[итал. Basilica di San Clemente; лат. Titulus Sancti Clementis], средневек. церковь, посвященная сщмч. Клименту, еп. (папе) Римскому, 3-му после ап. Петра хранителю епископской кафедры Рима; расположена почти на одинаковом расстоянии от рим. холмов Латерана и Целия. К. б.- сложный архитектурный комплекс, включающий средневек. базилику XII в. (верхняя церковь) и расположенные в ее основании раннехрист. базилику, вероятно кон. IV в. (нижняя церковь), и 2 здания рим. времени (возможно, жилой дом, I-II вв., и храм Митры, II-III вв.).
Археологические раскопки на нижнем уровне средневековой базилики начал в 1857 г. доминиканский монах, археолог и настоятель К. б. Дж. Маллули (1812-1880); он же составил их 1-е описание. Фундаментальные исследования продолжены в XX в. Э. Хуньентом и Ф. Гвидобальди. Под полом раннехрист. базилики были открыты остатки прямоугольного в плане сооружения неизвестного назначения, стены которого сложены из крупных блоков туфа. К нему примыкает здание времени правления имп. Домициана (81-96; дата установлена по штампам на кирпичах), возведенное в технике opus mixtum. Оно состояло из небольшого размера помещений со сводчатыми потолками, сгруппированных вокруг центрального двора; предположительно являлось частным жилым домом. Во II-III вв. на месте внутреннего двора был устроен храм Митры (Mitreum). От языческого святилища сохранился пронаос, свод к-рого украшен орнаментальной стуковой декорацией, центральная часть храма (триклиний) и небольшая комната для новообращенных (катехуменов). Вдоль стен триклиния расположены каменные лавки для членов общины, в центре - мраморный алтарь с рельефным изображением Митры, убивающего быка, за алтарем в нише - статуя Митры.
Раннехристианская базилика находится на глубине 4,37 м относительно уровня пола средневековой базилики, поверх более ранних сооружений римского времени; ее алтарная часть совпадает с местоположением митраистского святилища. У исследователей нет единого мнения о времени возникновения раннехрист. базилики; оптимальной считается датировка кон. IV - нач. V в. (Р. Краутхаймер, Х. Бранденбург, Дж. Ллойд, Гвидобальди, М. Андалоро). Церковь представляла собой 3-нефную одноапсидную базилику (длина 35,95 м, ширина 29,5 м, высота 13,30 м), ориентированную по оси «запад-восток», с апсидой на западе. Справа от апсиды находилось небольшое помещение, предположительно пастофорий. Центральный неф базилики был отделен от боковых аркадой, опирающейся на античные колонны, по 8 с каждой стороны. Все колонны в К. б. вторичного использования (сполии), взяты из разрушенных рим. построек; они имеют разный размер и форму, выполнены из различных материалов. Верхние участки стены над аркадой (клеристорий) были прорезаны широкими окнами с полукруглым завершением, служившими источником естественного освещения. Центральный неф, очевидно, имел деревянное стропильное перекрытие. С вост. стороны был устроен вход с колонным портиком на 4 опорах; ему предшествовал просторный прямоугольный открытый двор-атриум.
Вплоть до XII в., когда раннехрист. базилика была оставлена, ее неоднократно перестраивали и украшали фресками. В VI в., при папе Иоанне II (532-535) и пресв. Меркурии, были сооружены новый престол и напрестольная сень, установлено ограждение вокруг алтаря-хоры (schola cantorum), от которого сохранились мраморные панели из проконесского мрамора с раннехрист. символикой и монограммами папы Иоанна II (после возведения в XII в. верхней базилики). Во 2-й пол. VIII в., при папе Адриане I (772-795), была переложена крыша, проведены масштабные живописные работы в центральном пространстве и в нартексе базилики. От этого времени на стене сев. нефа в нижнем ярусе сохранились полотенца, выше - ступни и нимбы святых, а также часть неизвестной сцены. Там же в маленькой узкой нише, предположительно отмечавшей место захоронения или алтаря,- Богородица на престоле с Младенцем Христом на коленях, в царских одеждах, с венцом на голове (иконографический извод «Богоматерь Царица», лат. Maria Regina); Ей предстоят царственные жены с коронами на головах, предположительно святые Евфимия Всехвальная и Екатерина Александрийская; изображения сохранились по плечи (датировка 2-й пол. VIII в. приведена по изд.: La Pittura Medievale a Roma: Atlante. 2006. P. 179; Г. Маттиэ относил композицию к сер. IX в.: Matthiae. 1987. P. 177). В главном нефе над аркадой - следы разгранки; в юж. нефе на вост. стене - сцены из Жития прп. Либертина. К этой группе росписей, вероятно, примыкает изображение неизвестного святого на зап. стене нартекса (сохр. верхняя часть фигуры).
