КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ
Том XXXVIII, С. 264-269
опубликовано: 18 октября 2019г.

КОСМА ЭТОЛИЙСКИЙ

Содержание

[Греч. Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλός; Новый, Афонский, Албанский] (1714-1779), равноап. (пам. 24 авг.), греч. проповедник и миссионер.

Жизнь и деятельность

Род. в обл. Этолия (в зап. части Греции) в сел. Мега-Дендрон (нек-рые исследователи считают, что в соседнем сел. Таксьярхис), в семье ткачей. При крещении получил редкое имя Констас или Констант (Κώνστας). С юного возраста он отличался тягой к знаниям и старался получить хорошее образование, чтобы «послужить на пользу христиан». Первым учителем Константа стал его старший брат Хрисанф Этолийский (впосл. возглавивший Патриаршую Академию в К-поле), с 8 лет он обучался под рук. иеродиак. Герасима (Лицикаса) в Сигдице. В 1732 г. Констант поступил в общинную школу Ломботины (ныне Ано-Хора). Он был способным и одаренным учеником и через 2 года сам стал учить детей. Констант отказался от применения телесных наказаний и использовал ряд новаторских педагогических методик. Вскоре он открыл школу в сел. Таксьярхис.

Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в.Равноап. Косма Этолийский. Мозаика ворот мон-ря равноап. Космы Этолийского в Мега-Дендро, Греция. XXI в.

Констант продолжил свое образование в «Эллиномусионе» - учебном заведении при мон-ре св. Параскевы (Гува) (близ совр. сел. Врангиана, ном Эвритания), где помимо богословских дисциплин расширил познания в области арифметики и геометрии. В академии Афониада на Св. Горе он изучал арифметику, геометрию, физику, космографию, а также логику, введение в философию и метафизику, многие преподаватели Афониады использовали новейшие данные науки, принятые в Зап. Европе. Также Констант в совершенстве овладел древнегреческим и 3 европейскими языками. Его учителя, Николаос Дзардзулис и Панайотис Палама, обладали высоким авторитетом у современников. Они вели активную просветительскую деятельность, основали в Греции неск. учебных заведений. Определяющее влияние на формирование взглядов Константа оказал возглавлявший Афониаду Евгений (Булгарис); группа его учеников (в т. ч. и Констант) образовала тайное общество, чья деятельность была направлена на борьбу с безграмотностью и просвещение народа. Мн. члены об-ва (их было ок. 30 чел.) впосл. стали архиереями, известными дидаскалами и проповедниками.

В 1759 г. Констант принял постриг с именем Косма в афонском мон-ре прп. Филофея. Вскоре по прошению братии он был рукоположен во иерея. Главной причиной, побудившей К. Э. покинуть мон-рь (по его собственному признанию), было стремление к апостольскому служению. Он постепенно готовился к осуществлению задуманного, изучая на Афоне Свящ. Писание и святоотеческие творения. Совершенствование образования К. Э. сочетал с аскетическим деланием. Впосл. К. Э. не прерывал духовных связей со Св. Горой, к-рая была исходным пунктом его миссионерских путешествий.

В кон. 1760 г. К. Э. прибыл в К-поль с твердым намерением начать проповедническую деятельность. Патриарх Серафим II (1757-1761) с одобрением отнесся к той миссии, к-рую хотел возложить на себя К. Э., и дал ему свое благословение. Впосл. К. Э. встречался с патриархом Самуилом I (Хандзерисом) (1763-1768, 1773-1774), к-рый также был к нему благосклонен и оказывал всестороннюю поддержку. С 1760 по 1779 г. К. Э. совершил 4 миссионерских путешествия (самый большой перерыв между ними был в 1773-1775, когда он жил на Афоне). Из-за духовного упадка в период османского господства миссионерская деятельность проповедника носила многосторонний характер: он стремился вернуть отошедших от Православия людей в лоно Церкви, возродить подлинно христ. жизнь, укрепить единство правосл. народов. К. Э. проповедовал не только в греч. землях, но и на территории совр. Албании, Болгарии, Республики Македонии и Турции. Всего он побывал более чем в 30 областях. Особое внимание он уделял тем районам, над населением к-рых нависла угроза исламизации и утраты правосл. идентичности. В Сев. Эпире православные, забыв греч. язык, говорили по-албански и многие принимали ислам. К. Э. подчеркивал значение греч. языка как языка Евангелия и Церкви. Проповедник неоднократно посещал Сев. Эпир и достиг значительных успехов в распространении греч. языка. Современники К. Э. свидетельствовали, что своими проповедями ему удалось приостановить массовую исламизацию в этих местах.

