КОМГАЛЛ
Том XXXVI , С. 503-507
опубликовано: 16 июля 2019г.

КОМГАЛЛ

Содержание

Святые Комгалл, Галл и Колумбан. Икона. Кон. ХХ — нач. XXI в. (частное собрание)Святые Комгалл, Галл и Колумбан. Икона. Кон. ХХ — нач. XXI в. (частное собрание) [древнеирл. Comgell, Comgall; ирл. Comhghall] († 602), св. (пам. зап. 10 мая), основатель монастыря (церковного поселения) Беннхор (ныне Бангор, графство Даун, Сев. Ирландия).

Источники

Самое раннее упоминание о К. содержится в Житии св. Колумбана, составленном ок. 640 г. Ионой из Боббио (Ionas. Vita Columbani. I 4). Там он фигурирует как настоятель мон-ря Беннхор, в котором св. Колумбан изучал основы монашеской жизни, прежде чем отправился на континент (кон. VI в.). Иона говорит о К. как о «выдающемся отце монахов», отличавшемся набожностью, строгом приверженце монашеской дисциплины (presul uirtutum ubertate cluebat beatus Commogellus, egregius inter suus monachorum pater, quique et religiones studio et regularis disciplinae cultu praecipuus habebatur). Высказывалось мнение, что написание имени святого (Commogellus) и названия мон-ря (Benechor) в Житии отражает их произношение до синкопы срединных гласных. Следов., они были заимствованы из более раннего источника (Stevenson J. B. The Monastic Rules of Columbanus // Columbanus: Studies on the Latin Writings / Ed. M. Lapidge. Woodbridge, 1997. P. 204). Однако эти формы могли возникнуть в результате латинизации агиографом древнеирл. Comgell и Bennchor.

В Бангорском Антифонарии (кон. VII в.; см. ст. Кельтский обряд) К. посвящен пространный гимн из 28 строф (инципит «Audite pantes ta erga»; изд.: AHMA. Т. 53. N 244; The Antiphonary of Bangor. 1893-1895. Vol. 2. P. 16-19). В тексте практически отсутствуют биографические сведения о святом (его имя упом. лишь в самом начале), представлен традиционный набор добродетелей: аскетические подвиги, смирение, добровольная бедность и радостное служение Христу. В Бангорском Антифонарии о К. упоминается также в гимне в честь настоятелей Беннхора (Ibid. P. 33).

О К. (Comgellus (Comgillus) mocu Aridi) говорится в неск. эпизодах Жития св. Колумбы, составленного на рубеже VII и VIII вв. св. Адомнаном, аббатом мон-ря Иона (Adomnani Vita Columbae. I 49; III 13, 17). После совещания ирландских королей в Друим-Кете (575, по др. версии - ок. 590) Колумба в беседе с К. предсказал битву между родственниками святых И Нейлами и круитни (Cruthini populus). Имеется в виду сражение при Дун-Кетирне (629) между правителем Улада Конгалом Каэхом из рода Дал н-Аради, представители которого считались круитни (ирл. пиктами), и Домналлом, сыном Аэда, из династии И Нейлов. В др. месте св. Колумба призывает монахов своей обители помолиться за души неск. монахов К., утонувших в «Телячьем озере» (ныне Белфаст-Лох, залив в устье р. Лаган). Наконец, Адомнан рассказывает о визите к св. Колумбе, в то время находившемуся в мон-ре на о-ве Хинба, одной из дочерних обителей мон-ря Иона, К., Каннеха, Брендана мокку Алти (Брендана Клонфертского) и Кормака, «святых основателей монастырей» (monasteriorum sancti fundatores). При этом Адомнан ни разу прямо не называет Беннхор, но упоминает о другом мон-ре св. К.- Камбасе (ныне Камас, графство Лондондерри), зависимом от Беннхора.

