(Колочский; Московской епархии), расположен в дер. Колоцкое Можайского р-на Московской обл., в 22 км к западу от г. Можайска, на бывш. Старой Смоленской дороге. В документах XVI-XVII вв. особножительный, в то время мужской, значится как монастырь «Пречистой Богородицы Колоцкий», «Заколоцкий», «Колотский в Можайске». Географическая составляющая его названия скорее всего связана с адм. наименованием волости Колоча, наиболее раннее упоминание о к-рой содержится в духовной грамоте 1336 г. вел. кн. Московского Иоанна I Даниловича Калиты. При этом р. Колочь, от к-рой и пошло название волости, находится почти в 2 км от мон-ря.
В сложившейся еще в XIX в. историографии различные авторы относили устроение обители к 1413 г. Это мнение основывается на летописной статье, датируемой в сводах 2-й пол. XV в. (1413), о явлении и чудесах Колочской иконы Божией Матери. Но сведения о построении мон-ря в этих статьях отсутствуют (ПСРЛ. Т. 6. С. 140; Т. 8. С. 86; Т. 16. С. 161; Т. 18. С. 161; Т. 23. С. 144; Т. 24. С. 176; Т. 25. С. 241 и др.). Данные об основании К. м. в статье под той же датой (1413) появляются в поздних сводах XVI в.- Никоновской летописи, «Книге степенной царского родословия» и без точной даты в «Повести о Луке Колочском» (Рус. повести XV-XVI вв. / Сост.: М. О. Скрипиль. Л., 1958. С. 116-118; ПЛДР: Кон. XV - 1-я пол. XVI в. М., 1984. С. 52-57). Датировка фрагмента текста, не упоминающегося в сводах XV в., о построении К. м. кн. Можайским Андреем Дмитриевичем затруднительна. В сводах XV в. не исключены редакторские сокращения. Эта информация в сводах XVI в., возможно, является более полным изложением предания очевидцев этого события или их потомков. Главная ценность известия заключается в том, что оно позволяет документально определить последовательность событий, предшествовавших постройке К. м., имя храмоздателя и ктитора.
Согласно указанным источникам, чудотворная икона явилась в 1413 г. некоему «ратаю убогому» Луке. Речь, по-видимому, идет не просто о крестьянине в понимании летописного источника XVI в., а о свободном хлебопашце рус. средневековья, еще не закрепощенном землевладельце и воине одновременно. Поэтому в дальнейших сюжетах приводятся его независимые и порой дерзкие поступки в отношении князя и его слуг. После ряда чудесных исцелений, хронология к-рых не уточняется, к Луке стали обращаться больные. Он с иконой «поиде» сначала в Можайск, где его встречал князь со свитой, а затем в Москву. Здесь также «быша чудеса бесчисленно много». Возвратившись в Колочу, на полученные дары Лука выстроил хоромы и церковь, в к-рую поместил икону, и только спустя некоторое время кн. Андрей Дмитриевич «монастырь постави во имя Пречистыя Богородицы, глаголеный Колочский». Очевидно, все эти события не могли произойти за один год. Учитывая, что кн. Андрей Дмитриевич скончался 9/10 июля 1432 г. в Можайске, основание К. м. следует относить ко времени ок. 1415-1420 гг.
В административно-территориальном отношении местность, где располагался К. м. до 2-й пол. XV в. находилась в вол. Колоча Можайского княжества, со 2-й пол. XV в. и до 2-й пол. XVIII в.- в Колоцком стане Можайского у., после 1775 г.- в Гжатском у. Смоленской губ. По церковному делению со времени основания до сер. XVIII в. мон-рь состоял в Можайской десятине Митрополичьей, с XVI в.- Патриаршей, а с XVIII в.- Синодальной областей. По указу имп. Елизаветы Петровны и определению Святейшего Синода в связи с учреждением в июле 1744 г. Переславской епархии храмы Можайской десятины и Можайского у. Гжатской пристани были переданы в ведение Переславль-Залесской епархии, в 1746-1753 гг. находились в составе особого Можайского и Волоколамского вик-ства епархии. Указом Синода от 13 окт. 1764 г. о реорганизации епархиального управления церкви Можайской десятины с К. м. были переданы под управление Крутицкой епархии. По указу Синода от 6 мая 1788 г. Крутицкая епархия была упразднена. В 1785-1788 гг. духовенство епархии находилось под управлением Московской синодальной конторы. Можайские храмы и мон-ри, в т. ч. и К. м., поступили в ведение Смоленской епархии. Данная подчиненность была подтверждена высочайше утвержденным в кон. сент. 1797 г. докладом Синода об упорядочении епархиального управления в связи с новым губ. делением империи по указу имп. Павла I от 12 дек. 1796 г. и просуществовала до нач. XX в.
