ЛАВРА
Том XXXIX, С. 550-560
опубликовано: 11 марта 2020г.

ЛАВРА

Содержание

[Греч. λαύρα, в нек-рых поздних источниках λάβρα, в первоначальном значении - «узкий проход», «городская улочка»], тип монастыря в вост. христ. традиции, возникший в IV в., сочетающий элементы организации общежительных мон-рей и отшельнической практики (см. в ст. Монашество); в наст. время почетное наименование некоторых крупных общежительных монастырей, имеющих особое историческое значение.

Терминология

В изначальном смысле слово «лавра» присутствовало в древнегреч. языке уже во времена Гомера (Homer. Od. XXII 128, 137), употреблялось также у христ. писателей (Athanas. Alex. Hist. arian. 58; Epiph. Ancor. / Ed. K. Holl. 1933. Vol. 3. P. 152); соответствует лат. vicus (ср.: Arnob. Adv. nat. 3. 41). С кон. IV в. слово «лавра» приобрело более широкое значение - «многолюдное поселение». Специфическое монашеское употребление этого слова возникло, вероятно, в Палестине и не отмечено в ранних егип. памятниках монашеской лит-ры. Существует версия происхождения слова «лавра» от λᾶας - камень, скала, согласно к-рой λαύρα может означать «проход, выдолбленный в скале», или «мостовая» (Chantraine P. Dictionnaire étymologique de la langue grecque: Histoire des mots. P., 1974. T. 3. P. 623). Хотя данная этимология не имеет надежных оснований, она в большей степени соответствует географическому своеобразию первых палестинских Л., которые представляли собой ряд пещер или келий, расположенных на крутом склоне горы и выходивших на тропу вдоль ущелья. Вместе с тем ни одна из Л. Палестины не имела улицы правильной формы, по сторонам которой располагались бы ровные ряды келий.

Насельники Л. в источниках обычно называются лавриотами (λαυρήτης - Ioan. Mosch. Prat. spirit. 4). Иногда использовались составные наименования, указывавшие на конкретную Л., напр. новолавриот (νεολαυρίτης - монах Новой Л.; Cyr. Scyth. Vita Sabae. 36).

Сир. эквивалентом греч. λαύρα является термин   ( ), означающий «улица, небольшое селение» (ср. употребление термина в сир. переводе Суд 19. 15; Иер 14. 6; Деян 20. 20), «необитаемое место» (Иов 5. 10), «рынок» (Иер 37. 21). Согласно распространенному мнению, от сир.   происходит название одной из Л., основанных прп. Харитоном Исповедником, а именно Л. Сука (λαύρα τοῦ Σουκᾶ). Араб. эквивалент сир. термина   (  - рынок) обычно ассоциируется с улочкой, на к-рую выходят торговые лавки. Однако сопоставление монашеской Л. с рынком, где аскеты будто бы продавали плоды своего рукоделия, не подтверждается ни топографическим строением обителей, ни сведениями об образе жизни лавриотов: экономическая независимость насельников Л. была редким явлением, более характерным для егип. монашеской традиции. В колофонах ряда сир. рукописей словами   или   называются мон-рь св. Илии на Чёрной Горе близ Антиохии, Великая Л. прп. Саввы Освященного и некоторые др. Л. (Thesaurus syriacus / Ed. R. P. Smith. Oxonii, 1901. T. 1. Col. 4103). Такое словоупотребление подразумевает не столько улицу или рынок, сколько небольшое селение с компактно расположенными кельями монахов.

В отдельных источниках, особенно непалестинского происхождения, под Л. подразумевается просто монастырь без указания на форму его организации (Evagr. Schol. Hist. eccl. I 21; Ioan. Climacus. Ad Pastor. 14; Epistola Antiochi Monachi laurae Sabae abbatis ad Eustathium // PG. 89. Col. 1421C). В визант. памятниках канонического права встречается термин παραλαύριον, означающий небольшую Л. или скит, зависящий от более крупного общежительного мон-ря (Iuris Graeco-Romani tam canonici quam civilis / Ed. J. Leunclavius. Francofurti, 1596. T. 1. Lib. 3. P. 236, 238; Lib. 4. P. 258).

В греч. и копт. агиографических источниках VII-VIII вв. термин «лавра» используется для обозначения не только палестинских обителей определенного типа, но и некоторых егип. монастырей. При этом часто имеют место анахронизмы: перенос реалий, характерных для Палестины V-VI вв., в Египет IV-V вв. Иоанн Мосх, рассказывая о разорении Скита кочевниками в VI в., обозначает 4 крупнейших мон-ря этой области как «лавры Скита», не приводя, впрочем, их названий (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 113). Из свидетельств др. источников можно заключить, что речь идет о монастырях преподобных Макария Великого, Иоанна Малого, Псоя и о «Монастыре римлян» (араб. Дейр-эль-Барамус), нек-рые из них именовались Л. В Житии прп. Аполлинарии († ок. 470) говорится о том, что она подвизалась в «лавре аввы Макария» (Vita Apollinariae // Drescher. 1947. P. 162). Иоанн Мосх упоминает «лавру аввы Сисоя» (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 169), к-рую трудно идентифицировать. Прп. Сисой Великий никогда не жил в Ските, поэтому либо речь идет о др. подвижнике VI в. с тем же именем, либо имеет место смешение имен Сисой и Псой, и в таком случае Иоанн Мосх, возможно, имел в виду мон-рь прп. Псоя, расположенный в Ските. Согласно копт. Житию прп. Макария Великого, мон-рь Дейр-эль-Барамус именовался Кельей римлян или Лаврой римлян (Vita Macarii // Amélineau E. Histoire des monastères de la Basse-Egypte. P., 1894. P. 87). Копт. слово , переводимое и как «келья», и как «лавра», означает место, где собиралась на молитву монашеская община. В копт. легенде о св. Архелиде, жившем в кон. IV в. в егип. мон-ре св. Мины, упоминается, что центральный монастырь св. Мины являлся общежитием (киновией, ), а рядом с ним располагалась Л. (), в к-рой подвизались только опытные монахи (Drescher. 1947. P. 29, 97).

Л. Палестины

Первой Л., упоминаемой в источниках, является Фаранская Л. (Θαράν; в «Луге духовном» - λαύρα Θαρών), древнейшая из сохранившихся обителей Палестины, основанная между 323 и 330 гг. прп. Харитоном Исповедником. Она находилась в Иудейской пустыне, в 9 км к северо-востоку от Иерусалима, в долине Нахаль-Прат (араб. Вади-Кельт), близ источника Фара. Кельи монахов располагались возле пещеры, в которой прп. Харитон долгое время вел отшельническую жизнь. В 330 г. свт. Макарий, еп. Иерусалимский, освятил церковь Л. В этой Л. провел первые 5 лет монашеской жизни в Палестине (406-411) прп. Евфимий Великий (Cyr. Scyth. Vita Euthym. 12). В VII в. обитель была разрушена персами. В XX в. на ее месте был устроен скит прп. Харитона, находящийся в ведении Духовной миссии РПЦЗ.

Монастырь Искушения на горе ИскушенияМонастырь Искушения на горе Искушения

Ок. 340 г. прп. Харитон основал Л. Дука (Δουκᾶ) на горе Искушения на сев.-зап. окраине Иерихона (в наст. время территория Палестинской автономии). О Л. Дука говорится в «Лавсаике» Палладия, еп. Еленопольского, как о пристанище монаха Елпидия (кон. IV в.), имя последнего встречается и в Житии прп. Харитона, к-рое в данном случае может находиться в зависимости от «Лавсаика» (Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 48; Cyr. Scyth. Vita Charit. 21). Елпидия будто бы называли Δούξ (от лат. dux - «вождь, военачальник»), т. к. он принял на себя должность руководителя Л. при защите ее от нападений иудеев из соседнего селения. Более вероятно, что название Л. происходит от крепости Док, упоминаемой в 1 Макк 16. 15, руины к-рой находились на той же горе, что и мон-рь. Елпидий руководил Л. после того, как прп. Харитон покинул ее. С именем Елпидия Дука название Л. связывалось вплоть до VI в. (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 154). Мон-рь многократно разрушался и восстанавливался. Во время персид. нашествия 614 г. монахи покинули Л. В VIII в. в ее пещерах нек-рое время жил прп. Стефан Савваит Старший († 794). В последний раз мон-рь был восстановлен в кон. XIX в. при содействии Российской империи. В наст. время на месте Л. находится Искушения монастырь (Сорокадневный монастырь).

