ВИФАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том VIII , С. 592-594
опубликовано: 21 апреля 2010г.

ВИФАНСКИЙ В ЧЕСТЬ ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

"Вифания, или Спасо-Вифанский училищный монастырь". Акварель. 1800 - 1802 гг. Мастерская Ф.Я. Алексеева. Худож. А.М. Кунавин (?) (ГИМ)"Вифания, или Спасо-Вифанский училищный монастырь". Акварель. 1800 - 1802 гг. Мастерская Ф.Я. Алексеева. Худож. А.М. Кунавин (?) (ГИМ) подворье Троице-Сергиевой лавры, в г. Сергиевом Посаде (1919-1930 Сергиев, 1930-1992 Загорск) Московской обл. Основан Московским архиеп. Платоном (Левшиным) в мае 1783 г. в 4 км к юго-востоку от ТСЛ, на берегах р. Кончуры и Ершовского (Вяльковского) пруда. Комментируя рассказ в январской Четьей Минее 1629 г. мон. Германа (Тулупова) об удалении прп. Павла Обнорского из Троицкого мон-ря в «отходную келию», неизвестный читатель рукописи XIX в. предположил: «Не была ли уединенная келлия ученика Сергиева, по особенным судьбам Божиим, на одном из тех мест, где ныне скит, или Вифания?» (Ф. 304. I. № 673. Л. 121). В. м. устраивался как дача архиеп. Платона, к-рый распорядился, чтобы новый мон-рь стал также местом погребения насельников лавры «и по причине погребаемых братий, в надежде воскресения, по примеру Лазаря воскресшего» именовался Вифанией.

Интерьер Спасо-Преображенского собора. Литография. 1910 г. (РГБ)Интерьер Спасо-Преображенского собора. Литография. 1910 г. (РГБ)На средства архиеп. Платона по проекту архит. Н. М. Одоевского в 1783 г. началось строительство уникального двухпрестольного храма, нижняя, пещерная, церковь к-рого 6 авг. 1785 г. была освящена в честь Воскрешения прав. Лазаря Четверодневного, верхняя церковь 6 авг. 1786 г. освящена в честь Преображения Господня. Необычный интерьер храма, спроектированный скульптором К. Песковым, иллюстрировал события Преображения Господня. Престол был устроен на покрытом цветами и травой искусственном возвышении, символизирующем гору Фавор. По обеим сторонам «горы» находились лестницы, ведущие к сев. и юж. дверям алтаря верхней церкви. Алтарь на вершине горы представлял собой сень с круглым позолоченным иконостасом, увенчанным куполом,- в воспоминание 3 сеней, к-рые пожелал устроить на месте Преображения ап. Петр. С правой стороны иконостаса в серебряной позолоченной ризе находилась икона Преображения Господня, с левой стороны - список с Купятицкой иконы Божией Матери, над царскими вратами - икона Спаса Эммануила. У сев. дверей в алтаре помещался образ Воскресения Христова, пещера и гроб Спасителя на этой иконе были выложены самоцветами работы уральских мастеров. Рядом находилось вырезанное из кости изображение поклонения волхвов Спасителю. У основания «горы» располагался вход в нижнюю Лазаревскую пещерную ц., у алтаря к-рой был положен огромный рог носорога и китовые позвонки. Одна из чтимых икон Лазаревской ц.- перламутровый образ Рождества Христова - была прислана митр. Платону Иерусалимским Патриархом Авраамием. По периметру Преображенского храма располагались хоры, опиравшиеся на колонны (в 1832 колонны были заменены железными кронштейнами). На хорах находились живописные изображения святых, в центре - икона Спасителя. Настенную роспись храма выполнил И. Никифоров. Впосл. по подобию Преображенского собора был возведен Троицкий храм в Стефановом Махрищском мон-ре и Преображенская ц. в с. Творишичи (ныне Жирятинского р-на Брянской обл.).

