ВЛАДИМИР
Том VIII , С. 629-634
опубликовано: 18 января 2010г.

ВЛАДИМИР

(Богоявленский Василий Никифорович, 1.01.1848, с. М. Моршевка (М. Моршка) Моршанского у. Тамбовской губ.- 25.01/7.02.1918, Киев), сщмч. (пам. 25 янв., 14 июня, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Санкт-Петербургских святых, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Самарских святых и в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах (прп. Феодосия) почивающих), митр. Киевский и Галицкий. Из семьи священника. Учился в Тамбовской ДС, в 1870-1874 гг.- в КДА, к-рую окончил со степенью канд. богословия за соч. «О праве церковного отлучения». В академии специализировался на церковно-практическом отд-нии. После завершения академического курса назначен преподавателем гомилетики, литургики и каноники в Тамбовскую ДС, с 26 мая 1874 г. преподаватель Свящ. Писания. Одновременно преподавал в семинарии нем. язык, в епархиальном жен. уч-ще и в жен. гимназии географию. В 1882 г. Богоявленский женился и 31 янв. Тамбовским и Шацким еп. Палладием (Ганкевичем) был рукоположен во иерея в Покровском соборе г. Козлова (совр. Мичуринск). В том же году избран депутатом от духовенства Козлова на епархиальный съезд. В 1883 г. назначен благочинным церквей города и настоятелем Троицкой ц. Проявил себя как выдающийся проповедник.

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в.Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Киевский. Икона. 90-е гг. XIX в.

Ранняя смерть супруги, а затем и единственного ребенка резко изменили ход жизни свящ. Василия. 8 февр. 1886 г. в тамбовском в честь Казанской иконы Божией Матери монастыре он был пострижен в монашество, на следующий день возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем козловского Троицкого мон-ря. 6 окт. 1886 г. В. был переведен на ту же должность в новгородский Антония Римлянина монастырь; был членом Новгородской консистории. Активно участвовал в деятельности новгородского епархиального братства Св. Софии (создано в 1886).

13 июня 1888 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры В. был хиротонисан во епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский и С.-Петербургский митр. Исидор (Никольский). В. являлся деятельным помощником престарелого митр. Исидора в управлении Новгородской епархией. Епископ объезжал храмы епархии, составляя журналы с подробными сведениями о клире, церкви, приходских школах (напр.: Новгородские ЕВ. 1891. № 11-19), стремился оживить приходскую жизнь. Для повышения образовательного уровня клириков по распоряжению В. был подготовлен список книг, к-рые обязательно должны быть в церковных б-ках (опубл.: Новгородские ЕВ. 1890. № 5-6. С. 142-145). 19 авг. 1890 г. он присутствовал на открытии в Новгороде епархиальной публичной б-ки. Благодаря В. в епархии повсеместно были введены воскресные внебогослужебные беседы по вопросам веры и нравственности. Он сам осенью и зимой 1888/89 г. прочитал в Софийском соборе цикл из 18 бесед, посвященных религиозно-нравственному воспитанию детей. С февр. 1889 г. в беседах начало участвовать городское духовенство и преподаватели ДС. С 25 марта 1890 г. в Новгороде проходили религиозно-нравственные чтения с духовным пением, сначала в зале Благородного собрания, с окт. того же года - в здании семинарии. В. уделял много внимания церковноприходским школам, его заботами получила новую жизнь школа при Варлаамиевом Хутынском монастыре. Считал одной из важнейших задач борьбу с пьянством, читал проповеди на эту тему, убеждал духовенство заботиться об искоренении пьянства. Благодаря В. в епархии были учреждены 2 должности епархиальных миссионеров.

15 июля 1888 г. В. возглавил в Новгороде празднование 900-летия Крещения Руси. В сент. того же года состоялось перенесение Старорусской иконы Божией Матери из Тихвина в Ст. Руссу. 17 сент. В. совершил молебен перед иконой на площади в Ст. Руссе в присутствии 20 тыс. богомольцев, на следующий день служил литургию в соборе старорусского на Острову в честь Преображения Господня монастыря. 18 сент. стало одним из дней празднования Старорусской иконе Божией Матери. (В Георгиевской ц. Ст. Руссы, где ныне хранится чтимый список иконы кон. XVIII в., в 1997 было исполнено большое настенное изображение В.) В окт. 1890 г. архиерей возглавил торжества по случаю 150-летия Новгородской ДС.

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.