Спустя неск. лет после основания Фаранской Л. прп. Харитон покинул ее и удалился в окрестности Иерихона, где между 345 и 350 гг. основал на склоне высокой горы Л. Сука (др. название - Старая Л., Παλαιὰ λαύρα). Она находилась в 1,5 км от совр. поселка Текоа, в долине Нахаль-Текоа (араб. Вади-Хурайтун). Основой Л. стала «нависающая» пещера прп. Харитона, о к-рой упоминает его Житие (Cyr. Scyth. Vita Charit. 24). Она располагалась на зап. склоне Эль-Фурейдиса, искусственной горы, где был похоронен Ирод Великий. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин упоминает мон-рь, насельники к-рого были уничтожены «толпою сарацинских разбойников» в районе Текоа, имея в виду Старую Л. (Ioan. Cassian. Collat. VI 1). С 485 по 526 г. в Л. подвизался прп. Кириак Отшельник. В 614 г. Л. была разрушена персами, но оставалась действующим мон-рем, по крайней мере до XII в. В описании паломничества на Св. землю русского игум. Даниила в 1104-1106 гг. говорится, вероятно, о еще действующем мон-ре с 2 церквами (в одной из них находился гроб прп. Харитона) и с погребальной пещерой, где покоились чудесно сохранившиеся тела 700 монахов (Путешествие игум. Даниила по Св. земле в нач. XII в.: (1113-1115). СПб., 1864. C. 100).

О 3 основанных прп. Харитоном Л. упоминает анонимное Житие подвижника, написанное в VI в. (Garitte. 1941). Хотя это памятник позднего происхождения и приводимые в нем даты могут объясняться желанием обосновать древность монашеской традиции, связанной с прп. Харитоном, данные Жития вполне соотносятся с др. независимыми свидетельствами, позволяющими с уверенностью утверждать, что все 3 мон-ря существовали уже в IV в. Они представляли собой пещерные поселения, похожие на «пещерные города» М. Азии, откуда, согласно Житию, был родом прп. Харитон и где он начинал свою монашескую жизнь. Традиция прп. Харитона и введенная им в Палестине лавриотская форма организации монашества не связана непосредственно с Египтом, хотя и имеет нек-рые общие черты с традицией Скита. Характерно, что первые монахи-переселенцы из Египта, осевшие в Палестине в кон. IV - нач. V в., чаще всего принимали именно эту форму монашеской жизни. Так, ок. 380 г. один из монахов Скита, палестинец Сильван (Силуан) вместе с 12 учениками перебрался сначала на Синай, а затем в район Газы. Здесь ими была устроена Л., к-рая состояла из отдельно стоящих келий и церкви (Jean Rufus. Plérophories: Témoignages et révélations contre le Concile de Chalcédoine / Ed., trad. F. Nau. P., 1911. (PO; T. 8. Fasc. 1)).

Модель внутренней организации монашеской жизни, созданная прп. Харитоном, отражает самую раннюю стадию развития палестинского лавриотского монашества. О правилах, соблюдавшихся в обителях прп. Харитона, известно лишь то, что монахи не должны были часто покидать свои кельи (Cyr. Scyth. Vita Charit. 17). 5-дневный срок пребывания в кельях прямо не предписывается, как в более поздних Уставах прп. Герасима Иорданского и прп. Саввы. Видимо, монахи Фаранской Л. чаще выходили из келий для общения друг с другом (ср.: Ioan. Mosch. Prat. spirit. 40). Устав прп. Харитона разрешал лавриотам принимать пищу 1 раз в день, вечером. Пища должна была быть предельно простой и не приготовленной на огне, напр. хлеб с солью и дождевая вода. Монахи, пребывая в кельях, должны были молиться и читать псалмы в предписанные часы 7 раз в день (Cyr. Scyth. Vita Charit. 16-17). Особое внимание прп. Харитон уделял ночной молитве: монахам полагалось бодрствовать в ночное время в течение 6 часов. Псалмы читались монахами также в промежутках между часами молитвы или во время рукоделия. Рекомендовалось изучение Свящ. Писания. Житие прп. Евфимия сообщает, что он, подвизаясь в Фаранской Л., зарабатывал средства к существованию витьем веревок (Idem. Vita Euthym. 12). Если этот рассказ Жития достоверен, то, по всей видимости, в мон-рях прп. Харитона насельники сами заботились о пропитании. Такая индивидуалистическая модель экономических отношений была характерна для первых колоний отшельников в Н. Египте и отличается от практики более поздних палестинских Л., в к-рых поиском средств к существованию монахов занимались ответственные лица администрации мон-ря (эконом и игумен), а монах не имел личного дохода. В Фаранской Л. центральная монастырская администрация, судя по всему, не имела такого значения, как в Великой Л. прп. Саввы или даже в Л. прп. Евфимия. В период пребывания прп. Евфимия в Фаранской Л. в ней, по-видимому, не было должности настоятеля. Житие прп. Харитона не говорит о к.-л. преемниках в руководстве основанных им Л. Иоанн Мосх, живший в Фаранской Л. в течение 10 лет (568-578), также не упоминает ни об одном настоятеле мон-ря (Chadwick H. John Moschus and his Friend Sophronius the Sophist // JThSt. N. S. 1974. Vol. 25. P. 55-56). Вероятно, еще во времена прп. Евфимия каждый монах мог свободно выбирать образ жизни, в киновии или Л., что было характерно для егип. Нитрийской пустыни нач. V в. Управление Фаранской Л., вполне возможно, находилось в руках не одного человека, а собора старцев, во главе к-рого стоял старейший или наиболее авторитетный, как это имело место в Нитрии (Cyr. Scyth. Vita Euthym. 15; ср.: Pallad. Hist. Laus. (Bartelink). 7).

Выходец из Фаранской Л. прп. Евфимий Великий основал в 428 г. собственную Л. «по типу Фаранской» (Cyr. Scyth. Vita Euthym. 26). Сходство обеих Л. заключалось прежде всего в уставе. Прп. Евфимий поселился с учеником в пещере на ровном участке пустыни в Вади-Мукеллик, в окрестностях Текоа, примерно в 3 км от киновии прп. Феоктиста (т. н. Нижнего мон-ря). Вскоре здесь был устроен большой водоем, построены пекарня и 3 кельи, одна из них являлась молельней или церковью. Сначала прп. Евфимий не имел желания обращать новое пристанище в киновию или в Л. Всех приходивших к нему монахов он отсылал к прп. Феоктисту. Однако в видении ему было повелено не отказывать приходящим, после чего рядом с ним поселились 12 иноков,- это стало началом Л. 7 мая 428 г. свт. Иувеналий, архиеп. Иерусалимский, освятил лаврскую церковь (Ibidem). Л. прп. Евфимия поддерживала тесные связи с киновией прп. Феоктиста. Эта обитель выполняла роль мон-ря для начинающих, из к-рой монахи со временем должны были переходить в Л. прп. Евфимия с ее более строгим отшельническим уставом. В этой системе отношений Л. и общежительного мон-ря, окончательно принятой в следующем поколении прп. Саввой Освященным, пребывание в киновии было обязательной подготовительной ступенью, но в отличие от Устава прп. Герасима жизнь Л. была изолирована от жизни общежития. Прп. Евфимий понимал, что место, избранное им для Л., больше подходит для киновии, и оставил указания по соответствующему преобразованию обители после его смерти. Уже при преемнике прп. Евфимия Фиде мон-рь был преобразован в киновию: кельи перестроены, мон-рь окружен стеной, возведена башня, к-рая, возможно, находилась над монастырской усыпальницей. Освящение новой киновии произошло 7 мая 482 г. (Ibid. 70).

Лавра прп. Герасима ИорданскогоЛавра прп. Герасима Иорданского

Ок. 425 г., после основания киновии прп. Феоктиста, прп. Евфимий неск. месяцев жил вместе с учеником Дамианом на склоне горы Марда в Иудейской пустыне и устроил здесь Л. недалеко от развалин крепости Масада (Ibid. 20). Судя по остаткам келий, в Л. Марда обитали 15-20 монахов.