Вероятно, в 60-70-х гг. XVI в. К. м. был опричным. В Смутное время К. м. разорялся дважды. Первый раз - в 1609 г., после поражения армии царя Василия Иоанновича Шуйского при с. Клушине, в 20 верстах от Гжатска (ныне Гагарин), от польско-литов. войск под командованием гетмана С. Жолкевского. Монастырские храмы и имущество обители были разграблены. Вторично мон-рь был захвачен в дек. 1617 г. «польскими и литовскими людьми и с черкасы, и с изменники русские воры» армии королевича Владислава, которые «пришли в Можайский уезд и стали в Колоцком монастыре» (Дворцовые разряды. СПб., 1850. Т. 1. Стб. 307). Оккупация мон-ря продолжалась, по-видимому, вплоть до заключения с поляками Деулинского перемирия 1 дек. 1618 г.
В 1724-1726 гг. К. м. был приписным к Новоспасскому московскому монастырю; по штатам 1764 г. отнесен к 3-му классу: мон-рю полагалось иметь 12 чел. братии и получать ежегодно финансирование из гос. казны.
В 1812 г., накануне Бородинского сражения, главнокомандующий рус. армией М. И. Кутузов осматривал с колокольни К. м. буд. ратное поле; к полудню 21 авг. у стен обители сосредоточились главные силы рус. армии, а в самом мон-ре расположился штаб. Однако уже 22 авг. Кутузов принял решение отступить к Бородину, находя эту позицию более удачной для генерального сражения. Именно в обители Д. В. Давыдовым было принято важное решение об организации партизанских отрядов. 24 авг. у стен К. м. арьергардные части рус. армии под командованием генералов П. П. Коновницына и К. К. Сиверса вступили в бой с авангардом французов. В этом бою получил смертельную рану генерал-майор Всевеликого войска Донского И. К. Краснов. Мон-рь был занят французами. По преданию, в К. м. приезжал Наполеон, поднимался на колокольню, осматривал позиции рус. войск перед Шевардинским редутом. 26 авг. в К. м. был устроен госпиталь французской армии. Французы разграбили храм и монастырское имущество, сожгли иконостас и все деревянные постройки. В 1816 г. на восстановление мон-ря из казны Синода было отпущено 10 тыс. р. При игум. Иоасафе на эти деньги был отремонтирован собор, позолочен иконостас, расписаны стены главного храма. Но полностью К. м. был восстановлен только к 1839 г.
К. м. посещали: в 1684 г.- патриарх Иоаким (Савёлов), в 1804 г.- митр. Московский Платон (Левшин), который счел, что «обилие каменных построек не соответствовало количеству насельников», епархиальные архиереи, в 1818 г.- имп. Александр I Павлович, принявший в дар от игумена список Колочской иконы Божией Матери, в 1837 г.- цесаревич Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II), осмотревший панораму Бородинского поля и оставивший вклад в мон-рь на память о своем пребывании, в 1839 г.- вел. кн. Михаил Павлович. В 1911 г. вид мон-ря и, очевидно, примечательные церковные древности были запечатлены на цветном диапозитиве фотографом С. М. Прокудиным-Горским.
прослеживаются лишь с XVIII в. В июле 1724 г., при игум. Иоиле, в обители проживали 15 иноков, в 1739 г.- 8: игум. Антоний, 4 иеромонаха (в т. ч. казначей и ризничий), иеродиакон, 2 монаха, а также 16 бельцов (пономарь, 6 псаломщиков, конюший, «у продажи свечь», хлебодар, «при часовне», 5 на др. послушниях). Кроме конюшего, свечного, хлебодара и часовенного все насельники получали в год жалованье - всего 51 р. Также в К. м. проживали 3 отставных солдата, их жалованье составляло 3 р. 66 к. окладных денег, хлеба каждому полагалось 3 четв. и 1,5 четверика в год. В 1764 г. игумен получал 62 р. 70 к., ризничий - 6 р. 10 к., 2 иеромонаха - по 1 р. 10 к., белый священник, присланный из Переславской духовной консистории,- 6 р., монах-пономарь - 4 р. 50 к., монах-чашник - 4 р., подьячий - 19 р. и 8 служителей - по 8 р. Также братия и бельцы получали дифференцированное хлебное жалованье зерном и крупами.
