ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН И АКИЛА
Том XVII , С. 95-103
опубликовано: 1 февраля 2010г.

ЕВГЕНИЙ, КАНДИД, ВАЛЕРИАН И АКИЛА

Содержание

[греч. Εὐγένιος, Κάνδιδος, Οὐαλεριανὸς κα ᾿Ακύλας], мученики Трапезундские (пам. 21 янв.). Пострадали в г. Трапезунде (ныне Трабзон, Турция) при императорах Диоклетиане и Максимиане (284-305). В визант. агиографической традиции (Синаксарь К-польской ц. кон. X в. (SynCP. Col. 406-407), Типикон Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 44; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 203, 205), Минологий Василия II кон. X-нач. XI в. и др.) жизнеописания этих святых объединены, Е. является главным героем сказаний. Существует 3 традиции написания имени К.: Канидий (Κανίδιος - в большинстве агиографических текстов), Кандид (Κάνδιδος - в большинстве списков Синаксаря К-польской ц.) и Канид (Κανίδης - в нек-рых рукописях Синаксаря К-польской ц.).

Литературная традиция

Сохранилось неск. основных агиографических текстов, повествующих о Е. и др. мучениках. Наиболее полное собрание содержится во 2-й ч. кодекса № 154 (2-я пол. XIV в.) из афонского мон-ря прп. Дионисия. Критическое издание этих текстов подготовил Я. У. Розенквист (Rosenqvist. 1996. P. 114-359). В корпус текстов, посвященных 4 мученикам, входят произведения разного времени (рассматриваются в порядке расположения в кодексе).

1. Энкомий мученикам (BHG, N 609), написанный Константином Лукитом († 1340), придворным (протовестиарием) Алексея II Великого Комнина, имп. Трапезундского. Его текст составлен на основе Мученичества святых, к-рое сохранилось в 2 греч. и в краткой арм. редакциях. Одно из греч. Мученичеств Е. (BHG, N 608y) было составлено неизвестным автором, видимо, в позднеантичное время по принципу заимствования из др. подобных рассказов о мучениках в эпоху гонений. Др. Мученичество (BHG, N 609z) - его переработка, сделанная патриархом К-польским Иоанном VIII Ксифилином (1064-1075). Вероятно, Константин Лукит опирался на последний текст. В Энкомии содержатся сведения о политической и религ. ситуации в Трапезунде в 1-й пол. XIV в., пространный рассказ о борьбе Е. с культом божества Митры и о разрушении посвященного ему святилища возле горы Митрион (ныне Бозтепе) под Трапезундом.

2. Мученичество Е. (BHG, N 609z) и Описание чудес Е. (BHG, N 610), написанные патриархом Иоанном VIII Ксифилином, уроженцем Трапезунда, между 1028 и 1030 гг. Он выступает как очевидец нек-рых посмертных чудес или пересказывает свидетельства непосредственных очевидцев; др. чудеса, включенные патриархом Иоанном в Описание, были составлены ранее, и их текст хранился в мон-ре Е. Этот текст был стилистически и содержательно унифицирован патриархом Иоанном, к-рый также является автором 2 канонов Е.

3. Слово на рождество мч. Е. (BHG, N 611) Иосифа, митр. Трапезундского (1364-1367; в миру Иоанн Лазаропул (ок. 1310 - до дек. 1369)), и Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула (1367-1369?) (BHG, N 612-613). А. Пападопуло-Керамевс ошибочно издал тексты Чудес 26-33 как отдельное произведение анонимного автора (BHG, N 613; см.: Сб. источников по истории Трапезундской империи. 1897. С. 137-149).

Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула - это компиляция, куда вошли рассказы о чудесах, датируемых с IX до сер. XIV в. Оно богато сведениями по истории Трапезунда и окрестных земель (Иверия, Халдия, Херсон) со времени имп. Василия I Македонянина (867-886). Большинство чудес основано на рукописной традиции, восходящей к IX-X вв. (между царствованиями имп. Василия I и Константина IX Мономаха), отдельные истории относятся ко времени имп. Анастасия I (491-518). Определить, какая часть текста компиляции принадлежит Иосифу Лазаропулу, затруднительно.

По сравнению с произведениями Лазаропула сочинения патриарха Иоанна VIII Ксифилина более объективны: 1-й автор привержен интересам мон-ря, 2-й смотрит на события со стороны, не отражая в произведении происходящие в монастыре процессы. Однако авторы дополняют друг друга и не противоречат один другому.

Из перечисленных текстов только BHG, N 610 и частично BHG, N 611 имеют независимую от афонской рукописи текстологическую традицию.

Мученичество Трапезундских святых

Мученики Евгений, Кандид и Валериан Трапезундские. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 335)Мученики Евгений, Кандид и Валериан Трапезундские. Миниатюра из Минология Василия II. 976-1025 гг. (Vat. gr. 1613. P. 335) Имп. Диоклетиан направил ученых мужей Агриколая и Лисия в Понт для борьбы с христианами, назначив 1-го правителем г. Севастия (ныне Сивас), 2-го - дуксом г. Сатала (ныне Садак). Добравшись до места назначения, Лисий собрал жителей и зачитал им имп. указ о запрещении христианства и о наказании за его проповедь. Группа воинов заявила о своей приверженности Христу, за что была брошена в темницу, а затем выслана в Питиунт (ныне Пицунда, Грузия) в Лазике. Лисию доложили, что в Трапезунде Е., В. и К. проповедуют христианство и борются с идолопоклонством. Они разорили святилище божества Митры на горе Митрион под Трапезундом и скрываются от преследования в лесах. Снарядив воинов, Лисий послал их под видом охоты на поиски 3 христ. проповедников. Первым в лесу был пойман К. Затем возле городских стен воинам встретился юноша А., к-рый пахал землю. Испугавшись угроз, он указал язычникам направление, где мог скрываться В. Тот попытался убежать, но был пойман и связан. Тогда А. исповедал Христа и тоже был связан и отведен в темницу. Поняв, что В., К. и А. не отступят от своей веры, Лисий приказал бить их палками, подвесить, строгать тело железными инструментами и жечь огнем. Бог пришел на помощь стойко переносившим мучения святым: пламя погасло, мучители были повержены на землю, а мученики исцелены. Лисий приказал отвести их в темницу. Все это время Е. скрывался в пещере Аканты (Тернии), ему явился Христос и повелел направиться к Лисию и исповедать истинного Бога. Старуха, собиравшая в окрестностях пещеры хворост, обнаружила убежище Е. и немедленно сообщила, где он скрывается. Е. был схвачен солдатами во время молитвы и приведен к Лисию. Тот пытался переубедить Е. и уговорить его принести жертву идолам. Но, придя в капище, Е. взмолился Богу, прося Его низвергнуть идолов. И тут же неск. статуй упали и рассыпались в прах, а обитавшие в них демоны возопили о пощаде и затем исчезли. После этого Лисий приказал подвергнуть его таким же мучениям, как и В., К. и А. Е. стойко переносил пытки. По распоряжению Лисия за стенами Трапезунда затопили огромную печь, куда мученики вошли с молитвой. Они оставались там 2 дня без всякого вреда, пока огонь окончательно не погас. Лисий приказал обезглавить В., К. и А., Е. же пригвоздить в темнице к дереву для пыток. К телам мучеников были приставлены стражники. Когда они заснули, неск. христиан забрали останки, чтобы доставить их на родину святых. В дороге В. явился своему бывш. слуге и повелел вернуться на место их казни, чтобы забрать отсеченные головы. Слуга вернулся, нашел головы по исходившему от них яркому сиянию и, забрав их с собой, догнал попутчиков.