Ок. 455 г. прп. Герасим Иорданский основал Л. в 1,5 км от р. Иордан в т. н. Иорданской пустыне, равнинной местности, расположенной к юго-востоку от Иерихона. Мон-рь прп. Герасима был заброшен в XII в. Иоанн Фока, посетивший св. места Палестины в 1185 г., сообщает, что монастырь был «разрушен до основания течением Иордана», и остались только руины храма, 2 пещеры и столп, на к-ром подвизался затворник (Иоанна Фоки Сказание вкратце о городах и странах от Антиохии до Иерусалима, также Сирии, Финикии и о св. местах Палестины кон. XII в. // ППС. 1889. Т. 7. Вып. 2(23). С. 20-21, 50). Иорданская пустыня, где подвизался прп. Герасим, изобиловала Л., большая часть которых идентифицирована (Sion. 1996. P. 245-264). Недалеко от Л. прп. Герасима, в 6,5 км к юго-востоку от Иерихона, находилась Л. Каламон (от κάλαμος - «тростник, камыш»), основанная в 3-й четв. V в. (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 26, 46, 157, 163). Как и в монастыре прп. Герасима, в центре Л. Каламон было устроено общежитие, здесь по субботам и воскресеньям собирались отшельники. Для обеспечения безопасности киновия была обнесена крепостной стеной и во время персид. нашествия 614 г. служила убежищем для окрестных монахов (Vita S. Georgii Chozebitae confessoris et monachi, auctore Antonio ejus discipulo // AnBoll. 1888. T. 7. P. 98, 101, 120). В сер. XII в. монастырь был значительно укреплен, однако после нападения мамлюков во 2-й пол. XIII в. опустел. В XIX в. была восстановлена лишь малая часть прежней Л., которая известна теперь как общежительный мон-рь прп. Герасима Иорданского.

Подробный рассказ о жизни монахов в обителях, связанных с традицией прп. Герасима, содержится в его Житии, написанном в VI в. предположительно одним из монахов его мон-ря. Этот источник, по-видимому, содержит правила, данные самим прп. Герасимом и сохранившиеся до VI в. благодаря устной традиции. Согласно Житию, прп. Герасим в центре Л. учредил общежитие, в котором должны были подвизаться новоначальные монахи, усваивая основы монашеского образа жизни. Более опытным подвижникам разрешалось жить в отдельных кельях по заведенному распорядку: каждый лавриот пребывал в своей келье 5 дней в неделю, вкушая только хлеб, воду и финики; в субботу и воскресенье лавриоты собирались в церковь киновии на общее богослужение, причащались Св. Таин и участвовали в общей трапезе; в воскресенье вечером монахи вновь удалялись в кельи. При жизни прп. Герасима в Л. подвизалось до 70 отшельников. Им было запрещено зажигать в келье лампу или готовить пищу на огне. Они пребывали в абсолютной бедности, не заботились о своем теле, занимались молитвой и рукоделием (плели веревки или корзины). Плоды своего труда лавриоты приносили в киновию и во 2-й половине воскресного дня получали от эконома недельный запас хлеба, воды и фиников. Насельники Л. в материальном отношении всецело зависели от киновии, никто из них не имел личного имущества, кроме одежды, тростниковой циновки, одеяла и глиняной миски (Cyr. Scyth. Vita Gerasimi [Spuria]. 2-3). Лавриотам было запрещено пить евкратион (εὐκράτιον - теплый напиток, приготовленный с использованием перца, тмина и аниса), т. к. прп. Герасим считал его допустимым только в общежитии (Ibid. 4). Согласно Уставу прп. Герасима, монашеские кельи отшельников всегда должны были оставаться открытыми, и любой брат в отсутствие хозяина кельи при необходимости мог взять там нужную вещь. Прп. Герасим, вероятно, был первым, кто ввел институт общежития в Иорданской пустыне. Послушники пребывали в киновии 10 и более лет. После смерти прп. Герасима († 475) его мон-рь, состоявший из Л. и киновии, в течение 6 лет управлялся 2 монахами, братьями Василием и Стефаном (Ibid. 10; Idem. Vita Cyriac. 5), после чего была вновь восстановлена должность игумена. На начальном этапе развития лавриотского монашества подобный симбиоз киновии и Л. возникал, как правило, тогда, когда они имели общего основателя. Если основатели были разными, то киновия и Л. обычно сохраняли независимость. Так, в кон. VI в. монахи Л. Марда, созданной прп. Евфимием, проживали в отдельных кельях-пещерах на склонах одноименной горы, подчинялись архимандриту, которого назначал Иерусалимский патриарх, при этом они были независимы от киновии Кастеллион, расположенной на вершине той же горы и основанной в 492 г. прп. Саввой (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 158).

Модель отношений Л. и киновии, предложенная прп. Герасимом, получила широкое распространение после его смерти. Мн. новые Л. Иорданской пустыни так или иначе ориентировались на нее. В нач. VI в. монахом Великой Л. Иаковом севернее мон-ря прп. Герасима Иорданского, недалеко от Иерихона, была основана т. н. Л. Башен (λαύρα τῶν Πυργίων; Cyr. Scyth. Vita Sabae. 16). Иоанн Мосх приводит сведения о нек-рых подвижниках Л. (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 8-10, 40, 100). Л. аввы Петра Горнита, основанная в V в. близ Иордана предположительно учеником прп. Герасима, к-рый был обращен из монофизитства прп. Евфимием, находилась в 300 м к югу от долины Нахаль-Прат (Cyr. Scyth. Vita Euthym. 41; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 16-18). Элиотская Л. (λαύρα τῶν Αἰλιωτῶν), в к-рой Иоанн Мосх провел 10 лет, была основана в VI в. неким мон. Антонием (Ioan. Mosch. Prat. spirit. 66, 134). Вероятнее всего, она также располагалась в Иорданской пустыне, к северу от Нахаль-Прат (Féderlin. 1903. P. 328), а не на Синае, как считают нек-рые ученые (Vailhé. 1898. P. 106-116; Chitty. 1966. P. 149). По-видимому, Л. был мон-рь Петра Ивера († кон. V в.), находившийся между Газой и Маюмой и существовавший еще до прибытия в него Петра. Сразу после его смерти Л. была преобразована в киновию (Petrus der Iberer: Ein Charakterbild zur Kirchen- und Sittengeschichte des 5. Jh.: Syrische Übers. einer um das J. 500 verfassten griechischen Biographie / Hrsg. R. Raabe. Lpz., 1895. S. 130-131).

Л. Хозива была основана в кон. V в. 5 сир. иноками, поселившимися в долине Нахаль-Прат между Иерусалимом и Иерихоном. В нач. VI в. она была расширена прп. Иоанном Хозевитом (Miracula B. Mariae in Choziba // AnBoll. 1888. T. 7. P. 366). Расцвет мон-ря связан с жизнью прп. Георгия Хозевита († ок. 625): при нем община насчитывала ок. 2 тыс. монахов. Во время персид. нашествия 614 г. Л. была разрушена, и ее монахи нашли убежище в соседней Л. Каламон. В XII в. мон-рь был восстановлен, однако спустя столетие монашеская жизнь в нем прекратилась вплоть до 1878 г., когда здесь поселился мон. Каллиник. В 1901 г. мон-рь был полностью перестроен.

