[Казаки-некрасовцы, игнат-казаки], этноконфессиональная группа старообрядцев (см. Старообрядчество), возникшая после разгрома в 1706-1708 гг. Астраханского и Булавинского казачьих восстаний и гибели в 1708 г. К. Булавина; получили название по имени атамана ст-цы Есауловской Игнатия Федоровича Некрасова (1660-1737), участвовавшего в восстании Булавина. Основу Н. составляли донские, прежде всего верховые, казаки. Во главе с атаманом они вместе с семьями в составе ок. 2-3 тыс. чел. переправились через Дон и поселились на правом берегу р. Кубани, во владениях крымского хана. Выбор места был обусловлен, по всей вероятности, доброжелательным отношением крымского хана к казакам и существованием там более ранних казачьих поселений. Документы свидетельствуют о связях донских казаков с турецко-татар. населением Крымского ханства: напр., в войсковой отписке булавинцев кубанскому Сартлану-мурзе (май 1708) упоминаются торговые контакты. В кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVII в. первые группы донских казаков-старообрядцев получили от крымского хана разрешение построить укрепленный городок в междуречье Кубани и Лабы. Позднее казаки-старообрядцы переместились в крепость Ени-Копыл (ныне Славянск-на-Кубани), к нач. ХVIII в.- в Хантепеси (Ханский холм), недалеко от крепости Темрюк. В кон. 1708 г., после смещения хана Каплан-Гирея, Н. перешли на левобережье Кубани. По Прутскому мирному договору от 12 июля 1711 г. они были признаны подданными хана. Это способствовало переселению Н. на правобережье Кубани, где они вскоре создали неск. городков, в основном между Таманью и Темрюком; еще один городок находился неподалеку от крепости Ени-Копыл.
Н. сохраняли войсковую форму организации. Высшей властью являлся казачий круг, в к-ром участвовали с 18 лет. Решения круга исполнял атаман, избиравшийся на год; он не мог занимать пост больше 3 лет. Еще одним высшим должностным лицом являлся есаул. Войсковой центр располагался в городке Хан-Тюбе, войсковое знамя сохранялось до нач. ХХ в., имелась войсковая печать. В 1-й пол. ХVIII в. на Кубани сложился свод социокультурных норм и правил Н.- «Заветы Игната», созданный Некрасовым. Список, хранившийся, по рассказам, в драгоценном ларце, был утрачен, заповеди (более 170) передавались устно. Первая заповедь призывала «царю не покоряться, при царе в Россию не возвращаться». Под властью ханов жизнь казаков строилась на отрицании «чужой» культуры и сохранении своих этноконфессиональных особенностей. «Заветы Игната» предписывали с «турками не соединяться, с иноверными не сообщаться». Общение с турками разрешалось только по необходимости - в связи с торговлей, военными действиями, налогообложением. Ссоры с ними строго запрещались. Молодые Н. должны были почитать старших. Брак мог быть заключен только между членами общины, брак с иноверцами карался смертью. Муж жену не должен обижать, в противном случае круг его наказывал. Наживать добро предписывалось трудом, казак не мог нанимать казака и получать деньги из рук брата. Разбой, грабеж, убийство наказывались по решению круга смертью, такое же наказание следовало за измену войску и богохульство. Следовало сохранять рус. язык и правосл. «старую веру», защищать «малых людей». Запрещалось иметь в станице питейные заведения, заниматься торговлей. Те, кто торговали на стороне, 1/20 прибыли отдавали в кош. За нарушение «Заветов Игната» атаман отстранялся от атаманства. «Заветы Игната» не раз записывались, в т. ч. на полях книг. Так, на хуторе Новонекрасовском была обнаружена Псалтирь с восследованием, на полях к-рой наряду с «Заветами Игната» содержались ценные свидетельства по истории и этике Н.
В 1712 г. Н. обратились к патриарху Иерусалимскому Хрисанфу Нотаре с просьбой поставить им епископа и получили согласие, поставлению помешало противодействие русских властей. В 1753 г. с аналогичной просьбой Н. обратились в Стамбул, и по приказу султана православный архиеп. Крымский Гедеон рукоположил мон. Феодосия во епископа Кубанского и Терского. Вскоре, поссорившись с Н., Феодосий переселился в Добруджу. В том же году Н. приехали к Анфиму из Хотинской раи, выдававшему себя за епископа, с просьбой служить у них. К этой просьбе было присоединено и приглашение от крымского хана. Прибыв на Кубань, Анфим устроил монастырь, поставил архимандрита, рукоположил священников и 2 епископов (имена неизв.). Анфим стал вмешиваться в жизнь Н., за что в 1754 г. был изгнан, но продолжал именоваться «епископом Кубанским и Хотинския раи». По устным свидетельствам можно предположить, что поставленные Анфимом архиереи «хиротонисали» других епископов и «иерархия, происшедшая от Анфима, не прекращалась» (Мельников. 1976. С. 310-314), но сведения о храмах на Кубани в сер. XVIII в. отсутствуют. У Н. на оз. Майнос (Маньяс, ныне Куш) в Турции сохранялся антиминс ц. Св. Троицы, освященной в 1753 г. Анфимом.
