[Англ. Parker] Мэтью (6.08.1504, Норидж - 17.05.1575, Лондон), английский церковный деятель; архиепископ Кентерберийский (1559-1575), родоначальник англикан. епископской иерархии. П. рано потерял отца (бывшего, по одним данным ткачом, по другим - торговцем шерстью) и воспитывался отчимом - представителем джентри. В 1520 г. он поступил в Кембриджский университет, став студентом колледжа «Тело Христово». В 1525 г. получил степень бакалавра искусств, в кон. 1526 г.- должность субдиакона в Норидже, что стало началом его карьеры, в апр. 1527 г. был рукоположен во диакона, в июне того же года - во священника. После получения степени магистра искусств в 1527 г. стал работать в колледже, отвергнув при этом предложение архиепископа Йоркского, кард. Томаса Вулси (Уолси), канцлера Английского королевства, к-рый приглашал П. в основанный им в 1528 г. Кардинальский колледж (ныне Крайст-Черч-колледж) Оксфордского ун-та. П. находился к тому времени под влиянием реформационных настроений, получивших распространение среди профессуры Кембриджа, а потому не разделял консервативных позиций Вулси. В 1533 г. началась активная гомилетическая деятельность П. Его церковная карьера стала активно развиваться после того, как он был назначен капелланом Анны Болейн (1501-1536), 2-й супруги англ. кор. Генриха VIII (1491-1547). При поддержке Анны Болейн П. был избран в 1535 г. деканом коллегии св. Иоанна Крестителя (Сток-колледжа) в Сток-бай-Клэр. В том же году он получил степень магистра богословия. Руководя Сток-колледжем, П. проявил себя как деятельный администратор: по его инициативе были отреставрированы принадлежащие коллегии здания, учреждена школа для жителей города, введен новый статут, предписывавший регулярные проповеди каноников в коллегии и принадлежавших ей приходах и т. д. Для чтения лекций по Свящ. Писанию в Сток-колледж стали приглашать преподавателей из Кембриджа. В 1537 г. стал капелланом Генриха VIII (несмотря на то, что покровительница П. Анна Болейн была к этому времени казнена по приказу короля). В том же году П. получил степень д-ра богословия. В 1541 г. П. получил пребенду в кафедральном соборе г. Или (графство Кембриджшир). В 1544 г. по протекции Генриха VIII стал главой Корпус-Кристи-колледжа. При нем здания колледжа подверглись значительной перестройке. С целью привлечения большего числа студентов были введены стипендии, часть из них предназначалась выходцам из Норфолка. Популярность П. среди академической молодежи позволила ему в 1545 г. стать вице-канцлером Кембриджского ун-та. В 1546 г., после одобрения парламентом закона, позволявшего королю упразднять колледжи и часовни при них, П. стал членом комиссии, к-рой было поручено оценить состояние колледжей в Кембридже. Комиссия заключила, что конфискация земель ун-та принесла бы больше вреда, чем пользы, и отчасти благодаря протекции кор. Екатерины Парр король согласился с этим мнением. Этот акт не затронул Сток-колледж, к-рый был распущен, в 1548 г. П. была назначена компенсация, к-рая до 1552 г. выплачивалась ему частями ежегодно.