Лавра прп. Саввы ОсвященногоЛавра прп. Саввы Освященного

Прп. Савва Освященный оказал большое влияние на распространение лавриотской формы монашества в Палестине. Он и его ученики основали 13 мон-рей, 7 Л. и 6 общежительных. Мн. известные монастыри, устроенные прежними поколениями монахов, такие как Л. прп. Евфимия, преобразованная в киновию, мон-рь прп. Феоктиста, Старая Л., оказались под духовным руководством прп. Саввы (Cyr. Scyth. Vita Sabae. 10, 36, 90). Численность монахов увеличилась с неск. сот в 1-й пол. V в. почти до 3 тыс. в VI в. В 478 г. прп. Саввой была основана Л. в Кедронской долине, к-рая после масштабных строительных работ 482-486 гг. превратилась в крупный монастырский комплекс, получивший название Великой Л. (Μεγίστη Λαύρα, Μεγάλη Λαύρα; араб. Дейр-Мар-Саба) и ставший главным центром савваитской конфедерации мон-рей. При жизни прп. Саввы в Великой Л. были построены 2 церкви: большая в честь Пресв. Богородицы и т. н. пещерная церковь Феоктиста («богозданная»), освященная в честь свт. Николая Мирликийского. В наст. время кроме этих храмов в Л. имеется ряд часовен, нек-рые из них расположены на месте древних келий. В 493 г. к северу от Великой Л. была построена т. н. Малая киновия, предназначенная для новоначальных иноков, желавших подготовить себя к отшельнической жизни (Idem. Vita Ioan. Hesych. 6). Совр. монастырь Дейр-Мар-Саба, занимающий сравнительно небольшую территорию (ок. 60×100 м), представляет собой лишь центральную часть древней Великой Л., кельи к-рой были разбросаны на скалах по берегам потока Кедрон, к югу и северу от нынешнего мон-ря, на протяжении ок. 2 км. В наст. время настоятелем мон-ря является Иерусалимский патриарх, фактически Л. управляют назначаемый патриархом «духовник» (наместник) в сане архимандрита и 2 его помощника.

В 510 г. была основана Семиустная Л., к-рая находилась примерно в 4 км к северо-западу от Великой Л. (ныне Хирбат-Джинджас, к северу от Кедронской долины), возле т. н. Семиустной цистерны (῾Επτάστομος λάκκος), устроенной имп. Евдокией в 20 стадиях от Л. прп. Евфимия (Idem. Vita Sabae. 39). Семиустная Л. была сравнительно небольшой, в ней могли разместиться не более 20 монахов. Характеристики, типичные для равнинных Л., в основном относятся к этой Л.: симметричная структура с четким разделением между 2 группами келий, каменная ограда правильной формы, центральные здания, по форме напоминающие киновию (Hirschfeld. 2003).

Прп. Савва Освященный был первым палестинским подвижником, к-рый сформулировал в письменном виде монастырский Устав, определявший все аспекты монашеской жизни. Хотя изначальный вариант Устава не сохранился, нек-рые его правила можно реконструировать из сочинения Кирилла Скифопольского и др. источников. В Уставе было 2 перечня правил: для лавриотов и для насельников общежительных монастырей. После смерти прп. Саввы, когда Великая Л. была преобразована в киновию, на практике применялись только общежительные правила. Прп. Савва несколько видоизменил модель устройства Л., к-рой придерживался прп. Герасим. По его системе, послушники не должны были смешиваться с «совершенными», т. е. монахами Л., даже в дни совместной молитвы и трапезы по субботам и воскресеньям. Только пробыв длительное время в т. н. Малой киновии (Cyr. Scyth. Vita Sabae. 28), монах мог быть допущен в Великую Л. Такой строгий подход во многом способствовал расцвету Великой Л. и ее высокому статусу в числе др. палестинских Л. Монастыри, управляемые прп. Саввой, подчинялись Великой Л., которой управляли игумен и экономом, избиравшиеся на срок до 3 лет. Во главе подчиненных мон-рей стояли администраторы (διοικέται), а не игумены.

Изменение характера отношений между Л. и киновией повлияло и на формирование монашеского богослужебного устава и литургического календаря - впосл. они оказали значительное влияние на визант. богослужебный обряд в целом. Прп. Савва ввел обязательное для монахов Великой Л. всенощное бдение (ἀγρυπνία) и следующую за ним литургию с субботы на воскресенье, а также накануне больших праздников (Ibid. 32). В Фаранской Л. и Л. прп. Евфимия служилась только литургия в воскресенье утром (Idem. Vita Euthym. 23; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 40). В Л. прп. Герасима в ночь с субботы на воскресенье не было непрерывного бдения в церкви. Прп. Савва установил, чтобы Великий пост в Великой Л. начинался только после дней памяти прп. Евфимия (20 янв.) и прп. Антония Великого (17 янв.), т. к. эти дни считались в Л. важными монастырскими праздниками (Cyr. Scyth. Vita Sabae. 22). Т. о., в литургическом календаре Великой Л. Великий пост начинался на неделю позже по отношению к дате, принятой в мон-рях прп. Евфимия и прп. Герасима (14 янв.). Кроме того, в Уставе прп. Саввы обычный недельный пост монахов длился 5 дней, а не 6, как у прп. Евфимия.

Ученики прп. Саввы стали основателями ряда Л., к-рые так или иначе были вовлечены в савваитскую конфедерацию монастырей и зависели от Великой Л. В Вади-эс-Сувайнит (Нахаль-Михмас), недалеко от Михмаса (Мухмаша), располагалась Фирминская Л., устроенная в нач. VI в. прп. Фирмином, учеником прп. Саввы, и ставшая на нек-рое время одним из центров оригенистов-протоктистов (537-554). Л. была разрушена персами в 614 г. и более не восстанавливалась.

Л. Неэлкерава (Νεελκεραβᾶ) создана в самом нач. VI в. учеником прп. Саввы Иулианом Киртом (Ibid. 16), находилась в Иорданской долине к северу от Сартабы.

В 531 г. ученик прп. Саввы диак. Иеремия основал Л. в неск. километрах от пещеры, располагавшейся примерно в 4 км от Великой Л., в которой одно время жил прп. Савва. Именно диак. Иеремии прп. Савва вручил свой письменный Устав (Ibid. 74).

Новая Л. (Νέα λαύρα) была устроена в 508 г. в Иорданской пустыне (рядом с источником Хаджала, в 2,5 км к югу от Текоа) монахами, изгнанными прп. Саввой из Великой Л. Спустя некоторое время монахи Новой Л. подчинились прп. Савве и признали авторитет игум. Иоанна, назначенного прп. Саввой. К 516 г. относятся первые упоминания о монахах-оригенистах среди братии Новой Л., к-рые были изгнаны из мон-ря, затем вернулись (ок. 521) и пребывали в Л. вплоть до 554 г., когда все оригенисты были высланы из Палестины. В отличие от оригенистов Фирминской Л. монахи Новой Л. составляли группу т. н исохристов. После их изгнания в Новую Л. переселились 120 правосл. монахов (в т. ч. Кирилл Скифопольский), духовное руководство над ними принял на себя прп. Иоанн Схоларий. Новая Л. располагалась на руинах мон-ря, основанного в 454 г. монофизитским монахом Романом (разрушен в 484). По мнению И. Хиршфельда, топографическая структура Новой Л. отчасти способствовала возникновению в монашеской среде споров по поводу образа жизни лавриотов, которые и привели к отделению группы монахов от общины прп. Саввы Освященного. Хиршфельд считает, что главной причиной отделения монахов Новой Л. явился протест против активной строительной деятельности прп. Саввы. Здания в Новой Л. были небольшими и скромными, тогда как строительные проекты прп. Саввы превратили Великую Л. в обширный монастырский комплекс, что якобы вызывало недовольство части монахов (Hirschfeld. 1995). Однако гипотеза Хиршфельда полностью игнорирует причины доктринального характера (оригенизм монахов Новой Л.) и не учитывает хронологию событий, представленную в сочинениях Кирилла Скифопольского. Согласно Житию прп. Саввы, было 2 восстания монахов Новой Л.: 1-е произошло в 490 г., еще до начала интенсивных строительных работ в Великой Л., до основания киновии Кастеллион (492) и Малой киновии (493); 2-е - в 503-506 гг. (Patrich. Sabas. 1995. P. 197-202). Обширность комплекса Великой Л. была скорее исключением, связанным с ее особым статусом адм. центра. Строения др. Л. савваитской традиции, в частности Семиустной Л. и Л. диак. Иеремии, были довольно скромными. Вопреки мнению Хиршфельда протест Иеремии против прп. Саввы в 531 г. не был связан со стремлением к более простой и скромной жизни, а скорее был мотивирован желанием Иеремии получить большую долю пожертвований, выделенных прп. Савве имп. св. Юстинианом I для строительства новых мон-рей. Различия в структуре Л. могли возникнуть в силу разных причин (топография местности, устав молитвы и др.), но в основном эти различия обуславливались наличием или отсутствием материальных и финансовых ресурсов. Не имеет достаточных оснований предположение о том, что в центре споров в монашеской среде Палестины в VI в. лежит противостояние нестяжательных монахов-оригенистов и более прагматичных савваитов. Прп. Савва изображается в источниках как строгий аскет, запрещающий монахам принимать священство и участвовать в общественной церковной деятельности. С др. стороны, некоторые монастыри оригенистов, напр. киновия св. Мартирия, в архитектурном отношении не отличались скромностью, а их лидеры (Домициан, Феодор Аскида, Леонтий Византийский и др.) были вовлечены в церковно-политическую жизнь К-поля.

