Карп, епископ, Папил(а), диакон, Агафодор и Агафоника [греч. Κάρπος, Πάπυλος, ᾿Αγαθόδωρος κα ᾿Αγαθονίκη] († 161-169?/249-250?), мученики Пергамские (пам. 13 окт.; пам. зап. 13 апр.).
Евсевий Кесарийский, возможно, располагал копией судебного протокола допроса К., П. и Агафоники, пострадавших в Пергаме. Он упоминает о святых в «Церковной истории» (Euseb. Hist. eccl. IV 15. 48) вслед за сщмч. Поликарпом, еп. Смирны, и сщмч. Пионием, время страданий к-рых историк отнес к периоду правления имп. Марка Аврелия (161-180). Древние Акты мучеников не сохранились, однако известны неск. греч. и 1 лат. переработки данного текста. В 1675 г. болландисты опубликовали самую позднюю греч. редакцию Актов (М; BHG, N 295), вошедшую в состав Четьих-Миней прп. Симеона Метафраста. Греч. редакция, ближе всего отстоящая от утраченного оригинала и сохранившаяся в рукописи Paris. gr. 1468, XI в. (А; BHG, N 293), была впервые издана Б. Обе в 1881 г. В 1920 г. П. Франки де Кавальери обнаружил в рукописи Bergomensis Bibl. S. Alex. 4 (227), XI в. (г. Бергамо, б-ка св. Александра, ныне находится там же, в б-ке им. архиеп. Дж. Радини Тедески) и опубликовал лат. текст Актов (В), к-рый, по мнению исследователей, является более точной копией изначальной версии Актов в отличие от греч. редакции А. Версии А и В имеют много общего между собой, однако в наиболее важных местах они не совпадают, из чего следует вывод, что В нельзя рассматривать как перевод А.
3-я греч. редакция (V; BHG, N 294), обнаруженная Ж. де Гибером в рукописи Vat. gr. 797, X в., была впервые издана в 1940 г. И. Делеэ. По мнению болландиста, версия М весьма близка к данной редакции и является ее переработкой. Оба текста содержат признаки, характерные для эпического жанра: пространные речи, чудеса, определенную последовательность событий. Именно в версиях V и М появляется 4-й мученик - Агафодор, история к-рого была вставлена в рассказ о К. и его спутниках. Вполне вероятно, что Агафодор является дублетом Агафоники: искажение имени этой святой привело к появлению 4-го мученика.
В 1964 г. Ф. Алькен обнаружил в рукописи Ochrid. 4, X в., еще один вариант Актов К., П. и Агафоники на греч. языке, к-рый восходит к редакции V, однако несколько отличается от нее и, по мнению исследователя, является более полным ее вариантом.
Слав. перевод Актов К., П. и Агафоники содержится в Четьих-Минеях (РГБ. Вол. 591. Л. 106 об.- 108, XV в.) и в ВМЧ (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 952-956).
