Анатолий Константинович (30.04.1855, С.-Петербург - 15.08. 1914, усадьба Полыновка Боровичского у. Новгородской губ.), рус. композитор, педагог, дирижер, общественный деятель. Представитель династии профессиональных музыкантов, Л. с детства был вовлечен в мир высокого искусства: его отец К. Н. Лядов был 1-м рус. капельмейстером Мариинского театра. Прекрасным музыкальным образованием Л. был обязан преподавателям С.-Петербургской консерватории (1870-1876, 1878; практическое сочинение - Н. А. Римский-Корсаков, специальная теория - Ю. И. Иогансен) и композиторам Новой русской школы («Могучей кучки»), в к-рую он был принят в 1873 г., несмотря на юный возраст. Л.- младший из участников содружества, сформировавшегося вокруг М. А. Балакирева, один из руководителей кружка М. П. Беляева (наряду с Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым). С 1897 г. Л. был признан в правах личного дворянства, кавалер ордена св. Станислава 3-й степени.
К окончанию консерватории Л. представил кантату «Мессинская невеста» на сюжет произведения Ф. Шиллера (1878), в заключительный хор к-рой на текст «Requiem aeternam» (1-й опыт Л. в сфере духовной музыки) он ввел обиходный напев «Вечная память», применив в изложении темы принципы полифонии строгого письма.
Изучение Л. рус. богослужебного пения продолжилось в 1883 г. благодаря его вхождению в педагогический состав руководимой Балакиревым Придворной певческой капеллы (с 1878 Л. преподавал в консерватории элементарную теорию музыки, гармонию и инструментовку) и участию в коллективной работе преподавателей капеллы во главе с Римским-Корсаковым по составлению нового Обихода, изданного в 1888 г. под названием «Пение при всенощном бдении древних напевов». Занятия церковной музыкой побудили Л. чаще обращаться к Евангелию. В 1883 г. он советовал будущей жене Н. И. Толкачёвой читать его «как можно более», т. к. «это такое чудо, так хорошо, там есть все ответы и на все» (Ан. К. Лядов. 2005. С. 29). Однако, как типичный представитель рус. интеллигенции, Л. на протяжении всей жизни находился в духовном поиске. Известно, напр., о его бесконечных спорах с близким другом, глубоко религ. человеком, мировым судьей и талантливым музыкантом В. А. Авдеевым, к-рый руководил любительским церковным хором, включавшим в свой репертуар песнопения Л.
Собственные духовные муз. произведения Л. начал писать на рубеже XIX и XX вв., придя к убеждению, что «в церковной музыке можно наделать чудеса». Подтверждением этой мысли стали его «Десять переложений из Обихода для смешанного хора» (Op. 61), посвященные Е. С. Азееву (изд. в 1907 в С.-Петербурге П. И. Юргенсоном, переизд.: М., 1992), сюда вошли стихира на Рождество Христово «Слава в вышних Богу», тропарь «Рождество Твое, Христе Боже наш», кондак на Рождество Христово «Дева днесь», тропари Великой субботы «Благообразный Иосиф» и «Мироносицам женам», ексапостиларий Великого четверга «Чертог Твой вижду», задостойник на Воздвижение, Херувимская, «Тебе поем» на литургии, причастны «Хвалите Господа с небес» и «Чашу спасения прииму». Авторские переложения Л. стали неотъемлемой частью творческих исканий и достижений представителей Нового направления рус. духовной музыки. К этому периоду относятся его гармонизации и переложения духовных стихов, вошедшие в сборники рус. народных песен, изданные в 1898-1907 гг.
В преддверии всероссийского прославления свт. Иоасафа Белгородского, весной 1910 г., Л. написал хор a cappella «Ежечасная молитва святителя Иоасафа Горленко». В том же году хор был опубликован в книге петербургского кружка почитателей свт. Иоасафа, возглавлявшегося прот. Александром Маляревским и кн. Н. Д. Жеваховым, и вошел в несколько следующих изданий наряду с одноименным сочинением В. А. Фатеева (см.: Святитель Иоасаф, еп. Белгородский: Чтение с световыми картинами для школ и народа / Сост.: прот. А. Маляревский. СПб., 1909, 19102, 19113. М., 19122).
Созданию на исходе жизни «Ежечасной молитвы...» сопутствовала работа Л. над симфонической картиной «Из Апокалипсиса» (1910-1912), вдохновленной содержанием 10-й главы Откровения св. Иоанна Богослова и образами народной веры, отразившимися в духовном стихе «Страшный Суд», музыкальная тема к-рого цитируется в сочинении.
Представление о творчестве Л. дополняют недатированные страницы рукописного наследия композитора: Величание Благовещению Пресв. Богородицы с пометкой «для голоса» (РИИИ КР. Ф. 7 (А). Р. XV. Ед. хр. 7) и одноголосное «Кресту Твоему покланяемся, Владыко» (РНБ ОР. Ф. 449. Ед. хр. 39. Л. 17).
Л. похоронен в некрополе Свято-Троицкой Александро-Невской лавры.