(Симферопольской и Крымской епархии), находится на территории г. Инкермана, на правом берегу р. Чёрной (юго-запад Крыма). Монастырский комплекс включает пещерные помещения, высеченные в средневек. период в зап. части Монастырской скалы, наземные постройки (2-я пол. XIX - 1-я пол. ХХ в.), а также отдельные постройки в окрестностях (на территории г. Инкермана), не входившие в средние века в комплекс монастыря: древний мон-рь Св. Софии (ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), Армянскую церковь (ц. вмч. Димитрия Солунского), собор во имя свт. Николая Чудотворца и др. постройки на территории крепости Каламита.
В Инкерманской долине сконцентрировано большое количество средневековых скальных христ. памятников, научное исследование которых началось в XIX в. А. Л. Бертье-Делагард провел детальное обследование пещерных мон-рей Инкерманской долины, результаты к-рого опубликованы в фундаментальном труде «Остатки древних сооружений в окрестностях Севастополя и пещерные города Крыма» (1886). В 20-х гг. ХХ в. В. Чепелев опубликовал подробное описание Храма с крещальней (1927). В 1937 г. археологической экспедицией были расчищены и обмерены неск. инкерманских пещерных комплексов, в т. ч. мон-ри сщмч. Климента и Св. Софии, ц. мч. Евграфия, Храм с крещальней и храм Вознесения Господня. Материалы этой экспедиции, а также данные Бертье-Делагарда легли в основу инкерманского раздела «Материалов» Н. И. Репникова.
В 90-х гг. ХХ в. изучением пещерных церквей Таврики, и в т. ч. Инкерманской долины, занимались крымские историки Ю. М. Могаричев, итоговой работой которого стала монография «Пещерные церкви Таврики» с подробным описанием памятников, публикацией планов и обширной библиографией (Могаричев. 1997), и В. Ф. Филиппенко, обобщивший результаты своих многолетних исследований в кн. «Каламита-Инкерман: Крепость и монастырь» (1997). В нач. XXI в. общий обзор пещерных памятников Инкермана был сделан киевскими археологами (Бобровский. 2001; Бобровский, Чуева. 2004). В 2005 г. Т. А. Бобровский и Е. Е. Чуева открыли на Загайтанской скале уникальный пещерный комплекс XIII в. с храмом, расписанным фресками, исследование которого продолжается (Бобровский, Чуева. 2007). В этот же период московские ученые, исходя из архитектурно-литургических критериев, уточнили датировки некоторых пещерных храмов Инкермана (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).
Предназначение неск. средневек. пещерных комплексов Инкермана вызывает разногласия среди исследователей. Церковь в Каламите, предполагаемый храм в комплексе Анфилады, Церковь архимандрита, пещерный комплекс в районе железнодорожной ст. Инкерман-I, большинство пещерных комплексов Загайтанской скалы интерпретируются как храмы (Могаричев. 1997. С. 11, 13-15, 17-22, 26; Бобровский, Чуева. 2004. С. 21, 27-29), и в последнее время были приведены новые аргументы в пользу этого (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 72).
Нек-рые исследователи рассматривают совокупность всех пещерных памятников Инкерманской долины как остатки большого средневек. монастырского ансамбля по образцу монастырей долины Ыхлара и Гёреме в Каппадокии, Иваново в Болгарии, Гареджи в Закавказье (Бобровский, Чуева. 2004. С. 30). Более того, по мнению авторов, в период развитого средневековья в этом регионе складывался монашеский центр, подобный Афону, Олимпу Вифинскому, Метеорам, и лишь тур. экспансия остановила этот процесс (Герцен, Могаричев. 1995. С. 8; Могаричев. 1997. С. 29). Эти исследователи считали, что на территории Инкермана и его окрестностей существовало много храмов, в т. ч. монастырских. Но в качестве мон-рей могут рассматриваться только Георгиевский (Климентовский) и, возможно, Св. Софии, а комплексы в Троицкой и Георгиевской балке - монашеские скиты. Остальные храмы либо были основаны светскими ктиторами (ц. мч. Евграфия и Храм с крещальней), либо не связаны с ярко выраженным монастырским комплексом. Поэтому также возможно рассматривать Инкерман как большое, преимущественно сельскохозяйственное поселение с портом и крепостью. Его расцвет, судя по датировкам его построек и их декорации, пришелся на XIII-XV вв.
Все средневек. христ. пещерные сооружения Инкерманской долины условно можно разделить на 3 группы.
Вопрос о времени и причинах появления пещерной части И. м. остается дискуссионным, что связано с недостаточностью письменных источников и отсутствием археологических артефактов. Археологические исследования памятника не проводились, за исключением расчисток нек-рых пещерных помещений перед началом реставрационных работ или архитектурных обмеров (обмеры: 1843 - Ф. Дюбуа де Монперё; 1867 - Д. М. Струков; 1886 - Бертье-Делагард; 1937 - экспедиция ГАИМК; 1993 - Филиппенко).
Церковная традиция XIX-XX вв. относит возникновение пещерного монастырского комплекса к первым векам по Р. Х. и связывает его со ссылкой в инкерманские каменоломни сщмч. Климента, еп. Римского (Струков. 1876. С. 41-43; Медведев. 1993. С. 89; Литвинова. 2007. С. 296-297; Ковалик. 2007. С. 24-26 и др.). Светские историки считают, что основание пещерной части монастыря приходится либо на иконоборческий (VIII-IX вв.), либо на постиконоборческий (X-XIII, XIV-XV вв.) период. Сторонники 1-й версии, основываясь на сообщении Стефана Нового и аналогиях в средневек. итал. и малоазийской скальной христ. архитектуре, связывают появление пещерных мон-рей в Таврике, и в т. ч. в Инкерманской долине, с переселением монахов, вызванным 3-й волной иконоборческих репрессий (Якобсон. 1964. С. 32-33; Он же. 1973. С. 51-53; Баранов. 1974. С. 154-156; Воронин, Даниленко. 1992. С. 179-180; Даниленко. 1993. С. 102; Филиппенко. 1997. С. 73-74; Тур. 1998. С. 88; Катунин. 2000. С. 43; Кулаковский. 2002. С. 151-152; Фадеева. 2004. С. 6). Тезис о постиконоборческом происхождении инкерманского пещерного комплекса, выдвинутый в XIX в. (Бертье-Делагард. 1886. С. 211-212), поддерживают большинство совр. ученых. В своих выводах исследователи опираются на различные критерии: политическую, религ. и экономическую ситуацию в Юго-Зап. Таврике (Герцен, Могаричев. 1995. С. 11-12; Могаричев. 1997. С. 11), а также на архитектурно-литургический анализ пещерных храмов. Последний дает датировку XIII-XV вв., как и анализ соседнего пещерного комплекса (сев. склон Монастырской скалы, Загайтанская скала, комплекс на левом берегу устья р. Чёрной, скиты в Троицкой и Георгиевской балках не имеют четко датируемых строений до XIII в. (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79)).