Первоначально народ встречал проповедника настороженно, К. Э. даже сталкивался с враждебностью местного населения. Но вскоре его ораторский дар, трудолюбие, нестяжание и самопожертвование привлекли внимание слушателей. К. Э. не останавливался в домах богачей и знати, был очень воздержан в еде, его имущество состояло из рясы и переносной кафедры. Произнеся проповедь в одном селении, он, невзирая на полуденный зной, переходил в следующее.

В течение нескольких лет молва о К. Э. распространилась по Балканам. Проповеди К. Э. собирали тысячи слушателей, у святого появилось значительное число учеников и последователей, его постоянно сопровождали несколько десятков священников. Керкирский гр. Д. Мамонас свидетельствует, что за проповедником следовали по меньшей мере 6 тыс. чел. Согласно данным венецианских архивов, на проповеди К. Э. порой приходили более 15 тыс. слушателей. Наибольшую популярность К. Э. приобрел среди простого народа, но многие влиятельные, знатные и образованные люди также почитали проповедника. Среди них было немало мусульман. Али-паша Янинский покровительствовал К. Э., считая его великим праведником и пророком.

Церковь равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция). 1999–2002 гг.Церковь равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция). 1999–2002 гг.

Из-за многочисленности аудитории К. Э. приходилось проповедовать под открытым небом: на выбранном месте ставили большой деревянный крест, у его подножия - кафедру, на к-рую поднимался К. Э. Как правило, он начинал говорить вечером (когда крестьяне возвращались с хозяйственных работ) и продолжал до глубокой ночи. Уходя, он забирал кафедру с собой, а крест оставлял на месте как напоминание о проповеди. По свидетельству очевидцев, народ неотрывно следил за словами К. Э., на протяжении многочасовой проповеди сохранялась абсолютная тишина. Мн. современники отмечали удивительную силу слова святого. Информатор венецианских властей Ф. Дзонца так описывал влияние проповеди К. Э. на людей: «Они бежали за ним, целуя ему руки и ноги, почитая его словно настоящего спасителя, даже преступники, которые находились вне закона, примирялись со своими врагами и впредь жили мирно» (Ξανθοπούλου-Κυριακού. 1984. Σ. 33, 81). Перед уходом он призывал христиан исповедаться, поститься и совершал всенощное бдение.

К. Э. побуждал всех, имевших деньги, покупать святоотеческую лит-ру. Эти книги он раздавал в подарок тем, кто знали грамоту или хотели учиться. Более 4 тыс. купелей для крещения были приобретены на средства богатых дарителей по просьбе проповедника и переданы в разные храмы.

К. Э. открыл множество учебных заведений (в это число входят и ранее существовавшие школы, работа к-рых была возобновлена по инициативе проповедника). Большинство из них он основал сам, некоторые по его указанию - ученики и последователи. К. Э. считал, что образование должно быть всеобщим и бесплатным, и делал все возможное, чтобы такая практика стала повсеместной. На строительство школ использовали часть доходов от общинных и храмовых земель, а также пожертвования и дары, приносимые святому. Во многих проповедях К. Э. призывал современников отказываться от роскошных нарядов и золотых украшений и направлять средства на поддержку системы образования. Если и этих пожертвований было недостаточно, он объявлял дополнительный сбор средств. Он также установил практику т. н. воскресного молока. Это означало, что деньги от продажи сельскохозяйственных продуктов в воскресенье шли на поддержку школ. К. Э. одним из первых говорил о необходимости обучения не только мальчиков, но и девочек. Среди учеников, получивших образование в школах К. Э., было немало детей, впосл. ставших видными общественными и церковными деятелями. В их числе был знаменитый греческий революционер Ригас Велестинлис. К. Э. заботился об обеспечении учителей жалованием и жильем. Он организовал школы по подготовке учителей и проповедников в Дервицани при ставропигиальной обители Диврийской Пресв. Богородицы и в мон-ре ап. Иоанна Богослова.

