КАМИНСКИЙ
Том XXX , С. 68-74
опубликовано: 17 мая 2017г.

КАМИНСКИЙ

Александр Степанович (29.11.1829, Волынская (Киевская?) губ.- 17.12.1897, Москва), рус. архитектор. К. род. в малороссийской семье дворян Волынской губ., в 1848 г. окончил Киевскую гимназию. Вслед за старшим братом Иосифом (1818-1898; впосл. академик, профессор архитектуры, фактический руководитель работ по возведению храма Христа Спасителя и автор проекта ц. свт. Григория Богослова в Москве (1876-1880, не сохр.)) поступил в АХ в качестве вольноприходящего ученика, учился у К. А. Тона. В 1852 г. за академические проекты получил 1-ю и 2-ю серебряные медали, в 1854 г.- 2-ю золотую медаль за проект Публичной б-ки. В 1856 г. окончил АХ с чином XIV класса, со званием классного художника архитектуры 1-й статьи и с правом на пенсионерскую поездку (пенсионер вел. кнг. Марии Николаевны). В 1857-1860 гг. стажировался за границей; в Риме (по др. сведениям, в Париже) познакомился с П. М. Третьяковым, который приобрел у него неск. акварелей с видами античных руин Рима. После женитьбы 11 нояб. 1862 г. на сестре Третьякова Софье Михайловне К. окончательно поселился в Москве. С 1863 г. жил в приходе Знаменской ц., в Б. Знаменском пер. В семье К. было 3 детей: Александра (1863), Павел (1866) и Елена (1872).

В 1867-1893 гг. состоял архитектором Московского купеческого об-ва. С 23 марта 1879 г. на службе в Мин-ве юстиции в чине коллежского регистратора, по прошению от 24 мая 1884 г. уволен в чине губ. секретаря. 7 окт. 1881 г. К. подал прошение в Московское уч-ще живописи, ваяния и зодчества об определении на должность преподавателя архитектуры, 10 нояб. назначен советом старшим преподавателем. 10 апр. 1885 - 30 янв. 1889 г. занимал должность архитектора Имп. Московского технического уч-ща. За выслугу лет удостоен чина коллежского асессора со старшинством (17 марта 1892) и ордена св. Станислава 3-й степени (14 мая 1895).

Являлся редактором «Художественного сборника работ русских архитекторов (и инженеров)» (1890-1893, совм. с А. А. Нетыксой). Выпуски включали художественно-строительный отдел, библиографию, объявления и альбом с комментариями, в котором были помещены увражи работ К. и стилистически близких к нему архитекторов-художников (отца и сына Зыковых, А. П. Попова, Ф. С. и В. Ф. Харламовых, Д. Н. Чичагова, В. О. Шервуда и др.). Создал ряд оригинальных образцов мебели, фарфора, тканей (напр., для Николо-Угрешского мон-ря). Среди учеников К.- И. Е. Бондаренко, М. К. Геппенер, Л. Ф. Даукша, И. П. Машков, Ф. О. Шехтель, С. С. Эйбушиц. Коллеги отмечали его «горячую любовь к искусству, которую он старался вселить и в своих учеников» (Строитель. СПб., 1897. Дек. № 23-24. Стб. 947).

А. С. и С. М. Каминские. Фотография. 60-е гг. XIX в. (частное собрание Е. С. Хохловой)А. С. и С. М. Каминские. Фотография. 60-е гг. XIX в. (частное собрание Е. С. Хохловой)Служебную карьеру К. трудно назвать успешной. Особенно на ней отразилось обрушение 11 окт. 1888 г. дома (Кузнецкий Мост, 10/8), строившегося под наблюдением К. и по его проекту (погибло 11 и было ранено 11 чел.; По делу о катастрофе на Кузнецком мосту // Рус. вед. 1889. 14 апр. № 101. С. 2). К. признали виновным в нарушении строительных норм безопасности и приговорили к «церковному покаянию и шестинедельному содержанию на гауптвахте», замененному затем домашним арестом. К. был уволен с должности архитектора Московского купеческого об-ва, тем более что на суде были обнародованы неблаговидные методы, к-рыми пользовались заказчики для ускоренной сдачи доходных домов.

