НАОД
Том XLVIII, С. 371
опубликовано: 12 мая 2022г.

НАОД

[Эфиоп.  ,  ] (Ɨ 30.07. 1508), эфиоп. царь из династии Соломонидов (1494-1508). Внук Зара Якоба, сын Баэда-Марьяма и царицы Ромны, отец Лебна Денгеля. Крещен с именем Клеопа в честь одного из апостолов от 70; известен также под почетным прозвищем Анбаса Басар (   - «Лев из рода человеческого»). Тронное имя Наод, под которым он вошел в историю, представляет собой искаженное в процессе рукописной передачи имя израильского судьи Аода (Суд 3. 15 - 4. 1;   >  ).

Первый раз Н. возвели на престол сразу после кончины Баэда-Марьяма 8 нояб. 1478 г. всего на неск. дней, пока вернувшийся из похода его старший брат Эскендер (Александр) не был воцарен начальником войска Амда Микаэлем. Н. же был возвращен на столовую гору (амбу) Гешен, где содержались в заточении лица муж. пола из рода Соломонидов. После неожиданной гибели царя Александра в нач. 1494 г. вновь была предпринята попытка передать власть Н., и опять ее пресек тот же полководец, посадивший на трон младенца Амда Сиона II, сына Александра. Мальчик умер после 6 или 7 месяцев правления, и тогда в окт. 1494 г. царем Эфиопии стал Н.

В янв. 1495 г. Н. отправился в монастырь Дэбрэ-Либанос в Шоа, где посетил могилу матери, поклонился праху св. Такла Хайманота и получил поддержку эччеге Марха Крэстоса, занявшего этот пост в 1462 г. и с тех пор оказывавшего покровительство Баэда-Марьяму и его потомкам. Н. энергично начал борьбу с доставшейся ему в наследство феодальной анархией: разгромил и сослал одного из своих главных противников Така Крэстоса, жестоко подавил восстание эфиопских иудействующих (фалаша) в горной обл. Сымен, сразился с мятежным воинством Ванаг Жана, обратившегося в ислам правителя обл. Бале, и пленил его. Тот покаялся, вернулся в христианство и был поставлен наместником Бале, но в начале правления Лебна Денгеля вновь изменил царю. Пространная хроника царствования Н. обрывается на 3-м году, поэтому детальная реконструкция дальнейших событий не представляется возможной. Н. прекратил преследования стефанитов, предоставив им возможность образовать собственную монашескую конгрегацию.

По точному замечанию С. Б. Чернецова (Чернецов. 1982. С. 163), Н. выбрал образцом для подражания своего великого деда Зара Якоба, останки к-рого он в 1497 г. перезахоронил в мон-ре св. Стефана на о-ве Дага, в юго-вост. части оз. Тана. Подобно ему Н. укреплял почитание Пресв. Богородицы и ввел в церковную практику обычай справлять ежемесячно главные праздники в Ее честь: Рождество, Вознесение и Успение (1, 16 и 21 числа соответственно). Н. старался следовать примеру деда и в сфере лит. творчества. Ему приписывают авторство богородичных гимнографических сборников «Образ Марии» (  ) и «Похвалы Марии» (  ), а также отдельных гимнов. Кроме того, в единственном списке (Lond. Brit. Lib. Orient. 706) сохранилась антология богослужебных гимнов кэне (см. в ст. Гимнография), написаннных Н. преимущественно в метрико-семантической разновидности «сэлласе» (Троица); антология, очевидно, была составлена при жизни Н. (Тураев. 1906).

У Н. было 5 жен, возможно, последовательно, а не одновременно, но известно имя только одной из них - царицы Наод Могаса. Помимо единственного наследника Лебна Денгеля сохранились сведения о 3 дочерях Н.: Валатта Каламсис, Романа Верк, Амата Сион, последняя из к-рых причислена к лику святых Эфиопской Церкви.

Н. скончался во время похода против мусульман обл. Ифат. Согласно «Краткой хронике», он похоронен на амбе Гешен (Basset R. Études sur l'histoire d'Éthiopie: 1ère partie // J. Asiatique. Ser. 7. 1881. T. 17. P. 327 [эфиоп. текст]; T. 18. P. 97 [франц. пер.]). По др. сведениям, его тело упокоилось рядом с возводившейся по его приказу ц. Макана-Сэлласе и по завершении строительства 12 янв. 1521 г. было торжественно перезахоронено внутри храма.

Соч.: [Тураев Б. А.]     Вирши царя Наода // ЗВОРАО. 1906. Т. 16. С. 0169-0189.
Ист.: Histoire d'Eskender, d'‘Amda-Seyon II et de Nä'od, rois d'Éthiopie / Éd., trad. J. Perruchon // J. asiatique. Ser. 9. P., 1894. Vol. 3. P. 319-366, здесь: p. 346-366 (рус. пер.: Тураев Б. А. Абиссинские хроники XIV-XVI вв. / Пер. с эфиоп. под ред. И. Ю. Крачковского. М.; Л., 1936. С. 101-111).
Лит.: Taddesse Tamrat. Church and State in Ethiopia, 1270-1527. Oxf., 1972. P. 285, 292-296; idem. Problems of Royal Succession in XVth Century Ethiopia: A Presentation of the Documents // IV Congresso Intern. di Studi Etiopici, Roma, 10-15 apr. 1972. R., 1974. T. 1. P. 501-536; Чернецов С. Б. Эфиопская феод. монархия в XIII-XVI вв. М., 1982. С. 152, 158-164, 173-176, 215, 290; он же. Эфиопия в первые шестнадцать веков нашей эры. СПб., 2004. С. 154-155; Derat M.-L. Na‘od // EncAeth. 2007. Vol. 3. P. 1134-1135.
С. А. Французов
Рубрики
Ключевые слова
См.также