[Республика Мордовия - офиц. название с 1994], субъект РФ в составе Приволжского федерального округа. Территория - 26,1 тыс. кв. км. Столица - Саранск. Расположена в центральной части Восточно-Европейской равнины, в междуречье Оки и Суры. Граничит с Рязанской, Нижегородской, Ульяновской, Пензенской областями и с Чувашской Республикой. Население - 808,5 тыс. чел. (2017). Национальный состав (2010): русские - 53,2%, мордва - 39,9, татары - 5,2, представители др. национальностей (украинцы, белорусы, удмурты, чуваши, марийцы, азербайджанцы, армяне, евреи и др.) - 1,7%. М. включает городской окр. Саранск и 22 района.
Первые поселения на территории М. известны с мезолита (IX-VI тыс. до Р. Х.), они располагались на берегах рек и озер (стоянки у с. Заречного Краснослободского р-на и у с. Ст. Качеевка Теньгушевского р-на). Основными занятиями населения были охота, рыболовство, собирательство. В неолите (V - 1-я пол. III тыс. до Р. Х.) продолжалось развитие присваивающего хозяйства, основанного на охоте и рыболовстве, появились ткачество, гончарное производство, новые приемы в изготовлении каменных орудий. Территория М. входила в область расселения древних финно-угорских племен (культура ямочно-гребенчатой керамики и др.). Неолитические стоянки известны на реках Алатырь, Вад, Мокша. В энеолите (сер. III - нач. II тыс. до Р. Х.) междуречье Мокши и Суры занимали предположительно финно-угорские племена волосовской и имеркской культур. В это время появились медные изделия.
В бронзовом веке (1-я четв. II тыс.- VIII-VII вв. до Р. Х.) произошел переход к производящему хозяйству (скотоводству и земледелию). Получили распространение бронзовые орудия труда и оружие, колесный транспорт. Началось разложение первобытного общества, материнско-родовая организация сменялась отцовско-родовой. На территории М. появились пришлые скотоводческо-земледельческие племена абашевской, балановской, примокшанской и срубной культур, предположительно представлявшие индоиран. и протобалтскую ветви древних индоевропейцев. В результате их контактов с местными, в т. ч. финно-угорскими, племенами сложилась поздняковская культура.
В железном веке (VII в. до Р. Х.- II в. по Р. Х.) на территории М. и прилегающих земель расселились племена городецкой культуры, сформировавшейся на основе местных культур бронзового века. Поселениями этой культуры являлись городища и селища Каргашинское (около с. Каргашина Зубово-Полянского р-на), Нароватовское (вблизи с. Нароватова Теньгушевского р-на), Самозлейское (рядом с с. Самозлейка Ковылкинского р-на), Теньгушевское (возле дер. Дудниково Теньгушевского р-на) и др. Хозяйство носителей городецкой культуры базировалось на сочетании подсечного земледелия, животноводства, охоты и рыболовства. Железные орудия труда изготовляли из местных болотных и дерновых руд. Племена городецкой культуры являлись предками древней мордвы, а также марийцев и муромы. К наиболее раннему периоду формирования древнемордов. культуры относится Андреевский курган в Большеигнатовском р-не (I-II вв. по Р. Х.). В результате археологического исследования кургана были найдены мн. мордов. украшения и отмечены этнокультурные связи с жителями Прикамья и с юж. сарматами. Основные признаки древнемордов. культуры сложились в кон. I тыс. до Р. Х.- нач. I тыс. по Р. Х. С этого времени можно говорить о мордов. этносе, истоки к-рого восходят к древнемордов. семье племен, возникшей в Ср. Поволжье в результате распада прамордовско-прамарийской этнической общности. Каждое из этих племен возглавлял тюштя (от мордов. «текш» - верх, верхушка, «атя» - старик, старейший). Племена, составлявшие древнемордовскую группу (семью) племен, характеризовались, вероятно, не столько этническим единством, сколько сходством. Они, по-видимому, говорили на родственных диалектах, легших позднее в основу эрзянского и мокшанского наречий, а затем и языков, которым до сих пор присущи большие диалектные различия. Племенная мозаичность древнемордов. этничности прослеживается отчасти и по материалам традиционного народного костюма. Исследователи неоднократно обращали внимание на его локальное многообразие, определяемое не только различными условиями исторического развития отдельных групп мордвы, особенностями их расселения и этнического соседства, но, видимо, и разноплеменностью. В то же время имеется и ряд общих черт, свойственных всем вариантам мордов. одежды.
Уже с 1-й пол. I тыс. по Р. Х. в древнемордов. семье племен наметились разные линии эволюции мокшанской и эрзянской групп племен или соплеменностей. Одной из главных предпосылок такого разделения была обширность этнической территории древнемордов. семьи племен, затруднявшая контакты между племенными группами. Территориальная разобщенность и взаимодействие с разными этносами порождали особенности языка, антропологического облика и культуры соплеменностей, на базе к-рых сформировались эрзя и мокша. Существенной причиной дуализации древней мордвы можно считать и миграционные процессы, происходившие на ее этнической территории. Особую роль сыграло Великое переселение народов (IV-VII вв. по Р. Х.), а в конце тысячелетия - расселение в Ср. Поволжье булгар и создание 1-го в регионе гос. образования - Волжской Булгарии. Позднее закреплению бинарности мордвы способствовали монголо-татар. нашествие, казанско-ханское господство и др. факторы.
Первые контакты мордвы со славянами и с булгарами относятся ко 2-й пол. I тыс. по Р. Х. В XI-XIII вв. за мордов. земли шла борьба между рус. князьями и правителями Волжской Булгарии. К этому времени мордов. соплеменности преобразовались в вождества, тюшти встали во главе племенных союзов, получив наименования «инязор», «оцязор» или «каназор» (от эрзя-мордов. «ине» - великий; мокша-мордов. «оцю» - большой, великий и мокшанское, эрзянское «азор» - владетель, хозяин; мокшанское, эрзянское «кан» - хан (тюрк. заимствование)). На основе союза племен возникло раннегос. образование. Венг. католический миссионер Юлиан (XIII в.) писал о «царстве Мордвинов» - regnum Morduanorum. В него входила упоминаемая в рус. летописи «Пургасова волость», подчиненная кн. Пургасу (XIII в.). Расположение центра «волости» точно не установлено - возможно, это Пургасовское городище в бассейне рек Мокши и Тёши. На данной территории издавна проживали мокша и эрзя - т. о., Пургас мог быть общемордов. правителем. Это предположение подтверждают такие летописные выражения, как «мордва Пургасова», «мордва с Пургасом». В 20-х - нач. 30-х гг. XIII в. владимирские князья совершили неск. походов на территорию М., в т. ч. поход в «Пургасову волость» (зимой 1228/29). Др. известным правителем мордвы и соперником Пургаса был Пуреш. Захват войсками хана Батыя Мордовской земли в рус. летописи датируется 1239 г.: «На ту же зиму взяша Батыеве татарове Мордовскую землю». В пределах Золотой Орды мордва концентрировалась в основном в сев.-зап. улусе, который иногда в историографии именуется «Наровчатско-Мокшинским княжеством» с центром в г. Мохши (ныне с. Наровчат Пензенской обл.). Этот город при хане Узбеке (в 1313-1321) был столицей не только данного улуса, но и всей Золотой Орды. С 1313 г. здесь чеканилась своя монета. Часть мордовских земель входила в различные русские княжества (Владимиро-Суздальское, Нижегородское, Рязанское, Московское). На службе у вел. кн. Московского св. Димитрия Иоанновича Донского состоял киличей (посол) мордвин Мокший; наряду с др. киличеем, Толбугой, он представлял Москву в Орде.