Во 2-й пол. XVIII в. в К. м. было ок. 12 чел. братии. В 1778 г. в их число входили игум. Мисаил, казначей, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, пономарь-монах, 2 монаха, «да находящийся в надежду пострижения церковник», а также 6 штатных служителей. Подьячий и 2 служителя находились при обители вне штата. В 1896 г., при настоятеле в К. м. старце архим. Агапии (1874 - 21 сент. 1897), проживали 8 насельников (5 иеромонахов, 2 иеродиакона и монах), в 1900 г.- архим. Порфирий († 9 марта 1906), 5 иеромонахов, 2 иеродиакона и 2 послушника.
До 1838 г. монастырем управляли игумены и строители (только настоятель Иоасаф ок. 1736 получил сан архимандрита), с 1838 г. до нач. XX в.- архимандриты. Среди настоятелей К. м. известен игум. Корнилий, в 1566 г. ставший митрополичьим казначеем, 19 янв. 1567 г. хиротонисанный во архиепископа Ростовского, Ярославского и Белозерского (ПСРЛ. Т. 13. С. 406; РИБ. Т. 3. С. 287). В 1566 г. приговор Земского собора об условиях заключения мира с вел. князем Литовским подписал игум. Герман (СГГД. Ч. 1. № 192; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 3); в 1572 г. приговор Собора духовенства, разрешившего царю Иоанну IV Васильевичу вступить в 4-й, неканонический брак, подписал игум. Евфимий (ААЭ. Т. 1. № 284); в 1580 г. решение Собора о порядке приобретения мон-рями земель и владения ими - игум. Евфимий (СГГД. Т. 1. № 200); в 1584 г. приговорную грамоту о монастырских вотчинах - игум. Маркелл (СГГД. Т. 1. № 200; ДРВ. 17912. Ч. 7. С. 161); в 1589 г. решения Собора об учреждении Патриаршества в России - игум. Никандр (СГГД. Т. 2. № 59). В 1666 г. при встрече Восточных патриархов присутствовал настоятель (1664-1673) игум. Иона (Дворцовые разряды. 1855. Т. 3. С. 653).
За XV-XVI вв. сведений о состоянии храмов К. м. не сохранилось; вероятно, до XVI в. церкви и др. сооружения были деревянными. По исследованиям историков архитектуры, наиболее ранние каменные строения в Можайске - храмы Ферапонтова Лужецкого в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря - датируются, вероятно, 20-ми гг. XVI в., башни городских укреплений - временем после 1544 г. Состоятельные храмоздатели могли появиться у К. м. скорее всего не ранее времени правления вел. кн. Василия III Иоанновича, либо после перехода Можайска и уезда в опричнину в 60-70-х гг. XVI в. Не позднее этого времени, по-видимому, и датируются каменные церкви и колокольня обители.
По писцовой книге 1626/27 г., холодная соборная ц. в честь Успения Пресв. Богородицы с приделом свт. Николая Чудотворца была «каменна вверх, на подклете... пуста стоит без пения с литовского разорения, со 117 году», т. е. с 1608/09 г. О перестройках храма в XVII в. документов не сохранилось. По данным ведомости, к 1739 г. в Успенской ц. существовал один придел. Ок. 1-й пол. XVIII в. собор был перестроен, его увенчали новый барабан и глава, были заложены старые окна, лишенные наличников, в 1773 г. в соборе построена новая печь. в 1775 г. приобретено 5 «болших» икон: «Воскресение Христово», «Распятие», «Два младенца», «Богоматерь во славе» и «Апостольская».