19 янв. 1891 г. В. был назначен на Самарскую кафедру. Так же как и в Новгородской епархии, он уделял большое внимание духовному просвещению, развивал сеть церковноприходских и воскресных школ, добивался бесплатного или льготного снабжения их учебными пособиями, содействовал увеличению числа приходских б-к. Положил начало внебогослужебным религиозно-нравственным чтениям, поочередно проходившим в разных храмах Самары. В. совершал вечерню с чтением акафиста, затем вступительным словом открывал чтение, к-рое продолжал приходской священник, владыка присутствовал на беседе до конца. В февр. 1892 г. В. основал в Самаре религиозно-просветительское братство во имя свт. Алексия, митр. Московского. В здании городской думы открыл бесплатные вечерние чтения религ. содержания. 11 мая 1892 г. по инициативе В. в Самаре прошел общешкольный праздник в память равноапостольных Кирилла и Мефодия, в соборе на литургию собрались все учащие и учащиеся города.

В 1891 г. Самарскую губ. поразил неурожай, следствием к-рого стали голод и эпидемия холеры. В. учредил епархиальный и уездные комитеты для сбора средств и раздачи пожертвований, дал указание консистории об отчислении церковных средств в помощь голодающим. При мон-рях и богатых приходах открылись столовые и чайные для бедняков, всех учащихся кормили бесплатно. В. совершал на площадях Самары общенародные молебствия перед Смоленской иконой Божией Матери об избавлении от холеры. В проповедях призывал жителей города оказывать помощь больным, посещал лазареты, служил панихиды на кладбище. Прекращение эпидемии многие приписывали молитвам святителя.

18 окт. 1892 г. В. был назначен экзархом Грузии с возведением в сан архиепископа Карталинского и Кахетинского. Много времени он проводил в поездках по кавказским приходам и мон-рям. Благодаря его деятельности в Экзархате было построено более 100 новых храмов, возобновлены службы в закрытых церквах, восстановлен Мцхетский собор, Самтаврский мцхетский во имя равноап. Нины мон-рь.

Особое внимание В., как и на др. местах своего служения, уделял духовно-просветительской работе. Трудами святителя в Кутаисе была устроена ДС; в Экзархате открылось более 300 церковноприходских школ, где учились дети не только из правосл. семей, но и из старообрядческих, арм., евр. и др. Архиерей часто посещал школы и наблюдал за уровнем преподавания. В. организовал во мн. тифлисских храмах внебогослужебные религиозно-нравственные чтения, регулярно посещал храмы города и слушал проповедников. В 1897 г. архиерей учредил епархиальное духовно-просветительское миссионерское братство, объединившее образованное духовенство Тифлиса и мн. мирян. Члены братства устраивали беседы с сектантами и старообрядцами, распространяли правосл. книги, проводили крестные ходы. Благодаря В. оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, к-рое способствовало устройству при мн. храмах б-к из книг духовно-нравственного содержания на рус. и груз. языках.

В. прилагал много усилий, чтобы поднять религиозно-нравственный уровень народа. По благословению архиепископа в Колючей балке, одном из беднейших районов Тифлиса, был основан молитвенный дом во имя свт. Феодосия Черниговского. В помещении церковноприходской школы по воскресным и праздничным дням проводились занятия для детей этого района, не имеющих возможности посещать учебные заведения; кроме общеобразовательных предметов здесь обучали рукоделию. При тифлисском кафедральном соборе открылись читальня и бесплатная чайная. В районе с неправосл. населением стараниями владыки был построен храм в честь Казанской иконы Божией Матери с залом для религиозно-нравственных бесед и б-кой; во иерея к храму был рукоположен Сергий Городцов (впосл. митр. Новосибирский Варфоломей).

Во время эпидемии холеры в Закавказье в 1893 г. В., получив из комитета народного здоровья известие о первых случаях заболеваний в Тифлисе, призвал население города к общей молитве. 15 авг., в праздник Успения Божией Матери, состоялся крестный ход по районам города, охваченным эпидемией.

Несмотря на самоотверженное служение В., националистически настроенная часть груз. общества и клира относилась к нему враждебно. Из Грузии в Синод поступали многочисленные жалобы на святителя, полные клеветы и наветов. (Современники свидетельствовали, что «нестяжательность, простота, всем известное трудолюбие, исправность во всем, даже, и по преимуществу, иноческое целомудрие,- все в экзархе подвергалось заподозриванию и всевозможным клеветническим доносам».- ПрибЦВед. 1918. № 9-10. С. 350). Среди студентов Тифлисской семинарии активно распространялись революционные и националистические идеи. В конфликтах ректора семинарии архим. Серафима (Мещерякова) со студентами архиерей неизменно поддерживал ректора, чем вызывал негодование груз. газет.