В период правления папы Льва IV (847-855), предположительно после землетрясения 847 г., часть вост. фасада (между крайней левой колонной и юж. стеной центрального нефа) заложили. На образовавшемся участке стены в интерьере церкви были выполнены росписи, к-рые датируют сер. IX в. благодаря портрету заказчика, папы Льва IV. Сохранились несколько сцен, составляющих краткий христологический цикл: «Брак в Кане», «Распятие», «Сошествие во ад», «Жены-мироносицы у гроба Господня», «Вознесение Господне». Сцена, расположенная под «Распятием», практически полностью утрачена. Композиция «Вознесение Господне» занимает доминирующее положение в цикле и выделена размером. Слева и справа от групп апостолов представлены соответственно фронтальные ростовые фигуры донатора росписи папы Льва IV с квадратным нимбом и св. Вита. На стене под изображением Богоматери - ниша овальной формы, возможно отмечающая местоположение реликвии (ныне отсутствует) - камня Елеонской горы, на к-рой произошло Вознесение Спасителя. Отдельные иконографические детали в сценах евангельского цикла, по мнению Маттиэ, свидетельствуют о влиянии искусства сиро-палестинского круга (Ibid. P. 180). На вост. стене на пилястре изображен св. Проспер Аквитанский (нижняя часть фигуры утрачена). 2-й пол. IX в. датируется фреска «Сошествие во ад» в центральном нефе, на небольшом участке стены, примыкающем справа к алтарю. В нижнем левом углу композиции представлено изображение неизвестного в монашеском облачении с квадратным нимбом, в левой руке - кодекс, возможно это равноап. Кирилл (Константин Философ), просветитель славян. Существует предположение, что фреска отмечает место его погребения (869; см. подробно в ст. Кирилл, равноап.).
Масштабные изменения в облике нижней базилики произошли в XI в. Они прежде всего коснулись вост. фасада и юж. части церкви. Правая и левая арки колонного портика по сторонам главного входа были заложены; юж. стена укреплена (заполнены 2 свободных участка между колоннами); 2 колонны в левой части центрального нефа были обложены кирпичом и, т. о., превращены в широкие, мощные опоры. Чем были обусловлены данные работы по реконструкции здания, неизвестно. Принято считать, что К. б. пострадала во время пожара 1084 г. в районе Латеранского холма и Колизея, спровоцированного вторгшимися в Рим норманнскими войсками во главе с Робертом Гвискаром, правителем Апулии (1057-1085). Однако достоверных археологических фактов и следов пожара в нижней церкви не обнаружено (Lloyd. 1989. P. 103). Ллойд предположил, что работы по укреплению восточного фасада и юж. стены базилики в кон. XI в. могли быть вызваны естественными причинами, напр. ветхостью постройки IV в., или последствиями землетрясения, случившегося в Риме в 1091 г.
