[греч. ᾿Ισαάκιος/᾿Ισάκιος, Δαλμάτος κα Θαῦστος] (2-я пол. IV - V в.), преподобные (пам. 3 авг.; пам. И.- 22 марта, 30 мая).
Существует 2 версии Жития И. Более полная (BHG, N 956) сохранилась в рукописи Vat. gr. 1671 (X в.) и издана болландистами (ActaSS. Mai. T. 7. P. 247-258). Ее перевод на слав. язык содержится в Супрасльском сборнике (XI в.), а также включен под 21 марта в ВМЧ митр. Макария (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. С. 37; Иванова К. Bibliotheca Hagiographica Balcano-Slavica. София, 2008. С. 493). Автор, по всей вероятности, был иноком Далмата мон-ря. Исследователи обычно датируют это Житие VI-VIII вв. (Dagron. 1970. P. 231; Lenski. 2004. P. 108). Краткая версия (BHG, N 955) остается неизданной, лат. перевод был осуществлен А. Липпоманом и издан вместе с полной версией Жития (ActaSS. Mai. T. 7. P. 258-260). Краткое синаксарное Житие И. (BHG, N 956b), содержащее некоторые сведения, не встречающиеся в др. версиях, было издано Ф. Алькеном в 1948 г. Н. Ленски высказал предположение, что обе редакции Жития, а также краткое синаксарное Житие восходят к одному архетипу (Lenski. 2004. P. 108). Исследователь Ф. Но упоминает о существовании еще одной версии Жития И.- в рукописи Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v - 226 и приводит из нее небольшой отрывок, однако полный текст до сих пор остается неизданным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).
Дополнительные сведения об И. и о Д. можно почерпнуть из Жития прп. Ипатия Руфинианского (Callinicos. Vie d'Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), к-рое, по мнению исследователей, является более достоверным с исторической т. зр. сочинением, т. к. оно было создано вскоре после описываемых событий; именно к этому Житию следует обращаться в случае сомнительных датировок.
Житие Д. также имеет неск. редакций. Сохранились 2 более полные версии (BHG, N 481-482) и 1 краткая (BHG, N 483). Издание версии BHG, N 482 было осуществлено А. Бандури в 1711 г. Житие BHG, N 481 было частично издано М. Гедеоном в 1899 г., полный текст остается неизданным и содержится в рукописи Paris. gr. 1453. Fol. 226v - 236v. Там же находится письмо свт. Кирилла, патриарха Александрийского, обращенное к Д.
Отдельного Жития Ф. не существует, однако в состав Императорского минология входит общее краткое Житие И., Ф. и Д., изданное В. В. Латышевым в 1912 г. (BHG, N 956e).
В 2003 г. было издано Похвальное слово И. и Д., составленное неким мон. Михаилом (BHG, N 956d).
Д. и Ф. упоминаются также в актах Вселенских Соборов; Д. состоял в переписке со свт. Кириллом, патриархом Александрийским, и участниками III Вселенского Собора.
Согласно Житию, И. происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в К-поль. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был имп. Валент (364-378). Когда император собирался на войну с варварами (речь идет о походе против вестготов 378 г.), И. неск. раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили И., а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из к-рого живым не выбиралось ни одно существо. Но 2 ангела (по краткому Житию, 3) чудесным образом избавили святого от гибели. Придя к императору в последний раз, И. предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.
О встрече И. с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блж. Феодорит Кирский (Theodoret. Hist. eccl. IV 34), Созомен (Sozom. Hist. eccl. V 40) и нек-рые другие.
В синаксарном Житии в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в др. редакциях: И. узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до К-поля, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения (Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 77). Эта история была впосл. пересказана историком Иоанном Зонарой (Zonara. Epit. hist. XIII 16).
После смерти имп. Валента на престол взошел имп. Феодосий I Великий (379-395). Услышав о пророчестве И., император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого И., согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать К-поль и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, И. попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для И., и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде К-поля, за городскими стенами. К И. приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Имп. Феодосий также неоднократно приглашал святого во дворец. И. всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения И. они всегда чудесным образом открывались. Через нек-рое время вокруг кельи И. был основан мон-рь, впосл. названный Далмата мон-рь, к-рый считался древнейшим в К-поле (Theoph. Chron. P. 443); там святой прожил до конца своих дней.
Почувствовав приближение смерти, И. созвал учеников, наставлял их в правой вере и выбрал среди них одного, по имени Далмат, к-рого назначил своим преемником.
После кончины святого император приказал совершить торжественное погребение с процессией к ц. Св. Ирины (к-рая тогда была кафедральным собором К-поля). Братия мон-ря и ученики святого испросили разрешение положить останки И. в ц. св. Стефана, построенной неподалеку от Далматского мон-ря. И. был погребен в алтаре этого храма, справа от св. престола.
Согласно Житию Д., он, так же как и И., был родом «с востока», служил схоларием в имп. гвардии, у него были жена и дети. Услышав об И. и о его благочестивой жизни, Д. пришел поклониться святому и получить благословение. Прожив с ним 7 дней, Д. собрался домой, но И. воспротивился этому, сказав, что Богу угодно, чтобы Д. оставался с ним до конца своих дней. Д. не ослушался повеления святого. Возвратившись домой, он обо всем рассказал жене, отдал ей все свое имущество и отправил ее вместе с дочерью на родину. Сам Д. вернулся в мон-рь к И., взяв с собой своего сына Ф. В монастыре он вел благочестивую жизнь, строго постился и раздавал нищим все, что ему приносили благодетели. Он стал известен в городе, и монастырь посещало еще больше людей, чем прежде; вскоре обитель назвали его именем.
