ИОВА ПОЧАЕВСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXV , С. 344-349
опубликовано: 9 ноября 2015г.

ИОВА ПОЧАЕВСКОГО ПРЕПОДОБНОГО МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

(Берлинско-Германская епархия РПЦЗ), расположен в зап. части г. Мюнхена (Германия) в р-не Пазинг-Оберменцинг. Первоначально монашеская община, являвшаяся предшественницей обители в Мюнхене, была основана в 1923 г. в с. Ладомирове (Владимирове) (совр. Словакия). После присоединения этих территорий в 1919 г. к Чехословацкой республике среди местного населения началось движение за выход из состава греко-католич. Церкви и переход в Православие. В 1922 г. сенатор (депутат Верхней палаты Чехословацкого парламента) Юрий Лажо обратился к главе Чешской правосл. общины в Праге архим. Савватию (Врабецу) с просьбой направить священнослужителя для пастырской деятельности в Вост. Словакии. Архим. Савватий пригласил для этой цели в Чехословакию постриженника Почаевской лавры архим. (впосл. архиепископ) Виталия (Максименко), проживавшего в Сербии. В марте 1923 г. архим. Виталий прибыл в Прагу и указом архиеп. Савватия от 1 апр. 1923 г. был направлен для служения в села Ладомирово, Вагринец и Крайне-Чьерно в Вост. Словакии. В канун праздника Благовещения Пресв. Богородицы в 1923 г. архим. Виталий прибыл в пос. Вишни-Свидник близ с. Ладомирова, где со временем устроил домовую ц. во имя Св. Троицы и канцелярию. 21 нояб. 1923 г. в Ладомирове состоялась закладка храма во имя арх. Михаила. Закладной камень освятил еп. Вениамин (Федченков), занимавший Карпаторусскую кафедру (в юрисдикции архиеп. Савватия, находившегося в подчинении К-польского Патриархата). Большую часть средств на сооружение храма пожертвовали местные жители, а также православные русины, проживавшие в Америке. Храм, построенный по проекту инженера В. Леонтьева (впосл. иером. Иов), освятил в 1924 г. архиеп. Савватий.

Еще до отъезда в Словакию архим. Виталий получил от Архиерейского Синода РПЦЗ поручение возродить действовавшую до 1917 г. типографию прп. Иова Почаевского, к-рая служила бы нуждам рус. церковного зарубежья. Помимо этого архим. Виталий уже в 1923 г. предпринял ряд мер по строительству храма, при к-ром устраивалось миссионерское братство. Оно должно было продолжить традиции типографского братства, основанного в 1903 г. при Почаевской лавре. 29 окт. 1923 г. архиеп. Савватий санкционировал создание в Словакии «Миссионерского стана» во главе с архим. Виталием. Первоначально центром миссии был Вишни-Свидник, где в 1924 г. начала работать и типография. В 1924-1926 гг. в Ладомирове для миссии было построено новое здание. В 1926 г. архим. Виталий полностью переселился в Ладомирову и перенес туда миссию с типографией. К этому времени к архим. Виталию присоединились единомышленники из числа рус. эмигрантов и местных жителей.

До 1928 г. все правосл. общины Вост. Словакии признавали каноническую власть архиеп. Савватия. Спор о юрисдикции, охвативший в 1923-1926 гг. Чешские земли и Подкарпатскую Русь, поначалу не коснулся Словакии. Лишь 1 апр. 1928 г. в Медзилаборце состоялось собрание представителей 26 правосл. общин Словакии, на к-ром было принято решение о выходе из юрисдикции архиеп. Савватия и переходе в состав Сербской Православной Церкви. Миссионерская община в Ладомирове также перешла в подчинение серб. епископам, назначавшимся для служения в Подкарпатскую Русь. При этом типография обеспечивала богослужебной и иной церковной лит-рой эмигрантские общины по всему миру и потому сохраняла тесную связь с Архиерейским Синодом РПЦЗ, решением которого 2 марта 1927 г. она была официально утверждена. В июле 1928 г. Ладомирову посетил делегат Сербской Церкви в Подкарпатской Руси еп. Серафим (Йованович). Он полностью поддержал издательские и просветительские инициативы архим. Виталия. Кроме того, еп. Серафим рекомендовал ввести в миссии монашеский общежительный устав. Так, к нач. 30-х гг. XX в. миссия была преобразована в полноценный мон-рь.

