(Стремоухов) (нач. XVII в., Новгород Северский - после 1667, Москва?), мон. звенигородского Саввина Сторожевского мон-ря, рус. муз. теоретик, справщик книг богослужебного знаменного пения, один из авторов, составитель и редактор трактата «Извещение о согласнейших пометах», автор виршей, книгописец. А. М. происходил из новгород-северского дворянского рода Стремоуховых, особенно выдвинувшегося на ратной казачьей службе в ходе отражения нашествий отрядов из Речи Посполитой и Крыма в 1-й пол. XVII в. Его отец Иван упоминается в «росписях» служилых людей по Новгороду Северскому.
Время и место пострига А. М. в монашество не установлено. В своих виршах он отметил «случайность» возникновения его «клиросского прозвания» - Мезенец. Монахом Саввина Сторожевского мон-ря А. М. стал не с 1668 г. (как считал Н. Д. Успенский), а значительно раньше: уже в 40-х гг. XVII в., пребывая в этом мон-ре, А. М. вместе с др. писцами-клирошанами занимался переписыванием крюковых сборников. Среди сохранившихся певч. книг монастырской б-ки обнаружено 6 рукописей, в создании к-рых он принял участие. А. М. обладал изящным полууставным почерком, владел искусством оформления книги. Утвердившееся в научной лит-ре мнение, что он «изобрел» признаки, к-рые писались чернилами непосредственно на знаменах и должны были заменить киноварные пометы для облегчения нотопечатания, а также что признаки эти появились не ранее 1667 г., противоречит источникам. Из рукописей Саввина Сторожевского мон-ря видно, что признаки употреблялись писцами и певцами, включая А. М., уже в 40-50-х гг. XVII в.
Об участии А. М. в деятельности 1-й московской комиссии по исправлению книг раздельноречного пения (1652-1654) (см. Раздельноречие) можно говорить лишь предположительно. Сообщение Успенского, что А. М. с 1657 г. стал справщиком московского Печатного двора, документами опровергается: почерк росписей за жалованье начавшего служить на Печатном дворе с сент. 1657 г. «старца Александра» отличается от почерка А. М., но аналогичен почерку справщика Александра Шесткова.
Специальная самостоятельная работа А. М. по редактированию раздельноречных певч. книг приходится на время после 1-й комиссии, когда рус. мастера, по замечанию самого А. М., начали «всяк от себе исправляти на правую речь пение». В сер. 60-х гг. XVII в. мастер занимался этой работой, обосновавшись у кн. Ю. С. Урусова. А. М. видел в молодом князе «новоизбранна в пении прилежателя, добре пекущегося о исправлении, книжного любопытательства рачении». Итогом редакторской работы мастера в княжем доме явился сборник, содержащий основные певч. книги - Ирмологий, Октоих, Обиход, - исправленные «с древних знаменных письмяных певчих преводов». Книгу написал сам А. М. и предварил ее виршами, в к-рые кроме панегирических строк в честь Урусова и сведений о создании сборника включил автобиографические сведения. Рукопись была закончена в июне 1666 г. Оставив после нек-рых разделов росписи латиницей, А. М. преподнес книгу князю, а тот в следующем году дал ее вкладом в Нилову Столобенскую пуст. по случаю канонизации ее основателя.
В своем предисловии к музыкально-теоретическому трактату «Извещение о согласнейших пометах» А. М. писал, что разрозненная деятельность мастеров, среди к-рых были и «малоучении», по исправлению певч. книг привела к тому, что «и во единой церкви не токмо трием или многим, но и двема пети стало согласно невозможно». По указу царя Алексея Михайловича митр. Сарский и Подонский Павел, возглавлявший московский Печатный двор, собрал новую, 2-ю комиссию, куда включил, не считая А. М., еще пятерых дидаскалов: Александра Печерского, Феодора Константинова, Фаддея (Субботина) Григория Носа и Кондрата Ларионова. В составе комиссии А. М. проработал с 8 февр. 1669 по 1 мая 1670 г. Основываясь на древнейших «харатейных» певч. рукописях и «новоисправленных» непевч. печатных книгах, комиссия произвела окончательную правку раздельноречных текстов песнопений, обобщила теоретические вопросы знаменного пения (результаты вошли затем в трактат), предложив для решения проблемы нотопечатания в России ввести во всеобщее употребление признаки. Нет оснований утверждать, что А. М. возглавлял эту комиссию. Судя по документам Книгопечатного приказа, А. М. официально не выделялся среди др. дидаскалов, получал равное с ними жалованье. По-видимому имея на руках результаты общих музыкально-теоретических изысканий представителей разных певч. школ, А. М. сразу же приступил к написанию трактата.
