ОРАТОРИАНЕ
Том LIII, С. 83-85
опубликовано: 11 июля 2023г.

ОРАТОРИАНЕ

Содержание

[Ораторианцы; от лат. oratorium - молельня], члены католич. обществ апостольской жизни: конфедерации оратория св. Филиппа Нери (Confoederatio Oratorii S. Philippi Nerii, C. O.; также филиппинцы) и конгрегации оратория Иисуса (Congregatio Oratorii Iesu). Проповедническая и просветительская деятельность О., организация общих молитв и духовных упражнений были тесно связаны с развитием Контрреформации в европ. странах во 2-й пол. XVI-XVII в.

Конфедерация оратория св. Филиппа Нери

. Действовавшие с кон. XV - нач. XVI в. в Италии т. н. оратории Божественной любви - объединения клириков и мирян, к-рые выступали за проведение реформы католич. Церкви путем возрождения совместных молитвенных практик, соблюдения благочестивого образа жизни, оказания помощи больным и нуждающимся, стали примером для оратория, основанного в Риме католич. св. Филиппом Нери (1515-1595). Рукоположенный в 1551 г. во пресвитера, он служил в рим. ц. Сан-Джироламо-делла-Карита, где его основной заботой было принятие исповеди. Желая, чтобы христиане, раскаявшиеся в грехах и стремившиеся к добродетельной жизни, не возвращались к прежним порокам, Нери решил проводить по вечерам пастырские встречи. Он приглашал к себе всех желающих и беседовал с ними о жизни святых, о церковной истории, о красоте добродетелей и пагубности пороков, обсуждал с приходившими к нему отрывки из Свящ. Писания. Встречи сопровождались совместными молитвами и пением религ. гимнов. В этих встречах принимали участие как католич. священники, так и миряне. Нери старался приобщить участников встреч к благотворительной деятельности: в рим. госпиталях они духовно поддерживали и утешали больных и умирающих, оказывали санитарную помощь малоимущим.

Рим. община последователей Нери была официально признана папой Римским Григорием XIII как конгрегация О. (булла «Copiosus in misericordia Deus» от 15 июля 1575). Новая конгрегация объединяла католич. священников, но допускалось и ассоциативное членство мирян. Члены конгрегации не приносили монашеских обетов и сохраняли свое имущество и доходы. Деятельность О. была связана с богослужениями, регулярными проповедями (4 получасовые проповеди в день) и участием в таинствах; поощрялись частые исповеди и причащение.

Папа предоставил О. рим. ц. Санта-Мария-ин-Валличелла. Поскольку храм был небольшим и на тот момент сильно обветшал, построили новую церковь (отсюда название Кьеза-Нуова, Новая церковь; 1575-1599). В 1578 г. по распоряжению понтифика церковь была выведена из юрисдикции титулярного прихода Сан-Лоренцо-ин-Дамазо, что давало О. большую свободу деятельности в Риме. 8 мая 1577 г. состоялись выборы настоятеля конгрегации О., им стал Нери. Хотя сам он считал, что глава конгрегации должен переизбираться каждые 3 года, впосл. члены оратория настояли на том, чтобы он пожизненно исполнял эту должность.

Почти сразу после папского утверждения конгрегации деятельность О. начала распространяться за пределами Рима. В 1576 г. Нери отправил 4 священников рим. оратория в Милан. В 1580 г. с просьбой об основании оратория в г. Фермо к Нери обратился епископ этого диоцеза Доменико Пинелли (1577-1585). В 1593 г. был открыт ораторий в г. Котиньяк (Юго-Вост. Франция). Эти и основанные позднее общины О. были самостоятельными - конгрегация не имела общего капитула.

Хотя О. не были связаны монашескими обетами, уклад их жизни по настоянию Нери должен был приближаться к монашескому. Главным средством углубления духовной жизни О. являлась молитва. Нери требовал соблюдения дисциплины и исполнения указаний настоятеля, поскольку считал, что послушание будет способствовать духовному росту членов конгрегации. Составленный Нери устав конгрегации после апробации, занявшей неск. лет, был утвержден папой Римским Павлом V (бреве от 24 февр. 1612). Бреве от 3 марта того же года папа предписал всем ораториям, которые были или будут основаны за пределами Рима и будут считать себя продолжателями дела Нери, неукоснительно следовать только этому уставу.

