«ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том LVIII, С. 194-197
опубликовано: 29 октября 2024г.

«ПРИЗРИ НА СМИРЕНИЕ» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Содержание

(Празд. 16 сент.), чудотворный образ. Икона с этим названием в ранних источниках не встречается, однако традиционно считается, что информация о ней содержится в летописных памятниках псковского происхождения. Икона входит в число упоминамых в XV в. образов, прославившихся истечением слез или крови: «в Чирсках» (1420), в Зряковичах (1455), в Елеазаровском монастыре («Цареградская», 1458), но сведения о ней ограничиваются лишь летописным свидетельством под 1426 г. (6934). В Псковской II летописи сообщается, что «за старым Коложем, на Камене озере, бысть знамение: от иконы святыа богородицы идяше кров, месяца септевриа в 16 день» (ПСРЛ. 1955. Вып. 2. С. 40). Псковские 1-я и 3-я летописи вносят некоторые уточнения: «…на Камене на озере оу Василья оу двора сла (шла) кровь ис праваго ока, и на место капала где стояла, и на поути шла кровь как везли от иконы в уброус, как во Псков провадили иконоу пречистыа, месяца сентября в 16, на память святыа великомученици Еуфимии» (ПСРЛ. СПб., 1848. Т. 4. С. 203; ПСРЛ. 1955. Вып. 2. С. 40 С. 121). Т. о., известно, что в 1426 г. в районе за разоренным литов. кн. Витовтом в февр. 1406 г. Коложе, у двора некоего Василия (не в церкви!) от иконы Богородицы неясной иконографии и не обозначенной к.-л. эпитетом/названием из правого ока Божией Матери обильно текла кровь; 16 сент. икону «с проводами» перевезли во Псков. Если Псковская II летопись называет истечение крови - плач иконы кровавыми слезами - предзнаменованием нападения «поганого князя Витовта и многое пролитие христианьскых кровеи», то Псковские 1-я и 3-я летописи фиксируют прекращение мора, к-рый продолжался от Ильина дня до Крещения, но не связывают это событие непосредственно со знамением от иконы.

В память о разорении псковских земель кн. Витовтом совершали, в частности, крестный ход, в котором носили икону Спасителя (тронный образ Христа с предстоящими Пресв. Богородицей и свт. Николаем) из Спасо-Преображенского собора Опочки, поврежденную насквозь выстрелом «повыше правого ока» во время похода кн. Витовта, в 1406 или, скорее, в 1426 г. (Бутырский. 1879. С. 18-20, 25-30). Л. А. Травин считал, что этот крестный ход существовал примерно до 1800 г., он направлялся из Спасо-Преображенского собора Опочки «на Коложанское Городище»; по мнению Л. А. Софийского, он был учрежден «для совершения литии над прахом коложан, павших от меча Витовта» (Софийский. 1912. С. 7). В свою очередь И. П. Бутырский предположил, что точкой остановки крестного хода было не древнее Коложе, а «Ильинский, с Городища, погост» (Бутырский. 1879. С. 63).