21 февр. 1898 г. В., после возведения в сан митрополита, был назначен на Московскую кафедру. Его помощниками - викариями Московской епархии - стали выдающиеся церковные деятели: 28 февр. 1899 г. митрополит возглавил хиротонию архим. Арсения (Стадницкого) во епископа Волоколамского, 1 июля 1901 г. состоялась хиротония архим. Трифона (Туркестанова) во епископа Дмитровского, 29 июня 1906 г.- архим. Анастасия (Грибановского) во епископа Серпуховского.

В Москве святитель применил весь опыт архиерейского служения, накопленный за предыдущие годы. В. призывал духовенство епархии чаще совершать богослужения и поучать паству, открыл новые вакансии при приходах и пригласил туда талантливых проповедников. Каждую неделю В. произносил проповеди на Троицком подворье Троице-Сергиевой лавры, в к-рых затрагивал актуальные вопросы гос. и общественной жизни, вопросы личности и семьи, богатства и бедности, веры и неверия, темы морали, науки, обсуждал рабочий вопрос, проблемы церковной дисциплины. Его речи публиковались в периодической печати. В Москве получили широкое распространение религиозно-просветительские и назидательные чтения для народа, для детей, для учащихся низших и средних школ, специальные чтения для фабричных рабочих в народных домах и публичные богословские чтения для интеллигенции. 16 июня 1902 г. по инициативе В. в здании Исторического музея на Красной пл. начали работу пользовавшиеся популярностью общеобразовательные курсы для рабочих.

Благодаря усилиям В. в Москве в 1903 г. открылся епархиальный дом с храмом во имя равноап. кн. Владимира, ставший центром просветительской и миссионерской деятельности в епархии (впосл. назывался Владимирским). Московские священники поочередно совершали в нем богослужения, произносили проповеди. По воскресеньям в епархиальном доме служилась вечерня с акафистом при общенародном пении, затем проводились беседы религиозно-нравственного содержания, в к-рых часто принимал участие митрополит. В большом зале проходили богословские чтения, чтения для рабочих, лекции, беседы, духовные концерты. Ответственным за проповедническую деятельность являлся прот. сщмч. Иоанн Восторгов. В епархиальном доме разместились епархиальный училищный совет, благотворительные учреждения, редакции духовных журналов, Кирилло-Мефодиевское московское братство, Православное миссионерское общество, попечительство о бедных духовного звания, книжный магазин, б-ка с читальным залом и др. 29 дек. 1907 г. В. положил начало молодежному Златоустовскому религиозно-философскому кружку, также располагавшемуся в епархиальном доме. Кружок ставил своей целью содействовать распространению религиозно-философских идей в строго правосл. духе среди учащейся молодежи.

В. много внимания уделял духовным учебным заведениям, заботился об их материальном обеспечении. Учредил жен. богословские курсы, жен. епархиальное уч-ще при московском мон-ре в честь иконы Пресв. Богородицы «Всех скорбящих Радость», способствовал строительству здания для Перервинского ДУ, дома для преподавателей МДС, ремонту Заиконоспасского, Донского, жен. Филаретовского духовных уч-щ. В епархии действовали курсы для преподавателей церковноприходских школ, созывались съезды преподавателей Закона Божия.

Для лучшего развития миссионерско-просветительского дела В. открыл ежегодные миссионерские курсы для духовенства, ввел 4 должности епархиальных миссионеров. Учредил Московский епархиальный миссионерский совет, миссионерское братство во имя Воскресения Христова, братство свт. Алексия при Чудовом монастыре, расширил сферу деятельности Петра митрополита братства. Добился открытия в МДА в 1907 г. кафедры по истории и обличению сектантства, позднее такие кафедры были созданы в др. духовных академиях. Активно создавал народно-миссионерские курсы, на к-рых миссионерству учились рабочие, организовывал церковно-народные хоры.

Одной из наиболее важных миссионерских задач своего времени святитель считал борьбу с распространением социалистических и революционных идей, к-рые он критиковал с христ. и научной точек зрения. В. считал, что рабочее движение вызвано стремлением пролетариата к нравственному возвышению и улучшению жизни, что естественно и справедливо. Однако избранное средство - революционную борьбу - считал недопустимым.