При переделке здания Третьяковской галереи К. заболел воспалением легких. Скончался после непродолжительной болезни в доме Малюшина на Садовой-Сухаревской. К. отпевали 20 дек. 1897 г. в приходской ц. свт. Николая Чудотворца в Драчах. Похоронен на кладбище Алексеевского монастыря; в одном из некрологов (Моск. листок. 1897. № 354. С. 3) писали, что там была «в 1891 г. построена громадная церковь по проекту усопшего» (автором проекта ц. во имя Всех святых традиционно считается архит. А. А. Никифоров); кладбище уничтожено в советское время.

В 1891 г. К. пожертвовал архитектурному отделу Политехнического музея в Москве б-ку - 2 тыс. томов и более 300 рисунков (ныне в ГНИМА). От вдовы К. в 1898-1899 гг. также в дар Московскому уч-щу живописи, ваяния и зодчества поступило собрание книг, оригинальных рисунков и фотографий: 199 томов по искусству России, Франции, Византии, Ср. Азии и др., 2280 рисунков и фото на отдельных листах, включая 12 «превосходных альбомов с композициями и фотографиями с композиций Каминского» (РГАЛИ. Ф. 680. Оп. 1. Д. 467. Л. 184 об.).

Несмотря на то что К. не занимал высоких должностей по службе, по числу реализованных проектов он является одним из самых плодовитых рус. зодчих.

Третьяковский проезд. Проект фасада «по проезду около Китайской стены». 1869 г. (Центральный архив научно-технической документации г. Москвы)Третьяковский проезд. Проект фасада «по проезду около Китайской стены». 1869 г. (Центральный архив научно-технической документации г. Москвы)Работы К. в области гражданского строительства в основном связаны с Москвой. При строительстве новых и реконструкции старых особняков он органично соединял пластичные, укрупненные формы классицизма, рус. стиля, необарокко и неоренессанса. Крупные общественные сооружения К. с эклектичной фасадной декорацией часто приобретали подчеркнуто репрезентативные, иногда избыточно помпезные формы. В качестве «домашнего архитектора» Третьяковых им были выполнены проекты особняка С. М. Третьякова на Гоголевском бульваре, 6 (1871-1875), залов, пристроенных к дому П. М. Третьякова (1872, 1882, 1885, 1892, ныне Третьяковская галерея, Лаврушинский пер., 10), Третьяковского проезда на Никольскую ул., 19-21 - делового сооружения в форме триумфальной арки, стилизованного под «узорочье» Китайгородской стены (1869-1873), доходного дома П. М. и С. М. Третьяковых с помещениями банка «Лионский кредит» в рус. стиле (Кузнецкий Мост, 13/9, 1889-1892).

К. часто занимался постройкой и перестройкой в репрезентативных формах городских особняков представителей московской, прежде всего купеческой, знати (дома Боткиных (ул. Покровка, 27), Каратаева (Леонтьевский пер., 10), Коншиных (ул. Пречистенка, 16, 20), Лопатиной (Б. Никитская ул., 54), Матвеевой (ул. Пречистенка, 14), Морозова (ул. Пречистенка, 21/12), Носенкова (Поварская ул., 21/17), Сергеевых (Калашный пер., 12, 17), Спиридоновой (Леонтьевский пер., 8), кнг. Шаховской-Глебовой-Стрешневой (Б. Никитская ул., 19/13), Щаповых (Бауманская ул., 58/25, корп. 12, стр. 2) и мн. др.).

Солодовниковская богадельня в Москве. 1885–1888 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Солодовниковская богадельня в Москве. 1885–1888 гг. Фотография. Нач. ХХ в.В 1880-1882 гг. вместе с архит. А. Е. Вебером К. принял участие в проектировании и строительстве павильонов Всероссийской художественно-промышленной выставки на Ходынском поле (сохр. Царский павильон - Ленинградский проспект, 31, стр. 9). Из др. общественных построек К. наиболее известны биржа (ул. Ильинка, 6/1; 1873-1875); Шуйское подворье (Никольский пер., 6; 1875); Арнольдо-Третьяковское училище для глухонемых детей (Донская ул., 37; 1875-1876); Александро-Мариинское Замоскворецкое уч-ще для бедных детей (ул. Б. Ордынка, 47/7; 1877-1878); химическая лаборатория при Московском ун-те (Никитский пер., 2; 1883-1886); богадельня Солодовниковых им. имп. Александра III с больницей и храмом арх. Михаила (ул. Щипок, 6-8; 1885-1888) и Софийская детская больница Ведомства учреждений имп. Марии (Садовая-Кудринская, 15, стр. 9; 1887-1897) с храмом мучениц Софии и Татианы; дом призрения им. Мазуриных с храмом прор. Анны (Котельническая набережная, 17, стр. 1; 1885-1888, храм не сохр.), а также здание Окружного суда в Витебске (1882-1884).