Лат. редакция В написана в форме офиц. судебного протокола, однако по сути она не является его копией. Причина ареста мучеников не уточняется. Повествование начинается с указаний времени событий - при имп. Деции (249-251), имен и социального положения подсудимых - К., еп. из г. Гурд (лат. Gurdos, Gordas; пров. Лидия), П. (названного Памфилом; Pamfilus), диак. из Фиатиры (пров. Лидия), и Агафоники. Также сообщается имя проконсула, допрашивавшего подсудимых,- Оптим. Далее следует диалог между судьей и К. Согласно приказу императора, Оптим потребовал от арестованных совершить жертвоприношение. К. отказался выполнить это повеление и порицал языческих богов, называя их безжизненными, неподвижными и бесчувственными статуями. Не сумев убедить епископа, проконсул приказал подвесить его на древо и пытать железными когтями. К. исповедовал Христа и оставался непреклонным. Тогда Оптим повелел увести его и доставить П. В начале допроса проконсул спросил у диакона о его социальном положении, богатстве, а также о наличии детей. Когда П. ответил, что у него много сыновей, некто из толпы выкрикнул, что диакон имел в виду своих духовных чад. Т. о., П. исповедал христ. веру, отказался принести жертву идолам, за что проконсул повелел подвергнуть его тем же пыткам, что и К. Видя стойкость мучеников, Оптим испытывал сострадание к ним и уговаривал их не упорствовать в своем решении. Однако, убедившись, что епископ и диакон остаются непреклонными, проконсул вынес приговор сжечь их заживо в амфитеатре. Первым был казнен П., который даже на костре принимал страдания с улыбкой на лице и увещевал язычников отвратиться от идолопоклонства. Вслед за ним был сожжен К. Тогда к проконсулу привели Агафонику. Оптим убеждал ее совершить жертвоприношение и угрожал ей в случае отказа казнить ее так же, как К. и П. Агафоника сказала, что она христианка и с радостью последует за своими духовными наставниками. Несмотря на крики толпы, просившей ее пожалеть себя и своих сыновей, Агафоника не отступила от веры и также была сожжена на костре. В конце повествования указано, что мученики пострадали в пров. Асия 13 апр. Упоминание в начале повествования Деция позволяет сделать предположение, что данная редакция Актов была составлена после сер. III в.
Наиболее ранняя греч. редакция (А), так же как и лат. текст, имеет форму судебного протокола, однако в ней не указаны время событий, имя проконсула и священный сан К. и П.; местом суда назван г. Пергам. Описание допроса, пыток и казни мучеников в редакции А несколько отличается от описания в редакции В (напр., П. назван жителем Фиатиры), при этом речи П., приведенные в лат. тексте, греч. редактор с нек-рыми изменениями приписал К. Более значительные разночтения касаются Агафоники. Согласно редакции А, она выразила готовность последовать за К. и П. и взошла на костер добровольно. Как следует из криков толпы, у Агафоники был один, а не неск. сыновей. Фразу: «Страшный суд, несправедливые постановления», к-рую повторяли присутствующие, вероятно, можно истолковать как намек на то, что мученица также была допрошена проконсулом, однако в тексте об этом не говорится (Delehaye. 1940. P. 147-148). По мнению нек-рых исследователей, различия в описании кончины Агафоники в греч. и лат. редакциях могут быть связаны с возникшим во 2-й пол. II в. во Фригии (пров. Асия) еретическим учением монтанизм, частью к-рого была пропаганда добровольного мученичества (Harnack. 1888. S. 451-452. Nt. 42; Lietzmann. 1958. S. 247), однако др. агиографы отвергают наличие элементов монтанизма в греч. редакции (Franchi de' Cavalieri. 1920. P. 26).
В греч. редакции V, представляющей собой более позднюю переработку изначального текста, содержатся многочисленные детали, отсутствующие в редакции А: время событий относится к периоду правления имп. Деция; К. назван сыном языческого жреца, он уверовал во Христа и был назначен епископом в Фиатире; П., сына рим. чиновника, К. рукоположил во диакона. Далее в тексте рассказывается, как Деций после донесения о том, что К. и П. являются христианами, отправил в Асию Валерия (Οὐαλέριος, далее в тексте Валлериан, Οὐαλλεριανός) в качестве проконсула вместе с помощником Коккианом, поручив им подвергнуть К. и П. пыткам в случае отказа совершить