Благодаря записям свящ. Иакова Лызлова (XVII в.), описаниям первых путешественников в Крым и изысканиям ученых XIX-XX вв. можно в общих чертах реконструировать древний план пещерной обители. Первоначально мон-рь имел 3 входа, один из к-рых, действующий и поныне, находился в нижней части Монастырской скалы. От него вперед вверх по оси «север-юг» был прорублен коридор-туннель, в правой стене к-рого - оконные и дверные проемы; в левой стене по ходу коридора располагался ряд пещерных помещений: кельи, склепы-костницы, проходная комната с лестницей, ведущей на верхний ярус и плато Монастырской скалы, архондарик (?), 2 храма и трапезная; из коридора маленькая лестница вела на 2-й ярус, где находились кельи и подсобные помещения.
Главный монастырский храм вмч. Георгия (в XIX в. освящен во имя сщмч. Климента) в плане представлял одноапсидную 3-нефную базилику с 3-частной планировкой: алтарь, наос, нартекс, т. е. коридор-туннель (10,6×6,1 м, высота 4 м). В алтарной апсиде сохранились 2-ступенчатый синтрон с горним местом, основание для престола со специальным углублением для св. мощей, ниша на горнем месте; в конхе вырезан большой рельефный 4-конечный процветший крест в круге с капельками на расширяющихся концах; у торцов верхней и боковых ветвей помещены 3 малых круга с вписанными 4-конечными крестиками. Стены покрывали фрески, описанные свящ. Иаковом. Фрагменты фресок в алтарной апсиде с изображением Спасителя, сидящего на престоле (вероятно, из композиции Деисус), в XIX в. еще видел Струков (Струков. 1876. С. 25-26). Древняя алтарная преграда проходила по линии совр. иконостаса. Наос храма был разделен на нефы 2 рядами колонн (по 3 в каждом ряду), в скальном полу вырублены костницы. Исследователи предлагали разные даты основания базилики вмч. Георгия: XIV-XV вв. (Бертье-Делагард. 1886. С. 214; Могаричев. 1997. С. 11), XIII-XIV вв. (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).
К сев. нефу базилики примыкал малый одноапсидный храм (6×1,9 м) (в XIX в. освящен во имя ап. Андрея Первозванного). Он имеет сплошную скальную алтарную преграду с вратами в центре и со сквозными нишами-окошками по сторонам; в алтарной апсиде вырублен престол, вплотную примыкавший к стене апсиды, слева - жертвенник, справа - сиденье для священнослужителя. К западу от храма над коридором - хоры. Струков приводит предание, сохранившееся у местных греков, о том, что этот «храм был устроен самим св. Климентом и он в нем совершал богослужения». Категорически возражавший ему Бертье-Делагард полагал, что храм не мог быть высечен ранее XV в. (Струков. 1876. С. 24; Бертье-Делагард. 1886. С. 214). Совр. исследователи определяют нижнюю дату малого храма XIII в. на основании устройства алтаря с протесисом в правом углу и пристенного престола, а также скального иконостаса, подобного преграде храма мч. Евграфия в Инкермане (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 75-79).
Севернее расположено еще одно помещение, которое в XIX в. было обращено в храм во имя св. Мартина, в плане прямоугольное, с полукруглым сводом. На плане Дюбуа де Монперё хорошо видно, что восточная часть, прямоугольная, с прямой скамьей вдоль вост. стены, являлась каким-то общественным помещением, напр. обычным или праздничным архондариком. В сев.-зап. части расположена площадка, от которой начинался проход с лестницей, имевшей «16 ступеней по покрытому коридору, 44 - по открытому»; лестница выводила на плато крепости Каламита недалеко от крепостных ворот (Аркас. 1879. С. 26).
На юге пещерный комплекс замыкала прямоугольная в плане древняя трапезная со скальной скамьей-выступом вдоль стен; в зап. стене была прорублена дверь, к которой от подножия скалы вела каменная лестница; по ней поднимались свящ. Иаков Лызлов (1634), П. С. Паллас (1793-1794), А. П. Сумароков (1800). З. А. Аркас видел ее уже разрушенной (1840); к 2009 г. она была утрачена.
включавший Храм с крещальней (храм «Атки»), локализован в юж. части Монастырской скалы, выходящей в Гайтанскую (Первомайскую) балку. Содержит более 30 искусственных пещерных помещений, расположенных в 4-5 ярусов. Храм описывали И. М. Муравьёв-Апостол (1823. С. 96-97), Струков (1876. С. 27), Аркас (1879. С. 25), Паллас (1881. С. 112), Бертье-Делагард (1886. С. 218-220), Могаричев (1997. С. 11-13; 2005. С. 78-79), Бобровский, Чуева (2004. С. 27-28) и др. авторы. Этот храм - самый развитый по структуре вост. части среди пещерных церквей Крыма: здесь появляется отдельный компартимент для протесиса. В плане храм одноапсидный, конха опиралась на 3 глубоко высеченные в скале ниши. Апсида имела приподнятый на 0,1 м пол с прямоугольным углублением (0,35×0,32 м) для установки престола и высокий 2-ступенчатый синтрон. Стены апсиды были расписаны фресками: «На боковой стене алтаря контуры фигур святителей в рост, по низу панель из параллельных зигзагообразных линий красного и черного цветов, образующих треугольники». В центре - деисусная композиция. В смежном боковом помещении, служившем баптистерием, сохранилась купель. Дверной проем в сев. стене вел в большую усыпальницу с низким потолком и вырубленной в скальном полу гробницей, над к-рой сохранились гнезда для крепления деревянного перекрытия. В сев.-вост. стене высечены ниша и 6-строчная греч. надпись над могилой ктиторов Авраамия и Космы.