Святитель резко выступил против революции 1905-1907 гг. В окт. 1905 г., во время всеобщей забастовки, В. и Серпуховской еп. Никон (Рождественский) распорядились разослать по московским храмам поучение для чтения во время литургии. Составленное в очень резкой форме, поучение называло организаторов забастовок «извергами рода человеческого» и призывало верующих «очнуться, проснуться» и быть готовыми «умереть за царя и за Русь» (ЦВ. 1905. № 43. С. 1350-1351). Сознавая опасность такой категоричности, часть московских священников читала «поучение» с сокращениями, многие вовсе не читали, 76 священников заявили о «полной несолидарности» с посланием. 22 окт. 1905 г. Святейший Синод выпустил определение, в к-ром указывал, что послание может стать «причиной междоусобного раздора среди населения» (Там же. № 44. С. 1993-1994, 1997). 30 окт. 1906 г. на специально созванном собрании московского духовенства В. произнес речь «Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой». Он назвал РСДРП «зерном... революции», очень опасной политической силой, призвал духовенство активизировать «социальную проповедь», обращать внимание на нужды рабочих, чтобы вытеснить из их умов социалистическое учение (ПрибЦВед. 1907. № 14. С. 617-636). Митрополит поддерживал тесные связи с Союзом русского народа, 6 апр. 1906 г. присутствовал на его первом съезде, совершал молебен.

В. был сторонником созыва Поместного Собора, в 1906 г. участвовал в работе Предсоборного присутствия РПЦ. Поощрял дела милосердия, в частности содействовал вел. кнг. прмц. Елисавете Феодоровне в основании Марфо-Мариинской московской женской обители (1909). В последние годы пребывания на Московской кафедре много сил отдавал борьбе с народным пьянством. В 1911 г. под его покровительством состоялся Российский противоалкогольный съезд, в 1912 г.- Всероссийский съезд практических деятелей по борьбе с алкоголизмом.

Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.Сщмч. Владимир (Богоявленский), митр. Московский. Фотография. Нач. 10-х гг. XX в.

2 нояб. 1912 г. скончался С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский), близкий В. с детства. 5 нояб. В. возглавил погребение, 23 нояб. получил назначение на С.-Петербургскую кафедру. Глубоко привязанный к московской пастве, святитель не хотел этого назначения и согласился только после обращения к нему мч. имп. Николая II Александровича. 1-2 дек. 1912 г. В. по приглашению Новгородского архиеп. Арсения (Стадницкого) участвовал в открытии епархиального дома в Новгороде. 3-10 дек. с В. прощалась Москва, приславшая к святителю депутации от всех церковных и религ. учреждений, в создании к-рых он непосредственно участвовал.

В сер. дек. В. прибыл в С.-Петербург. Будучи первоприсутствующим в Святейшем Синоде, святитель должен был уделять много времени общецерковным делам. В 1913 г. как председатель юбилейной комиссии занимался организацией торжеств в честь 300-летия Дома Романовых. В том же году, 12 мая, участвовал в Москве в торжествах прославления сщмч. Ермогена, Патриарха Московского. 29-31 авг. возглавил празднование 200-летия Александро-Невской лавры. 28 июля 1914 г. возглавил у себя на родине, в Тамбове, торжества канонизации Тамбовского свт. Питирима.

В С.-Петербургской епархии В. расширил права и обязанности викариев по сравнению с предшествующим временем, его незаменимым помощником стал Гдовский еп. сщмч. Вениамин (Казанский). В. освятил ряд храмов, в т. ч. 15 янв. 1914 г. собор в честь Феодоровской иконы Божией Матери в С.-Петербурге. 8 сент. 1913 г. в присутствии вел. кнг. Елисаветы Феодоровны благословил начало строительства ц. свт. Николая Чудотворца на Барградском подворье в С.-Петербурге. По благословению В. был создан Историко-археологический комитет С.-Петербургской епархии (устав учрежден в июле 1913).

Как и на др. кафедрах, святитель полагал много сил на борьбу с пьянством. С именем В. связано установление в 1913 г., по определению Синода, всероссийского церковного дня трезвости, приуроченного к памяти усекновения главы св. Иоанна Крестителя (29 авг.). В Петербурге центром проведения дня трезвости стал Исаакиевский собор, куда прибыл многолюдный крестный ход. После литургии В. отслужил на площади перед собором молебен по особому чину «об исцелении страждущих пьянственным недугом». Поддержал инициативу преобразования петербургского Александро-Невского об-ва трезвости во всероссийское братство, внес на утверждение в Синод проект его устава, председательствовал на учредительном собрании 23 нояб. 1914 г.

Митр. Владимир (Богоявленский) выходит с Никольского братского кладбища Александро-Невской лавры. Фотография. 1913 г.Митр. Владимир (Богоявленский) выходит с Никольского братского кладбища Александро-Невской лавры. Фотография. 1913 г.

