ПЛИФОН
Том LVI, С. 708-710
опубликовано: 27 июня 2024г.

ПЛИФОН

Содержание

Георгий Плифон. Фрагмент композиции «Поклонение волхвов». Роспись Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция. 1459–1460 гг. Худож. Беноццо ГоццолиГеоргий Плифон. Фрагмент композиции «Поклонение волхвов». Роспись Палаццо Медичи-Риккарди, Флоренция. 1459–1460 гг. Худож. Беноццо Гоццоли [Греч. Πλήθων] Георгий Гемист (ок. 1360, К-поль - 26.06.1452, Мистра), философ-неоплатоник, религ. мыслитель, политический деятель, один из основных представителей визант. гуманизма. Теоретические взгляды П., а также его социально-политические проекты, тесно связанные с античной философской традицией, оказали большое влияние не только на визант. мысль, но и на идеи итал. Ренессанса. Несмотря на формальную принадлежность к Православию и участие в церковно-политической жизни Византии, П. развивал богословские и философские теории, традиционно рассматриваемые как часть проекта по реставрации древнегреч. язычества. Он довел до логического завершения тенденции визант. философской мысли, представленные, в частности, в неоплатонизме Михаила Пселла.

Жизнь

Биографические сведения о П., особенно касающиеся первых 50 лет его жизни, крайне фрагментарны. В отличие от многих ученых современников он не оставил переписки (за исключением неск. писем, адресованных высокопоставленным лицам, в т. ч. императорам) или автобиографии. Основную информацию о жизни П. исследователи извлекают из сочинений его идеологических противников. П. род. в семье протонотария храма Св. Софии, получил образование в К-поле, где одним из его учителей был Димитрий Кидонис. К этому периоду относится знакомство П. с визант. культурной и политической элитой. Как писал главный оппонент П.- буд. патриарх К-польский Геннадий II Схоларий († 1472/73), некогда являвшийся его учеником, отступление философа от христ. веры произошло под влиянием некоего еврея по имени Элиша (Елисей), сведущего в толковании сочинений Аристотеля, чтившего Аверроэса (см. Ибн Рушд) и др. араб. и персид. комментаторов Стагирита, однако нисколько не интересовавшегося законом Моисея и в целом иудейской верой. Кроме того, предположительно он познакомил П. с зороастризмом, причем П. в течение длительного времени не только жил у своего учителя, но и прислуживал ему, находясь у него на содержании, поскольку Элиша был одним из могущественнейших людей при дворе неких варваров. На основании свидетельства Геннадия Схолария ряд исследователей предполагали, что П. провел нек-рое время при дворе османских султанов Мурада I (1360/62-1389) и Баязида I (1389-1402), т. е. соответственно в Адрианополе (Эдирне) и Прусе (Бурсе). Эта версия может соответствовать действительности, хотя т. зр., согласно к-рой под учением Зороастра П. понимал одну из современных ему богословских школ в исламе, следует признать недостаточно обоснованной (Медведев. 1973. С. 99).

В нач. XV в. П. преподавал в К-поле, где у него учился, в частности, Марк Евгеник, буд. митр. Эфесский. Ок. 1410 г. имп. Мануил II Палеолог (1391-1425) удалил П., подозревавшегося в ереси и языческих взглядах, из столицы. П. был вынужден переехать в Мистру, где и провел 2-ю половину жизни, совмещая исполнение адм. обязанностей при дворе правителей Морейского деспотата и активную научно-образовательную деятельность. Вероятно, к началу пребывания П. в Мистре относятся многие сделанные им извлечения из сочинений античных историков (Ксенофонта, Полибия, Диодора Сицилийского, Плутарха, Луция Флавия Арриана), а также из трудов по географии и астрономии (Аристотель), метрике и музыке (Аристоксен, Аристид), риторике (Гермоген) и др. (Там же. С. 100). При дворе деспота Феодора II (1408-1443), сына Мануила Палеолога, П. занимал значимую должность, вероятно судебную. О широком кругозоре и разнообразных научных интересах П. свидетельствует составленный им курс преподавания, к-рый, как считается, включал не только философию, но и риторику, грамматику, историю, астрономию, астрологию, географию и музыку. Преподавательская деятельность способствовала широкой известности П., под руководством к-рого изучил философию буд. митр. Никейский Виссарион.

П. присутствовал на Ферраро-Флорентийском Соборе 1438-1439 гг., хотя его участие носило формальный характер. Несмотря на тесные связи с зап. интеллектуалами, укрепившиеся во время пребывания во Флоренции, П. выступил против заключения унии между Восточной и Западной Церквами. Увлечение философией Платона, к-рую он предпочитал аристотелизму, проявилось и в общении с итал. гуманистами: П. активно пропагандировал греч. философию и науку в неоплатоническом духе. Именно в это время Георгий Гемист взял себе псевдоним Плифон (Πλήθων; букв.- «изобилующий»), к-рый не только был близок по значению к фамилии Гемист (Γεμιστός), но и должен был указывать на философа как на второго Платона (Πλάτων). Во многом именно благодаря влиянию П. правитель города К. Медичи (1389-1464) открыл во Флоренции Платоновскую академию (о пребывании П. во Флоренции: Woodhouse. 1986. P. 171-188).