Икона в с. Камено

Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери. 1722 г. Иконописец Иван Дорофеев (частное собрание)Икона Божией Матери «Призри на смирение». Фрагмент рамы Владимирской иконы Божией Матери. 1722 г. Иконописец Иван Дорофеев (частное собрание) В 1674 г. в с. Камено на берегу Каменного оз. была поставлена деревянная церковь «во имя Знамения Божией Матери» (возведена в камне в 1873), «погост сей известен Чудотворным образом Знамения Божией Матере, ознаменованным чудотворением в 1426 году» (Там же. С. 134). О том, что в XIX в. сооружение церкви связывали с событиями XV в., свидетельствуют не только публикации в трудах краеведов, но и запись в клировых ведомостях за 1845 г.- рядом с датой строительства церкви вписан 1426 г., год истечения крови от иконы (ГА Псковской обл.. Ф. 39. Оп. 1. Д. 681. Л. 143; архивные сведения - Т. Н. Груздева). По крайней мере со 2-й пол. XVII в. в с. Камено почиталась икона «Знамение», история к-рой повторяет летописные сведения. Софийский опубликовал находившееся в каменском храме письменное сказание, взятое из текста службы в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы», рукопись к-рой в свою очередь пребывала в церкви погоста Теребени Опочецкого у. Согласно сказанию, 16 сент. 6934 (1426) г. «в области града Пскова, за старым Коложем, в селе близ озера зовома Камено, разстояние же имея от града Опочки 80 поприщ (ок. 15 км.- Авт.)» в доме не названного по имени христианина от иконы Богородицы «из деснаго ока кровь течаша и место капаше, идеже бе стояла та пречистая икона. Егда же ю воздвигнув от того места и несома во град Псков всенародного ради моления и избавления от смертоносныя язвы, тогда же и на пути кровь течаше в убрус… В то время был мор в Великом Нове граде и всей области его и во всех Российских весях на том же месте рекомаго Камено на брегу, иде же… содеяся чудо и ту поставлена бысть церковь деревянная Пресвятыя Владычицы и Приснодевы Марии честнаго и славного Ея Знамения… По создании церкви у озера, рекомаго Камено, установлено праздновати праздник Знамения Пресвятыя Богородицы по вся лета месяца сентемврия в 16» (Софийский. 1912. С. 109). Текст сказания несомненно восходит к тексту 1-й и 3-й Псковских летописей, но в этом более пространном изложении вопрос об иконографии образа не проясняется. Оба раза встречающееся слово «знамение» в сказании, как и в летописи, может быть отнесено к обозначению события, а не к иконографии. В сказании упомянут Вел. Новгород: если бы кровоточивый образ был той же иконографии, что и главная новгородская святыня - икона «Знамение» Пресв. Богородицы (из глаз Божией Матери на к-рой также лились слезы, когда стрела поразила образ), то связь с ней как минимум прослеживалась бы в дате празднования - 27 нояб.: в церковной практике при прославлении той или иной иконы сохраняется ее преемственность с протографом через установление одного дня празднования (см., напр., празднование иконам «Знамение», Казанской, «Успение»), в качестве 2-й даты иногда присутствует день, назначенный в воспоминание знаменательного события (см., напр., празднование Абалацкой иконе «Знамение»). Следует заметить, что рукопись службы в честь иконы «Знамение Пресвятой Богородицы» в Воскресенской ц. (с Варваринским и Знаменским приделами, упом. в псковских писцовых книгах кон. XVI в.) дер. Теребени находилась там закономерно - в этом храме почиталась древняя чудотворная икона «Знамение», к-рая ранее 1683 г. участвовала в крестном ходе в Опочку в день первоверховных апостолов Петра и Павла (Бутырский. 1879. С. 140).

Богоматерь с Младенцем. Гравюра. Нач. XVIII в. Типография Почаевского мон-ря (частное собрание)Богоматерь с Младенцем. Гравюра. Нач. XVIII в. Типография Почаевского мон-ря (частное собрание)В каком году появилась, очевидно еще в деревянной церкви с. Камено, икона Божией Матери «Знамение», неизвестно; ее изображение в каменном храме 1873 г. сохранилось на фотографии, вошедшей в издание 1912 г. (см.: Там же. Рис. 43); икона, украшенная серебряной позолоченной ризой «с драгоценными камнями и жемчугом во множестве» (открыто личное; качество изображения не позволяет проанализировать особенности живописи), находилась в иконостасе в местном ряду (Снессорева. 1898. С. 324). Устное предание, зафиксированное свящ. А. С. Ляпустиным, представляет альтернативную сведениям из рукописи Теребени версию рассказа об образе: он был чудесным образом перенесен в с. Камено из «бывшей в двух верстах» оскверненной литовцами церкви в Ястребово. Причем чудо перенесения иконы, к-рую находилина древе у озера, совершалось неск. раз; на месте обретения и был поставлен в 1674 г. каменский деревянный храм (Ляпустин. 1910. С. 85-86; Софийский. 1912. С. 108-109). К сер. XIX в. в клировых ведомостях было зафиксировано 25 чудес от этой иконы. Одно из значительных чудес датировано 1859 г.: во время эпидемии холеры в Опочке жители города упросили свящ. Алексея Дегожского из Камено принести икону, что он и сделал 24 авг., образ носили по домам, с этого времени никто не заболел, и 4 сент. после литургии, отслужив молебен «Знамению Божией Матери Каменской», проводили икону обратно (Софийский. 1912. С. 150-151). 16 сент. в Камено устраивалась небольшая деревенская ярмарка «по случаю бывшего в это день первого чудотворения от иконы Знамения Божией Матери» (Бутырский. 1879. С. 141-142). Т. о., в XIX в., как прославившаяся чудом истечения кровавых слез в 1426 г., в с. Камено почиталась икона Божией Матери «Знамение», образ др. иконографии в псковских текстах в связи с этим чудом не рассматривался.

