КАИНСКАЯ И БАРАБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ
Том XXIX , С. 386-387
опубликовано: 17 февраля 2017г.

КАИНСКАЯ И БАРАБИНСКАЯ ЕПАРХИЯ

Содержание

Новосибирской митрополии РПЦ, учреждена 28 декабря 2011 г. Объединяет приходы и монастыри в границах Барабинского, Венгеровского, Каргатского, Коченёвского, Куйбышевского, Кыштовского, Северного, Татарского, Чановского, Чулымского, Убинского и Усть-Таркского р-нов Новосибирской области. Центр епархии - г. Куйбышев (до 1935 Каинск). Кафедральные соборы - храм Рождества св. Иоанна Предтечи в Куйбышеве и Покровский храм в г. Барабинске. Правящий архиерей - еп. Феодосий (Чащин), хиротонисан 17 марта 2012 г., свою первую архиерейскую литургию в К. е. совершил 1 апр. 2012 г. 2 апр. 2012 г. состоялось первое епархиальное собрание, на котором были созданы епархиальные отделы: миссионерский, образования и катехизации, по делам молодежи. Созданы 3 благочиннических округа: Восточный (Коченёвский, Чулымский, Каргатский, Убинский р-ны), Центральный (Куйбышевский, Барабинский, Северный р-ны) и Западный (Чановский, Татарский, Венгеровский, Усть-Таркский, Кыштовский р-ны). В 2012 г. в епархии насчитывалось 14 приходов, 23 церкви и часовни, 2 муж. мон-ря, служили 16 священников и 1 диакон.

Территория современной К. и Б. е. до 1924 г. входила в состав Томской епархии, в 1924 г. перешла в состав новоучрежденной Новониколаевской (с 1926 Новосибирской) епархии.

Обновленческая Каинская епархия

Город Каинск был в 20-х гг. XX в. центром обновленческой епархии (см. Обновленчество). В 1923-1924 гг. существовала Каргатско-Каинская обновленческая епархия с центром в г. Каргате. Деятельность этой епархии, как и других, регулировалась принятыми в мае 1923 г. решениями I Всесибирского съезда обновленцев, прошедшего в Омске, где изначально находился центр автономной Сибирской митрополии (в 1924 перенесен в Новониколаевск, ныне Новосибирск). На 1924 г. в епархии было 68 церквей, насчитывалось 78 священников и 9 диаконов (ВССПРЦ. 1925. № 1. С. 15). В 1924-1925 гг. обновленческая епархия в связи с перенесением епархиального центра из Каргата (утратившего в 1925 статус городского поселения) в Каинск именовалась Каинско-Каргатской, в этот период число ее приходов значительно уменьшилось: на 1925 г. в ней насчитывалось 25 церквей и 37 клириков (Там же. 1926. № 7. С. 2). Указом обновленческого синода от 23 января 1925 г. «архиепископ Каинский и Каргатский» Геронтий Шевлягин переведен в Калугу (Там же. 1925. № 1. С. 9). С его переводом Каинская обновленческая епархия прекратила существование. В противовес обновленцам местное духовенство патриаршей Церкви во главе с благочинным Каинского округа прот. Николаем Сырневым организовало окружное церковное управление, вызвав в свой адрес шквал критики в обновленческой печати (Церк. вестн. Иркутск, 1928. № 5/6 (41/42). С. 6). В 1923-1925 гг. в Зап. Сибири были восстановлены все церковно-административные структуры патриаршей Церкви. Произошла активизация миссионерской антиобновленческой деятельности, число раскольнических приходов Сибирской митрополии уменьшилось приблизительно на 20% (Коголь Т. Н. Взаимоотношения РПЦ и государства в первое десятилетие Советской власти. Томск, 2005. С. 108).

Упадку обновленцев немало способствовали и оказавшиеся в Зап. Сибири ссыльные правосл. священники. В период с 1926 по 1930 г. в с. Ургуль Барабинского округа (ныне на территории Северного р-на Новосибирской обл.) находился в адм. ссылке прот. Сергий Городцов, впосл. митр. Новосибирский Варфоломей. Приезжая в Каинск, о. Сергий молился в Иоанно-Предтеченской ц. (ныне кафедральный собор К. и Б. е.), т. к. остальные храмы города принадлежали обновленцам. Это подтверждается и документальными данными; в списке храмов Новосибирской епархии, составленном ок. 1926-1927 гг., центром Каинского благочиния «тихоновской ориентации» значилась именно Иоанно-Предтеченская ц. Каинска (собор Нерукотворного образа Господня Каинска к тому времени отошел обновленцам).