Совр. исследователи относят основание храма к XIV в. (Могаричев. 2005. С. 78-79) или к XIV-XV вв. (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 76, 79). К 2009 г. памятник частично разрушен: сохранились апсида и сев. часть баптистерия.
находился на юго-вост. склоне Монастырской скалы и включал не менее 20 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса. На карте И. Батурина храм ошибочно обозначен как ц. «География» (Могаричев. 1997. С. 16). ОписанСтруковым (1876. С. 28), Бертье-Делагардом (1886. С. 221-223), В. В. Латышевым (1896. С. 37-40), Филиппенко (1993. С. 115-116), Могаричевым (1997. С. 16-17; 2005. С. 81-82), Бобровским, Чуевой (2004. С. 28), А. Ю. Виноградовым, Н. Е. Гайдуковым, М. С. Желтовым (2005. С. 76, 79). Наос храма в плане прямоугольный, со скамьями вдоль боковых стен; алтарная апсида полукруглая, с приподнятым полом, скальный престол примыкал к стене, в верхней части престола сохранилось специальное углубление для вложения мощей; у сев. стены вырублен скальный протесис, у южной - сиденье; алтарная преграда скальная, с вратами в центре и 2 сквозными окошками для установки икон по сторонам. Храм датируется по посвятительной надписи Сотирика в апсиде 1272-1273 гг.
был расположен на плато Монастырской скалы в сев.-вост. склоне крепостного рва, к северо-западу от 4-й башни; включал более 15 искусственных пещерных помещений, расположенных в один ярус (Могаричев. 1997. С. 15; Бобровский, Чуева. 2004. С. 27. № 2). Наличие здесь предполагаемого храма - Церкви в Каламите - в последних работах отвергается.
с предполагаемым храмом локализован в верхнем ярусе юж. склона Монастырской скалы, связан входами с крепостью Каламита, включает не менее 25 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса (Могаричев. 1997. С. 13-14; Бобровский, Чуева. 2004. С. 27. № 6).
(храм во имя вмч. Димитрия Солунского) расположен на выступе скалы сев. склона Монастырской балки; состоит из 5 пещерных помещений, вырубленных в 2-3 яруса, к которым ведет высеченная в скале лестница из 18 ступеней. Храм описан Струковым, Бертье-Делагардом, Репниковым, Могаричевым; расположен в 1-м ярусе (5,3×4,3×2,5 м), имел вытянутый в плане прямоугольный наос, полукруглый алтарь с примыкающим к стене престолом; в сев. стене высечены 2 ниши: рядом с апсидой - арочная ниша с дверцей, от которой сохранились следы крепления, западнее - ниша меньшего размера со стрельчатым верхом; в юж. стене - дверь, к-рая вела в небольшое помещение со стрельчатым сводом; зап. стена сложена из камня (Могаричев. 1997. С. 14-15). Вопрос о конфессиональной принадлежности и времени основания храма решается историками неоднозначно: армянская церковь не ранее XIV-XV вв. (Бертье-Делагард. 1886. С. 230), католический (возможно, армяно-католический) храм генуэзского времени (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 73).
находится на юго-западном склоне скалы в устье Гайтанской балки, включает ок. 20 пещерных помещений, расположенных в 5-6 ярусов. В 1774 г. ц. Вознесения обозначил на карте Батурин; впосл. ее описывали Паллас (1881. С. 86), Бертье-Делагард (1886. С. 228), Репников (АКК. Л. 41-42), А. Л. Якобсон (1964. С. 51), Могаричев (1997. С. 17-18; 2005. С. 77), Бобровский, Чуева (2004. С. 28. № 9), Виноградов, Гайдуков, Желтов (2005. С. 75) и др. Церковь сильно пострадала в 1794 г., во время обвала, к 2009 г. разрушена.
По описанию Бертье-Делагарда, она представляла собой редкий архитектурный тип - «подражание плоскому купольному перекрытию на четырех арках, опирающемуся на углы среднего квадрата, от которого, кажется, в три стороны, восточную, северную и южную, вделаны три полукруглые апсиды, лицевая, выходная (западная), была, вероятно, прямая. Доступ к этой церкви почти невозможен, и весь низ ее обрушился, так что потолок с арками и столбами висит не поддержанный снизу… направление алтаря 40 градусов, алтарная преграда состояла из трех арок, средняя была, конечно, царской дверью, а боковые, вероятно, были сплошные, на некоторую высоту от пола» (Бертье-Делагард. 1886. С. 227-228). Основание церкви относят к XI-XIV вв. (Могаричев. 2005. С. 82-83). Явное подражание правильным формам наземной архитектуры указывает скорее на поздневизант. время.
(XIII в.), открыт в 2005 г. киевскими археологами Бобровским и Чуевой, продолжающими его исследование (Бобровский, Чуева. 2008. С. 133-146). Локализован в труднодоступном верхнем ярусе юж. обрыва Загайтанской скалы, что в большой степени определило его сохранность; пещерные помещения располагались на разных уровнях и соединялись между собой лестничными проходами, к 2009 г. обрушившимися. Небольшая церковь (5×2,5×3 м) находится в глубине большого естественного скального грота на высоте 20-25 м от «подошвы» скалы, состоит из прямоугольного наоса и подковообразной алтарной апсиды с нишей-жертвенником; сохранились пазы для установки каменного престола и деревянной алтарной преграды. Стены и свод церкви были оштукатурены и покрыты фресковыми росписями, общая площадь сохранившихся фрагментов ок. 15 кв. м. Фрески в алтарной апсиде расположены 3 регистрами, отделенными красными линиями: в конхе помещен Деисус с нетрадиц. иконографическим типом Христа Еммануила, в среднем регистре - сцена «Вознесение», в нижнем - святительский чин. На юж. стене наоса - «Рождество Христово», «Крещение», «Сретение»; на зап. стене - «Успение»; на сев. стене - «Преображение», «Распятие», «Сошествие во ад»; в сев.-зап. части наоса, непосредственно перед алтарной аркой,- медальон с изображением Христа Ветхого денми. Несмотря на то что сохранность фресок и степень их расчистки от наслоений позволяют сделать только предварительные выводы, исследователи справедливо считают открытую роспись выдающимся памятником монументального искусства визант. эпохи 2-й пол. XIII в.