Главным в творчестве К. было храмоздание, причем преимущественно вне Москвы. В церковном зодчестве времени имп. Александра II в сравнении с периодом имп. Николая I значительно расширился круг прототипов, использовавшихся архитекторами, особенно в фасадной декорации. В храмоздательном творчестве К. ярко проявились важнейшие черты архитектуры его времени: декларативная атектоничность и эклектизм, стремление максимально выразить национальное начало. Среди своих современников - зодчих эпохи зрелой классики - К. выделялся подчеркнутой репрезентативностью построек, чрезвычайным многообразием стилистических прототипов: рус. узорочья XVII в.; характерного для московской и ярославской школ «итальянизирующего» направления архитектуры эпохи кремлевских соборов кон. XV-XVI в., на к-рое ориентировался К. А. Тон; элементов классицизма, визант. и романского стилей, деревянного зодчества. Более однообразны объемно-пространственные решения спроектированных К. храмов: чаще всего используется тип центричных рус. соборов периода Московского царства, квадратных или крестообразных в плане; 3-частные осевые композиции, характерные для XVII в. и более позднего времени. Не всегда идеальны найденные К. пропорции. Среди любимых мотивов - завершения в виде полусферических или яйцевидных центральных куполов и занимающих подчиненное положение луковичных главок на глухих барабанах, а также шатров. Однозначно определить принадлежность К. к направлению рус. зодчества, названному его современником В. Г. Лисовским «русско-романским стилем», не представляется возможным. Лишь нек-рые церковные проекты К. выдержаны в романо-визант. стиле, но и в них (напр., в отделке колокольни ц. мучениц Софии и Татианы при бывш. Софийской детской больнице в Москве) присутствуют мотивы рус. узорочья. К. невозможно также назвать апологетом «тоновского» или визант. стиля. Его проекты скорее византийские по композиции и характеру завершения, отделка же более отвечает 2-му этапу развития рус. стиля, включая тенденцию к ковровому заполнению плоскости стены.

География церковных построек архитектора весьма широка. Они многообразны и по типологии: строительство соборов, приходских и домовых храмов (как каменных, так и деревянных, напр. деревянной Успенской ц. в Спировской киновии вышневолоцкого Казанского мон-ря, 1877-1878) в городах, селах, мон-рях, часовен (в т. ч. кладбищенских); перестройка старых церквей (создание приделов, трапезных и колоколен, причем с сохранением или реконструкцией стиля первоначальной постройки: напр., придела, ризницы и ограды с воротами Ризоположенской ц. в Москве (1885-1889), приделов Владимирской ц. в пос. Краекове Московской обл. (1894-1895)). К. отделывал интерьеры, сооружал низкие и многоярусные иконостасы, проектировал эскизы росписей, утвари, облачений духовенства.

В 1-м крупном церковном проекте К. (не реализован) - трапезная и колокольня ц. прор. Илии во 2-м Обыденском пер. в Москве (1866-1868) - заметен отход от классицистических форм, к-рые использовал в своем творчестве Тон. Проект отличался дробностью форм (арочки, наборные колонки, кокошники, луковичные главки, ширинки). Трехчастный многоярусный иконостас с сенью и богатым декором в стиле московско-ярославского узорочья в Вознесенском соборе г. Ельца (1875-1889, архит. Тон) выполнен в 1878 г. по проекту К. Он же разработал эскизы стенной живописи (ок. 1887), утвари, в т. ч. священных сосудов, хоругвей, а также дверей собора. Росписи собора и иконы для иконостаса выполнили художники А. И. Корзухин и К. В. Лебедев. К 1890 г. относится разработанный К. проект могильного памятника «для изготовления на заводе Криворотова в Ельце». «Тоновский стиль» храмов определил облик Ельца. Возможно, поэтому в поздний период творчества К. в этом же стиле спроектировал ц. в честь Елецкой иконы Божией Матери (Благовещение) для города (проект - 1891-1892, строительство - 1893-1915). По композиции 5-шатровая церковь с расположенными по оси трапезной и 3-ярусной колокольней над притвором близка к Александро-Невскому соборному храму в Егорьевске (проект Н. Н. Вейса, К. наблюдал за работами в соборе в 1888-1893), в свою очередь ориентированному на сооруженные Тоном Мироновскую ц. в С.-Петербурге и Рождественский собор в Красноярске. Богатый декор в русско-романском стиле, в к-ром преобладают горизонтальная рустовка и разнообразные по форме кокошники, выполнен с помощью облицовочного кирпича. При сооружении церкви использованы цемент и железобетон.

Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского мон-ря. Проект фасада. 1879 г. (ГПИБ)Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского мон-ря. Проект фасада. 1879 г. (ГПИБ)К той же линии творчества К. можно отнести Спасо-Преображенский собор Николо-Угрешского мон-ря (1879-1894, первоначальный проект Б. В. Фрейденберга, 1877). Наместник монастыря архим. прп. Пимен (Мясников) получил благословение на строительство храма, к-рый в размерах должен был «сообразоваться с Московским Успенским». Собор был заложен 9 авг. 1880 г. Деньги на строительство (ок. 400 тыс. р.) были пожертвованы потомственным почетным гражданином В. В. Пеговым. Вчерне собор окончили в 1889 г. Проект интерьера принадлежит К. С 1890 г. начали установку иконостаса (иконостас выполнен В. А. Астафьевым) и живописные работы (артель М. Н. Сафонова). Освящение собора состоялось в 1894 г. Собор стал архитектурной доминантой не только монастырского ансамбля, но и прилегающего района (высота от земли до верха креста составляла 77 м). Это 4-столпный крестово-купольный храм с 3-частной алтарной апсидой и с массивным луковичным пятиглавием. Прясла стен завершаются полукруглыми закомарами, в декоративном убранстве использованы мотивы кокошников, лопатки, полуциркульные окна. Центральный барабан украшен аркатурно-колончатым поясом. Стилистика величественного храма соответствует обобщенному типу русского собора кон. XV-XVII в., на который ранее ориентировался Тон (храм Христа Спасителя в Москве, Введенская ц. в С.-Петербурге, Екатерининский собор в Пушкине (Царском Селе)). Начиная с 1842 г. (проект Вознесенского собора в Ельце) этот тип храма многократно воспроизводили в провинции. Архитектура Спасо-Преображенского собора предвосхитила появление в рус. зодчестве на рубеже столетий типа репрезентативных соборных храмов по подобию Успенских соборов во Владимире и в Московском Кремле, их можно отнести к ретроспективному направлению (Л. Н. Бенуа, А. Н. Померанцев, С. У. Соловьёв и др.). Там же в 1893 г. К. предположительно соорудил 8-гранную Никольскую часовню в визант. стиле (в память основания мон-ря).

Собор арх. Михаила в Сочи. 1871–1891 гг.Собор арх. Михаила в Сочи. 1871–1891 гг.В правление имп. Александра II стилистика ряда церковных сооружений предвосхитила торжество «московско-ярославского» стиля в архитектуре. В отличие, напр., от Л. Н. Бенуа К. не вводил детали и не прибегал к объемно-пространственной композиции посадских храмов XVII в.- основного источника вдохновения мастеров «московско-ярославского» стиля 80-90-х гг. XIX в., он не стремился к достижению стилистического единообразия каждой постройки. Но общность творческого метода данных мастеров проявилась уже в ранней работе К.- соборе арх. Михаила в Даховском посаде (ныне Сочи) (1874-1891) - типичном образце рус. церковной эклектики. Собор сооружен в память окончания Кавказской войны (1864) и посвящен небесному покровителю вел. кн. Михаила Николаевича, наместника Кавказа и главнокомандующего Кавказской армией. С его посещением Черноморского края в мае 1871 г. связывают начало строительства собора. Организатором строительства выступил статский советник агроном Н. В. Верещагин, финансирование осуществлял почетный гражданин, купец 1-й гильдии, один из крупнейших землевладельцев Черноморского побережья - Н. Н. Мамонтов. Они и привлекли к проектированию К. 8 апр. 1874 г. Кавказское наместничество одобрило проект собора, 26 мая была совершена закладка храма. Строительство приостанавливалось в окт. 1876 г. из-за нехватки средств, из-за начавшейся в 1877 г. русско-тур. войны и позже - из-за отсутствия финансирования. Весной 1879 г. строительные работы возобновились, в 1881 г. была возведена колокольня, в дек. 1888 г. Синод выделил 10 тыс. р. на завершение строительства, устройство иконостаса и написание икон. 24 сент. 1891 г. еп. Агафодор (Преображенский) совершил освящение храма. Композиция собора достаточно необычна: крестообразный в плане храм (25,6×17 м, высота 34 м) увенчан массивным полусферическим куполом на низком барабане, что вызывает ассоциации с русскими церквами XVIII в. Купол завершен фонариком с луковичной главкой, 4 малые главки размещены также в основании барабана по сторонам света. Над притвором возвышается шатровая колокольня со слухами. В насыщенном декоре (кронштейны, сухарики, поребрик, наличники окон с мотивами рус. деревянной резьбы) присутствуют черты рус. стиля и ренессанса, преобладающего в отделке.

