чудотворный образ, почитаемый православными и католиками. Согласно правосл. традиции, икона была явлена казаку Тышку на его хуторе на месте буд. Бердичева (известен с 1546; ныне город в Житомирской обл., Украина). Первоначально образ поместили в часовню, затем в специально построенный этим казаком храм во имя арх. Михаила. Поляки, намереваясь похитить икону, устроили в церкви пожар и, завладев образом, перенесли его в кармелитский мон-рь. Католич. версия возводит происхождение иконы к 1566 г., когда папа Пий V дал благословение генеральному настоятелю ордена иезуитов Франциску Бордиашу написать неск. копий иконы Божией Матери из ц. Санта-Мария Маджоре в Риме. Впосл. нек-рые из них привезли в Польшу и на Украину, одна стала наследной иконой киевского воеводы Януша Тышкевича, сына Теодора Тышкевича, основателя Бердичева. В 1630 г. в благодарность за освобождение из татар. плена Януш основал кармелитский мон-рь в Бердичеве, куда передал Б. и. В 1756 г. был совершен обряд коронации Б. и., в 1831 г. корона была украдена и заменена дубликатом, изготовленным на средства местной шляхты (впосл. также похищен). В 1844 г. папа Пий IX преподнес в дар Б. и. золотую ризу, венец и корону с бриллиантами.
В 1866 г. киевский генерал-губернатор А. Безак привез постановление о закрытии мон-ря в связи с «убийством неизвестными злоумышленниками» настоятеля Салезия Мартусевича. На территории обители разместили полицейское управление, перед входом устроили торговые ряды. Б. и. стала недоступна для паломников и прихожан до 1904 г., когда киевский губернатор Н. Клейгельсон распорядился вернуть святыню верующим. После закрытия мон-ря в 30-х гг. XX в. в храме, где находилась Б. и., разместили Музей революции и Музей истории католицизма и святыня стала частью музейной экспозиции. Перед нем. оккупацией в 1941 г. пожар полностью уничтожил все постройки мон-ря. Очевидно, во время пожара погибла и Б. и., о ее судьбе после 1941 г. ничего неизвестно.
Одно из ранних изображений Б. и. известно по гравюрам издания 1767 г. типографии мон-ря кармелитов, посвященного торжествам по случаю коронации иконы. В книге 2 цикла иллюстраций (авторы Т. Раковецкий, Т. Троцкевич, И. Филиппович): первый состоит из 8 гравюр с изображениями чудес от Б. и., на 3 - план временного сооружения для совершения коронации; во второй цикл вошли 8 гравюр, представляющих арки на пути к храму, 4 - с видами интерьера храма; на обороте титульного листа показаны: в верхней части - Б. и. в декоративно-барочном окружении, внизу - процессия, направляющаяся к храму.
Б. и. принадлежит к иконографическому типу Богоматери Одигитрии. Младенец изображен сидящим на левой руке Богоматери, с Евангелием в левой руке, правой рукой благословляет. В левой руке Богоматери плат, правая возлежит на ножках Младенца. Широкое распространение получил расширенный извод Б. и., появившийся предположительно не ранее 2-й трети XVIII в., на к-ром Богородица (в указанном типе изображения) представлена на башне-колонне, увенчанной хоругвями и воинскими регалиями. В нижней части башни - изображение в ограде храмового сооружения, что может трактоваться как мон-рь, крепость или Небесный Град одновременно. На нижнем поле Б. и. кон. XVIII - нач. XIX в. (ГМИР) данного извода приведена строка из Песни Песней Соломона: « » (4. 4), т. о., Богородица уподобляется библейскому образу Давидова столпа, служившему защитой Иерусалима. Данный тип композиции носит название «Палладиум», он особо почитался казачьим воинством. В ц. арх. Михаила ст-цы Мартанской (Краснодарский край) сохранилась икона нач. XIX в. подобного извода, подписанная «Изображение чудотворныя иконы Божией Матери Берди[е]синская», происхождение к-рой связывают с иконописной школой ст-цы Пашковской.
В наст. время новый образ, написанный в 1991 г. в Кракове Б. Муха-Совинской (краткий извод), находится в боковой капелле нижнего костела мон-ря ордена босых кармелитов Римско-католической Церкви, откуда по окончании ремонтных работ будет перенесен в алтарь верхнего храма. Интронизация этой иконы состоялась 19 июля 1997 г., 19 июля 1998 г.- ее рекоронация. В дни празднования (16 июля - Матери Божией св. Скапулярия, 8 дек.- Непорочного Зачатия Пресв. Девы Марии) этой иконе в мон-рь стекается большое количество католич. паломников. Среди правосл. паствы Житомирской епархии почитание совр. образа не наблюдается.