В 1778 г. К. м. осматривал Смоленский наместник кн. Н. В. Репнин, после чего распорядился выделить строительный лес для ремонта обветшавших построек. В сент. того же года отмечалось, что «в церковной кровле с восточной стороны бывшая от дождей течь начала вредить каменной над алтарем святого Пророка Илии свод, и для того оная крышка с той стороны перечинена и во оной сделано вновь слуховое окно», переделаны обветшавшие «окончины». Церковь (за исключением глав), как и трапезная, во 2-й пол. XVIII в. оставалась с деревянной кровлей. К 30-м гг. XIX в. каменный Успенский собор с приделами, пристройками и крытой галереей был благоустроен и утеплен после ремонта в 1816 г. В нем находился иконостас столярной работы с вызолоченной резьбой. За правым клиросом в большом вызолоченном киоте с вызолоченными колоннами и резными фигурами и украшениями хранилась Колочская икона Божией Матери в серебряно-позолоченной ризе с коронами и драгоценными камнями на венцах Богородицы и Спасителя. Пред иконой каждую субботу совершалось акафистное пение. В 1839 г. с иконы была снята для очистки и поновления серебряная риза, в 1841 г.- золотая сетка, вероятно для того, чтобы заменить новой.
В писцовой книге 1626/27 г. упоминаются также 2 др. храма. Это ц. в честь Богоявления, «каменна на потклете теплая с трапезою да с келарскою и та церковь развалилась. А в ней образов и всяково строения нет». Под трапезной храма размещались хозяйственные помещения. Очевидно, после Смутного времени ветхий храм был разобран либо перестроен под хозяйственные нужды братии.
В кон. XVI в. в обители под каменной колокольней находилась ц. во имя Алексия, митр. Киевского и всея Руси. В храме были «двери царские, и столбцы и сень на празелени, Деисус стоячий, а в нем одиннадцать образов на празелени, да местных образов, против правого крылоса; образ местной Пречистой Богородицы «Воплощение» на празелени, образ Пречистой Богородицы «Одигитрия» на празелени, образ местной Николы Чюдотворца на празелени. А иные мелкие образы и Евангелие запрестольное, и сосуды церковные, и книги и всякое церковное строение вкладчиково да мирское». Поскольку сведения о храме отсутствуют в описи мон-ря 1764 г., к этому времени он был упразднен. По ведомости 1739 г., в К. м. значатся 2 церкви без названия с 2 приделами. Очевидно, речь идет о монастырском соборе и Алексиевской ц., единственной из действовавших в XVII в. Т. о., храм упразднен в 40-50-х гг. XVIII в., возможно, после перехода мон-ря из синодального подчинения в Переславскую епархию.
Каменная колокольня, как и др. церковные здания, выстроена не позднее XVI в. В писцовой книге 1626/27 г. указано: «Да на монастыре колокольница каменная вверх. А на колокольнице один колокол. А под колокольницей церковь Алексея Чудотворца». В описи 1764 г. упоминается возобновленная при св. воротах каменная колокольня «о трех апартаментах» с 10 колоколами и «боевыми» часами. В XVIII - нач. XX в. колокольня была 4-ярусной. В ограде К. м. также находилась часовня «с затворами деревянными с 2 иконами».
К нач. 1-й трети XVII в. жилые и хозяйственные постройки были деревянными, каменными были лишь хлебня и поварня, находившиеся в подклете под трапезной Богоявленской ц. В 1739 г. в ведомости монастыря отмечены деревянные постройки: 4 настоятельские кельи, казначейская келья с сенями, 3 братские кельи, 7 житниц, 2 погреба, настоятельская и братская бани, кухня. За мон-рем имелся конюшенный двор (Холмогоров. 1901. Вып. 10. С. 175-176). В офицерской описи 1764 г. перечисляются многочисленные деревянные жилые и хозяйственные постройки как в самом монастыре, так и вне его стен, в т. ч. и «двор для приезжих», очевидно для богомольцев. В 1778 г. по указу Коллегии экономии было выделено 500 р. на починку «монастырских ветхостей» и в том же году были отремонтированы конюшенный двор, ледник, створчатые ворота в 2 каменных сараях, каменная стена «вышиной в четыре аршина, и в ней двое ворот с каменными ж сводами», построены 2 каменных сарая и между ними «о шести стойлах» конюшня, двое ворот, калитка и проч. В авг. того же года проведена «разборка на старой конюшне изгнившей и развалившейся избы с сенми и за очиску бывшей в ней и развалившейся в ней большой печи»; мон-рь выделил подряды на отделку новых «на место развалившихся деревяных крыльцов, одного от большой дороги близ Святых ворот, над которым и шатер зделан на четырех вырезанных столбах с подшевкою потолка». В 1784 г. часть выделенной суммы в 5750 р. была потрачена на ремонт братских келий и трапезной и постройку каменных настоятельских келий (по обеим сторонам колокольни). Не позднее 1-й пол. XVIII в. на территории К. м. был разбит фруктовый сад, в 1764 г. в саду росли 305 яблоневых и 7 грушевых деревьев.