К. Э. считал, что община и церковный приход должны стать центрами общественных и просветительских собраний для местного населения. Участие в жизни Церкви он рассматривал как способ консолидации общества. Для преодоления обособленности жителей соседних населенных пунктов по его инициативе на перекрестках дорог были построены поклонные часовни (проскинитарии), в дни церковных торжеств там собирались люди со всей округи. К. Э. стремился восстановить среди жителей близлежащих селений забытую традицию отмечать вместе престольные праздники. Он заботился не только о духовном спасении своей паствы, но старался сделать так, чтобы люди «эту жизнь прожили хорошо, в мире и любви, а после наследовали вечную радость Рая» (Μενούνος. 2002. Σ. 144, 180, 207). К. Э. вникал в самые насущные бытовые проблемы. Напр., давал советы по уходу за плодовыми деревьями. Сотни деревьев были посажены К. Э., нек-рые из них сохранились до наст. времени; считается, что он ввел распространенный в Греции обычай сажать у дома тутовые деревья.

К. Э. был связан дружескими отношениями и сотрудничал со мн. участниками «филокалического возрождения». Как и др. традиционалисты, он полагал, что только через возрождение Православия греки и др. правосл. народы Балкан смогут сберечь свою идентичность. Вместе с участниками движения колливадов К. Э. выступил в защиту воскресного дня, он учил христиан не работать и не устраивать торговых дней по воскресениям. По его призыву многие изменили свой жизненный уклад и в некоторых районах торговля по воскресным дням прекратилась.

К. Э. проповедовал универсальность исихастской практики как для монашествующих, так и для мирян, он раздал более 300 тыс. четок и учил людей творить Иисусову молитву. Так, в ряде областей среди мирян получила широкое распространение практика «умной молитвы» (святогорская версия Иисусовой молитвы: «Господи Иисусе Христе, Сыне и Слове Бога Живаго, Богородицею помилуй мя»).

Большое внимание К. Э. уделил сохранению народных обычаев. Для внешнего отличия православных от турок он советовал мужчинам не брить головы и не носить фески с длинными кисточками, женщин призывал надевать платки (он раздал слушательницам более 400 тыс. косынок и платков).

24 авг. 1779 г. К. Э. принял мученическую кончину в сел. Муйяли (на территории совр. Албании) от рук приближенных Курт-паши, подкупленного врагами святого (ростовщиками и торговцами-иудеями). За голову К. Э. была заплачена огромная денежная сумма. После повешения тело проповедника было брошено в реку Апсос и обретено через 3 дня иером. Марком из мон-ря Введения во храм Пресв. Богородицы (Арденица) близ Коликондаси. По преданию, он увидел, что К. Э. как живой стоит на воде. Иером. Марк перенес тело святого в свой мон-рь и похоронил за алтарем. У могилы произошло множество чудес.

Почитание

В разных источниках можно найти информацию о многочисленных случаях проявления благодатной помощи по молитвам к этому святому. К. Э. почитается народом как великий чудотворец. Житие К. Э. содержится в посвященном новомученикам сб. «Новый Мартирологий», который был составлен прп. Никодимом Святогорцем и издан в Венеции в 1799 г. В «Новом Мартирологии» Житие святого помещено под 4 авг., а не в день его кончины. Под этим же числом память К. Э. внесена в «Синаксарист» прп. Никодима Святогорца (Венеция, 1819). Служба К. Э., написанная дидаскалом Сапфиросом Христодулидисом из Граменона, была опубликована в Венеции в 1814 г. и несколько раз переиздавалась. В ней празднование святому предполагалось совершать 24 авг. Позднее именно эта дата утвердилась в богослужебной практике. Офиц. прославление К. Э. К-польской Православной Церковью состоялось только в 1961 г. Он почитается Греческими Церквами как священномученик и равноапостольный. 20 марта 2008 г. память К. Э. в чине равноап. святого была внесена в месяцеслов РПЦ по благословению патриарха Алексия II.

