(Позднев Петр Алексеевич; 1853, с. Слободка Царёвского у. Астраханской обл., ныне с. Политотдельское Николаевского р-на Волгоградской обл.- 1.09.1934, Москва), архиеп. Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан (см. статьи: Беглопоповцы, Русская древлеправославная церковь (РДЦ)), положивший начало иерархии у беглопоповцев. Из правосл. семьи, отец служил псаломщиком. После обучения в Саратовской ДС Позднев поступил в КазДА, к-рую окончил в 1879 г. со степенью кандидата богословия. В июле 1879 г. был назначен заведующим Самарским городским училищем, с 1882 г. преподавал лат., греч. и татарский языки в Оренбургском ДУ, некоторое время спустя переведен в Самарскую ДС на должность преподавателя логики и философии. В 1886 г. в КазДА состоялась защита магист. дис. Позднева «Дервиши в мусульманском мире». 21 окт. 1887 г. Позднев был назначен смотрителем Пензенского ДУ, с 5 сент. 1894 по 26 дек. 1906 г. являлся ректором Пензенской ДС в сане протоиерея, в 1906 г. во время студенческих волнений на него было совершено покушение.
19 дек. 1906 г. прот. Петр стал настоятелем Свято-Троицкого собора в г. Балашове и благочинным городских церквей. В 1907-1910 гг. он служил в Свято-Вознесенском храме в Саратове, в 1910-1921 гг. являлся настоятелем саратовского кафедрального Александро-Невского собора; с 1910 г. председатель саратовского отдела епархиального училищного совета, Саратовского православного миссионерского об-ва и совета саратовского Ионникиевского епархиального уч-ща, являлся цензором проповедей. Прот. Петр был награжден наперсным крестом из Кабинета Их Императорских Величеств. Овдовев в 1921 г., прот. Петр принял монашеский постриг с именем Николай и 11 июля 1921 г. был рукоположен во епископа Балашовского, викария Саратовской епархии; вскоре после хиротонии назначен настоятелем саратовского в честь Преображения Господня мужского монастыря.
В 1922 г. еп. Николай перешел в обновленчество, указом обновленческого синода от 28 сент. 1922 г. назначен управляющим Саратовской епархией и возведен в сан архиепископа. В июле 1923 г. соборным постановлением 14 архиереев во главе с патриархом Московским и всея России св. Тихоном еп. Николай за уклонение в раскол был осужден и запрещен в священнослужении (возможно, было также единоличное запрещение еп. Николая патриархом, см. ниже). В 1923 г. Николай (Позднев), предвидя возможное смещение с обновленческой Саратовской кафедры, вступил в переговоры о присоединении к старообрядчеству со старообрядческим архим. Климентом (Логвиновым), главным исполнителем планов поиска архиерея для беглопоповцев. Ранее, до переговоров с еп. Николаем, Климент обращался в обновленческий синод с просьбой о своей хиротонии во епископа на основах единоверия. Синоду стало известно о том, что планы Климента не пользуются поддержкой старообрядцев, и ему было отказано. 24 окт. 1923 г. Климент присоединил еп. Николая к беглопоповцам через проклятие «никонианской» и др. ересей (3-м чином), при этом последний продолжал свое служение в качестве обновленческого иерарха, совершал рукоположения обновленческих клириков. (Свои действия еп. Николай предварительно согласовал с высшим руководством обновленцев, т. к. в ответ на свое прошение (несохранившееся) получил от обновленческого синода телеграмму (от 23 окт.) с согласием на его переход к старообрядцам при условии пребывания в каноническом общении с синодом; см.: Тимофеев. Новые сведения.)
В 1923-1924 гг. в епархиях, где было много старообрядцев, некоторые православные и обновленческие клирики присоединялись к беглопоповцам. Эти случаи были преимущественно следствием разлада в церковной жизни в результате ареста патриарха Тихона, однако у них имелось обоснование в дореволюционной церковной практике. Со времени имп. Николая I Павловича существовали планы присоединения беглопоповцев к Русской Церкви на правах единоверия, и на этих условиях ряд духовных лиц получили разрешение священноначалия на переход к беглопоповцам, К. П. Победоносцев запрещал преследовать переходящих к беглопоповцам правосл. священников. В 1906 г. в 6-м отделе Предсоборного присутствия и в 1912 г. на 1-м единоверческом съезде обсуждалась возможность поставления единоверческого епископа для присоединения к единоверию беглопоповцев (Журналы и протоколы высочайше учрежденного Предсоборного присутствия. СПб., 1906. Т. 2. С. 219-233; Труды 1-го всероссийского съезда православных старообрядцев (единоверцев). М., 2012. С. 30-32, 189-191). Эта мысль повторялась и на Поместном Соборе Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. при подготовке постановления о единоверии (Собор, 1918 г. Деяния. Т. 6. (Кн. 7). С. 36-48).