В 1-й пол. XVIII в. вместо деревянной строилась каменная ограда с 6 каменными башнями. Согласно договору этого периода, предполагалась ограда «ста сорока осми саженей... в длину, трех [шириной], а в вышину пяти аршин с кирпичным щипцем и крышкою». В 1739 г. ограда состояла из 2 частей: каменной (48 саж.) и деревянной (240 саж.). В 1764 г. ограда была уже 340 саж.: каменная - 206, деревянная - 134 саж. В обители был заготовлен материал для продолжения каменного строительства. Близ св. ворот находились деревянные въездные «створчатые ворота с прикалиткой», близ которых пристроена сторожка с палаткой, а также проездные ворота. В 1784 г. на средства, отпущенные имп. Екатериной II, каменные строительные работы были завершены (к 2014 сохр. лишь башня и небольшой фрагмент ограды).
По описи 1860 г., в К. м. находились каменный 2-этажный настоятельский корпус в формах позднего барокко (ок. 1785), 2 каменных одноэтажных корпуса для братии, 3 амбара, кузница, скотный двор с 2 избами для рабочих и странников и проч. При мон-ре на 2 дес. земли располагался фруктовый сад (400 плодовых деревьев). Вне ограды была устроена деревянная часовня на каменном фундаменте, деревянный гостиный двор с 3 жилыми комнатами, кузница, гумно, мельница на р. Колочи. С 1897 г. около мон-ря находилась школа грамоты, в к-рой обучались 35 мальчиков. С вост. и сев. сторон к монастырской стене примыкали 2 пруда - Трещенков и Святой. К 1910 г. возле обители были выстроены каменная сторожка с сараем для дров и церковноприходская школа с 2 квартирами для учителей, заново сооружены избы для рабочих, просторный деревянный скотный двор, каменные дома для приезжих и лавочника.
К. м. Сведения за XV-XVI вв. не сохранились. Возможно, первые земельные владения в ближайших окрестностях монастыря были пожалованы князьями Можайскими (кн. Андреем Дмитриевичем или его сыном и преемником в уделе до сер. XV в. кн. Иваном Андреевичем). Хотя в целях укрепления своего влияния на землях, пограничных с Великим княжеством Литовским, документы, подтверждавшие вотчинные права монастыря, могли быть выданы в кон. XV - 1-й четв. XVI в. Речь идет о землях Подмонастырской слободы и с. Вешки с сельцами и пустошами. Сельцо Еросимово Клинского у., вероятно, поступило в К. м. в XVI в., при царе Иоанне IV, от неизвестного вкладчика или было куплено. Пашенные земли были разорены и частично запустели в Смутное время. По переписным книгам 1653-1661 гг., в вотчинах К. м. зарегистрирован всего 21 тяглый двор, в 1678-1700 гг.- 73 двора. В Можайске К. м. владел «нетяглым» двором на Петровской ул. посада, к-рый известен по описанию города XVI в. В 1722 г. имелось подворье в Москве близ Новинского Введенского муж. мон-ря. За выполнение треб братия получала денежные или натуральные доходы. Об этом свидетельствует указ патриарха Московского и всея Руси Иоакима от 23 дек. 1689 г. о ежегодном сборе с насельников К. м. 16 алтын 4 деньги «славленных Рождественских денег» при посещении иноками Москвы.
В 1-й период церковных реформ царя Петра I, в 1701-1705 гг., населенные земли К. м. были конфискованы, доходы с них заменены денежным содержанием; на 2-м этапе (1706-1720) земельные владения были возвращены, доходы мон-ря с них составили в год 53 р. 25 к., на нужды К. м. обрабатывали 25 дес. пашни. В 40-50-х гг. XVIII в. за мон-рем числились 1069 крестьян. После 1764 г. в с. Вешки с деревнями проживали 1015 чел., в Подмонастырной слободе - 53, в сельце Еросимове Клинского у.- 11 чел. К 1812 г. за обителью было закреплено 16 дес. 1829 кв. саж. земли, из которых «под селением» - 7 дес. 1200 кв. саж., сенного покоса - 8 дес. и неудобной земли - 1 дес. 629 кв. саж., в сер. XIX в.- 36 дес. сенокосов и пахотной земли. К нач. XX в. земельные владения К. м. составляли 95 дес.
