ПОСЛУШАНИЕ
Том LVII, С. 579-581
опубликовано: 16 сентября 2024г.

ПОСЛУШАНИЕ

[Греч. ὑπακοή, лат. oboedientia], христ. добродетель, к-рая состоит в сознательном подчинении своей воли воле Божией. Христ. понятие о П. проистекает из представления о Боге как премудром устроителе Вселенной, Который заботится о мире и о человеке, поддерживает жизнь, направляет бытие ко благу. Бог христиан - не только источник блага или первопричина мироздания, Он - личность и проявляет Себя как «Бог живой», волящий и занимающий активную позицию в отношении Своего творения. Бог осуществляет в истории Свой благой Промысл (см. в ст. Промысл Божий), цель которого - привести человечество к спасению и обожению. Другим важнейшим основанием для понимания христ. П. является свобода человека. Бог наделил человека возможностью выбора, к-рый распространяется на фундаментальные основания человеческого бытия: возможность выбора между добром и злом, между принятием Бога и Его отвержением. Т. о., существо П. в его богословском значении сводится к свободному выбору Божией воли как своей, Его намерений и путей - как своих собственных, что является фундаментом синергии Бога и человека. Бог не желает порабощать человека, не хочет навязывать Себя тому, кто создан по Его образу и подобию, но, как Он Сам говорит об этом: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр 3. 20).

Согласно библейскому повествованию о сотворении первых людей и их жизни в раю, главным ожиданием Бога от них было П. Его воле. Бог поручил Адаму и Еве заботу о возделывании райского сада и дал лишь один запрет - на вкушение плодов с древа познания. Согласно толкованию, распространенному в святоотеческой традиции, от Адама и Евы не требовалось прилагать к.-л. дополнительных усилий к собственному духовному росту, кроме исполнения этой ясно сформулированной воли Божией. Однако, поддавшись искушению диавола, прародители нарушили запрет и через проявленное непослушание согрешили. Производя Свой суд, Бог обращает внимание Адама на то, что он не должен был слушать обманутую змием Еву, но должен был остаться послушным Творцу (Быт 3. 17). Через грехопадение первых людей «грех вошел в мир, и грехом смерть» (Рим 5. 12). История ветхозаветного Израиля предстает как драматическое общение Бога и Его народа, в к-ром П. или непослушание евреев Богу является лейтмотивом. Отец израильского народа Авраам стал для буд. поколений образцом П.: «…благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт 22. 18). Многократно Бог призывает Свой народ избрать путь благословения через П. Его заповеданиям (ср.: Втор 11. 26-28), однако народ вновь и вновь оказывает непослушание Богу и уклоняется от указанного пути. Наконец, когда «пришла полнота времени», в мир пришел Сын Божий и явил образец подлинного П., «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп 2. 8). Иисус Христос стал новым Адамом и, пройдя земной путь жизни человека, не преткнулся на нем, поскольку был послушным Небесному Отцу во всем, о чем многократно Сам говорит в Евангелии: «…не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин 5. 30). Следуя воле Отца о спасении рода человеческого, Он взял на Себя грех мира, принял крестную смерть и воскрес, освободив людей от власти греха. Его П. оказывается спасительным: «…как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим 5. 19).

Христос стал примером П. для Своих учеников и последователей. В Молитве Господней (см. ст. Отче наш) верующие словами «да будет воля Твоя» (Мф 6. 10) высказывают стремление последовать воле Божией в своей жизни. Воля Божия о мире и человечестве выражена в Евангелии. В жизни отдельного человека она открывается различными способами: через житейские обстоятельства, к-рые верующий и доверяющий Богу может воспринять как свой личный крест (ср. Мф 16. 24), также через сверхъестественное пророческое свидетельство, исходящее от праведника, но гл. обр. через просветление ума самого человека и его духовного взора как результат очищения души от греха и страстей - «Воспрянь к Богу, окаянный человек, вспомнив свои согрешения, припадая ко Творцу, проливая слезы и стеная! Он же, как милосердный, даст тебе ум познать волю Его!» (Канон покаянный. 6-я песнь).