Через неск. дней христиане разделились: одни должны были идти на родину К.- в Солохену (Сорогену; ныне Ялынкавак), другие - на родину В., в халдийскую Эдиску (Седиску, Сидисху, Адису; ныне Йылдыз), третьи - в родные места А.- в Годену (ныне Оймалы), также в Халдии. Относительно родины А. в источниках есть расхождения: Константин Лукит говорит о Годене, в анонимном Мученичестве и у Ксифилина упоминается Эдиска. При выборе пути выяснилось, что тела мучеников невозможно опознать. И тогда животные, перевозившие тела, сами направились каждое в нужную сторону. Мучеников с честью похоронили на их родине.

Е., пригвожденному в темнице, явился ангел, вынул гвозди из рук и ног и излечил раны. Лисий считал все происходившие чудеса результатом магии. Е. наносили удары мечами, затем отвели на место казни и обезглавили. Тело по приказу Лисия было брошено на съедение диким зверям. Но христианам удалось его унести и похоронить.

Сказания о посмертных чудесах

Основные чудеса Е. и др. мучеников содержатся в 3 произведениях: в Описании чудес Е. патриарха Иоанна Ксифилина и 2 текстах Иосифа Лазаропула - в Слове на рождество мч. Е. и в Собрании чудес Е. митр. Иосифа Лазаропула.

Чудеса можно разделить на неск. тематических групп. Наиболее многочисленны чудеса, в к-рых Е. выступает защитником монастырских интересов, гл. обр. экономических: следит за сохранностью имущества и печется о процветании обители. Этот мотив встречается во всех чудесах, описанных в Слове на рождество мч. Е. и во мн. рассказах из Собрания чудес Лазаропула (Чудеса 2, 6, 9, 11, 16, 27-31). Защищая интересы мон-ря, Е. прибегает к радикальным и даже насильственным мерам для достижения цели. Виновные получили наказания за непочтительное отношение к мученику и его мон-рю или за попытки лишить обитель нек-рых экономических привилегий. Часто Е. выступает как целитель, дающий страждущим советы. Отдельной группой (Чудеса 24-26, 32) можно выделить истории, в которых Е. исцелил Лазаропула или его приближенного или оказывал им моральную поддержку.

Описание чудес, составленное патриархом Константинопольским Иоанном VIII Ксифилином

Чудеса 1 (О юноше Михаиле)

(Rosenqvist. 1996. P. 172-177), 2 (О Порфирии) (Ibid. P. 176-179) и 3 (О полководце Никите) (Ibid. P. 178-183) посвящены исцелениям от мощей Е. или принадлежавших ему реликвий (распятия).

Чудеса 4 (О бесноватом)

(Ibid. P. 182-185), 5 (О глухонемом) (Ibid. P. 184-187) и 6 (О Симеоне) (Ibid. P. 188-189) содержат сведения о скифском войске на службе у имп. Константина VIII (1025-1028) и о том, что несколько воинов из многочисленного скифского отряда, направленного в Трапезунд, получили исцеление от мощей Е.

Чудо 7. О женщине из Колхиды

(Ibid. P. 188-191). Некую парализованную женщину из знатного рода принесли к мощам Е. Во время молитвы левая часть ее тела стала подвижной. Женщина от радости уже готова была уйти, но Е., явившись во сне, повелел ей не покидать храм до полного выздоровления, к-рое наступило через неск. дней.

Чудо 8. О Михаиле

(Ibid. P. 190-195). Житель Трапезунда Михаил тяжело заболел во время пребывания в Сирии. Соотечественники посоветовали молиться Е., но Михаил считал, что если он находится не в Трапезунде, то Е. ему не поможет. Святой явился Михаилу во сне и подтвердил, что не будет ему помогать, пока тот не вернется в родной город. Возвратившись на родину и помолившись Е., Михаил выздоровел.

Чудо 9. О Льве

(Ibid. P. 194-199). Уроженец Клавдиополя Лев жил какое-то время в Трапезунде. Решив отправиться в К-поль, он сел на корабль, к-рый попал в сильный шторм у берегов Ираклии Понтийской. Перед путешествием Лев зашел в храм Е. и взял в качестве благословения кусочек папируса, смоченного в лампадном масле у раки Е. Привязав к папирусу веревку, Лев спустил ее с корабля в воду, и, хотя со всех сторон бушевал шторм, с этого момента корабль двигался по спокойной водной глади до самой гавани.

Чудо 10. О суровой зиме в Трапезунде

(Ibid. P. 198-201), продолжавшейся 3 месяца. Из-за штормов и бездорожья прекратились поставки продовольствия, в городе начался голод. Е., явившись некоему горожанину во сне, повелел ему крестообразно повесить лампады на кивории над своими мощами. Др. жителю было видение, что весь город подходит к раке Е. и помазывается маслом из новых лампад. По исполнении жителями поручений и молитвы Е. за неск. дней отвратил от Трапезунда непогоду, а затем привел суда с провизией в городскую гавань.

Чудеса из Слова на рождество мч. Е.

Чудо 1. Установление празднования дня рождения Е. и чудо о змее

(Ibid. P. 206-229) - см. в разд. «История почитания Е.».

Чудо 2. О книжнике Дионисии

(Ibid. P. 228-231), образованном жителе К-поля, к-рый пришел в мон-рь Е. Монахи попросили его разобрать и переписать текст о чудесах Е. Но тот отказался, сославшись на занятость. В ту же ночь у него свело судорогой шею и пригнуло голову назад. 4 дня он провел в таком положении, пока не дал обет Е. переписать текст, если будет здоров, и попросил помазать ему шею маслом из лампады. Дионисию явился Е., исцелил его и отпустил домой, сказав, что не нужно переписывать текст о чудесах.

Чудо 3. О приезде в Трапезунд еретиков

(Ibid. P. 230-235). Во времена имп. Анастасия I Дикора (491-518) в Трапезунд приехали яковиты и ариане. Но их проповеди не были приняты жителями Трапезунда, тогда еретики пришли в Келцину (ныне Эрзинджан, Турция), где пожаловались на гонения местному правителю, евнуху. По распоряжению Анастасия, к-рый был расположен к монофизитам, к Трапезунду двинулись войска. За это время неск. еретиков умерли, и евнух добился, чтобы их похоронили в мон-ре Е., после чего вокруг появился неприятный запах. Поздно ночью Е., К., В. и А. явились к евнуху и стали его бить по голове и плечам так, что на пол обильно потекла кровь. На рассвете израненный евнух рассказал прибежавшим на его крики людям, что произошло. Когда раны зажили, евнух пришел с покаянием к мощам Е., принес дары мон-рю и оставил еретическое учение.