В 1928 г. в И. П. м. приехали иером. Серафим (Иванов; впосл. архиепископ) и 2 бывш. насельника Спасо-Преображенского Валаамского монастыря иеромонахи Хрисанф (Малыхин) и Филимон (Никитин). В последующие годы братия пополнилась новыми деятельными членами, в числе к-рых были иером. Антоний (Ямщиков; впосл. монастырский пчеловод) и главный печатник братства прп. Иова, иконописец иеродиак. Киприан (Пыжов; впосл. архимандрит), расписавший храм в Ладомирове, благочинный иером. Иов (Леонтьев), с 1946 г. архимандрит и первый настоятель мюнхенской обители прп. Иова Почаевского, выпускник Сергиевского богословского ин-та в Париже Савва (Струве). В 1939 г. в Ладомирову переехал начальник Цейлонской духовной миссии архим. Нафанаил (Львов; впосл. архиепископ). В те же годы в братию И. П. м. были зачислены иером. Виталий (Устинов; впосл. митрополит, Первоиерарх РПЦЗ), а также уроженцы Словакии В. Шкурла (впосл. митр. Лавр, Первоиерарх РПЦЗ), и В. Ванко (впосл. архимандрит Джорданвиллского во имя Святой Троицы монастыря Флор). Число братии увеличивалось: если в 1923-1926 гг. здесь трудилось не более 3-4 чел., то к 1929 г.- 20 чел. К 1934 г. в И. П. м. проживало 30 насельников, в т. ч. игумен, иеросхимонах, 5 иеромонахов и иеродиакон. С этого времени и до эвакуации миссии из с. Ладомирова (в 1944) братия состояла из 25-30 чел. В 1931-1932 гг. в Ладомирове был построен новый корпус (освящен 29 авг. 1932), в котором разместились типография, трапезная, кухня и 10 келий.

После назначения в 1931 г. в Подкарпатскую Русь и Вост. Словакию первого постоянного архиерея в юрисдикции Сербской Православной Церкви еп. Дамаскина (Грданичкого) обсуждалась возможность епископской хиротонии архим. Виталия с тем, чтобы он в качестве викария Мукачевско-Прешовской епархии Сербской Церкви окормлял приходы на территории Словакии, однако этот проект не был реализован. В мае 1934 г. архим. Виталий был хиротонисан во епископа Детройтского, управляющего приходами РПЦЗ в Сев. Америке, а руководство мон-рем было поручено игум. Серафиму (Иванову); в окт. 1935 г. он был возведен в сан архимандрита. Архиеп. Виталий нек-рое время был настоятелем и регулярно посещал обитель, насельники которой числились в клире Мукачевско-Прешовской епархии. Это привело к конфликту с еп. Дамаскином, который настаивал на полном подчинении миссии своей канонической власти. Конфликт между Сербской Церковью и Синодом РПЦЗ был преодолен лишь после назначения на Мукачевско-Прешовскую кафедру еп. Владимира (Раича); 24 февр. 1939 г. он официально признал общину в Ладомирове ставропигиальной обителью в юрисдикции Архиерейского Синода РПЦЗ.

Одновременно, чтобы упрочить положение И. П. м., архим. Серафим в 1936 г. подал для регистрации в органы внутренних дел в Братиславу устав «Общины братьев св. Иова Почаевского, покровителя церковного русского книгопечатания с центром в Ладомирове» (Spolok bratov sv. Jova Pocajevskeho, patrona cirkevneho ruskeho knihtlaciarstva so sidlom v Ladomirovej). 15 марта 1937 г. устав был утвержден Министерством внутренних дел Чехословакии. С этого времени братство официально действовало как христ. культурно-общественная организация.