Параллельно с реставрацией здания были выполнены новые росписи. В центральном нефе на опоре, расположенной ближе к алтарю, на широкой, обращенной в наос стороне, находятся 2 сцены из Жития сщмч. Климента: в верхнем ярусе - «Поставление Климента в папы» (сохр. нижняя часть сцены), в среднем - «Климент совершает литургию»; на узких торцах - ростовое изображение прп. Антония (верхняя часть утрачена), «Прор. Даниил во рву львином», зооморфные и орнаментальные мотивы. На 2-й опоре наверху изображен восседающий на престоле Христос с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, сщмч. Климентом и свт. Николаем Чудотворцем (верхняя половина композиции не сохр.), ниже - 2 сцены из Жития прп. Алексия, человека Божия,- «Возвращение Алексия в Рим» и «Преставление Алексия», орнаментальная декорация; на торцах - в рост св. Бьяджо (Власий) и сцена «Чудо св. Бьяджо». Житийный цикл сщмч. Климента продолжен еще неск. сценами в нартексе: на зап. стене на месте заложенных арок слева от входа - «Перенесение мощей сщмч. Климента»; справа - «Чудо сщмч. Климента в храме»; ниже - медальон с погрудным образом сщмч. Климента и изображения предстоящих святому заказчиков росписи Бено де Рапицы и его супруги Марии Мачелларии с детьми; над сценой «Чудо в храме» находилась композиция «Ангел, сооружающий гробницу сщмч. Климента на дне моря» (утрачена, известна благодаря акварелям Й. Вильперта 1916 г.). Напротив, на вост. стене нартекса, помещена композиция «Деисус» - Христос на престоле с предстоящими архангелами Михаилом и Гавриилом, со святыми ап. Андреем и сщмч. Климентом и с коленопреклоненными преподобными, предположительно равноапостольными Кириллом и Мефодием (фреска снята со стены нартекса и перенесена в сев. неф верхней церкви; в лит-ре она получила определение «частный «Посмертный суд»»). Фрагментарно сохранились история святых Валериана и Цецилии (зап. стена юж. нефа), композиция «Страшный Суд» и ветхозаветные сцены (история праотца Авраама) (вост. стена сев. нефа), образ Христа в медальоне (на своде). Данная группа фресок, заказчиками к-рых (в нартексе и центральном нефе) являлись представители семейства де Рапица, датирована XI в. на основании стилистического сопоставления росписей с романской живописью Рима и его окрестностей в Лацио, произведениями, созданными под влиянием искусства аббатства Монте-Кассино в Кампании.
Вероятно, последним значительным событием в истории нижней церкви К. б. был совет 1099 г., на котором титулярный кардинал базилики Райнерий-ди-Бледа был избран главой Римской Церкви (папа Пасхалий II (1099-1118)). Сразу после выборов папы древняя базилика оказалась заброшена, ее засыпали, на ее основании возвели базилику, освященную в 1118-1119 гг.
Средневековая базилика является примером возрождения в рим. архитектуре XII в. раннехристианских традиций. Надпись на епископском троне в алтаре сообщает, что «начал и завершил работы» в базилике кард. Анастасий († ок. 1125); освящение, очевидно, совершил папа Геласий II (1118-1119).
Трехнефная одноапсидная (диаметр апсиды 8,47 м) базилика по плану аналогична нижней церкви, но значительно меньше по размеру: она занимает центральный и юж. нефы раннехрист. предшественницы. Вход устроен с зап. стороны. Центральный неф (ширина 21,69 м) отделен от боковых (ширина южного 5,73 м, северного 3,74 м) аркадой, опирающейся на 8 колонн с каждой стороны. В центре ряд колонн прерывается мощными прямоугольными опорами (столпами), что характерно для средневековых рим. храмов. Все колонны, базы и капители, так же как в нижнем храме,- античные сполии. Высокие стены клеристория в верхней части прорезаны большими прямоугольной формы окнами - по 3 с каждой стороны (первоначально были более узкие, с циркульными завершениями, по 5 справа и слева; переделаны в XVIII в.).
Посреди центрального нефа напротив главного престола расположен средневек. хор, окруженный мраморными плитами (VI в.). Внутри хора с левой стороны - мраморный амвон (XII в.). Сень над престолом - произведение XIX в. Пол базилики (XII в.) выложен полихромным камнем в технике opus sectile в стиле косматеско.
В 1702-1715 гг. по заказу папы Климента XI (1700-1721) базилика была отреставрирована. Новая орнаментальная декорация в стиле барокко выполнена по проекту архит. К. С. Фонтаны. Первоначально мраморные разные по форме и стилю капители заменены стуковыми и однотипными ионическими. На стенах клеристория между окнами появились живописные панно со сценами из Жития сщмч. Климента и сщмч. Игнатия Богоносца. В XVIII в. был сделан деревянный кессонированный потолок.
Боковые капеллы верхней церкви относятся к XV-XIX вв. (вмц. Екатерины Александрийской (XV в.), св. Иоанна Крестителя (XVI в.), Богоматери Царицы св. Розария (1715), св. Доминика (XVIII в.), прп. Кирилла (1882)). Капелла вмц. Екатерины расписана фресками по заказу кард. Бранды Кастильони; их создание связывают с итал. художниками эпохи Кватроченто Мазолино и Мазаччо.
