Наталия Андреевна (1.05.1919, дер. Плотихино Переславского у. Владимирской губ.- 9.07.2005, Москва), искусствовед, один из первых специалистов в области истории, технологии и стиля древнерус. лицевого шитья, автор многочисленных научных трудов. Заслуженный деятель искусства РФ (1995), почетный член Международного совета музеев, была награждена медалями «За доблестный труд» и «Ветеран труда». М. происходила из семьи юристов, связанных с земской деятельностью, выросла в г. Сергиев (с 1930 - Загорск, ныне Сергиев Посад), куда ее семья переехала в 1925 г. Отец, Андрей Николаевич, юрист, служил офицером, участвовал в первой мировой войне, был призван в Красную Армию. Был репрессирован в 1926-1927 гг., в 1937 г. умер в лагере. Мать, Клавдия Ивановна, школьная учительница, одна воспитывала детей. Круг общения составляли семьи Флоренских и Фаворских, с детьми к-рых М. училась и дружила. М. поступила на археологический фак-т Ин-та философии, литературы и истории им. Н. Г. Чернышевского (ИФЛИ), после вхождения ин-та в структуру МГУ (1943) окончила исторический фак-т ун-та.
С марта 1945 г. М. начала работать в Загорском историко-художественном музее-заповеднике, находившемся в то время на территории Троице-Сергиевой лавры. Ее приход совпал с трудным периодом в учреждении: входящие в музейные коллекции сокровища богатейшей ризницы предполагалось передать в Оружейную палату Московского Кремля. Наряду с др. молодыми сотрудницами М. ездила в Москву отстаивать целостность собрания и сохранение его исторического местопребывания. После возвращения из эвакуации музейных коллекций (1946) с ее участием были организованы первые послевоенные выставки музея, прежде всего икон из иконостаса Троицкого собора, отреставрированных в 20-30-х гг. XX в. Выставка привлекла внимание видных ученых, специалистов по истории, искусству и археологии Др. Руси, таких как В. Н. Лазарев, М. В. Алпатов, Б. А. Рыбаков, М. А. Ильин, Н. Н. Воронин. Общение с Н. А. Дёминой, которая недолго проработала в музее, как и с др. более опытными коллегами, повлияло на формирование собственного метода М. С 1948 г. М. училась в аспирантуре ГИМ на кафедре истории материальной культуры, взяв в качестве темы для исследования историю древнерус. лицевого шитья. Первая научная работа была опубликована в 1953 г. С 1952 г. находилась на должности зам. директора по научной работе Загорского музея, занималась организацией различных видов музейной деятельности (исследования, экспедиции и выставки). Благодаря ее энтузиазму и профессионализму музей превратился из рядового областного учреждения в научный центр по исследованию искусства Др. Руси, быстро выдвинулся в ряды знаменитых музеев страны и мира. При активном участии М. возобновилась издательская деятельность, вышли 3 сборника научных работ об экспонатах музея. В 50-х гг. XX в. М. была избрана депутатом городского совета. М. ездила в командировки и экспедиции, разыскивая произведения древнерус. искусства, к-рым грозило уничтожение в ходе широкой кампании 60-х гг. по закрытию церквей. Она привлекала на работу молодых сотрудников, опекала и обучала их. Вышла замуж за архит. И. В. Трофимова, под руководством и при непосредственном участии к-рого была проведена реставрация комплекса зданий Троице-Сергиевой лавры. В 1951-1953 гг. М. помогала в составлении и редактировании книги Трофимова о реставрации Троице-Сергиевой лавры; позже редактировала каталог персональной выставки худож. В. П. Трофимова, принимавшего участие в реконструкции архитектурных памятников мон-ря (Каталог выставки произведений В. П. Трофимова. Загорск, 1955). В это время она публикует исследования малоизученных, ценных своей исторической значимостью памятников Сергиево-Посадского музея, в их числе двойной покров с фигурами преподобных Сергия и Никона Радонежских, древняя копия иконы Св. Троицы прп. Андрея Рублёва. В это время на основе изучения памятников шитья из ризницы Троице-Сергиевой лавры формулируются новые темы исследований, такие как мастерские художественного шитья на примере князей Старицких. Работы этого периода, а также уточнения датировок и атрибуций, предложенные М., не утратили своего значения и поныне. Итогом изучения сергиево-посадской коллекции шитья стал раздел в монографическом издании «Троице-Сергиева лавра: Художественные памятники» (М., 1967), в к-ром были продемонстрированы все научные приемы автора: многоплановость анализа с учетом исторических обстоятельств и персоналий, точность и обстоятельность характеристик.
