. известно крайне мало, в основном лишь то, что он сообщил о себе в конце своего сочинения. Нек-рую дополнительную информацию дает африкан. хронист еп. Виктор Туннунский (сер. VI в.). В 534 или нач. 535 г. Л. К. вместе с епископами Гаием и Петром был отправлен архиеп. Репаратом Карфагенским в составе делегации в Рим для консультаций о решениях Карфагенского Собора по вопросу о порядке принятия в Церковь бывш. арианских епископов. Вопрос был весьма актуален для Североафриканской Церкви, т. к. незадолго до этого в карфагенской Африке было уничтожено королевство вандалов, где арианство было офиц. религией, и регион перешел под власть правосл. Византийской империи. Поддержка халкидонского православия новыми властями вскоре привела к переходу мн. представителей арианского духовенства в православие. Посольство Гаия, Петра и Л. К. было отправлено к папе Римскому Иоанну II, однако не застало его в живых: понтифик умер 8 мая 535 г. Переговоры с африкан. делегацией епископов вел новый папа Римский Агапит (избран на престол 13 мая 535). Папа упомянул Л. К. в своем послании к архиеп. Репарату Карфагенскому и др. епископам Африки (Mansi. T. 8. Col. 849; PL. 66. Col. 45). Новые сведения о Л. К. появляются спустя почти 10 лет в связи со спором вокруг эдикта визант. имп. Юстиниана I о «Трех Главах» (544). Л. К., как и архиеп. Репарат, был ревностным противником этого эдикта. В 551 г. Л. К. сопровождал архиепископа в К-поль, куда Репарат был вызван для выяснения позиции Североафриканской Церкви по вопросу о «Трех Главах». Несмотря на оказываемое на Репарата давление со стороны имп. власти и К-польской Церкви, архиепископ остался тверд в своей позиции и отказался подписать эдикт, за что в 552 г. он был сослан в Евхаиты (диоцез Понт; ныне Бейозю, Турция). Известно, что и Л. К. нек-рое время жил в Евхаитах, присоединившись добровольно к своему епископу в изгнании. В 553 г., во время V Вселенского Собора, Л. К. находился в визант. столице и мог следить за событиями: он стал свидетелем давления на папу Римского Вигилия, к-рый в конечном счете согласился с соборным осуждением «Трех Глав», и твердой положительной позиции по этому вопросу африкан. епископов. По сообщению Виктора Туннунского, Репарат умер в Понте в 563 г. (Vict. Tonun. Chron. // PL. 68. Col. 959-962). Неизвестно, вернулся Л. К. в Африку после смерти Репарата или же ранее, после завершения V Вселенского Собора. Сочинение Л. К. написано уже в Африке после Собора, но еще при жизни имп. Юстиниана (ум. в 565).

«Краткая история несториан и евтихиан» была написана Л. К. между 560 и 566 гг. Она охватывает период с 428 (возведение Нестория на К-польскую кафедру) до 555 г. (окончание V Вселенского Собора в 553 и нек-рые последующие события). История Л. К. всецело посвящена догматическим спорам между сторонниками несторианства и монофизитства и не касается др. аспектов жизни христиан в этот период. Рассказ Л. К. начинается со времени возникновения ересей Нестория и Евтихия в сер. V в. Эти ереси Л. К. считает первопричиной всего последующего зла, проникшего в Церковь. Для раннего периода своей истории, до событий IV Вселенского (Халкидонского) Собора 451 г., Л. К. использовал «Трехчастную церковную историю», составленную незадолго до него Епифанием Схоластиком. Также ему известны лат. версии Деяний III и IV Вселенских Соборов. Среди своих источников Л. К. указывает некую книгу, недавно написанную в Александрии по-гречески (Liberat. Breviar. 13); нек-рые исследователи определяют ее как церковную историю Захарии Ритора. Одно из важных достоинств произведения Л. К. состоит в том, что в тексте он привел полные латинские переводы мн. документов сер. V - сер. VI в. Среди них - послание архиеп. Прокла К-польского к архиеп. Иоанну I Антиохийскому (441), «Энотикон» имп. Зинона (482), постановление имп. Юстиниана против оригенистов (543), эдикт о «Трех Главах» (544), теопасхитские указы (см. ст. Теопасхизм). События сер. VI в., связанные с теопасхитскими спорами и V Вселенским Собором, Л. К. описывает как очевидец, однако ввиду этого его сведения о последних десятилетиях субъективны и неполны.