В 1547 г. он вступил в брак с Маргарет Харлстон - бракосочетание состоялось после смерти Генриха VIII (к-рый был против женитьбы клириков) с разрешения его сына и нового монарха Англии - Эдуарда VI († 1553); на тот момент браки клириков еще не были одобрены парламентом. В браке родилось 5 детей: четверо сыновей и дочь, однако лишь 2 сына дожили до взрослых лет. В 1552 г. П. был назначен деканом линкольнского собора Девы Марии - одного из наиболее значительных соборов Англии. В 1548 г. П. был переизбран на должность вице-канцлера Кембриджского ун-та. В 1549 г. состоялось знакомство П. с М. Буцером, переселившимся в Англию по приглашению Т. Кранмера. Буцер занял в Кембриджском ун-те должность профессора и был удостоен степени д-ра богословия. Между П. и Буцером сложились теплые отношения, и Буцер назначил П. одним из своих душеприказчиков. Представления Буцера об отношениях власти и Церкви, а также его мнение о необходимости сближения различных протестант. деноминаций оказали существенное влияние на взгляды П. После неожиданной смерти Эдуарда VI и воцарения Марии Тюдор П., как сторонник протестантизма и женатый клирик, был отстранен от всех должностей. Годы правления Марии Тюдор П. провел с семьей в провинции. Новый этап в его церковной карьере начался со вступления на престол Елизаветы I Тюдор (1533-1603). Несмотря на свое нежелание, П. не смог противиться воле королевы и избежать назначения на кафедру архиепископа Кентерберийского. Избрание состоялось 1 авг. 1559 г., однако ординация была отложена до декабря, поскольку не был определен чин ее проведения. Кроме того, для ординации потребовалось найти 4 епископов, к-рые могли бы осуществить посвящение. Ординация состоялась 17 дек. в Ламбете. Процедуру ординации провели епископы Уильям Барлоу, Джон Скори, Майлс Ковердейл и Джон Ходжкинс.
Ординация П. считается в Церкви Англии началом англикан. епископской иерархии. С т. зр. англикан. богословов, в результате ординации П. объединил в себе благодатное преемство католич. и англикан. епископатов. Это стало возможным благодаря тому, что 2 из 4 исполнителей ординации (Барлоу и Ходжкинс) были рукоположены по католич. чину и, по мнению англикан, имели апостольское преемство со стороны Рима. Два др. епископа (Скори и Ковердейл) были рукоположены по новому англикан. чину архиеп. Томасом Кранмером, к-рый был в свою очередь также рукоположен в епископский сан до отделения Церкви Англии от Рима в 1534 г. Англикан. восприятие ординации П. изложено в послании «Saepius Officio» (1897) Фредериком Темплом, архиеп. Кентерберийским, и Уильямом Маклаганом, архиеп. Йоркским. «Saepius Officio» стало ответом на энциклику папы Римского Льва XIII «Apostolicae curae» (1896), к-рая была посвящена рассмотрению вопроса англикан. рукоположений. Ординация П. почти сразу вызвала критику со стороны Рима. Уже в 1604 г. член об-ва Иисуса Кристофер Холивуд опубликовал легенду о том, что П. был рукоположен в таверне «Ослиная голова» на Флит-стрит в Лондоне. Однако именно в энциклике «Apostolicae curae» ординация П. была тщательно проанализирована с богословской, канонической и исторической точек зрения, что привело к непризнанию англикан. рукоположений со стороны Римско-католической Церкви. Рассуждения папы Льва XIII опираются на положения текста «Эдвардова ординала» и доказательства «дефекта формы и намерения» литургического последования рукоположения англикан. клириков. Указанный «дефект» заключался, по мнению понтифика, в том, что слова англикан. молитв на поставление клириков «не выражают сколько-нибудь определенным образом суть святого священнического служения… То же самое верно и для епископского посвящения. Ибо не только к формуле «прими Духа Святого» были лишь позднее добавлены слова «для служения и труда епископа», но даже и они... должны пониматься в смысле, отличном от того, что носят в католическом обряде». «Эдвардов ординал» стал плодом реформационной деятельности Т. Кранмера. Из чинопоследования поставления епископа англикан. реформаторами было убрано упоминание о жертвенном характере Евхаристического богослужения, была изъята фраза о власти епископа рукополагать священников и диаконов. Допрос кандидата в епископы касается в различных вариациях лишь темы верности Свящ. Писанию и его проповеди, но не содержит вопросов о собственно епископском служении, к-рое прежде всего выражается в рукоположении новых членов клира Церкви. Богословские аргументы, к-рые Лев XIII приводит в «Apostolicae curae», позволяют ему сделать вывод, к-рый для «Эдвардова ординала» и всех англикан. рукоположений, совершённых согласно его тексту, звучит как приговор: «Таким образом ясно проявляется прирожденный характер или, как это называют, дух Ординала. Следовательно, будучи изначально испорченным, он был совершенно неудовлетворителен для передачи рукоположения». Осуществив