В последние годы жизни П. более всего волновало крайне сложное положение, в к-ром Византийская империя оказалась накануне своего падения. Находясь в Морее, П. разработал детальные проекты глубоких политических и социально-экономических реформ, призванных вывести Византию из кризиса государственности и вернуть ее к исконным, античным началам. После кончины П. его бывш. ученик - Геннадий Схоларий, занявший в 1454 г. К-польский Патриарший престол, предал труды философа огню как еретические. Одной из фундаментальных причин расхождений между П. и Геннадием Схоларием был аристотелизм последнего (подробнее: Woodhouse. 1986. P. 240-266). Тем не менее последователи П., среди к-рых были Димитрий Кавака и Ювеналий, продолжали проповедовать его учение на Пелопоннесе и во Фракии.

Сочинения

Основное произведение П.- соч. «Об отличиях Платона от Аристотеля», составленное по итогам обсуждений греч. философских систем в кругу итал. гуманистов (De differentiis Platonis et Aristotelis // PG. 160. Col. 889-934 [греч. текст и лат. пер.]; Woodhouse. 1986. P. 191-214 [англ. пер.]). В трактате П. подверг критике ставшую популярной на Западе т. зр., согласно к-рой Аристотель как философ выше своего учителя, поскольку только он якобы постиг естественную философию. П. критиковал не только богословские и философские идеи Стагирита, включая его представления о Боге, теорию эфира (пятого элемента), но и их интерпретацию в позднейшей традиции, в т. ч. в рамках аверроизма.

Вторым по значению трактатом П. является соч. «О законах», в к-ром представлена его богословская и философская система, основанная на вере в древнегреч. богов во главе с Зевсом (изд. и франц. пер.: Traité des Lois. 1966. P. 1-261; рус. пер.: Медведев. 1976. С. 220-290 [далее - Plet. Leges]). Полный текст «О законах» не сохранился. Как следует из писем патриарха Геннадия Схолария и ряда др. источников, после смерти П. единственным рукописным экземпляром трактата, написанным его рукой, завладел деспот Димитрий Палеолог с тем, чтобы помешать изготовлению с него списков. Супруга деспота дала рукопись на просмотр Геннадию Схоларию, к-рый посоветовал уничтожить ее; супруга же не смогла решиться на это. После падения Мистры (1460) Димитрий Палеолог последовал за султаном в К-поль, где вновь передал рукопись трактата патриарху, к-рый сжег ее. Тем не менее он сохранил полное оглавление и довольно обширные части сочинения (Медведев. 1976. С. 171).

Политические и социальные взгляды П. изложены в его докладных записках на имя имп. Мануила II Палеолога и его сына, деспота Феодора. В них намечен план широких социально-политических реформ, имевших целью спасение Византийской империи. Составление записок относится к 1415 г. Мысли П. о гос. устройстве сохранились в 2 его речах о положении на Пелопоннесе. Эти речи являются одним из ценнейших памятников по истории социально-политических идей в Византии (сведения об изданиях этих и др. работ П. см.: Woodhouse. 1986. P. XVI-XXI).

Учение П.

(Подробнее см.: Медведев. 1976. С. 66-91; Горфункель. 1980. С. 71-77; Woodhouse. 1986. P. 191-239, 283-307) представляет собой пример радикального, творчески переосмысленного неоплатонизма, к-рый был выдвинут им в качестве альтернативы Православию и являлся, т. о., основой для построения новой универсальной религ. системы. Последнюю П. противопоставлял не только христианству, но и др. учениям. Напр., одна из основополагающих идей Платона - вечное бытие Бога и совечного Ему мира - привела П. к отрицанию христ. учения о творении Богом мира ex nihilo. При этом соотношение между христианством и «эллинским богословием» П. является не столь однозначным, как это может показаться на первый взгляд. Несмотря на большое число фундаментальных расхождений с христ. доктриной, П. заимствовал из нее ряд положений.