Сведения об этой иконе «Знамение» вошли в печатные труды, обобщающие знания о чудотворных образах Божией Матери в кон. XIX - 1-й четв. XX в. С. И. Снессорева поместила информацию, почерпнутую из псковских изданий, связав т. о. икону с чудом 1426 г. (Снессорева. 1898. С. 323-324). В книге Е. Н. Поселянина рассказ о Каменской иконе не содержит уточнений об иконографии образа и ограничивается краткими сведениями о местонахождении Камено, размещении иконы в иконостасе и описании ее драгоценного убора (Поселянин Е. Богоматерь. С. 595).

Икона Божией Матери «Призри на смирение» в местном ряду иконостаса Успенского собора в Рязани. 1701 г. Иконописцы Оружейной палаты под рук. Николая Соломонова ВургароваИкона Божией Матери «Призри на смирение» в местном ряду иконостаса Успенского собора в Рязани. 1701 г. Иконописцы Оружейной палаты под рук. Николая Соломонова ВургароваВ работах Снессоревой и Поселянина, организованных по календарному принципу, под 16 сент. значатся 2 иконы: за Каменской «Знамение» следует «П. на с.», являющаяся по иконографии вариантом типа «Одигитрия». Обе иконы у этих авторов связывает не только общее происхождение - Псковская земля, но и одна история явления. Однако как такового текстового протографа, упоминающего икону с названием «Призри на смирение», не существует; в самом раннем полном компендиуме чудотворных икон Божией Матери - рукописном сб. «Солнце Пресветлое» (нач. XVIII в.- МГУ НБ. № 293; копия - ГИМ. Муз. № 42), такая икона не фигурирует. Возникновение наименования «Призри на смирение», а затем сочинение предания об иконе, хоть сколько-то привязанное к летописным источникам, было вызвано наличием изобразительного материала. Так, в своде чудотворных икон Божией Матери образ с названием «Призри на смирение» встречается с XVIII в.: самый ранний в иконописи представлен на раме к Владимирской иконе Божией Матери иконописца Ивана Дорофеева (1722, частное собрание; см.: Иконопись Оружейной палаты: Из частных собр. М., 2017. С. 114-117. Кат. 44, описание Н. И. Комашко). На раме работы Дорофеева иконы с названиями при изображениях расположены не в календарном порядке; в кон. XVIII - нач. XIX в. имеются уточнения в виде дат празднования иконам при их названиях, или иконы структурируются по минейному принципу, где «П. на с.» помещена под 16 сент. (напр., гравюра с изображением 130 икон Богородицы, кон. XVIII в., см.: Ровинский. Народные картинки. Т. 3. С. 478. № 1216; см. также: Там же. С. 474. № 1212; С. 482. № 1217; иконы: «Богоматерь Нечаянная Радость, со 120 чудотворными иконами Богоматери» (происходит из ц. 40 мучеников Севастийских в Москве; 1-я пол. XIX в., ГТГ), «Распятие и Страсти Господни с изображением 142 образов Богородицы» (кон. XVIII - нач. XIX в., Богоявленский собор в Елохове, Москва), «Свод чудотворных икон Богоматери с образом Неопалимая Купина» (1-я пол.- сер. XIX в., ГИМ, см.: Госкаталог РФ. № 13171832, и др.). Т. о., в поиске опоры на конкретный источник сочинители истории новой иконы были ограничены датой явления - 16 сент., отсюда появилось обращение к чуду этого дня - знамению (или перенесению во Псков) Псковской «на Камене озере» иконы; возможность развести 2 иконы - Каменскую и «П. на с.» - по годам представилась в связи с упоминанием митр. Евгением (Болховитиновым) кровоточивой иконы не под 1426, а под 1420 г. (Евгений (Болховитинов), митр. История княжества Псковского. К., 1831. Ч. 4. С. 55).