Роскошь декоративной отделки, особенно свойственная купеческому и гражданскому строительству и декоративно-прикладному искусству, в наибольшей степени проявилась в проекте собора вышневолоцкого Казанского жен. мон-ря (1877-1882). В 70-80-х гг. XIX в. в жен. общине, получившей статус мон-ря в 1881 г., развернулось каменное строительство на средства благотворителей (купцов Е. Н. Сивохина из С.-Петербурга и Г. Г. Германова из Москвы). Основной объем, представляющий собой в плане греческий крест, увенчан массивной купольной ротондой с главой, окруженной 14 башенками и малыми главками. Зап. фасад решен в необычных для церковного зодчества формах: в виде огромной арочной лоджии, фланкированной массивными скругленными ризалитами лестничных объемов. Кирпичный, белокаменный и штукатурный декор представлен разнообразными аркатурно-колончатыми поясами, килевидными, стрельчатыми и многолопастными кокошниками, поясами дентикулов.

Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском мон-ре Вышнего Волочка. 1877–1882 гг.Собор в честь Казанской иконы Божией Матери в Казанском мон-ре Вышнего Волочка. 1877–1882 гг.Ближе всего к типу собора в Вышнем Волочке Успенская соборная ц. в Рдейской пуст. Старорусского у. Новгородской губ. (ныне Холмского р-на Новгородской обл.) (1897-1902). Оба храма строились по заказу купцов-благотворителей. Собор, рассчитанный на 750 чел., сооружался по инициативе и на капитал московского потомственного почетного гражданина А. Н. Мамонтова, был завершен его сыном - А. А. Мамонтовым. Трехпрестольный храм с приделами (восточным (правым) - преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, западным (левым) - прп. Александра, игумена обители Неусыпающих), как и собор Николо-Угрешского мон-ря, воспроизводит обобщенный тип рус. собора кон. XV-XVII в. Стоимость строительства составила 350 тыс. р.; исполнителем работ, осуществленных после кончины автора проекта, являлся ближайший помощник К. в поздний период творчества, классный художник архитектуры архит. И. Т. Барютин (1868-1928). Мраморный иконостас был выполнен под рук. московского мастера Захарова, иконы написаны в Москве художниками Ведяниным и В. Ф. (?) Кореневым. Квадратное в плане здание с боковыми ризалитами увенчано массивным пятиглавием. Завершение, характерное для храмов К., близко к визант. (афонским) прототипам: над куполами полусферической формы возвышаются маленькие луковичные главки на фигурных шейках. Восьмигранные барабаны с полуциркульными окнами также завершаются сложно профилированными килевидными кокошниками. Тройные полуциркульные окна (с повышенным средним) на ризалитах разделены простенками, каждое прясло завершено килевидным кокошником. Здание опоясано горизонтальным рустом, богатый фриз включает сухарики, уступчатые тяги, прямоугольные филенки.