комплексное рассмотрение исторических, канонических и богословских причин, почему англиканский клир не имеет благодатной связи со св. апостолами, Лев XIII делает окончательный вывод, который должен был положить конец любым рассуждениям о возможности наличия иерархической благодати в Церкви Англии: «Строго придерживаясь в этом вопросе декретов понтификов, предшественников наших, и всецело их подтверждая и как бы возобновляя их своею властью по нашей собственной инициативе и с непосредственным знанием, мы произносим и определяем, что рукоположения, совершённые по англиканскому обряду, были и есть совершенно недействительны и лишены всякой силы». Правосл. восприятие ординации П. выходит за рамки обрядово-канонической сферы и строится на богословском понимании таинства священства в англикан. Церкви. Так, архиеп. Василий (Кривошеин) в докладе «Богословский диалог между Православной Церковью и англиканским вероисповеданием и его проблемы» указывает следующее: «Чисто историческое существование апостольского преемства не вызывает особых сомнений, и епископское рукоположение архиепископа Паркера, родоначальника англиканской иерархии, можно считать историческим фактом. Нужно уточнить, что в глазах Православной Церкви факт сохранения апостольского преемства является недостаточным для признания действительности рукоположений. Более того, он недостаточен даже если были соблюдены их внешние признаки (возложение рук и проч.), ибо благодать священства не передается механически при отсутствии должной веры и учения». Если в сер. ХХ в. правосл. Церковь готова была принимать англикан. клириков в сущем сане на основании икономии, то появление у англикан жен. епископата не позволяет более признавать благодатность англикан. рукоположений вне зависимости от обстоятельств ординации П.
Назначенная в ходе «религиозного урегулирования» церковная администрация должна была, с т. зр. короны, инкорпорировать в реформированную Церковь верующих весьма разнообразных взглядов - от католиков (составлявших на 1558-1559 гг. абсолютное большинство) до достаточно радикальных протестантов. Непременным требованием было признание королевы «верховным правителем» Церкви, а противоречия должны были преодолеваться за счет учения об адиафоре, к к-рой следовало отнести спорные вопросы, при этом Елизавета I настаивала на своем праве регулировать область «безразличного» для установления единообразия офиц. Церкви. П. признавал, что его главной задачей является формирование единой и единообразной Церкви; он соглашался и с королевским правом на регламентацию адиафоры, хотя и пытался иногда возражать против отдельных мер, впрочем, как правило, безуспешно. Первая же попытка епископов (включая П.) повлиять на мнение королевы, предпринятая ими в кон. 1559 - нач. 1560 г., когда они хотели убедить ее удалить распятие из Королевской капеллы, показала нетерпимость Елизаветы I к любым посягательствам на ее суверенитет в вопросах религии. Несмотря на некоторые возникавшие противоречия, до 70-х гг. XVI в. П. пользовался расположением королевы, ценившей его лояльность. Их наиболее значительные разногласия были связаны с проблемой браков духовенства: Елизавета I не скрывала своего недовольства женатыми священниками, хотя и терпела их, тогда как П. был сторонником браков для клириков в теории (в 1567 он опубликовал трактат в их защиту) и на практике. П. занимал явно подчиненное положение по отношению к королевской администрации, мало участвовал в делах светской власти и не входил в состав Тайного совета.
Нормальное функционирование Церкви Англии осложнялось финансовыми и административными проблемами, в частности из-за того, что значительная часть католич. духовенства, служившего в Церкви при Марии Тюдор, отказалась принять религ. реформу 1559 г., так что недостаток квалифицированных священников оставался одной из главных забот П. на протяжении всего его правления. Еще одной проблемой было отсутствие в нач. 60-х гг. XVI в. единого изложения вероучения. Его формализация произошла только во время конвокации 1563 г., принявшей «Тридцать девять статей», основанных на написанных Т. Кранмером Сорока двух статьях и до сих пор остающихся основным вероучительным документом англикан. Церкви. Трудно сказать, в какой мере П. участвовал в работе над этим текстом, а также над утвержденной этим же синодом 2-й Книгой гомилий - сборником проповедей для приходских священников, однако как руководитель конвокации он способствовал их принятию. По всей видимости, он, как минимум, поддерживал и др. проекты реформы, обсуждавшиеся синодом, к-рые должны были подтолкнуть Елизавету I к более радикальным преобразованиям, однако эти дискуссии не принесли плодов. Не удалась и одобренная П. попытка епископов инициировать парламентское обсуждение Тридцати девяти статей в 1566 г., пресеченная королевой.