Благодаря связи с подвижниками Колумбой и Колумбаном о К. знали в континентальной Европе. В трактате о происхождении оффиция «Ratio de cursus qui fuerunt eius auctores» (VIII в.; ркп. Lond. Brit. Lib. Cotton. Nero A II. Fol. 37-42, IX в.; изд.: Initia consuetudinis Benedictinae. Siegburg, 1963. Р. 79-91), написанном неизвестным ирл. монахом на континенте (возможно, в Вероне), излагается история 6 вариантов служб суточного круга. К. представлен как ключевая фигура в передаче ирл. оффиция (Cursus Scottorum): он, а также св. Вандилох (достоверно не идентифицирован; возможно, это бретонский св. Винвалоэ, тогда трактат следует датировать более поздним временем: Merdrignac B. Saint Guénolé et les monachismes insulaire et continental au haut Moyen Âge // Annales de Bretagne et des pays de l'Ouest. Rennes, 1988. T. 95. N 1. P. 15-40) получили его от св. Патрикия (Патрика). К. отправил миссионерами на континент святых Вандилоха и Колумбана, к-рые основали Луксовий (см. Люксёй) и др. мон-ри, где практиковался ирл. оффиций. В Мартирологе санкт-галленского мон. Ноткера Заики (кон. IX в.) в записи под 9 июня (пам. св. Колумбы) К. назван единственным наследником добродетелей и заслуг св. Колумбы, а также наставником св. Колумбана. Ноткер также указывает, что имя Комгалл переводится на латынь как faustus - счастливый (PL. 131. Col. 1103).

В ирландских летописных сводах запись о кончине К. помещена под 602 (в «Ольстерских анналах», «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев») или 605 г. (в «Инишфалленских анналах»). В «Ольстерских анналах» есть дополнительная запись о его кончине под 601 г. со ссылкой на «книгу Куану» - несохранившуюся летопись из вост. части Ирландии (см.: Ó Mórdha E. The Placenames in the Book of Cuanu // Seanchas: Studies in Early and Medieval Irish Archaeology, History and Literature in Honour of F. J. Byrne / Ed. A. P. Smyth. Dublin, 2000. P. 189-191). В «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев» указано, что К. умер на 91-м году жизни и на 50-й год 3-й месяц и 10-й день аббатства, в 6-й день перед майскими идами; та же информация - в Мартирологе из Тамлахты. Рождение святого (вероятно, сведения вставлены позднее) указано под 516 г. в «Ольстерских анналах», «Анналах Тигернаха» и «Хронике ирландцев» (в «Ольстерских анналах» также приведено альтернативное известие под 520). Об основании Беннхора в анналах сообщается под 555, 558 и 559 гг., но имя К. там не названо.

В «Повременном перечне святых Ирландии» (IX или X в.) К. отнесен ко 2-му чину (ordo) святых Ирландии (Catalogus Sanctorum Hiberniae / Éd. P. Grosjean // AnBoll. 1955. Vol. 73. P. 210). В трактате «Sancti qui erant bini unius moris», в к-ром ирл. святые сопоставлены с библейскими героями и отцами Церкви (сохр. в Ленстерской книге, XII в.; изд.: Corpus Genealogiarum Sanctorum Hiberniae. 1985. N 712. 11), К. уподоблен ап. Иакову.

Основной источник сведений о К.- Житие на латинском языке, сохранившееся в 2 редакциях. Пространная версия представлена в Дублинском (Килкеннийском) собрании житий ирл. святых (обозначается сиглой M или D) и издана Ч. Пламмером по рукописи Dublin. Marsh's Library. Z 3.1.5. Fol. 90v - 94 (XV в.) (изд.: Plummer. Vitae. T. 2. P. 3-21). Краткая версия (представляет собой выжимку из пространного Жития, текст к-рого близок Житию К. из Дублинского собрания, но не идентичен ему) сохранилась в составе Саламанкского собрания (Brux. 7672-7674, XIII - нач. XIV в.; в тексте есть лакуна из-за утраты 1 листа; изд.: Heist. Vitae. P. 332-334) и Оксфордского собрания (рукописи Bodl. Rawl. B. 485 и B. 505, обе - XIV в.; частично издана, см.: Grosjean. 1934). По мнению Р. Шарпа, сохранившиеся версии Жития К. были созданы не ранее нач. XIII в., хотя, возможно, они основаны на более раннем тексте (см.: Adomnán of Iona. Life of St. Columba / Transl. R. Sharpe. Harmondsworth, 1995). На ирл. языке К. посвящен лишь небольшой фрагмент, представляющий собой перевод одной из глав его пространного Жития (Kenney. Sources. P. 397).

