ОБСЕРВАНТЫ
Том LII, С. 303-305
опубликовано: 24 мая 2023г.

ОБСЕРВАНТЫ

[лат. observantes - соблюдающие], в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций). Стремление к реформе, под к-рой понимался возврат к первоначальным нормам и духовным идеалам, было характерно для всей истории западноевроп. средневек. монашества. Так, лозунги возврата к первоначальному Уставу св. Бенедикта (см. в ст. Венедикт Нурсийский) были характерны для лидеров клюнийской реформы и для основателей новых орденов в кон. XI-XII в. (в т. ч. для цистерцианцев). По мнению исследователей, движение О. существовало в период с посл. трети XIV в. по первые десятилетия XVI в. (Roest. 2009. P. 446). Движением были охвачены в том или ином виде практически все католич. ордены монашеские (за исключением картузианцев), но наиболее активно оно проявилось в нищенствующих орденах. Среди причин возврата к строгому соблюдению первоначальных уставов называют рост апокалиптических ожиданий в европ. обществе, связанный с многочисленными войнами, эпидемиями (в особенности «черной смертью» в сер. XIV в.), экономическими кризисами, папским расколом (см. Схизма в католической Церкви), распространением «народных ересей» и др. В одних случаях инициаторами реформы выступали представители самих монашеских орденов, в других - местные епископы или представители светской власти.

Наибольшей известности движение О. достигло в ордене францисканцев, в к-ром его инициаторами стали последователи спиритуалов, осужденных рядом папских и соборных решений в 1-й трети XIV в., но сохранивших позиции в итал. общинах. Основателем движения францисканцев-О. считается Паолуччо Тринчи. В 1368 г. он с разрешения орденских властей создал в пустынной местности Бруньяно (Умбрия, Италия) конвент, члены к-рого соблюдали Устав св. Франциска Ассизского во всей его строгости (особенно в том, что касалось обета бедности). Из-за обилия в округе змей члены конвента носили крестьянские башмаки на деревянной подошве (итал. zoccoli), отсюда их прозвище - zoccolanti. Первоначально последователи Тринчи стремились к уединенной созерцательной жизни, но в XV в. среди О. стали преобладать сторонники активной проповеднической деятельности и реформирования всей Римско-католич. Церкви, в т. ч. католич. святые Бернардин Сиенский и Иоанн Капистранский. К сер. XV в. движение О. охватило ок. 600 мужских и женских францисканских общин, существовавших в Зап. Европе, они имели собственного викария (с 1446 он был независим от генерального министра ордена). Наряду с ними имелись и общины, члены к-рых выступали за возврат к первоначальному уставу, не требуя при этом адм. автономии (observantes sub ministris; к этому течению, напр., принадлежали католич. св. Колетта и ее последователи). Нараставшие противоречия внутри разных течений францисканцев явились причиной офиц. разделения ордена папой Римским Львом Х (в 1517) на францисканцев-О. и францисканцев-конвентуалов. Однако вскоре после этого среди О. выделились сторонники еще более строгого соблюдения устава, что привело, в частности, к образованию ордена капуцинов.

В ордене августинцев-еремитов движение О. возникло в 80-х гг. XIV в. в конвенте Леччето (близ Сиены). Вскоре оформились особые конгрегации, члены к-рых выступали за соблюдение первоначального Августина устава. В XV в. к О. принадлежали неск. генеральных приоров ордена, в т. ч. Агостино Фаварони (1419-1431). В 30-х гг. XV в. саксон. конгрегация августинцев-О. временно добилась автономии от центральных властей ордена. К кон. XV в. О. стали фактически доминирующей силой в ордене августинцев-еремитов, контролировали 11 конгрегаций (7 - в Италии, 2 - в Испании, по 1 - в Ирландии и на герм. землях). В отличие от францисканцев августинцы-О. считали более важным не бедность, а достижение молитвенного состояния через медитации и строгое соблюдение норм общежития (совместные трапезы, богослужения и т. д.).

