(Абалацкая, Абалацкая-Знаменская) (празд. 27 нояб., 20 июля), самая почитаемая в Сибири икона. Название происходит от татар. селения Абалак, расположенного в 30 км от Тобольска. В Сказании об А. и. сообщается о явлении в 1636 г. вдовице Марии «в легком сне» 2 икон - Богоматери «Знамение» и прп. Марии Египетской и, «аки жива суща», свт. Николая. От иконы Божией Матери был голос, повелевший построить на Абалацком погосте церковь в честь иконы «Знамение» с приделами во имя прп. Марии Египетской и свт. Николая. С благословения Тобольского архиеп. Нектария (Теляшина) в 1636 г. началось строительство церкви и была написана икона А. и. протодиак. тобольского кафедрального собора Матфеем Мартыновым по заказу крестьянина Е. Коки, с выздоровления к-рого начались чудеса исцелений от иконы. Сказание об А. и., включающее рассказ о явлении иконы и чудесах от нее, сохранилось в 2 редакциях и дошло не менее чем в 10 списках XVII - нач. XIX в. Древнейшая редакция написана в 1641 г. при Тобольском архиеп. Герасиме (Кремлёве) на основании расспросных речей вдовицы Марии, сохранившихся в подлиннике (РГАДА. Ф. 214. Стб. 911. Л. 530-543). Ее автором предположительно был Есипов Савва, дьяк Тобольского архиерейского дома и составитель Сибирской Есиповской летописи. Характер повествования в этом варианте Сказания близок к документальному, хотя язык в значительной мере приближен к книжному. В сер. 40-х гг. XVII в. Сказание было продолжено записью чудес местным свящ. Павлом Стефановым; при митр. Корнилии (1664-1677) создана новая редакция памятника - текст подвергся стилистическим изменениям и был дополнен новыми чудесами (последнее датируется 1675), записанными в окружении Тобольского архиерея. В Сказании описано ок. 130 чудес, среди получивших исцеление от иконы есть жители Центр. России (Ярославль), что свидетельствует об общероссийской известности А. и. уже во 2-й пол. XVII в. Сообщения о чудесах исцелений от А. и., совершавшихся в XIX в., публиковались в приложениях к изданию Сказания. 2-я редакция Сказания опубликована в XIX - нач. ХХ в. только в переложениях.
Особой службы А. и. нет. Празднование совершается в день иконы Божией Матери «Знамение» - 27 нояб. Но тропарь в честь А. и. отличается от тропаря праздника иконы «Знамение»: вместо слов «Мир Граду Твоему даруй» поется: «Мир молящимся Тебе даруй». Архиеп. Корнилий в память о прекращении дождей по молитве перед А. и. учредил в 1666 г. ежегодный крестный ход из Абалака в Тобольск, совпадавший с днем празднования (8 июля) др. сибир. святыни - чудотворной Казанской (Тобольской) иконы в кафедральном соборе. Икона оставалась в городе до 20 июля, ставшего вторым днем празднования иконе, позже прекратившегося, т. к. оно приходилось на время совершения крестного хода.
А. и. не сохранилась. Она представляла собой список иконы «Знамение» Новгородской, дополненный образами свт. Николая и прп. Марии Египетской. Икона была вставлена в деревянную раму-икону с живописными изображениями Богородичных праздников. Размер иконы 27,0´ 22,5 см, размер рамы 108´ 80 см. В XVII-XIX вв. с А. и. в Сибири было сделано много списков, к-рые почитались как чудотворные.
- один из самых почитаемых списков с А. и., вероятно исполненный в 1-й пол. XVII в. тем же самым иконописцем в меру и подобие оригинала; этот список отпускали в сибир. города и уезды на поклонение вместо подлинной иконы. В 1712 г. список А. и. был принесен на военный корабль, следовавший из Тобольска вверх по Иртышу. После молебна, к-рый отслужили на судне перед иконой, корабль поплыл «сам собою» против течения реки, остановился, дойдя до Семипалатинска. Икону поместили в Знаменский собор города, она особенно почиталась военными. После революции 1917 г. собор был захвачен обновленцами, тогда с иконы были сняты драгоценные части ее убора. После взрыва собора в 1919 г. сведений об иконе нет.
Икона из местного ряда иконостаса Знаменского скита (КККМ. Инв. № ЖИ-1295) - наиболее близкий к оригиналу список, выполненный в 1887-1889 гг. в Екатеринбурге. Чудотворения от этого образа зафиксированы надписью на иконе «Знамение» с видом Знаменского скита, выполненной «(тща)нием ме(щанина)... Мельникова... (получивш)аго избавлен(ие) (от не)мочи» (КККМ. 10-е гг. ХХ в. Инв. № ЖИ-1302).