[серб. Jован] (Раич) (11.11.1726, Сремски-Карловци, Сербия - 11.12.1801, мон-рь Ковиль, там же), архим., богослов, историк и поэт. В 6 лет пошел в «славянскую школу» в г. Сремски-Карловци, в к-рой преподавал прибывший из России по приглашению Карловацкого митр. Викентия (Йовановича) Эммануил Козачинский. Затем обучался в гимназиях в Комароме и Шопроне (Венгрия). Летом 1753 г. из Шопрона направился пешком в Киев, где, согласно аттестату, с 26 сент. 1753 по 21 мая 1756 г. изучал богословие и был «меж первейшими учениками признан». После окончания учебы ок. полугода провел в Москве и затем вернулся на родину. В 1757 г. вновь приехал в Киев, откуда отправился в паломничество по св. местам: посетил К-поль и Св. Гору (путешествие описал в кн. «Мореплавание Ивана Раича»). По возвращении домой в 1759 г. получил место преподавателя сначала в богословско-учительской школе в Сремски-Карловци, затем в 1764 г. в богословском уч-ще в г. Нови-Сад. 12 мая 1772 г. принял монашество и с июня того же года до смерти оставался архимандритом мон-ря Ковиль.
По свидетельству современников, И. спал по 5-6 часов в день, 2-3 часа молился и ежедневно 15-16 часов читал и писал. Полученное в России образование позволило ему стать известным серб. богословом. Он писал полемические богословские трактаты, церковные поучения, составлял обрядовые книги, занимался историей христианства. Им были написаны «Малый катехизис» (Вена, 1776), «Великий синодальный катехизис» (Сремски-Карловци, 1904), «Камень веры», «Теологическое тело», «Слово о грешном человеке» (Венеция, 1764) и др. произведения. Его называли серб. Златоустом, а он видел свою задачу в том, чтобы прежде всего защищать сербов от унии, навязываемой Габсбургской монархией. Большинство его церковных сочинений основаны на трудах известных русских богословов или являлись их переводами: напр., он перевел «Священную историю» митр. Московского Платона (Левшина) (Свещенна исторije ради малолетне дечице краткима вопросама и oтветама сочинена у Москви 1782 лета. Будим, 1809). По свидетельству митр. Карловацкого Стефана (Стратимировича), И. не прельщала церковная карьера и он 15 раз отказывался от поставления в сан епископа.
Главным трудом И. стала 1-я фундаментальная история сербов и «остальных храбрых славянских народов» (История разных славянских народов, наипаче Болгар, Хорватов и Сербов. Виена, 1794. Књ. 1-3; 1795. Књ. 4; Будим, 18232. Књ. 1-4; Краљево, 2002. Књ. 1-4), над которой он работал в течение 10 лет после возвращения из России. «История...» написана на основе трудов визант., лат. и др. иностранных историков, «Славяно-сербских хроник» Георгия Бранковича, соч. «Славянское царство» далматинского историка М. Орбини, с к-рым автор познакомился по рус. переводу 1722 г., и собственных архивных изысканий. Над законченной в 1768 г. рукописью И. продолжал работать до издания произведения в 1794-1795 гг. в Вене, в серб. типографии С. Новаковича. Первый том «Истории...» в 1795 г. был также напечатан в С.-Петербурге, однако издание не было продолжено по цензурным соображениям. В предисловии к сочинению И. с сожалением замечает, что все народы имеют славную историю и только сербы забыты и презираемы, и если в каких-то книгах и есть упоминания о сербах, то чаще всего неприязненные, сопровождаемые клеветой; их авторы выдают слав. храбрость за варварство, добродетели славян за пороки, а их славные дела замалчивают. В своей книге И. хотел показать соотечественникам величие серб. истории, пробудить у них патриотические чувства и «приумножить славу всех славян». Выход в свет «Истории...» стал возможен благодаря протекции митр. Стефана (Стратимировича) и содействию рус. послов при австр. дворе кн. Д. М. Голицына и гр. А. К. Разумовского. По просьбе писателя неск. экземпляров митр. Стефан отправил в Россию. За свой подвижнический труд И. был награжден имп. Екатериной II большой золотой медалью с образом царицы; через рус. посольство в Вене ему было передано 100 голл. червонцев от императрицы.
И.- автор лит. произведений, в т. ч. аллегорической поэмы «Бой змея с орлами» (1791) (Боj змаjа са орлови / Приред.: М. Д. Стефановић. Београд, 2008), воспевающей борьбу христиан с турками, он сделал авторский перевод драмы Э. Козачинского «Царь Урош» (Трагедиjа сиречь Печалная повесть о смерти последнего царя сербского Уроша V и о падении сербского царства. Будим, 1798) и др.