Источник равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция)Источник равноап. Космы Этолийского близ Копаноса (Греция)

Первые иконописные изображения К. Э. относятся к 1779 г. Исследователь М. Пандулас обнаружил в храмах и частных собраниях Греции, Албании и Румынии более 290 фресок, икон, литографий с изображением К. Э., созданных еще до офиц. канонизации святого (исследование в печати). Т. к. святой не был канонизирован, каждый из иконописцев, не имея единого образца, писал его изображения в соответствии с собственными представлениями.

На месте обретения мощей К. Э. был воздвигнут небольшой храм, известный как Малая ц. св. Космы. В 1806 г. близ Коликондаси Али-паша построил монастырь равноап. Космы Этолийского и греч. школу. В 1814 г. трудами клира и всех благочестивых христиан в честь святого был воздвигнут величественный монастырский собор. Множество народа из разных мест Балканского п-ова присутствовало на перенесении мощей святого для поклонения в г. Янина, а также при их возвращении в мон-рь равноап. Космы Этолийского. Впосл. обитель стала местом постоянного паломничества верующих. В 1968 г. могила К. Э. уцелела от поругания, потому что при попытке вскрыть ее вспыхнуло пламя и поднялся сильный шум. В наст. время мощи святого хранятся в резиденции Тиранского архиепископа.

Почти в каждом селении, где побывал проповедник, сохранились легенды, связанные с его именем. Жизнь и подвиги К. Э. нашли отражение в народных песнях, слова одной из них стали гимном греков, восставших против тур. владычества. Кресты, оставленные К. Э. на местах своей проповеди, часто обновлялись, и нек-рые сохранились до наст. времени; там же, где по тем или иным причинам они были утрачены, устраивали поклонные места. Кроме того, неск. горных деревень, в к-рых были установлены кресты, получили названия Ставрос (т. е. «крест»). В ряде селений хранятся части облачения и личные предметы К. Э. (обувь, металлические кресты, трость, священные сосуды, кадило). Нек-рые слушатели после встречи с проповедником в качестве фамилии брали себе его имя. Так, в ряде районов Греции получила распространение фамилия Космас (особенно на п-ове Халкидики), а жители дер. Цираки в 22 км от Гревены дали своему селению название Айос-Козмас.

Особый масштаб приобрело почитание К. Э. в Албании. Архиеп. Тиранский и Дурресский Христофор (Киcи) опубликовал на албан. языке кн. «Житие равноапостольного Космы Этолийского и служба новомученику» (Jetëshkrimi dhe akoluthia e dëshmorit të ri dhe Isapostullit Shën Kozma. Korçë, 1931). Еп. Феофан (Ноли), подготовивший к печати месяцеслов Албанской Православной Церкви (Kremtore e Kishës Orthodokse. Boston, 1947), называл день памяти К. Э. одним из важнейших праздников правосл. Церкви.

Личность К. Э. находится в центре внимания греч. историографии, ему посвящено намного больше публикаций, чем др. церковным деятелям османского периода. После появления исследования К. Фалтаица «Святой Косма в устах народа Эпира» (Θαλτάϊτς. 1929) было опубликовано более 10 тыс. работ, связанных с теми или иными аспектами деятельности К. Э. Помимо научных существует множество публицистических, художественных и муз. произведений о жизни святого, о нем были созданы театральные постановки, снято неск. фильмов.

Наследие К. Э. востребовано и в совр. правосл. мире. В Греции его поучения опубликованы значительными тиражами и периодически переиздаются. Они переведены на несколько языков (в т. ч. на русский). В год 300-летия со дня рождения К. Э. в Греции состоялось 14 посвященных ему научных конференций, была проведена конференция и в Москве.

Учение и мировоззрение К. Э.