Среди более чем 100 остальных пещер Загайтанской скалы есть скальное основание еще одного полупещерного храма.
высечен в сев.-зап. стороне Каменоломной балки, вблизи железнодорожной ст. Инкерман-I. Он включал ок. 20 искусственных пещерных помещений, расположенных в 2-3 яруса, в т. ч. неск. храмов. В XVIII в. храм Св. Софии обозначил на карте «Ахтиярской гавани» Батурин (1773), в XIX-ХХI вв. его описывали Паллас, Аркас, Струков, Бертье-Делагард, Могаричев, Бобровский, Чуева и др. авторы. В древности храм имел 2 входа (сохр. один): со стороны р. Чёрной и Каменоломной балки. Главный (Большой) храм расположен во 2-м ярусе, в плане крестовидный (10,4×8,7×5,5 м), в центре плоского потолка высечен рельефный крест, в полукруглой алтарной апсиде было 3 окна, в полу наоса сохранилась гробница; в кон. XVIII в. апсида и часть сев. стены обрушились. Лучшим по сохранности является храм № 3 (5×3,2×4,3 м). Алтарная апсида храма полукруглая; примыкающий к стене престол и алтарная преграда скальные; в полу вырублено 5 гробниц; на стенах сохранились следы фресок, над гробницей - неразборчивая надпись, над престолом - окно. Нижнюю дату храма исследователи относят к XII-XIII вв. и определяют его как парекклисион (Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005. С. 76). Монастырь, вероятно, был основан в XIV-XV вв. (Могаричев. 1997. С. 25). К нему также примыкает пещерный комплекс в районе железнодорожной ст. Инкерман-I.
В поздневизант. период в окрестностях Инкермана появились еще 2 небольших пещерных скита - в Георгиевской и Троицкой балках, каждый из к-рых имел храм, жилые и хозяйственные помещения (Он же. 2005. С. 75. Рис. 3. С. 87-88).
И. м. теснейшим образом связан с крепостью Каламита, руины к-рой (с 1978 филиал Национального заповедника «Херсонес Таврический») сохранились на плато Монастырской скалы. Каламита была портом, связывающим Херсонес с дорогами, идущими из степной части Крыма. Напротив крепости находился каменный 3-арочный мост через р. Чёрную; его остатки еще сохранялись в кон. ХVIII - нач. XIX в.
В истории крепости выделяют 2 периода. Раннесредневековый (VI-VII вв.) связан с ее основанием; по мнению ряда совр. исследователей, крепость была сооружена в VI в., когда в кон. VI-VII в. визант. императоры построили на подступах к сев. форпосту Византии Херсону (Херсонесу) цепь укреплений, где затем несли службу представители местных племен - федераты империи. Стены и монументальные здания возводились силами местного населения под рук. визант. инженеров с привлечением артелей Херсона. Среди немногих памятников этого периода известно надгробие Фотина с горы Сахарная Головка (Соломоник Э. И. Некоторые новые греч. надписи Средневекового Крыма // ВВ. 1986. Т. 47. С. 215-216. Рис. 9-10). Первоначальное название крепости неизвестно. На венецианской морской карте XIII в. пункт в конце Северной бухты назван Газария, на генуэзской карте П. Весконте (1318) и портулане итальянца Бенинказы (1474) - Каламира (Каламита). В XV в., после захвата полуострова, турки переименовали Каламиту в Инкерман (пещерную крепость).
Второй период связан с активной гос. и строительной деятельностью мангупского кн. Алексея, возродившего в ХV в. древнюю крепость для защиты порта феодоритов (Романчук А. И., Быков М. Я. Рисунки средневековых кораблей из крепости Каламита // ВВ. 1981. Т. 42. С. 143-146. Рис. 2, 6). С именем князя может быть связан фрагмент надписи с типичными для феодоритской эпиграфики рельефными буквами (утрачены, фото хранится в фотоархиве ИИМК РАН (негатив № II-36780)). Однако в Национальном заповеднике «Херсонес Таврический» хранится квадр из башни № 5 с изображением кораблей и надписью: «1320-1321 гг.», что свидетельствует о функционировании крепости в нач. XIV в. Крепость имела 6 башен (высота 12 м), соединенных 4 куртинами (высота 8-10 м, толщина 1,2-4 м); в башне № 1, расположенной у западного обрыва скалы, были въездные ворота. Площадь, огражденная крепостными стенами, составляла 1500 кв. м, общая длина оборонительных сооружений - 234 м.
Первоначально, до захвата Таврики турками, мон-рь входил в состав Готской епархии К-польского Патриархата. После соединения в 1678 г. Готской митрополии с Кафской обитель оказалась в составе объединенной Готско-Кафской епархии, в то время единственной на полуострове. В 1783 г., после присоединения Крыма к Российской империи, епархия (и соответственно И. м.) вышли из юрисдикции К-польского Патриархата, став частью РПЦ.
В многовековой истории И. м. неоднократно чередовались периоды запустения и возрождения. Дату 1-го запустения называет свящ. Иаков Лызлов: «после царьградского взятья, лет с десять спустя», т. е. 1463 г. Однако источник такой датировки не исключает разорения обители османами в 1475 г. С захватом турками Крымского п-ова (1475) Каламита вошла в состав тур. кадылыка (военно-адм. округа) и переименована в Инкерман, а в кон. XVI - нач. XVII в. перестроена применительно к новым условиям - для использования огнестрельного оружия. На протяжении XIV-XVII вв. в районе Каламитского порта шла оживленная торговля. Здесь продавали пленников, захваченных во время набегов крымских ханов на Украину, Россию, Польшу.
В состоянии полного запустения застал мон-рь польск. посол к крымскому хану М. Броневский (1578); он не увидел в инкерманских пещерах ни одного храма, хотя его восхищение пещерами, высеченными «с удивительным искусством», несомненно, адресовано им, обработанным более тщательно, чем пещеры хозяйственного или оборонительного назначения. Судя по сохранившимся жалованным грамотам, в XVII в. об инкерманской ц. «Егория Страстотерпца, что в Корсуни», еще действующей, но очень бедствующей, знали рус. цари, оказывавшие нуждающимся правосл. храмам в мусульм. Крыму материальную поддержку. Историки, начиная с Бертье-Делагарда, считали, что помощь оказывалась храму на мысе Фиолент, но, согласно новым интерпретациям, которые представляются более логичными, ц. «Егория Страстотерпца», указанная в рус. жалованных грамотах и в грамоте греч. митр. Иосифа, вероятно, следует отождествить с инкерманским храмом вмч. Георгия (Тур. 1998. С. 88). Тур. путешественник Э. Челеби, описывая Инкерман (1666-1667), упоминает «200 злочастных домов греческих неверных и один их храм».