На протяжении XVII в. оратории, подобные римскому, были созданы во мн. городах Италии, в середине столетия они появились в Польше и Мексике, а в конце века - в Испании и Германии. В 1701 г. был организован ораторий в Вене. В XIX в. оратории были созданы в Великобритании и Колумбии, в XX в.- в Швейцарии, Нидерландах, США, Канаде, Бразилии, Чили, Коста-Рике и ЮАР. В нач. XXI в. оратории основаны в Аргентине и на Ямайке. С 2008 г. ораторий св. Ф. Нери действует в Литве (Вильнюс). В наст. время конфедерация оратория св. Ф. Нери состоит из 88 ораториев в 20 странах и насчитывает ок. 500 членов.

Объединение автономных ораториев в единую структуру началось в ХХ в., при папе Римском Пие XI (1922-1939). Декретом Конгрегации по делам монашествующих от 21 марта 1933 г. была учреждена должность апостольского визитатора для всех ораториев, им стал пресв. Аркадио Мария Ларраона-Саралеги. Одновременно был назначен генеральный прокуратор, представлявший О. перед Папским престолом. Эту должность занял представитель флорентийского оратория пресв. Карло Нальди. Объединение автономных ораториев в единую структуру без потери ими независимости во внутренней жизни объяснялось необходимостью во взаимной поддержке в условиях нараставших внешних сложностей, связанных гл. обр. с политикой светских властей в разных странах.

В 1942 г. состоялся 1-й генеральный конгресс О., положивший начало существованию единого института оратория св. Ф. Нери (Institutum Oratorii S. Philippi Nerii); его уставные документы были утверждены Папским престолом 12 апр. 1943 г. Окончательно институт оратория св. Ф. Нери был сформирован на конгрессе, состоявшемся в 1948 г. Тогда же были избраны новый генеральный прокуратор - представитель лондонского оратория пресв. Эдвард Гриффит, генеральный постулатор и члены постоянной депутации института оратория. Апостольским визитатором по-прежнему был пресв. А. Ларраона-Саралеги (до 1951).

В 1958 г. Папский престол изменил наименование своего офиц. представителя в институте оратория - согласно декрету от 24 сент. 1958 г., он стал именоваться «делегатом Апостольского Престола при конгрегациях и генеральных службах института святого Филиппа Нери» (Delegatus Sedis Apostolicae pro Congregationibus et Officiis Generalibus Instituti Oratorii S. Philippi Nerii). Изменение коснулось и порядка замещения должности: теперь делегат избирался на конгрессе О., а затем утверждался в должности Папским престолом. Первым избранным делегатом стал пресв. Э. Гриффит, ранее занимавший должность генерального прокуратора.

В 1969 г. генеральный конгресс О. внес изменения в уставные документы конгрегации в соответствии с решениями Ватиканского II Собора. Тогда же институт оратория был переименован в конфедерацию оратория. Очередной пересмотр уставных документов был осуществлен после принятия в 1983 г. нового Кодекса канонического права (см. Codex juris canonici); ныне действующие положения, к-рые определяют жизнь конфедерации и образующих ее ораториев, утверждены Папским престолом 21 нояб. 1989 г.

27 сент.- 4 окт. 2018 г. в Риме прошел генеральный конгресс О., был определен состав руководства конфедерации на 2018-2024 гг.

К святым Римско-католической Церкви причислены основатель рим. оратория Филипп Нери (канонизацию в 1622 совершил папа Римский Григорий XV), почитаемый апостолом о-ва Цейлон Жозе Ваз (1651-1711; канонизирован в 2015 папой Римским Франциском) и основатель конгрегации сестер Провидения св. Каэтана Тиенского Луиджи Скросоппи (1804-1884; канонизирован в 2001 папой Римским Иоанном Павлом II). Пять членов конгрегации почитаются как блаженные Римско-католической Церкви, среди них кард. Дж. Г. Ньюмен.