После секуляризационной реформы 1764 г. ежегодное денежное содержание К. м. составило ок. 980 р. (1769), которое мон-рь получал из Можайской воеводской канцелярии равными частями в янв. и июле. К кон. XIX в. К. м. получал из казны 711 р. 72 к. Среди других статей дохода - плата за церковные требы, процент с банковского капитала, доходы с мельницы в 2 постава на р. Колочи, с рыбных ловель в озере у р. Москвы и в 3 прудах.
Главной святыней К. м. являлась чудотворная Колочская икона Божией Матери. На Соборе 1547 г., созванном при митр. Московском свт. Макарии, было утверждено празднование в честь иконы 9 июля.
В 1830 г., во время свирепствовавшей холеры, в мон-ре был устроен карантин и заступлением Божией Матери спасены от болезни не только все пребывавшие в обители и в карантине, но и окрестные жители. В 1848 г., во время эпидемии холеры, списки Колочской иконы носили крестным ходом по ближним деревням. Приносили образ и в Андреевский приход, после чего в храме с. Андреевского оставили его список, а в 1874 г., при возведении сохранившейся каменной ц. во имя мч. Андрея Стратилата, устроили в ней придел в честь Колочской иконы Божией Матери. В сент. 1871 г., когда в Можайске появились первые больные холерой, жители испросили благословение у священноначалия принести чудотворную Колочскую икону, для встречи которой прибыл еп. Можайский Игнатий (Рождественский). Икону по просьбе монахов Лужецкого мон-ря приносили и в эту обитель, эпидемия прекратилась и уже не возобновлялась ни в Можайске, ни в его окрестностях. Избавление от эпидемии зафиксировано и в 1892 г. Во 2-й пол. XIX в. ежегодно в мае и июне икону крестным ходом переносили в собор Гжатска. За 2-3 недели соборное духовенство обходило с ней дома прихожан, затем святыню переносили в городскую Богоявленскую ц. Традиция крестных ходов сохранялась некотоое время и после закрытия обители в 20-х гг. XX в., когда монастырский Успенский собор был обращен в приходский храм.
В 1912 г., ко дню празднования 100-летия Бородинской битвы, из Смоленска была принесена крестным ходом Смоленская икона Божией Матери, к-рая нек-рое время находилась в К. м. События 1912 г. так описываются современником: настоятель К. м. «крестным ходом должен будет встретить святую икону в селе Дровнине и сопровождать ее до самого монастыря... Смоленская икона Божией Матери будет находиться в Колочском монастыре до дня отправления ее на Бородинское поле, отстоящее на 12 верст от монастыря». Возвращение образа в Смоленск состоялось 2 сент. 1912 г. Спустя год отмечалось 500-летие обители, в к-рую 9 июля 1913 г. прибыл правящий еп. Смоленский и Дорогобужский Феодосий (Феодосиев).
В честь праздника явления Колочской иконы около мон-ря проходила ежегодная ярмарка; совершался крестный ход к источнику, к-рый, согласно преданию, забил на том месте, где произошло явление чудотворного образа.
От монастырского архива сохранились всего 10 документов 1667-1686 гг.- «Грамоты Коллегии экономии» (в составе коллекции РГАДА). В 1887 г. настоятель К. м. сообщил гр. С. Д. Шереметеву, что основная часть документов утрачена в 1812 г. Остальные монастырские бумаги, до нач. XX в., утрачены в период оккупации Смоленска, в 1941-1942 гг. К 1860 г. в б-ке мон-ря имелись книги старой печати: Евангелие (1685), Апостол (1684), 2 экз. Октоиха (1683), Минея месячная (1687), Требник (1680), воскресное Евангелие с толкованиями (1681), 2 книги «Православное учение сокращенного богословия» (1660), «Ирмологий» (1683), книги «Служба и чудеса святителя Николая» (1679), книги свт. Григория Богослова (1665), сборник «Проповедей Гедеоновых» (1760). Нек-рые из книг были украшены вкладчиками. Так, в 1778 г. на праздничное Евангелие в серебряном окладе был сделан «по заказу чрез купца города Гжатска Ивана Калинина по данной ему мере серебренной с лучами около главы Спасителевой венец весом в пятнадцать золотников».