Структура палестинских Л.

По внешнему устройству палестинские Л. можно разделить на 2 типа: пещерные и равнинные. Л. 1-го типа создавались на крутых склонах гор. Центральное здание таких Л. было небольшим, часто неправильной формы, а кельи располагались вокруг него беспорядочно; обычно они устраивались в пещерах или естественных укрытиях в горной породе. В равнинных Л. центральное здание строилось в соответствии с хорошо продуманным планом, а кельи были расположены более упорядоченно. Археологические данные свидетельствуют о существовании не менее 19 Л. в Иудейской пустыне в визант. период: 10 были расположены на склонах гор или в ущельях и 9 - на равнине (Hirschfeld. 1990). Все пещерные Л. находились в пустынной зоне, в то время как большинство равнинных Л.- в районе Иерихона. Только 3 равнинные Л.- прп. Евфимия, Марда и Семиустная - располагались на высокогорных пустынных плато.

В центре каждой Л. было по крайней мере 2 здания: церковь и пекарня. Вполне вероятно, что пекарня входила в более крупную структуру, включавшую также помещения для хранения посуды и продовольствия. В источниках говорится об экономах и о кладовых (τὸ οἰκονομεῖον) Л. прп. Евфимия, Л. Башен и Великой Л. прп. Саввы (Cyr. Scyth. Vita Euthym. 28; Idem. Vita Sabae. 59; Ioan. Mosch. Prat. spirit. 5). Др. здания, такие, напр., как монастырская гостиница, упоминаются редко и, вероятно, были только в крупных Л. Отсутствуют к.-л. сведения о наличии в Л. кухни или трапезной, хотя общие воскресные трапезы предусматривались уставом. Так как пища отшельников была очень простой, а община лавриотов сравнительно небольшой, очевидно, не было нужды в отдельной столовой. Исключение составляли крупные Л., такие как Л. прп. Герасима, в к-рой помещение для приготовления пищи было устроено в киновии, расположенной в центре монастыря (Cyr. Scyth. Vita Gerasimi [Spuria]. 5; Idem. Vita Cyriac. 4). По-видимому, устав общежития предполагал ежедневные совместные трапезы. В Великой Л. столовая находилась в гостинице и предназначалась для братьев, задействованных на общих послушаниях (Idem. Vita Sabae. 40, 48; Idem. Vita Ioan. Hesych. 6). При преобразовании Л. прп. Евфимия в общежитие в ней была построена трапезная. Это означает, что, по мысли основателя Л., изначально трапезная в ней не предполагалась. Т. о., остается неясным, где происходили упоминаемые источниками воскресные общие трапезы насельников Л.

Кельи отшельников-лавриотов были разбросаны вокруг центральных зданий, иногда на довольно значительное расстояние, поэтому подавляющее большинство Л. не были окружены защитной стеной. Тем не менее границы территории Л., как правило, отмечались опознавательными знаками. Площадь, занимаемая той или иной Л., определялась расположением самых отдаленных келий. В Л., устроеных на склонах гор и в ущельях, границами являлись особенности местности. Иногда на территории Л. на видном месте возводилась башня, к-рая как бы выражала претензию монахов на данный участок земли. Так, при основании Великой Л. прп. Савва в первую очередь построил башню, чтобы зарезервировать участок для буд. строительства келий (Idem. Vita Sabae. 16). В Л. Хозива начало строительства было отмечено каменными воротами (Patrich. 1990). В Л., устроенных на ровном месте, таких как Марда и Семиустная, граница территории была отмечена длинной невысокой каменной оградой.

Л. Греции, Грузии и Балканских стран

В визант. источниках упоминания о Л. в первоначальном смысле, как о мон-рях с особой полуотшельнической жизнью, являются редкостью. Устав Христодула Патмосского (1091) различает 3 типа монашества: общежитие, отшельничество и Л., как нечто промежуточное между киновией и отшельничеством (Regula edita a Sancto Christodulo pro Monasterii S. Jo. Theol. in insula Patmo. 4 // Miklosich, Müller. 1968. T. 6. P. 61). Устав мон-ря св. Иоанна Богослова на о-ве Патмос предписывал отшельникам-исихастам оставаться в подчинении у игумена киновии, заниматься рукоделием по его указанию и в субботу и воскресенье приходить в общежитие, чтобы принимать участие в богослужении и общей трапезе (Ibid. 24 // Ibid. P. 76-77). В нек-рых агиографических памятниках IX-XI вв. ряд сравнительно небольших монастырей называются Л.: Л. прп. Петра Младшего, Келливарская Л., Л. Спасителя на Латрской горе близ Эфеса, Л. прор. Илии, Л. св. Захарии, Л. Келий на горе Олимп, Л. на горе Кимин в Вифинии, Л. прп. Лазаря Галисийского и др. (Papachryssanthou D. La vie monastique dans les campagnes byzantins du VIIIe au XIe siècle // Byz. 1973. Vol. 43. P. 166-180). В подавляющем большинстве случаев в этих мон-рях было устроено общежитие, а также имелось неск. отшельнических келий, в которых с благословения игумена подвизались более опытные монахи, в т. ч. сам игумен. Хотя любой настоятель общежительного монастыря мог разрешить отдельным монахам обители вести жизнь анахорета, не все такие мон-ри назывались Л. По мнению Д. Папахрисанфу, название «лавра» обычно закреплялось за теми монастырями, в к-рых число отшельнических келий было зафиксировано письменным уставом или устным распоряжением основателя, как это имело место, напр., в Великой Лавре прп. Афанасия и Иверском мон-ре на Афоне (Ibid. P. 178). Все визант. Л. располагались в гористой местности, вдали от крупных городов. Исключение составляют Л. св. архангела Михаила в Анапле (квартал К-поля; Georg. Pachym. Hist. 1835. Vol. 2. P. 203) и греч. Л. Кесария, основанная в IX в. на Палатинском холме в Риме (см. ст. Кесарий и Иулиан). Общежитие в ней сочеталось с наличием неск. отшельнических келий (Sansterre J.-M. Une laure à Rome au IXeme siècle // Byz. 1974. Vol. 44. P. 514-517).

В XII в., хотя общежитие продолжало считаться идеальной формой монашества, фактически начинает преобладать келлиотство. Феодор IV Вальсамон, патриарх Антиохийский, приводя отрывок из 123-й новеллы имп. Юстиниана о киновиях, замечает, что в его время эта форма монастырского устройства почти не сохранилась: монахи муж. обителей не живут совместно, и только в жен. общежительных монастырях удержались совместные трапеза и проживание (Theod. Balsam. Comm. in Carth. // PG. 138. Сol. 176CD). По свидетельству Жития прп. Мелетия Нового (Миупольского), вокруг его мон-ря возникло 22 «паралаврия», в каждом из к-рых было 8-12 монахов (Васильевский В. Г., ред. Николая, еп. Мефонского, и Феодора Продрома, писателей XII ст., жития Мелетия Нового // ППС. 1886. Т. 6. Вып. 2(17). С. 19). Келлиотская организация, вероятно, преобладала в мон-ре прп. Неофита Затворника на Кипре (Janin R. Le monachisme byzantin au Moyen Âge: Commende et typica (Xe-XIVe siècle) // REB. 1964. T. 22. P. 31). C кон. XIV в. в Византии разворачивается движение за идиоритм, т. е. за официальную индивидуализацию монашеской жизни (Dumont P. Vie cénobitique ou vie hésychaste dans quelques «typica» byzantines // L'Église et les Églises. Chevetogne, 1955. Vol. 2. P. 3-13). Хотя внешне келлиотская форма монашества похожа на древние палестинские Л., большинство келлиотских поселений в Византии не являлись Л. в строгом смысле, т. к. в них отсутствовали важные элементы, присущие Л. Палестины: наличие у всех лавриотов одного общего духовного руководителя, размещение келий на значительном расстоянии друг от друга, строгое соблюдение принципа stabilitas loci (постоянство местопребывания), наличие центральной администрации Л., отличной от администрации киновии. Визант. келлиотские поселения были гораздо менее централизованными и организованными структурами, чем палестинские Л., элементы общежития в них либо отсутствовали, либо были минимальными.