В сер. XV в., после распада Золотой Орды, территория М. вошла в состав Казанского ханства. Участник похода 1552 г. рус. войск на Казань кн. А. М. Курбский так определил этнический состав ханства: «Кроме Татарска языка, в том царстве пять различных языков: Мордовский, Чувашский, Черемисский, Воитецкий або Арский, пятый Башкирский». В том же походе участвовали и мордов. воины. После покорения ханства все мордов. земли вошли в состав Русского гос-ва; мордва стала именовать титулами «инязор» и «оцязор» рус. государей. Учитывая специфику социальной структуры мордов. народа в XVI-XVII вв., царское правительство помимо единой для русских и мордвы местной администрации (воеводского управления) назначала в уезды бортнических и мордов. дел воевод, голов, приказных, в чью компетенцию входили не только финансовые, судебные, но и др. «мордовские дела».
Еще в 40-х гг. XVI в., готовясь к войне с Казанью, рус. правительство взяло в аманаты (заложники) некоторых наиболее влиятельных представителей мордов. знати, пожаловав им большие привилегии. Так, Ждан Мордвинов, взятый в аманаты в 1546 г., получил поместье в Копорье под Ярославлем. От него ведет происхождение русский дворянский (впосл. графский) род Мордвиновых, внесенный в родословные книги Ярославской, Московской, Новгородской, Петербургской, Курской губерний. Сын боярский Рудак Булатов, сын Мордвинова, служил помощником русского посла в Казани И. И. Яхонтова. Мордов. князья и мурзы, приняв Православие, вливались в ряды феодалов Русского гос-ва. В духовной грамоте царя Иоанна IV Васильевича от 1572 г. упоминаются «князи мордовские со всеми же их вотчинами» под Кадомом, Шацком, Темниковом, Курмышом (ныне село Пильнинского р-на Нижегородской обл.), Алатырем, сохранившие княжеские привилегии и после покорения Казанского ханства.\tab
Во 2-й пол. XVI-XVII в. в Русском гос-ве продолжались работы по укреплению юго-восточных границ для защиты от набегов ногайских и крымских татар. В это время шло строительство засечной черты от Тетюшей на Волге до Рязани и Тулы. Ее опорными пунктами были города-крепости Алатырь, Темников, Кадом, Шацк и др. Эти работы продолжались и позднее. Новая засечная черта была построена от Белгорода до Симбирска, она проходила через территорию М. от Сурского острога (ныне с. Первомайское Инзенского р-на Ульяновской обл.) к крепостям Атемар (1640; ныне село Лямбирского р-на), Саранск (1641), Шишкеев (1641; ныне с. Шишкеево Рузаевского р-на). В сер. XVII в. была построена Инсарская укрепленная линия, включавшая город-крепость Инсар (1648), остроги Потижский (ныне с. Усыскино Инсарского р-на), Кортляевский (предположительно совр. с. Картлей Кадошкинского р-на) и Лухменский (ныне с. Лухменский Майдан Инсарского р-на). На строительство укреплений мобилизовывали местных крестьян со своим инвентарем и рабочим скотом; они должны были самостоятельно обеспечивать себя провизией.
Со 2-й пол. XVI в. территория М. входила в состав Казанской земли, в 1708-1719 гг.- в состав Азовской и Казанской губерний. С 1719 г. земли М. были разделены между Азовской (с 1725 Воронежской), Казанской и Нижегородской губерниями. В результате губ. реформы 1775 г. имп. Екатерины II Алексеевны территория региона вошла в состав Тамбовской губ. (1779-1928; до 1796 Тамбовское наместничество), Нижегородской губ. (1779-1928; до 1796 Нижегородское наместничество), Симбирской (с 1924 Ульяновской) губ. (1780-1928; до 1796 Симбирское наместничество), Пензенской губ. (1780-1797, 1801-1928; до 1796 Пензенское наместничество).
Основная масса мордвы была причислена царским правительством к ясачным людям, которые по указу 1719 г. включались в разряд государственных крестьян и облагались подушной податью. Ясачное крестьянство было уравнено в правах с рус. тяглым крестьянством. Мордов. население дворцовых вотчин с образованием Удельного ведомства (1797) было переведено в разряд крестьян этого ведомства. Часть мордвы была приписана к мон-рям, винокуренным, красильным, поташным, медеплавильным, железоделательным и др. заводам. Помещичьи крепостные из мордов. крестьян составляли ок. 10%. В XVIII-XIX вв. на территории М. были наиболее развиты винокурение и поташное производство. Ускоренному развитию лесной промышленности в кон. XIX - нач. XX в. способствовала прокладка линий Московско-Казанской железной дороги.
К нач. 1918 г. на территории М. была установлена советская власть. В 1918-1919 гг. земли М. являлись тылом Восточного фронта Красной Армии в период гражданской войны. В 1918-1920 гг. действия продотрядов и комбедов привели к крестьянским восстаниям. В то же время имели место выступления в воинских частях, дезертиры вливались в «зеленое движение». Во время Тамбовского восстания 1920-1921 гг. Темниковский у. Тамбовской губ. и Краснослободский у. Пензенской губ. были объявлены находящимися на военном положении. В 1921-1922 гг. население региона голодало. Восстановление хозяйства на территории М. в основном было завершено к кон. 20-х - нач. 30-х гг. XX в.
16 июля 1928 г. в составе Средневолжской обл. (с 20 окт. 1929 Средневолжский край) был образован Мордовский окр. с центром в Саранске. 10 янв. 1930 г. Мордовский окр. был преобразован в Мордовский АО. Новое адм. образование включало части территории бывш. Пензенской, Ульяновской (Симбирской), Тамбовской и Нижегородской губерний. 20 дек. 1934 г. была образована Мордовская АССР.
С кон. 20-х гг. XX в. на территорию М. доставляли заключенных для заготовки дров и для др. принудительных работ. В 1931 г. был организован Темниковский ИТЛ (Темлаг; в 1948-1954 Дубравлаг, или Особый лагерь № 3) с управлением в пос. Явас Зубово-Полянского р-на. Впосл. лагерь был преобразован в систему колоний, ныне входящую в УФСИН по Республике Мордовия. Во время Великой Отечественной войны в М. были эвакуированы ок. 80 тыс. чел., а также 17 промышленных предприятий из зап. части СССР. После войны развивались химическая и деревообрабатывающая промышленность, металлообработка, вагоностроение, производство электротехнической продукции, стройматериалов и др. отрасли хозяйства.
7 дек. 1990 г. Мордовская АССР была преобразована в Мордовскую ССР на основании «Декларации о государственно-правовом статусе Мордовской Советской Социалистической Республики», принятой на 4-й сессии Верховного Совета республики. Указом республиканского Верховного Совета от 25 янв. 1994 г. Мордовская ССР была переименована в Республику Мордовия. 21 сент. 1995 г. Конституционным собранием М. была принята действующая в наст. время Конституция республики.
Большинство верующих М.- православные (русские, мордва, украинцы, белорусы, чуваши и др.). К апр. 2017 г. зарегистрировано 490 религ. орг-ций: 416 православных (входят в Мордовскую митрополию, состоящую из Саранской и Мордовской, Краснослободской и Темниковской, Ардатовской и Атяшевской епархий), 11 протестантских, 60 мусульманских, иудейская организация, община Иеговы свидетелей и община Международного об-ва «Сознание Кришны».