Конгрегации оратория Иисуса

Конгрегации оратория Иисуса (точнее - конгрегация оратория Иисуса и Девы Марии (Congregatio Oratorii Iesu et Mariae); также Французский ораторий) по образу римского оратория основана в 1611 г. в Париже французским католическим богословом Пьером де Берюлем (1575-1629), приближенным кор. Генриха IV (1589-1610). 11 нояб. 1611 г. он и еще 5 франц. клириков - доктора Сорбонны Жан Банс и Жак Гасто, лиценциат Наваррского коллежа Пол Метезо, Франсуа Бургоэн, кюре Клиши, и Пьер Карон, кюре Бомона (еп-ство Бове), встретившись в Малом Бурбонском дворце близ Лувра, решили создать объединение католич. священников, члены которого не были бы связаны строгими монашескими обетами и могли посвятить себя делу духовного просвещения в свете требований Тридентского Собора (1545-1563) с учетом специфики церковной жизни во Франции. Новое объединение быстро было признано как франц. светскими властями (2 янв. 1612 королева-регентша Мария Медичи одобрила деятельность франц. О.), так и Папским престолом (папа Павел V буллой «Sacrosanctæ romanæ Ecclesiæ» от 10 мая 1613 утвердил создание конгрегации оратория Иисуса). Первоначально ораторий располагался в парижском предместье Сен-Жак (ныне в черте Парижа), в 1616 г. был перенесен в центр города, к Лувру.

П. де Берюль пользовался покровительством королевской семьи, будучи в последние годы правления Генриха IV наставником дофина, а в годы регентства Марии Медичи (при малолетнем кор. Людовике XIII) - ближайшим советником королевы, что создало благоприятные условия для развития франц. конгрегации О. 23 дек. 1623 г. священники парижского оратория были назначены капелланами королевского дворца - Лувра. В 1627 г. папа Римский Урбан VIII возвел де Берюля в кардинальское достоинство. После смерти де Берюля в 1629 г. его преемником во главе франц. О. стал Шарль де Кондрен (1588-1641). К 1629 г. насчитывалось уже более 60 ораториев (ок. 400 членов) по всей Франции - в Ла-Рошели, Орлеане, Туре, Котиньяке, Лангре, Люсоне, Лионе, Клермон-Ферране, Нанси, Тулузе, Дижоне, Нанте, Тулоне, Булони-сюр-Мер и др., в 1702 г.- 78 ораториев (581 чел.). Была основана община франц. О. в Риме при франц. ц. Сан-Луиджи-деи-Франчези. Значительно разрослась и сеть образовательных учреждений, подведомственных О.: к 1631 г. под их управлением находилась 31 коллегия во мн. франц. городах.

В 1714 г. в конгрегации оратория Иисуса состояли 650 священников. К середине столетия, после событий, связанных с янсенистским кризисом (см. Янсенизм), число О. сократилось почти в 2 раза. Во время Французской революции (1789-1799) франц. конгрегация О., как и др. религ. объединения, была ликвидирована. Незначительная часть О. приняла Гражданское устройство духовенства (франц. Constitution civile du clergé), неск. членов конгрегации погибли в тюрьме или на гильотине, остальным пришлось скрываться во Франции или покинуть страну.

Возрождение конгрегации О. в 1852 г. связано с деятельностью франц. священников Альфонса Жозефа Гратри (впосл. член Французской академии) и Пьера Петето (до 1852 настоятель парижского прихода св. Роха, затем возглавил воссозданную конгрегацию О. в должности генерального настоятеля). 22 марта 1864 г. ораторий Иисуса был официально утвержден церковными властями. Однако по численности О. не смогли достичь уровня XVII-XVIII вв.: к 1900 г. число членов конгрегации оратория Иисуса едва достигало 100 чел. В 1901 г. в связи с принятием во Франции антицерковного законодательства О., не получившим разрешения светских властей на продолжение деятельности, пришлось приостановить работу на территории Французской республики. Многие члены конгрегации были вынуждены покинуть Францию и продолжить служение в Швейцарии.