С авг. 1935 г. И. П. м. также осуществлял руководство основанным в 1929 г. Благовещенским скитом в с. Горбки (ныне Виноградовского р-на Закарпатской обл. Украины); с 1939 г. эта обитель преобразована в женскую и приписана к Липчанскому женскому монастырю. Вторая пол. 30-х гг. XX в. была наиболее успешным временем деятельности миссии, издания к-рой распространялись среди рус. эмигрантов по всему миру. Получая заметную финансовую прибыль от продажи книг, в 1937 г. братия обители построила странноприимный дом. Созданный при миссии в 1933 г. рус. хор регулярно выступал с концертами в различных населенных пунктах Словакии. С 1930 г. в миссии регулярно проводился праздник русской Рождественской елки для детей. Также миссия принимала активное участие в ежегодном праздновании Дня русской культуры. В Ладомирове действовала школа для детей местных жителей, в которой преподавались как общеобразовательные, так и вероучительные дисциплины. Ученики также обучались типографскому делу. В 1937 г. по инициативе миссии на военном кладбище в Ладомирове была заложена часовня в память рус. воинов, погибших в Словакии в годы первой мировой войны. В 1938 г. на Русской правосл. выставке в Женеве деятельность миссии была представлена в виде отдельной экспозиции. Благодаря просветительской деятельности братии число православных в Вост. Словакии ежегодно росло. Так, если по переписи населения 1921 г. в Словакии проживало ок. 2100 граждан правосл. исповедания, то к 1940 г. их было уже 12,5 тыс. чел.

Большое значение имела подготовка кандидатов в священники для правосл. приходов Вост. Словакии. К 1940 г. было подготовлено не менее 20 чел. 23 сент. 1940 г. Архиерейский Собор РПЦЗ утвердил «Положение о пастырско-богословских курсах при братстве прп. Иова Почаевского в Ладомирове». Курсами, действовавшими в стенах И. П. м. в 1940-1944 гг., заведовал настоятель обители архим. Серафим (Иванов).

И. П. м., к-рый до второй мировой войны являлся одним из важнейших очагов русского монашества в рассеянии, одновременно был и крупнейшим церковно-издательским центром рус. зарубежья, чаще именуясь в этом качестве как Православное типографское монашеское братство прп. Иова Почаевского (Почаевское или Ладомировское братство). Действовавшая с осени 1924 г. в Вишни-Свиднике, а с 1926 г. в Ладомирове Русская церковная типография прп. Иова Почаевского (иногда также называлась Церковной типографией при православной миссии в Словакии) обеспечивала богослужебными книгами и литургическими календарями фактически всю русскую эмиграцию. Первые издания были напечатаны гражданским шрифтом, а с 1926 г. для печатания богослужебных книг применялся уже церковнославянский шрифт. Выпускавшимся в Ладомирове Православным русским календарем с типиконом пользовалось, по оценкам архим. Серафима (Иванова), 75% рус. храмов зарубежья. Также ежегодно выпускались и распространялись по подписке «Русские народные календари», включавшие помимо церковного календаря тексты религиозно-просветительных брошюр, опубликованных в течение года. Широкое распространение в рус. эмиграции получил и вышедший в 1930 г. «Православный сборник для мирян».

Широкую известность принес Ладомирове «Великий сборник» - 4-томное собрание главных церковных служб, восполняющее отсутствие Октоиха, Миней и Триодей. В 1931 г. была издана 1-я часть (Часослов, Октоих и Общая Минея); в 1932 г.- 2-я (Праздники), в 1934 г.- 3-я (Триодь Постная и Цветная). Все 3 части «Великого сборника» были изданы одним томом в 1934 г., причем ко 2-й части были добавлены каноны св. вмч. и целителю Пантелеимону, св. Серафиму Саровскому и прп. Иову Почаевскому. 4-я часть (Каноны воскресные, седмичные, общие святым, праздничные, из Триоди Постной и Цветной) была напечатана отдельным томом без указания года издания.