Великая Лавра прп. Афанасия АфонскогоВеликая Лавра прп. Афанасия Афонского

В наст. время среди монастырей Греции выделяют неск. крупных обителей, получивших историческое название «лавра». Все они обычно основывались как мон-ри с общежительным уставом, поэтому наименование «лавра» в отношении этих мон-рей следует понимать как почетный титул, указывающий на многочисленность братии и в некоторых случаях предполагающий наличие зависимых скитов. Наиболее известной греч. Л. является Великая Л. прп. Афанасия Афонского, древнейший из существующих мон-рей на горе Афон, основанный в 963 г. Один из древнейших мон-рей Пелопоннеса Святая лавра, или Калавритская Л., была основана в 961 г. на горе Хелм близ г. Калаврита учеником прп. Афанасия Афонского мон. Евгением. В 1585 г. мон-рь был сожжен турками, в 1600 г. восстановлен и вновь сожжен в 1715 г. В Святой Л. 21 марта 1821 г. было провозглашено начало национально-освободительного восстания в Греции. В 1826 г. мон-рь был разрушен войском Ибрагим-паши. После возрождения независимой Греции в 1850 г. Л. была отстроена заново, но в 1943 г., в период нем. оккупации, вновь была сожжена. В совр. виде мон-рь восстановлен в 1950 г., находится в юрисдикции Элладской Православной Церкви.

В Грузии Л. традиционно называются неск. крупных мон-рей. Термин «лавра» (груз. ლავრა), применяемый по отношению к груз. обителям, появился в источниках в X-XI вв. и не имеет к.-л. юридического значения, подчеркивающего особый статус мон-ря. В Грузии так именовались и небольшие монастыри, как правило, пещерного типа с полуотшельническим уставом, и крупные общежительные обители. Наибольшую известность получила основанная в сер. VI в. Л. прп. Давида Гареджийского в составе пещерного монастырского комплекса Гареджи. В ранний период существования обители жизнь в ней носила полуотшельнический характер и проходила по правилам, близким к уставу палестинских Л. Монастырь Шатберди, основанный в Тао-Кларджети (на территории совр. Турции) прп. Григорием Хандзтийским († 861), уже в сер. XI в. назывался Л. или Великой Л. (ПГП. Т. 2. С. 161). Монашеская жизнь в Шатберди была устроена на строгих правилах по образцу Устава Великой Л. прп. Саввы Освященного. По распоряжению прп. Григория из Палестины был привезен Устав прп. Саввы и большой гимнографический сборник. Возможно, имеются в виду палестинский монашеский Часослов и древний Иадгари. Также Л. иногда называют монастырь Шиомгвиме, монастырь Веджини в Кахети и некоторые др. обители.

В соседних с Византией Балканских странах под влиянием греч. традиции крупные ставропигиальные и ктиторские мон-ри назывались Л. В Житии свт. Саввы I, архиеп. Сербского, написанном в XIII в., упоминается Лавра святых 40 мучеников в г. Тырново (ныне Велико-Тырново), столице Второго Болгарского царства (Доментиjан. Животи св. Саве и св. Симеон / Прев.: Л. Мирковић. Београд, 1938. С. 207, 210, 213). Л. располагалась в крепости Царевец на левом берегу р. Янтра и называлась в источниках царским мон-рем (Там же. С. 202, 207). В главной церкви Л., построенной по указу царя Иоанна Асеня II в 1230 г. и освященной в честь 40 мучеников Севастийских, был похоронен свт. Савва, скончавшийся во время посещения Тырнова 14 янв. 1236 г. (в 1237 его мощи были перенесены в Сербию). По имени главной церкви мон-рь называли «Великой Лаврой святых 40 великомучеников» (Златарски В. Н. Житие и жизнь прп. отца нашего Феодосия, иже в Търнове постничьствовавшаго, ученика суще блж. Григория Синаита: Съписано светейшим патриархом Константина града кир Каллистом // СбНУНК. 1904. Кн. 20. С. 25 (отд. паг.)). Тырновская Великая Л., по-видимому, была общежительным ставропигиальным мон-рем и рассматривалась болг. правящей династией Асеней как царская усыпальница. В источниках кон. XIV в. Л. упоминается как место проведения Соборов против богомилов и варлаамитов (см. статьи Богомильство и Варлаам Калабрийский) (Popov. 1979).

За некоторыми крупными монастырями Сербии традиционно закрепилось наименование «царская лавра». Так, в частности, называется мон-рь Студеница (39 км от г. Кралево), Сопочани (близ г. Нови-Пазар на юге Сербии), Жича (близ г. Кралево), Высокие Дечаны (Косово и Метохия), Баньска (близ г. Косовска-Митровица). Эти монастыри были основаны представителями серб. династии Неманичей, к-рые рассматривали их как свою задужбину (мон-рь, построенный правителем во спасение души, «за душу») и неизменно оказывали им особое покровительство.

В Румынской Православной Церкви большой известностью пользуется Нямецкая Л., муж. мон-рь, расположенный возле г. Тыргу-Нямц (жудец Нямц, Румыния). В XV в. эта обитель была одним из крупнейших центров молдав. культуры и образования. Во вкладных записях ряда слав. рукописей XVII-XVIII вв. румынского происхождения термином «лавра» или «царская лавра» названы мн. монастыри Молдавии и Валахии: Секу, Говора и др. По мнению А. И. Яцимирского, такое словоупотребление связано с подражанием молдав. иерархов стилю известных вкладных записей больших Л. Под термином «царская лавра» здесь следует понимать обычный монастырь, пользующийся покровительством молдав. господарей, а не московского царя. Подобное явление стилистического подражания наблюдается и во вкладных записях рукописей рус. происхождения. Можно предположить, что это подражание слав. рукописям, переписанным в визант. Л. в XIV-XV вв. (Яцимирский А. И. Славянские и рус. рукописи румынских б-к. СПб., 1905. С. 40-41).

Л. России, Украины и Польши

Киево-Печерская лавраКиево-Печерская лавраВ наст. время в РПЦ титул «лавра» присвоен 5 общежительным муж. мон-рям, 2 из которых находятся на территории России (Троице-Сергиева лавра и Александро-Невская во имя Св. Троицы лавра) и 3 на Украине (Киево-Печерская лавра, Почаевская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра и Святогорская в честь Успения Пресв. Богородицы мужская лавра). Еще до офиц. закрепления за этими мон-рями статуса Л. они часто назывались таковыми в народной среде и в нек-рых исторических документах. По мнению Е. Е. Голубинского, официальное значение названию «лавра» в Российском гос-ве было усвоено по крайней мере с кон. XVII в. (Голубинский. 1892. С. 122). Вплоть до XVIII в. не было четких критериев присвоения тому или иному монастырю титула «лавра», поэтому большое количество крупных рус. монастырей присваивали себе этот титул и именовались Л. даже в грамотах. Такое название имели в XVII в. Чудов в честь Чуда арх. Михаила в Хонех мужской монастырь (в XVI-XVII вв. назывался Великой Л.), Саввин Сторожевский в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Антония Римлянина в честь Рождества Пресв. Богородицы мужской монастырь, Кириллов Белозерский в честь Успения Пресв. Богородицы мужской монастырь, Глушицкий в честь Покрова Пресв. Богородицы мужской монастырь и др. Только в XVIII в., после секуляризационной реформы 1764 г. имп. Екатерины II Алексеевны и учреждения монастырских штатов, титул «лавра» стал выражать иерархическое преимущество сначала двух, а с 1797 г.- трех первостепенных мон-рей: Киево-Печерского, Троице-Сергиева и Александро-Невского. В качестве главных критериев присвоения титула обычно называют большое число храмов и насельников монастыря, богатство обители, а также ее историческую значимость. Однако данные критерии не всегда оказываются действенными: с одной стороны, далеко не все крупные рус. мон-ри назывались Л., с др.- нек-рые существующие Л. не всегда удовлетворяли перечисленным критериям. Наряду с древними Л., сыгравшими большую роль в духовной, культурной и светской истории России,- Киево-Печерской и Троице-Сергиевой - существовали сравнительно «молодые» и менее знаменитые (Александро-Невская, Почаевская), причем своим возвышением эти Л. во многом были обязаны политической воле императоров.