Первое подробное описание монастыря сделано в XVII в. свящ. Иаковом Лызловым, посетившим Крым в составе рус. посольства к крымскому хану от царя Михаила Феодоровича. Он застал обитель разоренной, но регулярно посещаемой местными христианами. В записях свящ. Иакова содержится уникальное описание интерьера монастырского пещерного комплекса до его переделок в процессе реставрационных работ сер. XIX в.: «Под тем же городком полу тоя горы есть древняя християнская церковь, высеченная из горского камня, как во Пскове у Пречистыя Богородицы, в церкви же писано все стенное письмо и от многих лет полиняло, а олтарь разорен; в ней четыре столпа, толстота вокруг четырех пядей, позади ж убо леваго клыроса стоит гробница камена длина двунадцети пядей, высота в пояс, как двум лечи широта, а в гробнице земля, а над гробницею выделана каруна, как у Петра Митрополита, в небе у каруны писан Саваоф, оба-полы его Пророцы, над гробницею на стене писаны два Святыя: с правую руку Святый ростом не велик, одежда на нем, как и на Дмитрее Царевиче, приволока багор на золоте, испод празелен, в руке держит меч в ножнах; с левую руку Святый написан ростом велик, одежда как на Дмитрее Мученике Селунском, верхняя риза багор с золотом, изпод празелен, верхняя пуговица застегнута, в левой руке держит выспрь крест; подписки главы оборучаны, стены стесаны, во гробнице лежат мощи наги нетленные... В тои же гробнице земля, в земле подле тех мощей другие мощи, кости наги. Подле той гробницы другая гробница в помосте церковнем, а в нем главы человечьи многие и кости наги; позади правого крылоса перила каменны в человека вышиною, промежду перил и церковныя стены гробница же в помосте церковнем рака, как трем человекам лечи, или четырем, а в ней седмь глав человеческих и кости наги. Двери у церкви чинардовые, а с паперти трое двери затворные, против церковных дверей окошко красное для ради свету, как и у Пречистой во Пскове. Во храм идучи направе трапеза, что светлица, а с левую страну храма два придела разорены ж, да по паперти многие комары, что кельи, а лествица на паперть, как у Благовещения». Упоминание трапезы и келий свидетельствует о монастырском характере Инкерманского комплекса.
В рассказе свящ. Иакова содержится ценная информация о древнем названии инкерманского храма - «церковь Св. Юрия», т. е. вмч. Георгия, о его локализации, о времени запустения, о состоянии христ. святынь в мусульм. Крыму XVII в. По свидетельству рус. священника, «во град Ин» регулярно «по пятницам и воскресеньям» приходили на поклонение мощам местные христиане - греки и армяне с семьями, принося с собой «свещи и фимиам». Т. е. даже в эпоху мусульм. владычества монастырь оставался одним из почитаемых и посещаемых св. мест Таврики. Знаменательной представляется концовка сюжета, согласно которой одному из паломников во сне явился святой и строго запретил вывозить свои останки из мусульм. Крыма.
В 1771 г. Каламиту посетили командующий рус. войсками в Крыму кн. В. М. Долгоруков, офицеры и командиры частей, расположенных в Балаклаве. В апр. 1777 г. в Инкермане впервые появились рус. войска; в крепости был установлен конный пикет. По распоряжению ген.-поручика А. В. Суворова, командовавшего войсками в Крыму, по берегам бухты разместились пехотные батальоны с артиллерией и резервами и начали строить батареи, как по берегам, так и в Инкермане. В мае 1779 г. рус. войска были выведены из Крыма, а укрепления уничтожены, чтобы ими не смогли воспользоваться турки.
К XVIII в. память о храме вмч. Георгия была еще жива, т. к. рус. штурман Батурин, составлявший карту «Ахтиярской гавани», отметил у подножия Монастырской скалы собор св. Георгия Победоносца, о к-ром он мог узнать у местных жителей. Ко времени путешествия по Крыму Екатерины II (1787) обитель вновь оказалась в забвении. Заброшенным монастырский комплекс предстает и в описаниях ученых и путешественников кон. XVIII - 1-й пол. XIX в.: Палласа (1793-1794), Сумарокова (1800), Муравьёва-Апостола (1823), Аркаса (1840), Дюбуа де Монперё (1843) и др.
началось в сер. XIX в. по инициативе архиеп. Херсонского и Таврического Иннокентия (Борисова), осуществлявшего идею восстановления древних св. мест Таврики и создания «Русского Афона». 9 авг. 1849 г. жители Симферополя, Бахчисарая, Алушты и др. обратились к архиеп. Иннокентию с прошением о восстановлении древних христ. храмов. В нояб. того же года святитель подал в Синод это ходатайство вместе со своей запиской о создании в Таврике «Русского Афона» (Зап. о восстановлении древних св. мест по горам крымским // Таврические ЕВ. 1861. № 11. С. 177-190). В числе первоочередных мест, подлежащих восстановлению, архиеп. Иннокентий называл и Инкерманский комплекс. По примеру афонского пустынножительства он предлагал учредить из всех св. мест Крыма единое иноческое братство с центром в Бахчисарайском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, «прочие же священные места с их церквами и часовнями будут почитаться его отраслями, под названием киновий». С высочайшего соизволения (15 апр. 1850) указом Святейшего Синода Инкерманская киновия была включена в список древних святынь, подлежащих восстановлению, освящена архиеп. Иннокентием во имя сщмч. Климента и отнесена к разряду заштатных. В ней полагалось быть иеромонаху с 2 или 3 послушниками, жалованье на киновию не отпускалось, содержание предполагалось за счет пожертвований, доходов, получаемых с земли, и процентов от ценных бумаг (Ведомость. Д. 6065. Л. 454). Богослужения в мон-ре начались после освящения 15 нояб. 1852 г. главного храма (бывш. Георгиевского) во имя сщмч. Климента.