К. упоминается в ряде других ирл. агиографических памятников. В т. н. Трехчастном Житии св. Патрикия (кон. IX-X в.) рассказывается, как святой во время посещения Темры (ныне Тара) предсказал рождение 3 «драгоценных камней»: К., Колумбы и Финниана (The Tripartite Life of Patrick: With Other Documents Relating to that Saint / Ed., transl. W. Stokes. L., 1887. Pt. 1. P. 58-59). Чаще всего К. представлен наставником и учителем монашеской дисциплины: в Житиях св. Дага (Heist. Vitae. P. 390-391), св. Картаха (Мохуту) (Plummer. Vitae. Vol. 1. P. 170, 175), св. Молуа из Клуан-Ферта-Молуа (Plummer. Vitae. Т. 2. Р. 210-214; Heist. Vitae. P. 134-136, 383-384), св. Мохоэмока (Plummer. Vitae. Т. 2. Р. 167-168), св. Финтана Мунну (Plummer. Vitae. Т. 2. Р. 227-228; Heist. Vitae. P. 199, 202, 248-249), св. Финтана из Дун-Блески (Heist. Vitae. P. 114-115). О К. говорится как о друге св. Коэмгена (Plummer. Vitae. Т. 1. Р. 242-243), св. Каннеха (Plummer. Vitae. Т. 1. Р. 157-158, 160-161; Heist. Vitae. P. 186-187), св. Финдхуа (Lives of Saints from the Book of Lismore / Ed. W. Stokes. Oxf., 1890. P. 232-234), св. Мохуа из Баллы (Ibid. P. 282-283).

В 1-й четв. XII в. католич. св. Малахия (Маэл Маэдок О Моргар; † 1148), родственник К. по материнской линии, основал в Беннхоре новый мон-рь (Africa. 1985. P. 104-110). Бернард Клервоский включил в Житие св. Малахии, основанное на рассказах Малахии и ирл. монахов из его окружения, краткий рассказ о К. и об истории Беннхора (Bernard de Clairvaux. Éloge de la nouvelle chevalerie. Vie de saint Malachie. Épitaphe, hymne, lettres / Éd. P.-Y. Emery. P., 1990. P. 214-216. (SC; 367)). Бернард Клервоский называет среди знаменитых насельников обители Беннхор св. Колумбана, а также некоего Луана (Luanus), который основал 100 монастырей. Речь, вероятно, идет о св. Молуоке (Лугайде) († ок. 590), основателе мон-ря на о-ве Лисмор, одном из Внутренних Гебридских о-вов. Возможно, этот монастырь был дочерней обителью Беннхора (Fraser J. E. From Caledonia to Pictland: Scotland to 795. Edinb., 2009. P. 105-106). По другой версии, имеется в виду св. Молуа († ок. 609), основатель мон-ря Клуан-Ферта-Молуа (ныне Клонфертмалло, графство Лишь). В его Житии упоминается, что он учился в Беннхоре у св. К. (см.: Boyle A. Notes on Scottish Saints // The Innes Review. 1981. Vol. 32. N 2. P. 59-82). В кон. XII в. англ. агиограф Джоселин из Фернесса в Житии св. Патрикия привел рассказ о том, как св. Патрикий, проходя близ места, где впосл. был основан Беннхор, предсказал рождение К. (ActaSS Mart. T. 2. P. 561). Джоселин называет среди своих источников «акты святого Комгалла»: вероятно, он использовал протограф краткой версии Жития, поскольку лишь в ней есть упоминание о предсказании св. Патрикия (Heist. Vitae. P. 332).