В прошении о переходе к старообрядцам от 28 окт. 1923 г., лично поданном в обновленческий синод в Москве, еп. Николай писал: «Ввиду крайне тяжелых душевно-нравственных и материальных обстоятельств... вследствие желания моих врагов удалить меня с занимаемого мною места покорнейше прошу Священный синод разрешить мне перейти в сущем сане к староверам-старообрядцам, приемлющим священство от православной Церкви, чтобы объединить всех раскольников и сблизить их с св. православною Церковию Христовой. О сем просит меня усиленно существующая у всех староверов в России в настоящее время специальная комиссия по отысканию для них канонически законного епископа. К сему имею долг присовокупить, что я даю обязательство до конца дней моей земной жизни пребывать в каноническом общении с Священным синодом». Прошение еп. Николая было рассмотрено на заседании синода 29 окт. 1923 г. Синод, посчитав возможным «ради нужды, для объединения старообрядцев с православною Греко-Восточною Церковью, разрешить епископу Саратовскому Николаю выставить свою кандидатуру в беглопоповские епископы», выдвинул ряд условий: «1) он (Николай (Позднев).- Авт.) должен пребыть в каноническом послушании и связи с Священным синодом; 2) не должно быть допущено со стороны старообрядцев никакого чиноприемства над епископом Николаем... 4) местожительством епископа Николая не должно быть Саратов и губерния; 5) следует предварительно сообщить об этом столь важном деле гражданской власти» (документы цитируются по: Тимофеев. Новые сведения).
По-видимому, совершенное Климентом (Логвиновым) присоединение Н. только через проклятие ересей не удовлетворило «специальную комиссию» староверов, и 4 нояб. 1923 г. над Н. было совершено миропомазание (присоединение 2-м чином) с сохранением сана архиепископа. Этот чин совершил старообрядческий свящ. Никола Тихомиров в саратовском храме вмч. Димитрия Солунского. 27 нояб. того же года обновленческий синод лишил Н. сана и запретил в священнослужении. Впрочем, вскоре обновленцы простили Н. Указом обновленческого синода от 21 мая 1924 г. «Николаю, бывшему архиепископу Саратовскому», было поручено «возглавить общины старообрядцев, приемлющих священство Греко-Российской Церкви на строго канонических началах», 31 авг. синод назначил Н. управляющим Саратовской епархией. (В 1924 обновленческий синод снял клятвы на древние обряды Русской Церкви, наложенные Большим Московским Собором 1666-1667 гг. По-видимому, этим объясняется изменение статуса Н. в обновленчестве.)
5 дек. 1923 г. в Саратове состоялся съезд беглопоповцев, на котором основными были вопросы о появлении в согласии трехчинной иерархии и о месте пребывания архиепископа. Съезд признал принятие Н. в старообрядчество законным и избрал его председателем Духовного совета. Однако фактически епископские полномочия Н. получил на соборе беглопоповцев, прошедшем 25-30 мая 1924 г., после доклада комиссии по вопросу о присоединении. На 1-м заседании 26 мая 1924 г. при обсуждении итогов работы комиссии председательствовал А. М. Рыбалов (Рыболов?), глава Никольско-Рогожской общины при храме свт. Николы Мирликийского в Москве (М. Андроньевская ул., д. 15). Когда прием Н. был признан правильным, председательство на заседаниях перешло к архиерею. Собор усвоил Н. титул «архиепископ Московский, Саратовский и всея России древлеправославных христиан». Был создан Главный церковный совет (ГЦС), ведущую роль в котором играл Рыбалов. На соборе в связи с присоединением Н. («совершенно законного епископа, не запрещенного и правильно крещенного») царила атмосфера подъема и воодушевления, его участники даже предрекали распад «так называемой Австрийской иерархии и... господствующей Церкви». Принятие Н. повлияло на самосознание беглопоповского согласия, которое стало именовать себя Древлеправославной церковью. Уже на соборе беглопоповцев 15-18 окт. 1926 г. это самоназвание употребляется регулярно.
