ПРИЗНАКИ
Том LVIII, С. 192-194
опубликовано: 29 октября 2024г.

ПРИЗНАКИ

Особая система высотных обозначений в певческих книгах с крюковой знаменной нотацией. Применялась в рукописях c посл. четв. XVII в., а также в печатных изданиях книг старообрядцев поповского согласия.

Система П. изложена в трактате мон. Александра Мезенца (Стремоухова) «Извещение о согласнейших пометах» (1668), где ей дано объяснение в рамках муз. теории того времени. Однако, судя по нек-рым данным, Мезенец не был ее изобретателем, он усовершенствовал и упорядочил систему, уже знакомую распевщикам до написания «Извещения...». Так, в рукописи ГИМ. Син. певч. № 731 (датируется сер. XVII в., не позднее 1669, т. к. в многолетии на л. 120-120 об. содержится упоминание царя Алексея Михайловича и его 1-й жены царицы Марии Ильиничны) встречаются отдельные знамена с П. (напр., на л. 3). З. М. Гусейнова приводит неск. списков 2-й четв. XVII в., в которых также «опризначены» некоторые знамена: РГАДА. Ф. 381. № 286; Ф. 381. № 316; РГБ. Ф. 354. № 124; РНБ. Солов. № 690/771; Кир.-Бел. № 593/850 (Гусейнова. 2008. С. 140).

По замыслу мон. Александра Мезенца, система П. была призвана служить адекватной заменой системе 12 киноварных высотных помет, также изложенной в «Извещении...». Необходимость в подобной замене возникла в связи с подготовкой печатного издания крюковых певч. книг, проводившейся 2-й комиссией по исправлению книг (1669-1670), в составе к-рой работал Мезенец. Технология печати, к-рая потребовалась бы для издания крюковых книг с пометами (не только сочетание 2 цветов, но и точность взаимного расположения черных и красных элементов), была для того времени слишком дорогостоящей и сложновыполнимой. Как отмечает сам Мезенец в одном из начальных разделов трактата (цит. по списку кон. XVII в. РГБ. Ф. 379. № 3. Л. 4-4 об.): «Ныне в нашем старороссийскомъ знамени, сими известителными литерами, в печатном тиснении быти невместно», т. е. киноварным пометам в печатном издании не место, и поэтому, далее: «вместо тех согласных указателных литеръ, знамя в пении признаками гласоизвестителне».

Т. о., в отличие от степенных помет, к-рые с момента их появления выписывались в рукописях отличным от основных знамен цветом (традиционно - киноварью), П., выполняющие ту же функцию, что и пометы, при этом не отличаются по цвету от крюков. П. представляют собой небольшие дополнительные элементы, сопровождающие знаки нотации; в отличие от степенных и указательных помет они пишутся не рядом со знаками, а слитно с ними, что также было вызвано требованием набора знаков для печати.

В основу системы П. лег принцип построения обиходного звукоряда (), к-рый состоит из тетрахордов одинаковой структуры, сопряженных через общий звук (в традиции - 3-ступенных ячеек-согласий). Соответственно в звукоряде есть только 3 ступени, различные по функциональному положению: нижний звук тетрахорда или согласия (ступени g, c1, f1, b1 по нотной записи, функция «тон сверху - полутон снизу»), 2-й звук (a, d1, g1, c2, тон сверху - тон снизу) и 3-й звук (h, e1, a1, d2, полутон сверху - тон снизу). Говоря в цитированной выше вводной части «Извещения...» о П., Мезенец указывает на эту кратность 3, присущую 12 ступеням звукоряда: «…знамя в пении признаками… по степенем на три части разчинихом. Понеже всякое пение возвышается, и снижается треми естествогласии, да вторыя на десять степени» (Там же. Л. 4 об.).

Далее, в соответствующих разделах трактата, Мезенец распределяет знамена с приписанными к ним П. по 3 функциям-ступеням. Знамена, чья высота располагается на 1-й ступени каждого согласия, не имеют П.: «Часть первая, о безпризначном знамени. Безпризначное убо знамя поется по степенем, во указателныя согласныя сии литеры » (Там же. Л. 4 об.- 5). В «Части второй» перечисляются призначные знамена, расположенные на 2-й ступени (; см. илл.). У знамен, имеющих в своем начертании вертикальную черту (крюк, стопица, два-в-челну и т. п.), П. в виде квадратного утолщения располагается слева, чуть выше середины этой черты (см. таблицу). У большинства др. знамен П. имеет вид тонкой вертикальной черточки. У знаков, содержащих элемент статьи или очка (статии, стрелы, подчашия, скамеица, змийца и др.), она ставится над левым верхним очком или посередине, у знаков, не содержащих элемент статьи (палка, запятая) - с левой стороны. Для обозначения знамен на 3-й ступени (перечислены в «Части третьей» «Извещения...») те же П. располагаются либо в самом верху их вертикальной черты (для крюков, стопиц и т. п.), либо на правом краю знака (для статий, стрел, подчаший, запятой, палки, змийцы и т. п.). В многозвучных знаменах П., так же как и степенная помета, обозначает высоту верхнего звука.