24 окт. 1854 г., во время Крымской войны (1853-1856), в районе Инкермана произошло кровопролитное полевое сражение рус. и англо-франц. войск, вошедшее в историю как «Солдатское сражение», или «Сражение без карты». Из-за незнания местности, плохой координации действий, замедленного ввода резервов, недооценки нарезного оружия неприятеля рус. войска отступили. Потери со стороны русских составили 11,3 тыс. чел., со стороны неприятеля - 5,7 тыс. чел. (Шавшин. 2003. С. 266; Он же. 2006. С. 38; Ляшук. 2008. С. 339). После окончания войны один из участников Инкерманского сражения, унтер-офицер Н. А. Коновченко, организовал сбор средств, и над братской могилой павших воинов в устье Каменоломной балки были установлены крест и ограда, а в 1885 г. сооружена мемориальная часовня. Ежегодно в день сражения братия совершала крестный ход от обители к часовне.
В ходе Инкерманского сражения 1854 г. крепость и мон-рь были обстреляны артиллерией англичан и французов, несколько ядер попало в пещерные храмы. В мае 1856 г., после окончания Крымской кампании, архиеп. Иннокентий сообщил в Синод о разрушенных церквах Севастопольского окр. и предложил начать их восстановление с «церкви в скале Инкерманской», в которой, по его мнению, был необходим только иконостас (Крестьянников. 2005. С. 69; ГА г. Севастополя. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3. Л. 12). Так в Климентовском храме был устроен парусиновый иконостас, снятый с одного из кораблей, затопленных в Севастопольской бухте во время обороны города; мон-рь стал хранителем не только древних, но и совр. реликвий (Гермоген [Добронравин]. 1887. С. 487; Шавшин. 2003. С. 198). Разоренная киновия возрождалась. В пещерах, очищенных от пуль и ядер, поселились, согласно определению Синода, иеромонах и 2 послушника. По распоряжению начальника 11-й пехотной дивизии ген.-лейтенанта С. Г. Веселитского, в ведомстве к-рого находились Инкерманские высоты, в мон-ре был поставлен караул и заведена специальная «тетрадь для внесения пожертвований на обновление церкви» (Крестьянников. 2005. С. 69; ГА г. Севастополя. Ф. 4. Оп. 1. Д. 3. Л. 2 об.). Первыми ктиторами обители стали братья А. М. и И. М. Красильниковы - почетные граждане Севастополя, занимавшие в разные годы пост головы города. Благодаря их финансовой помощи удалось быстро возобновить богослужения в Климентовской ц.
С учреждением самостоятельной Таврической епархии (16 нояб. 1859) при еп. Таврическом и Симферопольском Алексии (Ржаницыне) и настоятелях-иеромонахах Ефреме и Виссарионе, известных «усердным сбором доброхотных подаяний для поддержания киновии», на средства, изысканные московским почетным гражданином И. И. Четвериковым, и пожертвования московского купца А. Милюшина были организованы широкомасштабные работы по восстановлению и благоустройству обители. В 1863 г. архит. К. Вяткиным была составлена смета на строительство настоятельского корпуса с домовой церковью, освященной 13 авг. 1867 г. во имя Св. Троицы (Гермоген [Добронравин]. 1887. С. 487). Реставрацией пещерных храмов занимался московский художник, член Московского археологического об-ва и Об-ва любителей духовного просвещения, знаток христ. древностей Крыма Струков; им написаны иконы для нового цинкового золоченого иконостаса пещерного Климентовского храма, выполненного академиком исторической живописи В. Д. Фартусовым; 25 нояб. 1867 г. храм был освящен еп. Алексием (Ржаницыным). В том же году были расчищены и отреставрированы еще 2 древних храма, один из которых освящен еп. Алексием во имя св. Мартина, другой - 2 июня 1900 г. еп. Николаем (Зиоровым) во имя ап. Андрея Первозванного.
По проекту Струкова были сооружены знаменитые инкерманские балкончики, «висящие над бездной» (один большой и 2 малых), установлены колокола весом 79 пудов 30 фунтов, 29 пудов 26 фунтов, 10 пудов, 2 пуда и малые колокола весом 30, 20 и 10 фунтов (ГА г. Севастополя. Ф. 79. Оп. 1. Ед. хр. 116. Л. 57, 58). Как утверждали современники, перезвон был слышен на кораблях, стоящих на рейде, и даже в Севастополе (Филиппенко. 1997. С. 85). Струков архитектурно оформил источник сщмч. Климента в виде невысокой стены с нишей и фронтоном, увенчанным золоченым крестом. Согласно преданию, на этом месте явился Господь в виде Агнца. Источник, почитавшийся не только христианами, но и местными мусульманами - татарами, ежесуточно давал до 1600 л воды. В кон. 60-х гг. ХХ в. при добыче известняка была перерезана питавшая его водоносная жила, в результате чего источник иссяк.
В 1868 г. указом имп. Александра II монастырская киновия была наделена землей (256 дес.); в районе дер. Ай-Тодор, недалеко от дер. Шулю (ныне с. Терновка), был выделен участок леса с руинами древнего храма, где была устроена лесная дача с молитвенным домом. Между 1910 и 1912 гг. здесь был построен и освящен храм в честь Преображения Господня.
В 1875 г., при настоятеле иером. Мефодии (Насонове), завершилось строительство железной дороги Харьков-Лозовая-Севастополь, прошедшей по территории киновии, что облегчило доступ к прославленной древней обители паломникам и путешественникам, для к-рых в 1896 г. у подножия скалы была сооружена 2-этажная 24-местная гостиница.
У Монастырской скалы к 1895 г. построен и освящен полупещерный храм во имя вмч. Пантелеимона в память спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе; алтарная апсида была высечена в скале, квадратный в плане наос наземный; иконостас работы Фартусова; на фронтоне надпись: «На память спасения Августейшей семьи у ст. Борки 17 октября 1888 г.». Храм построен в скромных формах классицизма, увенчан невысоким куполом без барабана, боковые фасады украшены фронтонами, западный - портиком; апсида устроена в скале.
