МОКРАНЯЦ
Том XLVI, С. 371-372
опубликовано: 23 ноября 2021г.

МОКРАНЯЦ

С. С. Мокранянц. Портрет. ХХ в. Худож. У. ПредичС. С. Мокранянц. Портрет. ХХ в. Худож. У. Предич [Серб. Мокрањац; наст. фамилия Стоянович; серб. Стоjановић] Стеван (9.01.1856, Неготин - 30.09.1914, Скопье), серб. композитор, регент, мелограф, педагог, музыковед. Семья Стояновичей происходила из с. Мокране близ Неготина (совр. Вост. Сербия). Отец М., торговец и владелец гостиницы, умер на 3-й день после рождения М., в семье было еще 4 сына и 4 дочери. М. учился в начальной школе в Неготине и Белграде (с 1862), в гимназии - в Заечаре и Неготине (с 1866), в старших классах гимназии - в Белграде (1870-1873/74). Основы муз. искусства он получил в семье и на службах в церкви при поддержке еп. Тимокского Евгения (Симеоновича), уроженца обл. Банат. В 1875-1877 гг. учился на отд-нии естественных наук и математики философского фак-та Белградской высшей школы (впосл. Белградский ун-т), но не окончил его из-за увлечения музыкой. В Белграде в школьные и студенческие годы брал частные уроки игры на скрипке; в 1870-1872 гг. был певцом-стажером в Белградском певческом об-ве (в наст. время Первое белградское певческое об-во), с 1876 г. стал его постоянным членом; в 1872 г. в Неготине руководил певч. об-вом в гимназии, в 1877 г.- хором; в тот же период создал первые обработки народных песен и композиций К. Станковича. В 1878 г. вернулся в Белград.

С. С. Мокранянц в кругу семьи. Фотография. 1902 г.С. С. Мокранянц в кругу семьи. Фотография. 1902 г.Как стипендиат Белградского певческого об-ва и Мин-ва просвещения Сербии учился в Королевской муз. школе в Мюнхене (1879-1883) у Й. М. Э. Сахса и Й. Г. Райнбергера. К этому периоду относится создание хоровой композиции М. «Тебе, Бога, хвалим». Из-за материальных проблем и разногласий с руководством школы в 1883 г. он вернулся в Белград. Здесь он написал «Отпевание» для смешанного хора (соль минор) и первые 2 хоровые рапсодии (Руковети, букв.- снопы; первые 6 рапсодий имеют общее название «С моей родины»). Вновь получив гос. стипендию, поехал в Рим учиться музыке у А. Паризотти (1884/85), затем продолжил обучение в консерватории в Лейпциге (1885-1887) у С. Ядассона, К. Г. К. Райнеке и А. Д. Бродского. Накануне выпускного экзамена М. был лишен стипендии и был вынужден вернуться в Белград без диплома. Преподавал музыку в 1-й Белградской гимназии (до 1900). Возобновил работу с Белградским певческим об-вом (в 1887 стал его главным дирижером), что оказало сильное влияние как на его жизнь и творчество, так и на муз. жизнь Белграда и Сербии в целом.

М. продолжил сочинять духовную и светскую музыку, преимущественно для смешанного хора. Написал Отпевание фа-диез минор для смешанного хора (1887; к 100-летию со дня рождения В. Караджича), новые рапсодии цикла «Из моей родины», «Две песни XVI века» и обработки ряда песен. Также сочинял произведения для женского и детского хоров. В 1892 г. стал руководителем церковно-певч. об-ва «Корнелий Станкович», хор к-рого регулярно пел на службах в белградском соборе арх. Михаила. В тот период М. создал такие церковные композиции, как 2 стихиры Великой пятницы («Тебе одеющагося», «О, како беззаконное») по напеву Белградского митр. Феодосия (Мраовича), «Во Иордане», величание свт. Савве Сербскому, Акафист Пресв. Богородице. В хоре познакомился со своей буд. супругой Марией Мицей Предич, с которой обвенчался в 1898 г., в следующем году у них родился сын Момчило (впосл. профессор-химик). Для исполнения в церкви написал песнопения Литургии св. Иоанна Златоуста, записывал традиционные напевы в исполнении опытных певцов: так, бывш. директор гимназии М. Татич напел ему херувимскую песнь 1-го гласа карловацкого распева. В 1894 г. М. завершил Литургию для смешанного хора (к-рая в наст. время считается одной из вершин хоровой духовной музыки a cappella), в следующем году Белградское певч. об-во и хор «Корнелий Станкович» исполнили ее под управлением М. в соборе арх. Михаила в Белграде. По его инициативе в 1896 г. к отд-нию духовной музыки Белградского певческого об-ва присоединились хоры «Даворье» и «Корнелий Станкович». С этим расширенным хором М. впервые исполнил большинство своих произведений, много концертировал в Сербии, Греции, в Османской, Австро-Венгерской, Германской и Российской империях (1896: С.-Петербург, Н. Новгород, Москва, Киев). Турне Белградского певческого об-ва стали не только культурной миссией, но и успехом дипломатической службы Королевства Сербия. Это было время самых значимых композиторских и исполнительских достижений М. Он продолжал писать хоровые рапсодии (в общей сложности 15), песни для голоса и фортепиано, праздничные хоровые композиции, обработки тур., венг., румын., укр. народных песен.