После окончания первой мировой войны и восстановления католич. структур во Франции О. возобновили свою деятельность: в 1920 г. в Монсу (близ Парижа) был организован ораторий. В 1922 г. под управление О. передали храм св. Евстафия (Сент-Эсташ) в Париже.

В 1969 г. уставные документы конгрегации оратория Иисуса были пересмотрены в соответствии с решениями II Ватиканского Собора.

К конгрегации О. принадлежали неск. представителей Французской академии: Гратри (1805-1872), кард. Адольф Луи Альбер Перро (1828-1906), кард. Альфред Анри Мари Бодрийяр (1859-1942), ректор Католического института в Париже. Член конгрегации О. пресв. Пьер Костабель (1912-1989) был директором Практической школы высших исследований.

В нач. XXI в. численность франц. О. составляет ок. 50 чел.; конгрегации принадлежит 8 домов-ораториев. Под контролем О. находятся 4 коллежа: св. Мартина в Понтуазе, св. Филиппа Нери в Жюан-ле-Пен (Лазурный берег), св. Эремберта в Сен-Жермен-ан-Ле и школа Масийон в Париже.

До Французской революции О. в Париже принадлежал ораторий Лувра, служивший королевской часовней (указ от 17 июля 1624). В 1811 г. имп. Наполеон передал его протестантам. В наст. время резиденция генерального настоятеля конгрегации оратория Иисуса именуется «дом Пьера де Берюля» (находится в 5-м округе Парижа). Ораторий Иисуса имеет генерального прокуратора, представляющего его перед Папским престолом.

Лит.: Marciano G. Memorie historiche della Congregatione Dell'Oratorio. Napoli, 1693-1702. 5 vol.; Rego S., do. Vida do veneravel Padre Joseph Vaz. Lisboa, 1745; Caraccioli L.-A. La vie du révérend père de Condren, second général de la Congrégation de l'Oratoire en France. P., 1764; Nourrisson J. F. Le Cardinal de Bérulle: Sa vie, ses écrits, son temps. P., 1856; Capecelatro A. S. E. Vita di S. Filippo Neri. R.; Tournay, 1889. 2 vol.; Addington R. The Idea of the Oratory. L., 1966; Cistellini A. San Filippo Neri: L'Oratorio e la Congregazione oratoriana: Storia e spiritualità. Brescia, 1989. 3 vol.; Paolocci Cl. La Congregazione di S. Filippo Neri: Per una storia della sua presenza a Genova. Genova, 1997; Danieli Fr. San Filippo Neri: La nascita dell'Oratorio e lo sviluppo dell'arte cristiana al tempo della Riforma. Cinisello Balsamo, 2009; Boureau R. L'Oratoire en France. P., 2011; Descimon R. Les oratoriens du XVIIe siècle dans la lutte contre les calvinistes // L'Oratoire du Louvre et les protestants parisiens / Éd. Ph. Braunstein. Gen., 2011. P. 68-73; Bertram J. How to Make an Oratory. Oxf., 2012; The Traditions of the Oratory: The Constitutions of 1612 with Commentary / Ed. J. Bertram. Oxf., 2012; Caffin G. Grandes figures de l'Oratoire en sympathie avec leur temps. P., 2013; L'Oratoire de Jésus: 400 ans d'histoire en France, 11 nov. 1611 - 11 nov. 2011 / Sous la dir. d'Y. Krumenacker et al. P., 2013.
А. Г. Крысов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АББАТ в католической Церкви титул настоятеля монастыря
  • АВГУСТИНА УСТАВ один из наиболее употребительных в зап. традиции уставов для монахов и каноников
  • АВГУСТИНКИ-КАНОНИССЫ - см. Канониссы
  • АВГУСТИНЦЫ в католической Церкви конгрегации монахов и каноников, следующие Уставу блаженного Августина