В нач. XX в. насельники И. м. стали фактическими хозяевами территории крепости Каламита. С 1902-1903 гг., при настоятеле игум. Иакове (Рыкове), здесь на средства ростовского купца М. Рогожина возводили соборный храм во имя свт. Николая Чудотворца и 2 жилых корпуса. Возможный автор проекта - Г. П. Долин, архит. Севастопольского градоначальства (Гавришева. 2004. С. 65-66). Никольский собор - одноглавый, близкий к кубу, но с выраженными в верхней зоне ветвями подкупольного креста - был построен в визант. стиле. Архитектурными образцами для него послужили местные храмы - соборы св. кн. Владимира в Херсонесе (архит. Д. И. Гримм, проект 1859, построен в 1861-1879) и Севастополе (архит. А. А. Авдеев, проект 1862, построен в 1873-1888). Строительство Никольского собора было завершено в 1905 г. к 50-летнему юбилею обороны Севастополя. В 1900-1907 гг. на крепостном плато монахи построили еще один храм и 2 жилых корпуса. В то же время по инициативе Бертье-Делагарда, выступавшего от имени Императорской Археологической комиссии, была проведена реставрация башни № 1. В верхнюю часть лицевого панциря свода заложили замковый камень, на к-ром были высечены ставшие знаменитыми и глубоко символичными слова неизвестного инкерманского подвижника: «Аз хочу зде Русь учинити» (Оболенский. 1848/1850. С. 685-692). Кроме келейных корпусов на территории крепости был построен жилой дом, с наружной стороны крепости, во рву, устроены погреба.
В 1903 г. после доклада председателя Комитета по восстановлению памятников Севастопольской обороны вел. кн. Александра Михайловича имп. св. Николай II повелел восстановить древний монастырь Св. Софии как памятник воинам, павшим в Инкерманском сражении. Пожертвования деньгами и утварью, присланные со всех концов России, дали средства, необходимые для его восстановления. Автор проекта реставрации и строитель - архит. А. М. Вейзен. В храме были помещены образа войсковых частей, принимавших участие в Инкерманском сражении. 27 сент. 1905 г. в присутствии вел. кн. Александра Михайловича и ветеранов Севастополя древний пещерный храм был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», он был приписан к Никольскому Адмиралтейскому собору в Севастополе.
В 1905 г. еп. Алексий освятил во имя вмч. Димитрия Солунского пещерный храм XIV-XV вв., известный как Армянская церковь (Бертье-Делагард. 1886; Репников. Мат-лы. Л. 32, 229-230; Могаричев. 1997. С. 14).
В 1907-1910 гг. на плато было завершено строительство жилых корпусов с домовой ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы, приобретен дом в Севастополе, построен молитвенный дом на лесной даче у дер. Ай-Тодор, взята на содержание церковноприходская школа на 37 учеников. К 1917 г. в И. м. было 9 храмов: Никольский собор, пещерные церкви (Климентовская, Андреевская, Мартиновская, Вознесенская, Димитрия Солунского), а также полупещерная Пантелеимоновская ц., домовые Благовещенский и Троицкий храмы. Рядом с обителью находился некрополь, частично сохранившийся. В 1920 г. здесь был похоронен известный изобретатель в области военно-морского дела Е. В. Колбасьев.
В 1897 г., при игум. Иакове (Рыкове), в И. м. проживали 3 иеромонаха, 3 иеродиакона, 6 монахов и до 30 послушников. В 1905 г. в связи со строительством новых храмов, а также в связи с благоустройством и расширением обители, увеличением числа монахов Инкерманская киновия была переведена в разряд второклассного общежительного монастыря, а настоятель игум. Иаков возведен в сан архимандрита. В 1910 г. в штате обители числилось 16 иеромонахов, 3 иеродиакона, 15 монахов (1 рясофорный), 24 послушника, в 1912 г.- 75 насельников, в 1917 г.- 25 монахов и 122 послушника.
В годы гражданской войны насельники И. м. активно участвовали в деятельности духовного управления барона П. Н. Врангеля, регулярно совершали молебны о спасении России от большевизма.
После установления в Крыму советской власти (1920) на национализированных монастырских землях была образована трудовая артель, членами к-рой стали оставшиеся в обители монахи. С 1920 г. все монастырские храмы становятся приходскими. В 1921 г., при архим. Венедикте (Чеботарёве), на территории И. м. еще проживали 20 священнослужителей, 10 монахов, 4 послушника, но уже с 1922 г. началось последовательное притеснение братии. Комиссия Севастопольского окрисполкома передала все постройки монастыря в бесплатное пользование верующим города (30 марта 1922), конфисковала серебряные вещи «для нужд борьбы с голодом» (23 нояб. 1922). В 1923 г. все движимое и недвижимое имущество мон-ря перешло в распоряжение окружного Земельного отдела, к-рый стал полностью контролировать деятельность общины. Ситуация осложнилась к лету 1923 г. в связи с обновленческим расколом, созданием «Живой церкви», к к-рой примкнула бывш. монастырская община. В соответствии с решением обновленческого Собора Российской православной церкви (29 апр. 1923) о закрытии мон-рей в городах и преобразовании монастырских общин, удаленных от населенных пунктов, в трудовые артели в помещениях И. м. была образована трудовая артель из монахов бывш. обители (Катунин. 2000. С. 10). С 1924 г. начались перерегистрация религ. общин, пользовавшихся монастырскими храмами, и перезаключение договоров о пользовании имуществом, также сопровождавшиеся внутренними конфликтами. Гос. решение об обязательном страховании имущества церквей (1925) поставило инкерманскую общину в еще более сложное экономическое положение, в результате к-рого в нояб. того же года был перезаключен договор с Севастопольским райисполкомом только на 2 церкви: пещерную - сщмч. Климента (с приделами св. Мартина и ап. Андрея Первозванного) и наземную - Св. Троицы.
20 янв. 1926 г. решением президиума Севастопольского райисполкома И. м. был окончательно упразднен и перешел в подчинение Местхозу города. Через 20 дней было принято решение о ликвидации Никольского собора, Благовещенской, Пантелеимоновской, Вознесенской и Димитриевской церквей. После Крымского землетрясения 1927 г. в Никольском соборе и Благовещенской ц., находившихся на плато Монастырской скалы, образовались трещины и, согласно постановлению ЦИК Крымской АССР, храмы надлежало разобрать (Там же. С. 53). В 1927 г. было проведено 2 крестных хода: 8 авг.- из Троицкой ц. к часовне у городской водокачки; 8 дек. (в храмовой праздник) - с иконой сщмч. Климента из севастопольского кафедрального Покровского собора в Инкерман и обратно. В том же году в соответствии с распоряжением ЦИК Крымской АССР религ. об-во Климентовской ц. было распущено, но 28 дек. 1930 г. по ходатайству верующих вновь зарегистрировано. Членами исполнительного органа об-ва, состоящего из 20 чел., стали: «председатель - В. М. Чеботарев, 56 лет, архимандрит; казначей - Н. Д. Кисель, 63 лет, чернорабочий; секретарь - Т. А. Попова, 35 лет, портниха».