Мотивы отделки фасада вышневолоцкого Казанского монастырского собора присутствовали в оформлении самой большой в Москве часовни - вмч. Пантелеимона Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне, к-рую построили на участке, пожертвованном братом настоятеля монастыря московским почетным гражданином И. И. Сушкиным (Никольская ул., 25; 1881-1883, не сохр.). Часовня стала высотной доминантой в панорамах Никольской ул. и Лубянской пл. Многообразие архитектурных форм (кокошники, арочки, филенки, шатры) выдержано в традициях русского узорочья XVII в., форма купола вызывает ассоциации с визант. стилем, прежде всего с архитектурой афонских монастырей.

В том же стилистическом ряду - колокольня в Николаевской Берлюковской пуст. близ дер. Авдотьино Богородского у. Московской губ. (ныне Ногинского р-на Московской обл.; 1895-1900). Строительными работами руководил и, возможно, внес изменения в венчающую часть колокольни классный художник архитектуры В. М. Борин. В плане колокольня представляет собой правильный крест и отличается избыточным декором в традиции узорочья: распространенными в творчестве К. треугольными фронтонами, оформленными кронштейнами и сухариками; арочками, филенками разнообразной формы, кокошниками, поребриком.

Преображенский собор в Иванове. 1889–1893 гг.Преображенский собор в Иванове. 1889–1893 гг.Более отчетливо композиции, характерные для визант. стиля, можно видеть в созданных К. проектах 2 монастырских храмов. Опытом проектирования в визант. стиле стала для К. работа над постройкой храма во имя свт. Иоанна Златоуста и вмц. Екатерины (1888) - усыпальницы купцов 1-й гильдии Первушиных в Донском монастыре. Автором проекта этого здания считается А. Г. Венсан, однако постройка этой церкви неоднократно фигурирует в отчетах К. в МУЖВиЗ, а также в «Художественном сборнике…» (1892-1893. Вып. 3). На средства Н. И. Первушина К. выполнил также проекты иконостасов верхней и нижней церквей (1890).

Проект собора во имя св. Александра Невского Троицкой Александро-Невской общины в с. Акатове Клинского у. Московской губ. (1891; в 1902-1904 возведен по проекту И. П. Машкова в русском стиле XVII в.), посвященного памяти императоров Александра II и Александра III, представляет собой 5-главый крестообразный в плане храм со шлемовидными куполами в русско-визант. стиле. Декоративные элементы (рисунок наличников) преимущественно взяты из арсенала рус. деревянного зодчества.

Собор Св. Троицы, первоначально кладбищенская церковь в г. Егорьевске Рязанской губ. (ныне Московской обл.; 1880-1883 (?), 1885 (?)), сочетает черты тоновского стиля и узорочья XVII в. (венчающая часть собора, представленная четвериком с декоративным пятиглавием). В 1893 г. К. спроектировал колокольню (не сохр.) и в 1897 г.- св. ворота. Строительство церкви (с 1899 мон-ря) велось на средства городского головы Н. М. Бардыгина.

Преображенский кафедральный собор в г. Иваново (до 1932 Иваново-Вознесенск) - образец подражания формам рус. стиля XVII в. 27 авг. 1889 г. в дер. Рылиха близ Иваново-Вознесенска (впосл. вошедшей в состав города) была заложена церковь. Построена на средства фабриканта М. Н. Гарелина и освящена 24 авг. 1893 г. Церковь спроектирована по типу «восьмерик на четверике» (квадратная в плане), имеет пирамидальную композицию, восьмерик над перекрестьем фигурных кровель увенчан глухим луковичным пятиглавием. В местной строительной традиции есть аналоги этому зданию. Фасады основного объема завершены кокошниками, по углам - башенки с шатровым верхом. Богатый декор с преобладанием кокошников отвечает традиции узорочья. С зап. стороны к церкви примыкает высокая шатровая колокольня. Три входа в храм оформлены шатровыми крыльцами. В центральной части был установлен 3-ярусный иконостас, а в приделах прмч. Никона и Иверской иконы Божией Матери (ныне во имя свт. Николая Чудотворца и в честь Казанской иконы Божией Матери) - 2-ярусные иконостасы, созданные по эскизам К. Иконы для них написаны московским худож. Я. И. Ручкиным, настенная живопись выполнена И. В. Белоусовым. В те же годы им был спроектирован дом причта Преображенской ц.