Житие

Мон-рь Мовилла близ Бангора. XIII - XV вв.Мон-рь Мовилла близ Бангора. XIII - XV вв. Из Жития К. известно, что он род. на хуторе Морн (in opido de Mourne; ныне Мораморн, графство Антрим, Сев. Ирландия). Его родителями были Сетна, воин не названного по имени правителя обл. Дал н-Аради, и его жена Бриг. За день до родов св. Мак Ниссе, еп. Кондере (ныне Коннор), предсказал рождение святого, назвав его «царем, которому будут подчиняться тысячи монахов». Эта же история с незначительными вариациями приведена в Житии св. Мак Ниссе (Heist. Vitae. P. 406). В ирландских анналах кончина св. Мак Ниссе указана под 507, 509 или 514 г., поэтому исследователи считают этот рассказ анахронизмом. К. был крещен слепым пресв. Федлимидом. На месте крещения чудесным образом появился источник, и вода из него вернула Федлимиду зрение. У К. была сестра; 2 ее сыновей (не названы по имени) отличались благочестием и позднее стали монахами. Они жили далеко от Беннхора. Однажды племянники попросили К. прислать им «кимвал» (cymballum), который по просьбе святого принес им ангел.

К рождению К. его отец был уже стар, и святому в юном возрасте (adhuc puer) пришлось отправиться в войско правителя Дал н-Аради. Однако по воле Бога, не желавшего, чтобы К. участвовал в кровопролитии или присутствовал во время сражений, правитель и его враги примирились. К. находился в войске, когда произошло чудо: на лагерь выпал густой снег, покрыв всех, кроме святого. Пораженный правитель объявил К. и его род (puer Comghallus cum suis) свободными от любой светской власти. После этого К. решил встать на путь церковного служения. Первоначально он обучался грамоте у некоего клирика, не отличавшегося высокой моралью. К. пытался исправить его жизнь. Однажды утром К. пришел к учителю в грязной одежде и спросил, что опаснее: испачкать одежду или душу. Клирик не ответил, но ничего не исправил в своей жизни. Тогда К. отправился учиться в Лаген к св. Финтану, настоятелю мон-ря Клуан-Эднех (ныне Клонена, графство Лишь). Там он провел много лет, исцелил слепца, а затем по приказу Финтана отправился на родину, чтобы основать там мон-ри (cellae). Некоторое время К. и его спутники провели у св. Киарана в мон-ре Клуан-Мокку-Нос (ныне Клонмакнойз, графство Оффали). По возвращении на родину еп. Лугайд рукоположил К. во пресвитера. После этого святой некоторое время странствовал, проповедовал Евангелие, а затем стал жить как отшельник на одном из островов на оз. Лох-Эрн. Вокруг него сложилась монашеская община. Условия жизни К. отличались крайним аскетизмом, так что 7 его последователей умерли от холода и голода. После этого к К. обратились некие «святые отцы» с просьбой смягчить аскезу. Он согласился смягчить требования к др. монахам, но сам отказался что-либо менять в своем образе жизни. К. намеревался покинуть Ирландию и отправиться в Британию, но под влиянием еп. Лугайда отказался от этого плана и основал мон-рь Беннхор. Позднее он основал много других келий и мон-рей в Уладе и др. частях Ирландии; в общей сложности в его мон-рях подвизалось до 3 тыс. монахов.

На 7-й год после основания Беннхора К. отправился в Британию, чтобы посетить других святых, и жил там некоторое время. Он основал обитель в «области Этт» (Heth; ныне о-в Тайри, Внутренние Гебриды), однако вскоре она была разрушена язычниками-пиктами, прибывшими на кораблях. Они не решились тронуть самого святого (К. работал в поле и оставил на сложенной рядом с ним одежде ампулу с хризмой (posuit crismale suum super uestem suam); пикты решили, что это идол), но захватили др. монахов. По молитве К. грабители ослепли, а их суда бурей прибило к берегу. Покаявшись и вернув добычу, они обрели зрение. После этого К. с монахами отправился обратно в Ирландию. К., святые Колумба и Каннех прибыли к правителю пиктов Бруде. Тот приказал запереть двери крепости, но К. осенил их крестным знамением, и двери были выбиты. Св. Колумба таким же образом выломал двери дома правителя. Бруде выхватил меч, чтобы убить святых, но по благословению К. рука правителя высохла и оставалась высохшей, пока Бруде не уверовал во Христа (возможно, этот эпизод основан на сочинении Адомнана, где, однако, ни один из спутников св. Колумбы не назван по имени - Adomnan's Life of Columba. 1961. P. 22-23). В рукописях сохранилось краткое сказание о посещении святыми Колумбой, К. и Каннехом пресв. Дати (см.: Lives of Saints from the Book of Lismore. Oxf., 1890. P. XV).