В апр. 1928 г. церковная типография прп. Иова Почаевского выпустила первый номер газ. «Православная Карпатская Русь» с подзаголовком «церковно-народный орган православного движения на Карпатской Руси и Восточном Словенску». В 1929 г. братия И. П. м. приняла участие в издании в Ужгороде Ветхого и Нового Завета в изложении для школ. В 1930 г. был выпущен противоуниат. катехизис «Где искать правду?» бывшего униат. священника прот. св. Алексия Товта, в 1933 г. издан Православный катехизис для карпаторуссов на карпаторусском наречии под редакцией митр. Антония (Храповицкого) и свящ. Алексия Ханата.

В сент. 1934 г. в И. П. м. было принято решение о преобразовании газ. «Православная Карпатская Русь» в более широко востребованный печатный орган. В объявлении о подписке на 1935 г. газета была названа «Православная Зарубежная Русь», однако затем для облегчения распространения ее в Польше и Прибалтике название изменили на «Православная Русь». С газетой сотрудничали: Предстоятель РПЦЗ митр. Антоний (Храповицкий), Шанхайский еп. свт. Иоанн (Максимович; впосл. архиепископ), архим. Иоанн (Шаховской; впосл. архиепископ), иером. Аверкий (Таушев; впосл. архиепископ), прот. Кирилл (Зайцев; впосл. архим. Константин); Н. Д. Тальберг, И. А. Ильин, И. С. Шмелёв, А. В. Карташёв. К 1939 г. тираж газеты достигал 2,5 тыс. экз., она распространялась в 48 гос-вах. В 1938 г. у газеты появилось приложение (вкладка) «Вера, Родина, Семья». С 1935 по 1940 г. в качестве приложения к газете братство публиковало ежемесячный религ. детский ж. «Детство во Христе» (с 1939 - «Детство и юность во Христе»). Основателем его стал инок Алексий (Дехтерёв; впосл. архиепископ), оформлением занимался свящ. Киприан (Пыжов); с нояб. 1939 г.- вместе со свящ. Нафанаилом (Львовым).

В 1939 г. вышел 1-й выпуск «Православного пути» как непериодического органа богословской и церковно-общественной мысли. Редакционный комитет возглавил архим. Филипп (Гарднер). «Православный путь», задуманный в противовес парижскому религиозно-философскому ж. «Путь», возобновился в США уже после войны и выходит поныне как церковно-богословско-философский ежегодник. В 1937 г. вышел 1-й каталог изданий И. П. м. (Почаевского братства) за 1924-1936 гг., включивший 38 названий книг и брошюр по 4 разделам: богослужебные книги и молитвословы, богословие и учебники, религиозно-нравственные книги и разные издания. В книжном каталоге 1940 г. названо уже 56 изданий.

Во время второй мировой войны Словакия, где располагался И. П. м., выступила как союзница Германии. В 1-й период войны ладомировские издания, прежде всего газ. «Православная Русь», продолжали распространяться в гос-вах германского блока и оккупированных ими странах, а также в Скандинавии, на Дальн. Востоке и в Юж. Америке. После нападения 22 июня 1941 г. Германии на Советский Союз газ. «Православная Русь» стала распространяться и на оккупированной нем. войсками территории СССР. Редакция «Православной Руси» во время Великой Отечественной войны занимала прогерманскую позицию, публикуя материалы с острой критикой как советского гос-ва, так и руководства Русской Православной Церкви.

