[Греч. Νικόπεια - Победоносная], иконографический тип Богородичных образов, на к-рых Божия Матерь представлена фронтально (в рост, по пояс, сидящей на престоле), держащей прямо перед грудью Младенца Христа (в медальоне-овале или в руках) так, как будто Она несет на руках щит с образом Младенца, являя Его миру; Богомладенец также представлен в строго фронтальной позе с благословляющим жестом. Медальон с Христом напоминает об античных изображениях на воинских щитах, т. н. imago clipeata. Изображения Богоматери «Н.» в визант. искусстве встречаются редко; по числу они уступают иконографическим типам «Одигитрия» и «Умиление», могут не иметь соответствующего надписания.
Название «Никопея» закрепилось в научной лит-ре за Богородичными образами этого типа благодаря Н. П. Лихачёву (Лихачёв. 1911. С. 68-82). Выделив визант. печати с погрудным изображением Богоматери с Младенцем в медальоне, он обратил внимание на то, что образ, помещенный на одной из них, принадлежавшей имп. постельничему Иоанну (X-XI вв.), сопровождается эпитетом «Никопея» (Там же. Рис. 165. С. 78). В дальнейшем Лихачёв использовал этот эпитет для обозначения аналогичных по иконографии изображений на др. печатях и произведениях визант. искусства.
История происхождения и почитания в Византии образа Богоматери типа «Н.» достаточно запутанная. Это связано с тем, что визант. авторы наделяли единым названием 2 почитаемые в столице Богородичные иконы, а именно «Н.» и «Одигитрию», происходившие из разных храмов К-поля (Кондаков. 1998. С. 124-125). Предположительно икона Богоматери «Н.» находилась в одном из помещений Большого имп. дворца, в особой часовне. Образ почитался как палладий визант. императоров, эмблема воинского триумфа.
Наиболее ранние изображения «Н.» относятся к VI-VIII вв.: печать визант. императоров Маврикия Тиверия (582-602), Ираклия (610-641), Константа II (641-668), фрески в капелле № 28 мон-ря св. Аполлония в Бауите (VI-VII вв.), 2 копт. энкаустические иконы (VI-VII вв. в мон-ре вмц. Екатерины на Синае и VII в. в собрании А. Питтаса, Кипр), миниатюры в сир. Библии, хранящейся ныне в Национальной б-ке Франции (Paris. Syr. 341. Fol. 118r, VII в.) и в арм. Евангелии из Эчмиадзина (Матен. 2374, до 640 г.), фреска в рим. ц. Санта-Мария-Антиква (741-752; в нише в правом нефе). На имп. печатях и на миниатюре сир. Библии Богоматерь представлена в рост (между фигурами императора и епископа, надпись к миниатюре - «Аллегория мудрости»); на копт. иконах, на миниатюре в Эчмиадзинском Евангелии, в ц. Санта-Мария-Антиква - сидящей на троне; на 2 иконах - по пояс. Медальон с Младенцем, присутствующий во всех приведенных примерах, имеет овальную форму, часто синего или голубого цвета, а на иконе из собрания А. Питтаса - вид прозрачной мандорлы, через к-рую просвечивает фигура Богоматери. На этой иконе, а также на фресках в Бауите медальон смещен влево относительно фигуры Богоматери и поставлен на Ее левое колено. Она может держать медальон по-разному: придерживая снизу, как на миниатюре сир. Евангелия, или выше - на ладони. С восшествием на престол имп. Льва III Исавра (717-741) изображение «Н.» на монетах уступает место изводу икон Божией Матери «Одигитрия».
Следующая по времени группа визант. памятников, на к-рых присутствует изображение Богоматери типа «Н.», относится к X-XII вв., преимущественно к эпохе династии Комнинов (1081-1180), когда интерес к образу вновь возрастает. Предположительно это связано с обновлением чтимой к-польской иконы, с ее восстановлением в 1030/31 г. после пожара Влахернской ц. Богоматери. Аналогичная ситуация касается изображений Богоматери на престоле, число к-рых в это время значительно увеличилось. Интерес к иконе «Н.» мог быть также связан с тем, что именно ее брал в военные походы имп. Роман III (1028-1034). Икону несли во главе войска во время празднования военных триумфов. Она сопровождала имп. Никифора III Вотаниата (1078-1081) во время его военных кампаний. Предположительно икона «Н.» участвовала в сражении против крестоносцев (1204). О присутствии в византийских войсках Богородичного образа сообщает один из участников 4-го крестового похода, автор хроники «Завоевание Константинополя» Жоффруа де Виллардуэн (ок. 1150-1212(1218?)).
Фигура Богоматери, держащей диск с погрудным или оглавным образом Младенца, в X-XII вв. присутствует на визант. печатях и монетах, а также в росписи храмов, напр. на печатях патрикия Иоанна (Кондаков. 1998. С. 131. Рис. 53), имп. Никифора Вотаниата, Филокала, полководца имп. Алексея Комнина (1081-1118), хартулария Феофраста, на золотой монете имп. Михаила Дуки (1071-1078) и булле епископа Ираклии Понтийской (X-XI вв.). Во всех приведенных выше примерах Богоматерь представлена погрудно, держащей диск (преимущественно круглый) с Младенцем прямо перед грудью или приподнимающей его до уровня шеи. Одновременно с погрудным вариантом «Н.» в Византии в XI-XII вв. активно использовался Ее тронный образ с овальным или круглым диском со Спасом Еммануилом, представленным в рост, погрудно или оглавно: печать Никиты, проедра Афин (ок. 1082), печать деспота Иоанна, монеты времени визант. императоров из династии Комнинов - от Алексея до Андроника I (1183-1185). Особый пример изображения Богоматери «Н.» в монументальной живописи средневизант. периода дает фреска в конхе центральной апсиды ц. Cв. Софии в Охриде (40-е гг. XI в.). Богоматерь показана здесь восседающей на широком престоле с лировидной спинкой, Она держит обеими руками удлиненный овал белого по краям, зеленого внутри медальона с фигурой благословляющего Младенца в золотых одеждах Судии Второго Пришествия.
В визант. искусстве известны случаи применения эпитета «Никопея» к изображениям Божией Матери др. иконографических изводов. В конхе алтарной апсиды ц. вмч. Георгия в Курбинове (1191) помещен образ Божией Матери на престоле с Младенцем, лежащим на Ее коленях, между тем изображение сопровождается греч. надписью: «Νικοποιός». Визант. икона нач. XII в., почитающаяся чудотворной, находится в базилике Сан-Марко в Венеции, в сев. части храма, в капелле «Никопеи» (престол освящен в 1618, до этого был посвящен ап. Иоанну Богослову), в специальном киоте над престолом. С XVII в. за ней закрепилось название «Никопея» (оно впервые встречается в 1645). Ее иконография не совпадает с типом «Н.», известным по более ранним примерам: Богоматерь представлена фронтально, по пояс, держащей строго перед Собой Младенца Христа (без медальона). Этот извод скорее соответствует изображениям, обозначенным Н. П. Кондаковым термином «Кириотисса», т. е. ростовым, погрудным, поясным и тронным образам Божией Матери с Младенцем на лоне, такого типа, как, напр., мозаика в капелле Дзен, в базилике Сан-Марко в Венеции (1-я пол. XII в.; переложена в XIX в.); мозаика в конхе апсиды Гелатского храма (1125-1130); фреска церкви в мон-ре Студеница (1208-1209).