Политика унификации Церкви Англии продолжалась в сер. 60-х - нач. 70-х гг. XVI в. Ее проявлением стало создание по инициативе и при активном участии П. нового англ. перевода Свящ. Писания - «Епископской Библии» (впервые издана в 1568), к-рая была официально утверждена конвокацией в 1571 г., однако все же не получила столь широкой популярности, как «Женевская Библия». В сер. 60-х гг. XVI в. по королевскому распоряжению П. начал кампанию по установлению единообразия в облачениях духовенства, к-рая привела его к конфликту с радикально настроенными протестантами по поводу королевского права регулирования «безразличного». В 1566 г. он издал с общего одобрения епископов «Книгу объявлений» (The Book of Advertisements), содержащую предписания для духовенства по основным спорным литургическим вопросам (облачения, хлеб для причастия и т. д.), к-рые должны были унифицировать богослужебную практику по всей стране, но вызвали новый виток полемики. В ходе дискуссии об облачениях П. выступал как защитник королевского суверенитета и апологет церковного единообразия, действуя по приказу Елизаветы I, однако без ее офиц. поддержки. Этот спор способствовал не только формулированию отношения Церкви Англии к проблеме адиафоры, но и определенной консолидации протестант. оппозиции офиц. Церкви, обострению ее недовольства епископатом.
Ситуация усугубилась на рубеже 60 и 70-х гг. XVI., с одной стороны, из-за оформления пуританского движения, с другой - вслед. католич. восстания на севере Англии и издания папской буллы «Regnans in Excelsis», объявлявшей Елизавету I еретичкой. При этом парламент в 1571 г. принял Тридцать девять статей, а на конвокации того же года П. инициировал обсуждение и принятие новых канонов (он был одним из авторов текстов), к-рые должны были по возможности полно регламентировать церковную жизнь, но не были утверждены королевой. Объектами пуританской критики в 1-й пол. 70-х гг. XVI в. стали различные «католические пережитки» в Церкви Англии, включая ее стремление к единообразию и наличие иерархически организованного духовенства, богатство и «вельможность» епископов, особенно «Кентерберийского папы». П. оказался фактически бессилен перед нападками пуритан, многие из к-рых пользовались покровительством высокопоставленных придворных. У него возник ряд конфликтов с приближенными Елизаветы I, а также испортились отношения с самой королевой. Из-за этого, а также по причине ухудшения здоровья он в значительной мере отстранился от дел и последние годы жизни провел в основном в Кентербери.
Помимо церковной деятельности П. получил известность как собиратель средневек. рукописей. Видя свою миссию в доказательстве истинности Церкви Англии и порочности католич. Церкви с помощью исторических примеров он в 1563 г. сумел получить патент Тайного совета, дававший ему доступ к любому церковному хранилищу манускриптов. Он собрал более 500 рукописей, к работе с которыми он привлекал историков, антикваров, издателей и т. д. Результатом деятельности этого «кружка» стала публикация и введение в оборот значительного числа средневек. памятников (в т. ч. первые публикации текстов на древнеангл. языке), а также появление ряда исторических и полемических сочинений. В 1572 г. был издан написанный П. в соавторстве с его протеже Дж. Джослином трактат «О древности британской церкви и привилегиях кентерберийской церкви при ее семидесяти архиепископах» (De antiquitate Britannicae ecclesiae et priuilegiis ecclesiae Cantuariensis cum Archiepiscopis eiusdem 70), в к-ром с антикатолич. позиций рассматривается история англ. Церкви с ее возникновения до 2-й пол. XVI в. В 1574 г. большая часть его собрания манускриптов, включая древнейшую рукопись Англосаксонской хроники, «Большую хронику» Матвея Парижского с его собственными миниатюрами, «Евангелие святого Августина» - древнейшее известное иллюминированное латинское Евангелие, и др. памятники, была передана в кембриджский Корпус-Кристи-колледж, где составила основу «Паркеровской библиотеки».