Икона Божией Матери «Призри на смирение» (собор Введения во храм Пресв. Богородицы Введенского мон-ря, Киев)Икона Божией Матери «Призри на смирение» (собор Введения во храм Пресв. Богородицы Введенского мон-ря, Киев)Источником иконографии «П. на с.» стал зап. образец. Как показала Комашко, подобная этой иконе композиция была известна «у мастеров Северной Европы и Польши XVI-XVII веков» и представлена, в частности, на гравюре, изданной в нач. XVIII в. в Почаевском мон-ре (частное собрание; см.: Комашко. 2020. Ил. 176). На почаевской гравюре окруженная сиянием Богородица с Младенцем изображена сидящей на полумесяце, к-рый утвержден над облаками, внизу, по сторонам мандорлы,- 2 поклоняющихся ангела. Младенец Христос стоит на левой ноге Матери, вручая Ей знаки царского достоинства - корону (касается правой рукой короны, увенчивая голову Богородицы), и жезл (левой рукой вкладывает его в правую руку Богородицы). Левой рукой Пресв. Дева придерживает Сына, Ее волосы, не скрытые под мафорием, свободно спадают на плечи. Данная иконография является самостоятельной, без изменения основных деталей (позы Богоматери и Младенца, атрибуты, в т. ч. полумесяц) она известна не только в гравюре, но и в живописи,- входила в т. н. книги образцов (напр., иконный образец «Богоматерь «Призри на смирение», кон. XVIII - нач. XIX в., Россия, ГИМ; Госкаталог РФ. № 11557667).

Близким к описанной гравюре, но самостоятельным наиболее ранним произведением Комашко называет икону в местном ряду иконостаса Успенского собора в Рязани (1701, иконописцы Оружейной палаты под рук. Николая Соломонова Вургарова), к-рая также примечательна надписью в резном картуше иконостаса: «Призри на Смирение» (см.: Там же. Ил. 178). Одежды Богородицы и Христа - традиционные. Полумесяц - элемент изображения Апокалиптической Жены - исчезает, полнофигурный образ сидящей Богоматери показан на троне с подножием. Младенец Христос стоит так же - с опорой на ногу Матери, и увенчивает Ее главу короной. Скипетр уже вручен Божией Матери, Которая держит его у правого плеча. Богомладенец же левой рукой прижимает к Себе орудия Страстей: крест с терновым венцом на перекладине, копие и губку на длинном шесте. Можно предположить, что именно икона из Успенского собора Рязани стала первым основанным на зап. источниках программно переосмысленным произведением, в к-ром суть новой иконографии нашла отражение в названии «Призри на смирение» - цитате из Евангелия (Лк 1. 48). В искусстве XVIII в. известны случаи использования этих евангельских строк при изображении Божией Матери. Напр., гравюра И. А. Берсенева с образом Пресв. Богородицы, молитвенно сложившей руки (зеркальный перевод картины Джованни Баттиста Сальви (Сассоферрато) «Дева Мария», 1640-1650, Лондонская национальная галерея), имеет подпись «Призри на смирение рабы Своея» (2-я пол. XVIII в., Ирбитский гос. музей изобразительных искусств). В случае с иконой мастеров Оружейной палаты в названии «Призри на смирение» соединились темы истинно смиренного принятия Пресв. Девой воли Божией (через Страстную символику) и величания Богоматери (через коронование).