В этом рассказе имеет место анахронизм: в эпоху Анастасия I арианство было почти полностью изжито (после эдикта имп. Феодосия I в 381).

Чудо 4. О трапезундском правителе Дионисии и конюхах

(Ibid. P. 234-239). Ближайший друг дукса Халдии Василия (родственника имп. Василия II (976-1025)) Дионисий был правителем Трапезунда. Как-то весной конюхи привели лошадей на поле рядом с мон-рем, и те причинили серьезный ущерб монастырским посевам. Конюхи побили игумена камнями и обругали монахов за то, что они прогнали коней. Ночью Е. явился Дионисию и упрекал за содеянное его людьми. Наутро Дионисий потерял голос и слух. Придя в монастырь Е., он пал в ноги игумену, затем взял главу Е. и приложил ее к лицу, рту, языку и ушам. Но в течение 3 дней улучшений не наступало. Затем Дионисию явился Е. и исцелил его, накапав в уши елей и прикоснувшись к языку.

Чудо 5. О сборщике налогов Мефодии

(Ibid. P. 238-243). Из К-поля в Трапезунд прибыл чиновник Мефодий, чтобы произвести по указу имп. Константина IX Мономаха (1042-1055) перепись населения М. Азии, и решил остановиться вместе со своими людьми в мон-ре Е. Игум. Павел (аскет, подвизавшийся прежде на горе Галисий вместе с прп. Лазарем (967-1054)) возразил, что Мефодий и самые знатные из его спутников могут остаться в обители, остальные же разместятся на рыночной площади. Но чиновник, рассердившись, въехал со всей свитой в мон-рь и занял монашеские кельи. Игумен помолился Е., чтобы тот вмешался. Ночью Е., К., В. и А. появились в келье Мефодия, и Е. повелел А. бить чиновника палкой. Наутро игумен помазал маслом раны Мефодия и исцелил его.

Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула

Чудо 1. Помощь Е. имп. Василию II в победе над иверийцами

(Ibid. P. 246-259). В этом тексте подробно описана история Варды Фоки, пытавшегося узурпировать трон при имп. Василии II. Фока направил своих друзей, военачальников Панкратия (возможно, патрикий Баграт II) и Чурванелия (возможно, Чортванели II, плененный в 988-989), вместе с большой армией завоевать Трапезунд и окрестные земли. Миновав Пайперт (ныне Байбурт, Турция), войско разбило лагерь. Жители Трапезунда молились Е. о заступничестве. Святой на коне явился Панкратию, объявив, что Фока умер, и приказал поворачивать назад. В страхе войско отступило.

Далее говорится о нападении на вост. области Византии царя Внутренней Иверии Георгия I (1014-1027). Однажды ночью имп. Василий II молился Е. в лагере возле г. Кутая (ныне Кутаиси, Грузия). Тем временем в мон-ре Е. иконописец Иоанн делал копию с древней иконы Е. и задремал. Во сне он увидел, как Е. вошел в храм через юж. двери и спросил, как идут дела. В ту же ночь Е. явился в лагерь иверийцев и попросил у Димитрия Липаритиана воды. На вопрос, кто он такой, Е. отвечал, что он мученик Христов, идет из Трапезунда помочь императору победить иверийских варваров. Затем Е. исчез, но Георгия I не испугало такое видение. Во время сражения иверийцы видели, что перед скачущим Василием II явился Е. на коне в длинной развевающейся мантии и ободрял императора. Иверийцы бежали, и исход войны был решен.

Чудо 2. О 2 монахах из Херианы

(Ibid. P. 258-263). В Хериане (ныне Ширан), находившейся между Халдией и Колонией, был богатый монастырь вмч. Георгия «ту Хену». Обычно каждый год на 3-й неделе перед Великим постом в мон-рь вмч. Георгия приходили из мон-ря Е. за маслом и сыром. Один год выдался неурожайным, и монахи решили оставить себе скудные запасы сыра. Игум. Иоанникий велел келарю принести сосуды с сыром на общую трапезу. Но как только тот открыл один из сосудов, все увидели, что сыр поедается личинками моли. А у игумена с келарем парализовало правую сторону тела. И лишь на следующий год, когда сыр был принесен в монастырь Е., к его мощам, парализованные исцелились.

Чудо 3. О спасении корзин со светильниками

(Ibid. P. 262-265). Ефрем, сын племянника игум. мон-ря Е. Феодосия, вез из К-поля купленные для мон-ря стеклянные светильники. Проплывая по Чёрному м. мимо Пафлагонии, судно попало в сильный шторм. Капитан приказал выбросить за борт светильники. И шторм тут же прекратился. Вся команда молилась Е. о спасении. Когда судно уже было на значительном расстоянии от того места, где были выброшены корзины, они с неразбившимися светильниками оказались плавающими рядом с кораблем. О доставке светильников в монастырь рассказывается также в Чуде 16 (Ibid. P. 294-297).

Чудо 4. О кровоточивой женщине

(Ibid. P. 264-269). Евморфия, жена спафарокандидата Евстратия, страдала сильными кровотечениями. Не получив помощи от врачей, она пришла в храм помолиться Е. Ночью она увидела А. с корзиночкой, покрытой белой салфеткой. Там было 5 сухих смокв: 2 от Е. и по 1 от К., В. и А. Вложив 2 смоквы ей в рот, А. повелел съесть также остальные и выпить св. воды. Исцелившись, Евморфия дала обет сделать вскорости светильник из своих золотых украшений, полученных от жениха на смотринах, и повесить над ракой Е. Но выполнение обета откладывалось, т. к. часть украшений была отдана родственнице на свадьбу. В день свадьбы у Евморфии началось сильнейшее кровотечение. Тогда Евстратий собрал все украшения, отнес в мон-рь и отдал монахам для изготовления светильника - и Евморфия исцелилась. Через неск. дней Евстратию явился Е. и объяснил, что исцеляет он бескорыстно, однако неисполнение обета есть обман Св. Духа.

Чудеса 5 (О Варваре)

(Ibid. P. 268-271) и 10 (О мон. Оресте и игум. Ефреме) (Ibid. P. 282-285) повествуют об исцелении после молитв Е. людей, случайно проглотивших вместе с водой пиявок.

Чудо 6. О пропавших лошадях

(Ibid. P. 270-273). Однажды летом игум. Ефрем, монахи Орест и Стефан и конюхи с лошадьми возвращались в мон-рь Е. из-под Пайперта. В мест. Какуи, где они заночевали, дикие звери спугнули лошадей, и те убежали в горы. Ефрем молился о пропавших животных, и во сне ему явился Е., к-рый сообщил, что лошади находятся в ц. св. Захарии на Катунийской горе. Там лошади и были найдены.

Чудо 7. О землетрясении и мироточении

(Ibid. P. 272-275). 21 янв., в день памяти Е., множество людей собралось в храме, как вдруг произошло сильное землетрясение, яркое свечение на небе и повсюду разнеслось благоухание. Архиеп. Трапезундский Феодор объяснил пастве знамения, свидетельствовавшие о присутствии в храме самого Е. В тот же день из 4 колонн кивория над престолом обильно вытекло на пол миро. С тех пор каждый год в день памяти Е. истекало миро, к-рым исцелялись различные болезни.