По предложению архим. Иоанна (Шаховского) предназначаемые для России вкладные листы газ. «Православная Русь» и брошюры печатались в соответствии с новой рус. орфографией. В связи с массовым открытием храмов на оккупированной территории в с. Ладомирове было принято решение о резком увеличении выпуска катехизической и богослужебной лит-ры. Летом 1941 г. были отпечатаны Краткий богослужебный устав, «Православный русский календарь», сборник противоатеистических бесед; к осени издан Учебник Закона Божия архим. Нафанаила (Львова). К апр. 1942 г. тиражом 10 тыс. экз. был отпечатан наиболее востребованный Краткий православный молитвослов.

В мае-июне 1942 г. архим. Серафим (Иванов) посетил в Берлине ряд министерств (МИД, Министерство по делам Церкви, Министерство пропаганды) и получил разрешение на распространение ладомировских изданий как в Германии, так и на оккупированных территориях. Однако нем. власти запретили распространение «Православной Руси» в восточных областях рейха, жителям которых газета в первую очередь и предназначалась. К кон. сент. 1942 г. из с. Ладомирова было направлено в Берлин для распространения в Германии и в России 100 тыс. экз. Евангелий, молитвенников и брошюр. Также был выполнен заказ архим. Иоанна (Шаховского) на 300 тыс. Евангелий от Иоанна и 60 тыс. молитвенников. С апр. 1943 г. распространение рус. книг в Германии было запрещено. На оккупированных территориях СССР издания братства получили наибольшее распространение на Украине, в Крыму и на территории Курской и Белгородской областей.

Храм арх. Михаила при бывш. мон-ре прп. Иова Почаевского в с. Ладомирово (Словакия)Храм арх. Михаила при бывш. мон-ре прп. Иова Почаевского в с. Ладомирово (Словакия)К 1942 г. в Ладомирове отдельными малоформатными книгами печатались Евангелия от Матфея, Луки и Иоанна (общим тиражом 200 тыс. экз.), к июлю 1942 г. были отпечатаны 1-я часть Требника (состоявшего из 4 частей), 4 части 2-го издания Великого сборника и богослужебная Псалтирь, 2 выпуска Служебника и ряд миссионерских изданий; впервые были отпечатаны напрестольные Евангелия (3 тыс. экз.).

С 1 янв. 1943 г. «Православная Русь» была закрыта так же как и 109 др. газет и журналов в рамках проводившейся в Словакии политики экономии бумаги. За время перерыва в издании газеты было выпущено 2 номера ж. «Летопись Церкви. Церковно-литературный сборник». С 10 июня того же года выпуск «Православной Руси» возобновился. Проходившее с 21 по 26 окт. 1943 г. в Вене под контролем нем. властей совещание архиереев РПЦЗ отказалось признать каноничность избрания митр. Сергия (Страгородского) на Патриарший престол. Венское совещание постановило считать газ. «Православную Русь» общецерковным органом и изыскать средства для перехода на еженедельное ее издание (не было осуществлено). В кон. 1943 г. в Ладомирове вышел последний Православный русский календарь на 1944 г. Последней опубликованной братством в Ладомирове книгой стал Требник (5 тыс. экз.), появившийся в сер. мая 1944 г. 21 июля того же года в Ладомирове был издан последний (382/383) номер газ. «Православная Русь».

В послевоенный период издательская традиция типографии в Ладомирове продолжилась сразу в нескольких центрах: в крупнейшей типографии РПЦЗ в джорданвиллском Троицком мон-ре (США) и небольших рус. церковных типографиях в Гамбурге, Мюнхене, Лондоне, Бразилии и Канаде. Новые издательства обязательно помещали в своих изданиях логотип «Книгопечатни преп. Иова Почаевского».

31 июля 1944 г. ввиду приближения советских войск в соответствии с указанием первоиераха РПЦЗ митр. Анастасия (Грибановского) «в случае прихода большевиков, взяв с собой главные святыни, всей братии уходить всеми возможными путями» началась эвакуация большей части насельников из Ладомировы. Часть братии переселилась в Братиславу, др. часть - в Германию.