С 1962 г. М. начала работать в Музеях Московского Кремля как хранитель Благовещенского собора. Благодаря ей были систематизированы иконы, предметы утвари и убранства этого храма. Она создала новые экспозиции, напр. выставку икон из придельных церквей Благовещенского собора, организовала профилактику и реставрацию икон из деисусного и праздничного чина иконостаса (кон. XIV - нач. XV в.). М. возглавила комиссию по научной каталогизации музея, она разработала форму инвентарных описаний, составила программу каталогизации музейных собраний. В 1971 г. состоялась защита ее канд. дис. «Древнерусское лицевое шитье XVI в.» в Ин-те археологии АН. На должности зам. директора по научной работе (1972-1979) М. продолжала заниматься изучением лицевого шитья, активно участвуя в выставочной и научной деятельности музея, в различных музейных и научных конференциях. Темами ее исследования становились ведущие мастерские шитья Др. Руси - царские и боярские светлицы; изучение и атрибуция шедевров, происходивших из крупнейших соборов (московского Успенского, новгородского Софийского), монастырей (Кириллова Белозерского, Соловецкого).
Для метода работы М. был характерен энциклопедический подход, удачно совпавший со счастливой возможностью изучать лучшие из древнерусских коллекций лицевого шитья: в ризнице Троице-Сергиевой лавры и соборах Московского Кремля. М. досконально знала архитектуру храмов Кремля, состав и историю произведений из др. собраний. Исследуя технологию и стиль шитья, она рассматривала произведения как исторические памятники, созданные в определенных обстоятельствах и связанные с крупными историческими деятелями Др. Руси. Ее работы открывали новые научные возможности для различных исторических дисциплин, для обогащения складывавшейся картины развития отечественного искусства. В фундаментальном труде, посвященном облику и убранству Благовещенского собора и опубликованном к 500-летию этого памятника, М. написала большой раздел о лицевом шитье, о предметах церковного убранства, выполненных в разных техниках (о вратах с золотой наводкой, ризничных драгоценностях и мощевиках), о рукописных книгах. Будучи сама уникальным специалистом, она ценила мнение коллег, учитывала их атрибуции (воспоминания об этом см.: Гусева Э. К. О Л. Д. Лихачёвой в окружении коллег, друзей, родных // Страницы истории отеч. искусства: К 75-летию со дня рожд. Л. Д. Лихачёвой. СПб., 2012. С. 186-194).
В Музеях Московского Кремля М. вела большую организационную работу, занималась издательской деятельностью, архитектурной реставрацией, участвовала в написании плана новой экспозиции Оружейной палаты. Некогда закрытое музейное хранилище с ее участием приобрело статус крупного научного центра. С развитием этого направления начали проводиться выставки в России и за рубежом, а также многочисленные симпозиумы, сессии, конференции. Вклад М. есть и в том, что Московский Кремль был включен в систему особо ценных памятников мировой культуры ЮНЕСКО. Работая в научно-издательском отделе музея (с 1979), М. продолжала собственный активный научный труд, была бессменным редактором сб. «Материалы и исследования», участвовала в составлении др. сборников, посвященных древнерус. искусству. Итогом ее многолетних исследований стал каталог произведений лицевого шитья XIII - нач. XVIII в., хранящихся в Музеях Московского Кремля (М., 2004). В заслугу ей можно поставить воспитание нового поколения исследователей, продолживших начатое ею исследование мастерских лицевого шитья, напр. строгановских (А. В. Силкин), и изучение различных по функции и иконографии литургических предметов лицевого шитья, таких как плащаницы или завесы (Ю. Г. Гриднева (Матвеева)). Не без ее участия, поддержки и внимания происходило возрождение искусства церковного шитья в новейшее время. Среди ее учеников - выпускник МДА Иоанн (Павлихин; ныне архиепископ Магаданский и Синегорский), реставраторы и мастера церковного лицевого шитья нового поколения, работающие в Троице-Сергиевой лавре, С.-Петербурге (Е. Ю. Касатонова). Ее труды и методология помогают в новых исследованиях памятников лицевого шитья древнерус. и синодального периодов.