В связи с переименованием С.-Петербурга в Петроград В. с 19 авг. 1914 г. титуловался «Петроградским и Ладожским». Во время первой мировой войны святитель не раз участвовал во всенародных молебнах «об одолении супостатов». Первый молебен состоялся 17 авг. 1914 г. на Исаакиевской пл., куда сошлись крестные ходы из всех столичных церквей. По указанию В. в епархии был создан фонд помощи семьям призванных на войну, пожертвование в 1000 р. поступило от Петроградского святителя. 31 дек. 1914 г. в городе открылся общий церковноприходской лазарет на 70 кроватей (3 из них взялся обеспечивать сам митрополит), получивший имя В. В авг. 1915 г. был создан комитет помощи беженцам.

В 1915 г. В. добился аудиенции у имп. Николая II, на к-рой высказал протест против произвольных перемещений архиереев и влияния на внутрицерковную жизнь посторонних лиц, в частности Г. Е. Распутина. Этот разговор привел к охлаждению отношений святителя с императором и имп. св. Александрой Феодоровной. 23 нояб. 1915 г. последовал указ о переводе В. в Киев, на место скончавшегося митр. Флавиана (Городецкого), с сохранением статуса первенствующего члена Синода. 4 дек. в зале Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной Церкви состоялось прощание столичного духовенства с В. Было решено присвоить имя святителя Серафимовской школе об-ва. Митрополит пробыл в Киеве менее месяца, 7 янв. 1916 г. он уехал в Петроград для участия в заседаниях Синода. Впосл. бо́льшую часть времени он как первоприсутствующий в Синоде проводил в Петрограде.

В. был награжден орденом св. Анны 1-й степени (1893), св. блгв. кн. Александра Невского (1907), св. равноап. кн. Владимира 1-й степени (1915), а также черногорским орденом кн. Даниила I 1-й степени, серб. орденом св. Саввы 1-й степени и др. 24 апр. 1915 г. МДА за совокупность лит. трудов присудила В. степень д-ра богословия.

Рака с мощами сщмч. Владимира, митр. Киевского, в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 1994 г.Рака с мощами сщмч. Владимира, митр. Киевского, в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры. Фотография. 1994 г.

Во время Февральской революции 1917 г. Святейший Синод под председательством В. 27 февр. отказался выпустить воззвание к народу в поддержку монархии. После прихода к власти Временного правительства В. остался первенствующим членом Синода, выступал против произвольного вмешательства обер-прокурора В. Н. Львова в дела Церкви. 14 апр. указом Временного правительства освобожден от присутствия в Синоде вместе с большинством его членов, вернулся в Киев.

На Украине архиерей столкнулся со стремительным ростом сепаратистского движения. Весной в Киеве была создана должность комиссара по духовным делам, организован Исполнительный комитет духовенства и мирян. На встрече с представителями комитета В. заявил, что орг-ция создана самочинно и стремится к захвату не принадлежащих ей прерогатив. Однако архиерей надеялся впосл. направить ее деятельность в каноническое русло и потому дал благословение на созыв комитетом епархиального съезда духовенства и мирян. Собравшийся в апр. съезд принял постановление о создании независимой Украинской Церкви. В авг. состоялся еще один епархиальный съезд, участники к-рого продемонстрировали резко враждебное отношение к Синоду и к Киевскому митрополиту.

В июле 1917 г. В. находился в Петрограде, где участвовал в работе Предсоборного совета. В авг. уехал в Москву на Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг., к-рый открылся 15 авг. служением В. литургии в Успенском соборе Московского Кремля. Собор избрал В. почетным председателем и председателем отдела церковной дисциплины. Святитель участвовал в 1-м туре выборов Всероссийского Патриарха, получил 13 голосов. 21 нояб. В. возглавил чин интронизации Патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина).

В нояб. 1917 г. в Киеве в отсутствие митрополита начал работу особый комитет по созыву Всеукраинского церковного Собора, вскоре переименовавший себя во Всеукраинскую церковную раду. Это «временное правительство для всей Украинской православной Церкви» незамедлительно назначило своих комиссаров в консистории всех укр. епархий. Стремившееся к автокефалии духовенство требовало не допустить возвращения В. в Киев. Однако далеко не все на Украине поддерживали сепаратистов. 24 нояб. состоялось собрание Союза правосл. приходов Киева, выразившее протест против попыток объявления автокефалии Украинской Церкви и высказавшееся за возвращение митрополита. В Москву к В. были посланы депутаты с просьбой вернуться в Киев, поскольку дальнейшие события грозили церковным расколом. В. прибыл в город 4 дек., совершил богослужение в киевском Златоверхом во имя архангела Михаила монастыре.

