(праздн. 1 окт.), чудотворный образ, получил название по месту своего явления в дер. Крупцы, в 5 верстах от Минска (с 1972 в черте города). Сведений о времени явления иконы не сохранилось. По преданию, она была обретена на источнике (вариант - родник забил на месте явления образа) в дер. Крупцы. Известность К. и. получила скорее всего после 1622 г., когда зажиточный человек по имени Николай Воронич подарил основанному в Минске в 1612 г. Петропавловскому мон-рю сеножать (луг) в Крупцах. В лит-ре К. и. впервые упоминается архим. Николаем (Трусковским) в 1864 г. На обороте иконной доски («высотой 1 аршин 3 вершка шириной около аршина», т. е. примерно 84´ 71 см) имелась надпись на латинице, из к-рой следовало, что до 1612 г. образ находился в часовне, а потом был перенесен в церковь. Часовня с гонтовой крышей и куполом стояла на холме, у подножия которого бил источник. С XVIII в. часовня была приписной к Воскресенской приходской ц. в Минске (не сохр.), тогда же иконе были пожертвованы серебряные короны. В 1856-1857 гг. в Крупцах по благословению архиеп. Минского и Бобруйского Михаила (Голубовича) и инициативе минского губернатора Ф. Н. Шкляревича на пожертвования зажиточных граждан Минска была построена деревянная Покровская ц., приписанная к Екатерининскому собору. 25 марта 1861 г. староста Екатерининского собора Александр Андреевич Свечников с женой Верой Семеновной подарили на образ серебряную позолоченную ризу с венцом, украшенным драгоценными камнями.
В Покровской ц. на жертвеннике находился еще один древний образ с точно таким же изображением, но меньших размеров (40´ 27 см). Согласно описанию церквей и приходов Минской епархии 1879 г., «все изображение на ней вырезано рельефом на дереве». Именно этот образ многие считали явленным, а большой - копией с него. Метрика 1887 г. Екатерининской ц. о К. и. сообщает, что она была написана «на липовой доске. Риза на ней вырезана по дереву с позолотой» (возможно, имеется в виду «малый» образ, судя по материалу ризы - дереву).
В 1884 г. еп. Минский и Туровский Варлаам (Чернявский), идя навстречу пожеланиям граждан Минска, обратился в Святейший Синод с просьбой разрешить на зимний период торжественно переносить чтимую К. и. в Крестовую церковь архиерейского дома. К прошению был приложен регламент процессии с участием воинства, городских служб и ремесленных цехов. Разрешение было получено, и вплоть до 1917 г. чудотворную икону 1 окт. торжественным крестным ходом с участием всего духовенства Минска, хора певчих и военного оркестра при стечении всего правосл. населения города переносили в архиерейскую церковь, а затем 6 мая возвращали в Крупцы. В день Казанской иконы Божией Матери и по пятницам после литургии перед образом совершали службу и читали Акафист Божией Матери.
Когда в 1924 г. церковь в Крупцах закрыли, чтимый образ был перенесен в Екатерининскую ц. на Немиге. В февр. 1927 г. власти обнаружили икону и передали в Петропавловский собор. В 1936 г. собор был разрушен, тогда же была разобрана и церковь в Крупцах. Дальнейшая судьба К. и. неизвестна. В Крупцах у родника верующие ставили свечи и кресты (в наст. время над ним сооружен киворий).
С 1992 г. усилиями Братства во имя арх. Михаила в Крупцах возрожден Покровский приход, в апр. 1998 г. митр. Минским и Слуцким Филаретом (Вахромеевым) освящена деревянная ц. в честь К. и. В нее принесен почитаемый список К. и. кон. XIX в., сохранившийся в Преображенской ц. в Ракове под Минском. На списке Богоматерь и Младенец изображены слегка склонившимися друг к другу, в левой руке Младенца Иисуса - свиток, ножки скрещены, как на Тихвинской иконе Божией Матери. В то же время на воспроизведениях К. и. в трудах С. И. Снессоревой и Е. Поселянина представлена белорус. «Одигитрия» XVII в. Особенность ее иконографии в том, что правая рука Богомладенца поднята в благословении, левой Он держит закрытую книгу, лежащую обрезом вверх. Головы Богородицы и Младенца увенчаны коронами, к-рые упоминаются в подношениях образу. Однако список из Преображенской ц. в Ракове представляется более достоверным.