К Д., как к справедливому судье, часто приходили, чтобы разрешить спор. Однажды к нему пришли 2 человека; один из них, начав обвинять другого, тут же онемел и не мог произнести ни слова. Тогда все поняли, что его обвинение несправедливо, и спор был решен в пользу обвиняемого.
В один год в Великий пост Д. не принимал пищи до Великого четверга, а в этот день, поев, лег на постель и был в забытьи 40 дней, до Вознесения. И. пришел и разбудил его, и Д. рассказал ему о своих видениях. Он чудесным образом незримо присутствовал на праздничной службе, на к-рой были неск. монахов из братии мон-ря, и знал, где кто стоял. Когда эти сведения подтвердили вернувшиеся монахи, слава Д. как провидца распространилась далеко за пределы мон-ря; святого посетили даже архиеп. Аттик и имп. Феодосий.
После кончины И. братия единодушно избрала Д. игуменом, архиеп. Аттик рукоположил его во пресвитера и поставил игуменом мон-ря. Когда архиепископом стал Несторий (428), он пришел в мон-рь к Д., чтобы получить его благословение. Но тот не пустил нового архиепископа к себе в келью и велел ему идти и каяться в грехах; т. о., Д. предвидел предстоящую смуту в церкви и возникновение ереси несторианства. Во время III Вселенского Собора, проходившего в Эфесе (431), его участники не могли отправить в К-поль послания о низложении Нестория, т. к. город был закрыт до окончания собора. Однако одно письмо все же дошло до столицы - это было послание, адресованное Д. Святой пробыл в мон-ре, ни разу не покидая его стен, 48 лет; его не заставили выйти даже просьбы императора во время землетрясений и др. бедствий. Однако на этот раз Д. покинул мон-рь и отправился в имп. дворец в сопровождении монахов и многочисленного народа. При встрече с имп. Феодосием святой сообщил ему решение Собора, убеждал в необходимости ссылки Нестория, а также беседовал с самим архиепископом. После этого Д. состоял в переписке с участниками Собора, в частности со свт. Кириллом, патриархом Александрийским. Тексты этих писем приведены в Житии, а также в деяниях Собора (Mansi. T. 4. Col. 1228-1232, 1257-1260) вместе с речью Д., обращенной к жителям К-поля (Ibid. Col. 1429-1430).
О Д. упоминал также Несторий в «Книге Гераклида Дамасского», описывая визит святого к императору и единодушное выступление всех к-польских монахов против Нестория (Nestorius. Le livre d'Héraclide de Damas / Trad. F. Nau. P., 1910. P. 241-246). В этом отрывке имп. Феодосий задает Д. вопрос, почему тот прежде отказался стать архиепископом К-поля, а теперь критикует нового пастыря (Ibid. P. 242-243). Однако информация о том, что Д. была предложена К-польская кафедра, др. источниками не подтверждается.
После низвержения Нестория и избрания нового архиепископа Д. получил титул «экзарх всех константинопольских монастырей» (варианты: «отец всех монахов», «архимандрит монастырей» и др.). Этот титул сохранялся за его преемниками по крайней мере до 542 г. Однако письмо участников Эфесского Cобора к Д., где ему и его последователям официально присваивается этот титул (см.: ActaSS. Aug. T. 1. P. 224), как было доказано, является позднейшей интерполяцией (Dagron. 1970. P. 268-269).
Д. скончался 2 авг., при архиеп. К-польском свт. Прокле (434-446). Согласно Житию прп. Ипатия Руфинианского,- за неск. лет до кончины этого святого (446), т. е. ок. 440 г. Его отпевание совершил архиепископ в Великой ц., и весь город пришел поклониться святому. Он был погребен 3 авг. в своем монастыре, и вскоре его мощи стали источать миро, которым исцелялось от различных болезней множество народа.
Преемником Д. стал его сын Ф. Сведений о нем практически не сохранилось, известно только, что он был участником IV Вселенского Собора (451) (Mansi. T. 6. Col. 752).
Исходя из текста Жития И., годом его смерти следует считать 383-й (это случилось при имп. Феодосии I (379-395), после объявления соправителем его сына Аркадия (383), при архиеп. Нектарии (381-397), в год консульства Меробавда и Сатурнина (383)). Однако др. источники такую дату не подтверждают. Согласно Житию Д., И. жил еще при архиеп. Аттике (406-425). Каллиник, автор Жития прп. Ипатия Руфинианского, также сообщает, что И. был жив еще в 406 г., когда посещал прп. Ипатия в его мон-ре. При этом др. версия Жития Д., изданная М. Гедеоном, подтверждает 383 г. как дату кончины святого (упом. имп. Феодосий и архиеп. Нектарий), однако сам издатель критически относится к датировкам этого сочинения, указывая на разнообразные несоответствия, встречающиеся в тексте (Γεδεών. 1899. Σ. 144-145).
Исследователи неоднократно затрагивали этот вопрос, и, по общему мнению, 383 г. нельзя считать годом смерти И. В наст. время общепризнанной является датировка его кончины периодом после 406 г. (см.: Pargoire. Les débuts. 1899. P. 124; Idem. Date de la mort. 1899. P. 145; Dagron. 1970. P. 233; Lenski. 2004. P. 109). Нек-рые исследователи более конкретно определяют год смерти святого. Так, А. Камерон относит кончину И. к 416 г. на основании данных о ц. первомч. Стефана, в которой были положены мощи И. (Cameron A., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkeley, 1993. P. 73-75). Существует мнение, что И. скончался в 424 или 425 г. (Παπαδόπουλος Σ. Γ. ᾿Ισαάκιος // ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 1007).