жертвоприношение. Придя в Фиатиру, проконсул призвал жителей города в храм Зевса для совместного поклонения божеству. К. и П. не захотели войти в святилище, после чего случилось землетрясение и храм рухнул. Тогда мучеников заковали в цепи и привели в преторий. Там они снова отказались подчиниться приказу императора, обличили языческих богов и исповедовали Христа. Проконсул повелел привязать К. и П. к коням и т. о. тащить в Сарды. За мучениками следовали их слуги, в числе к-рых был Агафодор. Ночью К. и П. явился ангел и укреплял их. В Сардах К. и П. заключили в темницу, а на следующий день доставили в преторий. Проконсул пытался склонить мучеников принести жертву богам, обещая им почести и славу. Т. к. К. и П. оставались непреклонными, их вновь бросили в темницу, а Агафодора били воловьими жилами и мучили до тех пор, пока он не скончался. Жители Сард похоронили останки святого в пещере. На следующий день проконсул вызвал К. и П. на допрос, но мученики вновь отказались выполнить имп. повеление. Тогда проконсул приказал привязать их к коням и тащить т. о. в Пергам. Во время следующего допроса Коккиан, узнав, что К.- сын языческого жреца, предложил епископу последовать примеру отца, но он не согласился. Тогда его подвергли страшным мучениям: истязали крюками, опаляли светильниками, раны посыпали солью, а затем бросили в темницу. После этого на допрос привели П. Он сказал, что родом из Фиатиры и по профессии врач. Проконсул стал убеждать П. поклониться Асклепию, Гиппократу и Галену - покровителям медицины. На это мученик предложил Валлериану, чтобы языческие врачеватели исцелили его советника Коккиана, слепого на один глаз. Однако все их попытки оказались тщетными, тогда П. сотворил чудо: по его молитве невидящий глаз советника прозрел, и многие уверовали во Христа. В тот же день П. исцелил мн. др. тяжелобольных, а Коккиан крестился и остался в Пергаме среди христиан. Через 3 дня П. был подвергнут страшным пыткам: его жгли горящими светильниками и бросали в него камни, однако мученик оставался непреклонен. Ночью в темницу к нему явился ангел и исцелил его раны. На следующее утро проконсул снова приказал пытать К. и П.: святых бросили на железные шипы, содрали с них кожу, а затем привели на стадион. Там на них выпустили медведя и льва, к-рые не тронули К. и П. Валлериан распорядился, чтобы на ноги святым надели сапоги с железными шипами, и заставил их бежать вслед за конями. Наконец, проконсул повелел бросить К. и П. в огонь. В это время пришла Агафоника и добровольно взошла на костер, желая принять мученическую кончину вместе с епископом и диаконом. Пламя не причинило святым вреда, их заключили в темницу, на следующий день проконсул повелел отрубить К., П. и Агафонике головы. Останки мучеников с честью похоронили христиане.
В поздней греч. редакции (M) родиной К. назван г. Пергам, родиной П. - Фиатира, где впосл. К. стал епископом; имя проконсула передается как Валерий; Агафоника названа сестрой П. Мученическая кончина К., П. и Агафоники датирована 13 окт.
Среди исследователей нет единого мнения относительно времени кончины святых: нек-рые, как де Гибер, относили ее к периоду правления имп. Деция; другие, как А. фон Гарнак, основываясь на сообщении Евсевия Кесарийского, полагали, что К., П. и Агафоника жили при имп. Марке Аврелии.
Также невозможно с точностью определить, какую епископскую кафедру занимал К.: в лат. редакции он назван «епископом из Гурда» (episcopus a Gurdo), Делеэ понимал эту фразу как указание на родину К., а не на место его служения (Delehaye. 1940. P. 146); в наиболее ранней греч. редакции (А) обозначено лишь место страданий святых - г. Пергам, только в поздних греч. версиях Актов (V и M) и в Минологии имп. Василия II (кон. IX - нач. X в.) появляется указание, что К. являлся епископом Фиатиры (PG. 117. Col. 108.), тогда как, согласно Синаксарю К-польской ц. (архетип X в.), К. возглавлял пергамскую церковь (SynCP. Col. 134). В совр. агиографической традиции К. называется епископом Фиатиры.
Наиболее древнее свидетельство церковного почитания К. и П. зафиксировано в сир. Мартирологе 411 г., где память мучеников К., П. (имена даны в искаженной форме: вместо К.- Кирилл, названный епископом, вместо П.- Павел) и Агафоники приводятся под 13 апр.