Чудо 8. О 2 монахах

(Ibid. P. 274-277). В отсутствие игум. Ефрема 2 монаха из простолюдинов, Стефан и Климент, зашли в погреб мон-ря, где обнаружили множество сосудов с винами. Попробовав, они выпили много не только хорошего, но и прокисшего вина, после чего ощутили сильный жар. По молитвам братии ночью монахам явился Е., коснулся распятием их тел, затем принес воды и влил им в рот. Как обычный врач Е. назначил им надлежащую диету и ушел. После этого пространство вокруг раки наполнилось сиянием, в к-ром появился огромный искрящийся силуэт Е.

Чудо 9. О сломавшейся повозке

(Ibid. P. 278-283). Однажды игум. Ефрем пришел в монастырские владения в Пайперте купить участок земли для мон-ря. Иереи Николай и Иоанн подарили игумену воловью повозку с провизией, к-рую доставил в мон-рь свящ. Николай. На обратной дороге повозка сломалась. Путнику явился Е. на коне, спешился и принял от него угощение, после чего повозка стала исправной. Затем Ефрем приобрел участок у свящ. Николая, к-рый обещал отдавать часть своего урожая мон-рю, но не сдержал слова. Ефрем тоже не заплатил за землю. Явившись им, Е. урегулировал их отношения.

Чудо 11. О похитителе серебряной цепи из храма Е.

(Ibid. P. 284-287). В левой части храма Е. рядом с изображением св. Иоанна Предтечи висела серебряная цепь. Во время праздника один человек украл ее. Но, дойдя до ворот мон-ря, почувствовал, что его ноги парализованы. Он опустился на землю и просидел всю ночь. Помолившись Е., вор смог с трудом дойти до храма, где, все рассказав служителю, вернул цепь и был полностью исцелен.

Чудо 12. О епископе и собаке

(Ibid. P. 286-289). По указанию митр. Трапезундского Константина еп. Пайпертский Иоанн собирался рукополагать одного диакона. Вместе с пришедшими в храм по недосмотру вбежала собака. Все были сильно огорчены случившимся. Ночью епископу явился Е., объяснив, что храм не осквернился и не может оскверниться, т. к. освящен Господом навсегда. В доказательство Е. привел епископа в храм, наполненный сиянием и благоуханием.

Чудеса 13 (О диаконе-кувуклисии Филофее)

(Ibid. P. 288-289), 14 (О жене эконома Магула) (Ibid. P. 290-291), 15 (Об игум. Феодоре) (Ibid. P. 290-293), 17 (О ризничем Феодоре и клирике Канидии) (Ibid. P. 296-299), 18 (О Леонтии, жене Георгия) (Ibid. P. 298-301), 19 (О Варваре, дочери Леонтии) (Ibid. P. 300-301) и 20 (О Феодосии, брате игум. Ефрема) (Ibid. P. 300-305) повествуют об исцелениях от различных болезней (полнокровия, дизурии, туберкулеза и др.) после молитвенного обращения к Е. В некоторых рассказах приводятся медицинские сведения о той или иной болезни.

Чудо 21. О епископском жезле

(Ibid. P. 304-307). Игум. Ефрем с монахами отправился на монастырские угодья ок. Пайперта. По пути они остановились у р. Сирмена, где монахи срезали неск. посохов. Один жезл предназначался в подарок епископу Пайперта. Но Ефрем по неизвестной причине приказал выбросить все жезлы в реку, и их унесло течением, хотя монах, сделавший посох для епископа, просил оставить его во имя Е. Через нек-рое время игумен пожалел о своем решении, отправился вниз по реке и нашел жезл, воткнутый в речное дно у берега.

Чудо 22. О жене Фомы Хардамукла

(Ibid. P. 306-309). У жены спафарокандидата Фомы Хардамукла появилась большая опухоль в брюшной полости. Отправившись в К-поль, больная пыталась найти исцеление в храмах и у мирских врачей. Не получив помощи, она вернулась в Трапезунд. Придя в кафедральный собор города, женщина молилась Божией Матери, Которая велела ей идти в мон-рь Е. После молитв перед мощами мученика женщина заснула, ей явился в сиянии Е., ударил ее ногой в бок и исчез. С криком она проснулась исцеленной.

Чудо 23. О победе над Меликом

(Ibid. P. 308-335). В правление имп. Андроника I Великого Комнина Гида (1222-1235) трапезундский корабль был захвачен сельджуками в Синопе. В результате этого инцидента султан Иконии Ала ад-Дин Кей-Кубад I (1220-1237) послал против Трапезунда войско во главе со своим сыном Меликом. Осадив Трапезунд, турки неск. раз шли на штурм, но их атаки были отбиты. Тогда Мелик решил осквернить храм Е. и расположился на ночь возле раки с мощами. Во сне ему явились 4 чел. и повелели подняться на холм. Там Мелику явился Е. как простой юноша и, предложив ключи от города, убедил сына султана войти с армией в Трапезунд. Заручившись поддержкой астрологов, Мелик собрал войско и двинулся к городу, но тут началась страшная гроза с градом. Турки, ничего не видя, бежали вперед и падали со скал в пропасть, а часть их рассеялась по горам. Наутро Мелик, отошедший с остатками войска в местность Капалис, возле гор Тавр был взят в плен. В Трапезунде Андроник подписал с Меликом мирный договор. Увидев икону Е., султан признал, что именно этот человек явился ему ночью и предопределил поражение турок. Император в благодарность за избавление Трапезунда пожертвовал мн. дары в собор Богородицы Златоглавой и в мон-рь Е.

Чудо 24. Исцеление Иоанна Лазаропула

(Ibid. P. 334-339). Когда Иоанн Лазаропул был юношей, он оказался в мон-ре Св. Софии на празднике Преображения Господня, после к-рого была роскошная трапеза. На ней присутствовал также Константин Лукит. Из-за зимних штормов не было свежеприготовленной морской рыбы, зато было много копченой рыбы из Газарии (Сев. Причерноморье), к-рой Иоанн сильно отравился. Когда он находился в метохе мон-ря, ему явился Е., сказав, что по молитвам родителей и родственников Иоанна он его исцеляет.

Чудо 25. Явление Е. Иоанну Лазаропулу

(Ibid. P. 338-341). Когда Иоанн находился в изгнании в К-поле, имп. Иоанн VI Кантакузин (1341-1354) поручил ему вернуться в Трапезунд и способствовать буд. восхождению на престол имп. Алексея III Великого Комнина (1349-1390). Лазаропул боялся плыть по морю в зимнюю пору и волновался за данное ему поручение. Но после молитвы Е. Иоанн увидел во сне икону святого, к-рый его ободрил перед предстоящим путешествием.

Чудо 26. Исцеление переписчика

(Ibid. P. 340-345). Уже будучи митрополитом, Иосиф Лазаропул составлял Описание чудес Е. Его секретаря, к-рый переписывал труд, поразили приступ ревматизма и воспаление в лодыжке. Ему явился Е., и наутро он был практически здоров.