Считается, что имп. Феодосий, упоминаемый в Житиях И. и прп. Ипатия Руфинианского,- это Феодосий II (408-450), а не Феодосий I (Pargoire. Date de la mort. 1899. P. 139-140; Dagron. 1970. P. 233). При этом 383 год - это скорее всего год прихода в мон-рь Д., а не год смерти И., и в Житии И. произошло смешение этих дат. Однако такая ошибка может быть неслучайной. Ж. Дагрон высказал предположение, что изменение даты смерти И. было намеренным (Dagron. 1970. P. 245). Оно было вызвано желанием скрыть тот факт, что И.- это Исаак (Исаакий), один из главных противников свт. Иоанна Златоуста и активный инициатор его низложения. Этот Исаак упоминается в различных источниках, в т. ч. у Созомена и Палладия, еп. Еленопольского. Так, у Палладия в «Диалоге о жизни св. Иоанна Златоуста» дважды встречается некий Исаакий, «молчальник» и «предводитель лжемонашествующих» (PG. 47. Col. 21, 29). Предположение о тождестве И. и Исаакия впервые было высказано Ж. Паргуаром в 1899 г.; в доказательство ученый привел совпадения в их происхождении, положении в К-поле и датах жизни (Pargoire. Les débuts. 1899. P. 123; Idem. Date de la mort. 1899. P. 144-145). Дагрон и более поздние исследователи соглашались с этой т. зр. и объясняли неправильную датировку кончины И., указанную в его Житии, желанием автора не компрометировать святого и не сообщать неприятные факты его биографии (Lenski. 2004. P. 109; Hatlie. 2007. P. 67).
Н. Ленски считает, что И. прибыл в К-поль во время правления имп. Валента не по своей воле и что он был насильно завербован в Сирии в имп. армию и с войсками пришел в столицу. В доказательство этой т. зр. приводятся косвенные факты из Жития И. (обстоятельства встречи И. с имп. Валентом, обращение со святым военных и приближенных императора и др.) (Lenski. 2004. Р. 110-113).
В Синаксаре К-польской ц. и в Минологии имп. Василия II память и краткое Житие И. приводятся под 30 мая, общая память Д., Ф. и И.- под 3 авг. В полной версии греч. Жития И. датой его кончины указано 26 мая (однако это число как день памяти святого нигде не отмечено), в краткой версии - 27 марта. В этот день память И. встречается в древнейших агиографических памятниках (в Неаполитанском мраморном календаре (сер. IX в.), Канонарии при Синайском Евангелии (IX в.)). Также в некоторых греческих Минологиях память И. отмечена под 22 и 26 марта, а в ВМЧ митр. Макария - под 21 марта. В Житии И. из рукописи Paris. gr. 1453 датой кончины святого названо 30 авг., однако это число др. источниками не подтверждается.
Согласно О. Мейнардусу, частицы мощей И. и Д. хранятся в скиту Новая Фиваида на Афоне (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 166, 194).
Почитание И. в России связано с личностью имп. Петра I, день рождения которого (30 мая) совпал с днем памяти И. Император считал его своим небесным покровителем, и в честь святого был воздвигнут Исаакиевский собор в С.-Петербурге.
Память И. отмечена в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 300-301) под 29 или 30 мая без богослужебного последования.
В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. память И., Д. и Ф. не указана, однако в рукописных слав. Минеях студийской традиции под 30 мая содержится служба И., а под 3 авг.- И., Д. и Ф. Последование И. 30 мая состоит из канона, цикла стихир и седальна (см., напр.: ГИМ. Син. № 166, XI-XII вв.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 62); в нек-рых рукописях также выписывается кондак И. (напр.: РНБ. Соф. № 202. Л. 130, XI в.- см.: Новгородская служебная минея на май, XI в.: (Путятина Минея): Текст, исслед., указатели / Отв. ред.: В. М. Марков. Ижевск, 2003. С. 440). Служба И., Д. и Ф. включает канон, 4 стихиры и седален (напр., см.: ГИМ. Син. № 168, XII в.- см.: Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Т. 2. С. 72). В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 478-479) отмечается общая память И., Д. и Ф. под 3 авг.; последование состоит из отпустительного тропаря 4-го гласа ῾Ο Θεὸς τῶν πατέρων ἡμῶν̇ ( ), кондака, канона авторства Иосифа плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, неск. стихир и седальна; на литургии назначаются прокимен Пс 31. 11 со стихом, аллилуиарий Пс 111. 1, чтения дня. В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 155, 174) под 30 мая отмечается память И. и мч. Евтихия без богослужебного последования; 3 авг., в день памяти И., Д. и Ф., совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене.
В одной из ранних сохранившихся редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 216, 229), память И. отмечается под 30 мая; совершается служба с пением на утрене «Аллилуия»; 3 авг., в день памяти И., Д. и Ф., указан отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο Θεὸς τῶν πατέρων ἡμῶν̇ ( ). Аналогичные богослужебные указания содержатся на эти дни в первопечатном греч. Типиконе 1545 г. В первопечатном московском Типиконе 1610 г. последование И. 30 мая включает следующие песнопения: кондак 8-го гласа канон, цикл стихир-подобнов; под 3 авг. указаны посвященные И., Д. и Ф. кондак 2-го гласа канон, цикл стихир-подобнов, седален. В исправленном издании московского Типикона 1682 г. в последование И. под 30 мая был добавлен отпустительный тропарь 8-го гласа в остальном богослужебные указания под 30 мая и 3 авг. остались без изменений.