После эвакуации в с. Ладомирове остались лишь 3 насельника: игум. Савва (Струве) (с янв. 1945 архимандрит), мон. Вячеслав (Нестерёнок [Нестеренко]) и послушник В. Винокуров. В ходе боевых действий осенью 1944 г. здания миссии в Ладомирове были практически полностью разрушены, уцелел лишь монастырский храм. В 1945 г. игум. Савва (Струве) подал местным властям прошение о возмещении материального ущерба, нанесенного обители. Общую сумму ущерба он оценил в 1 860 762 чехословац. кроны. Однако компенсация выплачена не была, и обитель в Ладомирове более не возрождалась. В окт. 1945 г. игум. Савва в качестве главы делегации духовенства епархии передал прибывшему в Прагу еп. Орловскому и Брянскому Фотию (Топиро) прошение о приеме словац. правосл. общин в юрисдикцию РПЦ. 20-21 нояб. 1945 г. в Ладомирове при участии еп. Мукачевского и Пряшевского Владимира (Раича) состоялось собрание приходского духовенства словац. части епархии, участники к-рого обратились к епископу с прошением «отпустить» словац. приходы в юрисдикцию РПЦ. Решением Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви от 19 марта 1946 г. приходы Словакии, в т. ч. и храм бывшей ладомировской обители, были переданы в состав Чешской епархии РПЦ (см.: Шкаровский. 2009. С. 337). Окончательно община при ладомировской Михаило-Архангельской ц. прекратила существование в 1946 г. с уходом архим. Саввы (Струве) за штат. К 2010 г. бывш. монастырский храм арх. Михаила действует как приходской в составе Прешовской епархии Чешских земель и Словакии Православной Церкви.

В Братиславе один из рус. эмигрантов предоставил эвакуированным инокам здание на берегу Дуная, в котором была устроена домовая ц. во имя прп. Иова Почаевского и кельи. 20 авг. 1944 г. монастырский храм освятил архиеп. Пантелеимон (Рудык). Переселение монахов в Братиславу возглавлял благочинный и эконом иером. Иов (Леонтьев). 24 окт. 1944 г. Архиерейский Синод РПЦЗ постановил возвести иером. Иова в сан игумена за успешную эвакуацию братского имущества, в т. ч. 10 томов богослужебных книг, а его помощника иером. Киприана (Пыжова) наградить наперсным крестом за основание в Братиславе храма обители. Настоятелем братиславского подворья стал игум. Каллист, эвакуированный из Киева и ранее принадлежавший к т. н. Автономной УПЦ. Там же проживал иеросхим. Савва (Четвериков).

В Германии неск. насельников, архим. Серафим (Иванов), игум. Иов (Леонтьев), иером. Антоний (Медведев) и послушник П. Чернобыль (впосл. монах Нектарий), окормляли части вооруженных сил Комитета освобождения народов России. В мае 1945 г., после капитуляции Германии и прихода в Баварию амер. войск, 17 насельников под рук. архим. Серафима (Иванова) переехали из Германии в г. Женеву (Швейцария). В кон. 1946 - нач. 1947 г. эта группа насельников эмигрировала из Швейцарии в США, где составила большую часть братии Джорданвиллского мон-ря. Помимо архим. Серафима в нее вошли также архим. Агапит (Крыжановский), игумены Валентин (Богданов), Филимон (Никитин), Никон (Рклицкий), иером. Антоний (Медведев), Антоний (Ямщиков), Киприан (Пыжов) и др. Они вывезли в США святыни обители, оборудование монастырской типографии.