Во 2-й пол. XIII - 2-й пол. XIV в. православных, проживавших на землях Золотой Орды (в пределы к-рой входила территория М.), окормляли Сарайские архиереи (см. ст. Крутицкая кафедра). В 1555-1589 гг. земли М. входили в Казанскую епархию (см. ст. Казанская и Татарстанская епархия), в 1589-1721 гг.- в Патриаршую область, в 1721-1742 гг.- в Синодальную область. В сер. XVIII - 1-й трети XX в. различные территории М. относились к Воронежской (см. ст. Воронежская и Лискинская епархия), Тамбовской (см. ст. Тамбовская и Рассказовская епархия), Владимирской (см. ст. Владимирская и Суздальская епархия), Нижегородской (см. ст. Нижегородская и Арзамасская епархия), Саратовской (см. ст. Саратовская и Вольская епархия) и Симбирской (см. ст. Симбирская и Новоспасская епархия) епархиям. В кон. 20-х гг. XX в. все земли М. в церковном отношении были подчинены Пензенской епархии (см. ст. Пензенская и Нижнеломовская епархия). 29 янв. 1991 г. от Пензенской епархии была отделена Саранская и Мордовская.
Мордва ранее др. народов Ср. Поволжья (марийцев, удмуртов, чувашей) начала принимать Православие. Наиболее ранние письменные свидетельства крещения представителей этого народа датируются нач. XVI в. В документе от сент. 1508 г. говорится о «новокрещене-мордвине» Федоре, к-рому в качестве толмача было поручено сопровождать «от Коломны до украины (границы.- Авт.) ногайских послов». Уже с XVI в. на этнической территории мордвы появлялись мон-ри и церкви, становившиеся центрами миссионерства. Власти щедро наделяли их сельскохозяйственными, лесными, водными угодьями, приписывали к ним мн. мордов. поселения. Среди крупнейших мон-рей этого периода на территории М.- Пурдышевский в честь Рождества Пресв. Богородицы (мужской; у совр. с. Пурдошки Темниковского р-на; основан в 1591, упразднен в 1764) и Санаксарский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь (основан в 1659 как Санаксарская Сретенская муж. пуст.). Нередко мордов. крестьяне различными способами, вплоть до переселения в др. места или восстаний, уклонялись от крещения. В 1655 г. в Шацком у. был убит Рязанский архиеп. сщмч. Мисаил, прибывший с церковной грамотой в сопровождении государевых служилых людей «мордву и татар во крещение приводити». 16 мая 1681 г. царь Феодор Алексеевич подписал указ о предоставлении льгот мордве в случае принятия крещения: «А как они крестятся, и им во всяких податях дано будет льготы на шесть лет». Мн. привлеченные льготами мордвины принимали крещение, но с отъездом священнослужителей возвращались в язычество. В вышедшем через 5 лет указе говорилось, что новообращенная мордва «в христианской вере не тверда, в церкви Божии не приходит и отцов духовных у себя не имеет». В 1740 г. в Казани была открыта Контора новокрещенских дел, целью к-рой было ускорение христианизации инородческого населения Казанской, Нижегородской, Воронежской и Астраханской губерний. Главой конторы указом имп. Анны Иоанновны от 11 сент. 1740 г. был назначен архим. Димитрий (Сеченов; впосл. митрополит). В указе предписывалось освобождать новообращенных от податей на 3 года, от рекрутской повинности, от работы на казенных заводах, а также выдавать подарки и деньги. При этом положение отказывавшихся принимать крещение ухудшалось, поскольку все повинности новообращенных перекладывались на некрещеных. Некоторые иерархи Русской Церкви призывали свою паству (в особенности новообращенных) воздерживаться от любых контактов с некрещеной мордвой. Казанский архиеп. Иларион (Рогалевский) предлагал поощрять браки новообращенной мордвы с русскими. 5 июня 1733 г. в докладе Правительствующему Сенату он выражал сожаление в связи с отсутствием браков новообращенных представительниц народов Поволжья с русскими.
Апогеем сопротивления мордвы принудительной христианизации стали ее восстания 1743-1745 и 1808-1810 гг. в Терюшевской вол. Нижегородского у. и губ. (совр. территория Дальнеконстантиновского р-на Нижегородской обл.), подавленные правительственными войсками. Поводом для 1-го восстания стало разорение по распоряжению Нижегородского еп. Димитрия (Сеченова) языческого кладбища в мордовском с. Сарлей. Лидеры восстания Несмеян Кривов и Пумрас Семёнов «за возмущение мордвы» были казнены, мн. участники «в страх другим» всенародно биты кнутом и плетьми. После подавления выступления Синод направил еп. Димитрию предписание «неволею и по принуждению в христианскую веру не крестить». Второе Терюшевское восстание мордвы, первоначально возникшее как крестьянский протест против барщинных работ, впосл. переросло в религ. движение. Возглавил восстание крестьянин Кузьма Алексеев из дер. Б. Сескино. Мордов. крестьяне Терюшевской вол. собирались в лесах на общие языческие моления - озксы. Во время молений Алексеев объяснял крестьянам, что они должны быть свободными, не должны принадлежать помещикам и платить оброк, что «Христа больше нет, не будет больше и христианской веры», что вскоре «прежняя их мордовская вера возвысится, а христианская упадет». После подавления движения Алексеев вместе с 7 наиболее близкими сторонниками был арестован и предан военно-полевому суду, который приговорил его к наказанию плетьми, вырезанию ноздрей, наложению клейма на лоб и щеки и к ссылке на поселение в Иркутскую губ. Нижегородский архиеп. Вениамин (Краснопевков) лично объезжал Терюшевскую вол., совместно с помещиками и полицейскими назначая к каждой десятидворке «новокрещен» смотрителей, получивших приказание «наблюдать, дабы живущие в оных препорученных им дворах новокрещены не исправляли никакого моления по мордовским обрядам, а молились бы по-христиански».
Вслед. малой эффективности принудительной христианизации некоторые деятели Русской Церкви в кон. XVIII в. начали использовать в миссионерской работе языки инородцев. Заметные успехи были достигнуты Нижегородским еп. Дамаскином (Семёновым-Рудневым; 1783-1794). По его распоряжению в Нижегородской ДС было введено преподавание татарского, мордовского (эрзянского) и чувашского языков. Имп. Екатерина II задумала составление «сравнительного словаря всех языков и наречий, обитающих в Российской империи». Рескриптом от 26 авг. 1784 г. она поручила еп. Дамаскину составить словарь языков народов, проживающих в Нижегородской епархии, «с российским переводом, расположенный по алфавиту российских слов и сверх письмян оных народов, написав по-российски каждое слово, как оное произносится». К работе были привлечены местные священники и семинаристы, носители эрзя-мордовского, татарского, чувашского и марийского языков. За 7 месяцев работа над 2-томным словарем была завершена; 1-й том включает 11 тыс. словарных статей на русском, татарском, чувашском и эрзя-мордов. языках, 2-й том является марийско-рус. словарем с добавлением ок. 1,5 тыс. удмурт. соответствий. 15 апр. 1785 г. словарь был отправлен императрице.
В XIX в., как и в XVIII в., нек-рые церковные деятели отмечали благотворное влияние на христианизацию мордвы ее сосуществования с русскими. Ректор КазДС архим. Климент (Можаров), характеризуя степень христианизации народов Ср. Поволжья, писал в 1844 г.: «Из числа обращенных в христианство более всего утвержден и наставлен в Православие народ мордовский. Всех многочисленнее из числа обращенных есть народ чувашский… Можно бы ожидать от него таких же успехов в христианстве, какие видны и в мордве, если бы и чуваши были расселены между русскими».
