[Амартийская, Амастрийская], также Собор Богородицы в Арматиевых (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 328), происхождение ее связывают с местностью в К-поле, получившей название «Арматиевы», или «в Арматиевых» (греч. ἐν τοῖς ̓Αρματίου), по имени военного магистра Арматия, племянника имп. Василиска (70-е гг. V в.) (Там же). Ссылки на то, что А. и. происходила из Арматийского мон-ря в К-поле (Ровинский. С. 675; Поселянин. С. 539), малоосновательны, поскольку, по сведениям Ш. Дюканжа, «в Арматиевых» существовала церковь во имя Богородицы, а не мон-рь (Du Cange. T. 2. P. 168; T. 4. Р. 83, 165), к-рый, возможно, принимали за Амастрийскую обитель (совр. Амасра, Турция), где была явлена чудотворная Амастрийская икона Божией Матери (Бухарев. С. 399). Из-за сходности названия последней с А. и. произошло смешение икон, несмотря на разницу их происхождения и дней празднования.
Особенностью иконографии А. и. является то, что Младенец Христос стоит вполоборота справа от Богоматери, обнимая Ее правой ручкой; Богоматерь поддерживает Младенца, касаясь Его левой, согнутой в локте ручки (вариант - головка Младенца прижимается к лику Богоматери). В XVIII-XIX вв. А. и. получила достаточно широкое распространение (как правило, с подписью: «Амартийская») на гравюрах, на иконах с чтимыми образами Богоматери и на «духовных листах» народных картинок (Ровинский. С. 675).
Время установления празднования А. и. неизвестно. В греч. Минеях и слав. Прологе отмечены дни памяти 17 авг. и 21 июля (Сергий (Спасский)), у Дюканжа - 17 янв. Упоминание о том, что празднество 17 авг. установлено в память избавления от иконоборческой ереси, появляется лишь в изданиях XIX в. (Поселянин. С. 539; Снессорева. С. 399). Текстов сказания и описаний чудотворений от А. и. не сохранилось.