ЕВНУХ ФИЛАНТРОПИНСКИЙ
Том XVII , С. 184-185
опубликовано: 5 марта 2013г.

ЕВНУХ ФИЛАНТРОПИНСКИЙ

Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v)Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение». Матиматарий. Сер. XIV в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v) [греч. Εὐνούχος Θιλανθρωπηνός], протопсалт, визант. мелург. Его имя встречается в рукописных Матиматариях XIV-XVI вв., а также в каталоге Кирилла Мармаринского, митр. Тиносского, «составленном согласно Иоанну Протопсалту» (т. е. по данным, относящимся к 1734/36-1770), к-рый приводит в своем Теоретиконе (как в рукописи, так и в издании) Хрисанф из Мадита (см.: Χατζηϒιακουμής Μ. Κ. Αὐτόϒραφο (1816) τοῦ «Μεϒάλου Θεωρετικοῦ» τοῦ Χρυσάνθου // ᾿Ερανιστής. 1974. Τ. 11. Σ. 321-322; Χρύσανθος, ἀρχιεπ. Ϫιρραχίου ὁ ἐκ Μαδύτων. Θεωρετικὸν Μέϒα τῆς Μουσικῆς. Τερϒέστη, 1832. Σ. XXXIII-XLIII; крит. изд. Г. Н. Константину: ᾿Αθήνα, 2007. Σ. 100-123. (Βατοπαιδινὴ Μουσικὴ Βίβλος - Μουσικολοϒικὰ Μελετήματα; 1)). Вероятнее всего, речь идет о каталоге «тех, кто в разные времена процветал в церковной музыке» из рукописи архидиак. Никифора Кантуниариса Хиосского (Ath. Xeropot. 318. Fol. 140 sq., нач. XIX в.), где упоминается и Е. Ф. Наст. имя его неизвестно, засвидетельствована лишь его принадлежность к группе евнухов, в визант. период активно занимавшихся музыкой (см.: Moran N. Byzantine Casrtati // Plainsong and Medieval Music. 2002. N 11/2. P. 99-112; Σπυράκου Ε. ῾Η Βυζαντινὴ ἐκκλησιαστικὴ μουσικὴ στὸ 20ὸ διεθνὲς συνέδριο βυζαντινῶν σπουδῶν̇ Παρίσι, 2001 // Παρνασσός. 2002. Τ. 44. Σ. 506-507). Прозвище этого протопсалта: Филантропинский, присутствующее во всех известных в наст. время источниках, возможно, указывает на его принадлежность к одному из визант. родов (см., напр.: ᾿Αθηναϒόρας, μητρ. Παραμυθίας κα Θιλιατῶν. Συμβολα εἰς τὴν ἱστορίαν τοῦ βυζαντινοῦ οἴκου τῶν Θιλαντρωπινῶν // ϪΙΕΕΕ. Νέα σειρά. ᾿Αθήναι, 1929. Τ. 1. Τευχος 4. Σ. 61-74 (см. также рец. В. Лорена в изд.: EO. 1930. Vol. 29. P. 495-497); ῾Ιστορία τοῦ ῾Ελληνικοῦ ῎Εθνους. ᾿Αθῆναι, 1980. Τ. 9. Σ. 218, 242, 285, 290) или к братии одноименного мон-ря.

Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение» в нотации нового метода. Матиматарий хартофилакса Хурмузия. 1-я пол. XIX в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v)Евнух Филантропский. Стихира «Ныне пророческое проречение» в нотации нового метода. Матиматарий хартофилакса Хурмузия. 1-я пол. XIX в. (Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v)

Е. Ф.- автор матимы (калофонической версии стихиры) в последовании 1-го часа на Рождество Христово «Ныне пророческое проречение» 3-го гласа μέσος. Она встречается в различных Матиматариях XIV-XVI вв. (наиболее показательные кодексы: Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v - 103, сер. XIV в.; 2411. Fol. 116v - 119v, 2-я пол. XIV - нач. XV в.; 885. Fol. 61-66, 401-402, XV в.; РНБ. Греч. № 126. Л. 239 об.- 241, 2-я пол. XV в.; Ath. Pantel. 938. Fol. 125v - 129v, кон. XV - нач. XVI в., ркп. свящ. Алексия Вулевта).