Начав заниматься собиранием светских и церковных напевов в 1896 г. в Косове, M. продолжал это дело всю жизнь; свои записи он использовал в хоровых композициях. В 1899 г. он основал 1-ю муз. школу в Белграде, в 1901 г. стал профессором музыки в Белградской ДС. Начал подготовку издания Осмогласника в качестве учебника пения; несмотря на мн. препятствия, оно было выпущено в 1908 г. Предисловие к этому сборнику является одним из первых теоретических исследований о серб. пении. Для учеников семинарии М. записал и частично гармонизовал блаженны на разные праздники, а также многочисленные праздничные песнопения.

Основал Содружество сербских музыкантов (1907) и Союз певческих обществ (1910).

Награжден серебряной медалью свт. Саввы в Неготине и удостоен премии Музыкального об-ва в Любляне (Словения). Член-корреспондент Сербской королевской академии наук и искусств (1906) и Французской академии искусств (1911).

Последние, менее известные хоровые произведения - «Отче наш» и «Верую» - М. написал во время отдыха на Бохиньском оз. (Словения). Будучи уже больным, в Пожареваце вместе с церковным певцом Й. Костичем готовил новую редакцию сборника богослужебных песнопений «Страно пjениjе» (1914), который он намеревался передать Архиерейскому Собору Сербской Православной Церкви. Во время войны эта рукопись была утрачена, но впосл. усилиями К. Манойловича реконструирована и опубликована. М. умер в Скопье, куда он переехал из-за военных действий, здесь же был похоронен. Его почитатели основали в городе певческое об-во «Мокраняц». В 1923 г. Белградское певческое об-во организовало 2-дневные торжества и перезахоронение его останков на Новом кладбище в Белграде. Тогда же состоялись поминальная служба в белградском соборе, концерт в Народном театре с участием 25 хоров; были проведены конгресс Союза сербских певческих обществ и заседания Лиги певческих союзов Королевства сербов, хорватов и словенцев.