Последование И., содержащееся в совр. богослужебных книгах под 30 мая, по греч. и рус. Минеям не совпадает. В греч. Минее служба И. состоит из отпустительного тропаря плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа Ταῖς τῶν δακρύων σου ῥοαῖς̇ ( ), канона плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа без акростиха, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: Πάθεσι νεκρωθέντα (Страстьми умерщвленного), цикла стихир-подобнов, седальна. В совр. рус. Минее последование И. следующее: кондак 8-го гласа канон 8-го гласа без акростиха, ирмос: нач.: цикл стихир-подобнов; седален.
Последование И., Д. и Ф., содержащееся в совр. богослужебных книгах под 3 авг., включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο Θεὸς τῶν πατέρων ἡμῶν̇ ( ); кондак 2-го гласа Τοὺς ἐν ἀσκήσει ἐκλάμψαντας̇ ( ); канон авторства Иосифа с акростихом Θαιδροὺς ἀνυμνῶ τῶν μοναστῶν ἀστέρας. ῾Ο ᾿Ιωσήφ (Светлые воспою монахов звезды. Иосиф) плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Η κεκομμένη̇ ( ), нач.: Θωτ τῷ θείῳ φαιδρῶς ( ); цикл стихир-подобнов; седален; светилен (только в греч. Минее).
В рукописях сохранились песнопения И., Д. и Ф., не вошедшие в современные богослужебные книги: канон И. с именем автора (Георгия) в богородичнах плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: Τὸν ᾿Ισραὴλ ἐκ δουλείας̇ ( ), нач.: Τὰς τῶν χαρίτων ἀκτῖνας (Благодатные лучи) (AHG. T. 9. P. 332-339; РНБ. Соф. № 202. Л. 125 об.- 128 об., XI в.- см.: Новгородская служебная Минея на май, XI в. 2003. С. 435-438); вариант канона, посвященного И., из совр. рус. Минеи со 2-й песнью и с большим числом тропарей (AHG. T. 9. P. 320-331); канон И., составленный гимнографом Феофаном, с акростихом Σεπτὸν μοναστὴν μάρτυρα στερρὸν σέβω (Священного монаха мученика крепкого почитаю) 2-го гласа, ирмос: Δεῦτε, λαοί̇ ( ), нач.: Σὺ πατρικῆς δέσποτα δόξης ἀπαύγασμα (Ты, отчей, Господи, славы сияние) (Ταμεῖον. Σ. 206-207); канон Д., составленный Георгием Никомидийским, без акростиха плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа, ирмос: ῾Υγρὰν διοδεύσας̇ ( ), нач.: Θωτ τῷ τοῦ Πνεύματος (Светом Духа) (Ibid. Σ. 263); анонимный канон, посвященный И., Д. и Ф., без акростиха 4-го гласа, ирмос: ῎Αισωμεν τῷ Κυρίῳ̇ ( ), нач.: ᾿Ετήσιον ἐκτελοῦντες (Ежегодно совершающие) (AHG. T. 12. P. 12-20); кондак И. 4-го гласа «От востока, преподобне...» и цикл стихир-подобнов (РНБ. Соф. № 202. Л. 128 об.- 130, XI в.- см.: Новгородская служебная минея на май, XI в. 2003. С. 439-440); седален И. (AHG. T. 9. C. 327).
В восточнохрист. традиции наиболее ранние изображения И., Д. и Ф. известны в минейных циклах. Так, в росписи нартекса ц. Сорока мучеников в Велико-Тырнове (ок. 1230) под 3 авг. помещены И. и Д. на одрах, рядом с ними - Ф. В настенном минологии ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (1317-1318) также под 3 авг. изображены полуфигуры игуменов Далматской обители, но без И. В цикле на май сохранилась сцена посечения мечом святого в монашеских одеждах, названного Исаакием. Хотя в Житии И. ничего не сказано о мученической кончине святого, как монах-мученик (μοναστὴν μάρτυρα) он упомянут в каноне, составленном гимнографом Феофаном (см. разд. «Гимнография»). В минологиях с сохранившимися изображениями на май и авг. образы святых представлены в соответствии с днями их памяти: на фресках ц. Успения Богородицы монастыря Грачаница (ок. 1320) - И. в рост (май), ц. Вознесения мон-ря Дечаны (1348-1350) - И. в рост (май), И., Д. и Ф. по пояс (авг.); на миниатюрах из Минология на год с циклами двунадесятых праздников и из Жития вмч. Димитрия Солунского, 1327-1340 гг. (Bodl. F. 1. Fol. 41v - И.; Fol. 50 - И., Д., Ф.; везде по пояс). В греко-груз. рукописи (т. н. Афонской книге образцов; РНБ. O. I. 58. Л. 115 об., кон. XV в.) под 30 мая помещен нетипичный образ И.: он облачен не как преподобный в хитон и мантию, а как иерей - в подризник и фелонь, из-под к-рой видна епитрахиль, в правой руке держит кодекс. В росписи ц. свт. Николая в Пелинове (1717-1718, Черногория) ростовой образ И. включен в циклы на май и авг., т. о. он замещает изображения 2 др. далматских игуменов.
В рус. искусстве развитие получила в основном иконография И., к-рая представлена следующими типами: единоличным в молении (в повороте), с благословляющей десницей в сегменте; единоличным фронтальным; с Д. и Ф.; с избранными святыми; в житии. Облик святого соответствует распространенной схеме изображения преподобных и индивидуальных отличий не имеет: седовласый старец (в нек-рых иконописных подлинниках под 30 мая указано, что он «сед», а под 3 авг.- «рус»), форма и длина его бороды могут различаться, одежды монашеские, голова чаще не покрыта куколем, в руке - свиток.
В допетровское время почитание И. не было широко распространенным. На Соловках во времена игуменства свт. Филиппа (Колычева; 1548-1565) существовала Исаакиевская пуст. с часовней во имя прп. Исаакия Далматского (не сохр.), в к-рой могли находиться образы преподобного.