Почаевская лавраПочаевская лавра

Киево-Печерский мон-рь, один из первых по времени основания монастырей в древнерус. гос-ве, был устроен в сер. XI в. преподобными Антонием и Феодосием Печерскими на началах Студийского общежительного устава. Существует мнение, что титул «лавра» был присвоен мон-рю особой грамотой св. блгв. кн. Андрея Юрьевича Боголюбского от 1159 г., которой ему предоставлялись права ставропигии, т. е. независимости от митрополитов Киевских. Мон-рь должен был впредь подчиняться вел. князю и патриарху К-польскому. Текст грамоты сохранился в списке XVIII в., протограф его восходит к кон. XVI в. и, по-видимому, является «поновлением» утраченного подлинного документа, которое скорее всего осуществил в 90-х гг. XVI в. архим. Мелетий (Хребтович-Богуринский), чтобы создать юридические основания, не позволяющие передать Л. униатам. Мн. историки считают грамоту подложной, опираясь на выводы, сделанные митр. Макарием (Булгаковым) (История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 203). По мнению И. В. Жиленко, сохранившийся документ является копией оригинала с позднейшими вставками. Одним из веских аргументов в пользу существования такой грамоты можно считать упоминание ее в грамоте, данной Печерскому монастырю в 1481 г. Константинопольским патриархом Максимом III (Патерик Києво-Печерський / Упор.: İ. В. Жиленко. К., 1998. С. 319-334).

Название «лавра» по отношению к Киево-Печерской обители употреблялось уже в XII-XIII вв. Свт. Симон, еп. Владимирский и Суздальский († 1226), в начале сказания Киево-Печерского патерика о создании великой ц. Пресв. Богородицы, называет Печерскую обитель «архимандритией всея Рускыа земля, еже есть лавра святого и великого отца нашего Феодосия» (Киево-печерский патерик по древним рукописям: В перелож. на совр. рус. яз. М. А. Викторовой. К., 1870. С. 59). Печерский мон-рь назван Л. и в послании к некоему архим. Василию о схиме, послание приписывается свт. Кириллу II, еп. Туровскому (ПрТСО. 1851. Ч. 10. С. 347).

Титул «лавра» и права ставропигии Печерского мон-ря вскоре потеряли свое значение вслед. разорения от монголо-татар. нашествия и зависимости от Литвы, но уже польск. короли после 1569 г. постепенно возвратили Л. часть ее старых привилегий, доходов и земельных владений. Титул и права ставропигии были вновь признаны патриархом Иеремией II Траносом в 90-х гг. XVI в. и др. вост. патриархами в ХVI-ХVII вв. После воссоединения Киевской митрополии с РПЦ особая грамота патриарха Иоакима (Савёлова) от 1688 г. подтвердила привилегии Л., и она стала именоваться царской и патриаршей ставропигией, оставаясь независимой от митрополитов Киевских и управляясь выборными настоятелями, архимандритами, к-рым были присвоены особые преимущества в богослужении. Имп. Екатерина II в 1786 г. ликвидировала эту самостоятельность, установив власть митрополитов Киевских как настоятелей и священноархимандритов Киево-Печерской Л.

Троице-Сергеева лавраТроице-Сергеева лавра

Троице-Сергиев монастырь был основан в XIV в. прп. Сергием Радонежским. Первая община учеников прп. Сергия фактически жила по уставу древних палестинских Л.: каждый монах сохранял определенную экономическую самостоятельность, находясь при этом под единым духовным руководством прп. Сергия и собираясь на общие богослужения в ц. Св. Троицы. В 1355 г. по благословению К-польского патриарха Филофея Коккина в мон-ре был введен общежительный устав. Обитель стала называться Л. уже в XV в., как это следует из Похвального слова и Жития прп. Сергия, написанных прп. Епифанием Премудрым (Клосс Б. М. Избр. труды. М., 1998. T. 1: Житие Сергия Радонежского. С. 279, 315), а также из 3-й Пахомиевой редакции Жития, где Троицкий мон-рь называется Л. или Великой Л. (Там же. С. 390, 397, 401, 403). Такое раннее употребление термина объясняется влиянием Житий прп. Евфимия Великого и прп. Саввы Освященного, послуживших моделью для нек-рых частей ранних Житий прп. Сергия (Там же. С. 37). Офиц. статус Л. монастырь получил указом имп. Елизаветы Петровны от 8 июня 1744 г.

Александро-Невская лавраАлександро-Невская лавра

Датой основания Александро-Невской Л., 1-го мон-ря С.-Петербурга, принято считать 25 марта 1713 г., день освящения деревянной Благовещенской ц. при впадении Чёрной речки (р. Монастырки) в р. Неву, хотя уже с 1712 г. в мон-ре жили иноки по общежительному уставу. В 1797 г. именным указом имп. Павла I Петровича мон-рь получил статус Л.

Свято-Успенская Святогорская лавраСвято-Успенская Святогорская лавра

Успенский Почаевский мон-рь получил статус Л. в 1833 г., спустя 2 года после возвращения его в подчинение РПЦ из унии. Священноархимандритами Л. являлись Волынские, а в 40-60-х гг. XIX в.- Варшавские архиереи.

Решение о присвоении статуса Л. Свято-Успенскому Святогорскому мон-рю было принято на очередном заседании Свящ. Синода УПЦ 9 марта 2004 г. Расцвет обители пришелся на 2-ю пол. XIX - нач. XX в., когда число ее насельников доходило до 700 чел., а монастырский комплекс был сопоставим по размерам с крупнейшими мон-рями Российской империи.

В адм. отношении в досинодальную эпоху Л. были ставропигиальными мон-рями, т. е. подчинялись первоначально К-польскому патриарху, затем - митрополитам, а позднее патриархам всея Руси. В синодальную эпоху Л. подчинялись Святейшему Синоду (священноархимандритом той или иной Л. являлся местный архиерей). После восстановления Патриаршества главой всех Л. вновь стал патриарх Московский и всея Руси. В наст. время ставропигиальной в РПЦ является только Троице-Сергиева Л.

В Польской Православной Церкви наименование Л. присвоено Супрасльскому в честь Благовещения Пресв. Богородицы монастырю (Ławra Supraska), основанному в 1498 г. и расположеному в г. Супрасль на востоке Польши (Белостокская епархия). Титул «лавра» обитель стала носить во время наместничества архим. Сергия (Кинбара) (1532-1565). Настоятели Супрасльской Л. на Соборах Киевской митрополии подписывались вслед за архимандритами Киево-Печерскими.

В Украинской греко-католич. церкви наименование Л. имеет Свято-Успенская Уневская Л. Студийского устава, расположенная в с. Унев Перемышлянского р-на Львовской обл. Статус Л. мон-рь получил в кон. XIX в., после того как в нем был принят Студийский устав (1898).

За многовековую историю монашества ни один жен. мон-рь не назывался Л.; вероятно, это связано с тем, что жен. монашество в основном было общежительным. Однако формальных запретов или ограничений для присвоения титула «лавра» жен. мон-рям не существует.