В окт. 1927 г. решением Севастопольского райисполкома монастырская часовня, возведенная на месте захоронения воинов Инкерманского сражения, была передана детскому саду (в связи с тем что не использовалась верующими для богослужений с 1925), а 10 февр. 1928 г. решением ЦИК Крымской АССР упразднена; 3 февр. 1930 г. была ликвидирована Троицкая ц. 15 дек. 1931 г. был закрыт последний храм древнего мон-ря - Климентовский - по решению ЦИК Крымской АССР: «Ввиду отказа от дальнейшего пользования молитвенным зданием со стороны религиозного объединения православную церковь в Инкермане ликвидировать. Так как здание данной церкви имеет историческое значение - передать таковое в ведение ОХРИСа. Председатель Крым. ЦИКа Тархан» (ГА г. Севастополя. Ф. 79. Оп. 1. Ед. хр. 152. Л. 61). Последними насельниками обители были настоятель архим. Венедикт (Чеботарёв), о. Прокопий (Качан) и два 85-летних старца - о. Герман (Андриевский) и о. Митрофан (Бороздин). 8 марта 1932 г. имущество И. м. по описи было передано Севастопольскому музейному объединению: 2 мраморных престола, 68 икон, деревянная люстра, 2 дубовых престола, металлический и деревянный иконостасы и т. д. Всего 105 ценных предметов на сумму 262 р. (Там же. Ед. хр. 152. Л. 69). В том же году в пещерной ц. св. Мартина была устроена музейная выставка, которая просуществовала недолго: в 1936 г. ее закрыли, т. к. экспонаты портились от сырости. Последующие годы обитель находилась в запустении, помещения эпизодически использовались жителями поселка в качестве жилья либо по другому назначению. Так, в храме сщмч. Климента временно размещался запасной приемный радиоцентр, а в Пантелеимоновском была устроена пекарня.
Софийский мон-рь после 1922 г. стал оплотом монашества, в 1926 г. иноки во главе с игум. Феодосием (Гринёвым) организовали службу при храме и объявили о создании нового мон-ря (Катунин. 2000. С. 50). В нач. 20-х гг. монастырские гостиничные номера были заселены временными постояльцами, с 1923 г.- семьями служащих ВОХР железнодорожных мостов, 2 монашеских корпуса на плато скалы - семьями рабочих-поденщиков (ГА г. Севастополя. Ф. 79. Оп. 1. Д. 1. Л. 153, 174-177). Летом 1926 г. корпуса были юридически закреплены за служащими постов ВОХР; ходатайство сельсовета об организации в части помещений школы было отклонено из идеологических соображений. В дек. 1926 г. сотрудник Севастопольского военно-исторического музея П. П. Бабенчиков подал в Сев. РИК докладную записку о том, что пещерная церковь как памятник истории должна быть включена в экскурсионные маршруты. Предлагались расторжение договора с религ. об-вом и передача древнего пещерного храма в ведение музея. На какое-то время монахам удалось отстоять здание, но 12 июля 1928 г. церковь была окончательно закрыта и 19 июля передана Херсонесскому музею (Катунин. 2000. С. 50-51).
Во время Великой Отечественной войны при обороне (1941-1942) и освобождении (1944) Севастополя в Инкермане также проходили тяжелые бои. В пещерных помещениях И. м. размещался командный пункт 25-й Чапаевской стрелковой дивизии Приморской армии, после окончания войны при входе в пещерный монастырский комплекс была установлена мемориальная доска. Братская могила воинов 25-й стрелковой дивизии находится у подножия Монастырской скалы. На небольшом кладбище XIX-XX вв., расположенном на плато скалы, сохранилось надгробие с посвящением одному из защитников Севастополя: «Пулеметчику Дмитриченко, геройски погибшему 2 мая 1942 года, прикрывая отход раненых, женщин и детей». В ходе боев пострадали Троицкая ц., монастырская гостиница, братские корпуса на плато Монастырской скалы, Никольский собор, Пантелеимоновский храм. После окончания войны собор и храм были разобраны на камень (Филиппенко. 1997. С. 85).
С 1991 г., при еп. Симферопольском и Крымском Василии (Златолинском), началось возрождение древних храмов как приходских. 4 марта 1993 г., при архиеп. Симферопольском и Крымском Лазаре (Швеце), был официально зарегистрирован мон-рь сщмч. Климента. Много труда и сил положил на его возрождение, как и ряда др. древних святынь Крыма, архим. Августин (Половецкий; † 1996). За 7 лет подвижнической деятельности он восстановил из руин 3 севастопольских храма, скит и 2 мон-ря, первым из к-рых был Климентовский. Трагически погибший архим. Августин был погребен в ограде возрожденной им обители у подножия Монастырской скалы.
В 2009 г. в И. м. действующими являются 5 храмов: пещерные Климентовский, Андреевский, Мартиновский, полупещерный Пантелеимоновский и наземный Троицкий. Готовятся к возрождению пещерный храм св. Димитрия Солунского и Никольский собор. Главная святыня обители - рака с частицей мощей сщмч. Климента Римского, переданная в 90-х гг. ХХ в. из Киево-Печерской лавры. Храм древнего мон-ря Св. Софии в 90-х гг. ХХ в. был освящен в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и передан возрожденному И. м.
К И. м. приписаны храм во имя прп. Евстратия Киево-Печерского в с. Терновка (перестроен из жилого дома архим. Августином и игум. Борисом; освящен в 1995) и Преображенский скит в окрестностях с. Терновка, в лесистом верховье глубокой Монастырской балки на бывш. монастырских землях. Восстановление было начато в 1995 г. архим. Августином. На территории скита находится древний источник св. Феодора, знаменитый своей целебной водой, и 2 действующих храма: Преображения Господня и прп. Кассиана, Учемского чудотворца.
В И. м. проживает ок. 15 насельников, настоятель - игум. Иов (Бородулин).