В Мартирологе блж. Иеронима память мучеников без Агафодора встречается трижды: 12 марта, 12 и 13 апр., каждый раз с искажением имен: 12 марта вместо П. указан Павел (Paulus), вместо Агафоники дана форма муж. рода (Agathonus) с указанием, что они пострадали в пров. Асия. Под 12 апр. П. вновь назван Павлом, далее следует имя Исаак (Isaac), к-рое Делеэ предложил считать искажением слова «диакон» (diaconus), Агафоника названа здесь Агафоном (Agathonis). Под 13 апр. К. назван еп. Поликарпом (Policarpus), П.- Павлом диаконом, Агафоника не упоминается. По мнению болландистов, дата 12 марта возникла на основе того, что в «Церковной истории» Евсевия Кесарийского святые упоминаются после рассказа о сщмч. Пионии, память к-рого обозначена в Иеронимовом Мартирологе под этим же числом (MartHieron. Comment. P. 140).
В Мартирологах Флора Лионского (сер. IX в.; Quentin. 1908. P. 292, 379), Адона Вьеннского (2-я пол. IX в.; Ado Viennensis. Martyrologium // PL. 123. Col. 246; Quentin. 1908. P. 481) и Узуарда (2-я пол. IX в.; MartUsuard // PL. 123. Col. 929) П. назван Папирием (Papirius), память мучеников (без Агафодора), но с добавлением памяти мч. Иустина Философа приводится под 13 апр.
В Римском Мартирологе (60-е гг. XVI в.) кард. Цезаря Барония под 13 апр. содержится память Карпа, еп. Фиатиры, Папила, диакона, его сестры Агафоники, их слуги Агафодора и мн. других.
В Синаксаре К-польской ц. память К., П., Агафодора и Агафоники содержится под 13 окт. В краткой заметке говорится, что мученики пострадали при имп. Деции и проконсуле Асии Валериане, по профессии они были врачами. К., ставший епископом Пергама после ухода ап. Иоанна Богослова, рукоположил П. во диакона. Агафодор назван рабом П., Агафоника - его сестрой. В нек-рых визант. синаксарных сказаниях (напр., Laurent. S. Marco. 787, 1050 г.; Paris. gr. 1589, XII в.) добавлены детали: К. назван сыном языческого жреца, жившего в месте, называемом Гордас (Γόρδας). Он был назначен епископом Пергама в преклонном возрасте. Слепой на один глаз соправитель проконсула назван Кулькианом. Лев, к-рого выпустили на святых, заговорил человеческим голосом и воспрепятствовал жестокости гонителей.
В слав. церковных календарях и Минеях память мучеников закрепилась под 13 окт. В проложной заметке ВМЧ ошибочно говорится, что святые пострадали при имп. Диоклетиане (284-305) (ВМЧ. Окт., дни 4-18. Стб. 950). Имя Папил впосл. трансформировалось в Папила (Петков Г. Стишният Пролог в старата българска, сръбска и руска лит-ра: XIV-XV вв. Пловдив, 2000. С. 264).
Согласно Синаксарю К-польской ц., служба святым совершалась в их мартирии в К-поле (SynCP. Col. 135). Вероятно, мартирий располагался на территории мон-ря, посвященного К. и П., основание к-рого приписывалось равноап. Елене (Patria CP. T. 3. P. 245). По мнению Р. Жанена, мартирий действительно является древней постройкой, тогда как монастырь возник впосл., но не позднее X в. (Janin. Églises et monastères. P. 279). Обитель существовала еще в XIII в., о чем свидетельствует рус. паломник Антоний Новгородец, который в 1200 г. видел там мощи К. и П., лежащие в одном гробу; строительство церкви Антоний приписывает имп. равноап. Константину I Великому (Книга Паломник. С. 25, 56, 85). В 1935 г. нем. византинист-археолог А. М. Шнайдер обнаружил развалины мартирия К. и П. на юге р-на Эксакионий, в Ксилорофе (в наст. время помещение занимает мастерская), и датировал постройку IV-V вв. Мартирий, выполненный по образцу храма Гроба Господня в Иерусалиме в форме ротонды, имеет диаметр 12 м, высоту 5,7 м и окружен коридором шириной 2,5 м и длиной 7,5 м; на своде сохранились фрагменты визант. фрески Христа Вседержителя и надписи (см. также: Иванов С. А. В поисках Константинополя: Путеводитель по визант. Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 391-392).