Для К. Э. был важен сотериологический аспект образования. Не отрицая практического значения грамотности, он прежде всего выделял ее нравственную, религ. функцию и значение. Фактически приобретение знаний рассматривалось им как начальная ступень богопознания и духовного самосовершенствования. По мнению проповедника, образование не просто дает сумму знаний, оно должно воспитывать лучшие человеческие качества и создавать для людей духовные ориентиры. К. Э. подчеркивал, что «школа открывает церкви, школа открывает монастыри» (Μενούνος. 2002. Σ. 122).

Равноап. Косма Этолийский. Икона. 1985 г. Иконописец мон. Михаил КарульскийРавноап. Косма Этолийский. Икона. 1985 г. Иконописец мон. Михаил КарульскийОн решительно боролся с суевериями и предрассудками, получившими на Балканах широкое распространение, не раз использовал приобретенные в Афониаде научные знания в своей просветительской деятельности. Один из слушателей его проповеди отметил, что К. Э. был «не чужд естественных наук… показал знание разнообразных философских систем, говорил о природном составе небесной материи, количестве планет и звезд» (Αλισανδράτος. 1982. Σ. 61).

К. Э. утверждал, что жизнь должна строиться в соответствии с законами, данными Богом, а не изобретенными человеческим разумом. В своей притче о трех законах он противопоставляет христ. закон, основанный на любви и помощи ближнему, естественному закону европ. просветителей, к-рый базируется на эгоизме и рационализме.

Главным фактором консолидации общества К. Э. считал не национальный, а религиозный. Поэтому он обращался с проповедью ко всему христианскому населению бывшей Византийской империи, стремясь укрепить единство «православного рода». Турецкое владычество было для него меньшим злом, чем идеология Просвещения и католичество. Он считал, что «другие государства могут повредить [нашей] вере, турки же нет, дай им денег и можешь сбросить их со своей шеи… Турки, словно сторожевые псы, нас охраняют» (Μενούνος. 2002. Σ. 186).

Понятие о социальной справедливости являлось одним из ключевых в учении К. Э., но он не был сторонником бесклассового общества. Он выступал против ростовщиков и знати, т. к. они были неправедны и мало заботились о простом народе, а не потому, что они были богаты. К. Э. призывал к умеренности и милосердию, убеждал бездетных зажиточных христиан усыновлять сирот и добился в этом определенных успехов.

Деятельность К. Э. носила традиционно-просветительский характер. Православие он рассматривал как живую, многовековую традицию, к-рая должна сохраниться такой, какой дошла в прямом преемстве от апостолов, св. отцов и Самого Христа. К. Э. стремился воплотить правосл. исихастскую традицию в человеческую повседневность, заложив тем самым основы обновленного общества и призывал мирян к совершенной подвижнической жизни.

Богословие К. Э. было популярным: сложные догматы он легко объяснял в неск. предложениях, используя наглядные примеры. При этом подчеркивал, что Бог познается в опыте духовной жизни и прежде всего через участие в Таинствах. Многие его богословские построения были оригинальны, он творчески осмысливал Свящ. Писание и Предание. В его проповедях содержатся возвышенное учение о Св. Троице, истолкование домостроительства спасения человека, совершенного Сыном Божиим, восходящие к ареопагитскому корпусу умозрения об ангельской иерархии, примеры из церковной истории и житий святых. В поучениях К. Э. народная мудрость органично сочеталась с евангельскими и святоотеческими изречениями. Для объяснения догматов о Св. Троице и Божественных энергиях К. Э. использовал примеры из творений святителей Григория Паламы, Феофана Никейского, Иоанна Златоуста и др. отцов Церкви. Кроме того, он неоднократно привлекал материал из популярной в этот период на Афоне книги мон. Агапия Ланда «Грешных спасение».

Поучения К. Э.