Христианин должен оказывать П. Церкви, в частности ее иерархии: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет» (Евр 13. 17). Принципы управления Церковью предусматривают взаимное П.: священники (см. статьи Иерей, Пресвитер) и диаконы оказывают П. епископам, а те в свою очередь подчиняются решениям церковных Соборов. П. как иерархический принцип внутри Церкви уравновешивается соответствующей должностям мерой ответственности, к-рую несут на себе «наставники», как это следует из слов ап. Павла. Пастырь Церкви не может действовать в собственных интересах, но, подобно Пастырю доброму, Христу, полагает свою душу за словесных овец (ср.: Ин 10. 11).

С необходимостью П. человек сталкивается в повседневной общественной и частной жизни. П. следует оказывать законной гос. власти. Впрочем, П. этого рода для христиан имеет свои границы, к-рые определяются, напр., в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви»: «Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах. Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении» (Основы социальной концепции РПЦ. 3. 5).

П. необходимо в браке и в семье. Супруги призваны оказывать взаимное П., благодаря чему преодолевается эгоизм и возделывается почва для умножения любви. Также и дети оказывают П. родителям, проявляя в этом уважение к ним и научаясь через П. самым близким людям соблюдать как заповеди Божии, так и социальные нормы поведения и законы гос-ва.

П.- это также один из 3 обетов в монашестве наряду с безбрачием и нестяжанием. Монах оказывает П. уставу мон-ря и его игумену. В монастырской практике П. называется также процесс подготовки к вступлению в общину мон-ря, именно в этом смысле говорят о том, что послушник «проходит послушание» (иначе - «проходит искус») перед принятием монашеского пострига. Кроме этого, в обиходной практике рус. мон-рей П. часто называются различные виды работ, в этом смысле используются выражения «монастырское послушание», «выполнять послушание», «работать на послушании» и т. п.

В восточнохрист. аскетической традиции существует практика абсолютного П. ученика учителю, которая еще называется отсечением своей воли. В этом случае ученик оказывает безоговорочное повиновение своему наставнику, старцу, а тот в свою очередь берет на себя ответственность за духовное возрастание и более того - за вечную участь ученика. Целью П. такого рода является возможно быстрое достижение состояния смирения. Напр., об этом пишет прп. Иоанн Лествичник: «Послушание есть действие без испытания, добровольная смерть… Послушание есть гроб собственной воли и воскресение смирения... Послушный, как мертвый, не противоречит и не рассуждает, ни в добром, ни во мнимо худом; ибо за все должен отвечать тот, кто благочестиво умертвил душу его» (Ioan. Climacus. Scala. 4. 3). Практика полного П. никогда не была широко распространена в силу своей специфики, но все же устойчиво фиксируется в памятниках монашеской лит-ры с древних времен. Как в аскетической лит-ре, так и в постановлениях епископов содержится немалое число предостережений об опасности П. этого рода. Главным требованием в данном случае является опытность духовного наставника, поскольку еще в Евангелии Господь предостерегал: «...может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму?» (Лк 6. 39).

П. Богу может и должно быть абсолютным, поскольку Его воля блага и направлена всегда на благо. П. людям может быть лишь относительным и должно учитывать соответствие человеческих намерений Евангелию, поскольку болезненная по причине греха первородного воля человека удобопреклонна ко греху и во мн. случаях направлена не ко благу, но к злу. По этой причине, если гос-во, священнослужитель, духовный наставник или супруг погрешают против заповедей Божиих, то в этом случае христианин не должен оказывать П., поскольку «должно повиноваться больше Богу, нежели человекам» (Деян 5. 29).

Свящ. Димитрий Артёмкин
Рубрики
Ключевые слова
См.также