Частицы мощей К. и П. хранятся в ц. Воскресения в Иерусалиме, в мон-ре Ставроникита на Афоне, в мон-ре прор. Илии на о-ве Самос (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 153-154).
Страдание мучеников К., П. и Агафодора изображено на миниатюре Минология Василия II (Vat. gr. 1613. P. 112, 1-я четв. XI в.). К. изображен лишь в набедренной повязке, он за руки и ноги прикован к столбу, под к-рым разожжен огонь; молодой палач, взвалив на плечи тело П., ввергает его в горящее пламя. Их слуга, Агафодор, в окровавленных одеждах, с раной на голове, припадает в молении к К. и П. У левого края миниатюры - Агафоника, молитвенно сложив руки на груди, смотрит на страдания брата и его сподвижников. К. представлен седовласым старцем с кудрявой бородой средней длины; возраст П. трудно определить (изображен со спины), Агафодор - средовек с короткими курчавыми волосами и черной бородой, обрамляющей подбородок. Агафоника в светло-розовой тунике, с непокрытой головой, коричневые волнистые волосы разделены на прямой пробор и убраны назад. Действие происходит в ландшафте с 2 горками и неск. стилизованными кустами. К. и П., стоящие в рост, представлены на миниатюрах Евангелия с месяцесловом на сент.-авг. из собрания Ватикана (Vat. gr. 1156. Fol. 260r, 3-я четв. XI в.), из Минология за окт. по Метафрасту (Vindob. Hist. gr. 6. Fol. 2v, 2-я пол. XI в.). В Четьих-Минеях за окт. из мон-ря Кутлумуш на Афоне (ГИМ. Син. греч. № 175, 2-я пол. XI в.) К., П. и Агафоника представлены дважды: фронтально в рост (Л. 68) и в мучении (Л. 79 об.) - К. отсекают голову мечом, рядом стоят, простирая в молении руки, П. и Агафоника. В настенных минологиях святые изображены единолично или в мучении: поясные изображения П. и К.- в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница (ок. 1320); сцена мучения святых - К. и П., привязанных к ногам коней, влекут по камням, Агафонике отсекают мечом голову - в ц. Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1338); полуфигуры К., П. и Агафодора в цветочном бутоне на одном из побегов райского древа, составленного из образов христ. святых,- в Марковом мон-ре вмч. Димитрия Солунского в Македонии (ок. 1376-1381); усекновение глав К. и П.- в ц. Св. Троицы мон-ря Козия (ок. 1386) и ц. Пресв. Богородицы «Одигитрия» в Пече (ок. 1337). Аналогично представлена сцена казни святых во фресках мастера Зорзиса Критянина в кафоликоне афонского мон-ря Дионисиат (1547), а в следующем эпизоде изображено усекновение глав Агафодора и Агафоники. Казнь К., П. и Агафодора через усекновение главы предписывает изображать Ерминия иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) (Ерминия ДФ. С. 202. № 13).
