АРМАТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Том III , С. 285
опубликовано: 11 февраля 2009г.

АРМАТИЙСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

Арматийская икона Божией МатериАрматийская икона Божией Матери[Амартийская, Амастрийская], также Собор Богородицы в Арматиевых (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 328), происхождение ее связывают с местностью в К-поле, получившей название «Арматиевы», или «в Арматиевых» (греч. ἐν τοῖς ̓Αρματίου), по имени военного магистра Арматия, племянника имп. Василиска (70-е гг. V в.) (Там же). Ссылки на то, что А. и. происходила из Арматийского мон-ря в К-поле (Ровинский. С. 675; Поселянин. С. 539), малоосновательны, поскольку, по сведениям Ш. Дюканжа, «в Арматиевых» существовала церковь во имя Богородицы, а не мон-рь (Du Cange. T. 2. P. 168; T. 4. Р. 83, 165), к-рый, возможно, принимали за Амастрийскую обитель (совр. Амасра, Турция), где была явлена чудотворная Амастрийская икона Божией Матери (Бухарев. С. 399). Из-за сходности названия последней с А. и. произошло смешение икон, несмотря на разницу их происхождения и дней празднования.

Особенностью иконографии А. и. является то, что Младенец Христос стоит вполоборота справа от Богоматери, обнимая Ее правой ручкой; Богоматерь поддерживает Младенца, касаясь Его левой, согнутой в локте ручки (вариант - головка Младенца прижимается к лику Богоматери). В XVIII-XIX вв. А. и. получила достаточно широкое распространение (как правило, с подписью: «Амартийская») на гравюрах, на иконах с чтимыми образами Богоматери и на «духовных листах» народных картинок (Ровинский. С. 675).

Время установления празднования А. и. неизвестно. В греч. Минеях и слав. Прологе отмечены дни памяти 17 авг. и 21 июля (Сергий (Спасский)), у Дюканжа - 17 янв. Упоминание о том, что празднество 17 авг. установлено в память избавления от иконоборческой ереси, появляется лишь в изданиях XIX в. (Поселянин. С. 539; Снессорева. С. 399). Текстов сказания и описаний чудотворений от А. и. не сохранилось.

Лит.: Пролог (полугодие). М., 1641, 1657; Du Cange. Histoire de l'empire de Constantinople. 1680. T. 2. P. 168; T. 4. Р. 83, 165; Аполлос (Байбаков), архим. Христианский календарь. М., 1784. С. 368; Полный христианский месяцеслов. К., 1839, 1868. С. 208; Μηναῖα. Κωνσταντινούπολις, 1843; Описание явлений чудотворных икон Пресвятой Богородицы с показанием времени, когда оные случились, и мест, где сии святые иконы находятся, в какие числа бывают празднества им, и по какому случаю оные установлены: Собр. из разных ист. книг. М., 1846, 18633. С. 24; Изображение икон Пресвятой Богородицы в Православной церкви прославляемых с краткими о них сказаниями, и с присовокуплением умилительных молений к Богоматери. М., 1848, 1882п. С. 21; Сборник изображений явленных и чудотворных икон Пресвятой Богородицы. М., 1866. С. 39; Панов Г. Историческое, хронологическое и иконографическое описание 218 наименований и изображений Пресвятой Богородицы. СПб., 1871. С. 6; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 328; Косолапов Ив. Месяцеслов Православной кафолической Церкви. Симбирск, 1880. С. 385; Ровинский. Народные картинки. Т. 4. С. 675; Снессорева. Земная жизнь Пресв. Богородицы. 1892. С. 399; Бухарев И. Иконы. 1901. С. 101; Сказания о чудотворных иконах Богоматери и ее милостях роду человеческому: «Царица небесная, спаси землю русскую» / Сост. Е. Поселянин. М., 1904. С. 262; Слава Богоматери. 1907. С. 587; Поселянин Е. Богоматерь. 1909. С. 539; НКС. Т. 3. С. 730.
И. А. Шалина
Рубрики
Ключевые слова
См.также