Чудо 27. Об украденном одеянии

(Ibid. P. 344-347). На монастырский земельный участок в Махное пришел сборщик налогов и потребовал у жившего там монаха заплатить налог. Тот не смог этого сделать, за что был заключен в тюрьму. Свящ. Феодор, к-рого монах попросил выплатить нужную сумму, не имел ее и взамен решил отослать сборщику налогов дорогую верхнюю одежду - скараманкий. Но в дороге скараманкий украли. Свящ. Феодор стал молиться Е., прося найти пропажу. Тогда Е. наслал на вора сильнейший страх и душевные муки, так что он вернулся и оставил скараманкий у ворот, где его нашли монахи.

Чудо 28. О 3 Евгениях

(Ibid. P. 348-351). На суде в К-поле в качестве свидетелей выступали 3 трапезундца, к-рых звали Евгениями. Один евнух, раздраженный постоянными призываниями имени Е., очень иронично высказался о мученике и его мон-ре. Когда евнух вышел из здания суда и сел на мула, тот понес, наездник упал и сломал обе ноги. Раскаявшись в своих словах, евнух получил исцеление от Е.

Чудо 29. О 15 монетах

(Ibid. P. 350-351). Сын к-польского чиновника Мефодия был назначен сборщиком налогов в Халдии. В дорогу отец дал ему икону Е. и 15 монет в дар мон-рю Е. Но, приехав в Трапезунд, сын Мефодия оставил 5 монет себе. Е. незамедлительно явился ему и повелел отдать все деньги, пригрозив в противном случае наказать его еще сильнее, чем отца (см. Чудо 5 из Слова на рождество мч. Е.). Сын Мефодия тут же отправился в мон-рь Е., вернул 5 монет и отдал еще столько же от себя.

Чудо 30. О сборщике налогов Феодуле

(Ibid. P. 350-353), к-рый обнаружил нехватку большого количества денег в имп. казне. Никто из подозреваемых не сознавался в краже, соглашаясь подтвердить свою невиновность перед мощами Е. Ночью игум. Василию явился Е. и открыл, кто вор и где спрятаны деньги. При этом Е. повелел не допускать виновного до клятвопреступления. Когда же все явились в храм, Василий сразу обличил вора и тот во всем признался.

Чудо 31. О диак. Евгении

(Ibid. P. 352-355). Когда имп. Василий Великий Комнин (1332-1340) стоял с военным лагерем под Трапезундом, один из его воинов по дружбе продал коня за полцены диак. Евгению. Однако потом он раздумал, забрал коня, но отказался отдавать полученные деньги. Придя в храм Е., в присутствии друзей и диакона воин поклялся, что никогда не брал денег за коня. После этого в воина вселился демон, побуждавший его громко кричать, откусывать по частям собственный язык и тело. Через неделю воин умер.

Чудо 32. Об Иосифе Лазаропуле (?)

(Ibid. P. 354-357). Когда митр. Иосиф составлял Описание чудес Е., у него начались сильнейшие боли в области шеи и затылка, так что было невозможно повернуть голову. Иосиф попросил помазать маслом из лампады Е. шею и приложить к ней крест Е., после чего заснул. По пробуждении он оказался полностью исцеленным.

Повествование ведется от 1-го лица, и непонятно, случилась ли данная история с самим Лазаропулом или с переписчиком его сочинения.

В рукописи Чудеса 28-32 названы абстрактно: Восхитительное чудо (28), Странное чудо (29), Приятное чудо (30), Удивительное чудо (31) и Невероятное чудо (32).

Чудо 33. О судье Пофосе

(Ibid. P. 356-359). Почитавший Е. судья из Халдии Пофос отправился по делам в епископию Керасунта, где разместился на 2-м этаже 2-этажного дома. Ночью в доме случился пожар, и Пофос проснулся, когда огонь уже достиг его комнаты. Он взмолился Е., и тот вывел его из горящего дома.

История почитания Е.

Начало традиции почитания Е. связано с анонимным текстом Мученичества (BHG, N 608y), к-рый, по всей вероятности, является переработкой (ок. 800) более краткого, но более древнего Мученичества VI-VII вв., дошедшего до нас в арм. переводе. Первоначально имя Е. не было связано по преимуществу с Трапезундом, мученик почитался как один из Понтийских святых. Самое раннее известие о почитании Е. отражено в трактате Прокопия Кесарийского (ок. 500 - ок. 565) «О постройках», где упомянут акведук, освященный во имя мч. Е. (Procop. De aedificiis. III 7, 1). Корпус текстов из рукописи Ath. Dionys. 154 - основной источник сведений о почитании Е. с IX по XIV в., а также о посвященных ему мон-ре и церкви в Трапезунде. Лучше всего освещен период с кон. IX до нач. XI в. Самое раннее известие о почитании Е. именно в Трапезунде отражено в описании Чуда 3 из Слова на рождество мч. Е.

Спас на престолес предстоящими мучениками Трапезундскими. Фрагмент реликвария. Трапезунд. 1420-1440 гг. (ц. Сан-Марко в Венеции)Спас на престолес предстоящими мучениками Трапезундскими. Фрагмент реликвария. Трапезунд. 1420-1440 гг. (ц. Сан-Марко в Венеции)

Иоанн Ксифилин в Мученичестве Е. говорит, что останки святого были захоронены рядом с местом его мучений. Это противоречит традиции почитания Е., связывающей место его захоронения с родительским домом около пещеры Аканты и с его семьей, к-рая якобы обнаружила нетленность останков и стала инициатором поклонения им. Более точные сведения найти невозможно, поскольку исторические реалии в рассказах о чудесах относятся самое раннее к IX в.

Во снах и в видениях Е. обычно являлся людям в образе всадника или в одежде придворного, что соответствует 2 типам его иконографии. В качестве помощников в видениях могут фигурировать 3 его спутника, чаще др.- юный А. Явление Е. часто сопровождается ослепительно ярким светом.

Особым почитанием пользовались мощи Е., к-рые находились в серебряном ларце (раке, греч. σορός или θήκη), украшенном драгоценными камнями, и хранившаяся отдельно глава. Кроме того, существовал крест, по преданию принадлежавший Е. Эти реликвии находились в специальном помещении в правой части нефа храма и торжественно проносились через весь город во время крестных ходов в день памяти святого. Согласно Энкомию Лукита, вместе с мощами Е. находились и мощи еще 3 мучеников, положенные в 3 ковчежца. Этому противоречит информация из Мученичества Е. о том, что останки К., В. и А. были перенесены каждый в свою родную деревню. Определить историческую достоверность этих сведений затруднительно, т. к. не исключено, что большую роль играла задача упрочения статуса Трапезунда относительно др. понтийских населенных пунктов (Rosenqvist. 1996. P. 82-83). Глава Е. хранилась в метохе мон-ря, откуда выносилась во время процессий - как в день празднования Е., так и по особым случаям, напр. при угрозе нападения врагов или в благодарность за избавление от опасности. Иногда было достаточно приблизиться к мощам для исцеления, но чаще всего оно происходило при непосредственном физическом контакте: либо главу святого или его крест прикладывали к телу больного, либо прибегали к посредству к.-л. вещества: масла из лампады над мощами, мира из раки, воды или масла, к-рыми омыли мощи (обряд ἀπομύρισις или ἀπομυρισμός). Ксифилин описывает и более редкие способы исцеления - напр., когда огонь из раки проник в рот бесноватого или когда исцеление произошло от неск. смокв, полученных во сне.