Ист.: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς. ᾿Ανάλεκτα. 1897. Τ. 4. Σ. 175-184; Schwartz E., ed. Kyrillos von Skythopolis. Lpz., 1939. (TU; 49, 2); Garitte G. La Vie prémétaphrastique de S. Chariton // Bull. de l'Institut historique Belge de Rome. R., 1941. Vol. 21. P. 16-46; Drescher J., ed. Three Coptic Legends: Hilaria. Archellites. The Seven Sleepers. Le Caire, 1947. P. 29, 97, 162; Pallad. Hist. Laus. (Bartelink).
Лит.: Marti K. Mitteilungen von Baurath C. Schick über die alten Lauren und Klöster in der Wüste Juda // ZDPV. 1880. Bd. 3. S. 1-43; Голубинский Е. E. Прп. Сергий Радонежский и созданная им Троицкая Лавра. Серг. П., 1892; Riess V. Das Euthymiuskloster, die Peterskirche der Eudokia und die Laura Heptastomos in der Wüste Juda // ZDPV. 1892. Bd. 15. S. 212-233; Vailhé S. La Laure de St. Sabas // Échos de Notre Dame de France de Jérusalem. P., 1897. Vol. 5. P. 112-123, 135-144; idem. Les premiers monastères de la Palestine // Ibid. P. 39-58, 209-225, 334-356; 1898/1899. Vol. 4. P. 193-210; idem. Les laures de St. Gérasime et de Calamon // EO. 1898. Vol. 2. N 3. P. 106-119; idem. Répertoire alphabétique des monastères de Palestine // ROC. 1899. T. 4. P. 512-542; 1900. T. 5. P. 19-48, 272-292; Féderlin J. L. Recherches sur les laures et monastères de la plaine du Jourdain et du désert de Jérusalem // La Terre Sainte. P., 1903. T. 20. P. 117-331; Vailhé S., Pétridès S. St. Jean le Paléolaurite: Précédé d'une notice sur la Vieille Laura // ROC. 1904. T. 9. P. 333-358, 491-511; Leclercq H. Laures palestiniennes // DACL. 1929. T. 8. Pt. 2. Col. 1961-1988; Liguori A. M. Le laure di Palestina: Pagine sparse di cenobitismo orientale // La Terra Santa. Jerus., 1936. Vol. 16. P. 3-76; Schneider A. M. Das Kalamon-Kloster in der Jerichoeben // Oriens Chr. Ser. 3. 1938. Bd. 13. S. 39-43; Meester P., de. De monachico statu iuxta disciplinam byzantinam. Vat., 1942; Cecchetti I. Laura // EC. 1951. Vol. 7. Col. 958-960; Corbo V. C. Come abbiamo ritrovata la Laura di Geremia // La Terra Santa. 1958. Vol. 34. P. 169-172; idem. Finalmente identificata la Laura «Eptastomos»? // Ibid. P. 85-88; idem. Il cenobio di Zannos ed il piccolo cenobio della Granda Laura ritrovati nel Wadi el-Nar // Ibid. P. 107-110; idem. Ritrovati gli edifici della Laura di Firmino // Ibid. 1960. Vol. 36. P. 137-141; idem. La Nuova Laura identificata con Kh. Tina // Ibid. 1962. Vol. 38. P. 109-113; Meinardus O. F. A. Notes on the Laurae and Monasteries of the Wilderness of Judaea // LA. 1965. Vol. 15. P. 220-250; 1966. Vol. 16. P. 328-356; 1969. Vol. 19. P. 305-327; idem. Historical Notes on the Laura of Mar Saba // ECR. 1969. Vol. 2. N 4. P. 392-401; Chitty D. J. The Desert a City: An Introd. to the Study of Egyptian Palestinian Monasticism under the Christian Empire. Oxf., 1966; Bagatti B. Il villaggio bizantino e la laura // Lombardi G. La Tomba di Rahel. Jerus., 1971. P. 152-172. (SBF: Coll. Minor; 11); idem. La Laura di Suka sul Wadi Kareitun // La Terra Santa. 1971. Vol. 47. P. 336-345; Brunot A. Les laures du désert de Juda // Bible et Terre Sainte. P., 1975. Vol. 169. P. 7-16; Popov A. Le monastère «La grande Lavra» de la capitale médiévale de Tarnovo // Bulgarian Hist. Review. Sofia, 1979. Vol. 7. N 4. P. 70-78; Rubin R. The Lauras in the Judean Desert in the Byzantine Period // Cathedra. Jerus., 1982. Vol. 23. P. 25-46 (на иврите); Hirschfeld Y. Monastery of St. Euthymius: Survey and Excavations // Excavations and Surveys in Israel. Jerus., 1984. T. 3. P. 80-82; idem. List of the Byzantine Monasteries in the Judean Desert // Christian Archaeology in the Holy Land: New Discoveries: Archaeol. Essays in Honour of V. C. Corbo / Ed. G. C. Bottini. Jerus., 1990. P. 1-90; idem. Gerasimus and his Laura in the Jordan Valley // RB. 1991. T. 98. P. 419-430; idem. The Judean Desert Monasteries in the Byzantine Period. New Haven; L., 1992; idem. Monasteries and Churches in the Judean Desert in the Byzantine Period // Ancient Churches Revealed / Ed. Y. Tsafrir. Jerus., 1993. P. 149-154; idem. Euthymius and his Monastery in the Judean Desert // LA. 1993. Vol. 43. P. 339-371; idem. The Foundation of the New Laura // Asceticism / Ed. V. L. Wimbush, R. Valantasis. N. Y., 1995. P. 267-280; idem. The Monastery of Chariton: Survey and Excavations // LA. 2000. Vol. 50. P. 315-362; idem. The Physical Structure of The New Laura as an Expression of Controversy over the Monastic Lifestyle // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present / Ed. J. Patrich. Leuven, 2001. P. 323-346. (OLA; 98); idem. The Laura of Heptastomos // One Land - Many Cultures: Archaeol. Studies in Honour of S. Loffreda OFM / Ed. G. Bottini. Jerus., 2003. P. 189-204; Patrich J., Rubin R. Les grottes de El-'Aleiliyat et la Laure de Saint-Firmin // RB. 1984. T. 91. P. 381-387; Strobel A. Zur Ortslage der Laura Heptastomos // ZDPV. 1987. Bd. 103. S. 169-177; Elliott-Binns J. Cyril of Scythopolis and the Monasteries of the Palestinian Desert: Diss. [L.], 1989; Goldfus H. Khallat ed-Danabiya: A Desert Monastery // Christian Archaeology in the Holy Land. 1990. P. 277-244; Patrich J. The Cells (Ta Kellia) of Choziba, Wadi el-Qilt // Ibid. P. 205-226; idem. Palestinian Desert Monasticism: The Monastic Systems of Chariton, Gerasimus and Sabas // Cristianesimo nella storia. Bologna, 1995. Vol. 16. P. 1-10; idem. Sabas, Leader of Palestinian Monasticism: A Comparative Study in Eastern Monasticism, 4th to 7th Centuries. Wash., 1995; idem. Monastic Landscapes // Recent Research on the Late Antique Countryside / Ed. W. Bowden. Leiden; Boston, 2003. P. 413-446; Coquin R.-G. Laura // CoptE. 1991. Vol. 5. P. 1428; Patrich J., Arubas B., Agur B. Monastic Cells in the Desert of Gerasimus Near the Jordan // Early Christianity in Context: Monuments and Documents / Ed. F. Manns, E. Alliata. Jerus., 1993. P. 277-296; Прп. Давид Гареджели и его святая Лавра / Сост.: О. Шведов. М., 1996; Sion O. The Monasteries of the «Desert of the Jordan» // LA. 1996. Vol. 46. P. 245-264; Tzaferis V. Early Christian Monasticism in the Holy Land and Archaeology // The Sabaite Heritage in the Orthodox Church from the Fifth Century to the Present. 2001. P. 317-321; McCarthy M. C. Laura // NCE. 20022. Vol. 8. P. 381; Grego I. La laura di San Giorgio di Choziba: Uno dei più antichi santuari mariani di Terra Santa // Ecce ascendimus Jerosolyman (Lc 18, 31): Miscellanea di studi offerti per il 75 dello Studentato Teologico Salesiano in Terra Santa e il Centenario dell' Ispettoria salesiana del Medio Oriente / Ed. F. Mosetto. R., 2003. P. 385-397; Rubin R. Greek and «Syrian» Anchorites in the Laura of St. Firmin // Aram Periodical. Leuven, 2003. Vol. 15. P. 81-96; Failler A. Note sur le monastère de la Laure de l'Anaplous // REB. 2009. Vol. 67. P. 165-181.
Е. В. Ткачёв
Рубрики
Ключевые слова
См.также