Обсерванты в рефектории. Ок. 1740 г. Ху-дож. А. Маньяско (Городской музей Бассано-дель-Граппа, Италия)Обсерванты в рефектории. Ок. 1740 г. Ху-дож. А. Маньяско (Городской музей Бассано-дель-Граппа, Италия)У доминиканцев движение О. зародилось в 1388 г., когда Конрад Прусский († 1426) получил от генерального капитула итал. ветви доминиканского ордена (с 1379 по 1418 доминиканцы были разделены на независимые итал. и франц. ветви) разрешение на создание общины, члены к-рой строго придерживались первоначального устава. Движение О. получило поддержку со стороны орденских властей, и в нач. XV в. было принято решение, согласно к-рому в каждой провинции ордена должна была действовать по крайней мере одна реформированная община. С 1465 г. в провинциях, где существовало большое число общин О., они получили право избирать собственных генеральных викариев. Кроме того, с 1464 г. действовала особая самоуправляемая Голландская конгрегация, куда входили реформированные общины в Нидерландах, Бургундии, во Франции, в Сев. Германии и Балтийском регионе (ко времени упразднения в 1517 конгрегация насчитывала 66 мужских и женских общин). К посл. четв. XV в. О. составляли в ордене большинство; в нач. XVI в. представители О. фактически возглавили орден, что позволило избежать институционального раскола. К числу доминиканцев-О. принадлежали мн. крупные церковные и гос. деятели (католич. св. Антонин Флорентийский, кард. Ф. Хименес де Сиснерос и др.), а также Дж. Савонарола.

В ордене кармелитов О. объединились в особые конгрегации - Мантуанскую (с 1442) и Альбианскую (с кон. XV в.; утверждена в 1513). Генеральный приор Иоанн Сорет (1451-1471), блаженный Римско-католической Церкви, предпринял попытку реформировать в духе движения О. весь орден, но при его преемниках возобладали противоположные тенденции. К кон. XVI в. кармелиты-О. создали собственный орден босых кармелитов.

В меньшей степени движение О. затронуло членов ордена сервитов, но и в нем в 40-х гг. XV в. появилась реформированная конгрегация, объединившая общины в Ломбардии и на территории Венецианской республики.

Среди регулярных каноников наиболее крупными реформированными объединениями О. были Виндесхеймская конгрегация, действовавшая на нидерландских и герм. землях (см. в статьях Братья общей жизни, Devotio moderna), и Латеранская конгрегация (первоначально центром была община каноников во Фреджонае близ Лукки; папа Римский Евгений IV (1431-1447) передал каноникам Латеранскую базилику, давшую название всей конгрегации; к нач. XVI в. в нее входило ок. 60 обителей, в т. ч. за пределами Италии).

У бенедиктинцев движение О. означало продолжение реформы ордена, начатой папой Римским Бенедиктом XII (булла «Summa magistri», 1336). Центром бенедиктинцев-О. стал итал. мон-рь Субиако (с 1362). Монахи этого мон-ря оттуда участвовали в реформировании аббатств Кастль в Пфальце (с 1378), Санта-Джустина в Падуе (с 1408), Мельк в Австрии (с 1418), Санкт-Маттиас в Трире (с 20-х гг. XV в.), Бурсфельд в Н. Саксонии (с 30-х гг. XV в.), которые в свою очередь становились региональными центрами движения О. Для бенедиктинцев-О. были характерны стремление квосстановлению общинной жизни, борьба с привилегированным положением знати в мон-рях, повышение образовательного уровня монахов (в т. ч. предусматривалась возможность отправлять молодых монахов на обучение в ун-ты и принимать новициев из университетской среды). Некоторые бенедиктинцы-О. были связаны с культурой ренессансного гуманизма (напр., аббат Иоганн Тритемий (1462-1516)).