Примеры начертаний знамен с признаками (знамена приведены про изд.: Октай церковнаго крокрваго пения. М., 1913; 1996рПримеры начертаний знамен с признаками (знамена приведены про изд.: Октай церковнаго крокрваго пения. М., 1913; 1996р«Извещение» Александра Мезенца, разд. «О призначном знамени, которое знамя поется по гласом, во вторую, пятую, осмую, и первонадесятую степени» (РГБ. Ф. 379. № 3. Л. 11–11 об.)«Извещение» Александра Мезенца, разд. «О призначном знамени, которое знамя поется по гласом, во вторую, пятую, осмую, и первонадесятую степени» (РГБ. Ф. 379. № 3. Л. 11–11 об.)

Существовал также ряд знамен, к-рые не «опризначивались» вовсе, независимо от того на какой ступени находились. Это прямой крыж, используемый на последнем звуке песнопения; «служебные» (или «вспомогательные») знаки: голубчики борзый и тихий, сложития, переводка; знаки, содержащие в своем распеве элемент тайнозамкненности или входящие в тайнозамкненные начертания: полкулизмы, паук, хамила, одиночная змийца (используемая в начертаниях лиц и фит), знак фиты, рог. Для сравнения, запись 1-й строки «Господи, воззвах» 1-го гласа в 2 списках Обихода: (без П.; РГБ. Ф. 379. № 23. Л. 108, 2-я четв. XVII в., пометы позднейшие); (с П.; РГБ. Ф. 379. № 21. Л. 19-19 об., сер. XVIII в.).

Возможно, идея введения П. в знаменную нотацию почерпнута из путевой нотации, к-рая существовала с 70-х гг. XVI в. П. для путевых знамен, называемые «рог» (, указывает на повышение ступени по сравнению с предыдущим звуком) и «крыж-в-носе» (, понижение ступени), употреблялись в рукописях с момента возникновения нотации; они описаны в «Ключе знаменном» инока Христофора (1604) и в др. путевых азбуках. Путевые П. также представляют собой добавочный графический элемент того же цвета, записанный слитно с основным знаком.

Не лишенная внутренней логики, система П. все же не полностью аналогична поздней системе помет, описанной у Мезенца и общепринятой в знаменной рукописной традиции с посл. четв. XVII в. Нетрудно заметить, что в способе отражения высоты знаков ей присуще определенное несовершенство: степенных помет 12, по одной для каждой ступени звукоряда, категорий же П. (считая здесь и «беспризначные» знамена для 1-й ступени) только 3. В этом смысле система П. отражает более архаичный тип звукорядного мышления, при к-ром П. показывает не точно закрепленное положение знака на одной конкретной ступени 12-ступенного звукоряда, как это делает помета, а положение знака только относительно неск. соседних ступеней на небольшом участке звукоряда. П. каждой категории обозначает любую из соответствующих этой функции 4 ступеней. Напр., П. на правом краю стрелы поездной может означать положение ее верхнего звука как на ступени e1 (), так и квартой выше, на ступени a1 (); беспризначная стрела крыжевая - как высоту c1 (), так и высоту f1 (); так же и со мн. др. знаменами. В случае если амбитус песнопения достаточно широк - что нередко в сложном мелосе мелизматического стиля (напр., в разводах дробным знаменем песнопений большого распева, где амбитус легко достигает ноны и даже децимы),- возникнут трудности для прочтения: высока вероятность того, что в записи мелоса окажутся задействованы одинаковые знамена на ступенях по крайней мере 2 соседних тетрахордов. Частично эта трудность может быть преодолена использованием знамен, элементы к-рых дополнительно указывают на высотное положение: запятой с крыжем на низком уровне и простой запятой - на более высоком, стрелы громосветлой и стрелы громотресветлой и т. п. Однако очевидно, что при исполнении только по П. часть мелодического содержания, имеющая отношение к звуковысотности напева, приходилась бы на долю запоминания и устного воспроизведения. Для опытных певчих, чье знание напевов укоренено в традиции, это не являлось бы проблемой. Они легко сориентировались бы в принадлежности знака к определенному согласию - по контексту, движению напева, знаменному синтаксису и орфографии звуковысотной информации, содержащейся во мн. знаменах («очки» при крюках, статиях и т. п.). Для исследователя же, незнакомого с устной традицией, точное прочтение неизвестного прежде мелоса «с листа» было бы не всегда возможным.