В 1-й четв. XX в. монастырь принадлежал Смоленской епархии, с 1921 по 1923 г.- Гжатскому вик-ству. С весны 1918 г. органами советской власти проводилась конфискация земли, капиталов, строений и другого имущества обители. Попытки насельников сберечь имущество квалифицировались карательными органами как контрреволюционные выступления. Настоятель архим. Никифор (Алтухов), распространявший среди прихожан послания патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина), был арестован, обвинен в подстрекательстве к мятежу и по постановлению ЧК 8 авг. расстрелян вместе со свящ. Алексием Михайловым. Тем же летом были убиты иером. Филадельф и монастырский рабочий. 7 окт. 1918 г. настоятелем К. м. был назначен архим. Феофан (Берёзкин; † 17 марта 1936). 11 апр. 1921 г. он хиротонисан во епископа Гжатского, викария Смоленской епархии, но не оставлял братию К. м. и многочисленных прихожан из соседних деревень.
30 дек. 1918 г. К. м. был закрыт и обращен в трудовую коммуну «Большевик», но монахи проживали в обители до 30-х гг. XX в. Нек-рое время Успенская ц. действовала как приходская, 14 янв. 1934 г. была закрыта (впосл. пострадала от пожара, ветшала), а община верующих переведена в Рождественский храм с. Суконники (ныне дер. Суконниково). В ту же церковь перенесли и Колочский образ. Когда в 1937 г. и этот храм был закрыт, икону перенесли в Гжатск, где сначала она хранилась у одного из прихожан, а позднее была передана в Вознесенский собор города. Дальнейшая судьба Колочской иконы неизвестна.
На территории К. м. располагалась колония для несовершеннолетних, с 1932 г.- интернат для глухонемых детей. В настоятельском корпусе разместились учебные классы, столовая, жилые помещения для преподавателей и детей. При школе-интернате была единственная на весь район электростанция, ранее принадлежавшая мон-рю, пасека (20 ульев), фруктовый сад (460 плодовых деревьев). Во время оккупации дер. Колоцкой немецко-фашистскими войсками, с окт. 1941 по янв. 1942 г., келейные корпуса использовались под конюшни. В годы Великой Отечественной войны монастырские здания серьезно пострадали: снарядами была снесена верхняя часть колокольни, частично разрушены ограда, башни и храм. До сер. 1942 г. в 2 братских корпусах размещались передвижные военные госпитали Красной Армии. После 1942 г. сохранившиеся монастырские здания служили кровом для бездомных жителей деревни, которую почти полностью сожгли фашисты. Даже остатки стен полуразрушенных башен люди использовали под жилье. На территории мон-ря имеется братское кладбище погибших в 1941-1942 гг. и скончавшихся от ран красноармейцев (более 600 чел.; имена см.: Успенский Колоцкий жен. монастырь. 2013. С. 263-271). Др. кладбище, монастырский некрополь к северу, югу и востоку от Успенского храма, сохранялось еще в годы войны. Среди погребенных - монахи Сергий († 1719) и Дионисий († 1733), иером. Диодор (Соляников; † 1914). В 50-80-х гг. XX в. кладбищенские памятники уничтожали.
После 1945 г. в зданиях К. м. размещались сельская школа, сначала начальная, а затем восьмилетняя, спортзал, до 1959 г.- родильный дом (в юж. келейном корпусе) и больница (в сев. келейном корпусе), с 1962 г.- сельсовет и б-ка; в игуменском корпусе занимались старшеклассники. Угловую вост. и юго-вост. башни, сев. ворота, стены кирпичной ограды, частично разрушенные в 1941-1942 гг., разобрали местные жители, кирпичи использовались для строительства печей.
К югу от К. м., на лугу близ дер. Суконниково и р. Колочи, на месте явления чудотворной иконы, располагались св. колодец и часовня, службы при к-рых продолжались до 20-х гг. XX в. С 30-х гг. колхоз устроил в монастырской часовне овчарню. К 2014 г. на месте часовни, разрушенной в 1966 г., стоит опора линии электропередачи.