В XVIII в., во время обновления верхней церкви, были обнаружены и тогда же переписаны без изменения иконографии росписи в нижней части апсиды, над троном епископа (представление о них дают рисунки К. Фонтаны 1715 г., см.: Lond. Brit. Lib. Royal. 10345). В центр композиции помещен Христос, по сторонам от Него - разделенные пальмовыми деревьями изображения Богоматери и 11 апостолов в рост. Датировка первоначальной живописи затруднена из-за плохой сохранности красочной поверхности. Ллойд предполагал, что роспись относится к оригинальной декорации базилики нач. XII в. (Lloyd. 1989. P. 43); Андалоро предлагает датировать ее кон. XIII в. (?) и условно относить ко времени правления кард. Джакомо Каэтани Томмасини (La Pittura Medievale a Roma: Atlante. 2006. P. 168, 170).
Лучше мн. средневековых мозаик Рима сохранились мозаики верхней церкви: незначительные реставрационные вмешательства в декорацию конхи, связанные с устройством деревянного кессонированного потолка, относятся к 1715 г. и не коснулись основной части композиции. В 1994-1995 гг. специалисты Центрального института реставрации удалили поверхностные загрязнения и следы вмешательства предшествующих реставраций.
В конхе апсиды представлена колоссального размера композиция «Распятие Христа». Спасителю предстоят Богоматерь (слева) и ап. Иоанн Богослов (справа). На широких темно-синего цвета перекладинах креста - 12 белых голубей, символизирующих апостолов. Основанием креста служит пышный куст аканфа, из центра к-рого в разные стороны отходят длинные побеги. Два из них поднимаются вверх, соединяются под перекрестием, образуя удлиненные овалы вокруг вертикальной перекладины. В нижний, больший по размеру, заключены фигуры Богоматери и ап. Иоанна. Два другие отростка отходят в обе стороны, заполняют всю поверхность алтарной ниши, образуя 5 рядов симметрично расположенных спиралевидных завитков. Их размер уменьшается постепенно снизу вверх. Внутри каждого завитка и на золотом поле между ними - миниатюрные фигурки людей, животных, птицы, цветы, корзины с фруктами, зажженные лампады. Из-под аканфового куста истекают 4 водных потока - реки «живой воды». В них плещутся рыбы, утоляют жажду земные твари (олени, павлины, цапли и др.). Сцены повседневной жизни - пастыри со стадами, рыболовы и ловцы птиц, женщина, кормящая домашних птиц,- помещены в том же ярусе под 1-м рядом завитков. Над ним на золоте - фигуры отцов Церкви: святителей Амвросия Медиоланского, Августина Гиппонского, Иеронима Стридонского и Григория Великого. Они представлены в иконографии евангелистов: в креслах, с раскрытыми кодексами в руках и письменными принадлежностями. Между ними находятся изображения монаха, кормящего попугая, 3 юношей, семейной пары с ребенком и др., вероятно носящие аллегорический характер. Над 3-м рядом - крылатые путти, оседлавшие дельфинов или трубящие в рожки и трубы; предположительно они олицетворяют природные стихии (воду, воздух, ветры и проч.). В одном ряду с ними представлены птицы, сидящие в гнездах и питающие птенцов. Пространство между следующими 3 верхними ярусами завитков заселено многочисленными и разнообразными пернатыми. В верхней части конхи помещена декоративная раковина; в ее основании непосредственно над перекладиной креста - божественная десница, сегмент неба с яркими синими, оранжевыми, белыми облаками и с мученическим венцом. Обрамлением мозаики алтарной ниши служат 2 растительные гирлянды, поднимающиеся из высоких двуручных кувшинов и скрепленные в зените арки монограммой «Х Р». По нижнему краю конхи проходит лат. надпись (без разделения на предложения): «Ecclessiam Christi viti simulabimus / isti de legno crucis Jacobi dens, Ignatiiq. insupra scripti requiescunt corpore Christi / quam lex arentem sed Crux facit esse virentem» (Церковь Христова подобна лозе, которую Закон иссушает, а Крест Христов животворит. В этом месте под изображением тела Иисуса Христа хранятся древо Животворящего Креста, зубы Иакова и Игнатия). Первая часть текста раскрывает богословское содержание алтарной композиции: в образе разветвленного куста аканфа, произрастающего из земли, орошенной кровью распятого на кресте Господа, представлена христ. Церковь. Образ мира, воплощенный в алтарной мозаике, соотносится с главным церковным таинством - Евхаристией, в к-ром осуществляется общение Бога со Своим творением.