Наиболее ранним сохранившимся считается образ И. на правом поле московской иконы «Явление Богоматери прп. Сергию Радонежскому» (1-я пол. XVI в., ГТГ), где он показан в рост в паре с ап. Андреем. На небольшой (25,2×19,2 см) иконе сев. письма, созданной в допетровское время, представлен единоличный образ И. (XVII в., ГМИР). Св. старец с высоким лбом, с округлой коричневой бородой средней длины изображен в правой части доски в рост, вполоборота влево, стоящим на темно-зеленом поземе, фон иконы желто-охристый. В левой руке И. держит красный посох с круглым набалдашником, правая рука поднята вверх в молитвенном жесте в сторону благословляющей десницы в небесном сегменте в левом верхнем углу. Монашеское одеяние И. составляют охристый хитон, темная красно-коричневая мантия с черными разделками и сине-зеленая схима с киноварными крестами; голова не покрыта, куколь лежит на плечах; нимб обозначен тонкой красной линией; надпись киноварью: «АГ ПРП ИСАК ДАЛМА». Мерная икона из собрания А. А. Титова в позолоченном металлическом окладе (1-я пол. XIX в., ГМЗРК) датируется 1-й пол. XVIII в. И. изображен фронтально в рост в иконописной манере. На верхнем поле представлена поясная фигура благословляющего обеими руками Спаса Еммануила. У И. длинная, сужающаяся книзу борода с проседью, высокий лоб и седые волосы, голова не покрыта; правая рука поднята в сторону до уровня груди в двуперстном благословляющем жесте, в левой, опущенной вниз, святой держит развернутый свиток с текстом: «Не скорбите убо братие»; по сторонам нимба надпись: «ПРЕИСАКИ ДАЛМАЦКИ».
Самое большое количество памятников с образом И. появилось в эпоху имп. Петра I, «родильным святым» которого был преподобный. В основном изображения И. связаны с Исаакиевским собором в С.-Петербурге. Это входящие в систему художественного оформления собора и созданные в сер. XIX в. иконы, монументальная живопись, скульптура, произведения декоративно-прикладного искусства, а также вклады различных лиц, в т. ч. императоров. В 3-ярусном главном иконостасе собора в местном ряду справа от образа Иисуса Христа первоначально помещалась большая (488×212 см) икона И., написанная маслом в живописной манере Т. А. Неффом (1848, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор»). Святой представлен фронтально в рост, в монашеском облачении и схиме, голова покрыта куколем, на ногах сандалии. И. смотрит вверх, в левой опущенной руке держит развернутый свиток с рисунком-чертежом Исаакиевского собора, правой - указывает на свиток. Эта икона, как и др. иконы местного ряда, была заменена мозаичным образом, который находится в иконостасе. Мозаичный образ И. по оригиналу Неффа выполнили В. Е. Раев и Н. М. Алексеев. На проектном рисунке главного иконостаса (О. Монферран, 1841; Комитет по гос. контролю, использованию и охране памятников истории и культуры) можно видеть образ И. в иконографии Неффа (в нижнем ряду 3-й справа). Впосл. этот тип изображения И. получил распространение в разных видах изобразительного искусства.
Для отливки на главном колоколе Исаакиевского собора скульптор А. В. Логановский изготовил в низком рельефе глиняный медальон (1845) с поясным образом И. На колоколе были также помещены медальоны с поясными профильными изображениями имп. Петра I, имп. Екатерины II, императоров Павла I, Александра I и Николая I. Колокол был отлит валдайским мастером И. М. Стуколкиным (Серафимов, Фомин. 1903. С. 30).
На наружных дверях северного портика в центральной филенке на правой створке помещено скульптурное изображение И. работы И. П. Витали (1851), напоминающее икону работы Неффа (без храма на свитке). Парной изображению И. является фигура свт. Николая Чудотворца в филенке на левой створке двери. Модель дверей была закончена в 1849 г., двери установлены в 1852 г. (отлиты из бронзы гальванопластическим способом на заводе герцога Лейхтенбергского).
Резная из слоновой кости икона с единоличным изображением И. (1858?, Гос. музей-памятник «Исаакиевский собор») была выполнена с.-петербургским резчиком Я. П. Серяковым и преподнесена имп. Александру II. Эта икона стала вкладом императора в кафедральный собор вскоре после его освящения и хранилась на аналое у левого клироса. Костяной средник с округлым завершением заключен в раму из черного дерева и закрыт стеклом. И. изображен прямолично в рост, в схиме, с куколем на голове. По периметру иконы - дарственная надпись: «В память рождения императора Петра Перваго сооруженъ соборъ во имя преподобнаго Исаакия Далматскаго въ Санкт-Петербурге и освящен мая [30] дня [1858] года при императоре Александре Второмъ» (Там же. С. 81, 83; Религ. Петербург. 2004. С. 253. Ил. 439).
В собрании ГМИР хранится подвесное фарфоровое яйцо (высота 10 см) с изображением И., близким по иконографии к образу работы Неффа. Очевидно, это яйцо входило в большую серию пасхальных фарфоровых яиц с изображениями святых (копируют живописные образы Исаакиевского собора), выполненную в 50-70-х гг. XIX в. на Имп. фарфоровом заводе в С.-Петербурге (Пасхальные дары. 2001. С. 83. Кат. 10). Святой представлен в 3/4 роста в легком повороте; над нимбом надпись: «Прп Iсаакiй Далматский» (Правосл. Петербург. 2003).