К кон. 1945 г. бывш. насельник ладомировского мон-ря игум. Иов (Леонтьев), не получивший разрешение на переезд в США из-за болезни, организовал монашескую общину при здании Синода РПЦЗ в р-не Богенхаузен (Мюнхен). В нее, кроме игумена, вошли духовник братии иером. Никодим (Нагаев; впосл. еп. Ричмондский РПЦЗ) и 4 послушника. Мюнхенская обитель приняла устав ладомировского мон-ря. В нач. 1946 г. для мюнхенских иноков было приобретено новое помещение бывш. школы (1939), в к-ром 28 авг. 1946 г. освящена ц. во имя прп. Иова Почаевского. Иконостас в древнерус. стиле расписал в 1944-1946 гг. иером. Киприан (Пыжов). 4 марта 1946 г. Синод официально утвердил 2 европ. подворья Иовского братства - временное в Женеве и постоянное в Мюнхене. Оба подворья непосредственно подчинялись Синоду на правах ставропигии. Мюнхенскую обитель возглавляли в 1946-1959 гг. архим. Иов (Леонтьев), в 1959-1966 гг.- архим. Корнилий (Малюшицкий), в 1966-1980 гг.- еп. Нафанаил (Львов), пребывавший на покое. В 1947 г. в мюнхенской обители проживало 32 чел., в 1948 г.- 46 чел., в 1950 г.- ок. 10 чел. В 1951 г. часть насельников И. П. м. во главе с иером. Игнатием (Ракшей) переселилась в Израиль. В кон. 40-х гг. ХХ в. архим. Иов открыл еще 2 подворья: в Ницце (Франция) под рук. иером. Феодосия (Трушевича) и в Германии с отдельным корпусом, домовым храмом и типографией при приходе св. Прокопия Устюжского в Гамбурге под началом архим. Виталия (Устинова). Наиболее активным было Гамбургское подворье, при котором в 1945-1948 гг. действовала типография им. прп. Иова, переведенная в 1948 г. в лагерь рус. беженцев Фишбек.

Келейный корпус с ц. прп. Иова Почаевского в мон-ре прп. Иова Почаевского в МюнхенеКелейный корпус с ц. прп. Иова Почаевского в мон-ре прп. Иова Почаевского в МюнхенеВ 1950 г. в мон-ре возобновилось типографское дело, монахи издавали Жития святых, молитвословы, церковные календари, периодику. В 50-х гг. XX в. в мон-ре действовали 2-годичные пастырские курсы, к-рыми руководил протопр. Василий Виноградов. В 1950 г. еп. Нафанаил инициировал открытие еще 2 мон-рей во Франции. Первый был открыт недалеко от Озуар-ла-Ферьер игум. Никодимом (Нагаевым), второй - в Юж. Франции, в г. По, где с 1867 г. существовала рус. церковь; ответственным за его создание стал иером. Пантелеимон (Рогов). Кроме них для организации подворий из Мюнхена были откомандированы еще 4 монаха (к 2010 действует только монастырь в Мюнхене, преемник почаевской традиции в Русском зарубежье). После назначения в 1971 г. на Венскую и Австрийскую кафедру настоятель обители еп. Нафанаил продолжал жить в мон-ре. Выйдя за штат, он оставался в обители, где и скончался.

В 1980 г. новым настоятелем стал архим. Марк (Арндт), хиротонисанный 30 нояб. 1980 г. во еп. Мюнхенского и Южногерманского. В 1981 г. И. П. м. перестал быть ставропигиальным, перешел в юрисдикцию Германской епархии РПЦЗ, в монастыре разместилось и епархиальное управление. В нач. 70-х гг. XX в. в Мюнхене действовало эмигрантское Общество друзей обители прп. Иова Почаевского, которое собирало средства для ремонта монастырского здания. Рядом с монастырем была поставлена деревянная часовня. После поездки еп. Марка летом 1981 г. на Афон в И. П. м. был введен афонский общежительный устав. Помимо архиеп. Марка и викарного еп. Агапита (Горачека) в число братии входят игум. Евфимий (Логвинов), иеродиак. Самуил (Недельский), несколько послушников. Главные послушания монахов - работа в типографии, в саду, на пасеке. Издается ж. «Вестник Германской епархии РПЦЗ» на рус. и нем. языках. Мон-рь поставляет свечи приходам Германской епархии РПЦЗ.