Впервые мордовская грамматика («Мордовская грамматика, составленная на наречии мордвы-мокши») была разработана с миссионерской целью профессором Тамбовской ДС П. П. Орнатовым и опубликована в Москве в 1838 г. Она была составлена по образцу грамматик русского языка, для того чтобы мордва быстрее осваивала не только родной язык, но и русский. Во 2-й пол. XIX в. христианизации мордвы способствовала деятельность Н. И. Ильминского и его сотрудников, а также миссионерского Гурия Казанского святителя братства (основано в 1867 в Казанской епархии). Были открыты братские школы с преподаванием на мордов. языках. С 1875 г. при братстве действовала переводческая комиссия. Ею на «эрзянском наречии мордовского языка», как указывалось на титульных листах изданий, были подготовлены и опубликованы «Священная история Ветхого и Нового Завета» (1880, 1883), «Покш праздникть: Главные церковные праздники, Господни и Богородичны» (1881, 1888), «Евангелие от Матфея» (1882), «Крещение Руси при святом князе Владимире» (1888), «Евангелие от Луки» (1889, 1897), «Молитвы и церковные песнопения» (1890, 1898), «Рассказ о болезни и смерти Александра III» (1894), «Священная история Ветхого Завета» (1894), «Чин исповедания и како причащати больного» (1894), «Евангелие от Матфея, Марка, Луки и Иоанна» (1910) и др. На «мокшанском наречии мордовского языка» опубликованы «Евангелие от Луки» (1891), «Молитвы и ирмосы Св. Пасхи» (1891), «Крещение Руси при святом князе Владимире» (1891), «Рассказ о болезни и смерти Александра III» (1894), «Священная история Ветхого Завета» (1897) и др. издания. Все мордов. переводы осуществлялись при Казанской учительской инородческой семинарии (основана в 1872; с 1884 Казанская учительская семинария) гл. обр. учителями мордов. школы при семинарии и просветителями мордов. народа А. Ф. Юртовым (1854-1916) и М. Е. Евсевьевым (1864-1931).
Использование мордов. языков в богослужении и школьном преподавании, переводы на них церковной лит-ры способствовали изучению и развитию этих языков, зарождению мордов. интеллигенции. Среди ее первых представителей - учившиеся в Казанской учительской семинарии Юртов, Евсевьев, З. Ф. Дорофеев, П. С. Глухов, Л. П. Кирюков, И. П. Кривошеев, И. Я. Бондяков, Ф. Ф. Советкин, Е. В. Скобелев, И. Ф. Прокаев, М. И. Наумкин, А. М. Чурин, С. Г. Потапкин, Е. Б. Буртаев, С. З. Варламов, К. К. Кондратьев, В. Н. Калюжнов, Т. И. Данилов, В. П. Ямушкин, И. И. Московкин, Ф. К. Садков, Ф. П. Стрелков.\tab
К 1917 г. на территории М. насчитывалось более 700 храмов и 14 мон-рей. Вскоре после прихода к власти большевиков, в кон. нояб. 1917 г., крестьяне разгромили Ключевский Знаменский жен. мон-рь в с. Яковщина (Ключищи) Инсарского у. Пензенской губ. (ныне Рузаевского р-на), жизнь обители на неск. месяцев прервалась, а мн. монахини разошлись по ближайшим деревням и селам. В 1918 г. Ардатовской уездной ЧК были приговорены к расстрелу священники с. Знаменского (ныне Атяшевского р-на) В. Дорошевский и с. Барахманы (Барахманский Гарт; ныне Большеигнатовского р-на) сщмч. Владимир Четверин. В Инсарском у. был казнен свящ. Архангельский по обвинению в «черносотенной пропаганде». В ходе подавления крестьянского выступления, возникшего из-за захвата и повторного грабежа чекистами 5 сент. 1918 г. Ключевского Знаменского мон-ря, большевиками были убиты более 10 чел., в т. ч. настоятельница и 3 монахини. В нач. окт. 1918 г. был расстрелян инсарский свящ. Александр Ксенократов, в нояб.- группа верующих в с. Лада (ныне Ичалковского р-на), в дек.- мон. Гладков из с. Пушкина (ныне Ромодановского р-на). В 1918 г. в с. Вечкусы (ныне Ичалковского р-на) был убит свящ. Транквиллицкий. В июле 1918 г. властями был реквизирован саранский Петропавловский жен. мон-рь, он был приспособлен под приют; монахини обители в 1919 г. были направлены на принудительные работы медсестрами в лазаретах. В том же году были конфискованы все земли и мн. постройки Куриловского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря (ныне в с. Курилове Ромодановского р-на). При Преображения Господня мужском монастыре (в совр. пос. Преображенском Краснослободского р-на) был устроен животноводческий «племенной рассадник». В 1919 (1920?) г. в Краснослободске закрыт Успенский жен. монастырь. В окт. 1923 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон для окормления мордвы учредил Темниковское викариатство Тамбовской епархии. Однако уже в дек. того же года Темниковский еп. Димитрий (Поспелов), активный борец с обновленчеством, был обвинен в сокрытии церковных ценностей и приговорен к заключению в концлагерь. 14 сент. 1923 г. насельницы Святой Троицы монастыря (ныне в с. Б. Чуфарово Ромодановского р-на) на собрании осудили деятельность обновленческих Высшего церковного управления и раскольничьего Пензенского ЕУ. В янв. 1924 г. помощник прокурора Пензенской губ. Антонов прислал в мон-рь отношение о выселении общины из занимаемых помещений в Куриловский мон-рь, к-рый в свою очередь был окончательно закрыт в 1926 г.
В рамках антирелиг. кампании власти инициировали ряд групповых процессов против духовенства и мирян. В нояб. 1929 г. по обвинению в создании контрреволюционной группировки были осуждены 64 жителя Зубово-Полянского р-на во главе со свящ. Павлом Дмитриевским, благочинным Беднодемьяновского окр. Священник был расстрелян вместе с 9 осужденными. В 1931-1932 гг. по делу «церковно-монархической антиколхозной группы» были осуждены 10 священников, 4 монаха, 13 монахинь, 65 крестьян преимущественно из Рузаевского, Старошайговского, Ичалковского и Ромодановского районов. Создание антисоветской группы приписывали странствующему «духовному старцу» Ивану Рогожину, принадлежавшему к подпольной «Истинно православной Церкви» (ИПЦ; см. статьи Истинно православные христиане и Катакомбное движение). К сторонникам Рогожина власти причисляли и некоторых зарегистрированных священников. В окт. 1935 г. было реквизировано здание ЕУ и архиерейской резиденции при саранской Иоанно-Богословской ц., где проживал и служил викарий Пензенской епархии Саранский архиеп. Филипп (Перов). В том же году состоялся судебный процесс по групповому делу тайной общины последователей ИПЦ из с. Засечная Слобода Инсарского р-на. В 1937 г. проведены аресты по групповому делу мон. прмц. Анастасии (Камаевой), основательницы тайной монашеской общины в с. Ст. Дракино (ныне Ковылкинского р-на). В 1937-1938 гг. десятки верующих, в основном крестьян, проходили по групповому делу об «антисоветском церковном подполье» в селах Трофимовщина Ромодановского р-на и Лада, их обвиняли в связях с ИПЦ. Однако реальной причиной преследования стали протесты прихожан против закрытия местных храмов. Число приходов с каждым годом сокращалось, к 1944 г. в М. не было ни одного действующего храма.
По предложению уполномоченного Совета по делам РПЦ по Мордовской АССР П. С. Мельгунова Совет 4 февр. 1944 г. постановил зарегистрировать общину саранского Иоанно-Богословского собора. На следующий день в соборе состоялось 1-е богослужение, которое совершил его настоятель и благочинный Саранского окр. свящ. Иоанн Баклашкин. Однако власти он не устраивал, т. к. занимался «покрывательством незарегистрированного духовенства». В 1945 г. он был снят с регистрации. Новым благочинным и настоятелем собора стал прот. Петр Любимцев. Вскоре верующим были возвращены Преображенский собор в Темникове и ряд сельских храмов. В 1946 г. прот. П. Любимцев безрезультатно ходатайствовал перед председателем Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым о передаче в Мордовию мощей прп. Серафима Саровского и о помещении их в темниковском соборе как в ближайшем к упраздненной Саровской пуст. К нач. 1948 г. в Мордовской АССР действовали 27 церквей, при них были зарегистрированы 39 служителей культа. Наибольшее число прихожан было в храмах Саранска, Темникова и Рузаевки. Большинство обращений верующих по поводу открытия в сельской местности храмов республиканские власти отклоняли. Молитвенные помещения незарегистрированных православных общин имелись в селах Троицк Ковылкинского р-на, Ст. Ковыляй (ныне Темниковского р-на), Атюрьево Атюрьевского р-на и Четь-Верхляй Торбеевского р-на.