В 1894-1897 гг. с сохранением общей стилистики XVII в. и осевого 3-частного планового решения К. было полностью перестроено здание храма 1672 г. в честь иконы Божией Матери «3намение» в с. Захарьине (ныне р-н Юж. Бутово Москвы). Был установлен высокий световой 8-гранный барабан с куполом, купол и колокольня увенчаны маленькими луковичными главками. Декоративное решение церкви отличается сочетанием красного и белого цветов, аппликативным использованием наличников из наборного фигурного кирпича с муфтами и килевидным верхом, а также разнообразием поясов карниза (поребрик, ширинки, кубышки, дентикулы).

В рус. стиле К. соорудил и пятиглавую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» подворья Старочеркасского Ефремовского жен. монастыря на Крещенском спуске в г. Новочеркасске (1891-1893, не сохр.). Строилась церковь в память чудесного спасения царской семьи в Борках по инициативе игум. Иннокентии под наблюдением и под рук. местного епархиального архит. П. С. Студеникина, попечителями были Х. И. Попов и И. В. Дударев. Студеникин спроектировал и соорудил алтарь, св. ворота и колокольню. Иконостас был выполнен в московской мастерской Н. Г. Лебедева, иконы написаны московским живописцем С. К. Швыревым.

Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. 1897–1907 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. 1897–1907 гг. Фотография. Нач. ХХ в.Эскиз бронзового фонаря. 1891 г.Эскиз бронзового фонаря. 1891 г.Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Саровской пуст. также выдержана преимущественно в рус. стиле XVII в., но возведена в кирпиче. Первоначально предполагалось освятить храм во имя Св. Троицы. 25 тыс. р. на постройку были собраны игум. Иосифом (Шумилиным) и в 1890 г. переданы преемнику игум. Рафаилу (Трухину), строительство велось при игум. Иерофее (Мелентьеве, с 1894). Храм был построен меньшего размера, чем был указан в плане. Закладка состоялась в 1897 г., за несколько лет до канонизации прп. Серафима Саровского, над кельей, где преподобный жил последние годы. Храм освящен митр. Антонием (Вадковским) 21 июля 1903 г., стал первым храмом с посвящением прп. Серафиму Саровскому. Церковь увенчана массивным шлемовидным куполом с луковичной главкой, фланкированной такими же 4 главками на глухих барабанах (высота 35 м). Центральная часть здания выделена 3 большими полуциркульными окнами; прясла, в к-рых они расположены, отделены 3/5-ными спаренными колонками и завершены килевидными кокошниками. Храм снаружи не оштукатурен, разнообразные многопрофильные и полуциркульные кокошники преобладают в его декоре.

Сооружения К. разнообразны по типологии. Он выполнил проекты часовен над склепами почетных граждан Мамонтовых (60-е гг. XIX в.), доктора, коллежского советника Я. В. Сукочева (после 1880), почетных граждан Сорокоумовских (до 1891) в Алексеевском мон-ре и семьи Кошкиных в Ростове-на-Дону (1892); церкви при общине Красного Креста в Варшаве и деревянной церкви в лагере Кадетского корпуса под Новочеркасском (1885-1888, все не сохр.); занимался внутренней отделкой церквей свт. Николая Чудотворца в Хлынове близ Б. Никитской ул. (1885-1886, не сохр.), Вознесения Господня (Большое Вознесение) у Никитских ворот (1887, отделка не сохр.) и собора Симонова мон-ря (1892-1893, не сохр.) в Москве; перестройкой (?) ц. Пресв. Троицы в с. Борисове с колокольней (Борисовский проезд, 15, корп. 4) в Москве; внутренней отделкой Спасо-Преображенского собора в Сумах (1890), пристройки к церкви Спасо-Богоявленского монастыря (1886, не сохр.); возвел 2 деревянные колокольни в Малороссии (1890?), выполнил проекты монастырской церкви для Эфиопии (1888), приделов Троицкой ц. в с. Астафьеве Подольского у. Московской губ. (1892); отделку ц. Успения в Иваново-Вознесенске (1892-1893, отделка не сохр.), проекты церкви в имении Ладыжинского в Орловской губ. (1892) и часовни-усыпальницы Асеевых в с. Рассказове (ныне город Тамбовской обл.; 1893, не сохр.).

Один из основоположников рус. архитектурно-исторической науки - Л. В. Даль отмечал, что все произведения К. чрезвычайно оригинальны, в них нет «банальности и заученных форм», и это он считал благом для Москвы.