В Иовском храме обители хранятся частицы мощей апостолов Луки, Марка, Андрея, Варфоломея, Филиппа, Тимофея, архидиак. Стефана, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Николая Чудотворца, Спиридона, Григория Двоеслова, митр. Московского Петра, Митрофана Воронежского, Иоанна Тобольского, преподобных Иоанна Лествичника, Саввы Освященного, Феодора Студита. В храме почитается икона прп. Иова Почаевского, написанная иером. Киприаном (Пыжовым), а также ковчег с частицами мощей Киево-Печерских святых. С 1983 г. ежегодно 26-28 дек. в И. П. м. проводятся епархиальные молодежные съезды, в к-рых участвуют ок. 70 чел. из различных земель Германии, из Бельгии, Швейцарии и Франции, а также преподаватели богословских факультетов из Белграда, Афин и Фессалоники. В мае 2009 и в мае 2010 гг. состоялись крестные ходы из И. П. м. к расположенному в 12 километрах бывшему фашистскому концлагерю Дахау, посвященные памяти еп. Жичского свт. Николая (Велимировича), находившегося там в заключении.

Арх.: ГАРФ. Ф. 6343. Оп. 1. Д. 275.
Лит.: Cinek Fr. K náboženské otázce v prvnich letech naší samostatnosti, 1918-1925. Olomouc, 1926; Grigorič V. Pravoslávná cirkev ve státĕ Československém. Josefov (Praha), 1928 2; Бодасюк Л. К прибытию архиеп. Виталия // Правосл. Карпатская Русь. 1934. № 23. С. 1; 5-летие существования церк. типографии при Правосл. миссии на Словенску // Правосл. Рус. календарь на 1933 г. Владимирова, 1932. С. 70-76; Виталий (Максименко), архиеп. Реставрация рус. церк. типографии прп. Иова Почаевского // Там же, на 1934. 1933. С. 49-56; он же. Мотивы моей жизни. Джорд., 1955 2; [Серафим (Иванов), архим.]. Отец-владыка: К прибытию в обитель прп. Иова строителя ее архиеп. Виталия // Правосл. Русь. 1935. № 15. С. 1; Верин С. Правосл. рус. типографское монашеское братство прп. Иова Почаевского во Владимировой на Карпатах: Кр. обзор его истории и деятельности. Владимирова, 1940; Тальберг Н. Д. Полвека служения заветам прп. Иова // Правосл. Русь. 1953. № 2. С. 3-7; Серафим (Вербин), архим. О трагической смерти митр. Алексия (Громадского) и трех его спутников и о Дубенском мон-ре // Правосл. Русь. 1958. № 4. С. 11-12; Harbulová L. Ladomirovské reminiscencie: Z dejin ruskej pravoslavnej misie v Ladomirovej (1923-1944). Prešov, 2000; Сб. мат-лов по истории Св.-Троицкой семинарии: К 55-летию Св.-Троицкой семинарии: 1948-2003 гг. Джорд., 2003; Евфимий (Логвинов), иером. О почаевской традиции в Рус. Зарубежье // Еж. БК. 2007. Т. 1. С. 290-296; Шкаровский М. В. Мон-рь прп. Иова Почаевского в Словакии // Диаспора: Новые мат-лы. СПб.; П., 2007. Т. 9. С. 296-321; он же. Православие в Словакии // Он же. История рус. церк. эмиграции. М., 2009. С. 277-337; Marek P., Bureha V. Pravoslavní v Československu v letech 1918-1953: Příspĕvek k dĕjinám Pravoslavné církve v českých zemích, na Slovensku a na Podkarpatské Rusi. Brno, 2008; Marek P., Bureha V., Danilec Jj. Arcibiskup Sawatij (1880-1959): Nástin života a díla zakladatelské postavy pravoslavné církve v Československé republice. Olomouc, 2009.
В. Г. Пидгайко, В. В. Бурега
Рубрики
Ключевые слова
См.также