С 1948 г. регистрация новых общин приостановилась. В 1950 г. уполномоченный запретил приобретение новых колоколов для саранского Иоанно-Богословского собора. В 1953 г. в Ширингушском р-не была «раскрыта» «антисоветская группа церковников», которую возглавлял П. Гаврилович, житель с. Первое Мая того же (ныне Зубово-Полянского) района. Члены группы обвинялись в обучении детей основам Православия. В отчете уполномоченного от 16 окт. 1949 г. говорится о существовании в М. 12 нелегальных молитвенных помещений для незарегистрированных правосл. общин, однако неясно, имелись ли в виду не успевшие зарегистрироваться общины РПЦ или общины истинно православных христиан (катакомбников). Новый уполномоченный Ф. Мищенко докладывал в Совет, что в 1951 г. в Дубёнском, Кочкуровском, Торбеевском, Большеберезниковском районах имеют место «факты работы незарегистрированных священников». Совет министров Мордовской АССР дал указание райсоветам прекратить деятельность незарегистрированных молитвенных домов и посещение верующими родника в Дубёнском р-не. Особое беспокойство властей вызывала деятельность «группы бывших монашек во главе с бывшим иеромонахом» Пантелеимоном (Явкиным), проживавшим в с. Мокшалей Чамзинского р-на. По мнению уполномоченного, в этом селе существовал тайный жен. монастырь, к-рый представлял «реакционное и контрреволюционное религиозное течение так называемых «истинных православных христиан»». По его данным, некоторые зарегистрированные священники РПЦ в М. симпатизировали катакомбникам. Настоятель прихода в с. Атемар свящ. Мартынов ездил по селам Саранского, Дубёнского и Большеберезниковского районов и совершал богослужения в частных домах, «в святых местах», а также якобы призывал верующих бойкотировать выборы, за что в февр. 1951 г. был снят с регистрации.
Во время антирелиг. кампании 1958-1964 гг. (см. в ст. Хрущёв Н. С.) власти приняли меры по закрытию ряда храмов в М., число действующих приходов к 1964 г. уменьшилось с 27 до 19. При этом не увенчались успехом попытки закрыть саранский Иоанно-Богословский собор и Иоанно-Богословскую ц. в с. Макаровка (ныне в черте Саранска), несмотря на то что с регистрации были сняты служившие в них священники Иоанн Ермошкин и Алексий Коронатов. В Ардатовском, Ичалковском, Атяшевском, Чамзинском, Дубёнском, Рузаевском и Зубово-Полянском районах насчитывалось ок. 10 св. источников и родников, к которым совершались паломничества. С 1959 г. власти стремились затруднить верующим доступ к этим местам. Так, на территории Рузаевского р-на у источника близ закрытого Пайгармского во имя святой великомученицы Параскевы Пятницы и в честь Вознесения Господня женского монастыря для предотвращения притока паломников был открыт краткосрочный пионерский лагерь. В Чамзинском р-не, на территории к-рого находился почитаемый верующими родник, по решению райисполкома была организована работа по устройству общественного сада. Однако паломничества продолжались, даже несмотря на то что в ряде случаев верующих разгоняли силой. По этой причине власти решили уничтожить большинство св. источников. Были засыпаны родники в с. Николаевка Большеберезниковского р-на, в с. Мордовский Пимбур Ширингушского (ныне Зубово-Полянского) р-на и в неск. селах Ардатовского р-на.
В 1988 г. в М. действовали 19 приходов. С того же года активизировался процесс возвращения храмов верующим. К нач. 1990 г. в республике были зарегистрированы 31 община РПЦ и 38 священнослужителей. 6 окт. 2011 г. на территории М. была образована Мордовская митрополия.
В нач. XIX в. значительное число приверженцев беспоповского (см. Беспоповцы) Спасова согласия (нетовщины) появилось в эрзя-мордов. селах Б. Ремезёнки, М. Ремезёнки (ныне деревня Чамзинского р-на), Мокшалей (ныне Чамзинского р-на), Б. и М. Маресево Ардатовского у. Симбирской губ. (ныне Чамзинского р-на). Благодаря миссионерской деятельности священников-эрзян Иоанна Раждаева и его сына Павла к кон. XIX в. число старообрядцев в этих селах существенно уменьшилось, а в с. Б. Маресево их обнаружено не было. На территории совр. Темниковского р-на в 1849 г. имелась община спасовцев, в нее входили 13 мужчин и 40 женщин из числа гос. крестьян.
В 1820 г. в Саранске и Саранском у. насчитывалось ок. 2 тыс. старообрядцев, в основном беспоповцев поморского согласия. В 1-й пол.- сер. XIX в. среди удельных крестьян сел Явлей, Кладбищи, Сурский Майдан, Мирехань и др. Алатырского у., Куракино Ардатовского у. Симбирской губ. также было немало поморцев (только в с. Кладбищи в 40-х гг. XIX в. властям были известны 26 старообрядцев этого согласия). К кон. XIX в. крупнейшим центром старообрядчества на мордов. землях являлось с. Воротники Саранского у., в к-ром проживали ок. 750 приверженцев «старой веры». Примерно половина из них являлись последователями Спасова согласия, остальные были поморцами; последние имели молельню. В 1891 г. в селе была построена единоверческая (см. Единоверие) Никольская ц. Поморская молельня действовала в с. Мокшалей, где проживали 37 последователей поморского согласия. Более 30 поморцев проживали в с. Теньгушеве Темниковского у. (ныне Теньгушевского р-на), там также имелась молельня. В Ардатовском у. наиболее крупные общины поморцев были известны до 1917 г. в селах Собаченки (ныне с. Мичурино Чамзинского р-на) и Сайгуши (на территории совр. Чамзинского р-на, ныне не существует). Крупным центром старообрядчества было с. Покровск Наровчатского у. Пензенской губ. (ныне Ковылкинского р-на). К нач. XX в. большинство покровских старообрядцев присоединились к единоверию. Единоверческие приходы были основаны в кон. XIX в. в с. Буды (ныне Ковылкинского р-на) и в с. Мордовские Сыреси (ныне Атяшевского р-на). В каждом из этих сел проживали ок. 1 тыс. старообрядцев поморского и Спасова согласий. Большая община спасовцев существовала в с. Ичалки Лукояновского у. Нижегородской губ. (ныне Ичалковского р-на), действовала молельня. К 1900 г. старообрядчество было наиболее распространено в Саранском у. (821 чел.), также значительное число старообрядцев проживало в Ардатовском (629 чел.) и Темниковском (291 чел.) уездах. В Краснослободском и Инсарском уездах старообрядцев, по офиц. данным, не было.
Новоспасское согласие (ответвление Спасова толка) к 1905 г. получило наибольшее распространение в с. Говорове Саранского у. (ныне Старошайговского р-на), а также в селах Б. Березники (ныне Большеберезниковского р-на), Пятина (ныне Ромодановского р-на) и Б. Ремезёнки.
В 1923 г. Пензенский губ. отдел юстиции указывал на активизацию «старообрядческого сектантства» в крае и разрабатывал меры по борьбе с ним. В кон. 20-х гг. XX в. существование общин старообрядцев отмечалось властями в Чамзинском, Ромодановском, Старошайговском и Зубово-Полянском районах. Их молельни находились под наблюдением ОГПУ и вскоре были закрыты, после чего группы старообрядцев во главе с наставниками перешли на нелегальное положение. К нач. 30-х гг. XX в. все старообрядческие общины на территории М. действовали тайно.