Однажды с визитом в Беннхор отправился св. Колумба. По дороге один из его спутников скончался, его тело оставили на корабле. Встретив гостей, К. спросил, не остался ли кто-нибудь из них снаружи. Получив ответ, К. пошел на корабль, воскресил покойного и привел монаха в обитель. Заметив, что воскресший крив на один глаз, К. исправил этот недостаток. В др. раз, когда св. Колумба был в гостях у К., они увидели, что на месте монастырского повара сидит демон. Когда вызвали повара, тот прогнал демона, заверив, что никогда не служил ему. Тогда демон молча исчез, а святые извинились перед поваром, что напрасно подозревали его в грехе.

Отношения К. со светскими властями не всегда были дружественными. Дважды он держал строгий пост, молясь о возмездии для правителя (dux) из крепости Трахим и короля из крепости Моэнмад (правитель и король по имени не названы; крепости не локализованы). В обоих случаях стены крепостей рухнули и правители принесли покаяние святому. Когда К. решил основать церковь на о-ве Ратлин (у сев. побережья Сев. Ирландии), туда явились 30 воинов и насильно выдворили святого. В наказание в течение месяца все они умерли. Во время неурожая монахи Беннхора обратились к некоему «жестокому тирану» Кроиду (Croidh) из рода И Турьтре (область к западу от оз. Лох-Ней) и предложили обменять на зерно серебряный сосуд. Кроид отказался, заявив, что скорее отдаст зерно своей матери по имени Лух (ирл.- «мышь»), а не монахам. Вскоре, по слову святого, мыши действительно съели 2 кучи (aggeres) его зерна - 15 возов (plaustra). В др. раз К. отказался принять от мирянина его имущество, заявив: «Зачем ты хочешь передать мне свою проказу?». При схожих обстоятельствах святой не взял от не названного по имени короля шкатулку (capsella), полную золота и серебра. Однако, когда король Юж. Лагена Кормак, сын Диармада из рода И Барьхе (в Житии анахронически назван представителем рода И Кеннселаг), решил стать монахом в Беннхоре и передал обители в дар 3 селения (castelli) - Кетарлах (ныне Карлоу, центр графства Карлоу), Фойбран (не локализован) и Ард-Крема (ныне Артрамон, графство Уэксфорд), К. не стал отвергать дар и впосл. помог Кормаку преодолеть искушение вернуться к мирской жизни. О том, что Кормак в конце жизни стал монахом Беннхора, сообщается и в Житии св. Финтана из Клуан-Эднех (Plummer. Vitae. Т. 2. P. 102-103). В Ард-Креме существовал мон-рь, подчиненный Беннхору (упом. в Житии св. Финтана Мунну - Ibid. P. 231). К. оказал важные услуги 2 ирл. королевам. Когда жена кор. Ронана, сына Аэда из рода И Бранан, родила ребенка с темным лицом, король прогнал супругу с младенцем. Та пришла к К., и по молитве святого лицо и глаза ребенка стали необычайно красивыми. После этого Ронан принял жену и сына обратно. Святой смог вылечить Кантигерну, жену Фиахны, сына Баэтана († 626), правителя Дал н-Аради. После того как выяснилось, что королеву отравила ее рабыня, одержимая диаволом, К. избавил служанку от наказания и рабства, а та принесла покаяние Богу.

В Житии К. содержатся сведения о хозяйственной деятельности насельников Беннхора. Важную роль в жизни мон-ря играла близость моря: в Житии неоднократно упоминается о рыбной ловле, говорится о птицах, живущих на берегах водоемов (по просьбе монахов, когда они находились близ зал. Лох-Фойл, К. приказал лебедям подлететь ближе, чтобы можно было их рассмотреть и погладить). При мон-ре были сад и огород. Воры, кравшие из монастырских угодий фрукты и овощи, были наказаны слепотой; после покаяния перед К. к ним вернулось зрение, и они стали монахами в Беннхоре. Рацион братии составляли хлеб, вода и зелень. Но когда К. посетил престарелый св. еп. Финнбарр, в кладовой чудесным образом появился сосуд с молоком. После этого К., прислушавшись к советам св. Финнбарра, разрешил употреблять молоко престарелым и больным монахам. О близости К. и св. Финнбарра свидетельствует рассказ о том, как К. чудесным образом узнал о кончине святого в ту же ночь, когда она произошла. К. излечил от проказы юношу Аэдана из рода И Дунланге, к-рый изучал книги малых пророков под руководством св. Синелла.