Опираясь на хорошо известные певцам киноварные пометы, А. М. изложил разработанные дидаскалами теоретические вопросы, включая положения о системе признаков и о взаимозаменяемости ее с системой помет. В трактате представлено расширение традиц. звукоряда до 12 ступеней с введением соответствующих киноварных обозначений, установлена единая азбука знаменной нотации с классификацией невм по типам роспева, объяснен принцип расшифровки попевок путем изложения их «дробным знаменем» как теоретически, так и практически, на конкретных строках Ирмология, впервые введена ритмическая классификация основных знамен и система их соподчинения. Трактат начинается предисловием с описанием истории проведения муз. реформы и завершается акростихом, из к-рого следует, что над руководством «трудился Александер Мезенец и прочии». Имея трактат, мастера-печатники могли начать изготовление наборной азбуки крюковых знаков, что вскоре и было выполнено. Поскольку в нач. 1671 г. набор «новых» (призначных) знамен был готов, можно полагать, что «Извещение» А. М. написал до 1671 г. Примечательно, что на основании царского указа от 15 дек. 1670 г. мастера наградили деньгами; возможно, это было связано с завершением им трактата. Наиболее вероятной датой написания «Извещения», т. о., является 2-я пол. 1670 г. (по С. В. Смоленскому - 1668).
В янв. 1673 г. А. М. получил на Печатном дворе 10 р. жалованья как «праворечного пения справщик». Очевидно, в 1672 г. он сменил там Александра Печерского в деле надзора за печатанием певч. текстов. В дальнейшем связь А. М. с Печатным двором не возобновлялась.
В период работы во 2-й комиссии и позднее А. М., видимо, жил на подворье Саввина Сторожевского мон-ря в Москве; в сохранившихся росписях старцев мон-ря (с 1672) его имя отсутствует. Вероятно, мастер не стремился к возвращению в свою обитель. В 70-х гг. он собрал и написал «для себя» сборник нотированных покаянных стихов, среди к-рых привлекает внимание сатирический стих о монастырском житии на 4-й глас в особой, возможно его собственной, редакции («В монастыре убо игумени и икономи, келари и казначеи… горделивые, самолюбием вси одержимии…»). Живя в это время в Москве, А. М. занимался обучением певч. искусству. Своему ученику, подьячему Ямского приказа П. Черницыну, как «красногласовного пения рачителю» мастер «во учении» подарил певч. книгу, сопроводив ее стихотворным «Предмовлением» (июнь 1677). Рукопись эта вопреки утверждениям С. В. Смоленского не написана почерком А. М., лишь неск. приплетенных в конце тетрадей выполнены самим дидаскалом. Его вирши вписал на отдельный лист и вклеил в книгу сам Черницын. Стилистически и композиционно «Предмовление» близко виршам к сборнику для кн. Урусова. Представители рода Черницыных, как и Стремоуховых, находясь на ратной, в т. ч. казачьей, службе, активно участвовали в военных действиях против Речи Посполитой в нач. XVII в., что скорее всего и послужило сближению А. М. с его учеником. Более поздних сведений об А. М. нет. По-видимому, вскоре после обучения в 1677 г. П. Черницына мастера не стало. Прот. В. М. Металлов, ссылаясь на статью П. А. Бессонова, называет датой смерти А. М. 30 янв. 1676 г. Однако Бессоновым эта дата указывается в связи с кончиной царя Алексея Михайловича.