Поучения К. Э. сохранились в нескольких десятках рукописных текстов. Они были хорошо известны при его жизни, а после мученической кончины проповедника их распространение приобрело значительные масштабы. Запись и копирование поучений делались с одобрения К. Э. Его ученики, получив необходимые знания и опыт, «посылались в деревни материковой части Греции и Пелопоннеса, где проповедовали собственными словами или зачитывали проповеди, произнесенные их учителем» (Σάθας Κ. Βιογραφίαι τῶν ἐν γράμμασι διαλάμψαντων λλήνων. ᾿Αθῆναι, 1868. Σ. 489). Проповеди и письма К. Э. были популярны в народе, их зачитывали даже на службе в храмах, часто переписывали и передавали друг другу.

В поучениях К. Э. говорил не только о духовном, он обращался к насущным проблемам людей и подробнейшим образом касался вопросов, имевших в те времена первостепенное значение: какую одежду носить, как хоронить умерших, как творить крестное знамение, как исповедоваться. Темой 1-го, вечернего, поучения было создание ангелов и вещественного мира, грехопадение Адама и Евы и их изгнание из рая. Утром следующего дня произносилось 2-е поучение о земной жизни Пресв. Богородицы и Спасителя до Великого четверга. Вечером того же дня, в 3-м поучении, К. Э. говорил о воскресении Христовом, апостольском служении, распространении христ. веры и о Втором пришествии. Т. о., К. Э. представлял целостную картину мировой истории согласно христ. вероучению. В зависимости от обстоятельств (погодные условия, преследования торговцев и знати, необходимость посетить с проповедью как можно больше мест) К. Э. мог сократить свое пребывание в селе и ограничиться двумя или даже одним поучением. В таких случаях святой старался в более краткой форме охватить все темы. Если обстановка была благоприятной, К. Э. останавливался на некоторых темах подробнее и число проповедей увеличивалось. Он приводил много примеров, притч и историй, почерпнутых из своего богатого жизненного опыта, долго беседовал со слушателями. К. Э. адаптировал свои поучения в соответствии со временем и с местом выступления, а главное он точно знал, что нужно сказать именно тем, кто пришли его слушать. В одних областях святой призывал слушателей не говорить по-албански, в других - жертвовать храмам купели, в третьих - прививать плодовые деревья. Язык его поучений менялся в зависимости от того, обращался ли он к более образованным и состоятельным жителям Ионических о-вов и Парги или к малограмотному населению Сев. Эпира, он использовал иностранные слова, просторечные выражения и даже специальную профессиональную терминологию крестьян.

Пророчества К. Э.

Святой оставил множество пророчеств о будущем человечества. Мн. предсказания сохранились в письменном виде (как в печатных изданиях, напр., в составе его житий, так и в рукописях XVIII-XIX вв.), другие известны в устной традиции. Особый интерес представляет т. н. Албанская рукопись - сборник из 72 пророчеств, записанных по-албански в Коране, к-рый был обнаружен во время второй мировой войны в одной из школ Юж. Албании. Большинство пророчеств действительно принадлежат К. Э., но некоторые были приписаны ему позднее и впосл. ассоциировались с его именем. Это связано с тем, что распространение пророчеств в отличие от поучений, записанных с благословения самого К. Э., не было централизованным. Вопрос о подлинности ряда пророчеств, приписываемых К. Э., продолжает вызывать споры.

Тематически пророчества могут быть поделены на неск. групп: об избавлении от тур. ига, о грядущем освобождении К-поля, о конкретных территориях и личностях, о буд. войнах и вызванных ими разрушениях, об экологических проблемах, о последних временах и об антихристе, о развитии цивилизации и научном прогрессе (К. Э. предсказал появление автомобилей, самолетов, телефонов, железнодорожного транспорта, спутников, Интернета, видео и аудиозаписей). Во многих случаях пророчества К. Э. принесли практическую пользу. Напр., жители Сьятисты и окружающих селений много лет помнили одно из пророчеств святого о том, что придется в назначенный час покинуть родные места, чтобы остаться в живых. 4 нояб. 1912 г. более 45 тыс. женщин и детей заблаговременно нашли убежище в горах и смогли избежать гибели во время балканской войны.