В основе учения П. лежит представление о едином высшем по отношению к проч. сущностям Боге. П. именует высшего Бога, единство Которого не подвергает сомнению, Зевсом. Только Он является совершенно несотворенным (πάμπαν ἀγένητος) и самосущим (αὐτοεών). Он есть Тот, Кто породил все сущее (παγγενέτωρ) и содержит его в Себе, а затем изводит во вне, делая т. о. Свое творение единым, целостным и, насколько возможно, совершенным (Plet. Leges. III 35. 16 // Traité des Lois. 1966. P. 216-217; Медведев. 1976. С. 277). Он создал др. богов и нижестоящие существа. Проблема перехода от единства высшего божества к множественности материальной природы - одна из центральных в философии и богословии П., к-рый изображает указанный процесс с помощью возрожденных им образов древнегреч. богов. При этом П., по всей видимости, не стремился возрождать античный политеизм в прямом смысле слова: имена языческих богов он рассматривал прежде всего в качестве удобных обозначений для философских категорий, а также для космических процессов в рамках перехода от божественного единства к множественности чувственного космоса. В определенном смысле и слово «Зевс» служило обозначением высшей Причины сущего. Он есть самосущий (αὐτοών), самоединый (αὐτοέν) и самоблагой (αὐτοαγαθός). Нет и не было никакой причины, породившей Его, и ничего старшего, чем Он. Только Он полностью несотворен и предвечен. Для всех прочих, участвующих в бытии, Он есть «старейшая Причина и Создатель, через Которого и из Которого все и есть, и возникает и установилось, пребывает в наилучшем состоянии из имеющихся в наличии» (Plet. Leges. III 34. 1 // Traité des Lois. 1966. P. 132-133; Медведев. 1976. С. 254-255).

Вторым по важности богом в системе П. был «старейший сын Зевса» - Посейдон, понимавшийся как единство, идея идей, начало, к-рое дает форму, а также непосредственный демиург всего сущего. Он есть второй после высшего Бога, кто имеет право полновластно распоряжаться миром. Посейдон - единственный из сущих, который «совершенно не создан» (πάμπαν ἔστ᾿ ἀγένητος) (Plet. Leges. III 35. 4, 17 // Traité des Lois. 1966. P. 204-207, 216-217; Медведев. 1976. С. 254-255, 277). Идея материи и множественности форм воплощена в образе Геры, к-рую П. именует дочерью Зевса и супругой Посейдона. Гера обладает указанными характеристиками потенциально. Лишь соединение функций Посейдона и Геры образует конкретный мир, включающий множество телесных вещей: Посейдон является причиной и производителем форм, а Гера - материи (Plet. Leges. III 35. 5 // Traité des Lois. 1966. P. 206-207; Медведев. 1976. С. 274). Др. божества также представляют собой олицетворения философских категорий. В частности, Аполлон выражает идею тождества и сходства, Артемида - идею различия. Плутон представлен в качестве носителя идеи бессмертной человеческой души, а титанида Кора, к-рая занимает одно из низших мест в пантеоне П., воплощает идею смертной человеческой плоти. Т. о., человек занимает среднее место в иерархии существ. П. признавал учение о переселении душ, однако только в сознательные существа.

В определенном смысле учение П. не исключает монотеизма. Высший Бог строго един, а др. существа, за к-рыми философ признавал божественный статус, находятся на более низком, чем Он, уровне. При этом одним из базовых принципов неоплатонизма П. является понятие посредника между Первым началом и различными реальностями чувственного мира. По всей видимости, П. действительно пытался построить религ. систему, альтернативную Православию, хотя, по мнению Льва Алляция († 1669), подлинная цель П. заключалась в том, чтобы еще больше прославить христианство, переведя его на язык античной мифологии и риторики (см.: Медведев. 1976. С. 78). В пользу серьезности намерений П. свидетельствует созданный им проект реформы религ. культа, включавший тщательно разработанные литургическую и календарную части. П.- автор 5 ежедневных молитв, обращенных к богам, и 28 гимнов для богослужебного употребления; все они входят в соч. «О законах».

Соч.: PG. 160. Col. 889-934; Traité des Lois / Éd. C. Alexandre, trad. A. Pellissier. P., 1858. Amst., 1966r; Речи о реформах / Пер., предисл.: Б. Т. Горянов // ВВ. 1953. Т. 6(31). С. 386-414; Законы // Медведев И. П. Визант. гуманизм XIV-XV вв. Л., 1976. С. 220-290; О добродетелях // Там же. С. 291-300.
Лит.: Гукова С. Н. К вопросу об ист. источниках геогр. трактата Плифона // ВВ. 1973. Т. 44(69). С. 88-96; Медведев И. П. Мистра. Л., 1973; он же. Экспертиза подлинности патристических текстов на Флорентийском Соборе // ВИД. 1976. Сб. 8. С. 274-285; он же. Апофеоз Плифона: Новая историографическая волна // ВВ. 1990. Т. 51(76). С. 77-85; Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Woodhouse G. M. George Gemistos Plethon: The Last of the Hellenes. Oxf., 1986; Культура Византии. 1991. [Т. 3:] XIII - 1-я пол. XV в.; Talbot A.-M. Plethon, George Gemistos // ODB. 1991. Vol. 3. P. 1685; Аверинцев С. С. Плифон // НФЭ. 2010. Т. 3. С. 247.
Е. А. Заболотный
Рубрики
Ключевые слова
См.также