Л. К. является последовательным противником осуждения еп. Феодора Мопсуестийского, сочинений Феодорита Кирского и еп. Ивы Эдесского. Осуждение «Трех Глав» Л. К. считает последним проявлением евтихианской монофизитской ереси; как и др. противники этого эдикта (епископы Факунд Гермианский, Виктор Туннунский), Л. К. рассматривал этот спор как провокацию, устроенную монофизитами (евтихианами) против халкидонитов (православных), с целью подорвать авторитет IV Вселенского (Халкидонского) Собора. Свою позицию Л. К. считал единственно верной, поскольку она базировалась на постановлениях Халкидонского Собора, на к-ром не был осужден Феодор Мопсуестийский и были открыто оправданы Феодорит и Ива. В оправдание Феодора, а также еп. Диодора Тарсийского, в чьих сочинениях противники усматривали несторианство, Л. К. заявлял, что эти отцы писали труды против взглядов Аполлинария Лаодикийского, не различавшего во Христе Дух и душу, и потому настаивали на двух различных природах, но в отличие от Нестория они никогда не разделяли Спасителя на два лица. Кроме того, по мнению Л. К., тексты, принадлежавшие этим церковным историкам, были ложно перетолкованы несторианами в свою пользу. Такое довольно поверхностное понимание несторианства Л. К. вполне соответствует контексту зап. патристической традиции его времени. Вместе с тем, защищая Феодора, Феодорита и Иву, Л. К. мягко критиковал свт. Кирилла Александрийского, отмечая, что тот добился успеха на III Вселенском Соборе в Эфесе (431) недопустимыми методами. Однако догматический авторитет свт. Кирилла для Л. К. бесспорен, тем не менее право монофизитов прикрываться авторитетом свт. Кирилла он полностью отрицает. Наибольшую неприязнь у Л. К. вызывает архиеп. Феодор Аскида: он считает, что архиепископа можно было бы приговорить к сожжению заживо за то, что он являлся виновником спора о «Трех Главах» (Ibid. 20). Также жестко Л. К. отзывается о смерти папы Вигилия, к-рого считает отступником (Ibid. 22). В конце своего произведения Л. К. заявил, что не желает повествовать о Божиих карах, постигших неправедных, согласившихся подписать «Три Главы», и о притеснениях тех, кто отказались это сделать. Сочинение Л. К. не содержит к.-л. оригинальных богословских мнений и скорее представляет собой полемический памфлет, написанный на историческом материале и направленный против тех, кто инициировали принятие эдикта «Три Главы», и тех, кто согласились с ними.

Соч.: Mansi. T. 9. Col. 659-700; PL. 68. Col. 969-1052; Schwartz E. Concilium Universale Chalcedonense // ACO. Т. 2. Vol. 5. P. 90-141; Либерат. Бревиарий [фрагменты] // Евагрий Схоластик. Церковная история: Кн. 1-2. СПб., 20012. C. 362-366; Das «Breviarium» des Liberatus von Karthago // ZAChr. 2010. Bd. 14. H. 1. S. 3-269.
Лит.: Hole C. Liberatus (7) diaconus // DCB. Vol. 3. P. 716-717; Bardenhewer O. Patrologie. Freiburg i. Br., 1894. S. 596; Diehl Ch. L'Afrique byzantine. P., 1896. P. 432; Leclercq H. L'Afrique chrétienne. P., 1904. T. 2. P. 256-273; Grillmeier A. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br., 1986. Bd. 2. H. 1. S. 327-328; 1989. H. 2. S. 407; 1990. Н. 4. S. 361.
Д. В. Зайцев
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АММОНИЙ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (V в. или VI в.), христ. писатель, автор комментария на Евангелия от Матфея и Иоанна
  • АНТИОХ (VI-VII вв.), писатель, прп. (пам. в субботу сырную - в Соборе всех преподобных отцов , в подвиге просиявших; пам. греч. 24 дек.)
  • АПРИНГИЙ (сер. VI в.), еп. г. Пакс-Юлия, церковный писатель
  • АРНОБИЙ МЛАДШИЙ церковный писатель ( V в.)