Перед имп. периодом истории Трапезунда (1204-1461) традиция народного почитания Е. на какое-то время была прервана, по крайней мере, в таком виде, как это отражено в Описаниях чудес. Тот факт, что не сохранилось ни одного свидетельства об исцелении Е. больных во время европ. эпидемии чумы, между 1340 и 1350 гг., очевидно, объясняется забвением почитания в народе Е. как чудотворца и целителя. Поэтому возобновление почитания в XIV в. было, скорее всего, инициировано придворными и монастырскими кругами.

Первоначально днем памяти Е. служил день его мученической смерти - 21 или 20 янв. Однако в правление имп. Василия I было установлено отмечать также и день рождения святого - 24 июня. Как рассказывается в Слове на рождество мч. Е. (см. Чудо 1), во время очередного празднования памяти Е. одному из клириков, Льву Фотину (буд. архиеп. Трапезундский Афанасий (ок. 843 - ок. 886)), явился Е., повелев праздновать дополнительно его день рождения, дата к-рого также была открыта мучеником. Лев передал это игумену мон-ря Е. Антонию, но тот отложил исполнение воли святого на будущее. На следующий год, во время празднования Рождества Иоанна Предтечи (24 июня), Е. явился уже самому игум. Антонию и повторил свой наказ. Такое же видение было и жене сапожника Пантария. В следующем июне такое празднование было проведено, но на него была приглашена только городская знать. Это вызвало народные волнения, к-рые удалось успокоить архиеп. Трапезундскому Афанасию, и с тех пор празднование стало всенародным, однако просуществовало лишь до 2-й пол. XI в., когда по причине вторжения сельджуков было забыто. Как повествуется дальше в Слове на рождество мч. Е., при имп. Алексее II Великом Комнине (1297-1330) на горе Митрион поселился громадный змей, представлявший опасность для жителей города. При помощи Е. змей был убит, после чего император отправился в мон-рь, чтобы отблагодарить мученика. Там Алексей II нашел древние документы, касающиеся учреждения празднования дня рождения Е., и распорядился восстановить забытую традицию. По этому случаю иеромонах-астроном Григорий Хиониадис (сер. XIII в.- ок. 1330) составил Слово на Успение мч. Е. (не сохр.) и праздничные песнопения, в частности акафист Е. (апр. 1302).

Факт празднования рождества святого в визант. литургической практике весьма необычен: как правило, празднуется день кончины святого или обретения его мощей, и лишь в исключительных случаях (св. Иоанн Предтеча, свт. Николай Мирликийский) отмечается также и день рождения святого. Кроме того, Розенквист высказывает сомнения относительно исторической достоверности самого праздника 24 июня и сведений о нем в изложении митр. Иосифа Лазаропула (Rosenqvist. 1996. P. 76-81). В Типиконе мон-ря Е. подробно описывается праздник 21 янв., и нет ни слова о праздновании дня рождения Е. Гимнографические тексты, изданные О. Лампсидисом (Λαμψίδης. 1984. Σ. 113-126, 129-135, 143-160), также обходят эту дату молчанием. 24 июня упоминается только Рождество Иоанна Предтечи. К тому же для большого всенародного праздника в Трапезунде летнее время было наиболее благоприятным, в первую очередь экономически, т. к. в янв. на понтийское побережье трудно добираться и по земле и по воде.

Вполне вероятно, что рассказ Иосифа Лазаропула о змее (60-е гг. XIV в.) составлен на основании знаменитого чуда вмч. Георгия Победоносца (BHG, N 687-687m, в рукописной традиции - с XII-XIII вв., в иконографической - с 1-й пол. XI в.). Город Ласия, в к-ром произошло чудо вмч. Георгия, иногда ошибочно отождествлялся с Трапезундом. Змей, побежденный вмч. Георгием, жил в озере; после постройки церкви на этом месте появился источник. На горе Митрион также находилось оз. Скилолимни, а поблизости от мон-ря Е.- источник вмч. Георгия. В Трапезундском синаксаре XIV-XV вв. рассказывается о победе над змеем с помощью мощей свт. Афанасия Демонокаталита, бывшего в Трапезунде архиепископом. Иконографический образ всадника, поражающего змея, пользовался большой популярностью в Трапезунде и на всем черноморском побережье в эпоху правления Великих Комнинов и особенно с нач. XIV в. Такое изображение регулярно встречается на монетах - т. н. комниновских аспрах (aspra komnenata). Было ли это прямым заимствованием иконографии вмч. Георгия на коне, трудно сказать, поскольку образ всадника, поражающего дракона, широко использовался в имп. пропаганде и в иконографии др. святых, в частности, вмч. Димитрия Солунского (а текст Иосифа Лазаропула имеет ярко выраженную панегирическую направленность, включая в себя краткий энкомий почившему имп. Алексею II). Т. о., история с установлением праздника Е. 24 июня и особенно чудо о змее из Слова на рождество мч. Е. могут быть позднейшей интерполяцией (Rosenqvist. 1996. P. 80).

Святые К., В. и А. не упоминаются в рассказе об установлении празднования 24 июня. Их почитание в Трапезунде никогда не было столь распространенным, как Е. Имена святых фигурируют в текстах еще в XI в. (1-е и 8-е чудеса у Ксифилина и 5-е чудо в Слове на рождество мч. Е.), самое позднее упоминание (мученики вместе с Е. являются во сне) связано с 1222-1223 гг., когда храм Е. подвергся нападению султана Мелика (Собрание чудес митр. Иосифа Лазаропула). Можно предположить, что история с празднованием 24 июня появилась позднее, когда почитание 3 мучеников сошло на нет и уже никак не связывалось с именем Е. (Ibid. P. 78).

Англ. исследователи Э. Брайер и Д. Уинфилд в капитальном труде по истории визант. Понта развивают теорию, согласно к-рой Е., К., В. и А. неразрывно связаны с 5 мучениками из Аравраки: Евстратием, Авксентием, Евгением, Мардарием и Орестом (Bryer, Winfield. 1985. P. 165-169). Араврака была крупным паломническим центром в окрестностях Херианы, в 45-50 рим. милях к западу от Саталы по дороге на Никополь, точнее определить ее расположение затруднительно. Их Житие фигурирует в греч., арм., груз. и лат. агиографических традициях; переработано Симеоном Метафрастом (PG. 116. Col. 467-506). Однако традиция почитания 5 мучеников Аравракских, по мнению Брайера и Уинфилда, сложилась под влиянием почитания 40 Севастийских мучеников, поэтому в источниках 5 мучеников Аравракских часто выступают как 5 мучеников Севастийских. К XII в. почитание Е. в Трапезунде и понтийских землях настолько укрепилось, что могло постепенно вытеснить почитание 5 мучеников Аравракских (к-рые продолжали оставаться почитаемыми среди трапезундских армян, а около Трапезунда в XIII в. еще существовал храм мч. Евстратия). Почитание 5 мучеников Аравракских было очень распространено с IX в. во всем визант. мире, в Сербии и Италии (особенно в Неаполе и Риме), и именно Евгения Аравракского, а не Трапезундского чтили и часто изображали на фресках в этих землях, даже несмотря на популяризацию культа Е. в XIV в. Иосифом Лазаропулом и Константином Лукитом. Брайер и Уинфилд считают, что, возможно, Евгений Аравракский был постепенно заменен в агиографической традиции Е. Трапезундским. В их Житиях имеется много совпадений: оба святых проповедовали христ. веру в Сатале, не желали принести жертву богам на разожженном жертвеннике, пострадали при Лисии Сатальском и Агриколае Севастийском во времена гонений на христиан императоров Диоклетиана и Максимиана.