Ист.: РГАЛИ. Ф. 680. Училище живописи, ваяния и зодчества (Москва, 1832-1918). Оп. 1. Д. 301, 467, 666.
Лит.: Освящение храма в Казанском мон-ре близ г. В. Волочка. Тверь, 1882; Пимен (Благово), архим. Угреша. М., 1883 2. С. 52-53; Шубин Н., прот. Историческое описание нового соборного храма во имя Вознесения Господня в г. Ельце. Орёл, 1889. С. 29-30, 52, 53, 73; Художественный сборник работ рус. архитекторов и инженеров. М., 1890. Вып. 1; 1891. Вып. 1-6; 1892-1893. Вып. 1-5; С. А. П. Александро-Невская жен. община при сельце Акатово Клинского уезда Моск. губ. М., 1896. С. 7-9, 13-15; [Некрологи] // Рус. вед. 1897. 19 дек. № 350. С. 1; Моск. вести. 1897. № 351. С. 3; № 352. С. 3; Рус. листок. 1897. 21 дек. № 350. С. 3; Моск. вед. 1897. 18 дек. № 348. С. 1; 19 дек. № 349. С. 3; 20 дек. С. 3; 21 дек. № 351. С. 4; Моск. листок. 1897. № 352. С. 2; № 354. С. 3; Саровская общежительная пуст. М., 1908. С. 185, 188, 196-198, 220; Дьяконов М. В. К биогр. Словарю моск. зодчих XVIII-XIX вв.: (Извлеч. из архивов) // Русский город. М., 1980. Вып. 3. С. 261-262; Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830-1910-х гг. М., 1982; она же. Русский стиль. М., 1997; она же. Архитектурное наследие А. С. Каминского в Москве. М., 2010; Боткина А. П. П. М. Третьяков в жизни и искусстве. М., 1993 4. С. 35-36, 38, 47, 68, 238-239, 249, 251; Паламарчук П. Г. Сорок сороков. М., 1994. Т. 2; Тихомиров А. М. Храмы Иваново-Вознесенска. Иваново, 1996. С. 79-81; Рогачёв А. В., Сайгина Л. В. Каминский А. С. // Зодчие Москвы времени эклектики, модерна и неоклассицизма (1830-е - 1917 гг.). М., 1998. С. 124-126; СПАМИР: Ивановская область. М., 1998. Ч. 1; Памятники архитектуры Моск. обл. М., 1999. Вып. 2. С. 9-12; Вып. 3. С. 230-231, 238; 2009. Вып. 4. С. 135-136; Егорьевский уезд: Храмы Егорьевского и Шатурского районов / Сост.: свящ. О. Пэнэжко. [М.], [2001]; Памятники архитектуры Тверской области. Тверь, 2002. Кн. 2. С. 221-224; Клоков А. Ю., Найдёнов А. А., Новосельцев А. В. Храмы и мон-ри Липецкой и Елецкой епархии: Елец. Липецк, 2006. С. 63-128, 298-309, 492-493, 499; Лисовский В. Г. Архитектура России XVIII - нач. XX в.: Поиски нац. стиля. М., 2009; Филиппова Л. А. О Рдейской пустыни // Новгородский архивный вестн. Вел. Новгород, 2009. Вып. 8. С. 159-171; Архитектор А. С. Каминский: Ист.-докум. выст.: [Буклет] / Рук. проекта: Е. В. Агеева, Е. М. Варга, А. Фараго. М., 2010. (Моск. истории); Архитектор А. С. Каминский и церк. архитектура XIX в.: Сб. тр. науч. конф. М., 2011.
Свящ. Александр Берташ
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ВОРОНИХИН Андрей Никифорович (1759 (1760?) - 1814), рус. художник и архитектор
  • ГОРНОСТАЕВ Алексей Максимович (1808 - 1862), архит., один из основоположников национального направления в рус. архитектуре
  • КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738-1812), рус. архит. эпохи классицизма
  • КРЫГИН Степан Васильевич (1832-1900), русский архитектор
  • АЛЬТШУЛЛЕР Борис Львович (1926-1998), архитектор-реставратор, исследователь церк. зодчества
  • АНДРЕЙ МАЛОЙ (XVI в.), зодчий