В 1786 г. из Успенского собора лавры в В. м. торжественно перенесли гроб прп. Сергия Радонежского, в к-ром до XVI в. хранились мощи святого. Гроб поместили в небольшой «пещерке» справа от алтаря Лазаревской ц. Для гроба по распоряжению митр. Платона был изготовлен медный футляр с посеребренной передней крышкой, на к-рой имелись чеканные изображения: явление Божией Матери прп. Сергию, Распятие с предстоящими ангелами и моление прп. Сергия с учениками.

Вифанский мон-рь. Гравюра. 1868 г. (РГБ)Вифанский мон-рь. Гравюра. 1868 г. (РГБ)Одновременно с Преображенским собором в В. м. были построены ограда с башнями и 2-ярусная колокольня (1786) над гл. входом, в юж. части мон-ря - двухэтажный деревянный дом для митр. Платона, отличавшийся изысканным и дорогим внутренним убранством; часть мебели была подарена архиеп. Платону супругой наследника Павла Петровича вел. кнг. Наталией Алексеевной и Г. А. Потёмкиным. В покоях действовала домовая ц. в честь Сошествия Св. Духа, стены к-рой были обложены мрамором, вместо иконостаса в храме стояла низкая резная с позолотой решетка и занавес голубого цвета, с вышитым на нем изображением Благовещения. По образцу Свято-Духовской ц. в архиерейских палатах Угрешского во имя свт. Николая Чудотворца мон-ря была устроена крестовая ц. прп. Сергия Радонежского (1870). В 80-х гг. XVIII в. в В. м. были также построены 2 братских корпуса, небольшой казначейский корпус, богадельня на 12 чел.; в юго-вост. углу устроен конный двор, в сев.-вост.- небольшой пруд и кладбище для почивших насельников лавры и В. м. На монастырских воротах помещались изображения евангельских событий и четверостишие: «В Вифанию Христос пришел и водворился тут: О если б Он и здесь покой нашел! Не тщетны б были кошт и труд». В 1786 г. был надстроен 3-й ярус колокольни. На строительство обители митр. Платон пожертвовал 10883 р., а также внес в гос. банк 20 тыс. р., на проценты от к-рых содержался мон-рь.

Вифанский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.Вифанский мон-рь. Фотография. Нач. XX в.

В 1787-1797 гг. В. м. именовался пустынью, из 6 насельников лишь иером. Феодорит имел священный сан, митр. Платон вспоминал, что он «сам клиросную должность правил». Митрополит неоднократно обращался к имп. Екатерине II Алексеевне с просьбой об увольнении его на покой с пребыванием в В. м., однако императрица отклоняла прошения.

Монастырская гостиница, ныне братский корпус. 1893 г. Фотография. 2004 г.Монастырская гостиница, ныне братский корпус. 1893 г. Фотография. 2004 г.

24 апр. 1797 г. В. м. неожиданно посетил недавно коронованный имп. Павел I с семьей (Платон (Левшин) в 1763-1773 преподавал вел. кн. Павлу, а также его невесте вел. кнг. Наталии Закон Божий). Обитель настолько понравилась государю, что 1 мая 1797 г. он издал указ о возведении пустыни во второклассный мон-рь, приписной к ТСЛ, и об учреждении при нем Вифанской ДС для 100 учащихся. В. м. получил штат монашествующих и ежегодное жалованье в размере 2633 р. 80 к., на пищу и одежду насельникам отпускалось еще 340 р. в год. Император пожаловал В. м. 533 дес. и 236 кв. сажень близлежащих земель, а также часть земли, принадлежавшей Махрищскому мон-рю, с 1801 г. В. м. получал также доходы с 3 мельниц, к-рые обитель сдавала в аренду. В память о посещении Вифании императором митр. Платон устроил у входа в свои покои обелиск. В 1804 г. в мон-ре жили 8 насельников.