26 апр. 2011 г. была зарегистрирована Кочетовская старообрядческая община Древлеправославной поморской церкви в с. Кочетовка Инсарского р-на. В наст. время община действует без регистрации. Сохранились малочисленные группы беспоповцев-новопоморцев (поморцев-брачников) и беспоповцев-старопоморцев, или федосеевцев (известных в Поволжье как «кулугуры»), в селах Пятина, Лыковщина и Ст. Михайловка Ромодановского р-на, в селах Говорово и Шигонь Старошайговского р-на, а также в селах Б. Маресево и Наченалы Чамзинского р-на (в последнем селе в XIX в. имелась крупная община федосеевцев; благодаря деятельности местного свящ. Василия Травина к кон. XIX в. большинство наченальцев вернулись в РПЦ).
В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XX в. нек-рые представители мордов. интеллигенции увидели в переходе в лютеранство возможность сохранить и расширить использование (в т. ч. в религ. сфере) мордов. языков. Офиц. открытие 1-го прихода лютеран. Мокша-Эрзянской церкви состоялось в Саранске в 1991 г. Действуют также приход в г. Ковылкине (впервые зарегистрирован в 1994) и саранский приход «Вельмема» («Воскресение»; впервые зарегистрирован в 1995). В наст. время все эти общины, входящие в Уральское пробство Евангелическо-лютеранской церкви Ингрии, немногочисленны. Наиболее крупная из них - Ковылкинская, богослужения которой посещают также жители мокша-мордов. сел Мордовское Вечкенино и Парапино Ковылкинского р-на. Первоначально богослужения проводились только на эрзянском и мокшанском языках, позднее стал использоваться и русский. Существенное содействие Мокша-Эрзянской церкви оказывают лютеране из Финляндии и из Ленинградской обл. Они снабжают мордов. единоверцев богослужебной литературой на мордов. языках и помогают материально. Благодаря этому содействию в Саранске было построено 2 церкви.
Баптисты на территории М. появились в нач. XX в., однако широкого распространения их учение здесь не получило. Немногочисленные общины действовали в ряде сел и деревень Краснослободского у. Пензенской губ.: Беликово, Перевесье, Селищи, Нов. Карьга, Сивинь, Каймары, Курташки, Волчевка, Зарека и др. В сер. 20-х гг. XX в. появилась община (ок. 300 чел.) в с. Лада (ныне Ичалковского р-на). В 1927 г. возникла община в Саранске. В результате преследования со стороны властей численность баптистов быстро сокращалась, в общинах оставались в основном представительницы старшего поколения. К кон. 50-х гг. XX в. в Саранске проживали более 150 баптистов. В 1968 г. в столице республики был открыт молитвенный дом. С 90-х гг. XX в. в М. начали приезжать баптистские проповедники, благодаря деятельности которых число общин возросло. В наст. время в М. проживают ок. 400 баптистов. В Саранске зарегистрированы общины «Возрождение», «Благодать» и «Новая жизнь». Без регистрации действуют общины в Краснослободске, Ковылкине, в с. Ст. Шайгово, в пос. Комсомольский Чамзинского р-на, в селах Ичалки и Баево Ичалковского р-на, Курташки Атюрьевского р-на, Кабаево и в др. населенных пунктах. Баптисты посещают детские дома, работают с трудными подростками, помогают воспитателям в детских садах, посещают заключенных в колониях в поселках Потьма и Явас Зубово-Полянского р-на. В Саранске создан детский клуб «Авана», имеющий 2 филиала. Регулярно организуются детские летние лагеря.
Пятидесятники (христиане веры евангельской; ХВЕ) появились в М. в 40-х гг. XX в., с прибытием проповедников с Украины, из Белоруссии, Прибалтики и Узбекистана (из Ташкента). Первые общины образовались в 50-х гг. XX в. (в Саранске, в с. Кабаеве Дубёнского р-на и в др. населенных пунктах). В 1994 г. ХВЕ создали в Саранске миссию «Голос веры» (при Союзе христиан веры евангельской РФ), а в 1995 г.- Мордовский филиал международной миссии «Добрая весть и милосердие» (штаб-квартира в Днепропетровске, Украина). В наст. время в Саранске кроме центра «Добрая весть и милосердие» зарегистрированы «Библейский центр Республики Мордовия христиан веры евангельской», «Саранский христианский центр» и христ. центр «Завет». Небольшие группы ХВЕ действуют в Рузаевке и в Краснослободске, в поселках Кадошкино, Торбеево, Чамзинка, Атяшево, Комсомольский, в селах Дубёнки, Б. Березники, Кабаево Дубёнского р-на, Александровка Лямбирского р-на, Судосево Большеберезниковского р-на и в др. населенных пунктах. В М. насчитывается ок. 700 ХВЕ (ок. 500 чел. в Саранске и ок. 200 чел. в районах). Среди них преобладают русские, есть также мордва, татары, украинцы, молдаване, армяне.
Адвентисты появились на территории М. в 20-х гг. XX в. В 40-60-х гг. их общины сформировались в Саранске, Рузаевке, Ардатове, Ромоданове. В наст. время зарегистрирована община в Саранске. Адвентисты М. относятся к Волго-Вятскому объединению Церкви христиан адвентистов седьмого дня. В М. их насчитывается более 200 чел.: русские, мордва, татары, евреи, украинцы.
Свидетели Иеговы начали проповедовать в Саранске в 1995 г., вскоре им удалось создать общину (100-200 чел.), зарегистрированную в 1999 г. Наибольшую активность они развернули среди людей с ограниченными физическими возможностями, в частности среди глухонемых. Кроме Саранска они проповедуют в ряде районов М., особенно активно - в Ичалковском.
Появились на территории М. вскоре после основания секты С. М. Уклеиным в Тамбовской губ. в кон. XVIII в. В 1-й трети XIX в. сектанты из тамбовских и близлежащих земель переселялись на земли у р. Молочные Воды (Молочная) в Таврической губ. (ныне в Запорожской обл. Украины), где незадолго до этого (в 1804) было разрешено поселиться духоборцам. С 30-х гг. XIX в. молокане переселялись в Закавказье; значительное число мордвы проживало в с. Надеждине (ныне с. Шоржа Гехаркуникской обл. Армении). Среди переезжавших в 1901-1911 гг. из Закавказья в США молокан (расселялись в Калифорнии, в окрестностях Сан-Франциско), по рассказам старожилов-шоржинцев, было немало мордвы. В наст. время вне М. мордва-молокане проживают в Тамбовской и Оренбургской областях, на Дальн. Востоке России, на Сев. Кавказе, на Украине, в Молдавии, США, Канаде, Аргентине, Боливии и Австралии.
Основателем одной из молоканских общин на территории Саранского у. Пензенской губ. был состоятельный крестьянин мордвин-мокша М. П. Кичаев, откупившийся от крепостной зависимости в 1831 г. Ок. 1870 г. он вместе с крестьянином-молоканином И. Е. Логиновым и со своим родственником П. С. Кичаевым возглавил общину из 27 чел. Община состояла в основном из неграмотных крестьян с. Ромоданова и соседней дер. Китаевка (ныне в черте пос. Ромоданова). Служивший в ромодановской Никольской ц. свящ. Г. Н. Любимов вызвал недовольство священноначалия малоуспешной миссионерской деятельностью и неспособностью предотвратить развитие в селе «молоканской ереси». В дальнейшем настоятели Никольской ц. священники А. П. Охотский и его преемник С. Г. Любимов (сын свящ. Г. Любимова) вместе с миссионером священником Покровской ц. с. Пятина Саранского у. (ныне Ромодановского р-на) П. И. Зориным и епархиальным миссионером свящ. А. Орловым принимали активные меры по предотвращению распространения молоканства. Тем не менее ликвидировать общину не удалось. В 1890 г. в Ромоданове проживали 62 молоканина, община сохранялась до 60-х гг. XX в. В 1890 г. в с. Трофимовщина (ныне Ромодановского р-на) насчитывалось 27 молокан. К 1900 г. в крае жили ок. 200 сектантов. В наст. время небольшая община действует без регистрации в с. Кабаеве Дубёнского р-на.