Ист.: Χριστοδουλίδης Σ. ᾿Ακολουθία κα βίος τοῦ ἐν ῾Αγίους πατρὸς ἡμῶν Κοσμᾶ τοῦ ἱερομάρτυρος κα ἰσαποστόλου. Βενετία, 1814; ΝΜ. 18562. Σ. 200-208; Διδαχὴ τοῦ ῾Αγίου ἱερομάρτυρος κα ἰσαποστόλου Κοσμᾶ τοῦ Νέου. Κέρκυρα, 1863; Εὐαγγελίδης Τ. ῾Ιστορία ᾿Αλὴ Πασὰ τοῦ Τεπελενλὴ σατράπου τῆς ᾿Ηπείρου. ᾿Αθῆναι, 1896; idem. Τὰ λληνικὰ σχολεῖα ἀπὸ τῆς ῾Αλώσεως (1453) μέχρι τοῦ (1831). ᾿Αθῆναι, 1933; Αλισανδράτος Γ. Ο Κοσμάς Αιτωλός στην Κεφαλονιά και στη Ζάκυνθο (1777): Ανέκδοτη επιστολή ενός ακροατή του // Κεφαλληνιακά Χρονικά. Αργοστόλι, 1982. Τ. 4. Σ. 1-88; Ξανθοπούλου-Κυριακού Α. Ο Κοσμάς ο Αιτωλός και οι Βενετοί (1777-1779): Τα τελευταία χρόνια της δράσης του και το πρόβλημα των διδαχών. Θεσσαλονίκη, 1984; Αυγουστίνος (Καντιώτης), μητρ. Κοσμάς ο Αιτωλός (1714-1779): Συναξάριον, διδαχαί, προφητείαι, ακολουθία. Αθήνα, 1988; Преподобномученик Косьма Этолийский: Мое дело - дело моего народа: Житие, проповеди, пророчества. М., 2002; Μενούνος Ι. Κοσμά του Αιτωλού διδαχές και βιογραφία. Αθήνα, 20026; Зоитакис А. Г. Житие и пророчества Космы Этолийского. М., 2007 (переизд. с изм. загл.: Зоитакис А. Г. Равноап. Косма Этолийский: Житие и пророчества. М., 20132); Косма Этолийский, равноап. Слова. М., 2009.
Лит.: Θαλτάϊτς Κ. ῞Αγιος Κοσμᾶς εἰς τὸ στόμα τοῦ ᾿Ηπειρωτικοῦ λαοῦ. ᾿Αθῆναι, 1929; Καταφυγιώτης Λ. ᾿Εθνομάρτυρες κληρικο κα ὁ πάτερ Κοσμᾶς. Καρδίτσα, 1940; Μιχαλόπουλος Θ. Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλός. ᾿Αθῆναι, 1940; Πολίτης Δ. Οἱ κοινωνικὲς ἰδέες τοῦ Κοσμᾶ Αἰτωλοῦ. ᾿Αθῆναι, 1949; Σωφρόνιος (Παπακυριάκος), ἀρχιμ. Κοσμᾶ τοῦ Αἰτωλοῦ, ἱερομάρτυρος κα ἰσαποστόλου: Διδαχαί, ἐπιστολα κα μαρτύριον. ᾿Αθῆναι, 1953; Βασιλόπουλος Χ. ῾Ο ῞Αγιος Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλὸς κα τὸ ἔργο του. ᾿Αθῆναι, 1955; Τσάκωνας Δ. ῾Η κοινωνιολογία τοῦ Κοσμᾶ Αἰτωλοῦ // ᾿Ηπειρωτικὴ ῾Εστία. ᾿Ιωάννινα, 1959. Ν 81. Σ. 1-11; Ν 82. Σ. 114-124; Ν 87. Σ. 555-562; Κώνστας Κ. Λαογραφικὰ περ τὸν ῞Αγιο Κοσμὰ τὸν Αἰτωλό // Λαογραφία. ᾿Αθῆναι, 1971. Τ. 27. Σ. 275; idem. ῾Ο ῞Αγιος Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλός. ᾿Αθῆναι, 19903; Γκιόλιας Μ. ῾Ο Κοσμᾶς ὁ Αἰτωλὸς κα ἡ ἐποχὴ του. ᾿Αθῆναι, 1972; Σαρδέλης Κ. ᾿Αναλυτικὴ βιβλιογραφία Κοσμᾶ τοῦ Αἰτωλοῦ: 1765-1973. ᾿Αθῆναι, 19742; Σάκκος Σ. Ο απόστολος του σκλαβωμένου γένους. Θεσσαλονίκη, 1996; Μαμασούλα Μ. Πατροκοσμάς: Ιερουργός του λόγου και της πράξης. Αγρίνιο, 2001; eadem. Παιδεία και γλώσσα στον Κοσμά τον Αιτωλό / Ιερά Μονή