Осенью 1777 г. российские войска разорили городки Н. на Кубани, что привело к переселению казаков в Закубанье. В 1756-1778 гг. Н. покинули Сев.-Зап. Кавказ и перешли в дельту Дуная. Основными поселениями в Придунавье были Дунавец, Сарыкёй и др., где жили также липоване. В 1775 г., после разгрома Запорожской Сечи, здесь появились запорожцы, с которыми возникали конфликты, в т. ч. из-за мест рыбной ловли. Вскоре запорожцы захватили Сарыкёй, уничтожили неск. липованских сел, в 1814 г. взяли Дунавец. Тогда началось массовое переселение Н. в азиат. Турцию на оз. Майнос, близ г. Бандырма (древний Панорм), и на побережье Эгейского м. В 10-х гг. XIX в. появились 2 поселения: Энос (Энез) близ залива и Биневле (Майнос) на оз. Майнос. Взятие российскими войсками в ходе русско-тур. войны 1828-1829 гг. Эносской крепости привело к окончательному перемещению Н. на оз. Майнос, озеро было отдано им тур. властями в вечное пользование. Основу благосостояния Н. составляла рыбная ловля, к-рой занимались мужчины полгода - от «осеннего Димитрия» до «весеннего Георгия». После возвращения домой и уплаты налогов Н. сдавали заработок в войсковую казну, из нее каждый получал 2/3 заработанных денег; 1/3 шла в кош и делилась на 3 части: на войско и вооружение, на школу и церковь, нуждающимся. Хлебопашество и скотоводство занимали меньшее место в хозяйстве Н.
В лит-ре отмечается, что возвращение Н. в пределы Российской империи, несмотря на запрет Некрасова, началось в 10-х гг. XIX в., усилилось после завершения русско-тур. войны 1828-1829 гг. Поселения Н. появились в Бессарабии - в окрестностях Измаила и в др. местах. По мнению Д. В. Сеня, под именем Н. возвращались липоване, по происхождению не имевшие отношения к Дону, давно жившие рядом с казаками, но не разделявшие «Заветов Игната». В 1829 г. с частью старообрядцев переселился в окрестности Измаила последний атаман Н. на Дунае - И. С. Гончаров, считавшийся потомственным Н., хотя родители его происходили из г. Литина Подольской губ. У Гончарова возникли разногласия с Н., и в 1837 г. он вместе с семьей вернулся в Сарыкёй.
В 40-х гг. XIX в. старообрядцы активизировали поиски архиерея. Из Белой Криницы в Турцию прибыли иноки Павел (Великодворский) и Алимпий (Милорадов), остановившиеся в Сарыкёе в доме Гончарова, к-рый вместе с М. В. Чайковским помог им наладить контакт с жившим в Стамбуле митр. Босно-Сараевским Амвросием (Паппа-Георгополи). Чайковский и Гончаров организовали тайный переезд митр. Амвросия в Австрию и устройство его в Буковине. В окт. 1846 - авг. 1847 г. митрополит рукоположил 5 священников и 3 диаконов, хиротонисал во епископа Майносского Кирила (Тимофеева), во епископа Славского - Аркадия (Дорофеева). Все это вызвало большое воодушевление среди старообрядцев. После ссылки митрополита в 1847 г. развитие Белокриницкой иерархии продолжалось, оно сопровождалось бурными спорами среди старообрядцев. Нек-рые Н. в Биневле признали священство, другие принимали правила единоверия.
В сер. XIX в. существовало пользовавшееся привилегиями Османское казачье войско, где служили Н.; в 1864 г. последовал турецкий фирман об отмене прав казаков в европ. Турции. До 1860 г. Н. пользовались возможностью не допускать в свои селения турок, исполнительная власть принадлежала сельскому атаману. После утраты воинского уклада и уменьшения роли круга в общину стали принимать людей со стороны, иногда нерусских. Избегая родственных браков, отступили от «Заветов Игната», допускавших брак только между членами общины. Среди Н. усиливалось имущественное расслоение. 70 семей в Биневле купили землю, община раскололась на рыбаков и землевладельцев. Рыбаки были в большинстве, круг находился под их контролем, но экономически они начали попадать в зависимость от землевладельцев - «казак на казака стал работать».
В 1867 г. 157 семей - сторонников «Заветов Игната» перешли с оз. Майнос на о-в Мада на оз. Бейшехир. Эта попытка возрождения старинного уклада не удалась: вода в Бейшехире была заражена, 30 семей погибли от чумы. Однако казаки, даже после вмешательства рус. миссии, отказывались уходить. Они отправляли людей искать легендарный «город Игната», якобы основанный когда-то давно «правильными» Н. «за Пещаным морем». Почти все колонисты Мады погибли, не найдя своего «города», нек-рые вернулись на оз. Майнос. К 1912 г. в живых на Маде остались 8 семей. В кон. ХIХ в. на оз. Майнос появились переселенцы - татары, лезгины, черкесы, с к-рыми у Н. возникали разногласия. С турками конфликтов не было, как и предписывалось «Заветами Игната». В кон. 70-х гг. ХIХ в. на противоположном берегу озера поселились липоване, ушедшие из Добруджи после присоединения ее к Румынии, основав поселение Хамидие (Ени-Казаклар). В 1901 г. еще одна группа липован - переселенцев из Добруджи - образовала на оз. Акшехир с. Авчал, куда перешли с о-ва Мада оставшиеся Н.