4 апр. 1928 г. обновленческий съезд Каинского округа постановил открыть Каинское вик-ство в составе Сибирской обновленческой митрополии и избрал «епископом» прот. Максима Свитича, поставление которого было согласовано с обновленческим синодом (Церк. вестн. Иркутск, 1928. № 5/6 (41/42). С. 6). В ведение Свитича перешел отнятый властями у патриаршей Церкви соборный храм Нерукотворного образа Господня в Каинске (разрушен в 1939). 24 мая 1928 г. Максим Свитич стал титуловаться «епископом Барабинским» в связи с перенесением кафедры обновленческого викариатства из Каинска в Барабинск (в 1925-1927 существовала Барабинская обновленческая епархия, к-рую в 1925-1926 возглавлял «епископ» Александр Четыркин, в 1926-1927 - «епископ» Владимир Злобин). Преобразованная из вик-ства в самостоятельную епархию Барабинская кафедра Сибирской митрополии прекратила существование в 1932 г.

Святыни, крестные ходы

До 1917 г. наиболее почитаемыми святынями на территории Каинского у. были чудотворная икона вмц. Параскевы, находившаяся в часовне близ св. колодца в окрестностях с. Вознесенского (ныне Вознесенка Венгеровского р-на Новосибирской обл.), список Казанской иконы Божией Матери в пос. Дмитриевском, местночтимая икона свт. Николая из Николаевской ц. с. Осиновые Колки (ныне с. Осиново Куйбышевского р-на), а также хранившийся в той же церкви прижизненный портрет на холсте свт. Иннокентия (Кульчицкого), еп. Иркутского, привезенный в 1843 г. паломниками из иркутского в честь иконы Божией Матери «Знамение» жен. мон-ря. До 1917 г. в Каинском у. существовала традиция совершать крестный ход 2 раза в год при посеве хлебов.

Спустя десятилетия после полного разорения, в 1995 г., была возрождена традиция паломничеств к колодцу в урочище Половинка близ с. Вознесенка Венгеровского р-на, где, по преданию, не позднее сер. XIX в. явилась чудотворная икона вмц. Параскевы (сама икона считается утраченной). Вода из колодца почитается целебной, над ним в 2005 г. была установлена сень с куполом и крестом. Там же ежегодно в 9-ю пятницу после Пасхи, в день явления иконы вмц. Параскевы, совершается крестный ход к колодцу от места, где стоял разрушенный в советское время приходской храм с. Вознесенка.

Особо почитаются в епархии Казанская икона Божией Матери, хранящаяся в Покровском храме г. Татарска, к-рая была подарена приходу в Татарске в 1912 г. группой переселенцев и чудом уцелела в период гонений, и Иверская икона Божией Матери, хранящаяся в храме Рождества св. Иоанна Предтечи в Куйбышеве, подаренная общине в 1907 г. строительницей храма А. И. Шкроевой в память 50-летней службы в Томской епархии архиеп. Томского и Барнаульского св. Макария (Невского). Освящена икона в Иверской часовне в Москве.

Монастыри

Действующие: Квашнинский во имя мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (муж., в дер. Квашнино Барабинского р-на, открыт 15 дек. 2011); община при приходском храме Нерукотворного образа Господня (муж., в Венгерове, действует с 2002 как подворье новосибирского мужского монастыря св. Новомучеников Российских).

Лит.: Сулоцкий А. И., прот. Описание наиболее чтимых икон, находящихся в Тобольской епархии. СПб., 1864; он же. Многочтимые иконы по Зап. Сибири: В Тобольской епархии. Омск, 1881; Байдин В. И., Федоров С. В. Сибирская икона. Омск, 1999. С. 215; Коголь Т. Н. Взаимоотношения РПЦ и государства в первое десятилетие Советской власти. Томск, 2005.
В. Г. Пидгайко
Рубрики
Ключевые слова
См.также