Кроме того, помимо 12 высотных помет для ступеней обычного звукоряда в традиции знаменного распева существуют особые «сипавые», или «крестовые», пометы, к-рые используются для обозначения звукорядной модуляции (в нотной записи при их расшифровке появляются случайные знаки, напр. звуки b или es1). Распевы мелодических формул, содержащих такую модуляцию («странный голос»), средствами системы П. записать было бы невозможно, и т. о. «странные голоса» в разводах нек-рых фит и лиц остались бы лишь в области устной традиции. Нет в системе П. и аналогов указательным пометам (борзо, тихо, ломка и др.); следов., мн. нюансы ритма оказались бы не зафиксированными письменно.

Недостатком системы П. по сравнению с системой помет является и сам их внешний вид (цвет и расположение). Исполняя песнопения на клиросе при скудном свечном освещении, певчим было бы намного труднее сориентироваться по маленьким, черным и «прилепленным» к знаменам П., чем по ярким, проставленным отдельно от знамен и более крупным пометам.

Не исключено, что именно по этим причинам в рукописной традиции кон. XVII в. и позднее П. употреблялись вместе с пометами (в т. ч. у Мезенца в ирмосе «Христос раждается» и строках из ирмосов, приведенных им в последующих разделах «Извещения...»). Количество крюковых рукописей позднего периода, содержащих одновременно пометы и П., весьма значительно, несмотря на то, что при наличии полной «опометки» П. оказываются излишними, т. к. просто удваивают пометы. Среди них: РГБ. Ф. 379. № 16, 2-я пол. XVII в.; № 19, посл. четв. XVII в.; № 39, посл. четв. XVII в.; № 43, 1-я четв. XVIII в.; № 21, сер. XVIII в.; № 45, 2-я четв. XIX в.; ГИМ. Син. певч. № 458, 1682-1696 гг.; № 496, кон. XVII в.; № 501, 2-я пол. XVIII в.; № 502, кон. XVIII в. и др. Рукописи только с П., без киноварных помет, также встречаются, хотя и намного реже: напр., ГИМ. Син. певч. № 315, 2-я пол. XVII в.; № 1362, 2-я пол. XVII в.; № 165, 1682-1696 гг.; № 1253, кон. XVII в.; № 471, 1-я пол. XVIII в.

Печатное издание, к-рое должно было стать одним из итогов работы 2-й комиссии и в расчете на к-рое Мезенец изложил в трактате систему П., не было осуществлено. После того как в певч. книгах господствующей Церкви знаменная нотация была вытеснена нотной 5-линейной, систему П. воспроизводили у себя в традиции старообрядцы-поповцы. Намного позднее, в нач. XX в., крюковые певческие книги в поповской редакции были изданы Л. Ф. Калашниковым; в этих изданиях, как и прежде в рукописях, П. соседствуют с пометами. В своей «Азбуке церковного знаменного пения» Калашников посвятил П. один из разделов (Калашников. 1915. С. 28-30). Старообрядцы-беспоповцы, сохранившие дореформенную раздельноречную редакцию текстов и распевов, не используют систему П. ни в рукописной традиции, ни в печатных изданиях.

Лит.: Калашников Л. Ф. Азбука церковнаго знаменного пения. М., 19153; Бражников М. В. Древнерусская теория музыки. Л., 1972. С. 328-368; Александр Мезенец и проч. Извещение… желающим учиться пению (1670) / Введ., публ. и пер. памятника, ист. исслед.: Н. П. Парфентьев; коммент., расшифровка знам. нотации: З. М. Гусейнова. Челябинск, 1996; Гусейнова З. М. «Извещение» Александра Мезенца и теория музыки XVII в. СПб., 2008.
О. В. Тюрина
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВТОРСКИЕ РАСПЕВЫ музыкальные варианты церковных песнопений, созданные древнерус. распевщиками и обозначенные в певческих книгах именами мастеров
  • АРХИЕРЕЙСКИЕ ПЕВЧИЕ дьяки и подьяки, профессиональные певцы в Древней Руси
  • БЕЗСТРОЧЕН в древнерусс. певч. искусстве разновидность самоподобна
  • БЕКАРЕВИЧ Аркадий Николаевич († не ранее 1914 г.), педагог, автор переложений церковных распевов
  • БЛАГОВЕЩЕНСКИЙ КОНДАКАРЬ (Нижегородский), древнерус. нотированная рукопись кон. XII–XIII вв.
  • БОГДАНОВ Евфимий Александрович (ок. 1860 – после 1911), преподаватель, исследователь церковного пения, псаломщик