ПРИВРАТНИК
Том LVIII, С. 180-181
опубликовано: 30 октября 2024г.

ПРИВРАТНИК

[Греч. θυρωρός; лат. ostiarius], низшая степень в ряду церковнослужителей. В первые 2 столетия христ. истории обязанности П. возлагались на мирян или иподиаконов, отдельной должности П. не существовало. Вероятно, должность П. была введена в Римской Церкви в III в. Св. Корнелий, еп. Римский (†253), в письме Антиохийскому еп. Фавию († 252/3), перечисляя штатный клир Римской Церкви, упомянул среди низших клириков аколуфов, экзорцистов (см. в ст. Экзорцизм), чтеца и П. (Euseb. Hist. eccl. VI 43). На Востоке в сер. IV в. обязанности П. исполняли еще иподиаконы: 22-е прав. Лаодикийского Собора предписывает им «не оставлять церковных дверей», однако в 24-м прав. того же Собора говорится уже о П. как об особой степени церковного чина. Объясняется это тем, что правила Лаодикийского Собора представляют собой синопсис канонов разновременных Соборов Фригийской обл., поэтому в них могут быть отражены разные стадии истории становления церковных институтов.

Служение П. заключалось в том, что они отворяли и затворяли двери храма в надлежащие моменты богослужения, в частности на Литургии после диаконского возгласа «Двери, двери...», к-рый следовал за молитвой об оглашенных и их удалением из храма. Практика посвящения в П. прекратилась на Востоке в ранневизант. эпоху, когда крестить стали почти исключительно младенцев, в связи с этим фактически исчез институт оглашенных. Существование степени П. в Русской Церкви не отражено в источниках. На Западе с исчезновением круга служебных обязанностей П. эта степень не была упразднена. Остиариат (от ostiarius) остался 1-й степенью «малых чинов» в католич. Церкви. При поставлении во П. епископ, совершавший хиротесию, вручал П. ключи как символ служения при дверях храма. Во время мессы П., как и иные церковнослужители, облачались в стихарь. Чин П. был упразднен в католич. Церкви в 1972 г. вместе с др. «малыми чинами»: чины П. и экзорцистов были упразднены вовсе, а аколуфы и чтецы были выведены из клира и стали именоваться «поставленными служителями». П., как и др. «малые чины», сохранились в католич. традиционалистских общинах, напр. в «Священническом братстве Св. Петра», сохранивших тридентский обряд, упраздненный Ватиканским II Собором, а также в нек-рых униатских, восточнохрист. Церквах.

Лит.: Цыпин Вл., прот. Каноническое право. М., 2009. С. 308-316.
Прот. Владислав Цыпин
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРХИДИАКОН высший титул диаконской степени священнослужителя
  • АРХИЕПИСКОП сан, или титул, епископов
  • АРХИЕРЕЙ церковный сан, высшая степень священства
  • КАНОНАРХ в совр. богослужении визант. традиции - чтец или певец, возглашающий глас и строки песнопения, к-рые затем поются
  • ПРЕСВИТЕРИССА [«старица»], вид церковного служения, к-рый стоит в одном ряду со служением диаконисс и вдовиц церковных
  • АГАПА в христ. общинах I – V вв. особая совместная трапеза – «вечеря любви»,- имевшая благотворительные цели и первоначально включавшая совершение Евхаристии