На Украине В.- каноническому митрополиту - противостоял архиеп. Алексий (Дородницын) - председатель Всеукраинской церковной рады. Епископы укр. епархий признали раду правомочной созвать Всеукраинский церковный Собор, открытие к-рого было назначено на 7 янв. 1918 г. В этот день после литургии и молебна на Софийской пл. в Киеве В. обратился к участникам Собора с приветственным словом. Собор отверг кандидатуру митрополита в качестве председателя Собора и избрал его почетным председателем. В. участвовал во всех соборных заседаниях. 19 янв. 1918 г. 1-я сессия Собора была прервана из-за приближения к Киеву Красной Армии. В дни боев под Киевом В. находился в Киево-Печерской лавре, не раз оказывавшейся под обстрелом, вместе с братией служил молебны, читал акафисты.

Вечером 23 янв. большевики овладели лаврой, солдаты грабили помещения, глумились над монастырскими святынями и насельниками. Вечером 25 янв. (7 февр.) 5 солдат вывели В. на лаврский двор и посадили в автомобиль. На поляне в 1 км от лавры священномученик был расстрелян, перед казнью он благословил палачей. Утром следующего дня тело В. нашли прохожие, сообщившие об этом в лавру. Получив разрешение от властей, архим. Анфим после совершения литии приказал перенести останки священномученика в Михайловскую ц. Наместник лавры архим. Климент отслужил вместе со старшей братией панихиду по убиенному архипастырю. На месте расстрела почти сразу же был поставлен крест. Тогда же и в последние дни служились панихиды как в лавре, так и в приходских храмах Киева. 29 янв. (11 февр.) тело В. перенесли в Успенский собор лавры. Чин отпевания совершили митр. Тифлисский Платон (Рождественский), Екатеринославский еп. Агапит (Вишневский), Черниговский еп. исп. Пахомий (Кедров), Чигиринский еп. сщмч. Никодим (Кротков) и Балтский еп. Пимен (Пегов). Гроб с телом В. был перенесен в Ближние пещеры лавры и погребен в Крестовоздвиженской ц. Большевики не взяли на себя ответственность за убийство иерарха. Была создана комиссия по расследованию обстоятельств трагедии, ничего не выяснившая.

После получения в Москве известия о мученической кончине В. в Князь-Владимирском храме при соборной палате (во Владимирском епархиальном доме), 3(16) февр. была совершена панихида в присутствии всех членов Поместного Собора. Панихиды служили в Новгороде еп. Алексий (Симанский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси), в Петрограде митр. Вениамин (Казанский). Члены Собора почтили память В., посвятив ему заседание 15/28 февр., начавшееся панихидой, к-рую совершил Патриарх Тихон. Члены Собора приняли решение создать фонд для сооружения часовни на месте убиения В., для открытия в Москве рабочего дома его имени и выплаты пособий семьям погибших священнослужителей. В. был первым рус. священномучеником-архиереем в XX в., его имя стало символом начавшихся гонений на Церковь. Определением Поместного Собора 18 апр. 1918 г. 25 янв. или следующий за ним воскресный день был утвержден днем молитвенного поминовения исповедников и мучеников Российских (Собор, 1918. Определения. Вып. 3. С. 55), празднование восстановлено в 1991 г.

В. был канонизирован Архиерейским Собором РПЦ 1992 г. 20 июля того же года были обретены мощи священномученика и помещены в Дальних пещерах Киево-Печерской лавры.