Постоянное место жительства Н. было установлено в Москве с временным пребыванием в Саратове. Н. переехал в Москву к нач. 1925 г., служил в храме Никольско-Рогожской общины, с 1929 г., после закрытия храма,- в сев. приделе Никольского единоверческого храма на Рогожском кладбище.
Мн. беглопоповцы, не без основания видя в действиях Н. устройство «нового единоверия», отказались его признать и присоединились к белокриницкому согласию (см. Белокриницкая иерархия), ряд общин стали вести автономную церковную жизнь. В июне 1924 г. расследование о каноничности епископского сана Н. предпринял «представитель от нескольких общин Сибири и христианско-старообрядческий нач[альник] и пис[атель]» беглопоповец М. И. Чухлонцев, путешествовавший «с северного края сибирских пределов в центральные местности России, а именно Урал и Поволжье, и в богоспасаемый град Москву и окрестности ее, а также и в исторические поселения стародубских посадов, Клинцов, Новозыбково, Климово, Лужков, Воронок, Ветки, Киева, Одессы и проч. мест России». Чухлонцев дважды обращался к патриарху Тихону с просьбой о подтверждении запрещения Н. (см. 2-е обращение: «Ваше Святейшество, имею честь Вас всепокорнейше просить... а именно: Вы мне прошлый раз говорили, что Саратовский еп. Николай Вашим Святейшеством за уклонение в раскол обновления и живоцерковников был запрещен общим запрещение[м] до перехода в старообрядчество, а второй раз был запрещен единолично, то... соблаговолите выдать мне официальну[ю] справку в действительности Вашего Святейшего запрещения и в какое время последовало означенное запрещение»). Закончив исследование, Чухлонцев сделал следующие выводы: «...Арх. Николу... я... не признаю душеспасительным... Я решил определить себя для исправления надлежащих моих нужд душевных свойств к священнику о. Илье в Лужках и остаюсь в убеждении при том священстве, которое... в данное время не приняло и не принимает вновь принятого Саратовского арх. Николу... Кто болеет о трехчинном священнодействии, то далеко лучше принять Белокриницкую иерархию... нежели вновь появившиеся иерархии арх. Николы, ясно и определенно подозреваемые как новое единоверие». Побывав в разных общинах беглопоповцев, Чухлонцев отметил: «В богоспасаемом граде Москве и окрестностях большая половина осталась наших братьев христиан, не принявших Саратовского арх. Николу, и от 21 сентября ст. ст. сего 1924 года определенно приняли священника о. Калинника Горева, старого приема, служившего в старообрядческом приходе в гор. Льгове... Священник о. Калинник будет жить в Москве и обслуживать своих прихожан в окрестностях и других городов и по требованию временно в Сибирь. Итак, в данное время видим не принявших арх. Николу 5-6 священников старого приема» (Тимофеев. Новые сведения).
Со времени возникновения Белокриницкой иерархии и особенно на рубеже XIX и XX вв. последователи этого согласия разрабатывали идею объединения всего старообрядчества вокруг своей иерархии. Беглопоповцы интересовали белокриницких как наиболее близкие им по мировоззрению и главные кандидаты на присоединение, поэтому постановления о чине приема беглопоповцев в белокриницкое согласие носили мягкий характер. В офиц. журнале Московской архиепископии «Церковь» в 1908-1912 гг. множество публикаций было посвящено теме соединения старообрядчества, они были адресованы в первую очередь беглопоповцам. Белокриницкая Московская архиепископия откликнулась на присоединение Н. к старообрядчеству тем, что установила для последователей Н. присоединение более строгим чином, чем для др. беглопоповцев. Предсоборное совещание из 9 епископов и членов Совета при архиепископии, состоявшееся в Москве 23-26 окт. 1924 г., заслушав сообщение о переходе Н. к беглопоповцам, постановило: «Впредь, до собора, прежних беглопоповцев принимать прежним порядком, т. е. прощением и молитвою от скверны (Собор 1899 г.), а тех, кто принял еп. Николая, принимать третьим чином, а к будущему Освящен. собору, на основании добытого материала, просить архиепископа Мелетия представить мотивированный доклад, и исследование о еп. Николае продолжить». Московский архиеп. Мелетий (Картушин) в 