Под главным изображением в апсиде представлен фриз из 12 агнцев, символизирующих апостолов. Они выходят из ворот Вифлеема и Иерусалима (города представлены на триумфальной арке) и направляются к божественному Агнцу - Христу, стоящему в центре, на одной оси с «Распятием».
На предалтарной арке наверху помещен небесного цвета медальон с погрудным образом Христа Пантократора. Он облачен в золотые ризы, держит в левой руке закрытое Евангелие и правой двуперстно благословляет. По сторонам Христа Пантократора в цветных облаках - изображения тетраморфов, символов евангелистов: ангела и льва (Матфея и Марка) - слева, орла и тельца (Иоанна и Луки) - справа; они несут венцы и закрытые кодексы. Ниже - восседающие на престолах: апостолы Петр и Павел, сщмч. Климент и архидиак. Лаврентий. Апостолы держат свитки; у мучеников - атрибуты и орудия страстей: у св. Климента - якорь (в руке) и весельная лодка (в виде подножия), у архидиак. Лаврентия - процессионный крест и кодекс (в руках), решетка над раскаленными углями (под ногами). Примечательно, что сщмч. Климент представлен не в традиционном для него облачении святителя, а в тунике и гиматии, подобно апостолам, на ногах сандалии. На узких участках арки, под фигурами святых, в 3/4-ных поворотах - ростовые образы пророков Исаии (слева) и Иеремии (справа); на развернутых вверх, к образу Христа, свитках тексты пророчеств: у прор. Исаии - «Vidi Dominum sedentem super Solium» (Видел я Господа, сидящего на престоле) (Ис 6. 1), у прор. Иеремии - «Hic est Deus Noster et non estimabitur alius absque Illo» (Сей есть Бог наш, и никто другой не сравнится с Ним) (Вар 3. 36). Изображения на предалтарной арке объединены надписью, проходящей по ее внутреннему краю: «Gloria in Excelsis Deo sedentis supe(er) thronum et in terra pax hominibus bone voluntatis» (Слава в Вышних Богу, сидящему на престоле, и на земле мир, в людях благоволение); в тексте великого славословия выражена главная идея декорации арки - благодарение, к-рое приносит мир своему Творцу.
Мозаика верхней церкви - пример рим. искусства, вдохновленного реформами папы Григория VII. Использованные в ней изобразительные мотивы являются узнаваемыми «цитатами» из произведений раннехрист. и каролингского искусства. Напр., центральная для К. б. иконографическая тема триумфа Креста присутствовала в рим. мозаиках в базиликах Санта-Пуденциана (ок. 400), Санто-Стефано-Ротондо (642-649), Санти-Нерео-э-Акиллео (795-816, не сохр.), Сан-Джованни-ин-Латерано (1883-1884; вероятно, воспроизводят декорацию 461-468 гг.). Мотив вьющейся виноградной (аканфовой) лозы был использован в мозаиках сводов мавзолея Санта-Костанца (1-я пол. IV в.), атриума Латеранского баптистерия (V в.; в нишах), в апсиде базилики Санта-Мария Маджоре в Капуе (V в.; не сохр.), на сводах мавзолея Галлы Плацидии в Равенне (425-450) и т. д. Изображения городов Иерусалима и Вифлеема находятся на триумфальной арке базилики Санта-Мария Маджоре (432-440) и в капелле Сан-Венанцио (640-649) в Риме; в сочетании с композицией «Поклонение Агнцу» - в апсиде рим. базилики Санти-Козма-э-Дамиано (526-530). Однако общая композиция мозаики верхней церкви оригинальна. Возможно, при создании мозаики ее авторы ориентировались на несохранившуюся декорацию главной церкви монастыря Монте-Кассино - исследователи подчеркивают влияние идей Монте-Кассино и «церковного возрождения» на символический замысел мозаичной декорации К. б. Время создания мозаики продолжает обсуждаться. Тем не менее стилистические особенности и косвенные исторические данные позволяют датировать ее временем ок. 1120/25 г.