Неудовлетворенность проводившимися в орденах преобразованиями в некоторых случаях побуждала О. вступать в др. монашеские ордены, имевшие репутацию более строгих, напр. в орден картузианцев. Число картузианских обителей в XIV-XV вв. возросло с 70 до примерно 220. В др. случаях О., не покидая своего ордена, вводили элементы картузианского устава (напр., практику регулярных визитаций мон-рей). Большое распространение получили сочинения картузианцев по аскетике, монашеской дисциплине и духовным практикам (напр., соч. «О монашеском призвании» (De votis et professione religiosorum seu De professione monastica) Дионисия Картузианца). В рамках движения О. возник ряд новых монашеских орденов и братств мирян: иезуаты, биргиттинский орден, минимы (см. в ст. Нищентвующие ордены), иеронимиты (основан в Испании в посл. трети XIV в. Педро Фернандесом Печем), урсулинки и др.

С XV в. О. из различных монашеских орденов играли важную роль в жизни Римско-католической Церкви, участвовали в крупнейших Соборах - Констанцском Соборе (1414-1418), Базельском Соборе (1431-1449) и Латеранском V Соборе (1512-1517). Из рядов О. вышли крупнейшие католич. проповедники своего времени, сформулировавшие новые принципы проповеди среди мирян и способствовавшие стремлению к личному благочестию и к «апостольской жизни» (vita apostolica), включая заботу о бедных и больных (в т. ч. через создание особых финансовых учреждений, предоставлявших деньги взаймы под низкую фиксированную процентную ставку, т. н. Monte di pietà), критику несправедливых социальных практик (напр., ростовщичества). Авторам-О. принадлежит большое число трудов по монашеской аскетике и личному благочестию, пользовавшихся широкой известностью в Зап. Европе в раннее Новое время (в т. ч. «О подражании Христу» (De imitatione Christi) Фомы Кемпийского). В мон-рях и общинах О. часто имелись крупные б-ки. Дискуссионным остается вопрос о связи движения О. с ранней Реформацией (см.: Roest B. The Observance and the Confrontation with Early Protestantism // A Companion to Observant Reform. 2015. P. 285-308). Однако бесспорно, что из среды О. вышел ряд ее лидеров, включая и М. Лютера (он был монахом реформированной ветви ордена августинцев-еремитов). В XVI в. имели место случаи перехода в ряды сторонников Реформации представителей радикальных кругов О. (напр., 3-го настоятеля ордена капуцинов Бернардино Окино или аббата мон-ря Латеранской конгрегации регулярных каноников Пьетро Мартире Вермильи).

Лит.: Lejarza F., de, Uribe А. e. a. Introducción a los orígenes de la observancia en España, las reformas en los siglos XIV y XV // Archivo Ibero-Americano. Ser. 2. Madrid, 1957. Vol. 17: Extraordinario. P. 1-1010; Degler-Spengler B. Observanten ausserhalb der Observanz: Die franziskanischen Reformen «sub ministris» // ZKG. 1978. Bd. 89. S. 354-371; Il rinnovamento del francescanesimo: L'Osservanza: Atti dell' XI Convegno Intern.: Assisi, 1983. Perugia, 1984; Reformbemühungen und Observanzbestrebungen im spätmittelalterlichen Ordenswesen / Hrsg. K. Elm. B., 1989; Mixson J. D. Poverty's Proprietors: Ownership and Mortal Sin at the Origins of the Observant Movement. Leiden, 2009; Roest B. Observant Reform in Religious Orders // The Cambridge History of Christianity. Camb., 2009. Vol. 4: Christianity in Western Europe c. 1100 - c. 1500. P. 446-457; Viallet L. Les sens de l'observance: Enquête sur les réformes franciscaines entre l'Elbe et l'Oder, de Capistran à Luther (vers 1450 - vers 1520). B.; Münster, 2014; A Companion to Observant Reform in the Late Middle Ages and Beyond / Ed. J. D. Mixson, B. Roest. Leiden, 2015; Huijbers A. Zealots for Souls: Dominican Narratives of Self-understanding during Observant Reforms, c. 1388-1517. B., 2018.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АББАТИСА в католической Церкви название настоятельницы женской монашеской общины (бенедиктинок, кларис, канонис)
  • АБЕЛЯР Петр (1079 - 1142), схоластический богослов, философ, логик
  • АДАМ СЕН-ВИКТОРСКИЙ († 1177 или 1192), средневек. лат. поэт, монах мон-ря августинцев-каноников Сен-Виктор под Парижем