Мелос этой матимы был также изложен в аналитической нотации нового метода хартофилаксом Хурмузием (что свидетельствует о достоинствах произведения Е. Ф.) в 3-м т. его Матиматария (Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 254v - 264, 1-я пол. XIX в.). Структура этой матимы (по совокупности вышеперечисленных источников) представляет особый интерес, т. к. впосл. она стала прототипом для произведений визант. мелургов маистора Иоанна Кукузеля и протопсалта Ксена Корониса (оба - 1-я пол. XIV в.). Е. Ф. принадлежит «введение» (εἰσαϒωϒή) указанной матимы - калофоническая обработка 1-й фразы стихиры (см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 254v - 255). Далее в рукописи Хурмузия следуют произведения Корониса - обработка начала 1-й фразы и 2-й фразы стихиры на 1-й плагальный глас τριφωνῶν (см.: Athen. Bibl. Nat. 2500. Fol. 100v - 101) - и Кукузеля - 2 обработки всей матимы в более пространном стиле: 1) 2-частное песнопение (анаподизм; см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 255v - 261); 2) анаграмматизм «Из Девы отроковицы» (᾿Εκ παρθένου κόρης) на 1-й плагальный глас (в ркп. РНБ. Греч. № 126. Л. 240-241 данное песнопение названо анаподизмом; см.: Athen. Bibl. Nat. S. Sepulcri 729. Fol. 261-264). Это «вмешательство» Кукузеля (охарактеризованное в кодексе Ath. Pantel. 938 как украшение (καλλωπιστική)) в исходное произведение Е. Ф. помогает датировать деятельность последнего приблизительно 2-й пол. XIII в. Кроме того, распространение этого муз. произведения Е. Ф. в районе К-поля (где работали Кукузель и Коронис, а позднее и Хурмузий) является, возможно, еще одним указанием, способствующим более точной локализации деятельности Е. Ф. В этом случае можно предположить, что Е. Ф. был насельником к-польского мон-ря Филантропос (см.: Σιδερίδης Ξ. Περ τῆς Κωνσταντινουπόλει μονῆς τοῦ Σωτῆρος τοῦ Θιλανθρώπου κα τῶν ἐν αὐτῇ ἁϒιάσματος κα ἁϒίων λειψάνων // ᾿Εκκλησιαστικὴ ᾿Αλήθεια Κωνσταντινουπόλεως. 1897. Τ. 17. Σ. 234-236, 250-251, 257-259, 267-268, 276-279, 291-293, 309-310, 316-319, 323-325, 341-343; 1898. Τ. 18. Σ. 4-6, 10-11; Janin R. Les Monastères du Christ Philanthrope à Constantinople // REB. 1946. P. 135-162; idem. Le siège de Constantinople et le Patriarcat Ecuménique. P., 1953. T. 3: Les églises et les monastères. P. 539-544. (Géographie ecclésiastique de l'empire Byzantin; 1); Μανάφη Κ. Α. Μοναστηριακὰ Τυπικὰ-Ϫιαθῆκαι // Μελέτη Θιλολοϒική. ᾿Αθῆναι, 1970. Σ. 29, 86, 99, 100, 110), а не к.-л. др. мон-ря, напр. мон-ря Филантропинон в Янине (Эпир) (см.: ᾿Αχειμάστου-Ποταμιάνου Μ. ῾Η μονὴ τῶν Θιλαντροπινῶν κα ἡ πρώτη φάση τῆς μεταβυζαντινῆς ζωϒραφικῆς. ᾿Αθῆναι, 1983. Σ. 21-34).

А. Халдеакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ЕВСТАФИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), мон. из мон-ря Путна на севере Молдавского княжества (ныне на территории Румынии)
  • ИАКОВ (прибл. 1740-1745 - 1800), протопсалт Великой ц., мелург
  • ИОАНН ГЛИКА [Иоанн Гликис] (сер. XIII в.- ок. 1320), протопсалт, византийский мелург, учитель пения
  • КСЕН КОРОНИС (кон. XIII - сер. XIV в.), мон., протопсалт, визант. мелург
  • АВАСИОТ Николай (нач. XIV в.), византийский мелург
  • АГАЛЛИАН МАНУИЛ византийский мелург 1-й пол. XIV в.