В конце жизни К. испытывал большие телесные мучения. Нек-рые считали это наказанием за чрезмерную суровость его монашеского устава. Однако св. аббат Мелдан явился во сне мон. Колману и объявил, что К. терпит страдания из-за своей любви к Христу для увеличения заслуг в загробном мире. Последнее причастие К. принял от св. Фиахры, аббата мон-ря Айрард (ныне Аллард, графство Килкенни), которого в Беннхор привел ангел. За это св. Фиахра попросил разрешения впосл. взять к.-н. реликвию святого. К. скончался 10 мая (в кратком Житии добавлено - в возрасте 80 лет) и был похоронен в Беннхоре. Спустя много времени Фиахра вновь посетил Беннхор. Мощи К. были подняты из могилы, Фиахра взял руку святого и отправился с мощами на родину. Когда он проезжал по Лагену, некий правитель Аэд попросил крестить его сына. Доставая требник (liber baptismi), Фиахра случайно выронил руку К., и она вознеслась в небо. После долгого поста и молитвы Фиахры рука спустилась с неба, но погрузилась в землю, так что ее не смогли найти, несмотря на активные раскопки. На месте, где скрылась рука святого, Фиахра основал мон-рь во имя К. и в честь Св. Троицы.

Сочинения

Интерьер англикан. ц. св. Комгалла в г. Бангор. ХХ в.Интерьер англикан. ц. св. Комгалла в г. Бангор. ХХ в. К. составил монашеский устав (не сохр., но о нем упом. в каталоге б-ки аббатства Фульда (IX в.) - см.: Mittelalterliche Bücherverzeichnisse des Klosters Fulda und andere Beiträge zur Geschichte der Bibliothek des Klosters Fulda im Mittelalter. Fr./M., 1992. S. 65). В гимне в честь мон-ря Беннхор из Бангорского Антифонария местный устав назван «строгим, святым, усердным, высшим, справедливым и дивным» (The Antiphonary of Bangor. 1893-1895. Vol. 2. P. 28). В сохранившемся отрывке текста на древнеирл. языке говорится, что Устав К. предусматривал соблюдение поста в Великую среду (Bergin O. J. A Fragment of Old Irish // Ériu. Dublin, 1905. Vol. 2. P. 224). В Мартирологе из Донегола, составленном Михалом О Клери в 1630 г., утверждается (со ссылкой на Житие св. Киарана), что Устав К. был одним из 8, распространенных в Ирландии (The Martyrology of Donegal. 1864, P. 122-123). Существует гипотеза, не имеющая достаточных подтверждений, что Устав К. лег в основу установлений Колумбана для основанных им мон-рей (Bullough. 1997. P. 8). Имя К. надписано на одном из списков краткого стихотворного устава на ирл. языке, но его связь с Беннхором сомнительна (Strachan J. An Old-Irish Metrical Rule // Ériu. 1904. Vol. 1. P. 191-208; ср.: Gougaud L. Inventaire des règles monastiques irlandaises // RBen. 1908. Vol. 25. P. 182-183). В XVII-XVIII вв. К. приписывали авторство писем и др. сочинений, но без достаточных оснований.