Соч.: Римский амфитеатр - места увеселений язычников и страданий христиан. СПб., 1873 (то же, с изм. загл.: Римский амфитеатр и христ. мученики. Серг. П., 1900. СПб., 1915); Речь при наречении В. во еп. Старо-Русского 8 июня 1888 г. // ПрибЦВед. 1888. № 25. С. 678-680; Беседы на семь слов Спасителя со Креста. СПб., 1896, 1899; Слово на Рождество Богородицы // ДЧ. 1900. № 11; К неверующим и маловерующим. М., 1901, 2002; Неверие книжников и фарисеев древнего и нашего времени. М., 1901, 1909; Падение и восстание многих: Беседа // Радость христианина. 1901. Кн. 2; Против отрицающих почитание святых // ВиЦ. 1902. № 8; Слово, произнесенное пред началом нравственно-религ. чтений для рабочих г. Москвы // ПрибЦВед. 1902. № 48. С. 1675-1679; Пастырское утешение христианина в бедствиях войны. Серг. П., 1904; Читайте больше всего Библию. М., 1904, 1910; Где истинное счастье: в вере или неверии? СПб., 1905. М., 1998; Тревоги наших дней и надежда на Бога. Серг. П., 1905; О труде и собственности. М., 1905; К богатым и бедным. М., 1906; Работа в свете материализма и христианства. М., 1906, 1909; Социальная задача семьи. М., 1906, 1910; Наша пастырская задача в борьбе с социал-демократической пропагандой // ПрибЦВед. 1907. № 14. С. 617-636 (отд. изд.: М., 1909); Страдания Христа и страдания Церкви. СПб., 1907. М., [1998]; Вечерние собеседования между крестьянином, рабочим и священником: Совр. религ. вопросы. Серг. П., 1908; Беседа Иисуса Христа с Никодимом. М., 1908; О рабочем вопросе: На основании еванг. притчи о работниках и винограднике (Мф. 20, 1-16). М., 1909; Речь при открытии монашеского съезда 5 июля 1909 г. в ТСЛ // ПрибЦВед. 1909. № 32. С. 1457; Юношам: Речь высокопреосв. митр. В., произнесенная 30 дек. 1910 г. на собр. кружка в епарх. доме. М., 1911; Архипастырский призыв духовенства и об-ва к борьбе с пьянством. СПб., 1911, 1912. Реутов Православный. 2004. № 1 (3). С. 41-60; Речь в собр. миссионерского об-ва «Всемирное призвание Церкви» // ПрибЦВед. 1911. № 44. С. 1861; Евангелие детства: Пастырские беседы с детьми. М., 1912; Два райских дара Божия в человечестве. М., 1912; То же // Реутов Православный. 2004. № 1 (3). С. 32-40; Наука и религия. М., 1912; Доказательства бытия Бога. М., 1912; Против ли нас (абстинентов) Библия? М., 1912, 1913; Речь при встрече государя в Бородине 25 авг. 1912 г. // ПрибЦВед. 1912. № 37. С. 1469-1470; О праве церк. отлучения, или анафематствования // Голос Церкви. 1912. № 11; Слово против социализма. М., 1913; Трезвенная работа: Слово, сказанное 29 авг. в день Всерос. праздника трезвости // ПрибЦВед. 1913. № 38. С. 1701; Пастырский голос во время войны: Внебогослуж. беседа 1914 г., авг. 15 дня о войне // Там же. 1914. № 35. С. 1545-1557; Церковь пред запросами жизни // Голос Церкви. 1915. № 1. С. 3-10; Воспитание детей // Там же. № 3-11; 1916. № 2-8; Мысли о совр. прессе // Там же. 1916. № 4-5. С. 3-20; О воскресении тел. Пг., 1916; Предостережение от великого обмана. Пг., 1916; Поучения: Молитва Господня: В 9 беседах. М., 1992; О религ. воспитании детей. М., 1993; Азбука правосл. воспитания: Беседы с родителями и детьми. М., 1996, 2002; Отче наш: Беседы на молитву Господню. М., [1997]; Об анафеме, или церк. отлучении. М., 1998; Вечные истины христианства. М., 1999.
Ист.: Айвазов И. Г. Высокопреосв. В., митр. С.-Петербургский и Ладожский // Голос Церкви. 1912. № 12; В жертву Богу приносится лучшее. К., 1918; Венок на могилу высокопреосв. митр. В.: Сб. / Под ред. прот. Ф. Титова. К., 1918; Собор, 1918. Деяния. Т. 7. С. 53-77.
Лит.: Польский. Ч. 1. С. 10-24; Галкин А. К. Сщмч. митр. В. и Новгород // Арсениевские чтения. Новгород, 1996. Вып. 2. С. 135-148; Крикота Н., свящ. «Я готов отдать свою жизнь за Церковь»: Жизнеописание сщмч. Владимира. М., 2002; Акафист сщмч. Владимиру. М., 2002; Реутов Православный. 2004. № 1 (3): [Спец. вып., посвящ. В.].
А. К. Галкин, игум. Дамаскин (Орловский)
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАТОЛИЙ (Грисюк Андрей Григорьевич; 1880-1938), митр. Одесский и Херсонский, сщмч. (пам.10 янв., в Соборе Казанских святых, Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Радонежских святых и в Соборе Самарских святых)
  • АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Хотовицкий (1872–1937), протопр., сщмч. (пам. 7 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе святых Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 гг.)
  • АНДРОНИК (Никольский; 1870-1918), архиеп. Пермский и Кунгурский, сщмч. (пам. 7 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, В Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе святых Пермской митрополии, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Ростово-Ярославских святых)
  • ЕВГЕНИЙ (Зернов Семен Алексеевич; 1877 - 1937), митр. Горьковский, сщмч. (пам. 7 сент., в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, Новомучеников и исповедников Радонежских, Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг.)
