(Паскевич) Василий Алексеевич (1742 или ок. 1749? - 9.03.1797, С.-Петербург), рус. композитор, скрипач, певчий, педагог. Год рождения П. исследователи определяют исходя из возраста, в к-ром музыкант был принят на придворную службу (1742 г.- Рабинович. 1948. С. 61), или руководствуясь указом имп. Екатерины II Алексеевны от апр. 1763 г. (РГИА. Ф. 466. Оп. 1. Д. 110. Л. 27), согласно к-рому 4 «спавших с голоса» певчих Придворной певческой капеллы (в их числе П.) были определены «музыкантскими учениками» (1749 - Порфирьева. 2000. С. 341). Упоминание Н. Ф. Финдейзена о том, что П. попал в капеллу в 1756 г., т. е. в 7-летнем возрасте, как и мн. другие малолетние певчие (Финдейзен. 1928. С. 217), согласуется со 2-й датой. По-видимому, мутация у юноши произошла в 13-14 лет и его, как имеющего способности к композиции, оставили при капелле.
«Обедня» В. А Пашкевича. Партия баса. Рукопись. Титульный лист (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 905. Л. 2)В Придворной певческой капелле П. был учителем малолетних певчих, пел во время придворных богослужений как взрослый певчий, писал церковную музыку. Предположение Е. М. Левашёва о том, что П. учился композиции самостоятельно, «через практику», А. Л. Порфирьева считает необоснованным. По мнению Левашёва, учителем П. мог быть В. Манфредини (он был в С.-Петербурге в 1758-1769 придворным капельмейстером, учителем музыки наследника Павла Петровича), Порфирьева допускает также влияние на П. придворного капельмейстера в 1768-1775 гг. Т. Траэтты.
В 1773-1774 гг. П. пригласили на должность учителя пения в АХ, где он «делал все возможное, дабы способствовать успехам учеников своих» (РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Ч. 1. Д. 555. Л. 1-12; цит по: Левашёв. 1985. С. 47). В 1776 г. он был принят в штат придворного бального оркестра скрипачом (РГИА. Ф. 468. Оп. 36. Д. 39. Л. 13-24). В 1777 г. музыкант был занят организацией «особых комнатных балов» (Там же. Д. 38. Л. 30).
Комические оперы П. на бытовые сюжеты ставили в Эрмитажном театре и в Вольном российском театре, где в 1780-1783 гг. он заведовал муз. частью. П. также учил музыке детей Воспитательного дома, участвовавших в постановках, сам выступал в спектаклях как актер и певец. В 1783 г. Вольный театр был преобразован в публичный в структуре Императорских театров, и с 23 авг. П. был зачислен в Первый придворный оркестр (Архив Дирекции. 1892. С. 125). В 1789 г. ему был пожалован чин коллежского асессора (см.: Mooser. 1951. Vol. 2. P. 65). На либретто Екатерины II композитор сочинил оперу «Февей» (1786) и - совместно с К. Каннобио и Дж. Сарти - музыку к историческому представлению «Начальное управление Олега» (1790; изд. 1791). Известно также, что он сочинял хоры для театрального фестиваля 1780 г. в честь именин императрицы (Левашёв. 1985. С. 52) и ему заказали кантату «Амур и Психея» к помолвке вел. кн. Александра Павловича с нем. принцессой Луизой Марией Баденской.
Хоровое мастерство П. смог усовершенствовать в Придворной певческой капелле. Точно неизвестно, когда его назначили «большим певчим» (РГИА. Ф. 469. Оп. 4. Д. 2229). В 1786 г. он значится в капелле как «придворный певчий» (Камер-фурьерский церемониальный журнал 1786 г. СПб., 1886. С. 75).
М. Г. Рыцарева считает, что П. сочинял концерты уже в 70-х гг. XVIII в., однако его ранние духовные сочинения были несовершенны: гр. В. Г. Орлов писал сыну (1787): «Вейнгаймер [капельмейстер капеллы] возвратил концерт Пашкевича и пишет, что его путно поправить никак нельзя» (РГБ. Ф. 219. Карт. 8. Ед. хр. 8. Л. 28 об., 35; цит. по: Рыцарева. 2006. С. 161). Пять духовных концертов («Ныне время явися», «Приидите, взыдем», «Радуйтеся, людие, и веселитеся», «Слава в вышних Богу», «Услыши, Господи, мой глас») продавались в 1806 г. в Москве в магазине Рейнсдорпа и Керцелли (Grand catalogue de musique qui se vend chez Reinsdorp et Kerzelly. Moscou, 1806). Долгое время считалось, что ноты всех концертов П. утеряны, но в 2018 г. Е. Ю. Антоненко обнаружила концерт «Приидите, возрадуемся Господеви» (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 879. Л. 79); полной реконструкции это произведение не поддается.
Литургию (Обедню) П. можно отнести к кон. 80-х гг. XVIII в. Ее партитура была найдена в сер. 80-х гг. XX в. Т. Б. Гавриловой в ГЦММК. Это комплект поголосников, принадлежавший ярославскому помещику Ивану Борноволокову и переданный им в ярославский в честь Казанской иконы Божией Матери женский монастырь. В рукописи указаны год создания (1790), цена (2 р. 50 к.) и вклеена марка муз. магазина Х. Б. Гене (ср. объявление о продаже этого сочинения: Моск. ведомости. 1793. № 54, 6 июля. Л. 5). Первоначально она была написана для двойного хора: в альтовой партии есть указание «Альт первый». «Слава. Единородный» упоминается в реестре певческой б-ки, к-рый датирован янв. 1793 г. (ГЦММК. Ф. 283. Ед. хр. 25. «Каталог певческой ноте», в качестве автора ошибочно указан С. А. Дегтярёв). Рыцарева пишет о близости музыки П. к старинному полународному-полуцерковному стилю, что отличает ее от галантно-распевной лирики Д. С. Бортнянского, указывает на арочные связи в цикле и рондальность общей структуры (Рыцарева. 2006. С. 160-164; характеристику литургии см. также в работах: Тетерина. 1986. С. 61-63; Лебедева-Емелина. 2018. С. 77-81).
После кончины Екатерины II имп. Павел I сразу же уволил П. из придворного штата, выплатив ему «единовременное вознаграждение», но не назначив пенсии после 35-летней службы (РГИА. Ф. 469. Оп. 4. Д. 2229). Из письма Д. С. Бортнянского гр. Н. П. Шереметеву следует, что П. еще в нач. 1797 г. числился учителем малолетних певчих в капелле наряду с Ф. Ф. Макаровым. Бортнянский пытался отстоять П. накануне сокращения капеллы, задуманного Павлом I (Рыцарева. 2015. С. 152-154). По предположению Рыцаревой, увольнение П. произошло в нач. февр. 1797 г. и еще до коронации нового самодержца П. скончался. После смерти П. осталась его вдова Афимья с годовалой дочерью Анной, их судьба неизвестна.