Икона из Успенского собора не имела букв. повторений, в своды икон и многочисленные отдельные образы вошел вариант, где вместо орудий Страстей Младенец Христос держит 3-й атрибут царской власти - державу. Изображение Божией Матери стало поясным, иногда Богомладенец стоит на основании в виде престола. Как правило, ручка Богомладенца находится на уровне короны Божией Матери, однако в ряде случаев смысл Ее коронования утрачивается, рука Христа может быть смещена и находиться в т. ч. на уровне щеки Богоматери (как, напр., на иконе «Богоматерь Нечаянная Радость, со 120 чудотворными иконами Богоматери» (1-я пол. XIX в., ГТГ). Небольшие (аналойного размера и меньше) иконы получили достаточно широкое распространение (напр., икона 1-й пол. XIX в., ЦМиАР; Госкаталог РФ. № 9573663). О популярности свидетельствует включение образа в состав 4-частных икон (напр., икона «Покров Пресвятой Богородицы. Пресвятая Богородица Милующая. Пресвятая Богородица Призри на смирение. Образ Пресвятой Богородицы Целительницы», XIX в., РЯАХМЗ, Госкаталог РФ. № 9853990; икона «Распятие. Иконы Божией Матери Умягчение злых сердец, Феодоровская, Призри на смирение, Взыскание погибших, со святыми Иларионом (Ларионом) и Анастасией на полях», XIX в., частное собрание). Как правило, иконы снабжены надписью «Призри на смирение Пресв. Богородицы» или «Призри на смирение», встречается более полный вариант: «Призри на смирение рабы Своея» (икона с зеркальным переводом, с образом равноап. Елены на левом поле, 2-я пол. XIX в., Ветка, частное собрание).

Особую известность получила в 90-х гг. XX в. икона «Призри на смирение» во Введенском мон-ре Киева. В возрождающуюся с 1992 г. обитель икону передала схимонахиня Флоровского мон-ря Феодора (Тоцкая). Ее установили в застекленном киоте в соборном храме. В авг. 1993 г. икона со всеми деталями ее изображения чудесным образом отпечаталась на стекле. Киевские ученые, проведя исследование, констатировали факт органического происхождения изображения на стекле, но не смогли дать объяснений его появления. Указом Синода УПЦ от 22 нояб. 1995 г. эта икона была признана чудотворной. Стекло с нерукотворным отображением установлено в киоте рядом с чудотворной иконой в Введенском соборе слева от солеи. В 1996 г. для иконы была создана риза, украшенная камнями; при ней находится множество вотивных приношений. Ведется запись чудес от иконы. Каждое воскресенье после поздней литургии читается акафист иконе «П. на с.» и служится водосвятный молебен.

Один из первых списков киевского образа находится в ц. 40 мучеников Севастийских в Москве (ок. 1998, иконописец прот. Валерий Размахнин). Икона стоит в отдельном киоте, в 2020 г. была украшена позолоченными орнаментированными венцами, изготовленными в мастерской в Афинах на средства благотворителей.

В честь иконы освящены храмы на Украине и в России: в г. Каменское (бывш. Днепродзержинск Днепропетровской обл.), в Запорожье, создана церковная община в пос. Слобожанское (бывш. Юбилейное Днепропетровской обл.), в Невельске и др.

Лит.: Псковские ГВ. 1848. Ч. неофиц. № 19-25; Бутырский И. П. Опыт древней истории г. Опочки. Псков, 1879; Снессорева С. И. Земная жизнь Пресв. Богородицы. СПб., 1898; 1993р. С. 323-325; Ляпустин А. С., свящ. Тексты сказаний о псковских чудотворных иконах Божьей Матери // Тр. Псковского церк. историко-археол. комитета. Псков, 1910. Т. 1. С. 78-108; Софийский Л. А. Город Опочка и его уезд в прошлом и настоящем (1414-1914). Псков, 1912; 2004р. Рис. 43; Ильинская А. Русь Державная. 1994. № 11(14); Груздева Т. Н. Церковь иконы Знаменской Божией Матери в с. Камено // Псков. 2003. № 19. С. 48-51; Иконопись Оружейной палаты: Из частных собр. Кат. выст. ЦМиАР. М., 2017; Комашко Н. И. Рукописный сб. «Солнце Пресветлое» и изобразительные своды чтимых богородичных образов: текст - гравюра - икона // Солнце Пресветлое: Рус. свод сказаний о богородичных иконах. М., 2020.
Э. В. Шевченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также