  • КИРИЛЛ (Смирнов Константин Иларионович; 1863 - 1937), митр. Казанский и Свияжский, сщмч. (пам. 7 нояб., в Соборе святых Воронежской митрополии, в Соборе Казанских святых, в Соборе Липецких святых, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • КРОНИД (Любимов Константин Петрович; 1859-1937), архим., прмч. (пам. 27 нояб., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Радонежских святых, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)
  • ПЛАТОН (Кульбуш Павел Петрович; 1869-1919), еп. Ревельский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе святых Эстонской земли, в Соборе святых С.-Петербургской митрополии, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1017-1918 годов и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ПРОКОПИЙ (Титов Петр Семенович, 1877-1937), архиеп. Херсонский и Николаевский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе святых Санкт-Петербургской митрополии, в Соборе Житомирских святых, в Соборе Одесских святых, в Соборе Херсонских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русскойв Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АЛЕКСАНДР Александрович Андреев (1901– 1937), прот., сщмч. (пам. 22 окт., в Соборе Кемеровских святых, в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Рязанских святых)
  • АЛЕКСАНДР Органов († 1938), свящ., сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и 30 июля - в Соборе Самарских святых)
  • АЛЕКСАНДР (Трапицын Александр Иванович; 1862-1938), архиеп. Куйбышевский, сщмч. (пам. 1 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АЛЕКСАНДР Иванович Виноградов (1884-1942), прот., сщмч. (пам. 9 сент., в Соборе Московских Святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • АЛЕКСИЙ Михайлович Никитский (1891 – 1938), свящ., сщмч. (пам. 15 февр., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)
  • АЛЕКСИЙ (Орлов; 1862-1937), архиеп. Омский, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АРКАДИЙ (Остальский Аркадий Иосифович; 1888-1937), еп. Бежецкий, викарий Тверской епархии, сщмч., (пам. 16 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ВАСИЛИЙ (Зеленцов Василий Иванович; 1870-1930), еп. Прилукский, вик. Полтавской епархии., сщмч. (пам. 25 янв, в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Рязанских святых)
  • ВИКТОРИН Михайлович Добронравов (1889-1937), прот., сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ВЛАДИМИР Константинович Любич-Ярмолович-Лозина-Лозинский (1885-1937), прот., сщмч. (пам. 13 дек., в Неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ГЕОРГИЙ Никитич Никитин (1870 - 1930), свящ., сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Санкт-Петербургских святых)
  • ЕРМОГЕН (Долганёв (Долганов) Георгий Ефремович; 1858 - 1918), еп. Тобольский и Сибирский, сщмч. (пам. 16 июня, 20 авг., в Соборе Московских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Саратовских святых)
  • ЕФРЕМ (Кузнецов Епифаний Андреевич; 1875-1918), еп., сщмч. (пам. 23 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ИОАНН Иванович Восторгов (1864-1918), прот., сщмч. (пам. 23 авг., в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ИОАНН Александрович Кочуров (1871-1917), прот., сщмч. (пам. 31 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе С.-Петербургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских, в Соборе Рязанских святых, в Соборе святых Эстонской земли)
  • ИОАНН Романович (Рейнович) Сарв (1867-1937), прот., сщмч. (пам. 20 нояб., в Соборе С.-Петербургских и Ладожских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских)
  • ИОАНН Георгиевич Стеблин-Каменский (1887-1930), прот., сщмч. (пам. 20 июля, в Соборе С.-Петербургских святых и Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • КОНСТАНТИН Алексеевич Голубев (1852 - 1918), прот., сщмч. (пам. 19 сент., 7 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Московских святых)
  • КОНСТАНТИН Михайлович Пятикрестовский (31.05.1877 - 6.03.1938), прот. , сщмч. (пам. 21 февр., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Кемеровских святых и в Соборе Московских святых)
  • КОНСТАНТИН Иванович Сухов (7.05.1867 - 22.10.1918), свящ., сщмч. (пам. 9 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • КОСМА Родионович Коротких (1886-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб., в 4-ю субботу по Пасхе - Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, в Соборе Московских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • ЛАВРЕНТИЙ (Князев Евгений Иванович; 1877 - 1918), еп. Балахнинский, сщмч. (пам. 24 окт., во 2-ю неделю сентября - в Соборе Нижегородских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • МАКАРИЙ (Гневушев Михаил Васильевич; 1858 - 1918), еп. Вяземский, викарий Смоленской епархии, сщмч. (пам. 22 авг., в Соборе Липецких святых, в Соборе Московских святых, в Соборе Нижегородских святых, в Соборе Смоленских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской)
  • МИТРОФАН (Краснопольский Дмитрий Иванович; 1869-1919), архиеп., сщмч. (пам. 23 июня, в Соборе Белорусских святых, в Соборе Воронежских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 годов)