В с. Ромоданове до 1917 г. существовала многочисленная община субботников, от к-рой к наст. времени сохранилась небольшая группа.
Первое знакомство мордвы с исламом относится ко временам Волжской Булгарии. Приверженность части населения исламу отмечали средневек. путешественники. Фламандец Гильом де Рубрук, совершив путешествие в Монголию в 1253-1255 гг., писал, что мордва (Merdas), под к-рой он понимал мордву-эрзю (мордву-мокшу он тут же называет Moxel), являются «саррацинами» (средневековое европ. наименование мусульман). Австр. дипломат С. фон Герберштейн, посетив дважды Московию (в 1516-1518 и 1526-1527), в «Записках о московитских делах» сообщал, что к востоку и югу от р. Мокши встречаются огромные леса, в которых живет народ мордва (popoli Morduisti), состоящий под властью московского князя. «Из них некоторые пребывают в идолопоклонничестве,- отмечал он,- другие - магометане». Эту же информацию без ссылки на первоисточник продублировал итальянец Р. Барберини, побывавший в Московии в 1565 г. В период нахождения края в составе Казанского ханства ислам приняли мн. представители мордов. феодальной знати, чтобы сохранить за собой свои вотчины. На надгробьях нек-рых знатных людей, обнаруженных на территории Казанского ханства, имеются эпитафии с собственными именами Мухши, Мокша, Мохшеват, свидетельствующие, вероятно, о мордовской принадлежности их носителей. В источниках 1-й пол. XVI в. упоминаются «Мордвинова Расовы дети» как представители мордов. феодальной аристократии, занимавшие высокие адм. посты при ханском дворе в Казани, что также обусловливалось принадлежностью к исламскому вероисповеданию. После вхождения мордов. земель в Русское гос-во браки мордвы с представителями мусульм. народов (татары, башкиры) были редки: власти стремились не допускать их, чтобы воспрепятствовать распространению ислама.
Ислам в регионе исповедуют в основном татары (43,4 тыс. чел., по данным на 2010), проживающие по всей территории республики, но наиболее компактно сосредоточенные в ее зап. районах близ р. Мокши. К нач. XX в. на территории М. действовали 104 мечети, в основном в татар. селах, а также в селах со смешанным населением. К нач. 30-х гг. XX в. все они были закрыты. К нач. 1946 г. сохранились 73 здания бывш. мечетей, 55 из них были заняты под культурно-просветительные учреждения, 2 - под жилые дома, 14 - под склады и производственные помещения, 2 пустовали. В 1945 г. открылись мечети в селах Пензятка Лямбирского р-на и Алтары Ромодановского р-на, однако в 1946 г. пензятская мечеть была закрыта. В Ширингушском р-не властями были отмечены 3 татарских села, в которых в 1943-1945 гг. были самовольно открыты недействовавшие мечети. Из-за того что общинам не удалось вовремя оформить регистрацию, все мечети были закрыты. В 1948 г. в с. Акчееве Ельниковского р-на здание мечети было приспособлено под зерносклад. Мусульмане села без разрешения властей заняли его для проведения коллективных намазов. Вскоре мечеть была закрыта. В 1949 г. поступили ходатайства от мусульман сел Лямбирь, Татарская Тавла и Аксеново Лямбирского р-на об открытии мечети и молитвенных домов, из с. Татарская Пишля Рузаевского р-на - о постройке мечети, из с. Кочетовка Ширингушского р-на - об открытии мечети. Все они были отклонены. После этого ходатайств от мусульм. религ. обществ не поступало. Нелегальные мусульм. моления в послевоенный период проходили в доме бывш. имама Айзатуллина в с. Белозерье Ромодановского р-на. В регистрации местной общине власти неск. раз отказывали. Со 2-й пол. 40-х по кон. 80-х гг. XX в. на всю республику имелась единственная действующая мечеть в с. Алтары. В 1989 г. зарегистрирована 2-я в М. мусульм. община в Саранске; в 1995 г. в городе была построена соборная мечеть. В 1990 г. зарегистрирована община в с. Татарская Тавла. В 1997 г. была создана 1-я в крае ваххабитская (см. Ваххабизм) община в с. Белозерье. Позднее очаги ваххабизма отмечались в мусульманских общинах с. Татарская Пишля, в селах Аксеново, Кривозерье и в дер. Хаджи Лямбирского р-на, а также в с. Алтары.
С нач. XXI в. умма М. разделялась на 3 течения: сторонников Регионального духовного управления мусульман Республики Мордовия (образовано 11 нояб. 2000 в юрисдикции Центрального духовного управления мусульман России), сторонников Духовного управления мусульман Республики Мордовия (образовано 23 нояб. 2000, подчиняется Совету муфтиев России) и сторонников Центрального духовного управления мусульман Республики Мордовия (образовано 18 сент. 2008, входит в Российскую ассоциацию исламского согласия). В наст. время в Саранске и во всех татар. селах М. действуют мечети (в нек-рых населенных пунктах их несколько). При Духовном управлении мусульман Республики Мордовия действуют «Исламский молодежный центр» (с 2002) и «Союз мусульманок Мордовии» (с 2007), издается газ. «Ислам в Мордовии» (с 2000). При Центральном духовном управлении мусульман Республики Мордовия с 2008 г. издается газ. «Дога» («Молитва»). При мн. мечетях действуют воскресные школы. Строительству и восстановлению мечетей активно способствуют светские орг-ции: Региональная национально-культурная автономия татар Республики Мордовия «Якташлар» («Земляки») и Общество им. Ш. Камала (Рузаевский р-н). Кроме татар ислам исповедуют проживающие в республике азербайджанцы - 707 чел., узбеки - 584 чел., таджики - 450 чел., башкиры - 120 чел., казахи - 120 чел. (2010), немногочисленные выходцы с Сев. Кавказа, студенты из мусульм. стран Азии и Африки, обучающиеся в вузах М.
Иудеи расселились на территории М. в XIX - нач. XX в. В 1959 г. в республике насчитывалось 789 евреев, к 1989 г. их число сократилось до 326, а к 2010 г.- до 137 чел. Еврейская община Саранска была зарегистрирована в 2005 г., входит в Федерацию еврейских общин России. В 2014 г. в ней насчитывалось ок. 80 членов.
В 90-х - нач. 2000-х гг. в М. поселились курды-йезиды, в основном беженцы и вынужденные переселенцы из Грузии. В 2010 г. их насчитывалось 56 чел. В наст. время община объединяет 10 семей, проживающих в Саранске, в селах Кемля Ичалковского р-на и Константиновка Ромодановского р-на. У курдов-йезидов сильны традиции матриархата: их родственные группы возглавляют женщины-старейшины. Община не зарегистрирована, молельного дома нет.