Почитание

Поминовение К. указано под 10 мая в Мартирологе из Тамлахты и Мартирологе Оэнгуса (оба - 1-я пол. IX в.), Мартирологе Мариана Гормана (XII в.), Мартирологе из Донегола (XVII в.). Имя К. значится в Миссале Стоу (IX в.), в литании святых и в диптихе в составе молитвы «Memento etiam» (ркп. Dublin. RIA. D.ii.3; изд.: The Stowe Missal / Ed. G. F. Warner. L., 1915. Vol. 2. P. 14, 16). Наряду с др. ирл. святыми (Патрикием, Киараном, Колумбаном, Адомнаном, Бригитой, Итой) К. упоминается в приписываемой Алкуину краткой стихотворной надписи для алтаря во имя ирландских святых (кон. VIII в.- MGH. Poet. T. 1. P. 342). Имя К. значится в литании ирл. святым, составленной в Зальцбурге или его окрестностях, но сохранившейся в рукописи IX в. из аббатства Флёри (Coens M. Les litanies bavaroises du «Libellus Precum» dit de Fleury (Orleans MS. 184) // AnBoll. 1959. Vol. 77. P. 373-392; Grosjean P. Virgile de Salzbourg en Irlande // AnBoll. 1960. Vol. 78. P. 116).

Центром почитания К. был Беннхор, который до IX в. оставался одним из крупнейших мон-рей Ирландии и главой крупной монашеской конгрегации - «общины Комгалла». В 823 или 824 г. викинги разорили мон-рь и осквернили мощи К. В связи с набегами викингов мощи К. были временно перенесены в дочернюю обитель в Антриме (в источниках это представлено как исполнение пророчества святого: A New History of Ireland. Oxf., 2005. Vol. 1: Prehistoric and Early Ireland / Ed. D. Ó Cróinín. P. 610-611). Посох К. (Bachall Comhghaill) упоминается в источниках в числе др. реликвий, находившихся в войске ольстерского правителя Руадри Мак Дунн Слебе, когда он в 1177 г. пытался выбить англо-норманнского барона Джона де Курси из Даунпатрика (Lucas A. T. The Social Role of Relics and Reliquaries in Ancient Ireland // The J. of the Royal Society of Antiquaries of Ireland. Dublin, 1986. Vol. 116. P. 18). Почитание К. вместе с другими ирландскими святыми одобрил папа Римский Лев XIII (19 июня 1902).

Почитание К. существовало в Шотландии. Он упоминается в литании из Данкелда, возможно написанной в кон. IX или в Х в. (вопрос о подлинности и датировке остается спорным, см.: Davies J. R. Bishop Kentigern among the Britons // Saints' Cults in the Celtic World / Ed. S. Boardman et al. Woodbridge, 2009. P. 71). Поминовение К. указано под 12 мая в Абердинском Бревиарии (нач. XVI в.; Breviarium Aberdonense. L., 1854. Vol. 2: Pars hyemalis. Fol. 97v - 98r). Считается, что св. Маэл Руба († 722), основатель монастыря Апор-Кросан (ныне Аплкросс, Сев.-Зап. Шотландия), дочерней обители Беннхора, был родственником св. К. по материнской линии (Hudson B. T. Kings and Church in Early Scotland // The Scottish Historical Review. Edinb., 1994. Vol. 73. P. 150-151). Учеником К. считается св. Мирин, предполагаемый основатель мон-ря Пейсли в Шотландии (Forbes A. P. Kalendars of Scottish Saints. Edinb., 1872. P. 309-310).