Ист.: BHG, N 608y - 613; ActaSS. Ian. T. 2. P. 349; SynCP. Col. 406-407, 409-411; PG. 117. Col. 270 [Минологий Василия II]; Сб. источников по истории Трапезундской империи / Изд.: А. Пападопулос-Керамевс. СПб., 1897; Λαμψίδης ᾿Ο. ῞Αγιος Εὐγένιος ὁ Τραπεζούντιος // ΑΠ. 1953. Τ. 18. Σ. 129-201; idem. ῞Αγιος Εὐγένιος ὁ πολιοῦχος τῆς Τραπεζοῦντος. ᾿Αθῆναι, 1984. Σ. 19-43 [BHG, N 609z], 53-75 [BHG, N 608y]; Martin-Hisard B. Les textes anonymes grec et arménien de la «Passion d'Eugène, Valérien, Canidios et Akylas de Trébizonde» // REArm. 1981. N. S. T. 15. P. 117-146 [BHG, N 608y], 164-185 [пер. c арм.]; Rosenqvist J. O. The Hagiographic Dossier of St. Eugenios of Trebizond in Codex Athous Dionysiou 154: A crit. ed. with introd., transl. and ind. Uppsala, 1996; Νικόδημος. Συναξαριστής. Τ. 3. Σ. 116-117.
Лит.: Успенский Ф. И. Очерки по истории Трапезундской империи. Л., 1929. С. 13, 23 f.; Χρύσανθος (Θιλιππίδης), μητρ. ῾Η ἐκκλησία Τραπεζοῦντος. ᾿Αθῆναι, 1933; Μελιόπουλος ᾿Ι. Π. Τὸ ἐν Τραπεζοῦντι σπήλαιον τοῦ ῾Αγίου Εὐγενίου // ΑΠ. 1934. Τ. 6. Σ. 159-168; Μπόνης Κ. Γ. ᾿Ιωάννης ὁ Ξιφιλῖνος̇ ὁ νομοφύλαξ, ὁ μοναχός, ὁ πατριάρχης κα ἡ ἐποχὴ αὐτοῦ (ca. 1010/13-2 Αὐγ. 1075). ᾿Αθῆναι, 1937; Κωνσταντινδης ᾿Ι. Χ. Εὐγένιος // ΘΗΕ. Τ. 5. Σ. 1004-1005; Bryer A. The Empire of Trebizond and the Pontos. L., 1980; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1; Martin-Hisard B. Trébizonde et le culte de St. Eugène (6e-11e s.) // REArm. 1980. N. S. T. 14. P. 307-343; Sauget J.-M. Eugenio, Valeriano, Canidio e Aquila // BiblSS. T. 5. Col. 202-203; Λαμψίδης ᾿Ο. ῞Αγιος Εὐγένιος ὁ πολιοῦχος τῆς Τραπεζοῦντος. ᾿Αθῆναι, 1984; idem. Σχολία και παρατηρήσεις. Α. Στο χειρόγραφο D του κώδικα 154 Διονυσίου. Β. Στα αγιολογικά κείμενα Κ. Λουκίτη και Ι. Ξιφιλίνου // Δωδώνη. Θιλολογία. 1999. Τ. 28. Σ. 7-53; Rosenqvist J. O. Some Remarks on the Passions of St. Eugenios of Trebizond and Their Sources // AnBoll. 1989. Vol. 107. P. 39-64; idem. Lamps for St. Eugenios: A Note on Byzantine Glass // Eranos. 1994. Vol. 92. P. 52-59; idem. Miracles and Medical Learning: The Case of St. Eugenios of Trebizond // Bsl. 1995. Vol. 56. P. 461-469; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης). ῾Αγιολόγιον. Σ. 141; Св. Евгений Трапезундский: Мученичество, чудеса / Пер. с новогреч.: игум. Илия (Жуков). М., 2005; Карпов С. П. История Трапезундской империи. СПб., 2007.
Ю. А. Казачков

Иконография

Одно из ранних изображений святых представлено в сцене мученичества на миниатюре в минологии имп. Василия II (Vat. gr. 1613. P. 335, 976-1025 гг.). Мученики Евгений, Кандид, Валериан и Акила, предстоящие в молении Спасителю на престоле, изображены на рельефе крышки реликвария из Трапезунда (1420-1444, ц. Сан-Марко, Венеция). Образы святых заключены в арки на колонках, каждый имеет надпись. Изображение в рост одного Е., средовека с темными вьющимися волосами и короткой округлой бородой, в сиреневом плаще и в красном хитоне, имеется на миниатюре в греко-груз. рукописи XV в. (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. О.I.58. Л. 96 об.). Сведения о святых в греч. ерминиях (напр., «Ерминии» Дионисия Фурноаграфиота), а также в рус. сводных иконописных подлинниках XVIII в. отсутствуют.

Лит.: LCI. Bd. 6. Sp. 177; Евсеева. Афонская книга. С. 270.

Монастырь и храм мч. Е. Трапезундского

Мон-рь и храм Е. были одними из важнейших церковных центров не только Трапезунда, но и всей Сев.-Вост. Анатолии. Однако в истории храма есть пробелы. Храм Е. расположен на высоком холме между 2 оврагами, к востоку от городской цитадели. По сведениям митр. Иосифа Лазаропула, храм был возведен рядом с родительским домом Е., и его родственники принимали участие в строительстве (реконструкции?). Согласно поздней местной традиции, строительство храма связано с именем Велизария, полководца при имп. Юстиниане. В VII в. Анания Ширакаци встретил в ц. Е. своего буд. учителя, знаменитого ученого Тихика Византийского,- это 1-е конкретное упоминание в источниках о храме Е. (Conybeare F. C. Ananias of Shirak (A. D. 600-650 ca.) // BZ. 1897. Bd. 6. P. 572-574).