Для мозаик храма Воскресения Христова (Спаса на крови) в С.-Петербурге Н. Н. Харламов сделал картоны неск. мозаик, в т. ч. с изображением И. и парной ему фигуры свт. Стефана Пермского (мозаики помещены на сев. стене на откосах центрального окна нижнего ряда, на вост. и зап. сторонах соответственно). Ростовые образы святых выполнены в стиле академической живописи. Иконография И. традиционна, и вряд ли ее можно считать «результатом творческой фантазии художника» (Гусакова. 2004). И. представлен в образе старца с длинной, сужающейся книзу седой бородой, пряди волос выполнены энергичными линиями, создающими эффект динамики и напряжения. Монашеское облачение составляют оливковый подризник, темно-бордовая мантия, застегнутая вверху и внизу, синяя схима, куколь лежит на плечах. Правая рука с раскрытой ладонью поднята до уровня груди, в левой - свиток с текстом, приведенным по иконописному подлиннику сводной редакции (подлинники под ред. С. Т. Большакова и Г. Д. Филимонова): «Вечеръ и заутра и полудне повемъ возвещу и услыша гласъ мой».
Сохранились упоминания о ряде икон с единоличным изображением И. Так, в главном иконостасе собора свт. Спиридона Тримифунтского, размещавшегося в здании Адмиралтейства в С.-Петербурге, в местном ряду была икона И., «писанная на полотне, в сребряно-позлащенной 84 пробы ризе, с таковым же венцом, украшенным разноцветными камнями». Эта икона была создана, согласно надписи, «в память рождения Петра Великого 1672 года 30 мая». Икона (размер ок. 140×70 см) была помещена в золоченую раму под стекло. Как и некоторые др. иконы Адмиралтейского собора, она была перенесена сюда из Исаакиевского собора в 1821 г., после прекращения там служб в связи со строительством нового собора (Ставровский. 1906. С. 295).
Еще один образ И. (размер 45×38 см), «обложенный по краям серебряным вызолоченным бордюром», был подарен Исаакиевскому собору имп. Александром II. Он был поднесен императору в благодарность за устройство т. н. Галерного селения, что зафиксировано на серебряной пластинке внизу: «Угодник Божий, Преподобный Исаакий Далматский, святыми молитвами своими да поможет Тебе, Государь, Отец наш, в совершении всех начатых тобою великих дел к благу и счастию твоих верноподданных. От благодарных жителей Галерного селения 1863 года августа 30 дня». Икона находилась на аналое в киоте в приделе св. Александра Невского (Серафимов, Фомин. 1903. С. 84-85).
При создании ликов Иисуса Христа, Богоматери и И. для Исаакиевского собора по приказу императора в качестве руководства были сделаны копии с картин итал. живописцев. Такая икона-копия И. находилась на аналое за правым клиросом, др. копии хранились «при делах» собора (Там же. С. 75-76). На «анологии» у левого клироса находилась мозаичная икона И. «мелкой работы». В ее нижних углах были надписи («соч. Солнцевъ» и «1840 г. въ Моз. Веклеръ»), позволившие атрибутировать икону как работу Г. Ф. Веклера (по эскизу худож. Е. Г. Солнцева), к-рый обучался технике мелкомодульной мозаики в Риме. Преподобный был изображен со свитком в руке, в схимнической одежде, с непокрытой головой (Там же. С. 81, 83).
С Д. и Ф., игуменами Далматской обители, И. представлен на иконе нач. XX в. (старообрядческий Покровский собор на Рогожском кладбище в Москве; старообрядческая мастерская Я. А. Богатенко), украшенной серебряным басменным окладом (мастер Ф. Я. Мишуков, Москва, 1912-1917). Преподобные изображены в рост в молении Нерукотворному образу Спасителя: И. показан прямолично в центре, справа и слева от него в 3/4-ном повороте - Д. и Ф. И.- старец с длинной клиновидной бородой; в отличие от Д. и Ф. он в куколе, правая рука святого поднята до уровня груди, видимо в благословляющем жесте (кисть руки закрыта цатой), левая рука под мантией. Над головами святых - венчики с подвешенными к ним цатами, украшенными скаными узорами с голубой и зеленой эмалью и кабошонами камней. По мнению В. М. Сорокатого, «иконописец стремился суммарно воспроизвести стиль византийской живописи позднепалеологовского периода, известной ему скорее по типографским воспроизведениям, чем в оригиналах, либо подражал русским грецизирующим иконам XV - нач. XVI в.». В основе данной иконографии лежит календарный принцип, согласно к-рому эти святые имеют общий день памяти (3 авг.), соответственно подобное изображение включается в минейные циклы с той разницей, что обычно в центре находится фигура Д.
В соборе свт. Спиридона Тримифунтского в здании Адмиралтейства снаружи по сторонам входных дверей находились 2 большие иконы с ростовыми образами святых «Иосифа, Сергия, Зосимы, Исаакия Далматского, Александра Невского, Спиридона Тримифунтского»; иконы были выполнены усердием церковного старосты потомственного почетного гражданина Д. Полякова «в память чудесного спасения Государя Императора Александра II от руки убийцы 4 апреля 1864 года» и заключены в позолоченные рамы (Ставровский. 1906. С. 288). Выбор святых определялся, вероятно, тем, что у имп. Александра II св. Александр Невский был небесным покровителем, прп. Зосима Соловецкий - «родильным святым». Возможно, вместо прп. Зосимы Соловецкого изображен прп. Зосима Палестинский или прп. Зосима Ворбозомский, чья память, как и память прп. Иосифа Песнописца (или Киево-Печерского Многоболезненного) - небесного покровителя Осипа Комиссарова, отведшего руку убийцы от императора,- приходится на 4 апр., день покушения на императора и его чудесного спасения; престолы Адмиралтейского собора были освящены во имя свт. Спиридона Тримифунтского и И.