Κουτλουμουσίου. ´Αγιον ´Ορος, 2004; Ευθυμία, μον. ´Αγιος Κοσμάς ο Αιτωλός. Μέγα Δένδρον, 2001; eadem. Οι προφητείες του Αγίου Κοσμά του Αιτωλού μέσα στην Ιστορία. Αθήνα, 2004; Будь верен до смерти: Судьбы Православия в Османской империи XV-XX вв. М., 2005; Зоитакис А. Г. Просветительская деятельность и педагогическая концепция Космы Этолийского (2-я пол. XVIII в.) // Греч. мир XVIII-XX вв. в новых ист. исследованиях. М., 2006. С. 16-33; он же. Образование и просвещение в греч. землях в XVIII в. // ВМУ: Ист. 2007. № 3. С. 12-31; он же. Традиционное просветительство в Греции в XVIII в.: Косма Этолийский и Никодим Святогорец. М., 2008; [он же]. «Поучения» Космы Этолийского как исторический документ // Косма Этолийский, равноап. Слова. М., 2009. С. 39-61; он же. Традиционное просветительство XVIII-XIX вв. как общеправославное движение // Афон и слав. мир. М., 2014. С. 131-142; Τρίτος Μ. Κοσμάς ο Αιτωλός: Ο φωτιστής του γένους - ο προφήτης. Αθήνα, 20092.
А. Г. Зоитакис
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВЕРКИЙ († ок. 167, или 190, или 195), еп. г. Иераполь, равноап. (пам. 22 окт.)
  • АНГЕЛАРИЙ ОХРИДСКИЙ (1-я пол. IX в. - после 885 г. ), ученик и сподвижник святых равноапостальных Кирилла и Мефодия, св. равноап. (пам. 27 июля)
  • БОРИС († 907), св. равноап. кн. (852-889), креститель Болгарии
  • ВЛАДИМИР (ВАСИЛИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ (ок. 960 - 15.07.1015), кн. киевский (978-1015), креститель Руси, равноап. (пам. 15 июля и 10 окт.- в Соборе Волынских святых)
  • ГОРАЗД († после 886), равноап., исп. (пам. 27 июля)
  • ЕЛЕНА (между 248 и 257 - после 327/8, ранее 337), равноап. (пам. 21 мая, пам. зап. 18 авг.)
  • ИСИХИЙ ИЕРУСАЛИМСКИЙ (2-я пол. IV в.- ок. 451), проповедник и экзегет, пресвитер, прп. (пам. 28 марта, согласно Месяцеслову имп. Василия II; 22 сент., согласно Палестино-грузинскому календарю; а также в Соборе всех прп. отцов в субботу сырной седмицы)
  • КОНСТАНТИН [Флавий Валерий Аврелий Константин](27.02. ок. 272 - 22.05.337), св. равноап. (пам. 21 мая), рим. (византийский) император (с 25.07.306)
  • МАРИЯ МАГДАЛИНА (I в.), равноап., ученица Господа Иисуса Христа, одна из жен-мироносиц (пам. 22 июля и в Жен-мироносиц Неделю; пам. визант. 22 июля и 4 авг.; пам. греч. 4 мая; пам. зап. 22 июля)
  • МЕФОДИЙ (10-20-е гг. IX в. - 885), равноап. (пам. 6 апр., 11 мая), архиеп. Моравский, старший брат и соратник создателя славянской письменности равноап. Кирилла