С кон. 60-х гг. XX в. ансамбль К. м. был поставлен под охрану государства, частично реставрировался Н. И. Ивановым в 60-х гг. и в кон. 80-х гг. Ю. П. Мосуновым: восстановлены завершения Успенского собора и колокольни; расчищен Трещенков пруд. Еще ранее школьники с учителями Колоцкой школы разбили новый сад, к-рый существует и ныне. С нач. 80-х гг. XX в. мон-рь был взят на баланс Государственным Бородинским военно-историческим музеем-заповедником, и с 1988 г. уже усилиями сотрудников музея продолжились восстановительные работы. В 1984 г. в честь 200-летия со дня рождения Д. В. Давыдова на колокольне была торжественно открыта мемориальная доска. Постановлением Совета министров РСФСР от 4 дек. 1974 г. и Указом Президента РФ от 20 февр. 1995 г. ансамбль К. м. включен в перечень Объектов исторического и культурного наследия федерального значения.
В 1993 г. К. м. был возобновлен как подворье Бородинского во имя Нерукотворного образа Спасителя женского монастыря. Трудами настоятельницы Бородинского мон-ря игум. Серафимы (Исаевой) в одном из корпусов К. м. обустроена домовая ц. во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы Феодоровны. Возобновилась традиция совершать в день празднования Колочской иконе Божией Матери ежегодный крестный ход на св. источник с деревянной часовней. Началось благоустройство территории обители. 10 окт. 1997 г. подворье посетил митр. Крутицкий и Коломенский Ювеналий, зачитавший в домовой церкви указ Синода об открытии в стенах К. м. женской обители. Настоятельницами были мон. Таисия (Исаева; с 1999 игумения), бывш. казначея Бородинского монастыря, с 1999 г.- мон. Рахиль (с 2002 игумения), с 2004 г.- мон. Серафима (Шумейко), с 2006 г. мон. Амвросия (Гавринёва). К кон. 2014 г. в К. м. проживали настоятельница игум. Амвросия и ок. 20 сестер.
4 нояб. 1997 г. в К. м. служили первую после возобновления обители Божественную литургию. В июле 1999 г. К. м. посетил Святейший Патриарх Алексий II. В 2001 г. было совершено 1-е богослужение в зимней части Успенского собора, в правом Никольском приделе. 2 июля 2002 г. восстановлен левый, Ильинский придел. К 2014 г. в К. м. восстановлены Успенский собор, домовая ц. во имя прмц. вел. кнг. Елисаветы, колокольня, настоятельский корпус, сев. и юж. келейные корпуса (ок. 1785), частично ограда, налажена электроотопительная система, возведены хозяйственные постройки. 22 июля 2000 г., в день празднования Колочской иконе, викарием Московской епархии еп. Видновским Тихоном (Недосекиным) освящен крест рядом с К. м., на предполагаемом месте строительства деревянной часовни-храма во имя прп. Серафима Саровского.
Имеется подсобное хозяйство: огород, коровник, птичник, фруктовый сад, пасека. При К. м. действуют б-ка и воскресная школа, сестры посещают детский дом-интернат в пос. Уваровка, помогают в проведении богослужений в домовом храме в праздники Рождества Христова и Пасхи. В 2000 г. еп. Видновский Тихон в интернате освятил домовую ц. во имя вмч. Пантелеимона.
27 июня 1998 г. из Москвы в К. м. был принесен старинный список чудотворной Колочской иконы Божией Матери. В послереволюционные годы Д. А. Андрианов, колоцкий церковный староста, прятал этот образ, а его потомки бережно его хранили. Последним хранителем иконы был москвич В. П. Михайлов, старший научный сотрудник НИИ киноискусства, к-рый и завещал передать ее в мон-рь. К 2014 г. икона в деревянном резном киоте пребывает в Никольском приделе Успенского собора. Перед ней горит неугасимая лампада, сестры ежедневно читают Акафист Божией Матери. В К. м. находятся еще 5 списков Колочской иконы. Ежегодно 22 июля, в день празднования Колочской иконы, после Божественной литургии совершается крестный ход на св. источник - место явления чудотворной иконы. Крестный ход на источник и освящение воды происходят также и 19 янв., в праздник Богоявления. В К. м. также хранятся частицы мощей свт. Николая Чудотворца, вмц. Екатерины, прмц. Елисаветы, мц. Феклы, преподобных Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Евфросинии Полоцкой, отцов Киево-Печерских, старцев Оптинских и Глинских, жен Дивеевских, блж. Матроны Московской, св. блгв. кн. Александра Невского и мн. др.