На иконе «Преподобные Исаакий Далматский и Анна Кашинская, с вмц. Екатериной, блгв. вел. кн. Александром Невским, вмч. Феодором Стратилатом и прп. Евфросинией Полоцкой» (1911, ГМИР), являющейся вкладом некоего Федора в Исаакиевский собор, И. представлен в среднике слева от прп. Анны Кашинской. Его иконография, включающая в т. ч. изображение храма на свитке, повторяет икону работы Неффа. В верхней части изображена Тихвинская икона Божией Матери, к-рая считалась покровительницей сев.-зап. земель, в Исаакиевском соборе находился чтимый список этого образа. Вкладная надпись на иконе объясняет ее создание «в память светлых торжеств»: празднования в 1908 г. 50-летия освящения Исаакиевского собора, возобновления почитания прп. Анны Кашинской и перенесения мощей прп. Евфросинии Полоцкой. Фигуры др. святых, очевидно, связаны с пожеланием заказчика изобразить небесных покровителей своей семьи (Религ. Петербург. 2004. С. 253. Ил. 438).
В собрании Музея-квартиры П. Д. Корина (филиал ГТГ) находится уникальная житийная икона И. романовских писем (1833, иконописец Максим Архиповский), созданная, согласно надписи на ней, «по усердию романов-борисоглебского первой гильдии купца Александра Ивановича Трутнева». Икона закрыта серебряным позолоченным чеканным окладом. На первом плане - ростовая фронтальная фигура И. (куколь на голове), ладонь правой руки раскрыта вовне на уровне груди, в опущенной левой - развернутый свиток. Вверху в облаках - «Отечество». Преподобный показан на фоне гористого пейзажа, где размещено 14 сцен из Жития святого: 1. И. в пустыне; 2. И. в К-поле обличает арианствующего имп. Валента; 3. И. молит имп. Валента защитить истинную веру, предрекая ему гибель за отступление от Православия; 4. Ангелы спасают И. от смерти в болоте; 5. И. в темнице; 6. Сражение имп. Валента с варварами; 7. Гибель имп. Валента в горящем амбаре; 8. И. перед преемником имп. Валента, Феодосием I Великим; 9. Вельможи Сатурнин и Виктор просят И. остаться в К-поле в той обители, которую они ему воздвигнут; 10. Изгнание еретиков из К-поля; 11. Сатурнин просит прийти И. в новый монастырь; 12. О том же просит И. Виктор; 13. Построение нового (Далматского) монастыря на средства обоих вельмож; 14. Кончина И. Клейма снабжены нумерованными житийными текстами, исполненными мельчайшими золотыми буквами на полях (на окладе тексты также воспроизведены). Тонкая миниатюрная живопись иконы отмечена «безупречным артистизмом», унаследованным от «лучших строгановских изографов» (Антонова. 1966. С. 142-144. Кат. 122. Ил. 141).
Горельефы со сценами из Жития И. украшают фронтоны портиков Исаакиевского собора. На восточном помещено изображение с предсказанием гибели имп. Валенту (1839-1841, франц. скульптор Ф. О. Лемер): слева в 3/4-ном повороте представлен И. с грозно поднятой вверх левой рукой, указывающей на небо, перед ним - имп. Валент, к-рый с трудом удерживается на взвившемся на дыбы коне, остановленном преподобным. На зап. портике представлен И., освобожденный имп. Феодосием I из темницы; он благословляет императора и его супругу Флаксиллу, к-рые встречают святого у Золотых ворот К-поля (модель закончена в 1843, горельеф установлен в 1845, скульптор Витали). Последняя сцена символизирует союз царской власти и Церкви (горельеф размещен на стороне собора, обращенной к зданиям Сената и Синода) не только в Византии: И. благословляет и представителей царствующего дома Романовых как преемников правосл. визант. традиции. Отливка рельефов (32 м в длину и 6,4 м в высоту) производилась на заводе Ч. Бердта в 1843 г. Гипсовый эскиз центральной группы горельефа работы Витали, показанный на выставке в АХ в 1842 г., находится в ГРМ (Кривдина. 2006. С. 54).
На левой створке внутренних Больших северных дверей, композиционно напоминающих Райские двери (Portadel Paradiso) флорентийского баптистерия Л. Гиберти, помещено 4 клейма со сценами из Жития И. Эти композиции, как и представленные на правой створке сцены из Жития свт. Николая Чудотворца, были выполнены в 1848-1851 гг. Витали при помощи скульпторов Р. К. Залемана и А. Н. Беляева. Изображены следующие сцены (сверху вниз): 1. И. и имп. Валент (зеркальное повторение центральной части композиции вост. портика); 2. Ангелы спасают И. от смерти в болоте; 3. Освобождение И. из темницы; 4. И. благословляет имп. Феодосия (повторение центральной части композиции зап. портика). Модель дверей была закончена в 1849 г., двери установлены в соборе в 1853 г. (Там же. С. 58). Как и наружные, внутренние двери были отлиты из бронзы гальванопластическим способом на заводе герцога Лейхтенбергского.
В сев.-зап. куполе Исаакиевского собора находится плафон «Прославленный Исаакий Далматский», живопись к-рого выполнена акад. Ф. Н. Риссом. Данная сцена представляет сидящего И. с воздетыми руками, к-рого возносят на небо ангелы; она нехарактерна для рус. церковного искусства (иконография восходит к композиции «Вознесение Богоматери») и не описана в Житии святого.