Митр. Платон, скончавшийся в нояб. 1812 г., по завещанию был погребен в Лазаревской ц. рядом с гробом прп. Сергия. Над гробницей под стеклом хранились его митра, дикирий и трикирий, справа от гробницы - полное облачение, слева - белый клобук, мантия и посох. У гроба иерарха ежедневно совершались панихиды, были отмечены случаи исцелений, по верованиям окрестных крестьян, митр. Платон особенно помогал больным детям. О посмертном явлении митр. Платона в храме В. м. рассказывал прп. Антоний (Медведев) прп. Моисею (Путилову) в окт. 1839 г. (РГБ ОР. Ф. 214. № 359-360).

Платон (Левшин), митр. Московский. Портрет. Кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. (ГИМ)Платон (Левшин), митр. Московский. Портрет. Кон. 80-х - нач. 90-х гг. XVIII в. (ГИМ)После кончины основателя В. м. стал небольшой обителью, существование к-рой в 1-й пол. XIX в. было связано прежде всего с Вифанской семинарией; в документах мон-рь именовался «училищным». В мон-ре в 1824 г. жили 8 иноков, в 1828 г.- 11, в 1839 г.- 14, в 1860 г.- 37 насельников. В 30-х гг. XIX в. была перестроена Лазаревская ц., в результате сильно изменился облик Преображенского собора («Не могу я забыть, как жестоко испортили вифанскую церковь»,- писал свт. Филарет (Дроздов) наместнику лавры архим. Афанасию (Фёдорову)); в 1832 г. завершилось строительство неудачного в архитектурном отношении казначейского корпуса. В 1860-1863 гг. на средства свт. Филарета, купца Г. А. Красногорова и др. жертвователей шло сооружение нового 2-этажного собора. В нижнем храме в 1863 г. были освящены 3 престола: в честь Тихвинской иконы Божией Матери, во имя арх. Михаила и во имя мучеников Платона и Романа. 28 июля 1866 г. свт. Филарет освятил в верхнем храме главный престол в честь Сошествия Св. Духа на апостолов (домовая Свято-Духовская ц. митр. Платона к сер. XIX в. была упразднена), в верхнем храме находился также придел во имя свт. Николая. Одновременно шла перестройка покоев митр. Платона, в 1867 г. была восстановлена домовая церковь, освященная в честь Нерукотворного образа Спасителя. В 1893 г. близ мон-ря по проекту архит. А. А. Латкова построили трехэтажную гостиницу, в 1903-1905 гг.- новую каменную ограду. Обитель владела 37 дес. земли, кирпичным заводом, занималась строительством домов, к-рые продавала или сдавала в аренду. В нач. XX в. в В. м. жили 23 насельника.

Сохранившаяся часть Свято-Духовского собора. 1860 - 1866 гг. Фотография. 2004 г.Сохранившаяся часть Свято-Духовского собора. 1860 - 1866 гг. Фотография. 2004 г.В ризнице, находившейся в пристройке к алтарю Лазаревского храма, хранилось множество вкладов в обитель, в т. ч. пожертвованные митр. Платоном серебряные с позолотой, хрустальные и фарфоровые богослужебные сосуды, пожертвованные свт. Филаретом серебряные богослужебные сосуды, облачение из белого флера - вклад имп. Марии Феодоровны. Одна из достопримечательностей ризницы - большое серебряное с позолотой блюдо, поднесенное московским купечеством вел. кн. Павлу Петровичу и вел. кнг. Наталии Алексеевне в день их бракосочетания и впосл. пожертвованное ими архиеп. Платону. В кон. XIX- нач. XX в. В. м. посещали В. В. Розанов, К. Н. Леонтьев, М. М. Пришвин, И. С. Шмелёв, А. Н. Муравьёв, С. И. Танеев. В 1888 г. М. В. Нестеров работал здесь над картиной «Пустынник».

