Михаил Владимирович (27.11.1902, Москва - 9.05.1986, там же), историк искусств, специалист по искусству рус. и западноевроп. средневековья и Нового времени, художественный критик, педагог, проф., общественный деятель. Учился на отд-нии теории и истории искусства историко-филологического фак-та МГУ (1919-1921); в числе его педагогов - Б. Р. Виппер, А. Г. Габричевский, А. И. Некрасов и др. В 1921-1923 гг. А. заведовал отделом репродукций в Музее изобразительных искусств; в 1921-1932 гг. научный сотрудник Ин-та археологии и искусствоведения РАНИОН. В 1925 г. защитил канд. диссертацию по истории древнерус. живописи; докт. диссертацией (1940) стала монография «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто» (1939). Начиная с 1925 г. и до конца жизни преподавал в различных учебных заведениях (ВХУТЕИН, МИФЛИ, МГУ, ГИТИС, Архитектурный ин-т, Строгановское уч-ще и др.). В МГХИ им. В. И. Сурикова возглавлял кафедру истории искусств (1943-1986) и стал инициатором создания искусствоведческого фак-та. Действительный член АХ СССР (1954); заслуженный деятель искусств РСФСР (с 1958); лауреат Гос. премии СССР (1974); с 1978 г. чл.-кор. Австрийской АН. А. неоднократно был организатором художественных выставок, научных конференций в России и за рубежом (в Италии, Франции, Германии и проч.).
Научную деятельность А. начал как историк визант. и древнерус. искусства; с кон. 20-х гг. обратился к исследованию западноевроп. искусства, в особенности итал. периода Возрождения, результатом стали работы 1939 г. «Этюды по истории западноевропейского искусства» и «Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто», а также «Всеобщая история искусств», законченная в 1941 г.; с нач. 40-х гг. центральной фигурой исследований А. становится прп. Андрей Рублёв, монография «Андрей Рублёв» (1972) явилась итогом многолетнего изучения творчества иконописца. Работы А. послевоенных лет характеризует тематический универсализм и обращение к проблемам теории, методологии и историографии искусствознания. Фундаментальным монографиям - «А. А. Иванов: Жизнь и творчество» (1956), «Этюды по истории западноевропейского искусства» (1963), «Этюды по истории русского искусства» (1967), «Художественные проблемы итальянского Возрождения» (1976), «Художественные проблемы искусства Древней Греции» (1987) - присущ анализ внутренней структуры произведения искусства с позиций его эстетической и стилистической ценности, однако вне иконографического и духовного аспекта.