1925-1926 гг. переписывался по поводу Н. с Казанско-Вятским и временно Самарско-Уфимским еп. Филаретом (Паршиковым), к-рому рекомендовал размножать и распространять по епархии материалы о неканоничности перехода Н. в старообрядчество, к чему добавил: «А мы пишем день и ночь и безпрестанно рассылаем» (Там же). В июне 1925 г. по решению Освященного собора, прошедшего на Рогожском кладбище, архиеп. Мелетий направил беглопоповскому ГЦС послание с призывом о примирении (Освященного Собора Древлеправославной (старообрядческой) церкви, состоявшегося в Москве 1-10 (14-24) июня 1925 г., старообрядцам, приемлющим священство, переходящее от Великороссийской церкви, послание // Мелетий (Картушин), архиеп. Проповеди, послания, воззвания. Ржев, 2010. С. 88-92). Была создана двусторонняя комиссия, к-рая рассматривала вопрос об объединении. Со стороны ГЦС в нее вошли Н., архимандриты Никон (Салещанский) и Серафим, миряне Рыбалов и Г. Е. Лысяков, но только последние двое принимали участие в работе комиссии. Со стороны Московской архиепископии в комиссии состояли архиеп. Мелетий (Картушин), епископы Савва (Ананьев) Калужско-Смоленский, Геронтий (Лакомкин), публицист свящ. Владимир Макаров, И. Моржаков (см. Иосиф (Моржаков)), М. И. Бриллиантов, начетчик А. А. Селезнёв. Н. не принял участия ни в одном заседании. Работа свелась к тому, что беглопоповцы задавали вопросы о канонических основаниях присоединения к старообрядцам митр. Амвросия (Паппа-Георгополи) в 1846 г., другая сторона на них отвечала и выражала сомнения в каноничности действий Н. «до перехода, во время перехода и после перехода» в старообрядчество. К 1928 г. работа комиссии зашла в тупик, в том же году беглопоповцы на соборе в Саратове заявили о прекращении своего в ней участия. Собор Белокриницкой иерархии в 1928 г. по итогам доклада свящ. Владимира Макарова и Селезнёва принял решение о продолжении изучения обстоятельств присоединения Н. и о распространении всех связанных с ним документов. Резко о беглопоповской иерархии высказался белокриницкий писатель и историограф Ф. Е. Мельников (Мельников. 1999. С. 352).
Присоединение Н. к беглопоповцам было первым шагом на пути создания в согласии иерархии. На соборе беглопоповцев 8-11 сент. 1925 г. была учреждена комиссия для приискания епископов в правосл. Церкви, поставленных до 1923 г. (до обновленческого поместного собора), готовых перейти в старообрядчество. Собор постановил «в случае крайней нужды просить владыку поставить себе наместника». 8 янв. 1925 г. в московском храме свт. Николы к беглопоповцам через миропомазание был присоединен правосл. Балахнинский еп. Филипп (Гумилевский). Чин присоединения совершил свящ. Александр Соколов в присутствии Н. Филипп и Н. должны были совершить епископскую хиротонию архим. Никона (Салещанского) из Тулы, являвшейся центром беглопоповства. Однако еп. Филипп на хиротонию не явился и вскоре вернулся в правосл. Церковь. Архим. Никон (Салещанский) - 1-й кандидат во епископы для беглопоповцев - до 1922 г. принадлежал к правосл. Церкви, служил в Туле (ранее - в Курской епархии), в 1922 г. по благословению правосл. Тульского и Венёвского еп. сщмч. Иувеналия (Масловского) на время присоединился к беглопоповцам, чтобы, по словам еп. Иувеналия, «увещать их, дабы и они оставили богопротивный раскол и были бы последователями стада Христовых овец». Состоя у беглопопоцев, Никон поминал за богослужением еп. Иувеналия, использовал миро правосл. Церкви. 30 окт. 1927 г. по благословению Н. он вернулся в правосл. Церковь, чин присоединения совершил Тульский и Венёвский архиеп. Борис (Шипулин). Весной 1928 г. архим. Никон в Туле публично рассказывал о причинах своего перехода к беглопоповцам и возвращения в правосл. Церковь. Цитируя письмо к нему Н., он неоднократно говорил о том, что Н. тяготится своим положением, скорбит о пребывании в расколе и надеется воссоединиться с Христовой Церковью, но «не ý прииде час» (подробный рассказ о событиях в Туле в 1927-1928 гг. содержится в 2 письмах белокриницкого свящ. Стефана Коновалова от 21 марта и 13 апр. 1928 из Тулы архиеп. Мелетию (Картушину); см.: Тимофеев. Новые сведения).