В 1918 г. В. м. был обращен в трудовую артель во главе с игум. Илиодором, в к-рой вместе с иноками трудились крестьяне ближайших деревень. Впосл. монахи были разогнаны и, вероятно, жили в Сергиеве. Хранившийся в В. м. гроб прп. Сергия вместе с медным футляром был передан Загорскому музею (совр. СПМЗ), в 1950 г. возвращен Церкви, в наст. время находится в Успенском соборе лавры. Богослужения в храмах В. м. совершались до 1929 г. С. М. Голицын в воспоминаниях рассказывает, что в 20-х гг. в одной из келий мон-ря жил старец Валериан, принимавший посетителей. По нек-рым сведениям, прп. Никона (Беляева) перед кончиной причащал сосланный в Северный край вифанский игум. Паисий.

Во 2-й пол. 20-х гг. в храмах В. м. были устроены мастерские, в корпусах - детский и инвалидный дома.

Живший в Сергиеве Пришвин записал в дневнике 11 июня 1926 г.: «Имя Каляева между отцами Церкви на воротах Вифанского скита, населенного инвалидами труда. Тут ад: старухи за версту обходят здание... Это ад на месте райском». С нач. 30-х гг. на территории мон-ря находился птицекомбинат, с 1937 г.- Птицеинститут (впосл. Всесоюзный научно-исследовательский и технологический ин-т птицеводства), поселок вокруг мон-ря стал именоваться Птицеградом. В 30-80-х гг. было разрушено большинство монастырских построек, в т. ч. уникальный Преображенский собор, на месте к-рого предполагалось поставить памятник В. И. Ленину. Захоронения лаврской братии были уничтожены, вместо кладбища устроена детская площадка и футбольное поле. Часть надгробных плит использовалась при постройке моста через пруд.

В 1997 г. останки митр. Платона были перезахоронены в склепе Свято-Духовской ц. ТСЛ. В 1998 г. лавре в В. м. были переданы 2-й этаж полуразрушенного Свято-Духовского храма, здание монастырской гостиницы, нек-рые здания семинарии. В. м. восстанавливается трудами настоятеля иером. Даниила (Михайлова) и 5 трудников. На 2-м этаже Свято-Духовского собора освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, в к-ром в праздничные и воскресные дни совершаются богослужения. В храме хранится чтимый список XIX в. с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)».

Арх.: РГБ. Ф. 556; РГАДА. Ф. 1204. 1. Д. 24150. Л. 9, 9 об.; Д. 24215. Л. 55 об.- 57, 220 об.- 222; Д. 24298. Л. 41 об.- 46; Д. 24464. Л. 244-262; Д. 24814. Л. 196 об.- 209; Д. 24943. Л. 158 об.
Ист.: Зап. о жизни Платона, митр. Московского, им самим писанные, и оконченные Самуилом, Костромским епископом // Снегирёв И. М. Жизнь Моск. митр. Платона. М., 1891. Ч. 2. С. 201-263; Монастырские письма / Сост. архим. Антоний (Медведев). [Серг. П.], 1997. С. 18-23; Голицын С. М. Зап. уцелевшего // Дружба народов. 1990. № 3. С. 103-165; Пришвин М. М. Дневники: 1926-1927. М., 2003.
Лит.: Краткое ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского училищного мон-ря с изложением знатных происшествий, случившихся в оной. М., 1818; Смирнов С. Спасо-Вифанский мон-рь. М., 1869; Леонид (Кавелин), архим. Вифанские келии митр. Платона и их убранство. М., 1880; Беляев А. А. К истории Спасо-Вифанского мон-ря и Спасо-Вифанской семинарии. М., 1894; он же. Хоз. деятельность митр. Платона. М., 1899; Дмитриев С. С. Платон, митр. Московский и его обитель. М., 1898; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1909; Митр. Платон и основанная им Вифанская обитель. Серг. П., 1909; Захаров А. А. Спасо-Вифанский мон-рь и его здания. Б. м., б. г.; Голубцов С. Спасо-Вифанский мон-рь Троице-Сергиевой лавры в XX в. // Моск. журн. 1992. № 3. С. 23-25; Хрунова Н. В. Спасо-Вифанский мон-рь. Серг. П., 1997.
Д. Б. Кочетов
Рубрики
Ключевые слова
См.также