Ист.: ActaSS. Mai. T. 2. P. 580-588; Ionas. Vita Columbani // Ionae Vitae sanctorum Columbani, Vedastis, Iohannis / Rec. B. Krusch. Hannoverae; Lipsiae, 1905. P. 158-160. (MGH. Script. Rer. Germ.; 37); Adomnani Vita Columbae. I 49; III 13, 17 // Adomnan's Life of Columba / Ed. A. O. Anderson, M. O. Anderson. Edinb., 1961. P. 314-318, 490, 500; Plummer. Vitae. T. 2. P. 3-21; Grosjean P. S. Comgalli Vita Latina: Accedunt duae narrationes Gadelicae // AnBoll. 1934. Vol. 52. P. 343-357; Heist. Vitae. P. 332-334; The Annals of Inisfallen (MS. Rawlinson B 503) / Ed. S. Mac Airt. Dublin, 1944; The Chronicle of Ireland / Transl. T. M. Charles-Edwards. Liverpool, 2006. Vol. 1; Corpus genealogiarum sanctorum Hiberniae / Ed. P. Ó Riain. Dublin, 1985. N 97, 398.1, 402, 419, 506, 662.205, 705.7, 707.322, 712.11, 722.41.86.103, 729.2; The Antiphonary of Bangor / Ed. F. E. Warren. L., 1893-1895. 2 vol.; The Martyrology of Tallaght / Ed. R. I. Best, H. J. Lawlor. L., 1931. P. 41; Félire Óengusso Céli Dé = The Martyrology of Oengus the Culdee / Ed. W. Stokes. L., 1905. P. 123, 130-131; Félire Húi Gormáin = The Martyrology of Gorman / Ed. W. Stokes. L., 1895. P. 94-95; [O'Clery M.] The Martyrology of Donegal: A Calendar of the Saints of Ireland / Ed. J. H. Todd, W. Reeves. Dublin, 1864. P. 122-125.
Лит.: BHL, N 1909-1910; O'Hanlon J. Lives of the Irish Saints. Dublin, [1875.] Vol. 5. P. 152-184; Plummer C. A Tentative Catalogue of Irish Hagiography // Idem. Miscellanea hagiographica Hibernica. Brux., 1925. N 123-126, 234. (SH; 15); Kenney. Sources. P. 395-397; Gwynn A. The Irish Monastery of Bangor // Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. Dublin, 1950. Vol. 74. P. 388-397; Hughes K. The Distribution of Irish Scriptoria and Centres of Learning from 730 to 1111 // Studies in the Early British Church / Ed. N. K. Chadwick et al. Camb., 1958. P. 259-261; eadem. The Church in Early Irish Society. Ithaca, 1966; Rimoldi A. Comgall // BiblSS. Vol. 4. Col. 131; Curran M. The Antiphonary of Bangor and the Early Irish Monastic Liturgy. Blackrock, 1984; Africa D. C. St. Malachy the Irishman: Kinship, Clan, and Reform // Proc. of the Harvard Celtic Colloquium. Camb., 1985. Vol. 5. P. 103-127; McDonald A. Iona's Style of Government: The Toponomastic Evidence // Peritia. Turnhout, 1985. Vol. 4. P. 174-186; Sharpe R. Medieval Irish Saints' Lives: An Introd. to Vitae Sanctorum Hiberniae. Oxf., 1991; Mac Shamhráin A. S. Church and Polity in Pre-Norman Ireland: The Case of Glendalough. Maynooth, 1996; Bullough D. The Career of Columbanus // Columbanus: Studies on the Latin Writings / Ed. M. Lapidge. Woodbridge, 1997. P. 1-28; Etchingham C. Church Organisation in Ireland, A. D. 650 to 1000. Maynooth, 1999; Charles-Edwards T. M. Early Christian Ireland. Camb., 2000. P. 121-122, 262-264, 283-284; Meckler M. Carnal Love and Priestly Ordination on Sixth-Century Tiree // The Innes Review. Glasgow, 2000. Vol. 51. N 2. P. 95-108; O'Loughlin T. Beann Char // Celtic Culture: A Historical Encyclopedia. Santa Barbara, 2006. Vol. 1. P. 191; Ó Riain P. A Dictionary of Irish Saints. Dublin, 2011. P. 217-219.
С. Г. Мереминский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ГЕРАЛЬД АВРИЛАКСКИЙ (ок. 855 - 909), гр. Аврилакский, основатель аббатства св. Петра в Орийаке, св. (пам. зап. 13 окт.)
  • КАННЕХ († 599/600), св. (пам. зап. 11 окт.), основатель мон-ря Ахад-Бо (Ирландия)
  • КОЛУМБАН († 23 нояб. 615), прп. (пам. зап. 23 нояб.), деятель зап. монашества, основатель Луксовий и Бобий; церковный писатель
  • ВАРВАРА († ок. 306), вмц. (пам. 4 дек., пам. зап. 15, 17 дек.)
  • ВОЛХВЫ в НЗ персонажи повествования о Рождестве Христовом (Мф 2. 1-12)
  • ВЯЧЕСЛАВ (ок. 907 - 28.09.935), блгв. кн. Чешский, (пам. 4 марта и 28 сент.)
  • ГАДЕЛИН † ок. 696, прп. (пам. зап. 3 февр., перенесение мощей 11 окт.)
  • ГАДЕЛОГА VIII в., прп. Китцингенская (пам. зап. 2 февр.)