В 1925 г., после неудачи с хиротонией Никона, Н. и ГЦС послали архим. Климента (Логвинова) в Ср. Азию, чтобы уговорить кого-либо из ссыльных православных епископов перейти в старообрядчество 2-м чином (через миропомазание); Климент имел полномочия совершить чин присоединения. 15 авг. 1925 г. он встретился в Полторацке (ныне Ашхабад, Туркмения) с архиеп. Андреем (Ухтомским), к-рый еще в 1918 г. вел переговоры о соединении с беглопоповцами (Андрей (Ухтомский). 2007. С. 200-202). Климент рассказал ему о положении дел у беглопоповцев, в частности о том, что Н. не пользуется авторитетом. 28 авг. совершилось «воссоединение в молитвенном общении» Климента и архиеп. Андрея, причем последний помазал себя миром. 3 сент. 1925 г. в Ташкенте Климент был хиротонисан архиеп. Андреем (Ухтомским) и единоверческим Саткинским еп. Руфином (Бреховым) во епископа Томского для беглоповцев. Андрей (Ухтомский) и Климент трактовали происшедшее по-разному. Архиеп. Андрей считал, что он, став старообрядческим епископом, присоединил беглопоповцев к Уфимской епархии (Там же. С. 226). Климент, сообщая собору беглопоповцев в Хвалынске о своей хиротонии, писал о присоединении Андрея и Руфина к беглопоповству (Там же. С. 227).
На заседании беглопоповского собора 22 сент. 1925 г. Н. сказал, что архим. Климент допустил своеволие. Собор решил «ни под каким видом не допускать до богослужения» Климента, «а равно и тех епископов, которых он принял, впредь до рассмотрения их документов Главным церк. советом и [Духовным] советом» (Тр. всесоюзных соборов старообрядцев. 1925. С. 59-60). Беглопоповцы не признали Климента в качестве епископа, и он перешел в белокриницкое согласие, к к-рому был присоединен 1 нояб. 1925 г. Московским архиеп. Мелетием (Картушиным) 3-м чином в сане епископа. Клименту был поручен объезд беглопоповских приходов. В 1926 г. собор белокриницкого согласия поручил Клименту окормление Амурско-Иркутской епархии. В следующем году Климент отказался от управления епархией, «пытался попасть в группу еп. Андрея Уфимского, но там, по-видимому, у него дело не вышло. И тогда он пристроился к маленькой кучке беглопоповцев» (Письмо архиеп. Мелетия (Картушина) от 20 марта ст. ст. 1929 г. № 2672 - Архив Московской старообрядческой митрополии (цит. по: Андрей (Ухтомский). 2007. С. 227); ср.: Боченков В. В. Епископы Русской правосл. старообр. церкви в 1920-х гг.: Биобиблиогр. словарь // Во время оно. М., 2012. Вып. 6. С. 42-46).
Считается, что в 1927 г. Н. совершил чин освящения мира у беглопоповцев. Однако, по свидетельству архим. Никона (Салещанского), Н. получил миро от Никона, после того как тот вернулся в православную Церковь. Архиеп. Борис (Шипулин), 30 окт. 1927 г. воссоединивший Никона с Церковью, передал ему 10 фунтов св. мира. Это миро Никон послал Н., «чтобы он снабдил все свое, ему подчиненное, духовенство». Н. благодарил Никона в письме (Тимофеев. Новые сведения).
В 1929 г. к беглопоповцам присоединился единоверческий Иргинский еп. Стефан (Расторгуев). 18 сент. того же года Н. и еп. Стефан в храме Никольско-Рогожской общины в Москве рукоположили во епископа Ростовского и Курского Пансофия (Иевлева). Всего Н. участвовал в 4 архиерейских хиротониях в беглопоповском согласии.
Н. похоронен на Рогожском кладбище. Полемика о значении его действий для старообрядчества продолжается до настоящего времени. Совр. последователи РДЦ считают обвинения, выдвигаемые против Н. (в частности, в приверженности обновленчеству), необоснованными (см.: В поисках истины. М., 2006).