Язычество (мокшанское шкайди кемамат, эрзянское пазнэнь кемемат). Для дохрист. верований мордвы характерно обилие женских божеств: леса («вирь») - Вирь-ава («ава» - женщина, мать), земли («мода») - Мода-ава, воды («ведь») - Ведь-ава, ветра («варма») - Варма-ава, огня («тол») - Тол-ава, дома («кудо») - Кудо-ава и др. Муж. божества (Вирь-атя («атя» - мужчина, старик), Мода-атя, Ведь-атя, Варма-атя, Тол-атя, Куд-атя и др.) считались мужьями соответствующих жен. божеств. При этом муж. божества играли менее значительную роль в сравнении с женскими. Это объясняется, вероятно, тем, что верования в жен. божества возникли ранее - в эпоху материнско-родового строя. Языческие божества считались покровителями, держателями сил и сфер природы и связанных с ними занятий. Они могли быть добрыми и злыми (поощрять или наказывать) в зависимости от отношения к ним и к сфере их обитания. Первоначально среди них не было верховного бога. Предположительно в кон. I - нач. II тыс. по Р. Х. у мордвы возникли представления о божествах не просто как о держателях и покровителях, а как о собственниках, хозяевах, владетелях. В это время к названиям мордов. божеств начали присоединять слово «азор» («азоро»), означающее «хозяин, хозяйка, владетель, владетельница». Вирь-ава стала именоваться Вирь-азор-ава, Ведь-ава - Ведь-азор-ава, Мода-ава - Мода-азор-ава, Кудо-ава - Кудо-азор-ава и т. д. Аналогичные изменения были внесены и в терминологию, относящуюся к муж. божествам. Верховного бога мордва именовала Шкай и Нишке. Теоним Нишке образован из 2 частей: «ине» - великий, «шкай» - создатель, кормилец, воспитатель. Также верховного бога мордва-эрзя называла Нишке-паз (паз - бог), Вере-паз (вере - верх, верхний), Трипаз (от три - кормит, воспитывает), а мордва-мокша - Вярде Шкай (вярде - верх, верхний), Оцю Шкай, Оцю Шкай-бас. Характерной чертой мордовских дохрист. верований являлось отсутствие идолов, профессиональных священнослужителей (жрецов), иерархической орг-ции, культовых текстов и сооружений. Мордва почитала отдельные деревья, рощи или породы деревьев. Напр., в качестве «чистых» деревьев почитались яблоня и рябина, топить ими печь считалось грехом. «Нечистые» деревья - осина и ель. Мордов. моления обычно проводились под дубом, липой, березой, вязом, сосной.
Для умилостивления божеств в их честь на предполагаемых местах их обитания (в лесах, на полях, у рек, в жилищах, в хозяйственных постройках) устраивались моления (озксы), во время к-рых совершались жертвоприношения. В жертву приносили лошадей, быков, коров, овец, свиней, коз, домашнюю птицу, рыбу. Жертвенной едой богов могли быть хлеб, пшено, мясо, мед, масло, кровь, пироги и лепешки, алкогольные и безалкогольные напитки, а также традиц. блюда мордов. национальной кухни - пшенная каша и пшенные блины. В виде жертвенных даров использовались и деньги, особенно металлические. В случаях, когда моления проводились по решению общинного схода, жертвенное животное покупали на общинные деньги, обычно приобретали быка или корову. Старались подобрать животное определенной масти, выбор к-рой зависел от того, какому божеству предназначалась жертва. В течение неск. дней животное откармливали, мыли, а накануне празднества (моления) его шею обвязывали полотенцем, к рогам привязывали ленты. Приведя на место заклания, проверяли, угодно ли оно божеству. Если животное вздрагивало, когда на его спину или шею лили из ритуального ковша холодную родниковую воду, начинало отряхиваться, то полагали, что оно богоугодно. Моления могли быть общественными, в интересах всей сельской общины (приурочивались к 1-му выгону скота, началу пахоты, сева, уборки урожая и др.), и семейными. Также моления могли быть мужскими, женскими либо смешанными. Семейные моления совершались старшими в доме, чаще хозяйкой, а на общественных молениях для совершения обрядов и произнесения молитв каждый раз выбирались особые старики и старухи - инятят и иньбабат («великий старик» и «великая бабушка»). За день до озкса мылись в бане и надевали чистое платье. В дни наиболее важных озксов работать считалось грехом. При молении обращались на восток, руки воздевали к небу ладонями вверх или скрещивали их на груди ладонями под мышки, кланялись, вставали на колени или падали ниц. Большинство мордов. озксов не имели точных дат проведения, поскольку, как правило, были связаны с началом, серединой или завершением различных работ. Озксы, связанные с земледелием, занимали ведущее место среди мордов. молений. Значительная их часть посвящалась также животноводству и пчеловодству (или бортничеству). Помимо регулярных молений при различных бедствиях устраивались и «чрезвычайные» озксы.
С присоединением мордвы к Русскому гос-ву и началом ее христианизации дохрист. верования и обряды не столько вытеснялись, сколько смешивались, синкретизировались с Православием. Языческие теонимы Нишке, Шкай были перенесены на Бога. Одной из особенностей совр. этноконфессиональной ситуации у мордвы является нек-рое оживление традиц. дохрист. верований и обрядов. Так, в ряде сел М., Ульяновской, Оренбургской, Нижегородской областей стали проводиться моления с жертвоприношениями быков, баранов и овец. Обычно они устраиваются на родине кого-либо из деятелей национального движения или активистов возрождения язычества. В ходе таких молений основное внимание уделяется внешней, формальной стороне ритуалов. Озксы нередко освещаются в средствах массовой информации. Наиболее известное совр. моление проводится с 1999 г. в середине лета в с. Чукалы Большеигнатовского р-на. Судя по документам рус. делопроизводства, в прошлом этот озкс имел у мордвы значение «всенародного собрания», проводившегося раз в 40-50 лет. Ныне мероприятие получило название «Раськень Озкс» («Всенародное моление»). Как свидетельствуют опросы, ежегодно проводимые участниками этнографических экспедиций Мордовского государственного ун-та им. Н. П. Огарёва в мордов. селах, приверженцами мордов. язычества (в той или иной степени сочетающегося с христианством) остается незначительное число пожилых людей, в основном женщин.
В нач. 90-х гг. XX в. проповедник Международного об-ва «Сознание Кришны» прибыл в М. из Иванова. В 1994 г. была зарегистрирована община в Саранске. В наст. время ее численность не превышает 30 чел. Кришнаиты М. регулярно участвуют в ежегодных конференциях об-ва в Самаре.
В кон. XVIII в. небольшая группа мордвы Тамбовской губ. присоединилась к духоборцам. Указом имп. Александра I Павловича от 16 дек. 1804 г. им было разрешено переселиться на земли у р. Молочные Воды (Молочная) в Таврической губ. При имп. Николае I Павловиче сектанты были высланы в Закавказье, а с кон. XIX в. переселялись в Канаду. В наст. время в М. их нет, а часть проживающих в Канаде духоборцев считают себя мордвой, происходящей из Пензенской и Тамбовской губерний.
Хлысты проживали в рус. с. Хлыстовка Краснослободского у. Пензенской губ. (ныне с. Краснополье Краснослободского р-на) и в эрзя-мордов. с. Хлыстовка Ардатовского у. Симбирской губ. (ныне с. Отрадное Чамзинского р-на). Также хлысты проживали в дер. Солдатская Ардатовского у. Симбирской губ. (ныне с. Солдатское Ардатовского р-на). В с. Б. Азясь Краснослободского у. (ныне Ковылкинского р-на) имелась община («корабль») новохлыстовской секты «Новый Израиль». В февр.-марте 1919 г. село стало центром антибольшевистского выступления хлыстов-новоизраильтян под рук. крестьянина Д. Фокина. В выступлении также участвовали жители окрестных сел и деревень (всего до 4 тыс. чел.). Крестьяне были разогнаны вооруженным отрядом местных коммунистов (при этом погибли от 8 до 20 чел.), Фокин был публично расстрелян. В 1920 г. властям были известны хлысты, проживавшие в селах Б. Азясь, Самозлейка и Мамолаево Краснослободского у. (ныне Ковылкинского р-на), где они были подвергнуты преследованиям, а также в ряде сел Саранского у.
В 1920-1922 гг. в Саранском у. отмечалась активность толстовцев, большинство из к-рых позднее присоединились к баптистам.