Соч.: С. С. Мокрањац, дописни члан: [Автобиогр.] // Годишњак Српске краљевске академиjе, 1905. Београд, 1906. Књ. 19. С. 457-476; Сабрана дела. Београд, 1992-1999, 2013-20152. Т. 1-3: Световна музика; Т. 4-8: Духовна музика [содержат также статьи о церк. музыке М. на серб. и англ. языках]; Т. 9: Етномузиколошки записи; Т. 10: Живот и дело.Дискогр.: Руковети. Литургиjа. Опело / Хор Радио-телевизиjе Београд, дир.: М. Jагушт. Београд 1996. 3 CD; Молитва и пост у свjетлости васкрсења / Српско пjевачко друштво «Jединство», дир.: М. Лазаревић. Котор, 1997. № 3, 5, 11, 16; Мокрањац С. С., Илић В. Божанствена Литургиjа Св. Jована Златоустог / Дечjи хор Колибри РТС, дир.: М. Маноjловић. Београд, 1998; Српска духовна музика / Прво београдско певачко друштво, дир.: В. Милосављевић. Београд, 1998. № 3, 6; Хиландарски ктитори у православном поjању / Хор «Св. Стефан Дечански», дир. Т. Петиjевић. Београд, 1999. № 1, 7, 10, 12, 28; Литургиjа св. Jована Златоустог / Хор државне академске капеле Ст. Петербурга «Глинка», дир.: В. Чернушенко. Београд, 1999; Мjешовити хор СПД «Jединство», дир.: Н. Савић. Бања Лука, 1999. № 3, 6-10, 12; Православна духовна музика од прошлости до данас / Хор Саборне цркве Св. Георгиjе (Нови Сад). Norwich, 2002; Страсна седмица / Хор Радио-телевизиѣе Београд, дир.: В. Крањчевић. Београд, 2003; У славу Бога и рода - 165 година / Панчевачко српско црквено певачко друштво, дир.: В. Царина. Панчево, 2003. № 1, 18; Православна духовна музика / Камерни хор Одсjека за црквену музику и поjање Музичке академиjе Ун-та у Источном Сараjеву, дир.: Р. Радовић. Источно Сараjево, 2003. № 5, 11; Прво београдско певачко друштво -153 године, дир.: С. Вилић. Београд, 2005. CD 1. № 3, 4, 9, 11; Духовна хорска музика / Камерни хор Одсjека за црквену музику и поjање Музичке академиjе Ун-та у Источном Сараjеву, дир.: Р. Радовић. Источно Сараjево, 2005. № 6, 7; Српски Божић / Хор «Свети Стефан Дечански», дир.: Т. Петиjевић. Нови Сад, 2004/2005. CD 2: № 1, 2, 3, 11; Велика седмица и Васкрс / Хор «Свети Стефан Дечански», дир.: Т. Петиjевић. Нови Сад, 2006. CD 1. № 1, 3, 11, 17, 18, 20; Београдски мадригалисти - 55 година / Дир.: А. Спасић. Београд, 2007. CD 1. № 3; CD 2. № 4, 10; Камерни хор Одсjека за црквену музику и поjање Музичке академиjе Ун-та у Источном Сараjеву / Дир.: Р. Радовић. Источно Сараjево, 2011. CD 3. № 23, 24.
Библиогр.: Перић Ђ. Библиографиjа С. С. Мокрањца // Мокрањац С. С. Сабрана дела. 1999. Т. 10. С. 268-367; он же. Библиографиjа штампаних радова о С. С. Мокрањцу // Там же. С. 368-408.
Лит.: Маноjловић К. П. Споменица С. С. Мокрањцу. Београд, 1923; Илић В. Сугестиjе за извођење - Литургиjа за мешовити хор, Литургиjа за трогласни дечиjи или женски хор, Литургиjа за мушки хор // Мокрањац С. С. Сабрана дела. 1994. Т. 4. С. 135-142; он же. Сугестиjе за извођење // Там же. 1995. Т. 5. С. 231-238; Илић В., Перичић В. Духовна дела // Там же. С. XI-XIII; Петровић Д. Осмогласник у српском поjању и у мелографском раду С. С. Мокрањца: Критичке напомене. Врсте песама // Там же. 1996. Т. 7. С. XV-XXXIV, 391-395, 398-405; она же. Опште, Пригодно и Празнично поjање С. С. Мокрањца // Там же. 1998. Т. 8а. С. XI-XLI; она же. Оснивање и првих 6 децениjа рада: Летопис друштва, 1 (1853-1918) // Прво београдско певачко друштво: 150 година. Београд, 2004. С. 11-22, 37-103. (Галериjа САНУ; 101); Jанковић М. Као да се обраћам Богу: (Дир. М. Jагушт о лепотама музике С. Мокрањца) // Мокрањац: Часопис за културу. Неготин, 2000. Бр. 2. С. 15-24; Мокрањацу на дар: Прошета - чудних чуда кажу - 150 година. Београд; Неготин, 2006; Перковић И. Страсна седмица и нека питања уметничке институционализациjе литургиjског поjања // Мокрањац. 2010. Бр. 10. С. 2-9; С. С. Мокрањац (1856-1914): Иностране концертне турнеjе са Београдским певачким друштвом / Уред. Б. Милановић. Београд, 2014.
Д. Петрович
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БИНГУЛАЦ Петар (1897 - 1990), серб. музыковед, педагог и композитор
  • МАНОЙЛОВИЧ Коста (1890-1949), серб. композитор, регент и педагог
  • АСТАФЬЕВ Алексей Михайлович (1873-1956), автор церковных песнопений, регент, педагог, помощник дирижера Русского хорового общества в Москве
  • БАГРЕЦОВ Федор Алексеевич (1812-1874), регент Чудова мон-ря, автор духовно-муз. сочинений
  • БАЙИЧ Исидор (1878–1915), сербский композитор, дирижер, музыкальный педагог, издатель
  • БЕЛОВ Николай Николаевич (кон. XIX - нач. ХХ в.), учитель пения, регент, автор песнопений
  • БЕНЕВСКИЙ Василий Дмитриевич (1864-1930), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог
  • БИНИЧКИ Станислав (1872 - 1942), серб. композитор, дирижер и муз. педагог
  • ВАРГИН Константин Константинович (1876 - 1912), композитор, регент, педагог
  • ВИГИЛЕВ Дмитрий Григорьевич (1831 - сер. 1900-х), регент, учитель пения, автор духовно-муз. произведений