В минейных циклах образ И. помещается под 30 мая, когда отмечается день его памяти. Под 3 авг. он изображен вместе с Д. и Ф. В августовских минеях Д. обычно находится в центре композиции, по сторонам в повороте к нему - И. (слева) и Ф. (справа); вместе с ними может находиться прп. Антоний Римлянин, память к-рого приходится также на 3 авг. (или сцена его преставления в соседнем клейме). Иногда в циклах на авг. изображение 3 святых заменяется образом только И. (напр., на иконе «Минея годовая», нач. XIX в., УКМ).
На иконе «Святцы на май» из Сампсониевского собора в С.-Петербурге И. изображен в нижнем, 5-м ряду в небольшом повороте влево: старец с длинной округлой бородой, в монашеском одеянии - розовый подризник, темно-вишневая мантия и темно-зеленая схима; левая рука прижата к груди, в опущенной правой он держит свиток (Рус. икона. 2003. С. 22. Ил. на с. 23). На минее на авг. из того же комплекта икон представлены И., Д. и Ф., рядом с ними - прп. Антоний Римлянин (Там же. С. 28. Ил. на с. 29).
На костромской минейной иконе на май работы иконописца И. Ф. Липина (1758, КГОИАХМЗ) И. изображен в нижнем ряду: в рост, фронтально, борода округлая, средней длины, седые волосы расчесаны на прямой пробор; куколь на плечах, правая рука прижата к груди, в левой - свиток.
На иконе-минее на май (XVIII в., частное собрание) И. представлен в нижнем ряду вполоборота влево, руки прижаты к груди (Althaus K.-R., Koch G., Zacharuk R. Ikonen: Aus der Sammlung Dr. J. Schmidt-Voigt. Fr./M., [1990]. S. 258. Il. 125).
К XVIII в. относится ростовская эмалевая икона-минея на май из собрания ГМИР (50×40 см), где среди др. святых изображен и «Исааки Далмадски». Он имеет облик старца с седыми волосами и бородой средней длины округлой формы, одет в охристый подризник, лиловую мантию с ярко-розовыми отворотами и сине-зеленую схиму, левая рука прижата к груди, в правой - развернутый свиток без текста.
Вероятно, что в качестве основы для изображений на этих иконах-святцах были использованы гравированные листы Г. П. Тепчегорского (1-е изд.- 1714 г.; см.: Ермакова, Хромов. 2004. С. 37-53). Хранящиеся в РНБ гравированные святцы на 12 листах были изданы в 1722 г. и раскрашены в 5 красок. На каждом листе святые расположены в 5 регистрах. Изображение И. на майской минее (Там же. С. 43-44. Кат. № 33. 9) аналогично по размеру (56,2×44,1 см) и иконографии эмалевой иконе из собрания ГМИР. На иконе-минее на авг. представлены 3 преподобных: в центре - Д., слева - И., справа - Ф. (Там же. С. 45-46. Кат. № 33. 12).
Образы святых, согласно упоминанию их дней памяти в календаре, есть на минейных иконах на май и авг. из коллекции М. Де Буара (Елизаветина) (1-я пол. XIX в., Палех или Вязники, иконописец Терентий Иванов Гагаев?) (Русские иконы. 2009).
По заказу вел. кн. Дмитрия Константиновича, королевы эллинов Ольги Константиновны и при участии вел. кн. Сергея Александровича для церкви Мраморного дворца в С.-Петербурге в 80-х гг. XIX в.- 1903 г. мстёрские иконописцы И. С. Чириков и М. И. Дикарёв создали цикл из 366 минейных икон, на каждой был изображен один святой. В состав цикла входила написанная Дикарёвым между 1894 и 1896 гг. икона с образом И. как небесного патрона имп. Петра I (местонахождение неизв.). Вероятно, это было ростовое прямоличное изображение святого на фоне пейзажа. Святых, празднуемых под 3 авг., в этом цикле представляет прп. Антоний Римлянин (Басова. 2001).
В толковых иконописных подлинниках сводной редакции (XVIII в.) описание облика преподобных дано под 30 мая (только И.) и под 3 авг. (И., Д., Ф.). И. «сед, брада Власиева (сщмч. Власия Севастийского.- Авт.), на конец космачки, мантия багор красен, исподь вохра, в руке свиток, а в нем писано: вечер и заутра и полудне повем и возвещу и услышит глас мой» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 103); «подобием вельми стар и сед, власы просты, брада долга аки Власиева, на конец космочки, ризы преподобническия, мантия багряная, испод темножелтая, в руке свиток…» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 357). «Исакий рус, брада подоле Николины (свт. Николая Чудотворца.- Авт.), ризы преподобнические, испод дичь, Далмат сед, аки Власий, ризы преподобнические вохра темна, испод рефть, Фавст рус, брада Власиева же, рука видет молебна и у всех» (Большаков. Подлинник иконописный. С. 125-126); «Исаакий бе в лето 5868; подобие зри месяца маия в 30-й день. Далмат, подобием вельми стар и сед, брада и власы аки Власиевы, ризы преподобническия. Сей на третием Вселенском соборе много на ересь Несторианскую подвизася, и во архимандриты его отцы поставиша во обитель Далмацкую. Фавст сын Далматов; подобием рус, власы с ушей, брада подоле гораздо Николины, прота, ризы преподобническия, в руках четки» (Филимонов. Иконописный подлинник. С. 407). Несмотря на общее сходство описания И. в иконописных подлинниках, необходимо отметить разные варианты уподоблений его облика в текстах на май и авг. (ср. также описание под 3 авг.: «Преподобный отец Исакий, аки Стефан, рус, брада проста, доле Николины» - Иконописный подлинник новгородской редакции по Софийскому списку кон. XVI в. с вариантами из списков Забелина и Филимонова. М., 1873. С. 107-108, 130).