(V или VI в.), автор комментария на Евангелия от Матфея и от Иоанна, фрагментарно сохранившегося в виде катен. Й. Ройс сделал попытку восстановить большую часть комментария А. А. на основании фрагментов, опубликованных в «Патрологии» Ж. П. Миня, критически проанализировав известный ему рукописный материал и добавив еще более 150 фрагментов (Reuss. Johannes-Kommentare).
Для датировки времени жизни А. А. и идентификации его личности важно то, что он цитирует нек-рые догматические термины Всел. IV Собора, в своем толковании использует комментарии к Евангелию от Иоанна Феодора Ираклийского, Аполлинария Лаодикийского, Дидима, свт. Иоанна Златоуста, Феодора Мопсуестийского и свт. Кирилла Александрийского, а нек-рые части трудов этих авторов он почти дословно переписывает (Op. cit. S. XXX). До наст. времени не установлено, можно ли идентифицировать его с к.-л. др. Аммонием, напр. с александрийским пресвитером, к-рый подписал в 458 г. послание егип. епископов к имп. Льву I в защиту Халкид. Собора и также был известен как экзегет (см. PG. 85. Col. 1361-1362).
В толковании Евангелия от Иоанна А. А. защищает от нападок еретиков правосл. учение о Св. Троице, догмат о Богочеловеке (Воплощение, две природы Христа и их соединение в терминах халкид. Собора), определяет отношение Богочеловека Иисуса Христа к Богу Отцу, подчеркивает свободную волю человека, добровольный характер страданий Христа. Свои догматические позиции А. А. формулирует, полемизируя с арианами, Павлом Самосатским, Маркионом, манихеями, мессалианами, савеллианами.
А. А. в своей экзегезе опирается на основные принципы антиохийской школы, при этом, однако, у него встречается и аллегорическое толкование нек-рых мест («дом торговли» - Ин 2. 16; запах благовония - Ин 12. 3; осел в сцене Входа Господня в Иерусалим - Ин 12. 14-15; 5 хлебов и 2 рыбы - Ин 6. 13; личности Марии и Марфы - Ин 12. 1-4).