Ухудшение условий жизни, нарушение традиц. уклада стали главными причинами переезда Н. в Россию; сказалось также неприятие Н. всеобщей воинской повинности, введенной в Османской империи в 1908 г. Переселению способствовало российское посольство в Стамбуле, защищавшее старообрядцев от действий тур. администрации, помогавшее ходокам, искавшим места поселения в России. В 1909-1910 гг. в Россию прибыли первые ходоки Н., осмотревшие черноморское побережье. В 1911 г. 32 Н. обосновались в Батуми. В 1912 г. за ходоками были зарезервированы участки земли в Батумской обл. и в Кутаисской губ. Осенью того же года ок. 45 семей Н. прибыли в Батуми, затем перешли в Кутаисскую губ., где основали пос. Воскресеновка, пополнившийся в 1913 г. новыми переселенцами. В 1914 г. на участок Султановка, рядом с Воскресеновкой, переселилась еще одна группа Н. В 1918 г. все они переехали из Грузии на Кубань, где в 1920 г. основали 2 хутора, вскоре объединившиеся в хутор Новонекрасовский (ныне Приморско-Ахтарского р-на Краснодарского края). В 1924 г. прибыла группа из 24 чел., среди к-рых был лишь 1 некрасовец, остальные происходили из липованских сел Турции. В том же году группа майносских Н. поселилась в Мечетинском р-не Донского окр. В кон. 1924 - 1-й пол. 1925 г. в Новонекрасовский прибыла группа Н. из с. Эски-Казаклар. Во всех последующих переселениях из Турции вплоть до нач. 30-х гг. XX в., а также в расселении с черноморского побережья в др. районы СССР участвовали, как правило, под именем Н. липоване, основавшие с. Некрасовка в Дагестане, поселения в районе Поти, хутора Некрасовский и Новопокровский на Дону, Новопокровский в Приморско-Ахтарском р-не Краснодарского края.
Следующий исход семей Н. из Турции состоялся в сент. 1962 г. Группа из 985 Н. во главе с последним атаманом В. П. Саничевым (1912-1989) была поселена в с. Бургун-Маджары и пос. Новокумский Ставропольского края. Ок. 220 Н. из Турции тогда же переехали в США, гл. обр. в шт. Орегон. На Ставрополье Н. построили храмы: Свято-Троицкий в пос. Кумская Долина, Успенский в Новокумском (Левокумского р-на). Они относятся к Русской православной старообрядческой церкви (РПСЦ).
Первоначально Н. испытывали нужду в богослужебной лит-ре, потому что при выезде из Турции местная администрация не позволила взять книги и иконы. Однако среди Н. бытовали редкие книги и рукописи, напр., Праздники певческие кон. ХVIII - нач. ХIХ в., написанные в Турции Симеоном Андреевичем, по которым обучались крюковому пению (эта рукопись опровергает широко распространенное мнение, что Н. не учились знаменному пению из-за отсутствия учителей, а пели только по напевке). В 1932 г. некрасовцу Илариону Фотиевичу Гусеву принадлежал список Хронографа 2-й редакции посл. трети ХVII в. (На обороте 288-го л. среди др. записей есть рассказ о приобретении книги: «Сия книга, глаголемая Гранограф. В 1932 году были на мори в Бандрывый, рыбалили на рака, на страву жили Григорий Дранов, и Сергий Иосифович Дунак, и Илларион Фотиевич. И етит Гранограф дал Серьгей етим образом. Ларион дал старообрядческую печатную Азбуку алфавит нечто простою, а он дал мне ету книгу и благословил в память, а ни церковная. А аще кто вступится, да будет анафема».) После переезда владельцев Хронографа в СССР 29 листов рукописи были обнаружены у старообрядцев в Поти. У Н. сохранились Житие митр. Филиппа в списке сер. ХVII в. и Октоих певческий нач. ХVIII в. В среде Н. бережно сохраняется Псалтирь с избранными канонами, выполненная на загрунтованном полотне; сборник использовался в длительных плаваниях. После переезда в СССР Н. собирали богослужебные книги в разных общинах, обращались в Московскую Патриархию, откуда получили неск. изданий 1-й пол. XVII в.
Общая численность Н., живущих в Ставропольском крае, в наст. время составляет ок. 700 чел. Н. сохранили рус. язык, древние церковно-бытовые традиции и богатый фольклор. Потомки Н. участвовали во мн. фестивалях народной культуры. В пос. Новокумском открыта этнодеревня Н. На базе этого центра проводятся конференции по истории, культуре и языку Н.