Мученики Трапезундские в молении Спасителю. Рельеф на крышке реликвария. Трапезунд. 1420-1444 гг. (ц. Сан-Марко, Венеция)Мученики Трапезундские в молении Спасителю. Рельеф на крышке реликвария. Трапезунд. 1420-1444 гг. (ц. Сан-Марко, Венеция)

Мон-рь Е. впервые упоминается в царствование имп. Василия I: тогда его игуменом был Антоний Пайпертский. Кроме него называются следующие настоятели мон-ря: Ефрем (преемник Антония), фигурирующий во мн. чудесах Е., Феодор (племянник Ефрема, исцеленный Е.), Павел Галисиот (при имп. Константине IX Мономахе (1042-1055)), Мелетий, Лука Цафис (1297-1330) и Василий. В мон-ре Е. в 1301-1302 гг. (возможно, и в др. годы) преподавал ученый иером. Григорий Хиониадис, проживший до того неск. лет в Иране (между 1295 и 1301) и изучивший там персид. и араб. языки и астрономию. Мон-рь обладал значительными земельными владениями и подворьем в районе Пайперта. Каждое лето туда ездила делегация из трапезундского мон-ря. Также у мон-ря был небольшой участок пахотной земли в Махное (там постоянно жил монах), куда можно было добраться по воде. О данном топониме не сохранилось к.-л. сведений; возможно, переписчик рукописи перепутал его с Сахноей, находившейся в долине Мацука, известной своими монастырскими имениями (Rosenqvist. 1996. P. 85). В отличие от мн. трапезундских мон-рей обитель Е. при Великих Комнинах не владела обширными землями, т. к. благодаря особому имп. благоволению получала, вероятно, значительную часть доходов из иных источников помимо земледелия. Постройки обители были почти полностью разрушены уже к сер. XIX в. В 1222-1223 гг. храм Е. подвергся нападению тур. султана, именуемого в источниках Меликом (вероятно, Мугит ад-Дин Тугрилшах Эрзурумский), однако оно было отбито, в т. ч. благодаря укреплениям монастыря, о чем писал англ. путешественник Дж. Финлей в 1850 г. Здесь был погребен герой этой осады - Иоанн Занксис. Угроза Мелика сжечь храм Е. дотла так и не была осуществлена.

Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в.Церковь мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне. 40-е гг. XIV в.

Путешественники XIX - нач. ХХ в. описывают ныне скрытый (разрушенный?) мраморный пол церкви в технике opus sectile с надписью 1291 г. К этому же году относится и надгробие неизвестного монаха. Следов., крестово-купольный храм, пол и стены к-рого послужили основанием для совр. церкви, был построен до этой даты. По сообщению Михаила Панарета (Λαμψίδης ᾿Ο. Μιχαὴλ τοῦ Παναρέτου Περ τῶν Μεγάλων Κομνηνῶν. ᾿Αθῆναι, 1958. Σ. 69-70), храм сгорел до основания в 1340-1341 гг. Вскоре он был восстановлен. В янв. 1350 г. там проходило венчание на царство трапезундского имп. Алексея III Великого Комнина (1349-1390), а в 1351 г. он венчался там с Феодорой Кантакузиной. В правление Алексея III храм Е. был расписан. С сер. XIV в. документальных свидетельств о мон-ре и храме сохранилось крайне мало. После завоевания Трапезунда в 1461 г. султаном Мехмедом II ц. Е. была переделана в мечеть (к-рой является и поныне) и получила тур. название Ениджума-джами (Новая Пятничная мечеть). В 2006 г. в ней были проведены реставрационные работы.

В ранневизант. эпоху храм Е. имел скорее всего базиликальную форму. Имп. Василий II (976-1025), к-рый, по сообщению Иоанна Ксифилина, побывал в Трапезунде в 1021-1022 гг., поспособствовал, как повествует митр. Иосиф Лазаропул, украшению храма: добавил к нему 2 большие апсиды, купол и 2 античные колонны (сохр. в зап. части нынешнего храма). Речь здесь идет скорее о перестройке старого (базиликального?) храма в купольную базилику, чем о строительстве новой крестово-купольной церкви. Об этой перестройке, по мнению С. Бэлланс (Ballance. P. 156-159), свидетельствует неровная юж. стена храма.

В нынешнем виде храм Е. (перестроен вскоре после 1340) представляет собой типичный образец архитектуры эпохи Трапезундской империи. Это сложенное из тесаного камня (с использованием плинфы в арках) здание типа вписанного креста на ступенчатом цоколе с вимой и 3 апсидами - прямоугольной центральной и полуциркульными боковыми. Купол со ступенчато поднимающимися подпружными арками опирается с востока на 2 массивных крещатых столпа, а с запада - на 2 дорические колонны вторичного использования (подаренные Василием II), частично обложенные в более позднее время камнем. Если подпружные арки под куполом сложены из камня, то все боковые арки - из плинфы, что может быть свидетельством их разновременности. К храму примыкали притворы: с севера (сохр.), с запада (утрачен при перестройке в мечеть) и, вероятно, с юга. Юж. подпружная арка оказалась заметно уже опоры, а дополнительная арка в торце зап. рукава креста лишена завершения, что говорит о возведении их не слишком искусным мастером, возможно при одной из перестроек храма. В тур. время были растесаны окна, пробит новый вход с востока, пристроен минарет и забелены стены.

Интерьер ц. мч. Евгения Трапезундского в ТрабзонеИнтерьер ц. мч. Евгения Трапезундского в Трабзоне

Храм украшен каменной резьбой на карнизах и отдельных блоках фасадов с изображениями 2 птиц у чаши с виноградной лозой, а также с растительными мотивами, крестами, арочками и орнаментами.

При снятии позднейшей тур. побелки в интерьере и экстерьере храма неоднократно проступали следы фресок 50-х гг. XIV в., в т. ч. в 1973 г. была открыта композиция с Христом и ангелами в сев. части зап. стены. Иосиф Лазаропул упоминает о фресковом изображении св. Иоанна Предтечи в левой части храма с висящей рядом серебряной цепью, а также об иконе Е., подаренной мон-рю в XI в. (неизв., где она находилась и как долго просуществовала). В зап. притворе, по свидетельству Финлея, находилась фреска с изображением Великих Комнинов - от Алексея I до Алексея III, хотя Брайер и Уинфилд склонны видеть здесь скорее ктиторский портрет Алексея III и его семьи. 22 нояб. 1898 г. в 80 м к юго-западу от храма Е. была открыта пещерная церковь с фреской, изображавшей Е.; последнее упоминание об этом пещерном храме датируется 1904 г.

Известны 2 рукописи из монастырского скриптория. Литургический Типикон (Ath. Vatop. 954 (1199)) был написан и украшен в февр. 1346 г. Иоанном Аргиром для крупного землевладельца Прокопия Ханцамиса из Мацуки, к-рый передал рукопись в дар мон-рю Е. Поскольку этот Типикон представляет собой список Иерусалимского устава, можно предположить, что в сер. XIV в. мон-рь Е. жил именно по этому уставу. Манускрипт украшен миниатюрами, к-рые аллегорически иллюстрируют 12 месяцев. В 1365 г. нотарий свящ. Георгий Раферендарий написал здесь др. литургическую рукопись, стихирарь - Cod. Sinait. gr. 310 (1230), на кожаном переплете к-рой изображен Е. на коне.

Лит.: Ballance S. The Byzantine Churches of Trebizond // AnatSt. 1960. Vol. 10. P. 141-175; Janin. Grands centres. P. 266-270; Bryer A., Winfield D. The Byzantine Monuments and Topography of the Pontos. Wash., 1985. Vol. 1. P. 222-225.
А. Ю. Виноградов, Ю. А. Казачков
Рубрики
Ключевые слова
См.также