Иконография К., а также Агафодора и Агафоники, к-рые изображались значительно реже, в восточнохрист. искусстве была устойчивой: К. обычно представляли старцем с высоким лбом и залысинами, короткими волосами, тронутыми сединой, и кудрявой седой бородой до середины груди, слегка раздвоенной книзу, в святительских одеждах. П. чаще изображался как средовек с короткими пышными каштановыми волосами (иногда с тонзурой) и слегка пробивающейся бородой (как, напр., на фреске в ц. Успения Пресв. Богородицы в Грачанице; на миниатюре из греко-грузинской рукописи (т. н. Афонской книги образцов - РНБ. O.I.58. Л. 81 об., кон. XV в.); на фреске мон-ря Дионисиат (1547)). В Строгановском иконописном подлиннике (кон. XVI - нач. XVII в.) отмечено, что «Папила диякон сед, аки Мина мученик» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 38). Этому описанию соответствуют изображения П. на фреске Феофана Критского и Симеона в ц. свт. Николая Чудотворца в мон-ре Ставроникита на Афоне (1546) и на октябрьской иконе-минее (нач. XVII в., ЦАК МДА): святой представлен в визант. придворных одеждах (далматике и плаще), с крестом в руке, с пышными, несколько взлохмаченными, седыми волосами и окладистой седой бородой.
На фреске в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) К. и П. изображены на сев.-вост. столбе, оба в драгоценных придворных далматиках, с крестами в руках. Возможно, из-за ошибки при написании имен святых средовек со слегка тронутыми сединой темными, не доходящими до плеч кудрями, недлинной бородой, заостренной книзу (как у вмч. Феодора Стратилата), назван здесь К., а седовласый старец с волнистой бородой до груди - П.
В XVI-XVII вв. П. был включен в чин св. диаконов, изображавшихся на боковых столбиках царских врат (см., напр., иконка (XVI в.), находившаяся на столбике царских врат в ц. Благовещения Соловецкого мон-ря, ныне в ГММК), подобно архидиаконам Стефану и Лаврентию, П. представлен юношей. Еще на одной соловецкой иконке П.-диакон изображен в рост в белом стихаре, с кадилом и ладаницей в руках, безбородым юношей с короткими коричневыми волосами и тонзурой (Бродовая Ю. В. «Малый иконостас» надвратной Благовещенской церкви Соловецкого мон-ря: Докл. на XII Ежегодной богосл. конф. ПСТБИ. 2002. Не опубл.).
На гравированных святцах Г. П. Тепчегорского (1722, лист на октябрь, ИЗО РГБ) изображены только К. и П.: К.- старец с длинной бородой до пояса, в священнических одеждах, в митре, с посохом в руке, П. в диаконском стихаре, с орарем и ладаницей (Ермакова, Хромов. 2004. С. 38. Кат. 33.2. Илл. 33.2). На святцах И. К. Любецкого (1730, на месяц октябрь) К., старец с седой бородой до середины груди, в священнических одеждах благословляет правой рукой, левой придерживает Евангелие; П. в диаконском стихаре, с кадилом и ладаницей (Там же. С. 47. Кат. 35.2.). В «Руководстве к писанию икон святых угодников Божиих» (1910) В. Д. Фартусов рекомендует изображать фиатирских святых следующим образом: «Св. Карп стар, типа греческого, с большой, на конце раздвоенной бородой. Как епископ, в фелони и омофоре. Ему можно писать хартию с изречением: «Не подобает нам, о судие, Бога нашего прогневати и неблагодарными за благодеяния Его являтися: ибо самые скоти неблагодарствия нашего были бы обличители» (тексты на хартиях заимствованы из Жития святых в изложении свт. Димитрия Ростовского.- Ю. У.). Св. Папила диакон - типа греческого, сед, с небольшой бородой, в стихаре и ораре. На хартии: «Имам хитрость врачевства, не еже бывает от зелий, растущих на земли, но еже от Бога свыше подавается, которое врачевство не точию исцеляет тело, но и душевныя исцеляет болезни». Св. мч. Агафодор - слуга мучеников Карпа и Папилы, средних лет, с небольшою бородою, в простой тунике и грубом плаще. Св. мц. Агафоника - сестра св. Папилы, преклонных лет, в тунике и епанче, на главе покрывало» (Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 138).